FantLab ru

Стиг Ларссон «Девушка с татуировкой дракона»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.25
Оценок:
1053
Моя оценка:
-

подробнее

Девушка с татуировкой дракона

Män som hatar kvinnor

Роман, год; цикл «Миллениум»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 96
Аннотация:

Сорок лет загадка исчезновения юной родственницы не даёт покоя стареющему промышленному магнату, и вот он предпринимает последнюю в своей жизни попытку — поручает розыск журналисту Микаэлю Блумквисту. Тот берётся за безнадежное дело больше для того, чтобы отвлечься от собственных неприятностей, но вскоре понимает: проблема даже сложнее, чем кажется на первый взгляд.

Как связано давнее происшествие на острове с несколькими убийствами женщин, случившимися в разные годы в разных уголках Швеции? При чём здесь цитаты из Третьей Книги Моисея? И кто, в конце концов, покушался на жизнь самого Микаэля, когда он подошёл к разгадке слишком близко? И уж тем более он не мог предположить, что расследование приведёт его в сущий ад среди идиллически мирного городка.

Входит в:

— цикл «Миллениум»


Награды и премии:


лауреат
Стеклянный ключ / Glasnyckeln, 2006 // (Швеция)

лауреат
Премия "Криминальный триллер" / Specsavers Crime Thriller Awards, 2008 // Международный автор года

лауреат
Британская национальная книжная премия / British Book Awards (Nibbies), 2009 // Детектив или триллер года

лауреат
Премия Барри / Barry Award, 2009 // Лучший криминальный роман, опубликованный в Великобритании. (Швеция)

лауреат
Премия Барри / Barry Award, 2010 // Лучший детективный или криминальный роман десятилетия. (Швеция)

Номинации на премии:


номинант
Премии Ассоциации писателей-криминалистов Великобритании "Кинжалы" / CWA Dagger Awards, 2008 // Международный кинжал. Швеция (перевод Reg Keeland)

номинант
Премия критиков "Strand" / Strand Critics Award, 2008 // Дебютный роман (перевод со шведского)

Экранизации:

«Девушка с татуировкой дракона» / «Män som hatar kvinnor» 2009, Германия, Дания, Швеция, Норвегия, реж: Нильс Арден Оплев

«Девушка с татуировкой дракона» / «The Girl with the Dragon Tattoo» 2011, США, Германия, Швеция, Великобритания, реж: Дэвид Финчер



Похожие произведения:

 

 


Девушка с татуировкой дракона
2009 г.
Девушка с татуировкой дракона
2011 г.
Девушка с татуировкой дракона
2012 г.
Девушка с татуировкой дракона
2013 г.
Девушка с татуировкой дракона
2013 г.
Девушка с татуировкой дракона
2014 г.
Девушка с татуировкой дракона
2014 г.
Девушка с татуировкой дракона
2015 г.
Девушка с татуировкой дракона
2019 г.
Девушка с татуировкой дракона
2019 г.
Девушка с татуировкой дракона
2019 г.
Девушка с татуировкой дракона
2021 г.

Аудиокниги:

Девушка с татуировкой дракона
2016 г.

Издания на иностранных языках:

Män som hatar kvinnor
2006 г.
(шведский)
The Girl With the Dragon Tattoo
2008 г.
(английский)
Män som hatar kvinnor
2009 г.
(шведский)
Män som hatar kvinnor
2009 г.
(шведский)
The Girl With the Dragon Tattoo
2009 г.
(английский)
The Girl With the Dragon Tattoo
2010 г.
(английский)
Чоловіки, що ненавидять жінок
2010 г.
(украинский)
Män som hatar kvinnor
2011 г.
(шведский)
Män som hatar kvinnor
2013 г.
(шведский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Нельзя сказать, что мне интересно читать только про полную приключений жизнь наемных убийц или девочек легкого поведения. Но при чтении этой книги неожиданно обнаружилось, что подробное описание режима дня экономического журналиста не слишком-то занимательно. А еще помножьте это на неспешность чисто скандинавского безэмоционального повествования... Словом, в который уже раз мне приходит в голову, что все-таки в литературе мы надеемся обнаружить нечто более концентрированное, необычное в плане событий и динамичное, чем в окружающей нас жизни или, к примеру, чем в Википедии, хотя, с другой стороны, пересказ ничем не примечательной жизненной рутины, конечно же, никогда не вызовет сомнений в правдоподобии.

