Фридрих Дюрренматт «Подозрение»
- Жанры/поджанры: Детектив (Полицейский детектив )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа | Центральная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Бернский комиссар Ганс Бэрлах ложится в больницу, чтобы прооперировать свой желудок. Поправляясь после успешной операции, он перелистывает журнал «Лайф» и случайно наталкивается на статью об эсэсовском докторе Нэле, который в концлагере Штутхоф делал операции на людях без наркоза. Его друг и врач Самуэль Хунгертобель наводит Бэрлаха на мысль, что Нэле и доктор Эмменбергер, руководитель известной клиники в Цюрихе, могут быть одним и тем же лицом. Комиссар, привыкший доверять собственному чутью, решает проверить свою гипотезу, несмотря на своё состояние здоровья и очевидный риск для жизни.
Впервые — в журнале «Дер швайцерише беобахтер» с № 17 за 1951 г. по № 4 за 1952 г.
Книжный вариант — в 1953 г. в изательстве Бенцигера.
Входит в:
— цикл «Комиссар Берлах»
— антологию «Подвиг. Библиотека приключений. Том 4», 1968 г.
— антологию «Подозрение», 1990 г.
— антологию «Детективы классиков современной прозы», 1993 г.
Экранизации:
— «Последнее дело комиссара Берлаха» 1972, СССР, реж. Василий Левин
- /языки:
- русский (12)
- /тип:
- книги (11), самиздат (1)
- /перевод:
- В. Никитина (1), Н. Савинков (4), Е. Факторович (7)
Самиздат и фэнзины:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Tullma, 25 августа 2023 г.
Благодаря комментарию smith.each прочитала эту повесть и не пожалела! Спасибо огромное за этот подробный комментарий.
Это действительно не похоже на классический детектив с поиском улик, вычислением преступника из множества вариантов проч. Но от этого повесть не пострадала. У нас изначально есть единственный подозреваемый, поэтому повесть так и называется «подозрение» — у нас возникает сомнительный повод к этому подозрению и теперь мы должны понять обосновано оно или беспочвенно. Возможно ли, что преступником является тот, кого уважают и любят, тот у кого идеальная биография и есть алиби, имеем ли мы право ставить под сомнение факты и свидетельства. Оказывается, что право такое не только есть, но это даже обязанность хорошего следователя. И это только первая часть повести.
Вторая — действительно психологический триллер, безысходность и ожидание конца. Но при этом автор поднимает вопросы о том, почему люди делают тот или иной выбор. Что делает с человеком и его взглядами на мир бесчеловечность других людей, как обесценивается человеческая жизнь, как легко искалечить разум и душу, как можно купить человека одной лишь надеждой. Как говорит один из персонажей «я мёртв, меня расстреляли фашисты» — это о том, что там, в концлагере, умер он прежний, тот кем он был раньше. Даже ассистентка Эменбергера на самом деле вызывает жалость — она тоже «умерла» в концлагере, та женщина, что помогает Эменбергеру не имеет больше души. В первой части повести словами одного из персонажей автор делит людей на мучителей и мучеников, а во второй части мы понимаем, что иногда и мучители и мученики — это одни и те же люди.
Это тяжелое в эмоциональном плане произведение, но читать его очень интересно и захватывающе. Пара моментов (про Гуливера и карлика) по правде говоря немного напомнила мне Эдгара По (его «Убийство на улице Морг» — между прочим первый классический детектив в истории литературы).
smith.each, 20 марта 2022 г.
Стареющий комиссар швейцарской полиции Берлах проходит длительное лечение в клинике знакомого хирурга. К сожалению, у врача нет хороших новостей для пожилого мужчины: жить тому осталось недолго. Утомлённый трудным восстановлением и необходимостью смириться с неизбежным, Берлах гоняет в голове невесёлые мысли и как-то пытается отвлечься.
Однажды, листая журнал, он натыкается на жуткий снимок, сделанный некогда в лагере уничтожения, где нацистский преступник, некий доктор, готовится проделать над узником бесчеловечный эксперимент — прооперировать живого человека без наркоза. Реакция друга на снимок вызывает немалый интерес Берлаха: кажется, врач узнал запечатлённого на фотографии человека в марлевой маске.
Вскоре интерес сменяется подозрением, когда Берлахом овладевает мысль, что известный бернский врач и хирург на снимке могут быть одним человеком. Чтобы проверить страшную догадку, комиссар переводится в клинику к знаменитому доктору…
Завязка романа Фридриха Дюрренматта может обмануть читателя, навести на мысль, что перед ним — классический детектив о разоблачении скрывающегося «под фонарем» нацистского преступника в декорациях послевоенной Европы. Это не вполне так.
Любители сложных ментальных игр, происходящих в голове традиционного детективного героя, вероятнее всего будут разочарованы. Никаких таинственных посланий, сличения показаний и восстановления фактов по крупицам и случайным событиям в романе не будет. Подозрение Берлаха укрепляется с каждым полученным сторонним свидетельством. А поскольку подозреваемый всего один, то единственной возможной для детектива игрой с читателем остаётся ответ на вопрос: на чем проколется злодей?
Увы, эта игра также не интересна автору. Но не спешите делать выводы, потому что история куда сложнее и интереснее, чем может показаться. Убеждённый в своей правоте комиссар не просто хочет отыскать преступника. Он желает раскрыть природу зла и разбить ставший его прибежищем живой сосуд. Повествование, начинающееся как детектив, быстро приобретает узнаваемые черты не только психологического триллера, но и притчи о борьбе с махровым злом.
В тексте прямо сказано, что Берлах бросает вызов не человеку, а выступает на борьбу с Князем Тьмы. Роман распадается на череду подготовок к схватке мировоззрений, достигаемой в кульминации; на поединок гуманизма и возведённой в абсолют бесчеловечности. В тяжёлых раундах своей экзистенциальной борьбы комиссар натыкается на искалеченные судьбы и сломленные души, становится свидетелем страшных трансформаций убеждений и даже отказа от человеческого облика.
Вся вторая половина романа, когда Берлах ложится в клинику подозреваемого, представляет едва ли не ускользающий от понимания кошмарный сон. Реальность движется, персонажи раскрываются с неожиданной стороны, а события, хотя и следуют твёрдой рациональной логике, обставлены такими иллюзорно-бредовыми деталями, что в какой-то момент можно усомниться в том, что комиссар всё ещё жив.
Дюрренматт создал очень страшный детектив, в котором даже разоблачение и поимка преступника не выглядит абсолютной победой над злом, потому что для его уничтожения потребуются усилия большие, нежели напряжённая работа интеллекта усталого служителя закона.