FantLab ru

Артур Кларк «Город и звёзды»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.44
Оценок:
1590
Моя оценка:
-

подробнее

Город и звёзды

The City and the Stars

Роман, год; цикл «Приход ночи»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 145
Аннотация:

В романе «Город и звезды» описывается размеренная жизнь города, которому уже сотни тысяч лет. Люди живут в нем, опутанные страхом, боясь выйти за его пределы. Но, сделав первый шаг, они оказываются на пути противоборства с Диким Разумом, который рвется из своего заточения где-то на окраине Вселенной.

«Город и звезды» был закончен в окончательном виде примерно тогда же, в 1956 г. Он основан на еще более ранней книге «Против наступления ночи» (1948), которую некоторые читатели даже предпочитают более позднему варианту. Роман этот решительно отличается от «Конца детства». Там путь людей завершается в какие-то несколько веков — здесь же Человек утверждает себя делами своими по всей Галактике, покидает ее в конце концов — и вновь начинает свой путь с Земли. И все это — через миллиард (или даже два миллиарда) лет после нас. Вряд ли кто еще из фантастов дерзнул столь далеко заглянуть в будущее. Трудно отыскать другую столь же оптимистичную и рисующую столь величественные перспективы книгу.

Роман написан в очень характерной для Кларка манере, где суховатое изложение научных и философских идей переходит в описания удивительных мест и увлекательных приключений, перемежаясь то ироничными комментариями, то несколько тяжеловесным юмором, а местами слог становится выспренне-патетическим и сентиментальным одновременно. Все это сообщает тексту своеобразную маньеристичность, типичную для почти всех лучших произведений Кларка.

Несмотря на немалый срок, прошедший с момента появления книги, она нисколько не устарела. Достаточно упомянуть красочные и, как выясняется, вполне близкие к реальности картины космического полета и вида Земли из космоса, или же замечательное по прозорливости описание искусственного интеллекта и той роли, которую компьютеры будут играть в жизни людей (вспомним, что представляли собой компьютеры пятьдесят лет назад!). Но главное в романе вовсе не это, а поразительно глубокий и красочный рассказ о том, что принято именовать концептуальным прорывом – и даже о нескольких переворотах в сознании, вызванных захватывающими перспективами, открывшимися за обломками рухнувших стен. Вот что делает «Город и звезды» одним из шедевров социально-философской фантастики. Пусть в книге можно обнаружить определенные шероховатости, условность некоторых образов – недостатки лишь оттеняют ее достоинства.

© Тигран Магакян

Входит в:

— сборник «From the Ocean, From the Stars», 1962 г.

— журнал «Простор 1989'03», 1989 г.

— журнал «Простор 1989'04», 1989 г.

— журнал «Простор 1989'05», 1989 г.


Награды и премии:


лауреат
Научная фантастика: 100 лучших книг / Science Fiction: The 100 Best Novels, 1985

Номинации на премии:


номинант
Великое Кольцо, 1989 // Крупная форма (перевод)

Похожие произведения:

 

 


Город и Звёзды
1991 г.
Звёздный меч
1992 г.
Свидание с Рамой
1992 г.
Город и звезды
1993 г.
Пески Марса
1993 г.
Миры Артура Кларка. Город и звезды
1998 г.
Космическая одиссея
1999 г.
Солнечный ветер
2002 г.
Свидание с Рамой
2007 г.
Город и звезды
2009 г.
Город и звезды
2010 г.
Город и звезды
2018 г.
Город и звезды
2018 г.

Периодика:

Fantastyka / Nowa Fantastyka 1 (28) 1985
1985 г.
(польский)
Простор № 3, март 1989 г.
1989 г.
Простор № 4, апрель 1989 г.
1989 г.
Простор № 5, май 1989 г.
1989 г.

Самиздат и фэнзины:

Город и звёзды
1990 г.
Конец детства
2018 г.

Издания на иностранных языках:

The City and the Stars
1956 г.
(английский)
The City and the Stars
1957 г.
(английский)
The City and the Stars
1986 г.
(английский)
The City and the Stars
2001 г.
(английский)
The City and the Stars. The Sands of Mars
2001 г.
(английский)
ქალაქი და ვარსკვლავები
2009 г.
(грузинский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В суховатой отстраненной манере Кларк описывает последний город людей на Земле, Диаспар, который существует отдельно от всей остальной Вселенной, огражденный от нее куполом, действующий как замкнутая система. Люди больше не рождаются естественным образом, их сознания загружаются в почти взрослые органические тела, уже давно лишенные ногтей и зубов, уродств, болезней и когда-то естественного человеческого любопытства. При этом упоминание отсутствия зубов несколько смущает, потому что тот же главный герой как-то поглощает пищу разнообразной текстуры по ходу произведения. Ну да ладно… Главное то, что человечество достигло, казалось бы, современного идеала: вечная жизнь на всем готовом и полная праздность, развлечения и никакого прогресса.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Не скучно ли жителям Диаспара? Ни капли. Им даже в голову не приходит посмотреть, что там за стенами города. Кроме очень редких экземпляров, к коим относится главный герой Элвин. Появление таких экземпляров, как выясняется, очень не случайно. И вот такому экземпляру, а, точнее, его поиску пути из города и обнаружению другого поселения людей посвящена большая часть книги. Обнаружив других людей, Элвин понимает, что жители его города лишены не только ногтей, зубов и любопытства, но еще многих навыков и эмоций. И задается целью сблизить две ветви человечества.

На этом можно было завершить философско-фантастическую историю, оставив финал открытым. Идеи противопоставления горожан и селян, которые так отдалились друг от друга, что знаться не хотят, было бы более чем достаточно для книги. Довольно очевидно порицание Кларком праздного невежественного города и благосклонность к тем, кто остался, как говорится, ближе к природе. Но этого автору было мало, поэтому дальше начинается то, что очень походит на магию, а не на научную фантастику: Элвин чудесным образом добывает себе космический корабль и без каких-либо раздумий об управлении им или запасах топлива (все магически работает само) отправляется в увеселительную поездку к другим планетам, прихватив с собой друга-селянина. О, господи.

Центральный персонаж романа немало меня удивляет. Элвин же, по сути, довольно невежественное и инфантильное существо. Машины, которыми он пользуется, для него сродни магическим предметам. Он не знает, как они устроены, умеет только приказывать вслух и ожидать исполнения своих желаний. Кларк будто дополнительно подчеркивает слабость горожанина Элвина по сравнению с его другом. Но при этом почему-то делает любопытство Элвина главной и единственной движущей силой романа.

Не меньше удивляет и странная диспропорциональность повествования: 70% книги Элвин долго и нудно ищет выход из города и исследует обнаруженное за пределами города поселение людей, а за оставшиеся 30% успевает внезапно посетить другие планеты, вернуться домой и обнаружить, что дело между горожанами и селянами пошло на лад. В эти оставшиеся 30% автор также упихивает сказочные идеи о бесплотном разуме и новом завоевании Вселенной людьми. Выглядит все это смазано и странно. То ли редакторы напортили, то ли писатель, заканчивая книгу, страшно торопился.

По-моему, произведение бы только выиграло, если бы автор разбил его на две примерно равные части, сократив подробности метаний Элвина в Диаспаре и его приключений в Лисе, и подробнее и тщательнее прописав часть с космическим путешествием и мегаразумом. Но Кларк написал так, как написал, что не очень радует даже несмотря на идеи по поводу будущего человечества и оптимистичные надежды на то, что и после долгого периода упадка все у людей еще будет.

Оценка: нет
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман, который так не похож на А. Кларка. Я никогда не был большим любителем советской и кларковской фантастики, они в во многом схожи, но это произведение иное. Это, как полет мечты, когда годы складываются в миллионлетия, а проблемы и решения во много раз превосходят повороты рек с севера на юг. Старое и новое, стандартное и не стандартное, белая ворона среди черных ворон. Конечно, текст трудноват для чтения, слишком сух, детален, прямолинеен и длинен, практически без эмоций, но в этом есть своя прелесть, этакое мужское начало скрепляет сюжет и позволяет разгуляться собственному воображению. Одним словом роман для коллекции.

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я даже не знаю, откуда все эти хорошие оценки и куча рекомендаций от моих знакомых, ибо книга, как мне кажется, сильно переоценена. Что мы имеем? Главного героя, который первую половину книги томится в Диаспаре, а вторую половину... Даже не знаю, томится в Лизе? Герой абсолютно сухой и картонный, такому уж точно не хочется сопереживать, да и следить за его похождениями не так уж интересно. Многие вещи в романе не показываются, а просто называются по имени, что делает чтение невероятно мучительным. Других интересных или хотя бы более живых персонажей в книге нет.

Самой интересной частью мне показался полет к Семи солнцам. У автора хватает воображения, чтобы нарисовать перед нами картину покинутых планет, но не хватает сил, чтобы создать живого персонажа. Вторая по интересности часть — развязка. Остальное — скучно и нудно.

Оценка: 4
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читал текст ещё в первой журнальной публикации 89 года и он произвёл на меня огромное впечатление, да и сейчас производит. Очень мало фантастических книг совершенно не устаревают более чем за половину столетия. Помниться описывая своей сестре впечатление от романа я сравнил его тогда с новым ранее не пробованным блюдом с небывалом вкусом.

Упрёки некоторых рецензентов, что Кларк должен был обойтись в романе без космического путешествия героев мне непонятны. Напротив без этого роман бы не был завершён и слишком многое осталось бы неясным: как люди дошли до жизни такой? Были ли злые пришельцы? Всё это без встречи с Вейнамондом люди бы так и не узнали.

Всегда бы Кларк так писал. Иногда кажется, что было два разных Кларка один написал «Лунную пыль» и «Город и звёзды», другой автор тягомотин вроде «Космической

одиссеи».

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Типичная ретро-фантастика. Очень наивная, местами глуповатая, местами интересная. Размах у автора мелковат — всего то миллиард лет. Чего ж так мало, замахнулся бы на триллион, было бы правдоподобнее. Оттого и нет никаких эмоций, все мысли и поступки, этика и философия на уровне быта 20-го века. Не сумел Кларк придумать новый социум. Впечатлило вступление — «...Вымерзала последняя влага, ещё остающаяся в разреженном воздухе Земли...» или «С той поры, как был выстроен этот город, земные океаны высохли и пески пустыни замели планету». Ещё есть такое утверждение, что все людские муравейники повымерли и лишь Диаспар бросил вызов вечности. Впечатляет!

И всё это слова автора. Кто как не он лучше всех знает созданный им мир?

Ан нет. По прочтении нескольких десятков страничек перед читателем открывается ещё один город, живой и здоровый. А когда ГГ с другом пошли в поход, то набрели на большую реку с могучим, издалека слышным, водопадом. И всё это окружено густыми лесами. Можно сказать тайгой. И ещё озеро было. С полипом говорящим.

Вот что автору удалось, так это описание пупков, то бишь их отсутствие у жильцов города Диаспара. Такой внушительный и значительный фантастический эпизод явно вдохновил Спрэга де Кампа на создание романа «Рука Зеи».

Дальше ещё круче. Гонки по галактике весьма удались. Всё в стиле Бердника, примитивно и поверхностно. Хорошо хоть антивещество для пополнения баков не зачерпывали мега-ведром. Да они и вообще на АЗС не останавливались. Видимо бесконечное топливо было.

Вот концовка понравилась, динамично с левой фабулой и непредсказуемой историей. Мощно закручено. Развязку прочёл с удовольствием.

В целом читать можно, но относится серьёзно уже не стоит. Для нашего времени лихая ретро-космоопера с элементами вестерна. Теперь уже да.

Оценка: 6
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сильный и всеобъемлющий роман мастера НФ.

Главной идеей произведения я бы назвал мысль о том, что человеческая жизнь во всех её проявлениях не поддаётся оцифровке, основные радости жизни тем и хороши, что они незапланированны и неожиданны — настоящая любовь, материнство, свобода воли, мысли и тела, тяга к познанию и новым открытиям, наконец, любопытство.

Олвин появился на свет в оцифрованном городе, где всё подчинено строгим законам, соблюдающимся уже миллиард лет. И вот он, сам до конца не понимая почему, разительно отличается от остальных жителей тягой к познанию окружающего мира за стенами города. Его завораживают просторы за пределами города, звёздное небо, которое за редким исключением никогда не видели жители Диаспара, его манят эти огоньки в небе, заставляя идти в неизвестность не оглядываясь на последствия. Да, он эгоистичен, ставя во главу угла свои желания и стремления, не обращает внимания на последствия, которые коснутся всех без исключения жителей города.

Первая условная часть романа, где Олвин ищет выход из города так затянута, потому что данная проблема была наиболее сложна и имела для главного героя первостепенное значение, а решив её, он окончательно пробудил в себе те силы, которые разрушили столь длительную изоляцию двух культур Земли.

Симпатии автора явно на стороне патриархального Лиза, но в конце романа несколько раз звучит мысль, что культуры Лиза и Диаспара несомненно дополнят друг друга, позаимствовав лучшие черты.

Олвин выполнил своё предназначение, превзойдя все ожидания основателя Диаспара Ярлана Зея (жаль, что мысль Олвина о том, что он является воплощением последнего, не подтвердилась), заложившего защитный механизм от длительного застоя. Думается, что цель данного механизма состояла в том, чтобы Неповторимые поспособствовали налаживанию контакта двух культур. Встреча с последователями Мастера, обнаружение космического корабля и полёт к звёздам, думаю, не входили в планы создателя Диаспара, хотя как знать.

В этом романе, как и в «Конце детства», сквозит идея, что космос не для человека. Олвин, почувствовавший воочию его холод и безграничность, больше не хочет туда возвращаться, повторное покорение космоса — дело грядущих поколений, а ему вполне хватит дел и на Земле.

Концовка романа, когда на лике Земли главный герой видит одновременно закат и восход, символизирует конец старого мира, мира изоляции и неведения своей собственной истории, и начало чего-то нового, пока неведомого. А к чему это приведёт — уже совсем другая история.

Намеренно не пишу о Чистом Разуме и о грандиозной силе с дальнего горизонта Космоса, которая заставила жителей Империи оставить свою Вселенную, ибо эти сущности нам понять или осмыслить не дано.

Однозначно рекомендую прочитать роман, уверен, каждый поймёт и почувствует его по-разному в силу своего восприятия и мировоззрения, но, несомненно, найдёт здесь для себя что-то новое и интересное. Уже более шестидесяти лет это гениальное произведение будоражит умы думающих и мыслящих людей и не теряет актуальности, сильно опередив своё время.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Фантастика абсурда и смешенная утопия-антиутопия.

Начну с хорошего. Как лёгкое чтиво о приключениях на земле и в космосе — произведение вполне затягивает. Ещё к плюсу отнесу необычные (для жанра) концепции как сами по себе — «вечный город», «совершенный вечный нематериальный разум».

В остальных аспектах произведение вижу слабым, а во многом даже абсурдным. Поясню по пунктам.

1. «Вечному городу» Диаспару уже 1млрд лет, хорошо.. допустим. Хотя уже в возможность существования замкнутой системе в наших человеческих масштабах на протяжении столь длительного времени — слабо верится, и об этом подробнее в следующем пункте. Но параллельно «вечному городу», подчинённому работе «мудрого» Центрального Компьютера, существует и открытый внешнему миру город-цивилизация Лиз, где процессы биологической эволюции и выживания за всё это длительное время.. практически ничего не сделали с остатками человеческой цивилизации в его естественном природном варианте обитания, но за бесчисленное количество коротких жизней на этом отрезке люди могут похвастаться только такими «фишками» как телепатия, не более того. Но ведь в такое развитие сложно поверить, ведь, как известно, человечество развивается если и не по экспоненте, то уж точно в арифметической прогрессии, что за миллиард лет для открытой системы по логике должно выльется в какие-то немыслимые уровни развития, и не только на материнской планете, даже не смотря на какие-то мифические общечеловеческие страхи описанного мира перед внеземельем. Уж за миллиард лет можно было и перерости все свои «детские страхи», а то и вообще исчезнуть вместе со всеми страхами с лица земли.

2. Бессмертие жителей Диаспара за счёт машин — Хранилища Памяти. Как по мне, данная трансгуманистическая идея о возможности «запечатать» свой разум в теле машины, чтобы затем перенести его вновь в воссозданную плоть — сама по себе глубоко религиозная идея о Воскресении мертвых, но на новый технократический лад. И, как по мне, эта идея как в своей изначальной религиозной форме, так и в новоявленной технократичной — глубокое заблуждение её приверженцев, питающих иллюзорную надежу на вечную индивидуальную жизнь. То есть глупый предрассудок прошлого, не более того.

3. Уровень интеллект представителей человечества через миллиард лет после нас заявлен как высочайший и превосходящий лучшие образцы современного человеческого гения. Но данное утверждение совершенно не подтверждается на практике мыслей, слов, отношений и действий героев романа. Они все делают много ошибок и даже глупостей, которые совсем не указывают на гениальность их личностей, но порой совсем наоборот — на их глупость и поверхностность.

4. Главный герой Олвин — один из немногих в истории Диаспара «неповторимых» — как прообраз героя Нео из фильма «Матрица», где его друг из Лиза Хилвар — как подруга Нео Тринити, всюду с героем, его подруга и напарница. Уж лучше как в Матрице, я так скажу, для краткости. :)

5. В противовес религиозности в её традиционном духовном плане в романе противопоставляется какой-то трансгуманистический посыл, вполне описанный выше, но на финише дополняющийся историей с бесплотным совершенным разумом-ребёнком Вэйнамондом, который будто сам Всевышний способен на мгновенное перемещение в любую точку пространства, то есть по существу быть везде и нигде, что и есть один из атрибутов Бога. Таким образом, автор ставит человека (как творение в классическом религиозном смысле) выше своего Творца, когда человек мог создать нечто, по свойствам приближающееся к свойствам самого Бога. Но это логически представляется маловероятным. Потому-что тогда сам человек в той или иной степени стал бы тем, что он создал, то есть возимел свойства своего творения, что в описанной истории романа мы не наблюдаем.

И подводя итог впечатлений от прочитанного. Развлекательную сторону романа оцениваю на 7 баллов — не шибко то и увлекательно, лишь только в самом начале.. при описании блужданий в «вечном городе» было для меня интересно. Познавательно-логическую сторону оцениваю на 5 баллов — здесь для меня слишком много абсурдных и порой смешных моментов. Итого по среднему вывожу свою оценку на 6 баллов. Спасибо и на этом. Продолжения, надеюсь, автор не написал. :)

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В свое время я увлеклась фантастикой именно с научной, которую печатали в журналах. И естественно, с классиков жанра. В том числе с Артура Кларка. Но на тот момент Город и звезды каким-то образом прошел мимо меня…

И вот, решила исправить это досадное упущение. Читая классику любого жанра, надо всегда иметь в виду, что писалось это очень давно, в совсем других реалиях жизни и с другими общественными установками. Тем удивительнее, когда старые произведения оказываются актуальными. Особенно в жанре научной фантастики! Просто браво автору!

Перед нами очень приятная утопия (как же мы уже устали от антиутопий, идеальных обществ уже давно никто не описывает…) спустя миллионы лет после нас. Люди слетали в космос, им дали по носу, и они обосновались в огромном городе Диаспар, где все живут вечно, просто периодически уходят в банк данных, чтобы возродиться заново со старой памятью. Все у всех замечательно, не буду описывать каким образом, но все очень логично и продуманно. Даже прям захотелось внедрить )) Но жители боятся выходить за пределы города, они довольны сложившимся строем. Пока не появляется любопытный Олвин.

Честно скажу, герой мне не очень нравился. Кроме желания познать неизведанное, в нем отсутствуют многие положительные черты: сострадание, умение любить. Но он меняется, поэтому завоевал отдельный плюсик своим развитием.

Еще очень круто, что нам показывают 3 в 1: две утопии и полет к звездам. Два варианта логичного развития общества: урбанистический и природногармонический особенно круто в сравнении смотрелись!

К сожалению, последней частью – полетом к звездам, я не прониклась. Остановить на предполетном – и отлично. Но нет, надо подтянуть надразум… Зато такой финальный твист классный подогнали – ух!

В общем, можно спокойно читать тем, кто хочет поразмышлять о городах будущего, но не хочет депрессивных антиутопий.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Миллионы лет тому вперед человечество превратилось в доминирующую могущественную расу, которая правила галактикой. Но наша цивилизация неоднородна и постоянно фрагментируется на отдельные общности и фракции, исповедующие свои сепаратные принципы и ценности. Одни тянутся к звездам, другие остаются на Земле. Из оставшихся на материнской планете одни решили посвятить свою жизнь технологическому бессмертию и развлечениям, другие – единению с природой и полному отказу от техники.

На Земле миллионы лет тому вперед существует величественный город Диаспар, с населением в 10 миллионов человек – самодостаточная автономная система, обитатели которой живут нескучной жизнью в виртуальных мирах «сагах» в условиях сбалансированной ноократии: разум оцифрован, люди создаются машинами, чтобы превратиться в пепел и возродиться в новом теле, сохранив воспоминания о прошлых жизнях. Идеальная система, которая просто обречена на вечность. И внутри которой однажды рождается Неповторимый – оригинальный человек, не вписывающийся в систему и возжелавший вырваться за ее пределы в неизвестность…

Артур Кларк в своем романе «Город и звезды», достигает, кажется, самих пределов человеческой фантазии. Картины и процессы, которые он рисует, описывая далекое будущее, словно бы находятся на грани понимания и вводят мозг в настоящий экстатический паралич: поразительно, насколько легко и непринужденно писатель обходится с целыми историческими пластами и неизмеримыми пространствами космоса, которые образуют у него один огромный масштабный театр.

Его герой, Олвин, типичный бунтарь, бросивший Системе вызов, движимый жаждой познания неизведанного, неизбежно ввязывается в приключения за пределами Диаспара. Его ждут свидания со своими сородичами и путешествие в далекий космос, где на пыльных планетах хранятся секреты будущего, которое ожидает нашу расу.

Захватывающая книга – по всем параметрам. Буквально распахивает границы воображения, вырывая вас из тесной комнатки и бросая в огромный удивительный мир будущего, где представлены два базовых человеческих начала: стабильность и развитие, статика и динамика. По какому направлению идти, должен выбирать сам человек.

Символичная, интересная, насыщенная история даже не столько об одном человеке, сколько о всей нашей цивилизации и ее будущем. Книга фактически обо всех нас, живущих здесь и сейчас, на ведь мы – звено в бесконечной цепи поколений, а каковы будут последующие фрагменты и куда они уведут? Неизвестно. Но Кларк дает свою трактовку этому процессу.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Философская история с размышленими о космосе, цивилизациях, космических разумах и т.д. Тот случай, когда хотелось бы чуточку больше екшена, а то слишком уж абстрактныоое повествование. Дкмаю, что эта книга хорошо читается знойным летним днём на пляже, когда фантазия уносит вас в дальние неведомые дали.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Перечитал накануне сей роман.

До этого читал в начале девяностых в этой книге — https://fantlab.ru/edition4435 и единственное что запомнил к этому времени, были только три слова —

Шалмирейн, Диаспар, Вэйнамонд.

Приобрел издание поновее — https://fantlab.ru/edition219515 , несколько расстроили пара опечаток, но более расстроило прочитанное.

Не верится как-то в Город, которому миллиард (!!!) лет!

Не миллион, ни даже 100 миллионов, а цельный миллиард!

Жонглировать такими временными сроками не грешно, когда жанр книги — фентези, а не научная фантастика, уж извините.

Люди без зубов (это как вообще? что вместо них? это всё строение черепа будет иным, согласитесь!)?

Люди без ногтей (женщины без маникюра и френчика?)?

Уменьшенные гениталии у мужчин Диаспара в нерабочем состоянии?(о, б-же,как это развидеть назад?)

Зачем мне такие подробности?

Миллиард лет без войн и без диктатора, который в принципе с такими достижениями науки мог править вечно и пугать остальных злобными Пришельцами, чтоб держать всех в узде и на голодном пайке?

Нам постоянно рассказывают о каких- то неисчислимых чудесах Города, а на деле из развлечений там одни т.н. «саги» — это через миллиард лет-то!!!

Это какое-то общество импотентов и латентных гомосексуалистов получается, вспомните хоть, кого взял на звёзды Олвин — не Алистру (о которой с середины романа мы больше ничего не слышали и не видели, хотя она всей душой переживала за Олвина), с которой у него какие-никакие, но были отношения, а взял «принца всея Лиза» Хилвара, с кем он был знаком каких-то пару дней, и по сюжету Олвин даже, пардоньте, пиписку свою и его сравнивал... (рукалицо...)

Ну как же, книга сэра Артура Кларка, да без крепкой мужской дружбы — так не бывает (вообще без намёков на его ориентацию, честно).

Даже Шут, который должен был по сценарию иногда легонько тормошить Диаспар, при первой непредвиденной ситуации моментально «сбежал в будущее», а по сути самоубился, хоть и довольно оригинальным способом.

Странное будущее нам показал сэр Кларк и думаю, плохого он мнения был о человечестве в целом, ежели думал что оно вот так запросто может отказаться от звёзд и всего прочего интересного, что делает человека человеком.

Огромное НЕ ВЕРЮ Станиславского от меня.

Извините за такую ложку дёгтя в похвальных комментариях на пяти страницах...

Оценка: 4
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Великолепная книга,помню то потрясающее впечатление,когда в начале 90-х впервые прочел этот шедевр,тут и космос и биотехнологии и роботы и разные локации как на Земле,так и за ее пределами,в общем,этот небольшой роман-сгусток идей,а уж о занимательности сюжета и говорить не стоит.По мне-это лучшее,что написал Кларк.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман «Город и звёзды» написан в 1956 году (а первая версия в виде повести появилась аж в 1948-ом). Это примерно то самое прошлое, в которое попал Марти Макфлай из фильма «Назад в будущее». Время, когда люди носили шляпы, читали газеты и слушали радиоприёмники, телевизор был роскошью и не был ещё запущен первый искусственный спутник Земли. И вот в это время Артур Кларк пишет о существующем через миллиард лет городе Диаспар, где существует виртуальная реальность, нейроинтерфейсы, искусственный интеллект и некое подобие интернета. Во время написания романа не было даже таких понятий, это просто неотличимая от магии наука будущего, элементы которой, тем не менее, сейчас уже стали реальностью.

Общество бессмертных горожан Диаспара можно считать как утопичным, так и антиутопичным. (Лично мне этот город понравился, я б там жил с удовольствием.) По словам Кларка, жизнь там благополучна и не может наскучить никогда. Но, главный герой, Олвин, считал, что город держит его обитателей в рамках, за которые можно и нужно выходить. После совершённых Олвином открытий для человечества после миллиарда лет стагнации наступает новый этап истории.

Если начало книги оказалось очень впечатляющим, то затем события становятся слишком уж масштабными, технологии слишком уж волшебными, и само повествование становится типично наивным для фантастики тех лет. Но несмотря на это роман наполнен глубокими смыслами, которые не устареют, наверное, пока существует человечество.

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Меня в этой книге зацепило как хорошо описывался город со всеми своими плюшками) но это замкнутое «Идеальное» общество неизбежно будет стремиться к разрушению.

Сам процесс поиска истины ГГ — от глупого мальчишки, умиляет.

Ну и что избравшие другой путь- реальная им противоположность.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Начинается сей опус бесподобно. Невероятно бесподобно. И так захватывающе, что создаётся впечатление: эта бесподобность будет длиться до самого конца, до последней точки на последней страницы сего шедевра. Но… к сожалению, со мной так не произошло. Описание фантастического города настолько увлекло меня, что я даже начал мысленно представлять, как бы я сам там жил и что делал? Город поразил меня своей бессмертностью, своей формой, разумностью и интеллектом. Да-да, я практически ощущал, что Город – некое живое существо, вечное и колоссальное. Но потом главный герой находит способ покидать Город, а затем и вовсе вырывается за его пределы. Повествование для меня переходит в иную плоскость – становится каким-то заурядным и рядовым. Но не теряет своего статуса – классического фантастического романа, призванного радовать и восхищать читателей.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх