Юлиан Семёнов «Экспансия-II»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Латинская Америка | Северная Америка ) | Европа (Южная Европа | Западная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Спецслужбы
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами | Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Роман «Экспансия-II» заслуженного деятеля искусств, лауреата Государственной премии РСФСР писателя Юлиана Семёнова является продолжением романа «Экспансия-I». Оба романа объединены одним героем — советским разведчиком Максимом Максимовичем Исаевым (Штирлицем). В построенном на документальной основе произведении разоблачается реакционная деятельность ЦРУ в развивающихся странах в послевоенный период.
Первая публикация: журнал «Огонёк», 1986, № 4—9 (главы из романа); журнал «Знамя», 1986, № 8—11.
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— цикл «Политические хроники»
— сборник «Позиция», 1987 г.
— журнал «Роман-газета, 1988, № 19», 1988 г.
— журнал «Роман-газета, 1988, № 20», 1988 г.
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
strannik102, 3 июня 2021 г.
Запад есть Запад, Восток есть Восток...
Этот роман является прямым и непосредственным продолжением книги предыдущей, которая имела точно такое же название и отличалась только наличием номера первого. Т.е. мы по-прежнему оказываемся в ноябре 1946 года и все последующие действия в романе продолжают начатые движения. И в этом смысле мало что можно написать в тексте отзыва, не раскрывая интригу событий и происшествий.
Юлиан Семёнов продолжает знакомить нас с кухней послевоенной политики, открывая движущие силы и явные и тайные мотивы тех или иных действий государств и государственных чиновников на самых высоких уровнях. А после Фултонской речи Черчилля, призвавшего весь англосаксонский мир объединиться против СССР, все движения и цели подчинены этой столь просто и открыто сформулированной политической доктрине. И потому начиная с уровня вновь созданной ООН сразу происходит столкновение между этими двумя противостоящими силами — в книге не просто упоминается об этом, но даже процитированы речи дипломатов во время одного из заседаний Совбеза ООН.
И, соответственно, и на всех ступенях ниже происходит то же самое — западный мир стремится сохранить часть нацистских ресурсов и сил для того, чтобы они имели возможность продолжить свою борьбу с коммунистической идеей и со странами Восточной Европы. И потому в ход идут самые простые и испытанный средства: убийства и шантаж, подкупы и запугивания, похищения, оговоры и заговоры — ничто не может помешать осуществлению этих планов и достижению этих целей. И Исаев-Штирлиц оказывается не только в самой гуще этой нечистоплотной возни, но и является одним из камней преткновения, о который многое что ломается.
Книга читается очень легко во всех смыслах — т. е. и по литературной части к ней нет никаких претензий, и по смысловой тоже всё разумно и доходчиво. Просто надо однажды понять, с кем ты и за кого ты. Кто тут наши, а кто чужие. Но это уже совсем другая история…
PS Почему-то в романе Анды дважды названы Кордильерами, но оценку за эту фактическую ошибку я снижать не буду :)
NIKItoS1989, 31 августа 2021 г.
Книги не зря назвали одинаково, добавив лишь номер части — действия продолжаются там, где остановились в прошлом томе.
Штирлиц отправляется из Мадрида в Аргентину. Гелен потирает руки — его человек устроил вброс фотографии Штирлица вместе с Шелленбергом. И тут на арену выходит старый паук Мюллер, жизнь которого в прошлой книги почти не освещалась.
Добавляется новый персонаж — Отто Скорцени — ещё один нацистский руководитель, сотрудничавший с американцами. Организовывал бегство для многих бывших нацистских офицеров. Кстати, по словам самого автора — ему, советскому журналисту во время командировки в Испанию в 1974 удалось даже взять интервью у Скорцени.
Кажется, что в этом романе больше времени уделяется совсем не Максиму, гораздо важнее здесь взаимоотношения Пола и Кристы, как нам известно из прошлой части — именно Криста разрабатывала в Лиссабоне Грегори — друга Пола. И эта бомба ни могла не взорваться. Накал ситуации очень высокий, в браке между двумя разведчиками, итак, всё не просто, а тут ещё и это...
Любопытно, как советским людям рассказывают про продакт-плейсмент 40х годов в США, одна фирма-производитель наборов для маникюра вкладывается в фильм, в котором будет фигурировать один наш известный товарищ.
И это мог бы быть довольно лёгкий шпионский детектив, но мы снова погружаемся в трагедию маккартизма, действительно страшную страницу истории США. Осуждая советские репрессии, нельзя не осудить их американские и охота на ведьм была воистину ужасной.
Спираль всё закрученнее, мы снова ждём противостояния с главными врагами Мюллером и Геленом, но снова до них наши герои пока не дотягиваются. Несмотря на динамику, кажется, что начинаешь уставать от такой объёмной серии. Но всё-таки я продолжаю марафон и перехожу дальше к третей книге.