FantLab ru

Ги де Мопассан «В семье»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.80
Оценок:
35
Моя оценка:
-

подробнее

В семье

En famille

Другие названия: В своей семье; В кругу семьи; В лоне семьи

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 10
Аннотация:

Семья господина Каравана, чиновника канцелярии морского министерства, заслужившего безупречной тридцатилетней службой орден Почетного легиона, но не выслужившего высоких чинов, состоящая, кроме него, из жены и двух детей, живет в скромном доме вместе с его девяностолетней старухой-матерью…

© Dm-c
Примечание:

Опубликовано в La Nouvelle Revue, 15 февраля 1881


Входит в:

— сборник «Заведение Телье», 1881 г.



Полное собрание сочинений в 13 томах. Том 2
1950 г.
Том 1
1958 г.
Жизнь. Милый друг. Новеллы
1970 г.
Собрание сочинений в семи томах. Том 1
1977 г.
Повести и рассказы
1978 г.
Рассказы
1987 г.
Новеллы
1988 г.
Лунный свет
1989 г.
Собрание сочинений в пяти томах. Том 1
1992 г.
Собрание сочинений в шести томах. Том 1
1992 г.
Новеллы
1993 г.
Собрание сочинений в 7 томах. Том 1
1994 г.
Том 1
1994 г.
Милый друг
2000 г.
Пышка
2002 г.
Избранные произведения
2004 г.
Избранные произведения
2004 г.
Милый друг. Жизнь. Новеллы
2006 г.
Пышка
2006 г.
Пышка
2007 г.
Жизнь. Избранное
2007 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ этот показывает нам, что сон разума не только способен породить чудовище, но может также превратить в сон целую жизнь.

Господин Караван вроде бы живет: у него есть служба, семья, круг приятелей, он даже любит старенькую матушку и своих ребятишек. Во всяком случае печется о здоровье старушки и радуется детям, когда приходит домой со службы. Однако, жизнь его похожа на вязкое тягучее сновидение. Служба, карьера, отношение начальника — единственное, что вызывает у него эмоциональный отклик и какую-то осмысленную реакцию. Все остальное просто присутствует на втором плане жизни, особо не волнуя и не занимая мысли. Он женился по случаю, завел детей и живет в семье по инерции: быт устоялся, все происходит в свой час и установленным порядком, как в полусне.

Из полусонного состояния героя не выводит даже горе: внезапная смерть матери. При этом господин Караван искренне скорбит, но скорбь эта заглушается вопросами бытовыми, наследственными, а очень скоро и театральными. Первый короткий порыв сыновних чувств прошел, и человек уже смотрит на свое страдание со стороны, желая произвести впечатление на окружающих и стать предметом их сочувствия. Сочувствия не получается, всем все равно. И снова просыпаются эмоции: господин Караван потрясен равнодушием людей, он чувствует обиду и одиночество. Но тоже ненадолго, только до времени семейной трапезы. Попутно в голове прокручивается предполагаемая реакция начальника на трагедию в семье подчиненного, основанная на факте смерти сценка на службе. И боль утраты отступает на второй план, становится декорацией для представления перед соседями, сослуживцами,

Смена переживаний господина Каравана прописана в рассказе мастерски: он не бесчувственная скотина, воспоминания о матушке, собственном детстве пробиваются в его сознание и вызывают душевную боль, но тут же и заглушаются отработанной домашней рутиной и мыслями о начальнике. Мопассан — признанный критик буржуазного общества. Но данный рассказ с каким-либо типом общества даже и не связывается. Такая реакция на смерть самого близкого человека возможна в любые времена, если внутри семьи отсутствует привязанность людей друг к другу. Господин Караван живет рядом с матерью, женой, детьми, причем живет вполне мирно, в довольстве, но никто из близких не является для него безусловно необходимым, незаменимым, единственным. Они есть, они заботятся о нем и служат объектом его заботы. Но для каждого члена этой семьи центр жизни — только он сам. Поэтому и смерть матери, бабушки воспринимается только с точки зрения влияния на собственную жизнь. Так бывает, и не только в семье парижского буржуа начала девятнадцатого века.

В финале история из трагедии стремительно переходит в фарс, а заканчивается просто в традициях Грибоедова и Гоголя, когда истерически смеешься над тем, что совершенно не смешно, потому что страшно. Неразвитость разума, отсутствие привязанности хоть к кому-нибудь, кроме любимого себя, причем у всех пяти членов семьи, включая оплакиваемую по ошибке престарелую матушку, вызывает нервный холодок. Хочется закричать: Люди, так же жить нельзя! Но ведь живут и зачастую даже не «живут», а «живем»...

Глубокое проникновение в психологию героев отличает всю прозу Мопассана, но в малой форме это проявляется особенно ярко. Совсем небольшой рассказ, а жизнь людей показана целиком, со всей ее привычной обедненностью и потерянным смыслом, который мозг пытается заместить хоть чем-нибудь — часами, комодом, ожиданиями от начальства. А главное — жизнь и смерть — остается на втором плане, так до конца и не осознанное.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх