fantlab ru

Джейн Остен «Мэнсфилд-Парк»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.97
Оценок:
115
Моя оценка:
-

подробнее

Мэнсфилд-Парк

Mansfield Park

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 23
Аннотация:

Девочка из бедного семейства Прайс едет на постоянное проживание к богатым родственникам из Мэнсфилд-парка. Бертрамы (за исключением кузена Эдмунда) пренебрежительно обходятся с ней, ведь девушка бедна и зависима, а значит бесправна. Но лишь ей одной видны все достоинства и пороки окружающих её людей. Трезвость ума и рассудительность привлекают многих к Фанни, к тому же через несколько лет она превращается в очаровательную девушку и получая предложение выйти замуж, должна решить: выбрать богатство и благополучие или внимать безответной любви.

Примечание:

По мотивам романа написано несколько вольных продолжений, самое известное из которых — роман Джоан Айкен «Возвращение в Мэнсфилд-Парк» (1984).


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (16)
/языки:
русский (16)
/тип:
книги (16)
/перевод:
Р. Облонская (14)

Джейн Остен. Собрание сочинений в трех томах. Том 2
1988 г.
Мэнсфилд-Парк
1998 г.
Гордость и предубеждение
2005 г.
Мэнсфилд-парк
2009 г.
Мэнсфилд-парк
2009 г.
О гордости и любви
2009 г.
Все шедевры в одном томе
2010 г.
Собрание сочинений. Том 2
2011 г.
Мэнсфилд-Парк
2011 г.
Полное собрание романов в двух томах. Том 1
2011 г.
Мэнсфилд-парк
2011 г.
Собрание сочинений в одной книге
2012 г.
Доводы рассудка
2016 г.
Мэнсфилд-Парк
2020 г.
Доводы рассудка. Мэнсфилд-парк
2022 г.
Мэнсфилд-Парк
2022 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я люблю этот роман именно за то, за что многие его очень не любят.

Например, за медленное развитие сюжета, за уютную бессобытийность, когда все самое главное происходит в сердцах.

За возможность взглянуть на мораль ушедшего времени и понять, что не так уж она не похожа на нашу. Власть отцов стала слабее, а поводов для ревности столько же, сколько и ранее.

Еще я люблю героиню. Да, Фанни не так насмешлива, как Элиза, зато она не так нагло безрассудна, как Эмма, не так высокомерно правильна, как Элинор, наконец, хотя немного похожа на Энн, все же более оптимистично настроена, наверное, потому что моложе. Так что я ее полюбила почти сразу.

Обрадовал и Эдмунд. Конечно, он немного резонер, зато у Остин наконец появился положительный священник. Насмешки в адрес этого сословия от дочери духовного лица всегда вызывали у меня опасливое отторжение. Хотя и тут не обошлось без любимых подколок мисс Остин — доктор Грант вполне вписывается в ее сатирическую галерею.

Впрочем, как водится, отрицательные герои, особенно героини, получились интереснее положительных. Йейтс забавен, тетушка Норрис тоже, Мэри обаятельна и самой своей беспринципностью вызывает интерес. Кто бледно прописан, так это Джулия — она временами кажется тенью сестры, в отличие от Фанни, которая в тени, но сама по себе.

Жаль, что нет русского перевода «Обетов любви». Возможно, удастся прочитать его на английском, и у меня хватит старых знаний.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Понравилось, хотя временами уж сильно затянуто и напоминает мыльную оперу. Разделение на части, не совсем явно, как в том же ГиП. Хотя в целом, некие «вехи» событий есть.

На удивление, читала с удовольствием, не взирая на то, что вторая часть сплошь в мыслях: кто же, наконец, с кем?!

Фанни, признаться, подбешивала всю книгу.

В этом романе очень чувствуется отличие нынешних нравов от людей прошлого. Хотя мне часто жаль, что сейчас никто не обращает внимание на нравственность, приличия, в 19в это доведено порой до абсурда.

Мэнсфилд можно назвать третьи романом Остин, который я читала с удовольствием, но он все же не станет моим любимым.

/вторым была «Эмма»/

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот и дочитан последний незнакомый мне роман Джейн Остин. Впереди ещё будут эссе, наброски неоконченных произведений и прочие огрызки текстов, однако можно констатировать, что моё знакомство с творчеством знаковой фигуры мировой литературы завершено.

Будем объективными: это далеко не самая лучшая книга писательницы. Конечно, это не выбесившая меня «Эмма» и не откровенно сумбурные «Чувства и чувствительность», но до «Нортенгерского аббатства» или «Доводов рассудка» роман не дотягивает. Про «Гордость и предубеждение» я и вовсе молчу, по сравнению с ним «Мэнсфил-парк» находится в абсолютно иной весовой категории.

Тем не менее роман стоит того времи и тех весьма значительных усилий, которые я на него потратил. Дело в том, что психология главной героини выписана блестяще. Честно говоря, редко какому писателю удаётся так погрузить читателя в душу героя, показать самые крохотные и незаметные движения человеческой души, как это сделала Остин в данной книге. Конечно, из-за этого пострадала динамика и без того неторопливого романа, но в результате эффект получился просто потрясающим. Вспоминается Достоевский, который с такой же виртуозностью описывал тончайший оттенки чувств и эмоций своих героев. Конечно, с точки зрения сюжетов и стилистики Фёдор Михайлович и Джейн Остин являются совершенно разными писателями, но читая и того, и другого понимаешь, почему они оба оказались на полке абсолютной классики мировой литературы.

Как я сказал выше, Остин прекрасно описала характер героини романа. Робкая, скромная, к тому же откровенно затюканная как воспитанием, которое давали женщинам двести лет назад, так и осознанием своего статуса бесприданницы – именно такой является Фанни Прайс. И хотя приёмная семья обращалась с ней хорошо, Фанни прекрасно понимает, что матримониальные перспективы у неё откровенно безрадостные. Стоит ли удивляться, что по натуре героиня является пессимисткой и старается избегать малейших конфликтов? А теперь представьте, что к такой серой мышке (Джей Остин описывает Фанни как девицу юную и симпатичную, но не более) посватался молодой человек с серьёзным состоянием. Беда в том, что сердце героини уже отдано другому, а жених не вызывает ничего кроме отторжения. Однако всем вокруг очевидно, что лучшей партии ей не найти (и это правда), а значит нужно немедленно принимать предложение руки и сердца и бежать к алтарю. Возражений девушки никто слушать не хочет, поскольку очевидно, что восемнадцатилетняя барышня просто мается дурью. И вот уже даже человек, являющийся предметом её тайной страсти, уговаривает Фанни выйди замуж за постылого жениха. Где робкой и стеснительной девушке найти силы, чтобы выдержать этот прессинг и как громко надо сказать «Нет!», чтобы его услышали окружающие?

Беда в том, что для создания столь щекотливой и при этом блестяще прописанной ситуации Джей Остин потребовалось примерно две трети романа, а из-за этого большая часть книги довольно скучна. Описание жизни мелкопоместного дворянства в провинции не смотря на всю свою достоверность (всё же для Остин это были современные реалии, в которых она прекрасно разбиралась) наводит откровенную тоску.

Здесь бы на выручку могла бы прийти авторская ирония, однако в этом романе её слишком мало для того, чтобы оживить текст. К тому же стиль Джейн Остин довольно витиеват (что поделаешь, так писали двести лет назад), поэтому даётся далеко не каждому переводчику. Увы, в исполнении Раисы Облонской «Мэнсфил-парк» получился довольно тяжеловесным.

Финал истории слит. Основная интрига была понятна мне с первых же страниц романа (благо общий сюжет у Остин от книги к книге не меняется), однако желание писательницы подвести дело под хэппи-энд, максимально полно наградить положительных героев и наказать героев отрицательных изрядно испортило окончание истории. Не слишком любимые мною «Чувство и чувствительность», в конце которых у тамошних сволочей всё сложилось очень хорошо, выглядят в этом плане куда более достоверными.

Итог: довольно тяжеловесное, но при этом исключительно точное с точки зрения психологии героев (впрочем, так оно всегда и бывает у Остин) произведение. Чувствуется, что автор при написании книги хотела поговорить о важной для неё самой теме моральных принципов, которыми должен руководствоваться каждый человек. Скорее всего именно поэтому роман и получился столь необычным для её творчества. «Мэнсфил-парк» ни в коем случае нельзя назваться писательской неудачей, но всё же все желающие ознакомится с этим произведением должны понимать, что здесь вы столкнётесь с совсем другой Джейн Остин: сдержанной и серьёзной.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Замечательный роман ни о чём. Почти никаких событий не происходит, перед нами предстаёт повседневная жизнь зажиточного поместья, куда попадает на воспитание бедная родственница Фанни Прайс. В лучших традициях «Золушки», у Фанни есть две сестры, которые ни во что её не ставят, а роль мачехи делят две тётушки — одна вечно гоняет её по всяким поручениям и поучает, не забывая напоминать про её происхождение, а вторая просто держит при себе, чтобы не скучать, как собачку. Зато в отличие от Золушки, у Фанни есть любимый старший кузен Эдмунд, с самого детства направляющий и поддерживающий её, которого она, конечно, беззаветно любит.

Проходят годы, серая мышка расцветает, в неё влюбляется сосед — богатый наследник, известный волокита, умудрившийся приударить за обеими её сестрицами, которого она привлекает своей кротостью и умом. Тут я думала, что роман окажется чем-то вроде «Гордости и предубеждения», но нет: перевоспитания не происходит, терпения Генри хватает ненадолго, и он навсегда теряет шанс завоевать лучшую из женщин. Зато открываются глаза дорогого кузена, и они с Фанни обретают счастье.

Написано, как и все романы Остен, мастерски и иронично, но, право, не хватает какой-то изюминки, которая есть в первых двух романах. Размеренное повествование завораживает, однако нет желания возвращаться к нему снова.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Проблемы воспитания и становления затронуты во многих произведениях Джейн Остин. Однако ярчайший пример того, что нужно и что не нужно делать, когда растишь четверых детей и одну племянницу, показан именно в «Мэнсфилд-парке», самом объёмном романе знаменитой писательницы. Этот глубокий, тончайший роман об обитателях Мэнсфилд-парка, семействе Бертрам, вобрал в себя все наиболее значимые аспекты жизни: нравственное воспитание, нравственное равнодушие, отношение детей и родителей, социальное неравенство и, конечно, разнообразные формы привязанностей и любви. Это произведение, по сути, – достаточно глубокий анализ поведения людей в зависимости от воспитания и социального положения, и герои, принадлежащие к разным слоям общества, предоставят читателю богатую пищу для размышления.

Пальму первенства, конечно, следует отдать главной героине, Фанни Прайс, той самой племяннице. Её глазами будут увидены огрехи воспитания и поведенческие мотивы всех остальных жителей Мэнсфилд-парка. Она сумеет проанализировать также натуры и выявить истинные характеры новых друзей, и правильно повести себя с ними, когда того от неё потребую обстоятельства. Потому что несмотря на совместное воспитание, Фанни так же далека от своих братьев и сестёр, как её мать – от своей родной сестры. И хотя по положению Фанни стоит намного ниже Бертрамов, для творчества Остин закономерностью является то, что героиням всегда присваивается более высокий нравственный уровень. Именно он помогает Фанни выстоять против явной несправедливости и пренебрежения.

Это длинная, местами тяжёлая, местами искромётная история о братской и сестринской любви, о самоотверженности, о преданности, о бремени отцов и матерей, о цене супружества без любви и по любви. Если вам близки эти понятия, несомненно, вы найдёте «Мэнсфилд-парк» стоящей вещью. Из всего творчества Джейн Остин этот роман по душещипательности занимает не самое видное место, но по ценности для ума однозначно одно из самых высоких.

+8

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если «Гордость и предубеждение» и «Разум и чувства» были мне близки и понятны и меня не раз посещала мысль о том что чувства и поведение людей с веками не очень то изменились, то Мэнсфилд-Парк оставил противоположное впечатление. Главная героиня Фанни вовсе не показалась мне такой идеальной, как ее рисовала Джейн Остин. А ее соперница Мэри не вызвала отвращения и мнения что она такая уж злодейка. Все же время и современные нравы сделали свое дело и герои этого произведения для меня лично остались слишком непонятными и нераскрытыми.

Из явно негативных персонажей вспоминается только тетушка Норрис, а из позитивных — Эдмунд и старший брат Фанни. Остальные же в той или иной степени были и хорошими и плохими, совершали свои ошибки которые современное общество и ошибками то не посчитает. В целом роман интересный, но с точки зрения морали в очень многих вещах устаревший.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх