Стиг Ларссон (полное имя — Karl Stig-Erland «Stieg» Larsson) — известный шведский общественный деятель, журналист и писатель.
Родился в 1954 году в городке Шеллефто (Швеция). Почти всё детство провёл с дедом в деревне близ города Норшё, а после его смерти переехал в город Умео, где и сформировались его политические взгляды (он много писал о расизме, демократии, антифашистких взглядах, дискриминации). В возрасте восемнадцати лет он встретил начинающего архитектора Еву Габриэльссон (Eva Gabrielsson), которая оставалась его спутницей жизни до самой его смерти.
Своё изначальное имя «Stig», полученное при рождении, Ларссон поменял на «Stieg». Причиной тому стала возможная в будущем путаница с его другом, ставшим популярным писателем ещё задолго до славы самого Стига Ларссона. Всё же, несмотря на разницу в написании, при произношении их имена остались звучать одинаково.
Будучи политически активной персоной, Стиг Ларрсон был членом Коммунистической лиги трудящихся, читал лекции по неонацизму в Скотланд-Ярде. Он регулярно публиковался в еженедельной газете «Четвёртый интернационал» («Fjärde internationalen»), где работал изначально дизайнером по графике, а позже – журналистом и редактором. С 1977 по 1999 год Ларссон работал графическим дизайнером и журналистом в крупном шведском агентстве новостей «ТТ»(«Tidningarnas Telegrambyrå" ). В 1995 году он организовал компанию «Экспо» («Swedish Expo Foundation») – фонд, целью которого стало противостояние распространению крайне правых и расистских идей в школе и в молодёжной среде. Позже он организовал одноимённый политический журнал с антирасистским уклоном, став его издателем и редактором.
Мировую известность и популярность Стигу Ларссону принесла его трилогия «Millennium».
Написав три романа из цикла «Millennium», первоначально Ларссон оставил рукописи одному шведскому издателю, который, однако, совершил деловой промах, сравнимый лишь с ошибкой звукозаписывающей компании, отказавшей группе «Beatles»; издатель так и не открыл эту пачку. Раздражённый автор забрал рукописи и отнёс их в «Norstedt», одно из ведущих издательств художественной литературы в Швеции.
По словам Магдалены Хедлунд, менеджера по авторским правам издательства «Norstedt», это было осуществлением мечты издателя, на чьём пороге вдруг появляется автор с тремя законченными романами. «Это было неслыханно, — говорит она. — Впервые в своей практике «Norstedt» подписал договор на три книги с человеком, который до этого никогда не писал романов. Правда, у нас были большие надежды, но успеха в таком масштабе мы не предполагали». Роман был переведён на 40 языков, получил несколько наград, а его тираж составляет более 21 млн экземпляров.
Стиг Ларссон успел заключить договор с «Norstedt» на публикацию цикла «Millennium», но умер от обширного инфаркта 9 ноября 2004 года в возрасте 50 лет прежде, чем хотя бы одна книга трилогии вышла из печати.
Автор успел написать около 100 или 200 страниц (в разных источниках — разные данные) своего четвёртого романа, и, по словам его друзей, в его голове роились замыслы ещё шести книг серии «Millennium». Но, к великому неудовольствию поклонников трилогии, нынешние правообладатели не собирались публиковать четвёртую книгу. Брат покойного Йоаким Ларссон объяснил это тем, что Стиг написал только часть этого тома, и никто не может гарантировать полного соответствия последующих продолжений его замыслам. Роман был опубликован только в 2015 году, будучи доработанным Давидом Лагеркранцем.
Безвременная кончина Ларссона стала большим горем для его друзей, сотрудников и семьи, но она стала частью мифа, сложившегося вокруг него и его книг. Его имя оказалось в трагических списках больших талантов, слишком рано ушедших из жизни.
В воспоминаниях тех, кто знал Ларссона, он и сам был похож на литературного персонажа. В больших очках по моде 1980-х годов и потертом вельветовом пиджаке, он непрерывно курил и поглощал гаргантюанские количества чёрного кофе. Он никогда не появлялся в офисе до полудня, но придя, работал до трёх-четырёх часов утра. А вернувшись домой, ещё писал час или два, прежде чем лечь спать.
По словам Слэтта, друга Стига, доживи этот тихий и скромный человек до своего оглушительного успеха, слава и деньги едва ли изменили бы его. «Думаю, он потратил бы состояние на «Expo» и по-прежнему продолжал бы работать в журнале. А его издателю пришлось бы насильно затаскивать его на утренние ТВ-интервью».
Фантастика в творчестве автора.
Стиг Ларссон известен в шведском фэндоме своей публицистикой. В 15-17 лет писатель пробовал себя в жанре фантастического рассказа («Kristallkulorna», «Flugorna»), он отправлял их на публикацию в журнал «Jules Verne-Magasinet», один из самых знаменитых шведских журналов, ориентированных на научную фантастику, но они были отклонены редактором. Также в 2014 году впервые вышел фантастический рассказ Ларссона «Brain Power», написанный им в 17 лет. Действие рассказа разворачивается в будущем.
С самого раннего детства Стиг Ларссон был ярым поклонником научной фантастики. Он был редактором в нескольких фэнзинах – любительских изданиях, посвящённых фантастике. В том числе в 1972 году Стиг являлся редактором журнала «Sfären». В 1978 году он стал президентом известного клуба любителей фантастики «SFSF» («Skandinavisk Förening för Science Fiction»). В 1970-е — 80-е годы Ларсон был главным редактором известных шведских фэнзинов, в которых печатались его статьи и эссе:
- «Sfären» (вместе с Руном Форсгреном), 1972–1973
- «FIJAGH!» (вместе с Руном Форсгреном), 1974–1977
- «Långfredagsnatt», 1973–1976, 1983
- «Memorafiac», 1978
- «Fanac» (вместе с Евой Габриэльссон), 1979–1980
- «The Magic Fan» (вместе с Евой Габриэльссон, 1980
К сожалению, в связи с небольшими тиражами данных изданий, составителям не удалось найти названия публицистики, которую Ларссон публиковал в данных фэнзинах.
Так описывает данный этап творчества подруга автора Ева Габриэльссон:
«Кроме политики, мы со Стигом страстно увлекались научной фантастикой. Я перевела на шведский язык роман «Человек в высоком замке» Филиппа К. Дика, где повествуется о том, каким стал бы наш мир, если бы во Второй мировой войне победили нацисты. Нашими любимыми авторами были Роберт Хайнлайн и Сэмюэль Р. Дилэни. Приехав в Стокгольм, мы вступили в Скандинавское общество научной фантастики. Для двух чудаков, бредящих научной фантастикой, это было то, что надо. В течение двух лет мы редактировали журнал общества и время от времени торговали книгами в специализированном магазине в Кунгсхольмене. Особого дохода дело не приносило, но нас это не волновало. Фантастика стала нашим образом жизни, нас привлекали альтернативные миры, которыми были наполнены фантастические романы. Появление Интернета позволило нам увидеть их почти воочию. Например, «Снежная лавина» Нила Стефенсона, опубликованная в 1992 году, прекрасно рисует атмосферу киберпанка. Действие книги разворачивается в кибернетическом мире хакеров — примерно таком, в каком Лисбет Саландер могла бы получить все права гражданства.
В мире научной фантастики киборги — наполовину люди, наполовину роботы — могут напрямую подключаться к компьютеру вплоть до срастания с ним. Именно так Лисбет Саландер подключается к Интернету, и её необыкновенные способности роднят её с киборгом. Так что цикл «Миллениум» можно считать в какой-то мере научно-фантастическим романом».