fantlab ru

Аркадий Гайдар «Школа»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.87
Оценок:
260
Моя оценка:
-

подробнее

Школа

Другие названия: Обыкновенная биография

Повесть, год (год написания: 1929); цикл «Обыкновенная биография»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 43
Аннотация:

Повесть о бурных революционных событиях, затянувших ученика Арзамасского реального училища в свой водоворот. Во многом автобиографична.

Примечание:

Впервые повесть напечатана в журнале «Октябрь» в 1929 году под заглавием «Обыкновенная биография», в разделе «Пережитое» (в №№ 4, 5, 6, 7), и в 1930 году в издании «Роман-газета для ребят».

Отдельной книгой повесть издана под названием «Школа» также в 1930 году (М., ГИЗ).


Входит в:


Экранизации:

«Школа мужества» 1954, СССР, реж. Владимир Басов, Мстислав Корчагин

«Школа» 1980, СССР, реж. Михаил Ильенко



Похожие произведения:

 

 


Школа
1931 г.
Школа
1934 г.
Школа
1936 г.
Школа
1940 г.
Сочинения
1946 г.
Школа
1946 г.
Избранное
1947 г.
Школа
1947 г.
Школа
1947 г.
Избранное
1948 г.
Повести
1948 г.
Сочинения в 2 томах. Том 1
1949 г.
Школа
1949 г.
Школа
1950 г.
Сочинения
1951 г.
Школа
1951 г.
Повести
1953 г.
Сочинения
1954 г.
Школа
1954 г.
Школа
1954 г.
Избранное
1955 г.
Том первый
1955 г.
Школа
1956 г.
Сочинения в 2 томах. Том 1
1957 г.
Школа
1957 г.
Школа
1957 г.
Повести и рассказы
1960 г.
Школа
1960 г.
Мои товарищи. Когда я был вожатым
1961 г.
Школа. Танкер «Дербент»
1962 г.
Избранные произведения в 2-х томах. Том 1
1963 г.
Том первый
1964 г.
Школа
1964 г.
Школа
1964 г.
Избранные произведения
1967 г.
Р.В.С. Школа. Военная тайна. Судьба барабанщика. Тимур и его команда
1968 г.
Школа
1968 г.
Школа
1969 г.
Повести
1970 г.
Школа
1970 г.
Школа
1970 г.
Школа
1971 г.
Школа
1971 г.
Повести
1972 г.
Школа
1972 г.
Школа
1972 г.
Школа
1972 г.
Школа
1973 г.
Школа. Пусть светит
1973 г.
Р.В.С. Школа. Судьба барабанщика. Тимур и его команда
1974 г.
Школа
1974 г.
Школа
1974 г.
Школа
1975 г.
Школа
1975 г.
Школа
1976 г.
Школа
1976 г.
Школа
1976 г.
Школа
1976 г.
Школа. Судьба барабанщика. Тимур и его команда
1976 г.
Школа. Военная тайна. Тимур и его команда. Кондуит и Швамбрания
1977 г.
Школа
1977 г.
На графских развалинах
1978 г.
Школа
1978 г.
Школа
1978 г.
Школа
1978 г.
Школа
1978 г.
Школа
1978 г.
Повести
1979 г.
Собрание сочинений в четырёх томах. Том 1
1979 г.
Школа
1979 г.
Школа
1979 г.
Школа
1979 г.
Школа
1979 г.
Избранное
1980 г.
Тимур и его команда. Школа
1980 г.
Школа
1980 г.
Повести, рассказы
1981 г.
Школа. Тимур и его команда
1981 г.
Повести и рассказы
1982 г.
Школа
1982 г.
Избранное
1983 г.
Избранное
1983 г.
Школа
1983 г.
Повести
1984 г.
Повести
1984 г.
Школа
1984 г.
Школа
1984 г.
Повести
1985 г.
Судьба барабанщика
1985 г.
Школа
1985 г.
Избранное
1986 г.
Повести
1986 г.
Р.В.С. Школа
1986 г.
Р.В.С. Школа
1986 г.
Собрание сочинений в трех томах. Том 1.
1986 г.
Рассказы и повести
1987 г.
Школа
1987 г.
Школа
1987 г.
Школа. Военная тайна
1987 г.
Школа. Р.В.С.
1987 г.
Две школы
1988 г.
Школа
1988 г.
Школа
1988 г.
Повести и рассказы
1990 г.
На графских развалинах
1996 г.
Собрание сочинений в трёх томах. Том 1
2000 г.
Судьба барабанщика
2000 г.
Повести и рассказы
2001 г.
Повести и рассказы
2003 г.
Повести и рассказы
2004 г.
Повести
2008 г.
Повести и рассказы
2008 г.
Судьба барабанщика
2008 г.
Тимур и его команда
2008 г.
Повести и рассказы
2009 г.
Восемь лучших произведений в одной книге
2010 г.
Аркадий Гайдар. Все лучшие повести
2015 г.
Школа
2016 г.
Школа
2016 г.
Военная тайна
2017 г.
Повести для детей. Восемь произведений в одной книге
2021 г.

Периодика:

Роман-газета для ребят, №9, 1930
1930 г.
Роман-газета для ребят, №8, 1930
1930 г.

Издания на иностранных языках:

Válogatott művei I
1954 г.
(венгерский)
School
1982 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, основное, что остается после прочтения этой повести – мысль о том, как мало в революционные годы ценилась человеческая жизнь. Причем это какая-то общая тенденция. То в бою погибает твой товарищ, то ты сам, не задумываясь, готов отдать свою. И вопрос даже не в каких-то идеях, стремлениях или борьбе за правое дело. Ну, то есть, это тоже присутствует, но оно вовсе не главное. А просто время такое. Некогда было погружаться в экзистенциальные размышления, грустить и горевать.

Любопытно еще и другое. Если раньше эта повесть казалась скорее приключенческой – побег из дома, военные приключения и все такое, то теперь читается скорее как исторический роман. И как почти любой исторический роман, довольно скучна. Первая часть – самая симпатичная. Она посвящена простой жизни в Арзамасе. Школа, уроки, мальчишеские забавы вроде ловли птиц, звон колоколов на пасху. Гайдар отлично умеет в самую безумную гонку внести лирический элемент, а тут и вообще, сплошное благолепие.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Тихий и патриархальный был у нас городок. Под праздники, особенно в Пасху, когда колокола всех тридцати церквей начинали трезвонить, над городом поднимался гул, хорошо слышный в деревеньках, раскинутых на двадцать километров в окружности.

Благовещенский колокол заглушал все остальные. Колокол Спасского монастыря был надтреснут и поэтому рявкал отрывистым дребезжащим басом. Тоненькие подголоски Никольской обители звенели высокими, звонкими переливами. Этим трем запевалам вторили прочие колокольни, и даже невзрачная церковь маленькой тюрьмы, приткнувшейся к краю города, присоединялась к общему нестройному хору.

Я любил взбираться на колокольни. Позволялось это мальчишкам только на Пасху. Долго кружишь узенькой темной лесенкой. В каменных нишах ласково ворчат голуби. Голова немного кружится от бесчисленных поворотов. Сверху виден весь город с заплатами разбросанных прудов и зарослями садов. Под горою – Теша, старая мельница, Козий остров, перелесок, а дальше – овраги и синяя каемка городского леса».

Уютная, спокойная, понятная жизнь. А потом в городок приходят революционные веяния, и все это мирное существование как-то разом рушится. Поразила искренность, с которой все это написано. Нет никаких черных и белых тонов. Нет правых и виноватых. Нет плохих и хороших. Напротив, куча сложных характеров, самых разных людей, которые оказались вдруг в новой для себя обстановке, и не понятно, как жить, что делать и за что бороться.

«Однако из всего происходящего поняли сначала только одно: царя свергли и начинается революция. Но почему надо было радоваться революции, что хорошего в том, что свергли царя, перед портретом которого еще только несколько дней тому назад хор с воодушевлением распевал гимны, — этого большинство ребят, а особенно из младших классов, еще не понимало».

Некоторые моменты ужасно напоминают недавние наши 90-е годы:

«...На трибуну один за другим выходили ораторы. Охрипшими голосами они рассказывали о социализме. Тут же записывали желающих в партию и добровольцев на фронт. Были такие ораторы, которые, взобравшись на трибуну, говорили до тех пор, пока их не стаскивали. На их место выталкивали новых

ораторов.

Я все слушал, слушал, и казалось мне, что от всего услышанного голова раздувается, как пустой бычий пузырь. Перепутывались речи отдельных ораторов. И никак я не мог понять, чем отличить эсера от кадета, кадета от народного социалиста, трудовика от анархиста, и из всех речей оставалось в памяти только одно слово: — Свобода... свобода... свобода...»

Да, все это показано взглядом подростка – главному герою всего 15 лет. Но вряд ли остальным было яснее. И мало кому удавалось сохранять здравомыслие. Более того, такие люди казались странными, выпавшими из жизни:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Дядя мой отыскался. Оказывается, он был не слесарем, а мастером котельного цеха. Дядя коротко сказал, чтобы я не дурил и отправлялся обратно.

— Делать тебе у меня нечего... Из человека только тогда толк выйдет, когда он свое место знает, — угрюмо говорил он в первый же день за обедом, вытирая полотенцем рыжие сальные усы. — Я вот знаю свое место... Был подручным, потом слесарем, теперь в мастера вышел. Почему, скажем, я вышел, а другой не вышел? А потому, что он тары да бары. Работать ему, видишь, не нравится, он инженеру завидует. Ему бы сразу. Тебе, скажем, чего в школе не сиделось? Учился бы тихо на доктора или там на техника. Так нет вот... дай помудрю. От лени все это»

.

Не очень-то детская книжка вышла, если не сказать, что и совсем не.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Салют Мальчишу смелому. А трусу — никогда!

Довольно странно, что при всей моей любви к Аркадию Гайдару повесть «Школа» до сих пор так и числилась в непрочитанных. Конечно захотелось закрыть пробел…

Написанная автором в 1930 году повесть во многом основана на автобиографическом материале. Настолько, что главный герой является однофамильцем автора, т.е. носит фамилию Гориков (почти Голиков...) Однако имя у него всё-таки другое, что позволяет Гайдару помимо чисто биографических случаев включить в повесть другие события, пусть и реальные, но случившиеся не с ним, а с его книжным прототипом. Что тут вымысел, а что является фактами судьбы самого Гайдара — я сверять не буду, думаю, кому это интересно, сумеет найти и сравнить…

Все действие повести заключено в интервал 1916 — 1918 гг. И главному герою, Борису Голикову, всего 15 лет на момент начала знакомства с ним, и он простой гимназист. И первые главы повествуют о его гимназической жизни и о взаимоотношениях с товарищами по гимназии и по соседству. Однако по мере обострения событий в России обостряется и наше повествование — Борис вынужден уйти из гимназии и вообще покинуть родной город. Ну а дальше всё обострённее и решительней — изгибы судьбы приводят парнишку сначала в ряды бастующих рабочих Сормова, а там и в боевой отряд.

К чести автора наш герой вовсе не выглядит героем, и по мере развития сюжета Борис совершает ошибки, причём некоторые из которых приводят к гибели его товарищей. Однако в конечном счёте он всё-таки находит своё место в рядах революционных бойцов.

Конечно книга полностью соответствует времени написания и пронизана идеями эпохи. И при современном прочтении довольно важно, каких взглядов придерживается уже сам читатель — что поделать, время вносит свои коррективы. Однако с чисто литературной стороны к повести претензий нет никаких, язык простой, выразительный, эмоциональный — гайдаровский. Получил истинное удовольствие.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читал эту книгу в далёком детстве. В домашней библиотеке по-прежнему стоит на полке нетолстый (247 страниц) том в ярко-красном переплёте, изданный «Детгизом» в серии «Золотая библиотека». За эти десятилетия много раз мой взгляд останавливался на книге – но вновь читать её не было ни особого желания, ни времени.

К тому же с детства оставалось смутное воспоминание о каком-то неприятном эпизоде убийства (и о соответствующей иллюстрации в книге), который произвёл на меня тогда тягостное впечатление, – и ещё более туманное ощущение, что книга довольно скучная (наверно, я читал её в слишком «младшем школьном» возрасте – и чтение оказалось утомительным).

И вдруг неожиданно для самого себя и без всякого предварительного планирования взял и перечитал повесть (толчком послужила какая-то заметка о Гайдаре, бегло просмотренная в Интернете).

* * *

В сущности, это – своего рода воплощённая в форме художественного литературного произведения краткая история нашей страны 1916–1918 годов. И теперь чтение повести вызвало во мне явственное чувство горечи. Взгляд на тот период истории и вообще на революцию из нашего времени слишком уж отличается от взгляда читателя конца 20–х и 30-х годов прошлого века (или читателя «доперестроечной» эпохи). Мы слишком много знаем… Мы знаем горькую правду. Мы знаем, что те жертвы оказались напрасны. Мы знаем, что революционный энтузиазм был порождён идеями и мечтами, обернувшимися в конечном счёте иллюзиями. Отчасти тут присутствует и некоторая зависть: у нас и в помине нет того исторического оптимизма, той веры – или хотя бы надежды – в светлое будущее. (Возможно, мне не следовало бы говорить так – «мы», «нас». Но мне кажется, что я далеко не одинок с такими своими мыслями.)

Горько читать порождённые чёрно-белой искривлённой оптикой идеологии того времени рассуждения главного героя повести – Бориса Горикова:

«Я ушел воевать за «светлое царство социализма». Царство это было где-то далеко; чтобы достичь его, надо было пройти много трудных дорог и сломать много тяжелых препятствий.

Белые были главной преградой на этом пути, и, уходя в армию, я еще не мог ненавидеть белых так, как ненавидел их шахтер Малыгин или Шебалов и десятки других, не только боровшихся за будущее, но и сводивших счеты за тяжелое прошлое.

А теперь было уже не так. Теперь атмосфера разбушевавшейся ненависти, рассказы о прошлом, которого я не знал, неотплаченные обиды, накопленные веками, разожгли постепенно и меня, как горящие уголья раскаляют случайно попавший в золу железный гвоздь.

И через эту глубокую чужую ненависть далекие огни «светлого царства социализма» засияли еще заманчивее и ярче.»

Чувство ненависти, стремление свести счёты, отплатить за обиды – эти разрушительные по своей сути побудительные мотивы не могли привести в «светлое царство социализма». Теперь мы это знаем… И знаем, сколь огромна цена, которую пришлось заплатить нашей стране, нашему народу за это знание.

Вышеприведённая цитата описывает самую суть изменений, произошедших в душе героя. Из неё ясно видно, что пройденная им школа – это школа ненависти. Классовой ненависти. Это звучит жёстко. Но это так. (И представляю, как бы выглядела – и какое чувство вызывала бы у потенциального читателя – эта книга, если бы на её обложке вместо нейтрально-банального «Школа» было бы напечатано это более точное название из двух слов.)

– А ведь с какой романтикой и энтузиазмом всё начиналось:

«Гораздо больше нравился мне большой синий плакат с густо-красными буквами: «Только с оружием в руках пролетариат завоюет светлое царство социализма».

Это «светлое царство», которое пролетариат должен был завоевать, увлекало меня своей загадочной, невиданной красотою еще больше, чем далекие экзотические страны манят начитавшихся Майн Рида вос-торженных школьников. Те страны, как ни далеки они, все же разведаны, поделены и нанесены на скучные школьные карты. А это «светлое царство» .. не было еще никем завоевано. Ни одна человеческая нога еще не ступала по его необыкновенным владениям.»

Читая эпизод убийства кадета, я вновь ощутил то неприятное чувство, что и в детстве. Я почти что кожей чувствовал окружающий меня холодный и сырой вечерний воздух, слышал отрывистый выстрел маузера. Но такого эффекта, видимо, и добивался автор. «И страшно стало мне, пятнадцатилетнему мальчугану, в черном лесу рядом с по-настоящему убитым мною человеком…» Мне тоже стало страшно…

***

Итак: хорошее для своего времени – и для лучшего знакомства со своим временем – произведение. Полагаю, что современным подросткам было бы полезно его прочитать – чтобы лучше понять и лучше почувствовать нашу историю. И «примерить» её на себя: а как бы ты сам действовал, оказавшись в «том» времени?

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга читалась тяжело. Местами было скучно, точнее рутинно. Иногда было тяжело эмоционально. Красные не понравились, белые тоже. Мать Горикова, которая знать не знает, что с ее сыном, очень жаль. Самому ему иногда хочется надавать по шее. Он выглядит очень недотепистым, наивным, легкомысленным и настоящим, потому что как еще должен выглядеть мальчишка лет пятнадцати из относительно благополоучного времени, внезапно захваченный водоворотом истории.

Не очень нравится, что некоторые герои мелькают, а дальше их судьба остается неизвестной. Но это опять же жизнь.

Правда, не вполне верится, что в жизни герой так легко бы отделался, подведя под расстрел товарища и вернувшись от белых. Да, полезные сведения принес, и все же... но в жизни все бывает, особенно когда каждый человек на счету.

Непритязательный символизм названия отдает соцреализмом, который на момент написания книги еще недосформировался. В книге его тоже, несмотря ни на что, не чувствуется. Черно-белое мышление — не от автора, а от героя, а читатель может думать свое.

Я и думаю — если хоть половина, хоть четверть из написанного связана с биографией самого Гайдара (а полного автобиографизма не бывает нигде и никогда), то тяжко же ему жилось после войны.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первая особенность книги — ощущение правды. Бориса Горикова автор наделил впечатлениями и ощущениями Аркадия Голикова. И даже то, что не взято из собственной биографии, тоже правда. Обмануть читателя тогда было трудно. Все сами через это прошли. И от этой правды становится по-настоящему страшно.

Вторая особенность — антипатия, возникающая к красным. Это при том, что и автор, и герой однозначно на их стороне. Профессиональные большевики выглядят или профессиональными убийцами, или отмороженными демагогами. Причём вторая категория даже как-то хуже. Симпатию вызывает только командир отряда при всём его позёрстве и неумении делать что-нибудь, кроме революции.

Третья особенность — поразительно низкий уровень развития героя. Сын учителя, учится в реальном училище. Реальные училища готовили своих выпускников к поступлению в технические вузы. И этот будущий студент политеха или физмата уступает по развитию самому последнему двоечнику из числа моих одноклассников, да и одноклассников нашего ребёнка тоже. Только сбежав из школы на войну, Борис начинает немного подниматься.

Приходит в голову, что благодаря такому низкому уровню герой и повёлся на простейшую демагогию. Но это будет неправдой. Мы, вроде бы, знали и понимали больше, но в перестройку повелись на ещё более примитивную демагогию.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

В детстве эта книга прошла мимо меня из-за непритязательного названия — я думал, это что-то про повседневность. Впрочем, узнай я тогда, о чём она, я бы вряд ли её прочитал — в девяностых книги о революции были не в моде, да и меня эта тема тогда не особо интересовала. А вот сейчас прочитал с большим удовольствием за три дня. Конечно, стоит немного разбираться в событиях 1916—1918 годов, чтобы не запутаться. Запомнилась мысль о том, что из-за случайностей жизни главный герой мог бы легко оказаться на другой стороне конфликта. Но, пожалуй, девизом повести могла бы служить фраза из неё: «Один не нашёл бы светлую жизнь, а все вместе должны найти».

P. S. Возможно, книга значительно повлияла на советскую культуру, а то в ней попались такие имена как Павел Корчагин и Яшка Цыганёнок. Совпадение или нет?

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Считается, что эта книга — одна из тех, что должна сделать из малчика настоящего мужчину! Я родился и вырос в Советской стране, я прочел эту книгу когда положено, в шестом классе, но до самого конца я не забуду, как мне было страшно от сцены убийства! Не надо учится на таких книгах, их надо забыть и оставить лищь в «спецхранах» в качестве учебного пособия для психиаторов!

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх