Сурен Цормудян «Отражение во мгле»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Постапокалиптика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Социальное | Экологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Генетические эксперименты, мутации | Путешествие к особой цели | Фантастические существа
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
Спустя 17 лет с начала ядерной зимы человечество продолжает отчаянную борьбу за выживание. Каждый вёл её по своему, но жители Новосибирска выстроили под землёй новый мирок, со своим снабжением пищей, образом жизни, идеологиями и специфическими отношениями между группами выживших.
Однако когда у Константина Ломаки, молодого жителя одной из общин, похитили беременную жену для регулярного жертвоприношения мутантам, то он стал готов пойти на всё для её спасения. И он пошёл за похитителями, не думая о последствиях, которые будут катастрофичны для всех уцелевших жителей города.
Входит в:
— цикл «Вселенная Метро 2033: Легенды» > Романы по мотивам "Вселенной" > цикл «Второго шанса не будет»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 305
Активный словарный запас: средний (2838 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 46 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 53%, что гораздо выше среднего (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Knigolub282, 18 июля 2021 г.
Я очень люблю творчество Сурена Цормудяна, а его оригинальный роман «Второго шанса не будет» считаю чуть ли не эталоном пост-апокалиптической русской фантастики в сэттинге мира, пережившего ядерную войну (несмотря на многие шероховатости). Но вот «Отражение во мгле» вообще не зацепило. От слова «совсем». Да, это неплохой боевик, с неплохими персонажами и неплохо прописанным конфликтом. Но, блин, помимо этого, спин-офф получился каким-то блеклым, невыразительным и вторичным. Да, эта книга писалась под «Вселенную Метро 2033», но беда в том, что и в вышеназванном цикле похожих работ — воз и маленькая тележка, посему, даже абстрагировавшись от «ВШНБ», сложно не признать всю вторичность этой истории. Порадовали, разве что, описания мира, неплохо проработанные характеры главных героев...и атмосфера отчаяния. В остальном — не знаю. Расстроился. Долго мучил роман, читал чуть ли не месяц, постоянно отвлекаясь на работы других авторов. Не смог погрузиться, в общем. Не смог поверить в реальность того, о чём тут написано. Разве что концовка вытягивает роман. В общем, на крепкую «шестёрку». Нормальный и проходной боевик, который, к сожалению, совсем не похож на то, что читателю было предложено в оригинальной дилогии. Автору — успехов! Я всё же верю в него. Хороших работ у него больше, чем средненьких.
VovaZ, 14 апреля 2016 г.
И снова Сурен Цормудян падает жертвой неумения грамотно спланировать сюжетную линию. Поистине, качество произведений у этого автора находится в обратной зависимости от объёма текста. Я сужу по своим оценкам 9 — 8 — 6... Редкий автор показывает такие скачки и падения литературного таланта.
так или иначе, в попытке продолжить цикл в рамках традиционной вселенной «Метро», Цормудян чудовищно растягивает сюжетную линию далеко за предела выстроенной интриги. Ведёт сюжет её очень невыразительно, с массой роялей и логических ошибок. Вводит чрезмерное количество посторонних сущностей.
Сценизм, который «вытаскивал» автора в «Когда завидуют мертвым», здесь весьма умерен, захватывает лишь местами.
Образы героев, как обычно колоритны и живы. Однако, не цельны в мотивации поступков. Таким образом, так же не «вытягивают» роман.
В целом, произведение затянуто. Чтение утомило, большого удовольствия не доставило.
tapok, 18 августа 2011 г.
Спустя примерно полгода после выхода «ВШНБ» появилось «ОВМ»[для упрощения понимания я буду называть первые две книги «ВШНБ», а ту, о которой пойдет речь в моём отзыве — «ОВМ», хотя по факту все они относятся к одному циклу, то есть к «ВШНБ»]. Оговорюсь сразу — меня несколько настораживал тот факт, что данный роман появился на основе зарисовки под ВМ-2033. Конечно, в «Проекте Дмитрия Глуховского» я читал почти всё, но общий уровень данного сериала средний. Надо сказать, что это меня не остановило, поскольку все вещи, которые я читал у Цормудяна (а это «ВШНБ», «Странник» и даже рассказик «Последние пассажиры) произвели на меня впечатление (может, за исключением последнего).
Опишу внешнее исполнение книги. Она как всегда на уровне: безумно красивая обложка, стильное название, отсутствие на корешке слов «Книга третья» или «Книга-приквелл» (это позволяет поставить данный роман как до первых двух книг на полку, так и после них). Радует и отсутствие рекламы (привет, ВМ-2033!), наличие оглавления, приятная цена (ухватил за 193 — это самая низкая цена, которая была или будет в Томске за «ОВМ»). Ах да, забыл ещё про две детали. Обложка выполнена из интересного материала. Не знаю, как он называется, но на ощупь приятный. Не совсем обычный. Если описать словами, то всё те же квадратики, которые были и в «ВШНб».
Теперь перейду к содержанию. «ОВМ» несколько короче, чем любой из томов «ВШНБ». На мой взгляд, это и показывает место данной книги. «ОВМ» никак не соревнуется и не пытается быть лучше, чем первый роман (повторюсь — «ВШНБ» — это один большой роман, разбитый на две книги по причине своего объёма). Это необходимо учитывать про покупке\прочтении. А то сами знаете — ожидания могут не оправдаться. Пролог вышел какой-то странный. Совсем не атмосферный. Я ждал чего-то мощного. Жаль... Зато первая глава понравилась своей циничностью. Сурен так просто, но так крепко вылепил образ Аида и ситуацию, которая его окружает, что остается только пожать руку автору, правда виртуально. Дальше пошло всё по предсказуемой тропинке. Но — со своими плюсами. Например, понравился очередной циничный приём — крышка с смайликом. А вот чей это знак и в честь чего — читайте сами. Рассказывать всё не стану. И тут же читателя ждёт пасхалка к Метро-2033. Ох, любит это дело Сурен, любит. Но в целом начало вялое. Положение спасает наличие охотников, которые хоть как-то разбавляют вялую текучку. Ну а потом на сцену выходят рейдеры. И это придаешь хороший импульс повествованию. Во-первых, потому что нам они знакомы по «ВШНБ». Во-вторых, потому что это весьма любопытное образование в постапокалиптическом мире. Что понравилось, так это переход от довольно скучного начала (ну стандартен он, что поделать?!) к весьма интересной середине. Честно сказать, пытался заметить границу, но не смог этого сделать. Ладно сшил всё это Сурен.
Кстати, где-то на 174-175 страницах есть диалог, который заслуживает внимания. Рейдерский диалог. Я над ним ржал в голос! Дичайшая шутка вышла =) А потом снова рейдеры учудили. Когда на глаза попадется, как они играли в «Камень, ножницы, бумагу», то поймете о чем я ;)
Хочется отметить, что всё-таки в книге чувствуется «ВШНБ». И это заметно в огромных монологах, в диалог, в истериках героев. Вот именно за это я полюбил оригинальные книги.
Что особенно понравилось, так это масштабность. Всего одно похищение, а это сразу же повлияло на все станции местного метро. Это не мир Глуховского, где нападение черных задевает только ближайших жителей, а те, кто на окраине чешут бороду. А здесь прям все: Аид и его служители, свидетели Армагеддона, жители Перекрестка Миров и его верхи, тварелюбы. Да и сами твари с рейдерами сюда же. Всё это заворачивается в интересный клубок со своими интригами.
Ну и пожалуй упомяну ещё один момент. Мне по душе, что Цормудян в этой книге (а так же и в «ВШНБ») постоянно использует название романа на страницах произведения. И не один раз, с разными вариантами. Это вроде и мелочь, но приятная.
Необычно вот что. Монолог на страницах 327-330. Вопрос наворачивается — а как разрешили Сурену писать ЭТО? Более конкретно — это четвертая сверху строка 329ой страницы. Да, автор изменил детали, но я прекрасно понимаю о каком инциденте идет речь. Я сам это видел по ящику (хотя смотрю его максимум 2 раза в неделю по 90 минут, и то всё это время занимает футбол, но никак не новости). Смело, скажу я вам. И не думаю, что Цормудян напомнил об этом для того, чтобы какой-то читатель из Томска посчитал это простой смелостью или фарсом.
Итог: интересная книга. Конечно, это не «ВШНБ», но тут есть от него элементы. Приятные элементы. Заметны элементы из ВМ-2033, но данный роман явно сильней той вселенной. 9 за грусть, за надежду...
Sk0rp, 14 августа 2011 г.
Пусть люди разное говорят о книга этого автора, но гениальности и идеальности я в них не вижу. Может просто под другом углом смотрю. Для меня Сурен Цормудян — автор хороши и качественных книг. Поэтому я не перегорел ещё до прочтения этой книги. А теперь объясню почему.
Про эту книгу говорили, как про третий том истории «Второго шанса не будет». Автор поправлял все, что это самостоятельное произведение, написанное для серии «Вселенная метро 2033», но не попавшее туда по ряду причин и впоследствии переделанное под другой мир (хотя сразу скажу — переделка не велика). Новосибирск после катастрофы, жизнь под землей безопаснее, деление людей на разные общества (даже каннибалы есть) — все характерные черты произведения можно легко представить, если вы знакомы с Метро 2033. Коренных изменений или глобальных отличий нет. Таких книг про метро и катастрофы и раньше было много. Каждое метро самостоятельное. А группировки, соответственно разные. Да и в самих группах свои люди не всегда положительными персонажами являются. Не зря тут неоднократно поднимается вопрос кто свой, а кто чужой, звучат слова «опасность», «революция», «власть». Оружие тоже не у всех может быть, поэтому тайники никто не отменял.
А главной же темой является обычная жизнь. Счастье для людей, будущее рождение ребёнка, становится проблемой и доводит пару до крупной ссоры. После чего будущая мама пропадает, а точнее попадает в руки нехороших людей и готовится стать той, которую принесут в жертву. А до отца доходит, ЧТО он натворил. И пусть у других проблемы с детьми, надо стараться стремиться к лучшему. Только вот цена за это уже очень высокая.
При всей интересности и многогранности истории не получается выделить кого-то отдельно. Персонажи хорошие, но их много. И у некоторых описание о подробная проработка принесены в жертву другим сторонам сюжета. В такой книге кажется не хватает чего-то. Это полная история, с мелочами, с красиво прикрытыми ругательствами и смешными насмешками над ежегодными животными болезнями. История, которая просится побольше. Особенно на фоне двух первых томов «Второго шанса не будет».
dimon1979, 30 сентября 2011 г.
Цормудян получил некоторую известность благодаря своему циклу в жанре постапокалипсиса «Второго шанса не будет». Данное произведение условно можно отнести к этому же циклу, но есть несколько моментов по которым видно, что все-таки изначальная задумка для этой книги была иной. Особым секретом не является, что написан этот роман был для проекта «Метро» и по каким-то причинам не был опубликован, поэтому нет ничего странного в том, что автор решил связать свой более известный мир с этой книгой, таким образом появилась еще одна история по миру «ВШНБ».
«Отражение во мгле» не дотягивает до своего предшественника по некоторым параметрам, самое главное отличие — место, где происходят основные события. Несколько станций метро Новосибирска станут местом жизни для небольшой кучки выживших людей, образовалось три условно разумных центра цивилизации, у каждого своя территория и свои особенности выживания. Выделить хочется секту последователей Аида, их главной особенностью в новой жизни будет «забота» об умерших и погибших, члены секты превратились в поедателей человеческих тел, эпизоды с участием этих людей станут одними из самых запоминающихся во всем романе, автор смог передать атмосферу страха и ужаса, который возникает при встрече с этими чудовищами в людском обличье. К сожалению кроме этой секты в этой книге нет запоминающихся участников, я имею ввиду группы людей, а не отдельных персонажей. Недостаток свободного пространства тоже играет свою роль, так как основные события происходят около станции метро, не получается масштабных действий и все в основном сводится к небольшим перестрелкам, которые не понятно для кого нужны.
Выделить главного персонажа довольно сложно, так как ни один из героев не дотягивает до безоговорочного лидера, из-за этого теряется основная изюминка предыдущей дилогии, в которой именно участники событий и были настоящим успехом автора. Выделить можно беременную девушку, которой предстоит пережить плен сталкеров, отсутствие жалости и сострадания к ближнему становятся нормой в этом обществе, но принять и понять такую политику все-таки тяжело.
Для любителей творчества писателя эта книга будет несомненным шагом назад, так как после основного цикла, к Цормудяну можно предъявлять определенные требования в написании новых историй и хочется в дальнейших произведениях видеть только рост автора. Эту книгу можно читать и тем, кто не читал первую дилогию, так как никакой связи между ними практически нет. Планирую и дальше следить за творчеством этого интересного автора.
Dobkachleo, 12 сентября 2012 г.
«Двойники на снегу»
Рецензия на «Второго шанса не будет. Отражение во мгле» Сурена Цормудяна
Прочитав роман-эпопею «Второго шанса не будет», я сразу же задался целью ознакомиться и со спин-оффом мини-цикла. Как и в прошлый раз, решил для начала полистать рецензии и аннотации. Выяснилось, что «Отражение во мгле» ни что иное как видоизменённый роман оригинальной «Вселенной Метро 2033». В нынешнем же виде это произведение, естественно, можно отнести к альтернативной реальности вышеуказанного мира, хотя отсылок к самой серии более чем достаточно. Но обо всём по порядку.
«Отражение во мгле» с самого начала выстроено по канонам романов «Вселенной». Это бросается в глаза и помогает разобраться с самого начала, что к чему. Гениальная задумка устойчивого мира, больше напоминающего пороховую бочку, удивляет: автор умело его критикует и старается разрушить. Если сравнивать с подвинувшим произведение Сурена романом «Увидеть Солнце» Сергея Москвина, то мир у последнего значительно меньше продуман.
Наверное, реальным минусом «Отражения во мгле» является отсутствие однозначного главного героя (даже на обложке изображено два человека!). И от этого не жалко тех, кого Сурен убирает из повествования. Разве что только одного-двух…
Вот я пожурил автора, а сказать про все плюсы забыл. Исправляюсь. Как и обещают рецензии, найденные мной на сайте «Лаборатория Фантастики», одна из сюжетных линий отдана ребятам из Аркаима, хладнокровных профессионалов-рейдеров. Наконец-то я в полной мере понял, почему же именно их общество так называют: дальний рейд в Новосибирск заслуживает внимания! (И это не говоря о вылазках на самом Урале.)
Спин-офф органично встал в одну линию с самим ВШНБ, но также органично смотрелся бы и в серии, для которой был предназначен. Не знаю, в какой момент автора попросили свернуть деятельность в этом направлении, но внедрение в канву повествования линии родом с Урала (молчу про перенос событий на три года ранее от обычных двух десятков лет) кажется обязательной для сюжета. Она не выпадает из неё, как если бы она была просто романом в романе.
Итак, в целом, «Отражение во мгле» — сильная история, с понятной идеей и более-менее ясным сюжетом (хотя сюрпризы будут, это уж точно!) и, хотя и редким, но неплохим юмором. (Странно, что в «Мире фантастики» рецензент указал на отсутствие этой детали.)
Агроном, 26 декабря 2012 г.
Не очень понравилось, честно говоря. Не то чтобы совсем плохо, но — заурядно. Стандартный постап, неоставивший никаких особо ярких впечатлений по прочтении; ни отрицательных, ни положительных. Проявляются сильные моменты, например в боях рейдеров с «тварями». Не может не радовать ( по крайней мере меня ) позиция автора, описывающая его отношение к власть имущим, но... боевых сцен не так уж много, а «власть имущие» и «революционеры» все какие-то слишком опереточные, может это так и было задуманно, как говорится в романе, мол наш мир — это лишь «отражение во мгле» мира прежнего, но хочется крикнуть все же: «Не верю! Не так прямолинейно!»
Герои, честно говоря, не очень: ГГ сопляк и неумеха, который только и делает что всем мешается и истерит к месту и не к месту, хотя описан, надо отдать должное, весьма ярко. Другие при нём скучные статисты. Мог бы получиться хороший персонаж из Сильвестрова, по крайней мере образ вызывает симпатию, но автор его зажал. О героях других сюжетных линий и говорить нечего.
Кроме того, в сюжете не обошлось и без некоторого количества роялей, которые неплохо так заиграют к концу произведения.)) Но всё же их не очень много.
ПС — на данный момент эта первая книга трилогии, которую я прочел. Это приквел, написанной раньше дилогии, не имеющий с ней прямой связи. Я бы не сказал, что чего-то сильно не понял, но некоторые непонятки возникли, например с теме же рейдарами и их организацией-артелью. Будем искать разъяснений в следущих ( предыдущих? ) частях.
ППС — Люди говорят, что этот роман был написан для «Вселенной метро 2033», но потом переделан под мир трилогии. Если смотреть с этой точки зрения, то «Отражение во мгле» лучше большинства тех произведений.
spasibonam, 13 августа 2011 г.
Наверняка, уже слышали, что эта история изначально писалась под «Метро-2033», но осталась не в удел — город Новосибирск уже заняли. Но не пропадать же добру — вот Цормудян переделал ее под свой мир. Разница, скажем прямо, не так велика. Добавил рейдеров из старых книг, вывел героев на поверхность. Получилось довольно неплохо, кое-где скользит стежок белый нитки, но герои слишком приятные, чтобы обращать на это внимание.
«Это история о пороках власти. Об отношении власти к человеку. О революции, и об отношении тех кто ее творит к тому же человеку» — вот такая у книги идея, на нее и работает сюжет. У «маленького человека» отбирают жену, и маленький человек начинает бунтовать, ибо «не ведает что творит». Это как в домино, стукни одну — попадают все. Его локальный бунт каждый хочет использовать по-своему. Политика, мать ее — и это в книге просто отлично! Каждый тянет одеяло на себя, что создает приятное напряжение и интригу.
Финал только грустный....