Артур Кларк «Город и звёзды»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Очень далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Умирающая Земля | Контакт
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
В романе «Город и звезды» описывается размеренная жизнь города, которому уже сотни тысяч лет. Люди живут в нем, опутанные страхом, боясь выйти за его пределы. Но, сделав первый шаг, они оказываются на пути противоборства с Диким Разумом, который рвется из своего заточения где-то на окраине Вселенной.
«Город и звезды» был закончен в окончательном виде примерно тогда же, в 1956 г. Он основан на еще более ранней книге «Против наступления ночи» (1948), которую некоторые читатели даже предпочитают более позднему варианту. Роман этот решительно отличается от «Конца детства». Там путь людей завершается в какие-то несколько веков — здесь же Человек утверждает себя делами своими по всей Галактике, покидает ее в конце концов — и вновь начинает свой путь с Земли. И все это — через миллиард (или даже два миллиарда) лет после нас. Вряд ли кто еще из фантастов дерзнул столь далеко заглянуть в будущее. Трудно отыскать другую столь же оптимистичную и рисующую столь величественные перспективы книгу.
Роман написан в очень характерной для Кларка манере, где суховатое изложение научных и философских идей переходит в описания удивительных мест и увлекательных приключений, перемежаясь то ироничными комментариями, то несколько тяжеловесным юмором, а местами слог становится выспренне-патетическим и сентиментальным одновременно. Все это сообщает тексту своеобразную маньеристичность, типичную для почти всех лучших произведений Кларка.
Несмотря на немалый срок, прошедший с момента появления книги, она нисколько не устарела. Достаточно упомянуть красочные и, как выясняется, вполне близкие к реальности картины космического полета и вида Земли из космоса, или же замечательное по прозорливости описание искусственного интеллекта и той роли, которую компьютеры будут играть в жизни людей (вспомним, что представляли собой компьютеры пятьдесят лет назад!). Но главное в романе вовсе не это, а поразительно глубокий и красочный рассказ о том, что принято именовать концептуальным прорывом – и даже о нескольких переворотах в сознании, вызванных захватывающими перспективами, открывшимися за обломками рухнувших стен. Вот что делает «Город и звезды» одним из шедевров социально-философской фантастики. Пусть в книге можно обнаружить определенные шероховатости, условность некоторых образов – недостатки лишь оттеняют ее достоинства.
Входит в:
— цикл «Приход ночи»
— сборник «From the Ocean, From the Stars», 1961 г.
— журнал «Простор 1989'03», 1989 г.
— журнал «Простор 1989'04», 1989 г.
— журнал «Простор 1989'05», 1989 г.
Награды и премии:
лауреат |
Научная фантастика: 100 лучших книг / Science Fiction: The 100 Best Novels, 1985 |
Номинации на премии:
номинант |
Великое Кольцо, 1989 // Крупная форма (перевод) |
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
majj-s, 2 апреля 2024 г.
Через миллиард лет после конца света
«Предлагаю не прятать
И уж точно не прятаться.
Если верить киношникам,
Мы загружены в Матрицу.»
Город Диаспар не Матрица. Для его жителей десять тысяч лет сна в Пещерах Памяти, после каждой тысячи лет активности — скорее процедура релакса. Они живут практически вечно, наслаждаясь всеми удовольствиями. Десять миллионов совершенных людей, здоровых и прекрасных, обитают в интерьерах, которые могут менять в мгновение ока, лишь отдав мысленный приказ — вещи возникают из ничего и так же исчезают, когда в них отпадает надобность. Красиво одеваются, вкусно едят, избавлены от необходимости спать. К их услугам любые формы досуга: от вневременных чтения и спорта до саг, альтернативной реальности с полным эффектом погружения. Саги — нечто, среднее между кино и компьютерной игрой с возможностью одиночного или командного прохождения, и горожане любят их больше всего.
Они не путешествуют. Зачем, ведь Земля за пределами купола Диаспара лишь безжизненная пустыня. Снаружи смерть, внутри жизнь, комфорт и все, о чем можно мечтать. Нормальному человеку в голову не придет хотеть другого. Значит Олвин ненормальный, раз только и думает о том, что там «за»? На самом деле, так и есть, Олвин не такой, как все, один из Неповторимых, появление которого примерно раз в миллион лет заложено Создателями города в качестве фактора, способного изменить все. С помощью джокера здешней колоды, шута Хедрона, он впервые выйдет из-под купола, отправится в странствие, и отыщет Лиз, жители которого существуют по иным, чем диаспарцы, законам. Ведут натуральное хозяйство, выращивают еду и создают предметы материального мира способом, привычным нам, а не полубогам из Диаспара. Они не бессмертны, но у них рождаются дети, и эти люди не утратили способности телепатического общения.
Это только начало странствий и чудесных открытий Олвина, впереди встреча с трехглазым роботом, способным левитировать, возвращение домой и новое путешествие — на сей раз к звездам, а также: та-дамм, искусственный интеллект Вэйнамонд. Артур Кларк даже в этой истории — скорее философской притче о возможных путях развития человечества, чем романе, создает картину космических масштабов и поднимается до философских обобщений. Уровню драматургии «Города и звезд» сильно далеко до «Космической Одиссеи», но ответ на вопрос: почему сегодняшняя НФ стагнирует, книга дает исчерпывающий. А вы попробуйте придумать что-то о будущем круче, чем Кларк в 1956!
Нестареющая классика Золотого века фантастики теперь в аудиоформате. На Литресе аудиокнига в исполнении Игоря Князева, чьего чтения мне было достаточно, чтобы вернуться к Артуру Кларку.
Тимолеонт, 25 декабря 2022 г.
Роман бережно сохранил все сильные и устранил некоторые слабые стороны своего рассказа-прародителя. С одной стороны — таинственно, интересно, загадочно и непознаваемо. Миллиард лет, бессмертные-перерождающиеся люди, технологии развитые настолько, что их невозможно отличить от магии и неразрешимые, невероятные тайны из бездны прошлого. Это реально круто — Кларк создаёт блестящую атмосферу. Ещё отдельный плюс — автор устранил многие сюжетные проблемы «Да не настанет ночь». Объяснено, как люди остаются неизменными в течении миллиарда лет, как они не свихнулись от скуки, как размножаются и многое другое. Да и развязка вышла сильней, правдоподобней и продуманней.
Но и в целом это довольно глубокая книга о смысле и будущем существования любого разума. Кларк пытается смотреть в бескрайнее будущее и понять, что будет там, на том уровне развития, когда достигнуты любые чудеса и техномагия, когда казалось бы, стремиться уже некуда. Не могу сказать, что получился исчерпывающий ответ, да это и невозможно было, но, пожалуй, это лучшая из подобных околофилософских работ.
InigoMontoiya, 17 марта 2019 г.
В суховатой отстраненной манере Кларк описывает последний город людей на Земле, Диаспар, который существует отдельно от всей остальной Вселенной, огражденный от нее куполом, действующий как замкнутая система. Люди больше не рождаются естественным образом, их сознания загружаются в почти взрослые органические тела, уже давно лишенные ногтей и зубов, уродств, болезней и когда-то естественного человеческого любопытства. При этом упоминание отсутствия зубов несколько смущает, потому что тот же главный герой как-то поглощает пищу разнообразной текстуры по ходу произведения. Ну да ладно… Главное то, что человечество достигло, казалось бы, современного идеала: вечная жизнь на всем готовом и полная праздность, развлечения и никакого прогресса.
На этом можно было завершить философско-фантастическую историю, оставив финал открытым. Идеи противопоставления горожан и селян, которые так отдалились друг от друга, что знаться не хотят, было бы более чем достаточно для книги. Довольно очевидно порицание Кларком праздного невежественного города и благосклонность к тем, кто остался, как говорится, ближе к природе. Но этого автору было мало, поэтому дальше начинается то, что очень походит на магию, а не на научную фантастику: Элвин чудесным образом добывает себе космический корабль и без каких-либо раздумий об управлении им или запасах топлива (все магически работает само) отправляется в увеселительную поездку к другим планетам, прихватив с собой друга-селянина. О, господи.
Центральный персонаж романа немало меня удивляет. Элвин же, по сути, довольно невежественное и инфантильное существо. Машины, которыми он пользуется, для него сродни магическим предметам. Он не знает, как они устроены, умеет только приказывать вслух и ожидать исполнения своих желаний. Кларк будто дополнительно подчеркивает слабость горожанина Элвина по сравнению с его другом. Но при этом почему-то делает любопытство Элвина главной и единственной движущей силой романа.
Не меньше удивляет и странная диспропорциональность повествования: 70% книги Элвин долго и нудно ищет выход из города и исследует обнаруженное за пределами города поселение людей, а за оставшиеся 30% успевает внезапно посетить другие планеты, вернуться домой и обнаружить, что дело между горожанами и селянами пошло на лад. В эти оставшиеся 30% автор также упихивает сказочные идеи о бесплотном разуме и новом завоевании Вселенной людьми. Выглядит все это смазано и странно. То ли редакторы напортили, то ли писатель, заканчивая книгу, страшно торопился.
По-моему, произведение бы только выиграло, если бы автор разбил его на две примерно равные части, сократив подробности метаний Элвина в Диаспаре и его приключений в Лисе, и подробнее и тщательнее прописав часть с космическим путешествием и мегаразумом. Но Кларк написал так, как написал, что не очень радует даже несмотря на идеи по поводу будущего человечества и оптимистичные надежды на то, что и после долгого периода упадка все у людей еще будет.
god54, 27 января 2022 г.
Роман, который так не похож на А. Кларка. Я никогда не был большим любителем советской и кларковской фантастики, они в во многом схожи, но это произведение иное. Это, как полет мечты, когда годы складываются в миллионлетия, а проблемы и решения во много раз превосходят повороты рек с севера на юг. Старое и новое, стандартное и не стандартное, белая ворона среди черных ворон. Конечно, текст трудноват для чтения, слишком сух, детален, прямолинеен и длинен, практически без эмоций, но в этом есть своя прелесть, этакое мужское начало скрепляет сюжет и позволяет разгуляться собственному воображению. Одним словом роман для коллекции.
Violette Corner, 31 мая 2018 г.
Я даже не знаю, откуда все эти хорошие оценки и куча рекомендаций от моих знакомых, ибо книга, как мне кажется, сильно переоценена. Что мы имеем? Главного героя, который первую половину книги томится в Диаспаре, а вторую половину... Даже не знаю, томится в Лизе? Герой абсолютно сухой и картонный, такому уж точно не хочется сопереживать, да и следить за его похождениями не так уж интересно. Многие вещи в романе не показываются, а просто называются по имени, что делает чтение невероятно мучительным. Других интересных или хотя бы более живых персонажей в книге нет.
Самой интересной частью мне показался полет к Семи солнцам. У автора хватает воображения, чтобы нарисовать перед нами картину покинутых планет, но не хватает сил, чтобы создать живого персонажа. Вторая по интересности часть — развязка. Остальное — скучно и нудно.
dima9275, 8 июля 2024 г.
Однозначно НЕ самый лучший роман, в чём же проблема Города — начало хорошее плавное и увлекающее, но вот следующие наверно страниц 100 просто тягомотные мысли ни о чём, но страшно даже не это. Страшны длинные громоздкие и витиеватые предложения размером с добрый абзац, читая которые совершенно перестаёшь понимать смысл где-то к трети предложения и приходится возвращаться к началу. Зачем кларк стал так писать — не понимаю (к тому же такой зубодробильный стиль отсутствовал в Конце детсва и Лунной пыли). Задумка хорошая и интересная — вот реализация немного подкачала, к тому же кое что повисло в воздухе. Книга ранний прародитель янг адулт. перечитывать не тянет. Прочесть можно разок, если пропускать занудные и пустые псевдомысли персонажей — тогда нормально.
edwardvik, 1 июня 2024 г.
Ровный, яркий образный язык Мастера. Интересные мысли о будущем в колоссальном масштабе — миллиарды лет. Город Будущего, много интересных идей. Это понравилось. Не понравились немного тусклые серые персонажи, и образ сознания ребенка, не пришей кобыле хвост. Но в целом мастерство не пропьёшь.
mshvez, 28 декабря 2022 г.
Роман, по-моему, явственно разделяется на 3 части. В первой идёт описание «вечного города» Диаспара и жизнеописание Олвина — одного из жителей этого города. Повествование довольно тягучее, но не скучное. Автор нам даёт представление об устройстве этого мира, о судьбе человечества и судьбе отдельных его представителей, благо все они и есть жители одного единственного города, оставшегося на Земле. Вторая часть — путешествие Олвина в Лиз — другой город (оказывается, есть ещё и такой! не Диаспаром единым жив человек!). Повествование набирает обороты, событий становится больше. Интересно, как описан поезд из Диаспара в Лиз и поездка Олвина на нем. У меня сработало дежа вю: у Кинга в «Бесплодных землях» есть почти такой же поезд! Кинг воспроизвёл практически 1в1 интерьер вагонов, электронное табло с названием станций назначения, даже часть пути, где видна панорама из окон поезда — тоже напомнило описанное у Кларка. Похоже, старина Стивен читал «Город и звёзды» и бессознательно (а может и сознательно) воспроизвёл у себя запоминающийся образ «разумного» путешествующего поезда. Но мы отвлеклись, пардон. Во второй же части Олвин обзаводится другом — человеком из Лиза, сыном местной правительницы. И, наконец, третья часть — Олвин и Хилвар (тот самый друг) путешествуют в систему Семи Солнц и возвращаются на Землю. Здесь повествование ещё более динамичное, масштабное, появляются, прямо скажем, неожиданные персонажи и ходы в сюжете, раскрывать из здесь не буду, ибо спойлер. Но одновременно третья часть и несколько разочаровывает: лично у меня сложилось впечатление, что автор поставил себе высокую планку — рассказать о судьбе человечества, о его смысле существования, о Разуме вообще, даже безотносительно привязки к человеку и человечеству — но сделал это сумбурно, скомканно, как будто не знал — как вырулить из самому себе проложенной колеи. Масштабность описываемых событий тянет по объему чуть ли не на ещё один роман, а в книге — все укладывается в несколько страниц и быстренько всё сворачивается к финалу. Повторюсь, мне показалось, Кларк сам не знал, что с этим теперь делать. Видимо, чтобы донести к читателю посыл: человек, не бойся дерзать и изучать мир, мир открыт к этому, несмотря на опасности и трудности познания. Закрыться от мира и замкнуться а себе — это духовная смерть и вырождение человека. Кстати, через бессмертных жителей Диаспара Кларк хорошо это показал, а заодно затронул один из «вечных» вопросов: бессмертие — хорошо ли это и какова его цена? И вот наглядный пример — сработал обратный диалектический закон: количество перешло в качество, — при вечной продолжительности жизни — чувства тускнеют, ослабевают, любовь уже не та, страсти нет, нежность им неизвестна. Такая вот цена за бессмертие.
И сэр Артур Кларк не был бы собой, если бы отошёл от канонов научной фантастики и не показал бы нам техническое развитие, в частности — компьютеров. В романе описан прообраз нынешнего интернета, или интранета — большой группы компьютеров и вычислительных машин, объединенных в единую сеть и составляющих единое вычислительное и информационное целое, как отдельные клетки человеческого мозга вместе образуют сам мозг — аналогия взята из романа Кларка. С позиции сегодняшнего дня эти страницы читаются вполне себе адекватно и ничуть не архаично, благодаря тому, что автор показывает принципы развития вычислительной техники, а не составляющие части и механизмы самой этой техники. Описание второго как раз выглядит характерно для середины 50-х годов прошлого века — огромные компьютеры-стены, во-о-оот такой вышины, во-о-оот такой ширины... Но акцент, повторюсь не на этом, за что спасибо Кларку.
В целом роман понравился. Для ценителей твердой, социальной научной фантастики — должен «зайти» хорошо! Из-за скомканного конца и некоторых за уши притянутых персонажей, тоже в конце — поставлю 7 баллов.
DobryiLEoPoLD, 3 июля 2022 г.
Фантастика абсурда и смешенная утопия-антиутопия.
Начну с хорошего. Как лёгкое чтиво о приключениях на земле и в космосе — произведение вполне затягивает. Ещё к плюсу отнесу необычные (для жанра) концепции как сами по себе — «вечный город», «совершенный вечный нематериальный разум».
В остальных аспектах произведение вижу слабым, а во многом даже абсурдным. Поясню по пунктам.
1. «Вечному городу» Диаспару уже 1млрд лет, хорошо.. допустим. Хотя уже в возможность существования замкнутой системе в наших человеческих масштабах на протяжении столь длительного времени — слабо верится, и об этом подробнее в следующем пункте. Но параллельно «вечному городу», подчинённому работе «мудрого» Центрального Компьютера, существует и открытый внешнему миру город-цивилизация Лиз, где процессы биологической эволюции и выживания за всё это длительное время.. практически ничего не сделали с остатками человеческой цивилизации в его естественном природном варианте обитания, но за бесчисленное количество коротких жизней на этом отрезке люди могут похвастаться только такими «фишками» как телепатия, не более того. Но ведь в такое развитие сложно поверить, ведь, как известно, человечество развивается если и не по экспоненте, то уж точно в арифметической прогрессии, что за миллиард лет для открытой системы по логике должно выльется в какие-то немыслимые уровни развития, и не только на материнской планете, даже не смотря на какие-то мифические общечеловеческие страхи описанного мира перед внеземельем. Уж за миллиард лет можно было и перерости все свои «детские страхи», а то и вообще исчезнуть вместе со всеми страхами с лица земли.
2. Бессмертие жителей Диаспара за счёт машин — Хранилища Памяти. Как по мне, данная трансгуманистическая идея о возможности «запечатать» свой разум в теле машины, чтобы затем перенести его вновь в воссозданную плоть — сама по себе глубоко религиозная идея о Воскресении мертвых, но на новый технократический лад. И, как по мне, эта идея как в своей изначальной религиозной форме, так и в новоявленной технократичной — глубокое заблуждение её приверженцев, питающих иллюзорную надежу на вечную индивидуальную жизнь. То есть глупый предрассудок прошлого, не более того.
3. Уровень интеллект представителей человечества через миллиард лет после нас заявлен как высочайший и превосходящий лучшие образцы современного человеческого гения. Но данное утверждение совершенно не подтверждается на практике мыслей, слов, отношений и действий героев романа. Они все делают много ошибок и даже глупостей, которые совсем не указывают на гениальность их личностей, но порой совсем наоборот — на их глупость и поверхностность.
4. Главный герой Олвин — один из немногих в истории Диаспара «неповторимых» — как прообраз героя Нео из фильма «Матрица», где его друг из Лиза Хилвар — как подруга Нео Тринити, всюду с героем, его подруга и напарница. Уж лучше как в Матрице, я так скажу, для краткости. :)
5. В противовес религиозности в её традиционном духовном плане в романе противопоставляется какой-то трансгуманистический посыл, вполне описанный выше, но на финише дополняющийся историей с бесплотным совершенным разумом-ребёнком Вэйнамондом, который будто сам Всевышний способен на мгновенное перемещение в любую точку пространства, то есть по существу быть везде и нигде, что и есть один из атрибутов Бога. Таким образом, автор ставит человека (как творение в классическом религиозном смысле) выше своего Творца, когда человек мог создать нечто, по свойствам приближающееся к свойствам самого Бога. Но это логически представляется маловероятным. Потому-что тогда сам человек в той или иной степени стал бы тем, что он создал, то есть возимел свойства своего творения, что в описанной истории романа мы не наблюдаем.
И подводя итог впечатлений от прочитанного. Развлекательную сторону романа оцениваю на 7 баллов — не шибко то и увлекательно, лишь только в самом начале.. при описании блужданий в «вечном городе» было для меня интересно. Познавательно-логическую сторону оцениваю на 5 баллов — здесь для меня слишком много абсурдных и порой смешных моментов. Итого по среднему вывожу свою оценку на 6 баллов. Спасибо и на этом. Продолжения, надеюсь, автор не написал. :)
Kalibree_say, 31 января 2024 г.
Неплохой роман в целом. Однако здесь есть нудистика как по мне: мельчайшие описания состояний и пр. Как по мне иногда это к месту, но зацикливаться на этом постоянно превращается именно что в нудистику. Нормально разгоняется, не спешно (из-за вышеописанных расписываний деталей всяких), задумка не нова, но хорошо раскрыта с другой стороны. Концовка у него странная немного; кажется будто основной упор был на путешествие из одного места в другое и обратно. Остальное – послесловие. И нудятина конечно же.
А так в целом всё ок. Романом более-менее доволен
mka, 1 декабря 2023 г.
Такого не ожидаешь от признанного мастера НФ, автора Космической Одиссеи 1 и 2 не считая 3-ей попытки. Очень много внимания уделяется мелочным с точки зрения НФ описаниям героев, жителей города и их переживаний, сексуальных и иных озабоченностей и тп. Описания города тоже по замыслу наверно должны были впечатлить читателя прошлого века, но скорее раздражают учитывая что главный герой в этом городе родился и многое в нем должно восприниматься как обыденность, а не описываться лемовским стилем как для юного любознательного читателя 20 века «как это работает». В 50-е годы 20 столетия этим грешили многие начинающие авторы НФ пока не повзрослели.
master so, 26 декабря 2018 г.
Типичная ретро-фантастика. Очень наивная, местами глуповатая, местами интересная. Размах у автора мелковат — всего то миллиард лет. Чего ж так мало, замахнулся бы на триллион, было бы правдоподобнее. Оттого и нет никаких эмоций, все мысли и поступки, этика и философия на уровне быта 20-го века. Не сумел Кларк придумать новый социум. Впечатлило вступление — «...Вымерзала последняя влага, ещё остающаяся в разреженном воздухе Земли...» или «С той поры, как был выстроен этот город, земные океаны высохли и пески пустыни замели планету». Ещё есть такое утверждение, что все людские муравейники повымерли и лишь Диаспар бросил вызов вечности. Впечатляет!
И всё это слова автора. Кто как не он лучше всех знает созданный им мир?
Ан нет. По прочтении нескольких десятков страничек перед читателем открывается ещё один город, живой и здоровый. А когда ГГ с другом пошли в поход, то набрели на большую реку с могучим, издалека слышным, водопадом. И всё это окружено густыми лесами. Можно сказать тайгой. И ещё озеро было. С полипом говорящим.
Вот что автору удалось, так это описание пупков, то бишь их отсутствие у жильцов города Диаспара. Такой внушительный и значительный фантастический эпизод явно вдохновил Спрэга де Кампа на создание романа «Рука Зеи».
Дальше ещё круче. Гонки по галактике весьма удались. Всё в стиле Бердника, примитивно и поверхностно. Хорошо хоть антивещество для пополнения баков не зачерпывали мега-ведром. Да они и вообще на АЗС не останавливались. Видимо бесконечное топливо было.
Вот концовка понравилась, динамично с левой фабулой и непредсказуемой историей. Мощно закручено. Развязку прочёл с удовольствием.
В целом читать можно, но относится серьёзно уже не стоит. Для нашего времени лихая ретро-космоопера с элементами вестерна. Теперь уже да.
Кропус, 18 августа 2019 г.
Читал текст ещё в первой журнальной публикации 89 года и он произвёл на меня огромное впечатление, да и сейчас производит. Очень мало фантастических книг совершенно не устаревают более чем за половину столетия. Помниться описывая своей сестре впечатление от романа я сравнил его тогда с новым ранее не пробованным блюдом с небывалом вкусом.
Упрёки некоторых рецензентов, что Кларк должен был обойтись в романе без космического путешествия героев мне непонятны. Напротив без этого роман бы не был завершён и слишком многое осталось бы неясным: как люди дошли до жизни такой? Были ли злые пришельцы? Всё это без встречи с Вейнамондом люди бы так и не узнали.
Всегда бы Кларк так писал. Иногда кажется, что было два разных Кларка один написал «Лунную пыль» и «Город и звёзды», другой автор тягомотин вроде «Космической
одиссеи».
zvezdochet2009, 9 мая 2020 г.
Миллионы лет тому вперед человечество превратилось в доминирующую могущественную расу, которая правила галактикой. Но наша цивилизация неоднородна и постоянно фрагментируется на отдельные общности и фракции, исповедующие свои сепаратные принципы и ценности. Одни тянутся к звездам, другие остаются на Земле. Из оставшихся на материнской планете одни решили посвятить свою жизнь технологическому бессмертию и развлечениям, другие – единению с природой и полному отказу от техники.
На Земле миллионы лет тому вперед существует величественный город Диаспар, с населением в 10 миллионов человек – самодостаточная автономная система, обитатели которой живут нескучной жизнью в виртуальных мирах «сагах» в условиях сбалансированной ноократии: разум оцифрован, люди создаются машинами, чтобы превратиться в пепел и возродиться в новом теле, сохранив воспоминания о прошлых жизнях. Идеальная система, которая просто обречена на вечность. И внутри которой однажды рождается Неповторимый – оригинальный человек, не вписывающийся в систему и возжелавший вырваться за ее пределы в неизвестность…
Артур Кларк в своем романе «Город и звезды», достигает, кажется, самих пределов человеческой фантазии. Картины и процессы, которые он рисует, описывая далекое будущее, словно бы находятся на грани понимания и вводят мозг в настоящий экстатический паралич: поразительно, насколько легко и непринужденно писатель обходится с целыми историческими пластами и неизмеримыми пространствами космоса, которые образуют у него один огромный масштабный театр.
Его герой, Олвин, типичный бунтарь, бросивший Системе вызов, движимый жаждой познания неизведанного, неизбежно ввязывается в приключения за пределами Диаспара. Его ждут свидания со своими сородичами и путешествие в далекий космос, где на пыльных планетах хранятся секреты будущего, которое ожидает нашу расу.
Захватывающая книга – по всем параметрам. Буквально распахивает границы воображения, вырывая вас из тесной комнатки и бросая в огромный удивительный мир будущего, где представлены два базовых человеческих начала: стабильность и развитие, статика и динамика. По какому направлению идти, должен выбирать сам человек.
Символичная, интересная, насыщенная история даже не столько об одном человеке, сколько о всей нашей цивилизации и ее будущем. Книга фактически обо всех нас, живущих здесь и сейчас, на ведь мы – звено в бесконечной цепи поколений, а каковы будут последующие фрагменты и куда они уведут? Неизвестно. Но Кларк дает свою трактовку этому процессу.
Graf misanthrope, 31 июля 2023 г.
Потрясающи роман, который раскрывает сущность познания неизведанного. Позволяет задуматься о смысле мироздания, предопределена и точно вымерена галактика или же всё результат случайностей. В романе очень хорошо показаны чувства людей, которые борются за свою правду. Да и вообще автор не скупился на описании всего окружающего. Но временами бывают скучные моменты