Меня не покидало ощущение, что я читаю не книгу, а какую-то раздутую до неимоверных размеров газетную публикацию, даже скорее — многословную реплику в форуме. В тексте нет ни одного оригинального нестандартного наблюдения, ни одной яркой точно подмеченной детали, и при чтении подобное полное отсуствие оргазма мозга действует на психику угнетающе. Пожалуй, на примере этого текста можно почувствовать разницу между художественной литературой и... я не знаю чем -трудно определить, к какому жанру печатного слова можно отнести этот многословный «шедевр» недержания текста.

Примерно на середине книги я не удержалась и поинтересовалась-таки бэкграундом автора — Стига Ларссона, и после этого еще более утвердилась в своем мнении, что передо мной какой-то побочный продукт деятельности известного на просторах Швеции публициста. В книге вроде бы присутствует сюжет, но сама повествовательная манера смахивает на сухой и лишенный каких-либо средств выразительности скрупулезный пересказ фактов с очень ощутимым экскурсом в политику и экономику, что, повторюсь, было бы похвально для... я не знаю, возможно, для публицистики или мемуаристики, но в художественной литературе — литературе главенства идей, чувств и фантазий — это выглядит несколько неуместно.

Роман позиционирует себя как триллер, но, на самом деле, более или менее остросюжетная часть, сколько-нибудь напоминающая триллер, занимает наверное, всего около четверти объема текста. Все остальное — про нее, любимую — про экономическую журналистику.

Насколько я поняла, основная тема романа (если таковая вообще присутствует) — это моральные принципы журналистики. В частности, рассматривается вопрос, насколько это этично — шпионить за личной перепиской и прочими данными в инете. Один из главных героев вроде бы на словах считает не слишком похвальным использовать незаконные источники в своих журналистских разоблачениях, но на деле, «скрепя сердце», вовсю юзает полученную хакерским способом информацию — ведь типа когда речь идет о мерзавце, то, мол, получается, что все средства хороши. То есть можно сделать вывод об авторской позиции по этому вопросу: «если очень хочется, то можно».

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Девушка с татуировкой дракона» — первый роман из трилогии Стига Ларссона «Миллениум». По жанру это скандинавский детектив с элементами триллера. Данная книга снискала огромную популярность не только у себя на родите, но и по всему миру.

Для начала немного о сюжете. Вот уже почти 40 лет загадка исчезновения юной племянницы Харриет не даёт покоя стареющему промышленному магнату Хенрику Вангеру. В последней отчаянной попытке во всем разобраться он поручает это дело журналисту Микаэлю Блумквисту, который совсем недавно проиграл громкое дело против другого олигарха, Ханса Эрика Веннерстрёма, и был осуждён за клевету. Теперь, чтобы не подставить под удар свой журнал «Миллениум», он вынужден покинуть пост ответственного редактора. Журналистская карьера находится под угрозой, т.к. нет ничего хуже, чем потеря доверия. Адвокат Вангера-старшего, Дирк Фруде, поручает написать полное досье на Брумквиста одарённой хакерше Лисбет Саландер. Микаэль берётся за дело сорокалетней давности больше для того, чтобы отвлечься от собственных неприятностей, но вскоре понимает, что проблема куда серьёзнее, чем кажется на первый взгляд. Как связано давнее происшествие на острове с несколькими чудовищными убийствами женщин, случившимися в разные годы в разных уголках Швеции? Причём здесь цитаты из Третьей книги Моисея? Кто угрожает жизни самого Микаэля, когда он находит новые факты? Да, и кто бы мог подумать, что в идеалистическом провинциальном городке скрывается настоящее исчадие ада…

По словам самого Стига Ларссона образы главных героев он позаимствовал у известной шведской писательницы Астрид Линдгрен: Микаэль не кто иной, как юный сыщик Калле Блумквист (в романе журналист воспринимает такое сравнение, как оскорбление), а Лисбет Саландер – неординарная и непоседливая Пеппи Длинный Чулок. Для меня прорисовка героев является отдельным плюсом. Микаэль Блумквист – талантливый и честный журналист, интеллигент из рабочей семьи и любимец женщин. Своё призвание он видит в разоблачении нечистых на руку бизнесменов и благодаря своему правдолюбию и прямолинейности нередко вступает в противоборство с менее принципиальными коллегами по цеху. Его внимательность и острый ум позволяют находить зацепки там, где их не видят другие. При всём при этом Микаэль не лишён некоторой наивности, верит, что в каждом человеке есть что-то хорошее, а каждый плохой поступок продиктован обстоятельствами. Лисбет Саландер – талантливая хакерша, работающая в компании по обеспечению безопасности. В её обязанности входит поиск информации и составление досье на различных людей. В этом деле она достигла огромных успехов, и может узнать самое сокровенное. Лисбет страдает определёнными психическими отклонениями, испытывает сложности при взаимодействии с людьми, поэтому находится под опекунством. Однако за маской недалёкой девушки-неформала скрывается настоящий гений. Лисбет не нужно разбираться в устройстве чего-либо, она просто понимает принцип работы техники и информационных систем, обладает фотографической памятью и нестандартным мышлением. В противовес Микаэлю, она более цинична и считает, что, чтобы быть плохими, людям не нужен повод.

Стиг Ларссон не только писатель, но и известный политический журналист, и это накладывает определённый отпечаток на стиль изложения. В романе ярко освещена гендерная проблема и жестокое обращение с женщинами. По мнению автора, в Швеции мужчины ослеплены жаждой власти, и отношения с женщинами носит строго авторитарный характер, а многие представительницы слабого пола подвергаются унижениям и насилию. Ларссон довольно жестко осуждает идею нацизма и, по моему мнению, придерживается левосторонних политических взглядов. На это указывают, например, некоторые моменты в личной жизни героев.

Автор является талантливым продолжателем дела мастеров детективного жанра прошлого. Он подкупает читателя завязками побочных сюжетных линий и задерживает детали подлинной интриги. В день преступления мост, ведущий на остров Хедебю, где располагается особняк Вангеров, оказался перекрыт в результате автокатастрофы. Из этого следует, что в произошедшем с Харриет Виноват один из тех, кто находился в тот день на острове. Подобные ходы характерны для детективов Агаты Кристи – типичная «загадка запертой комнаты», но на этот раз в более оригинальном исполнении. Для Ларссона характерна осознанная медлительность повествования сюжета. Только примерно через сто страниц автор начинает вводить читателя в курс основной интриги. Однако талант автора не даёт нам скучать, не смотря на то, что сюжет практически не двигается.

Роман удостоен целых двух экранизаций (шведской в 2009 и американской в 2011) и награждён множеством литературных премий, в том числе и после смерти автора.

Итог: Выдающийся образец детектива скандинавской школы с лихо закрученным сюжетом, запоминающимися главными героями и самобытной северной атмосферой.

Оценка: 9
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Затянутый, нудный и блеклый детектив, написанный в медлительно-созерцательной полусонной манере. Автор явно, мягко говоря, неравнодушен к сексуальным извращениям — с удовольствием смакует их. В остальном — мутный поток псевдосоциального философствования и рассуждений.

И все это на 750 страницах!.. Выдержать трудно.

Оценка: 4
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читали вместе с супругой в рамках совместного чтения. Классный опыт. Рекомендую.

Перед нами образчик так называемого шведского детектива. В Швеции уровень жизни очень высокий, поэтому там появилось очень много писателей мрачных триллеров и детективов. Именно таким образом, наверное, и выплёскивается часть экзистенциализма и суицидальных наклонностей.

Что интересно, оригинальное название романа дословно переводится как «Мужчины, которые ненавидят женщин». И тогда роман приобретает совсем другой угол. Или нет? Хотя в самом произведение Капитан прямым текстом говорит о насилии над слабым полом, который тут представлен самым широким спектром. А наш бравый герой со всеми обходителен, уважителен и удовлетворителен.

По мне так роман растянут так сильно, что теряется динамика повествования и кульминация получается выстраданной. Контрастные персонажи, мрачный антураж, социалка, ненужные и корявые экономические опусы.

Скоротать пару вечеров, без претензий на глубокий смысл. Как говорится а разговоров то было. Эх уж эти маркетологи.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Когда идейные публицисты берутся за фикшн, обычно получается куда хуже, чем в данном случае. И хотя иногда кажется, что автор вот-вот скатится в своего Марти Ст... простите, главного героя и выдаст тупо статью в журнал, ему всё же удалось создать полноценную, классическую детективную фабулу. Книга отдаёт старомодностью и явно от этого выиграла. Затянутые экспозиции — с одной стороны, ввергают в скуку на целые десятки страниц, с другой стороны в водовороте деталей и нордических имён без них вышел бы сущий Сильмариллион. А если попадается рояль в кустах, автор вам обстоятельно изложит все социальные, экономические и юридические обоснования нахождения этого рояля в этих кустах. Ещё автор умеет располагать скучные, непонятные глыбы текста в правильной последовательности, которая интгригует глубже, чем какие-нибудь резкие, небрежные диалоги.

Вот с диалогами у него как раз-таки не вышло. Диалоги растянуты, неуклюжи: зачастую герои либо рассуждают вслух лицом к лицу, либо озвучивают по ролям договор в 50 пунктов. Не удалась и целостность главных героев. Они получились идеальными исполнителями своих функций, но вот, например, мне не верится, что асоциальная личность, у которой «синдром Аспергера или что-то в этом роде» пойдёт на рискованные стратегии с игранием ролей и перевоплощением. Ну а то, что главного мужского персонажа хотят все нужные женщины просто потому что гладиолус — это даже не клише, это столп. Впрочем, первый роман в серии, не знаю, как будет дальше.

Конечно, скандинавский детектив скандинавскому детективу рознь. По сравнению с Ю Несбё это просто рождественская сказка. Жесть, конечно, есть, но она выставляется чужеродной сущностью, которую не надо даже пытаться до конца объяснить — только бороться. Так что для не конченных пессимистов — милое чтиво на ночь.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я, тот человек, которые не видел ни экранизации, не читал книги. Но в последнее время снова часто слышу «про девушку с татуировкой дракона» и решила наконец- то познакомиться с этим шедевром. Начать решила с книги, потому что, как правило, экраницзации обычно проигрывают книгам.

Видимо я ожидала чего-то большего, начитавшись восторженных отзывов. Не плохой детектив, но все так подробно расписано, от всяких листиков-цветочков до подробного описания инвестиционных махинаций. Некоторые главы просто пропускала,потому что было откровенно скучно.

Надо попробовать посмотреть фильм, может это будет тот редкий случай, когда книга проигрывает фильму.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Интересный детектив (выведем за скобки количество изнасилованных людей).

Тут есть герои, атмосфера и загадка. Плюс автор хорошо держит темп, книжка не провисает. Герои со своей жизнью, проблемами и тараканами в голове, при этом вызывающие симпатию.

Есть, правда, в компонентах разгадки два момента, которые вызывают у меня недоверие, но примем то, что идеальный детектив практически невозможен

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Таинство скандинавской Европы

***

«Девушка с татуировкой дракона» — вещь феноменальная. Две экранизации (шведская, как по умолчанию, а вот американская – признание общемирового уровня), отличные оценки и отзывы, хорошие продажи. При заочном же знакомстве с произведением становится понятно, что книга Ларссона, как минимум, выдающаяся. Так в чём же заключается подобный успех?

Шведский автор не стал углубляться в фантастические и\или эзотерические изыскания, он взял старую-добрую (нисколько не добрую, но старую) Швецию и написал детективную историю, которая захватывает дух, снабдил всё это парой-тройкой занятных персонажей. Это вкратце. А более подробно ниже.

Сюжет «Девушки с татуировкой дракона» достаточно многосложен. Всё начинается как история журналиста с подмоченной репутацией. Микаэль Блумквист совсем недавно высоко котировался, сейчас же его карьера и жизнь пошли на спад. Стиг Ларссон при этом выгораживает своего героя, делая его борцом за справедливость и правду. Неожиданно Блумквист получает задание – провести частное расследование старой семейной драмы. Журналист и расследования – суть вещи разные. Вот только податель задания (Хенрик Вангер) убежден, что Микаэль справится с поставленной целью. И снова здесь кроется продвижение образа Блумквиста. Ощущается, что Стиг Ларссон очень любил своего героя, за что нисколько нельзя пожурить автора. Параллельно с этим сюжет крутится вокруг фрик-хакерши Лисбет Саландер. Лисбет – фигура противоречивая. Она асоциальна, при этом обладает тонким аналитическим умом и способностью находить уголку в стоге сена. Неудивительно, что рано или поздно, но две сюжетные линии сливаются в одну. Получается шикарный тандем – независимая, холодная хакерша и дотошный журналист. Наконец, чего стоит сама семья Вангеров. Там что не образ, то сказка! Будто Ларссон учился у Гоголя, читая «Мёртвые души». Действие происходит, в основном, на небольшом шведском острове, что создает атмосферу замкнутого пространства.

И раз уж пошла речь об атмосфере, то ей будет выделен целый абзац. Помимо замкнутого пространства, есть и другие оттенки происходящего. Сюжетные ходы, которые повествуют о Лисбет, полны мрачности, они асоциальны. И пусть Лисбет на грани или около, иногда читать про неё не очень приятно. А вот Блумквист помещен в атмосферу таинственности. Но куда более важно восприятие скандинавского севера. Образ холодной страны, а точнее её глубинки, в прямом смысле слова шикарен. Если вы, как и я, впадаете в трепет от пейзажей Исландии, Швеции, Норвегии и так далее, то «Девушка с татуировкой дракона» — это пять с половиной сотен страниц наслаждения, даже если убрать сюжет за скобки. Ведь северные мотивы – это как отдельный вид искусства.

Пара слов об экранизации. Американский фильм я посмотрел примерно тогда, когда он вышел в широкий прокат. Фильм сильно не зацепил. Даже не запомнился. А потом я узнал о первооснове. И только сейчас дошло до прочтения. Вместе с чтением романа я параллельно смотрел урывками всё тот же американский фильм. Получился он, скажу вам, очень сильным и интересным. Близость к оригиналу ошеломительная, за исключением пары моментов, где Америка уж никак не может обойтись без лишнего драматизма и пафоса. И да, Лисбет у Финчера намного более асоциальная и фрикнутая, чем у Ларссона. В остальном же экранизации ставлю зачёт. Шведский же аналог фильмов я решил посмотреть после прочтения трилогии.

Что до минусов книги, то их я не обнаружил. Текст ровный, интересный. Ларссон вовремя переключает сюжетные линии, смещает оттенки. Читать безумно интересно, интрига держит, в героев хочется верить. Пожалуй, только название мне не нравится. Она совершенно не отсылает к красной линии, что идёт лейтмотивом – участь женщин, попавших в руки маньяков. Но это уже вопрос к отечественным переводчикам. Так же немного странным выглядит композиция романа. Есть два крупных апогея. Один – загадка Харриет, второй – загадка Венестрёмма. По сути, всё завязалось именно с Венестрёмма, однако, по силе первый апогей сильнее второй. Он и идёт первым в плане подачи общего сюжета. От этого всё выглядит так: держите первую концовку, а потом получайте вторую, когда впечатление от первой ещё живо и дышит. Как по мне, второй апогей можно былы свернуть в длинный, но всё же эпилог, а не в 1\6 книги.

Заключение: «Девушка с татуировкой дракона» — образцовое скандинавское произведение. Оно тонкое, сильное, атмосферное. Ларссон создал феноменальный труд. Огорчает, что признание Стиг при жизни не получил. Поэтому, как говорится, рест ин пис, Стиг Ларссон. И спасибо за всё!

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отзыв будет негативным. Это не значит, что книга плохая. Вещь вполне читаемая, неглупая, местами интересная. Просто уровень, на котором она написана, не соответствует уровню её раскрутки.

Основная проблема автора, на мой взгляд, в том, что он не смог превратиться из публициста в писателя. Персонажи в массе своей неубедительны. Микаэль просто никакой. Хотя его рвут на части дамы (неизвестно, из-за чего, но бывает), он успешно проводит расследование, не признавая при этом объективного анализа, и считается успешным журналистом (вот в это можно поверить). Лисбет получилась поярче. То ли злобная феминистка, то ли подросток 28 лет, обиженный на всех взрослых. Хотя обижать её рискнёт только самоубийца.

По форме «Девушка с татуировкой дракона» — детектив. Детектив не получился. Расследование ведёт человек, который не умеет и не хочет этим заниматься. Иногда кажется, что это не очень интересно и автору. Объём книги втрое больше максимально допустимого в этом жанре. Сюжет постоянно зависает. Вдобавок автор часто что-то недоговаривает. Может быть, из-за особенностей шведского законодательства, может, чтобы пожалеть гуманистические взгляды читателей. Хотя на соседней странице может разрушать этот самый гуманизм уже без всякой надобности.

Для автора и, возможно, для шведских читателей важнее социальная составляющая романа. Конечно, проще всего от неё отмахнуться. Нам бы их проблемы. На самом деле проблем у них тоже хватает, только других. На обсуждение большинства из них обществом наложено табу. Ларссон соблюдает это табу и критикует то, что дозволено общественным мнением, и с дозволенных позиций, может быть, только добавляя остроты. Его рассуждения интересны, а факты могут поразить. Но когда сравниваешь факты и цифры, приведённые в разных главах, видишь, что они не стыкуются между собой. Особенно не стыкуются цифры. Это во многом обесценивает и выводы.

Оценка: 5
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Маньяк на маньяке сидит и маньяком погоняет! И это благополучная Швеция, ужас!

А если серьёзно — ну, пока читаешь, интерес есть. И Лисбет иногда жалко, и Микаэлю сочувствуешь аременами. И само собой, загадка, которую хочется раскрыть. За это 7 и поставил.

Но слишком уж много всего — маньяков, нераскрытых десятилетиями убийств, сексуальных перверсий, просто каких-то странностей на грани психических отклонений, причём у всех персонажей, кроме Микаэля. Перебор, как сказал один нерадивый студент.

Оценка: 7
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Честно говоря, это явно не высокая литература, и даже не отличный детектив. Что-то детективный жанр в последнее время закис. Да и вообще ярких произведений днем с огнем не сыщешь. В моде «Пятьдесят оттенков серого» и подобная античеловеческая бездуховная муть. Ну, чтобы понятнее — изображающая не людей, а каких-то усредненных политкорректных, лишенных характера роботов.

Хоть вешайте, мне никогда не понять, почему на сайте ФАНТЛАБ оценивают ДЕТЕКТИВ. Впрочем, данный опус и впрямь можно отнести к фантастике. Взять хотя бы утверждение автора, что «48 процентов женщин в Швеции подвергались сексуальному насилию». Звучит убедительно, учитывая, что женщина считает изнасилованием даже половой акт, совершенный по пьяни где-нибудь на вечеринке с плохо знакомыми людьми. Кстати говоря, большинство девочек именно так теряют девственность где-то в 14-16 лет. О чем потом с гордостью рассказывают. Ну ладно, молчу. А то меня расстреляют.

Вот у нас в стране Мария Арбатова вообще пошла еще дальше, заявив, что 99% российских женщин были изнасилованы. Не знаю, кто захочет изнасилить Арбатову — я пока явно не на этом уровне, но прикол в другом. Он заключается в том, что мужчин в России меньше, чем женщин. Поняли, парни? На каждого из вас приходится 1, 78 изнасилованной женщины. Некоторым из них 5 или 76 лет. Не припоминаете?

Короче, мне очень жаль Ларссона, в юности подвергшегося психической травме, но он явно перегибает палку. Впрочем, все великие писатели перегибали палку. Невозможно написать что-то стоящее, не перегибая палку. Беда в том, что неплохая, но банальная книга слишком разрекламирована — именно из-за своей скандальной тематики. Ларссон — журналист, и он не избежал в литературной работе журналистской тенденции раздувать сенсацию из пустоты.

Персонажи не слишком интересны, и не вызывают особого сочувствия. Сюжет довольно скучный. И лишен логики. Главный злодей — шаблон в квадрате. Вообще тематика изнасилований уже надоела. Все ясно. Секс должен быть только тогда, когда этого хочет женщина, а все остальное — изнасилование. Главная героиня, изнасилованная чиновником, с разбегу отдалась ГлавГерою. И никаких гвоздей!

В чем цимес, непонятно.

Оценка: 7
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Начнем с того, что я не считаю основным жанром этой книги — «детектив». Это вполне себе публицистика с большой социальной направленностью и малой детективной нагрузкой. Я и не читал эту книгу как детектив, я давным давно посмотрел шведскую трилогию с Нуми Рапас в главные роли и знал «кто виноват».

И все же начав читать эту книгу я увлекся. И увлекся я в первую очередь атмосферой книги. Эта атмосфера Швеции, которая в двадцатом веке все время находилась с краю, даже во второй мировой войне ее полупасивное участие обычно и не вспоминается. Для большинства она просто представляется какой-то северной страной (одной из пяти северных стран, по российским меркам) и она мало чем примечательна. И вот в книге нам предстает «другая» Швеция, а вместе с ней псевдоблагопалучная Европа. Через историю династии Вангеров, раскрывается и нацистское прошлое и традиции старых промышленников. В поисках Блумквиста мы видим быт Стокгольма и малых городков. Следуя за Лисбет мы узнаем о работе социальных служб. Пусть самый честный журналист и выглядит несколько наивно, пусть закомплексованная девочка-киберпанк и выглядит ненатурально, но сама Швеция так и предстает перед моими глазами, в шкафу у каждого жителя которой спрятан скелет, пусть даже русской проститутки.

Оценка: 9
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не могу сказать, купился я на рекламу, или же давно не читал детективов, но руки до романа дошли. Дошли с опозданием, когда наверно уже все и роман прочли, или хотя бы экранизацию посмотрели, но ведь лучше поздно, чем никогда. “Девушка с татуировкой дракона” – именно тот роман, с которым лучше все-таки ознакомиться.

Стиг Ларссон, основным родом деятельности которого являлась журналистика, подает нам историю о его коллеге по цеху – журналисте и писателе Микаэле Блумквисте, попавшем в крепкий переплет из-за обвинения в клевете в одной из особо горячих статей. Ему нужно где-нибудь переждать травлю, на время уйти со сцены, дабы не подвергать себя и свое детище — журнал “Миллениум” — новым нападкам со стороны обиженного и оклеветанного “честного” предпринимателя. В этот же момент к нему обращается старый, подходящий к краю своей жизни бизнесмен-предприниматель Хенрик Вангер, предлагающий весьма заманчивое предложение оплаченного отпуска. Только с одним условием – Микаэль должен найти разгадку давней тайны семьи Вангеров, загадочного убийства без следов, над которой бились тридцать лет лучшие криминалисты Швеции, но к разгадке ни на шаг не приблизились.

По объему роман великоват. Я бы даже сказал чересчур, если посмотреть на количество ключевых событий и развитие сюжета. А огромный он такой из-за одной вещицы. Это является некой причудой Ларссона – просто-таки чудовищно точная детализация. И это не детализация сюжета, истории, флэшбеки, а детализация каких-то вещей, совершенно посредственно относящихся ко всей истории. Прекраснейший пример – Микаэль входит в свой временный домик. По сути, что там можно сказать, да и не нужно это, но вот автор решил по-другому: не поленился, обрисовал обстановку – ну ясное дело – но вот зачем нам представлять содержимое кухонного ящика? Зачем перечислять кухонную утварь, будто в каждом доме состав принадлежностей меняется? Да, казалось бы, пустяки, такие на предложение-два, но за 600 страниц печатного текста подобных случаев набирается немало и весит оно в общем тексте довольно солидно. Первые 200 страниц являются вообще полным мраком: все настолько долго и болезненно тянется, что не будь у меня интереса, книгу отложил бы в долгий ящик гарантированно. Особенно 100 страниц полнейшего затишья, когда Микаэль только то и делает, что изучает документы, ходит в кафе и устанавливает тесные-телесные связи с женщинами.

К слову, о женщинах и связях. Связям здесь места уделено столько же, сколько и деталям. Не самому процессу, а наличию. Не пройдет и ста страниц, как не уточнят, кого именно, когда и где охомутал Блумквист. А садистов и маньяков, которые добавляют к плотским утехам еще физические и моральные издевки, еще больше.

Не сказал бы, что книга уж совсем чернушная, в наше время найти что и хуже легко, но вот свою категорию “только для взрослых” заслужила точно.

Герои романа, как главные, так и второй степени, являются уж немного надуманными. Прорисовка характеров в наличии, но иногда с этим и перебарщивали, в особенности со второй главной героиней, Лисбет Саландер, той самой девушки с драконом на плече, которая в последствии будет взрывать воздушные замки и тому подобное. Ее излишне асоциальной показали, так еще и самокритичной донельзя. После каждой детской обиды так и хочется цитировать Станиславского, мочи нет. Да вот эта самая девчонка все начало книги, можно сказать, и спасает.

По итогам хочу сказать, что главный минус в книге все-таки тянучая, безвкусная жвачка, подаваемая вместо сюжета на страницах примерно до трехсотой, но уже после становится действительно захватывающе, хоть и чуть предсказуемо. В общем роман является просто прекрасным изделием беллетристики нашего времени – если проводить альтернативу со всякими Майер и Коэльо, то пусть уж лучше люди читают “Миллениум”, лишь бы не вдохновлялись поступками некоторых героев. Минусов я насчитал суммарно наравне с плюсами, но это ведь развлекалово, и здесь большое влияние имеет жгучий интерес, а он присутствовал, даже если не всегда. Хороший детектив, не более и не менее, но со своими маленькими изюминками. Люблю я Швецию, эх, люблю...

Оценка: 6
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ооо, какая интересная книга!!! Не оторваться! Лихо закрученный сюжет, шикарно прописанные персонажи, потрясающая атмосфера — и всё приправлено тёмной тайной, скелетами в шкафу и загадкой личности. Не просто детектив — литература! (Да-да, по аналогии с «это фантастика, а не литература»)

Интересна и та полуавтобиографичная часть, что про журналистику. Как писать, о чём писать, какие методы приемлемы, а какие нет. И главное — на что ты готов ради раскрытия правды? Тронуло очень, по-настоящему.

Название только смущает. В оригинале роман называется «Мужчины, которые ненавидят женщин», что как бы намекает, да и эпиграфы органично встают в ряд. Но, видимо, издатели побоялись издавать книгу с подобным заголовком у нас в стране и пошли на поводу маркетинга... Очень жаль.

Я думала над тем, почему рука не поднимается поставить 10/10. Во-первых, потому что это всё же детектив, то есть вся суть в разгадке истории. И, таким образом, книга уже на один раз — потому что на этой разгадке держится всё повествование, и когда ты узнаёшь правду и этот запал пропадает, роман уже так не цепляет (у меня так было с «Тринадцатой сказкой», где развязка производит такой же эффект). Но я понимаю, что это недостаток жанра, а не непосредственно «Девушки...». Во-вторых же, и в главных, здесь описываются ужасные события, просто ужасные. Не в смысле плохие, а именно мерзкие, отвратительные. Только из-за эпизода с кошкой я больше никогда не захочу открыть эту книгу. Я ни в коем случае не хочу сказать, что такие темы поднимать нельзя, можно, конечно, и нужно, но возвращаться к ним мне не стоит.

Оценка: 9
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Неплохой детектив, но: 1) стало интересно только после прочтения примерно 1/3, т.к. слишком уж плодовитые Вангеры, слишком много их, я путалась, вспоминая кто есть кто и кем кому приходится; 2) история с разоблачением Микаэлем группы бандитов (самое первое его дело) показалась какой-то очень уж надуманной; 3) и еще Блумквиста автор сделал прямо каким-то sex-machine и вообще — персонажи слишком уж... надуманные что-ли, рафинированные, если бизнесмены — то самые влиятельные в стране, если злодей — то вселенское зло, если журналист — то такой, что из каждого дела создает сенсацию, про Лисбет я молчу — прям таки Мэри Сью, и так далее.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх