FantLab ru

Виктор Пелевин «Empire V»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.70
Голосов:
1658
Моя оценка:
-

подробнее

Empire V

Другие названия: Ампир "В"; Ампир V (Vампир)

Роман, год; цикл «Рама II»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 85
Аннотация:

Обычный парень Ромка становится вампиром, сверхчеловеком, одним из представителей расы, выведшей людей для прокорма как скот. В новой жизни ему предстоит изучить самые важные науки для понимания современного общества: гламур и дискурс и познакомиться с реальным положением вещей в мире.

Примечание:

Электронная версия романа, появившаяся до официального релиза, содержала два дополнительных фрагмента текста, которые были исключены в бумажной публикации (страницы указаны по первому изданию романа).

Стр 217, перед 6 строкой снизу:

- Видишь вон того пухлявчика? — спросил Энлиль Маратович, который держался со мной рядом. — Это Татарский.

Я увидел румяного халдея в очках-велосипеде — кокетливо надвинув шапочку с маской почти до самых очков, он говорил с двумя вампирами. Вид у него был холеный, но усталый.

- А кто это? — спросил я.

- У великой богини должен быть земной муж. Как бы первый среди халдеев. Пост почетный, но чисто церемониальный: с богиней земной муж не встречается и даже не знает, как она выглядит. Но должность все равно очень важная. Его выбирают гаданием. А результат гадания чаще всего иносказательный и туманный...

- Результат гадания как раз всегда ясный, — перебил Мардук Семенович. — Это в головах туман. Выпало, что новым мужем богини должен быть человек с именем города. А у Татарского редкое имя — Вавилен. Ну и решили, что это он, потому что на «Вавилон» похоже... Может и похоже. Но ведь, строго говоря, такого города нет. В результате очень серьезного человека оставили в пролете. Который по всем параметрам подходил. А все из-за презрения к родной культуре. И теперь имеем с этого большую головную боль...

- Ой да, — подтвердил Энлиль Маратович.

Они оба пригорюнились. Я в первый раз понял, что у вампиров тоже бывают проблемы — и, кажется, серьезные.

- А чем занимается Татарский? — спросил я.

- Главный креативщик, — сказал Энлиль Маратович.

- Был главный креативщик, — буркнул Мардук Семенович. — Был, да вышел. Повторы, самоцитирование... Похоже, пиздец ему наступил.

- Ну почему, — сказал Энлиль Маратович. — Он еще может...

- Да что он может, — махнул рукой Мардук Семенович. — Последние работы говно полное. Что он за слоган для Газпрома сочинил? «Газом нас багаче». Во-первых, это только ленивому дебилу в голову не пришло. А во-вторых, как на немецкий переводить? Или эти прохладительные крестоносцы в пустыне. Это ж вообще за гранью добра и зла. Энлиль, как там было?

- «Никола. Один раз не пидарас», — сказал Энлиль Маратович.

- Вот именно. Кто-нибудь понимает, в чем тут смысл?

- Мне кажется, — сказал я, — я понимаю.

- В чем?

- Ну... это... Я думаю, что это общемировая тенденция сейчас. В русле «Кода да Винчи».

Мардук Семенович пожал плечами.

- Все равно не цепляет, — сказал он.

- Главное, чтоб молодняк цепляло, — подытожил Энлиль Маратович. — Они понимают, и ладно. А мы с тобой, Мардук — отработанный пар... Мне другое интересно — из-за креста на них не наезжают?

- Я о чем и говорю, наезжают, — ответил Мардук Семенович. — А они говорят, солярный символ...

Заметив, что на него смотрят, Татарский улыбнулся и помахал нам рукой, ухитрившись в общее для всех приветствие вставить особо интимный кивок головой лично для меня — как старому знакомцу и сообщнику. Возможно, впрочем, что два моих собеседника увидели то же самое.

- Ты к нему слишком придирчив, — сказал Энлиль Маратович, улыбаясь и махая в ответ. — И знаешь, почему.

- Знаю, — согласился Мардук Семенович, тоже улыбаясь Татарскому. — Потому что Украину просрал. И еще потому, что за мобильных вампиров не только с нас лавандос снял, но и с телефонщиков. Мелочь, но выразительная.

Энлиль Маратович засмеялся, но этот смех показался мне немного нервным.

- Насчет Украины — просрали, да, — сказал он. — Но, Бог даст, скоро назад восрем.

Я хотел спросить, какого бога он имеет в виду, но решил, что это прозвучит невежливо.

===========================

Стр 283, после 3 строки сверху:

Энлиль Маратович, явно подуставший от этой беседы, воспользовался моментом, дернул меня за рукав и сказал:

- А вот, кстати, начальник фольклора.

Им оказался попахивающий потом толстяк, похожий на провокатора Самарцева, только без бороды и харизмы. Его фамилию мне не назвали, представив по имени — «Эдик» (увидев в прорезях маски фиолетовые мешки под его полными боли глазами, я отчего-то подумал, что это уменьшительное от «Эдип»).

- Что свежего в фольклоре? — спросил я. — Анекдоты есть?

- В основном про лабрадора Кони, — ответил Эдик.

- А почему про лабрадора?

- Думаете, это трусость? — усмехнулся Эдик. — Совсем наоборот. Среди нашей элиты распространено убеждение, что реальный правитель России — это древний пес Песдец, с пробуждения которого в нашей стране началась новая эпоха. В разных культурах его называют по разному — Гарм, Ктулху и так далее. Утверждают, что именно он был представлен нашему обществу как «лабрадор Кони». Имя «Кони» — это слово «инок» наоборот, что указывает на высшую степень демонического посвящения. А слово «лабрадор» образовано от «лаброс» и «д’Ор», что означает «Золотой Топор», один из титулов архистратига тьмы. Появление Лабрадора предрекал еще Хлебников в своих палиндромах — помните это смутное предчувствие зажатого рта: «Кони, топот, инок — но не речь, а черен он...» Президентская форма правления существует у нас главным образом потому, что статус президентской собаки очень удобен. Он позволяет неформально общаться с большинством мировых лидеров. Как говорится, президенты приходят и уходят, а пиздец остается...

Эдик встретился глазами с Энлилем Маратовичем и торопливо добавил:

- Но все-таки, согласитесь, приятно, когда это пиздец с человеческим лицом!

- Это несколько выходит за рамки устного народного творчества, — процедил Энлиль Маратович, — это уже устное антинародное творчество...

И потащил меня прочь.


Входит в:

— цикл «Рама II»


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 270

Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2690 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 57 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 41%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Большая Книга, 2007 // Победитель читательского интернет-голосования

Номинации на премии:


номинант
Портал, 2007 // Крупная форма

номинант
Бронзовая Улитка, 2007 // Крупная форма

номинант
Интерпресскон, 2007 // Крупная форма (роман)

номинант
Мечи, 2008 // Лунный Меч

Экранизации:

«Ампир V» 2019, Россия, реж: Виктор Гинзбург



Похожие произведения:

 

 


Empire
2006 г.
Empire
2009 г.
Ампир V (Vампир)
2010 г.
Empire
2010 г.
Empire V
2010 г.
Empire V
2012 г.
Empire
2013 г.
Empire
2013 г.
Священная книга оборотня. Ампир V
2015 г.
Empire V
2016 г.
Полное собрание сочинений. Том 11. Empire V
2016 г.
Empire V
2016 г.
Empire V
2016 г.
Empire V
2018 г.
Empire V
2019 г.

Аудиокниги:

Empire V
2007 г.
Empire V
2012 г.

Издания на иностранных языках:

Empire V: The Prince of Hamlet
2016 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Господа интеллектуалы, все трое, проходите мимо, Пелевин пишет вовсе не для вас. Если всерьёз попытаться понять его идею уголки рта могут перестать правильно загибаться и жаба вас задушит :-=( Конкретно по роману — это трагедия падения иллюзий, как переход на другую сторону экрана телевизора: вчера ты смотрел сериалы а сегодня вынужден их делать. Это хоррор того же класса что и Черное зеркало, только тут не будет конца и начала, крутить педали придётся вечно.

Можно растаскивать книгу на цитаты, и долго хохотать над ситуациями, черное зеркало тут ситком. А ещё в этой книге, как в музее, заспиртован олбанский стих с закосом под Тютчева, и вообще, до популярности стихотворных дуэлей оставалось 10 лет! Я думаю совпадение, иначе нашу культуру так легко прочитать, что становится совсем грустно.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Самым актуальным направлением литературы сегодня, без сомнения, является «Супер Сью»: в роли старой доброй Мэри здесь выступают супергерои, оборотни и прочая сверхчеловеческая живность. Ампир «В» относится к поджанру «вампиры».

Сюжет: самый обычный, ничем не примечательный, рядовой подросток становится (внимание, спойлеры!!) вампиром. В институт он не прошел, карьера грузчика не удалась. Пришлось молодому человеку устроиться на работу закулисным правителем Всея Руси.

Зато любители конспирологии откроют здесь для себя много нового. Как вы думаете, кто на самом деле правит миром? Нет, это не богатейшие семейства, не жидомасоны и не ануннаки-рептилоиды. Это – самые обычные, рядовые, ничем не примечательные люди! Происходит это так: идет какой-то совершенно левый чел по улице, его хватают, отрезают голову и ставят во главе правительства. Сурово, вампирически готично, а главное – жизненно.

К похождениям Рамы Второго прилагается краткий курс солипсизма для чайников от В.Пелевина, издание надцатое, исправленное и дополненное.

Текст более чем полностью состоит из вымученных диалогов по схеме учитель – ученик.

Смешная шутка о гламуре и дискурсе повторяется сто пятьдесят раз, видимо, для тех тупых читателей, что не в состоянии с первой попытки оценить всю гениальность этой фразы.

Какова художественная ценность данного произведения? Если в двух словах, то никакой.

Оценка: 4
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Из Иванушки-дурачка в вампирского мужичка или кровососы мира сего»

«Не каждый строит империю. Важно строить империю, но свою, Иначе за вас построят Империю.» (современный классик)

Как-то моей подруги, не я, а некая ее знакомая, подсунула вот эту самую книжку. «Empire V» Виктора Пелевина. Приобщить, так сказать, к современной русской литературе. Я довольно порадовался данной новости — как никак, появление еще одного собеседника для обсуждения пелевинщины. Ан-нет. Не особо понравился ей роман. Как сама выразилась, много непонятностей и сумбурностей. Слишком экзотичное чтение и, опять-таки, чересчур обильное количество белых пятен... Так или иначе, но на экранизацию с участием Oxxxymiron'а пойдем. Поэтому о самом романе, его недостатках и грядущем фильме — далее.

«Ампир В» и вправду вышел крайне неровным произведением. Сразу скажу, что начинать знакомство с творчеством Пелевина с этой книги — дело если и не гиблое, но точно не благодарное. Вроде бы как основная цель — создание сатиры на общество потребления — выполнена. Думаю, не составляет особого труда провести параллели между капиталистами-маркетологами-медиамагнатами и т.д. и их вампирскими аналогами. Посткапитализм в виде искусственной пищевой цепочки вампиров. Недурно, конечно, но бывали и более изящные издевки у писателя над современностью. Юмора вышло как-то меньше, чем обычно. Порой он бывал и вовсе не смешным. Слишком простым, прямым и просто не ахти. С другой стороны, чернушности в первой части пелевинской вампирской саге — самый минимум. Практически и нет вовсе. Как всегда есть и новые объяснения устройства пелевинверсума (пелевиниады) имеются в изобилии — сразу три взгляда на анонимную диктатуру вампиров. С другой стороны «Ампир В» с чисто литературной точки зрения вышел слабым. Кажется в целом каким-то недоработанным. Например, принцип чеховского ружья, о котором я упоминаю в который раз в своих рецензиях. В тексте он явно пострадал. Например, совершенно непонятно, зачем было добавлять в самое начало про конфликт Брамы и Митры. Это как-то сказалось на образе Митры? Или на образе Брамы. Возникла какая-то линия повествования, которая связана с поисками Рамы Второго, главного героя, ответов на загадку причин их конфликта и последующей дуэли? Нет. Совершенно лишняя деталь. Такие моменты встречаются и далее, но они уже слишком мелочные и незначительные. Или если их отнять, то пелевинского абсурда не выйдет. Так что бог с ними. Но непрописанность главных героев не прощу! Во-первых, основные второстепенные и практически, можно сказать, тоже главные, герои — Митра и Гера — вышли чересчур функциями. Персонажи без должных развитых историй и т.д. Более того, упоминаются они оба по нескольку раз, но в этих упоминаниях не бывает рассказа их прошлого, мотивов их действий, взглядов на жизнь. И догадаться об этом практически нельзя — максимум с Герой как-то получается. Опять-таки никакого наставничества со стороны Митры не видно совершенно. А сам главный герой что! Рома или Рама. Несмотря на то, что повествования идет от его, первого, лица, что нам рассказана история его детства и юности, Рама выходит довольно пустым. Ибо большую часть «Ампира В» все равно занимают диалоги с другими вампирами о дискурсе и гламуре. В которых раскрыться должным образом сути персонажа невозможно. А то, что раскрылось... Вышел образ какого-то Иванушки-дурака. «Малолетнего дебила» (с). Ну тупой же вышел! Ничегошеньки не понимает и не знает, даже не из истории вампирского рода, а просто из базисных знаний школы той же. Так еще какие у него были завышенные требования к будущему! Не знаю, мне Рама ни чуточки не понравился. Вообще в этой книге не первостепенные, ни второстепенные персонажи не вышли. Абсолютно никакие. Не то, что «Поколение П», «Крайняя битва масонов с чекистами», «Священная книга оборотня», «СНАФФ», «Чапаев и Пустота» наконец! Роман, если можно так сказать, вывозится лишь за счет в разы повышающегося уровня абсурда. В духе Пелевина, хех. Но юмор не на былой высоте, а герои — я уже сказал.

Таким образом, средняя работа для пера Виктора Пелевина. Примерно на той же высоте, что и «Т», и «Омон Ра». То есть бывало лучше. Книга выглядит сыроватой и недоделанной. Натужными кажутся моменты с самыми явными что ни на есть отсылками на «Поколение П». Их б убрать и больше действа внести вместо диалогов-размышлений о гламуре да дискурсе... Больше жизни «Ампиру В» надо. Определенно. Надеюсь, что Гинзбург в своей экранизации, которая выходит в ноябре, с этим справится. И Мирон Янович, как мне кажется, будет очень к месту в роли Митры. Только больше б ему экранного времени! Как можно больше. И поэтическое противостояние в конце книги лучше превратить в самый настоящий баттл. Может даже рэп-баттл. Так что верим и надеемся на кинематографического «Ампира В», а книжного читаем лишь из-за большой любви к мэтру современного литературного стеба.

PS. Хотя, не знаю, некоторую недалекость и интеллектуально-духовную пустоту Рамы Второго можно спустить на современное общество потребление. Которое Пелевин и высмеивает. Вон, даже в эпизоде вечери халдеев и вампиров был маленький диалог о состоянии современной культуры. Завершающая стадия постмодернизма, где остались лишь ссылки на ссылки, цитаты цитат, обрубленные от первоисточников и изначальных культурных кодов. И этими ошметками и шелухой мы восхищаемся теперь.

(Цитата: Oxxxymiron)

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сперва хотел назвать роман «неоднозначным», затем, по мере приближения финала, все больше и больше понимал, что книга, вполне себе, однозначная. Она однозначно разочаровывающая.

Прежде всего, это не роман. Это эссе, которому придали форму художественного произведения, исключительно, потому , что так легче продать. Я ничего не имею против эссе, но высмеивать общество, внимательно следя за тем, что бы ненароком не выпасть из популярной обоймы этого общества — это как-то.... а кстати, вполне по пелевински. Ну а то что мне противно, так это мои проблемы.

Во вторых, именно потому что это эссе, а не роман, роман вышел странный. Персонажи занимаются тем, что читают друг другу лекции. Всю книгу.

Ну и в последних: лекции как раз и разочаровывают. Т.е. первые, те что про «гламур» и «дискурс» показались остроумными, забавными и очень злоехидными. Определения сообществ политических экспертов и около-искусственных критиков, по моему, и вовсе, великолепны. Я имею в виду те части, что про «проституирование смыслов» и «временная высота мандавошки», а вот дальше началось. Лекция по экономике от Пелевина показалась неумной идиотией, но потом пошли лекции по другим темам, причем такие, что я не уставал вспоминать анекдот про еврея: «- Мойша, помните я вам в прошлом году, при встрече, сказал что жизнь — говно? Так вот это было варенье».

В общем, по мере приближения к концу книга становится все хуже и хуже и отдельные проблески жемчужин, вроде определения «развитого постмодернизма», ее уже не спасают. Вся соединительная ткань которой книге пытаются придать видимость художественного произведения, показалась и вовсе, лишней, а так же невыносимо пошлой. Пошлой не в смысле скабрезной, а в смысле затертой и банальной.

В общем, лучше бы я прочитал первую треть и бросил. Было бы приятное впечатление.

Оценка: 2
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман, после которого у «хомячков» появились первые претензии. Дело в том, что Виктор Олегович очень любит деньги. Ну это же нормально — любить деньги. Деньги просто так, из воздуха, появляются только в сказках, поэтому Виктор Олегович пишет и пишет новые книжки со скоростью сверхзвукового самолета.

Ампир В — это еще один конспирологический роман о мироустройстве, тайных заговорах, но никак не об этом, разумеется. Как обычно, Виктор Олегович завуалированно и с неприятием пишет об обществе потребления (ну в 2006 это было пиком), погрязшим в пороках и алчности. Главный герой вампир Рама еще недавно был человеком и вел точно такой же образ жизни, но став вампиром, прозрел и превратился в настоящего хозяина мира. По крайне мере земного. Да, миром правят вампиры, сосущие «баблос» через трубочку, квинтэссенцию потребительского инстинкта. Человечество же как скот, обеспечивающий вампиров этим баблосом. Рама, как неофит, начинает задавать слишком много философских вопросов, а его учителя (предметы «гламур» и «дискурс») настораживаются и не доводят это обучение до конца, оставляя тем самым Раму человечным. Про вторичность еще раз повторю — она есть, но все же.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Дело непростое.

Роман «Empire V» изначально мне казался некой квинтэссенцией того, что Пелевин хотел бы заложить в свою, громко скажу, главную вещь в творчестве. Соединение наиболее удачных и принятых читателем предыдущих вещей под одной обложкой: много солипсизма и прочей философии от «Чапаева и Пустоты», диагноз эпохи под соусом конспирологии от «Generation П», шикарная глава истории детства главного героя, весьма похожая на «Омон Ра». Всё это в результате дает полную выкладку того, о чем хотел бы сказать Виктор Олегович в 2006 году. Огромная масса великолепных подколок над эпохой, обществом и его стратами. Цитировать очень хочется, и много, но не буду, сложно выделить что-то отдельное замечательное. Плюс сам главный герой интригует своей обычностью и клеймом неудачника. Все эти факторы притягивают и заставляют поставить заслуженную десятку.

Так мне казалось до середины романа.

Вернее, это уместно вытекало из первой трети романа, но пропасть я ощутил, дойдя до середины. После прочтения условной трети книги философским концепциям и выкладкам нет конца. Они продолжаются снова и снова. Вводятся халдеи, вводится Дерево Жизни, вводится Иштар, принятие баблоса. За всеми этими беседами теряется, если вовсе не исчезает, само повествование и динамика. Герои становятся всё более плоскими, словно по ним проезжает асфальтоукладчик. Вокруг нескольких терминов — гламур, дискурс, баблос — закручиваются всё новые диалоги. Это приводит в уныние. Кстати, из кучи определений гламура и дискурса я процитирую наиболее существенные для меня трактовки, ибо в них хоть что-то можно вычленить: «Дискурс — это мерцающая игра бессодержательных смыслов, которые получаются из гламура при его долгом томлении на огне черной зависти. А гламур — это переливающаяся игра беспредметных образов, которые получаются из дискурса при его выпаривании на огне сексуального возбуждения.» В этом абзаце важно обратить внимание на то, что мне философские трактаты Пелевина обычно нравятся. Что в старом «Чапаеве», что в новых «Ананасной воде» и «Лампе Мафусаила». А отличие в том, что в этих книгах было много чего еще помимо философии: интересный сюжет, свежий взгляд, неожиданный подход к той же проблеме солипсизма, что и обычно. А вот в «Ампир В» — серость.

В итоге встает дилемма. Однозначно оценить весь роман непросто. Великолепные первые 150 страниц, затем непреодолимое болото философских выкладок без чего-то принципиально нового для автора, и динамичная концовка, которая вроде бы как должна стереть неприятное чувство срединной лекции, но я не повёлся, увы. В завершение всё же приведу одну цитату, уж больно она хороша:

"— И здесь, и везде, — сказал Иегова. — И всегда. Проследи за тем, что происходит во время человеческого общения. Зачем человек открывает рот?

Я пожал плечами.

— Главная мысль, которую человек пытается донести до других, заключается в том, что он имеет доступ к гораздо более престижному потреблению, чем про него могли подумать. Одновременно с этим он старается объяснить окружающим, что их тип потребления гораздо менее престижен, чем они имели наивность думать. Этому подчинены все социальные маневры.Больше того, только эти вопросы вызывают у людей стойкие эмоции.

— Вообще-то мне в жизни попадались и другие люди, — сказал я с легкой иронией.

Иегова кротко посмотрел на меня.

— Рама, — сказал он, — вот прямо сейчас ты пытаешься донести до меня мысль о том, что ты имеешь доступ к более престижному потреблению, чем я, а мой тип потребления, как сейчас говорят, сосет и причмокивает. Только речь идет о потреблении в сфере общения. Именно об этом движении человеческой души я и говорю. Ничего другого в людях ты не встретишь, как не ищи.»

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Естественно, что это не просто пародия на вампирскую тематику, это, как почти всегда у Пелевина, многогранная сатира на всю современную культуру. Даже ГГ — типичное порождение современности, которое выглядит полным неучем и сам прекрасно это осознаёт. Но надо понимать, что сюжета, как такового, здесь практически и нет. Основная сюжетная линия — просто прикрытие для бесконечных монологов\диалогов\размышлений на тему устройства вампирских порядков. Пелевин явно хотел выпустить философский трактат, или, на крайний случай, абстрактную антиутопию о современности, но такое бы мало кто купил. Пришлось писать полноценную художественную книгу... Не, ну правда — Рама2 просто безвольный болванчик статист, который как в «Т» покорно делает всё, что велит автор. Практически все события — ширма для очередной лекции-объяснения. Полноценных интересных персонажей тоже не хватает.

Тем не менее, читать про «вампирский порядок» интересно. Автор более чем остроумно объясняет многие явления современного мира влиянием и господством вампиров. Высказывания на тему политики — как минимум забавны, а сюжет, когда он внезапно вспоминает о своём существовании, действительно хорош.

В целом — типичная книга Пелевина. Поклонникам автора — читать в обязательном порядке, да и для первого ознакомления не самый плохой вариант.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга просто супер. Любой человек, будь то дворник или президент, так или иначе бьётся между гламуром и дискурсом. А любой стандартный внутренний диалог по сути можно считать непрерывным соотнесением внутреннего дискурса с внешним гламуром, соотнесением воплощаемых личностных хотелок с общепринятыми шаблонами общества. Если проще: как будет выглядеть то, что мне хочется сделать и не будет ли это слишком... (подставить нужное). Где-то слышал, что Пелевин — это Достоевский наших дней. Так же гениален и так же недооценён. Мрачные пророки своего времени. Полностью согласен. Обязательно читайте эту книгу, а Бэтман будет ещё лучше. Есть все основания полагать, что будет третья книга. И мне кажется, она будет о блистательной победе русского вамподискурса, ибо, как говорил Энлиль Маратович: «Просрали все дискурса! Я результата не вижу!». Жду с нетерпением.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

И снова Карлос, и снова Доны Хуаны. Ничего не меняется у Пелевина, кроме фона, на котором все эти люди сидят.

Саму историю можно, как это обычно у автора и бывает, просто выкинуть, так как никакой истории тут нет. Есть паузы между группами цитат, иногда весьма хороших, смешных и интересных. Но начиная с половины романа, остроты у Пелевина кончились, и какой-либо смысл в дальнейшем повествовании окончательно пропал, отчего последние тридцать страниц я не смог заставить себя дочитать

Оценка: 5
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Люди! Страшно читать ваши рецензии! Пелевин прав — люди это животные для кровососущих и мозг им не нужен! Относительно «Empire V»- пока не добралась до главы «Халдеи» — все было безупречно — четко, прагматично, аллюзийно-точно — сексуально озабоченный недоросток Рома-Рама познает основы управления массами, но по воле автора недоучка-почемучка остается в живых, хотя изначально планируется пустить его на запчасть к новой Иштар.... Образ Ромы-Рамы — явная Пелевинская лесть новому поколению, с приписыванием ему мозгов, коих нет на деле... но, это право автора, льстить! Начиная с главы «Халдеи»» Пелевин начинает писать ложь на лжи и думает, что данный финт останется незамеченным любым кто живет в РФ! И тут все встает на свои места — полуправда от Виктора Олеговича — это хорошо оплаченный гешефт и он уже всем давно надоел! Если сказал А, то обязан сказать и Б, Виктор Олегович! А дурилки картонные — это пошло!

Оценка: нет
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Традиционная для мэтра попытка социальной софистики, украшенная очередным мистическим персонажем. Живо перекликается по сути, как и с «Поколением П», так и с «Книгой оборотня».

Простой и хорошо сбитый сюжет, высокий уровень стилистики, глубина персонажей. Иного мы от Пелевина мы не ждём.

Мне, однако, произведение понравилось больше двух перечисленных, в связи с минимальным количеством лишних сущностей. Благодаря этому, многоуровневость сохраняется, однако читается не в пример легче.

Моральная линия на сегодня, кажется чрезмерно банальной, но забавляет.

Безусловно, рекомендую.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

К внутреннему содержанию книги претензий нет — Пелевин, как и всегда, в своем репертуаре — преподносит читателю много пищи для размышления «быстрого приготовления». Но вот сюжетная сторона слабовата. Кто то из рецензентов приметил, что структуру книги можно разделить на чередование «лекции» и «движухи» — совершенно точно. Любой диалог оборачивается для героя новой лекцией об устройстве мира, и к середине книги начинаешь понимать всю притянутость этих излияний. В то же время «движуха» откровенна скучна, так как является частью в целом скучного сюжета.

Если раньше герои Пелевина были вторичны, являясь лишь безликим субъектом восприятия «месседжа», то теперь у него, похоже, и сюжет стал таковым, уступив место размышлениям автора. Но превращать целый роман в откровенное вдалбливание читателю определенных идей — как то примитивно и мелковато для главного «интеллектуального» писателя России.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Все это, конечно, очень блаародно, но как там насчет сюжета. Ведь его практически нет. Пелевин отлично разъяснил за гламур и дискурс, и про ***расов тоже, что есть то есть, разбирается он в вопросе, но неплохо было бы под все это дело историю подвести. Худлит обязывает, так сказать. Ведь прославленному Пратчеттом ежу понятно, что писалась книга не ради вампирских любовей, а только диалогов для. Читаю вот сейчас СНАФФ... С.Н.А.Ф.Ф... — есть сюжет. Да простят меня фанаты пелевинской самобытности, почти цивильный киберпанк. А вот в «Ампире» сюжета практически нет, вернее, наберется его на куцый рассказик, размытый многословными лекциями в роман. Нет, вы не подумайте чего плохого, я совсем не против этих лекций. Я, собственно, только ради них и читал. Просто если автору недосуг было заморачиваться сюжетом, то и писал бы, как пишут в таких случаях самобытные классики, Кампанелла, там, или Платон. Есть проверенный временем жанр диалогов и в рамки оного жанра «Ампир» вписался бы прекрасно. Потому что в нынешнем своем виде сюжет выглядит просто уступкой необходимости: Пелевин хочет просвещать народ на тему дискурсА и гламурА, а тут нате вам — еще и историю какую-то придумывать.

Оценка: 6
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Generation П» показала пародийно-конспирологическую картину мира, в которой, однако, оставалось много «белых пятен». Кто, собственно, все эти люди? Зачем они служат Иштар и в чем состоит это служение? Как – понятно, но для кого играется спектакль?

Новый роман открывает новый уровень «пищевой пирамиды». Оказывается, миром правят... вампиры. Несколько банально на первый взгляд – но это же до некоторой степени пародия. Правда, смущает тот факт что мода на гламурных вампиров началась года так через 2-3 после выхода книги – но это в России, а на Западе, откуда она, собственно, и пришла, наверняка кавайные упыри всем надоели уже тогда.

Из вышесказанного может создаться впечатление, что «Empire V» — пародия на вампирскую литературу, однако, тема романа куда шире – это сатира на всю современную культуру, массовую и не очень. Раскрывая основную псевдоэзотерическую концепцию, Пелевин мимоходом дает совершенно убийственные определения многим явлениям и феноменам современности. В этом роман продолжает линию предшественника.

Картина общества потребления, нарисованная писателем, довольно безрадостна. Есть определенная идеология, подстегивающая потребительские инстинкты (тот самый «вау-фактор», впрочем, от этого термина Пелевин в «Empire V» отказался), называемая гламуром. И есть противопоставленный гламуру «дискурс», под которым понимается то, что сейчас в Сети назвали бы «идеологией небыдла». И выбор у человека только один – между гламуром и дискурсом, но это выбор барана, который волен или подвергаться стрижке и, в конце концов, попасть на бойню, или заблудиться в зеркальном лабиринте, пытаясь найти несуществующий второй выход, отличный от входа, да, блуждая в этом лабиринте, сдохнуть с голоду.

Кто же не подчиняется этой системе? Для кого такие, как Татарский (здесь их называют халдеями), держат людей в неведении и повиновении, промывая им мозг гламурной рекламой? Вот тут и появляется недостающее звено между таинственной Иштар и людьми – вампиры.

Для чего вампирам люди – ясно. Гламурные вампиры, понятное дело, не сосут кровь (они даже ее упоминания стесняются): они питаются деньгами, и даже не деньгами, а квинтэссенцией потребительского инстинкта, который движет миром – «баблосом».

А кто такие сами вампиры и зачем они нужны? Они собирают этот концентрат смысла жизни потребителя и передают его силу Великой Мыши – Иштар, в обмен на мгновения мистического откровения. В их образе читателю показаны представители элит современности, на первый взгляд – принципиально отличные от простых людей, при более внимательном рассмотрении – ничем не отличающиеся. Они не поддерживают существующий порядок, а существующий порядок поддерживает их. Вампирами (читай – элитой общества потребления) становятся случайные люди наподобие главного героя, оказавшиеся в нужном месте в нужное время и вытолкнутые Системой наверх.

В «Generation П» мы видели уже земного мужа Иштар – в этом романе мы встречаемся с ее земным воплощением. Но и она – только сменная должность, живой символ, который время от времени по дурацкой и жестокой традиции подлежит насильственной смене.

Вампиры пасут и доят стада потребителей, а их самих доит Иштар, даря временное ощущение истины. Что это за ощущение? Психоделический трип? Ощущение всемогущества, знакомое творческому человеку? Недолговечное опьянение властью? Иллюзия покоя и счастья в иллюзорном мире, где все – иллюзия: и секс, и власть, и творчество есть только сны во сне.

А Бог? Он ускользает из сетей разума, то притворяясь коридором зеркал, то являясь в образе всесжигающей смерти. Его сила – в том, что он не существует, против него нельзя бунтовать, потому что его нет вне этого бунта, его нельзя постичь, потому, что все, что является постижимым, не является Богом. Остается только верить в то, что есть что-то над существованием и несуществованием.

Бессмысленный мир, явленный в мрачной шутке автора, ставится им же под сомнение в словах профессора-молдаванина, прислуживающего Озирису. Возможно, что весь этот чудовищный вампирский фарс – лишь точка зрения самих вампиров, и на самом деле они — лишние в этом мире, смысл существования которого совсем не сводится к добыче «концентрата М-5». Люди сами вольны распорядиться своей жизнью – превратить мир в храм или в рынок, молиться Богу или поклоняться деньгам, видеть небо или грязь. Призвать свет, что откроет перед ними путь, или вызвать чудовищ, готовых пить их кровь.

Пелевин, как и всегда, убийственно ироничен. Юмор романа – по-прежнему весьма хлесткий, но бьющий точно в цель. Сейчас уже с уверенностью можно сказать, что «Empire V» растащили на цитаты и он стал такой же энциклопедией 2000-х, как «Generation П» — энциклопедией «лихих 90-х».

Интересно, что тема «веществ» в этой книге почти отсутствует. То есть герои употребляют различные магические субстанции, видят и чувствуют при этом очень странные вещи, но реальные наркотики в «Empire V» упоминаются вскользь, и никто из персонажей их не употребляет. Видимо, Пелевина достала слава «наркоманского» писателя. Вероятно, слова главного героя о том, что его мама подозревала, что он наркоман и постоянно пыталась угадать, что он употребляет – отсылка к поклонникам и «антипоклонникам», одинаково пытавшимися угадать, какие именно «вещества» вдохновили автора. Впрочем, остальные атрибуты «контркультурной» литературы на месте – шутки про гомосексуалистов, ненормативная лексика и т. п.

Многие восприняли этот роман как автоплагиат, но повторение – это его концепция. Отчасти это даже пародия – именно поэтому главный герой и вызывает у читателей отторжение, как туповатый; ведь он, в общем-то, такой и есть. Рама, в отличие от Татарского, не добился своей «должности» — ему статус вампира достался волею случая, и почему он должен ему как-то «соотвествовать»? Рома-Рама – то выступает в роли эталонного выскочки и позера, то становится трогательно наивным, но он никак не идеал и не пример для подражания, и не аватара автора. Просто для такой книги, как «Empire V» нужен именно такой главный герой – ищущий, формирующийся, стремящийся к познанию, спешащий жить и познавать. Поэтому сравнивать его с Татарским некорректно: Татарский – герой своего времени, без преувеличений, тот человеческий тип, который был наиболее эффективен в обществе 90-х. А Рама – человек, пришедший в этот мир со стороны, не поглощенный до конца системой и внезапно поднявшийся над ней.

Достоинства книги:

отличная сатира на современное российское общество потребления;

книга насыщена интереснейшей философией в доступной метафоричной форме;

автор удачно схватывает особенности разговорной речи 2000-х, определенный этап развития сетевого сленга, актуальные мемы и т. д., что, с одной стороны, оживляет роман и добавляет ему злободневности, а с другой – делает его документом своей эпохи.

Недостатки:

некоторая вторичность;

избыток пошловатых шуток и метафор, что может отпугнуть читателя.

Итог: «Empire V» открывает новый уровень мира – и по-прежнему на один ответ приходится десяток новых вопросов, да и сами ответы больше похожи на издевательство. Что ж, Пелевин честен с читателем – он тоже не знает до конца, как устроена Вселенная и что нам делать с тупиком, в который зашла человеческая цивилизация. Его дело – раскрыть проблемы: четко, весело и зло.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд лучшая книга Пелевина. Мне в свое время понравилось Generation П и «Числа», а Омон Ра и насекомые не покатили. Чапаева даже оценивать не стал, т.к. прочитать не смог. Эта книга — просто феерия. Ее всю можно разобрать на цитаты. Чего стоит только «культуролог» (это уролог, который достиг таких профессиональных высот, что получил право высказываться по духовным вопросам). Для людей из финансовой сферы strongly recommended. По моему, никто не смог лучше выразить мысль о том, что банкиры — это кровососы. Отличный стеб.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх