fantlab ru

Марк Лоуренс «Принц Терний»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.15
Оценок:
840
Моя оценка:
-

подробнее

Принц Терний

Prince of Thorns

Роман, год; цикл «Вселенная Разрушенной империи»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 75
Аннотация:

«Прежде чем тернии преподали мне свои острые уроки, у меня был всего один брат, и я любил его. Но эти дни прошли, а всё, что от них осталось, покоится в усыпальнице моей матери. Теперь у меня много братьев, умелых в обращении с ножом и мечом, и зло их абсолютно. Мы совершаем налёты по всей раздробленной империи и грабим её останки. Говорят, сейчас тяжёлые времена, конец дней, когда бродят мертвецы, и чудовища охотятся в ночи. Всё это, конечно, правда, но есть кое-что и похуже там, в темноте, гораздо хуже».

Королевский сын, воспитанный любящей матерью, Йорг Анкрат стал Принцем терний, внушающим симпатию и лишённым морали, возглавляющим банду беспощадных преступников в их рейдах и злодеяниях. Мир в хаосе: насилие цветёт пышным цветом, повсюду творят кошмарные дела. Мрачное прошлое Йорга лишило его страха перед людьми: живыми или мёртвыми, но есть ещё одна вещь, от которой у него стынет кровь. После возвращения в отчий замок, Йорг вынужден противостоять ужасам своего детства, чтобы прорубить себе дорогу в будущее, но все стараются ему в этом помешать.

Тернии преподали ему кровавый урок…

© Перевод аннотации Croaker

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2011 // Фэнтези (1 164 голоса)

номинант
Премия Дэвида Геммела / David Gemmell Legend Award, 2012 // Лучший дебют

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2012 // Книги — Фэнтези года

номинант
Премия «Боб Моран» / Prix Bob Morane, 2013 // Переводной роман (США, 2011)

номинант
Премии фестиваля «Имажиналии» / Prix Imaginales, 2013 // Зарубежный переводной роман (США)

Похожие произведения:

 

 


Принц Терний
2012 г.

Издания на иностранных языках:

Prince of Thorns
2011 г.
(английский)
Prince of Thorns
2011 г.
(английский)
Książę Cierni
2012 г.
(польский)
Prince of Thorns
2012 г.
(английский)
Prince of Thorns
2012 г.
(английский)




 



Рецензии




Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Походу поиски мои чего-либо оригинального в поджанре так называемого «темного фентези» начинают становится столь же бесплодными, как и попытки отыскать что-либо необычное в фентези традиционном. Что странно, книгу сию порекомендовала мне супруга, которая обычно к подобным произведениям любви, мягко говоря, не питает. Да и отзывы у книги были весьма положительные. Поэтому я был заинтригован. Поэтому ожидания от произведения у меня были самые радужные, но им не суждено сбыться.

Заглавный герой, от чьего лица ведется повествования — типичный темный Марти Сью. В четырнадцать лет является главарем банды и сверхвоином, а в пятнадцать намеревается стать уже королем. Ведет себя порой как типичный киношный злодей – убивает собственных подчиненных по малейшему поводу, пускается в долгие разговоры касательно того как и кого будет пытать. Но самое, пожалуй нелепое – это как по мнению автора он докатился до жизни такой. Итак, в девять лет у него убили мать младшего брата. А отец некоторое время спустя отказывается за них мстить. И вот если бы на нашего Сью в этот момент упал магический меч с драконом или способность временно подчинять волю людей вместе с боевым роботом и зеленоволосой девушкой, то даже это не смотрелось столь абсурдно, как то, что выдает нам автор. Итак, наш мега-стратег идет в тюрьму на экскурсию, освобождает там смертников и с ними уходит. Г – Гениально… На этом месте я крепко зажмурился, а затем пошире открыл глаза, чтобы развидеть подобное. Ну вдруг на самом деле я все это время читал какую дешевую японскую мангу. Ну знаете, там это модно – в девять потерять родных и познать всю мудрость жизни, в тринадцать стать главарем, в пятнадцать – хокаге, пардон, королем… Нет, томик так книгой и остался. Но я его на этом месте решил все же его прикрыть. Мало ли…

Да, в средние и даже не столь уж средние века дети малые порой занимались самыми неблаговидными занятиями – от воровства до мародерства, но это были люди, созданные самой бедной и неблагонадежной средой (например, отпрыски проституток при лагерях наемников), а никак не пришедшие со стороны аристократы. Да и во главе всяких сомнительных братств они не становились (есть конечно такое явление как детские банды, но это совсем другая и весьма печальная песня), там всегда были хищники покрупнее и поматерей. Будь в книге хоть капля реализма, путь героя закончился бы, так и не начавшись, причем самым неблагоприятным образом. Да и развитие сюжета весьма стандартно: наш Сью усилием воли побеждает оживших мертвецом, скачет аки голливудский ниндзя и мигом способен убить сидящего на коне вражьего командира, а когда на его банду нападают враги, на пути тех чудесным образом возникают волчьи ямы… В общем, реалистичности тут ни на грош. Да вся мрачность как обычно в таких случаях сводится к горам трупов и упоминаниям всяческих членовредительств.

В итоге мы имеем опять типичное подростковое чтиво, которое автор полил кровушкой, присыпал кишечками и попытался выдать за что-то «мрачное да сурьезное». Но оно так и осталось подростковой фантазией, просто более злой и кровавой, чем нынче принято, из серии «убегу из дома, буду мстить, а попутно грабить, убивать и насильственно любить».

Оценка: нет
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Фэ́нтези (англ. fantasy — «фантазия») — жанр современной литературы, разновидность фантастики. Фэнтези основывается на использовании мифологических и сказочных мотивов в современном виде. Произведения фэнтези нередко напоминают историко-приключенческий роман, действие которого происходит в вымышленном мире, близком к реальному Средневековью или (реже) эпохе Возрождения, герои которого сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами. Зачастую фэнтези построено на основе архетипических сюжетов.

Тёмное фэнтези (англ. dark fantasy — «тёмное, мрачное фэнтези») — поджанр художественных произведений, включающий в себя элементы ужасов и готики, действие в котором происходит в антураже традиционного фэнтези.

Цикл книг «Разрушенная империя» Марка Лоуренса подает себя, как неплохой образчик темного фэнтези. Якобы только для взрослых. Только 18+. Все серьезно. Ключевое слово — «якобы», потому что на деле мы опять имеем банальную и напрочь заштампованную историю о мести очередного Марти Сью.

Аннотация гласит: «Когда ему было девять лет, на его глазах были зарезаны мать и брат. Свое тринадцатилетие он встретил лидером банды кровожадных головорезов. К пятнадцати годам он вознамерился стать королем. С того самого дня, как убийцы графа Ренара расправились с его близкими, Йорг мечтал отомстить. Его детство закончилось очень рано, поэтому жизнь и смерть для него — всего лишь игрушки. Больше ему нечем играть и нечего проигрывать. И вот пришло время благородному принцу Йоргу вернуться в Высокий Замок и обрести принадлежащее ему по праву. Но предательство ждет его в родном доме. Коварство и темная магия. Сможет ли ожесточенная воля молодого принца победить врагов, могущество которых находится за пределами его воображения?»

И первое, что стоит отметить — аннотация знатно так привирает. Примерно также, как соседский алкаш, когда навеселе начинает делится горькой правдой жизни и проникновенно рассказывать о своей прошлой работе КГБ-шника. Так и здесь. Никакой психологии о превращении мальчика в кровожадного убийцу вы здесь не найдете. Враги будут самые обыкновенные, а кусочек магии при желании можно увидеть только в самом конце. 90% оставшегося эфирного времени будет отдано агрессивному «мартисьюшноподобному» подростку, который будет резать своих и чужих, попутно рассказывая, насколько прогнил окружающий мир и какие уроды его населяют. Естественно, подтверждений его словам читатели так и не найдут.

Мир — обыкновенное и даже нисколько не темное фэнтези. Просто главный герой вышел у автора моральным уродом и от этого балдеет. Судит людей по себе и гребет всех под одну гребенку. Избалованный ребенок, которому в свое время не хватило ремня. Что с него взять? Интересно другое. Почему все остальные падают ему в ноги? Знать, крестьяне, профессиональные наемники и даже самые отбитые отморозки затыкаются и внимательно ловят каждое слово, сказанное зазнавшейся малолеткой. И это темное фэнтези, где во главе угла всегда ставили реализм?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

1. Был принцем и все шло неплохо, но мать убили и пришлось бежать. За одну ночь мы стали сильным, волевым и сверхрасчетливым берсерком, с ораторскими способностями близкими к Адольфу Гитлеру. Реализм?

2. Решил, что надо сколотить банду и вернуть трон. В золоте и разодетый в дорогие шелка, наш беглый принц идет в Нижний Город, где даже без минимального сопротивления находит самый злачный притон. Реализм?

3. Там начинает лезть в бутылку и гнать на всю бандитскую кодлу разом. Далее режет местного главаря, занимает его место, а все окружающие признают неудовлетворенного выскочку новым боссом. Реализм?

4. Чуть погодя решает вернуть трон. И возвращает!

Вот и весь сюжет. Уровень — пришел, увидел, победил. И так до самого конца книги, где нашего пубертатного подростка ожидает сопливо-розовый хэппи энд и жирный намек на продолжение.

Оценка: 3
–  [  26  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как по мне — шлак. Бездарная дань моде на Dark Fantasy. Дорожки, торенные Аберкромби, Бэккером, Куком, автор долбит вдрызг; толчёт в кашу каноны неглупого жанра. Отказ от идеализации персонажей в пользу реализма — это Dark. Всё остальное: натуралистичность, отсутствие полностью положительных героев, их порочность, жестокость — лишь следствие. «Принц Терний» — это следствие без причины. Знакомьтесь.. неадекватный нарциссирующий идиот четырнадцати лет, крошащий всё и вся в радиусе меча, лишь ради оправдания слова «Dark» в названии жанра. Других объяснений страсти мальчугана «понадзабивать гвозди в головы и пораспотрошить несчастных крестьян» — я не отыскал. Да и к чёрту объяснения, если бы выпячивание этих «Dark»-штампов не было столь картонным! Ни один персонаж не был мне интересен. Диалогов минимум, они скучны и не раскрывают героев. Сюжет пляшет как Витт. События сюжет образующие, — вызывают лишь недоумение. Они невероятны даже в контексте «Fantasy» — не говоря о том, что за основу взят мир реальный. Куда ни ткни — всё очень слабо. И даже для дебюта.

IMHO Итог: чисто коммерческий проект, начиная с обложки и пиара; заканчивая гипертрофированностью штампов характерных для жанра. Не начинайте знакомство с Dark Fantasy этой книгой.

Атмосфера — 4

Персонажи — 2

Сюжет — 3

Слог — 3

Оценка: 3
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Через тернии – к звёздам

***

После невероятного дебюта Джо Аберкромби на поприще фэнтези возникла целая волна последователей и подражателей. И ведь даже сейчас, в 2022 году, они никуда не делись. Скалл, Хейс, Буллингтон – все эти писатели так или иначе пытались воплотить стиль Аберкромби, подстраиваясь под него или подстраивая его под себя. Но один из авторов стоит особняком – Марк Лоуренс. Он не просто был одним из самых первых. Лоуренсу удалось воплотить некоторые удачные ходы Аберкромби, добавить кое-что свое. Как результат – великолепный «Принц Терний».

…Йоргу всего 13 лет. У него за плечами страшные испытания – предательство, потеря мамы и брата, суровый отец. Но к 13 годам он сколотил банду – Братство. Суровые мужики – убийцы, воры, насильники, предатели – слушаются Анкрата. И ведь дело не в том, что Йорг – принц и наследник трона. Не в том, что Йорг хитёр и умён. Йорг невероятно амбициозен, он видит перед собой цель, а всё вокруг – лишь мимолётные препятствия.

Композиционно роман построен весьма необычно. У Йорга есть банда, но его прошлое покрыто мраком, а будущее относительно известно. В первой трети книги Лоуренс часто использует флешбеки. Целые главы посвящены прошлому Йорга, его утрате, его обретениям. Автор скрупулёзно выстраивает историю Анкрата от настоящего к будущему, от прошлого к настоящему. Многие вопросы остаются без ответов, но это – ружья, которые автор развешивает с особым тщанием и усердием. И ружья эти обязательно выстрелят! И в продолжениях – в «Королей Терний» и в «Императоре Терний», а так же в рассказах-приквелах. Причём короткая форма у Лоуренса получилась ничуть не хуже длинной. Рассказы и повести ничуть не уступают романам. К слову, далеко не все рассказы Аберкромби действительно интересны (как в связи с циклом, так и в отрыве). При этом «Принц Терний» – очень короткий (по современным фэнтези-меркам) роман. Есть карта (малоинформативная). И до какого-то момента произведение может показаться действительно простым и даже пресным. Но не спешите обманываться. Лоуренс сперва намекает, затем говорит почти прямо, а примерно на 2\3 произведения выкатывает главный твист «Разрушенной империи». Или не твист, если вы уже начитались отзывов.

Сюжет «Принца Терний» представляет собой типичный квест. Главный герой идёт по пути мести (один из центральных вопросов Лоуренса, который проходят красной нитью по всей «Разрушенной империи»). При этом в репертуаре Йорга будут и бои (не массовые, любители войн останутся недовольны), и побеги, и плен. Но ещё больше у романа смертей. Автор буквально усеивает страницы горами трупов. Их много даже среди братьев.

По части героев автор полностью вложился только в одного персонажа. В Йорга «Принца Терний» Анкрата. Это не просто принц, не просто умный мальчик, не просто хитрый. Он донельзя бескомпромиссный, злопамятный, мстительный. Он может всадить нож брату, если тот поставит под сомнение авторитет Анкрата. Если у Йорга будет возможность ударить в спину, то он воспользуется ею. Спровоцирует. Обманет. Но знайте – Анкрат выйдет из любого противостояния победителем. Еще в первой главе он заявляет, что к 15 годам намерен стать королем. И в последней главе он обещает, что к 20 годам станет императором. Пафосно? Очень даже. Йорг Пафос Анкрат – это про него. По уровню пафоса с Йоргом мало кто сравнится.

Мироустройство. Как было сказано выше, сперва всё выглядит так, будто это стандартный фэнтези-мир. Чуть-чуть фантастических тварей (левкроты, личи, некроманты, немного магии). Но всё это ровно до жирного твиста. После него картина мира встает с ног на голову. И начинается пересмотр всего и всея. Забегая вперёд – в последующих книгах Лоуренс больше поработает в мир, так что не стоит упрекать автора в слабом ворлд-дропинге.

Что сказать о минусах? Кому-то не понравится пафос Йорга. Кто-то посчитает юнца слишком удачливым. Но ему возвращается сторицей то, что у него забрали с девяти до четырнадцати. Слабо описан мир? Это только первый роман трилогии, наберитесь терпения. Слабый язык? А вот тут точно нет. Это большой привет ФФК – переводчику, редактору и корректору. Роман переведён слабо. Как минимум есть вопросы по ругательствам (здесь они заменены на совсем безобидные), но куда больше вопросов по построению предложений. В каждой странице отсутствует примерно 5-10 местоимений. И они не всегда относятся к Йоргу! Поскольку книга написана от первого лица, то такой приемный получается весьма сомнительным. И иногда без косого взгляда в оригинал непонятно, кто же что-то пошёл да сделал. Но последний момент (местоимения) исправлены в фанатской версии «Принца Терний».

Заключение: «Принц Терний» остаётся актуальным и в 2022 году. Роман броский, яркий, в меру мрачный. Но это не дарк ради дарка. Жизнь у Йорга и правда не сахар. Здесь много текста можно разобрать на цитатки, есть ряд классных сцен (поединок с Галеном; атака на Красный замок). Шикарный мир (как минимум необычный! Примечательно, что через несколько лет Джо Аберкромби использует этот же приём). Читается книга легко. И, наконец, ещё один важный факт: Лоуренс действительно растёт в мастерстве. Последующие книги (будь то «РИ» или «ВКК») ничуть не хуже. Это же можно отнести и к «Книге Предка».

10 терний из 10. Браво!

Оценка: 10
–  [  33  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В последнее время в фэнтези наблюдается дивная тенденция: подавать нам крутых протагонистов «мы-настолько-крутые-что-яйца-тухнут-при-одном-нашем-виде» обильно поливать их кровищей, засовывая в мир, где даже дети не играются в песочнице, а точат ножи, готовясь к захвату власти. Миром правят темные властелины, а героев в лучшем случае можно назвать, бесславными ублюдками. И называется этот чудесный жанр — дарк фэнтези.

Джо Аберкромби, Скотт Бэккер, Ричард Морган — все они в последнее время работают в этом жанре. И возрожденная ими, мода на дарк фэнтези, стремительно распространяется. Это даже немного пугает, ведь такой подход непременно приведет к штамповке, вырождению жанра. Пока же этого не произошло, стоит наслаждаться хорошими книгами. «Prince of Thorns» как раз из таких. Многие слышали историю, о борьбе за право издать автора, нескольких английских издательств. К счастью, это не случай раскрутки книги средней (a то и хуже) паршивости — роман очень силен для дебютанта.

Писательский стиль автора схож со стилем Джо Аберкромби — такая же цинично-ироничная проза, насыщенная жестокостью и многочисленными изломами героев. История рассказываемая в романе, тоже отсылает нас к Джо, месть — нередко встречающийся мотив, но лучше всего за последние годы его применил Аберкромби в романе «Best Served Cold». К сожалению, Лоуренс порой перебарщивает. Порой цинизм становится настолько желчно-ядовитым, что поверить в него тяжеловато, особенно учитывая возраст главного героя.

Йорг — десятилетний парень, принц королевства Анкрат, счастливо живущий со своими родителями и младшим братом Уильямом в Высоком Замке. Жизнь принца, легка и весела, до одной роковой ночи, в которую его мать и брат пали жертвами коварности графа Ренара. Сам Йорг спасен своевременным падением в тернии, которые оставили, на всю жизнь, шрамы на его теле. К сожалению эти шрамы ничто, по сравнению с тем насколько искалечена душа мальчика. Несмотря на то, что люди отца нашли его и вернули в замок, он подвергается еще одному предательству, на этот раз еще более неожиданному. Он сбегает из замка, присоединяясь к шайке бандитов.

Сейчас Йоргу четырнадцать, и он главарь все той же банды. Он жестокий убийца, не щадящий ни женщин, ни детей. Он наслаждается разбоями и поджогами, криками умирающих жертв и их мольбами. Он не погнушается, даже убить одного из своих братьев, если они посмеют ему перечить.

Автор, специально сделал главного героя ребенком, чтобы происходящие с ним трансформации выглядели более драматично. Этот прием, имеет и обратную сторону: даже несмотря на всю необычность Йорга трудно поверить, что взрослые мужчины, сами жестокие люди, слушаются мальчишку. И конечно, даже несмотря на все что он пережил, тяжело поверить в такую кровожадность пятнадцатилетнего парня. Впрочем, тут как раз все небезнадежно — финал романа, обещает, что Йорг пускай не станет святым, но все таки изменится в лучшую сторону.

Оставшиеся герои на фоне Йорга выглядят чуточку картонно: рыцарь-защитник Мэйкин, немногословный Нубиец, жестокий Райки. Все они свою роль выполняют, но порой хочется вскричать: «Не верю!». Впрочем, очевидно, основной задачей автора была проработка Йорга, и эту задачу он выпонил.

Мы подошли к еще одному достоинству романа — миру, в котором происходит действие. Как и у уже много раз помянутого Аберкромби, мир большей частью остается на периферии авторского внимания, но когда он позволяет себе его описать, получается замечательно. Мир Сломанной Империи состоит из сотни королевств, правитель каждого желает снова обьединить прочих в одно государство, только в этот раз под его железной пятой. Казалось бы, ничего особенного. Но суть в том, что этот средневековый мир — это будущее нашей (или альтернативной) Земли. Давным-давно случился День Тысячи Солнц, и раса Строителей куда-то исчезла. Проще говоря, исчезли технологии, были уничтожены в (скорее всего) ядерной войне. Тем не менее, от старого мира остались кое-какие обломки: труды Плутарха, Сунь Цзы, Ницше (цитируемого главным героем), один древний искусственный интеллект, которого Йорг сотоварищи считает призраком. Мир еще не до конца раскрыт, многое еще непонятно, но Лоуренс обещает больше деталей во второй книге.

Резюме — хороший роман дарк-фэнтези. Если вас не тошнило, от поступков самых гнусных героев романа Аберкромби, и вы не против смириться с идеей о 15-дцатилетнем капитане, то стоит ознакомиться. Потенциал у автора есть. Оценка — 8

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Подростковое «дарк фэнтези».

Когда читал ( впрочем, читать этот роман мне быстро надоело, и я, прослушал аудиокнигу, неплохо озвученную, кстати), мне постоянно мешала мысль, что эта история мне напоминает, что-то, из классики. Ёлки-палки, ведь это — «Гамлет» Шекспира, писателя, которого часто вспоминает и сам автор.

Да, это рассказ про принца, который вернулся ко двору, а папа-король женился второй раз, злая мачеха уже ждёт наследника. И, бедный старший сын лишний в этой жизни.

Мне книга не понравилась совершенно. И, не потому, что я не люблю этот жанр, кровь, жестокость, когда, главный герой — отвратительный и злобный персонаж. Нет. «Dark fantasy» я очень уважаю.

Все дело в том, что роман написан так, что читать его очень хорошо в подростковом возрасте. Да, несмотря на то, что это «дарк фэнтези», подразумевается, что будет много крови, жестокости. Вроде бы, совсем не детский жанр. Только, все равно — книга подростковая. И, если присмотреться к тексту повнимательнее, то, жестокие сцены описаны без самых шокирующих подробностей, грязного секса нет, нецензурных выражений — тоже. Поэтому — можно читать и подросткам. Самому герою, принцу Йоргу, тринадцать лет. А, в своих воспоминаниях, он, вообще, возвращается в раннее детство. Вот, было бы, мне лет тринадцать-четырнадцать, наверное, этот роман, тоже, зашёл бы «на ура».

Почему произведение разочаровало?

— Текст написан от первого лица. А это — очень сложно читать. Нет, есть и шедевры, написанные таким образом, но, увы, здесь не получилось. «Я», «Я», «Я». «Я пошел». «Я пришел», «я посмотрел». Короткие предложения. Сухие и скучные.

— Совсем плоский мир и герои. Да, это во многом зависит от того, что текст от первого лица, герой рассказывает про свою молодость. Но, мне-то, собственно, без разницы, почему так получилось. Одни диалоги. И монологи. Интересен, в своей мере, только центральный персонаж — принц Йорг. Остальные герои — просто имена, не более. Описаний окружающей вселенной, практически, нет. Да понимаю я, что это — брутальный жанр. Темный, как ночь. Можно сказать, что рассчитан на суровую аудиторию, какие там цветастые эпитеты!? Нет места картинам солнца, восходящего из-за гор, пению птиц, описанию эмоций и переживаний героев. Но, для меня фэнтези — это атмосферная и волшебная сказка. Мир, куда легко и мгновенно погружаешься. А тут — доклад начштаба, сводки с фронта. Сухие диалоги, предложения, состоящие из подлежащего и сказуемого. Мне не хватило яркости, зрелищности. Даже бои, и те, описаны предельно кратко.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Я не особый любитель таких сцен, но, обычно, в жанре «dark fantasy», если, кому-то, воткнули меч в брюхо, то, автор полстраницы занимается красочным описанием льющейся рекой крови, выпущенных кишок, хрипов умирающего, вытаращенных в агонии глаз, судорожно бьющихся ног и т.д. Но, тут писатель немногословен — отрубили конечность, упал, умер. Наверное, «краткость — сестра таланта». И, как я и писал выше, чтобы книгу можно было бы рекомендовать подросткам.

— Главный герой. Да понятно, это фэнтези, вымысел только поощряется. Но, мальчик в возрасте десяти-тринадцати лет, ведёт себя как умудренный годами человек. Я уж не цепляюсь к тому, как просто этот ребенок расправляется сам со всеми своими врагами. Ладно. Но, то, как он думает, разговаривает, наконец, ощущает себя и весь мир — это неправдоподобно. Многие в отзывах пишут, что тринадцать лет, это уже взрослый человек, а, в старину, взрослели ещё раньше, это не так. Вообще, делать героями подростков, и, написать книгу так, чтобы читатель ощутил, что созданный герой, и впрямь, думает и ведёт себя соответственно своему возрасту — очень трудно. Здесь, по-моему, у автора это не получилось. Герой-мальчик, изнутри которого просвечивает опытный взрослый человек.

Но, повторюсь, подросткам, для которых, по моему мнению, и написан этот роман, все эти недостатки оборачиваются, наоборот, достоинствами.

Короткие предложения? Отлично, читать проще.

Сухой текст? Прекрасно, нет никаких «лютиков-цветочков», очень динамично, объем небольшой.

Ну, а то, что мальчишка герой одной левой побеждает всех врагов, что он один умнее и хитрее всех взрослых вместе взятых — так это, просто великолепно, кто в детстве и подростковом возрасте не считал, что родители, учителя, да и, вообще, все взрослые ничего не понимают в этой жизни?

Поэтому, для подростка — интересный, остросюжетный и динамичный роман. Супер крутой и брутальный герой, беспринципный, жестокий и хитрый. Вынул меч, который легко рассекает доспехи врагов, порубил всех в капусту. Потом, немного порассуждал о том, что, какой я великий злыдень, и, это так круто!

Короче, книга сильно на любителя.

Даже не знаю, что сказать хорошего. Тьфу, а ещё, теперь, придется дочитывать ещё два романа этого цикла, дабы узнать, чем все закончится.

Оценка: 4
–  [  23  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сравнение этого романа с циклом Джо Аберкромби «Земной круг» выглядит нелепо. «Принц Терний» — довольно посредственное произведение, в котором нет ничего необычного, за исключением описаний подростковой жестокости, так как это видит автор. Почему я сразу обратил внимание на отсутствие похожести в книгах между Аберкромби и Лоуренсом? Потому что, многие читатели смотрят на рекомендации и делают выбор ориентируясь на них.

В этом произведении напрочь отсутствует понятие авторского мира. Никаких пояснений о политической, географической, исторической составляющих, попросту нет. События развиваются настолько прямолинейно, что можно с легкостью предсказать все шаги главного героя. А так как все действия молодого, сумасшедшего принца продиктованы желанием отомстить всему миру, значит он всеми силами будет стремиться этот самый мир завоевать. Я не против жестокости в книгах, но это должно быть хоть как-то оправдано. Ничего подобного в этой книге я не заметил. На мой взгляд, автор специально шокирует читателей садистскими наклонностями своего персонажа, в чем-то даже бравирует этим. Если Лоуренс хотел привлечь внимание к своему произведению, то ему это сделать удалось, но лучше оно от этого не стало.

В современной истории известны случаи правления юных королей. Самым известным случаем можно назвать правление Ивана Грозного, который пришел к власти в 14 лет. Его правление запомнилось чудовищной жесткостью по отношению к своему собственному народу, к своим близким. Безумие Грозного в чем-то схоже с безумием Йорга, который также стал королем в 14 лет. Не знаю, чем вдохновлялся автор при написании своего романа, но несомненно одно, что прообразом юного короля он взял кого-то из действующих исторических фигур.

К сожалению, неплохая задумка оказалась очень плохо реализована. Автор не смог найти что-то особенное, кроме жестокости главного героя, чтобы заинтересовать читателя чем-то еще. Надеюсь, что последующие книги цикла окажутся более интересными и автор сможет найти необходимые шаги для развития сюжета.

Оценка: 6
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень слабо.

Повествование малопродумано, продвигается разрозненными урывками и имеет логические нестыковки. При этом, что обидно нестыковки эти не мелкие рояли в кустах, а напрямую касаются сюжетообразующих вещей.

Тут пишут что перевод слабый, не знаю чьей вины тут больше, автора или переводчика, но читается быстро не потому что интересно, а из-за того, что глазу не за что зацепится.

Пару слов о сеттинге — очень похоже на то что так любят эксплуатировать третьесортные русские фантасты: постапокалипсис, скатившееся в средневековье человечество експлуатирует артефакты оставшиеся от технологически-развитой цивилизации, магия, мистика, некромантия, оживающие мертвецы... Дальше в эту безумную солянку можно уже все что угодно мешать, мир все стерпит. Порой, во время чтения мелькали мысли о том, что на фоне Лоуренса, даже поделия Орловского кажутся не такими уж плохими.

Книгу решительно не рекомендую. Это не новый Аберкромби и тем более не новый Мартин или Кук. Очередное распиаренное пустое место.

Оценка: 3
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сразу быка за рога, вернее -- принца за тернии. Мне книга не понравилась. Если к построению сюжета и языку не придраться (что логично, все же не самиздат читаю, а доведенное до блеска издательством произведение ), то логика происходящего и глубина оставляют печальный след. К сожалению, потратил время на скучную и заштампованную историю, где герой к победе шел и пришел. Потому, что так автор задумал.

Оценка: 7
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение ,

- Четырнадцатилетний подросток! — удивлённо восклицаете вы. — Да ещё и образованный, и предводитель разбойников и к тому же законный наследник престола, сбежавший из дворца? Шутите? А новенького придумать что, сложно? В общем, дорогие товарищи, не стоит эта книга ни моего, ни вашего внимания, пойдёмте лучше перечитаем более классические и проверенные вещи. До следующего раза, госпожа Фортуна, когда в нашей стране издадут новую новинку, которая завоевала зарубежье. Пока!

- Не правы, вы, господин аноним или может точней, среднестатистическая реакция на аннотацию книги? «Принц Терний» хорош и очень даже, по нескольким причинам.

Первая — самая главная, главный герой книги. Имя: Йорг. Фоторобот: пухлые губы, высокие скулы, бледная кожа, чёрные волосы. Ах да, высокий рост. Молод, даже слишком. Но, несмотря на столь юный возраст, он проявляет чудеса гениальности. К тому же Йорг относится к тому типажу героев, которым сопереживаешь и на которых ставишь, за них болеешь, даже если они не правы, и да хотелось бы, чтобы они стали лучше. Это так, Йорг — маньяк, жесток без надобности и с оной, агрессивен, но в то же время целеустремлён, он чётко прощупывает поле для своей игры, а затем ставит на них свои фигуры. Конечно, не обходится без ошибок, но поверьте мне, если Йорг взялся за какую-либо задачу, он выполнит её, чему бы это ему не стоило. В случае принца цена имеет второстепенное значение, главное — результат. Лис и то пасует перед ним в хитрости. Не стоит недооценивать Йорга, за это вы стопроцентно поплатитесь жизнью.

Йорг к тому же искалеченный человек. С тех пор как его брат и мать умерли в страшных муках, на его глазах, в то время, как он ничего не мог изменить, ведь терновник крепко удерживал его в своих когтях. Было так: его выкинуло из кареты и зашвырнуло прямо в заросли этих кустов, где он не мог пошевелиться. И если раны от колючек всё же потом затянулись, то те события, которые он пережил, нанесли ему непоправимую психологическую травму.

Далее, аргумент в защиту чрезмерной молодости Йорга. Действие происходит в Средневековье или точнее нечто очень его напоминающее. А когда у нас в то время становились взрослыми? Правильно, уже в четырнадцать тогда женились, а в пятнадцать имели детей. Гениальность? Она была в любое время и ничего удивительного в том, что Йорг проявил это качество в таком возрасте. Точнее, удивительнее бы было, если бы не проявил; он к тому этой своей способностью умеет пользоваться, что делает его очень опасным.

Предыдущий тезис плавно нас подводит ко второму — это мир, в котором происходит действие книги. Это «как бы» Средневековье, но некоторые ключики наводят на след и по ним можно сделать следующие выводы: а) это наш мир (скажем, упоминание Персии, отсылки к таким литераторам как Плутарх и Платон) б) это наш мир в будущем (Ницше — это далеко не Средневековье, да и не похоже, что термины вроде «мутаген», «нейротоксикология» появились раньше 20 века, не находите?). Но почему вместо светлого и уютного будущего мы видим перед собой множество разрозненных земель, грызущихся между собой за власть, да и ещё откинутых назад в развитии? Лоуренс не даёт внятного ответа, но по немногочисленным данным можно предположить, что Третья Мировая всё же случилась и раса Зодчих исчезла, оставив после себя лишь несколько строений и немногочисленное наследство, как хорошее вроде Плутарха, так и... не то, чем следовало бы гордиться.

Итак, у книги, как минимум два козыря. А что касается других персонажей помимо Йорга? Кто-то называет их картонными и откровенно схематичными, запрограммированных на выполнение какой-либо определённой функции. Возможно, некоторые из них действительно те ещё штампы, вспомним, Макина — советника и правую руку Йорга. С другой стороны, этот рыцарь — очень хорош, в него веришь, портрет выполнен так, что не вызывает раздражения, скорее симпатию. Банда Йорга — Райк, Нубанец, Элбан — все они благодаря некоторым чёрточкам, штришкам приобретают объём, а меткие характеристики Йорга в виде эпиграфов заставляют оказаться в памяти даже таких малозначительных персонажей, вроде Лжеца. Сколько он появился раз за книгу? Два-три, может больше? А образ, образ сохранился. Значит, задача выполнена, Лоуренсу удалось достоверно передать психологизм, за что ему моя благодарность.

Но есть у этой книги и ещё одна особенность — жанр. Дарк фэнтези. Автор справился со своей задачей мастерски, умело воздействуя на читателей сценами мрачными, жёсткими, а иногда просто насильственными, он в то же время всегда знает, где лучше недосказать, где сбавить газ, а где наоборот поднажать. И постепенно приходишь к мысли — да, книга жестокая. В то же время автор не пережимает, всё в пределах нормы. Юмор, конечно, чёрный юмор, тоже выполняет свою роль, смешивается с красками, используемых автором и в итоге у него вместо картины чёрной и серьёзной, получается картина серая. Может не всё потеряно для этого мира?

«Принц Терний» — книжка короткая, читающаяся быстро, не скажу, что гениальная, но это — хорошее фэнтези. Любите вы его? Стоит почитать, если да, если вас не смущает всё выше описанное — читайте обязательно. Интересный главный герой, мир, стиль а ля Аберкромби — всё это делает дебют Лоуренса интересной и своеобразной вещью.

Так каков ваш выбор?

Оценка: 8
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пресно, скучно и попросту глупо. Ребенок крут до опупения, раздает на орехи всяким громилам. И да, в нем нет никакой морали. И да, он воюет. Лет с девяти? Точно не помню. В общем, ситуация следующая: мир — плоский; герой — неубедительный; сюжет — неинтересный. Нечитабельно.

Оценка: 3
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Множество моих друзей, будучи мальчишками, жадными до книг, прочтя очередную фэнтезятину с харизматичным героем и резким, как перебитая артерия, сюжетом, загорались: «Щас сяду и сам фигану что-нибудь подобное! Чтоб дерзко, сочно, необычно!»

И фигачили. Страниц пять-десять-двадцать, в лучшем случае. Перечитывали, кривились, убирали писанину в дальний ящик. И так до новой книги, нового Хокмуна, Фродо, Каркуна, Волкодава. Не вставали слова в замки и интриги, не ложились герои в масть, не собирались миры и тайны из детских кубиков.

То ли у Марка Лоуренса кубики были получше, то ли терпячки больше, то ли Боженька насыпал ему пороха покруче туда, откуда черпают писатели, но его мальчишеский — с самых лучших сторон! — роман обладает всеми коронными качествами, за которые я люблю азартное фэнтези:

- герой — дерзкий, везучий, как дьявол, и отмороженный = с таким не заскучаешь

- сюжет летит, «как смазанная жиром молния» (с) Юрий Никитин — временами бредово, подчас рояли побренькивают в терновниках у дороги, но стремительно мчит, без провисов и колебаний

- мир не без странностей, но с потайными карманцами

- интрига в лучших традициях, с кукловодами и подводными течениями

- задел на будущее изрядный, продолжение беру, не глядя

- любовная линия — бонусом

Не выйдет обозвать «Принца» новым Мартином, хотя на поле, где пасется Аберкромби, Лоуренс играет смело, быстрее, четче, но схематичнее. Лоуренс написал отличную книгу для поезда, прекрасный таймкиллер!

Есть ли за душой Йорга нечто большее, чем умение бить первым и мыслить небанально, покажут продолжения.

Мой мальчишка предвкушает.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман о мести школьника, как метко подметил один из анонимных рецензентов, в которой сила ярости школьника позволяет поражать великих магов, крупных мужиков-мародеров и свергать королей. «Принца терний» можно даже воспринимать как пародию на «черное фэнтези» в духе Аберкромби, просто Лоуренс идет еще дальше и делает юмор еще прямолинейнее и чернее.

Принц Йорг — маленький вертлявый подонок, совершенно лишенный инстинкта самосохранения и упертый, как ад. Он уходит из дворца с командой освобожденных из тюрьмы бандитов, чтобы грабить, убивать и насиловать, потому что отец заключил мирное соглашение с убийцей матери. И хотя сюжет слабоват, Йорг своим нарушением канонов честной борьбы вызывает симпатию. Там, где другие испытывают личную драму, он убивает тех, к кому привязался, чтобы не ослабеть. Там, где другие оценивают опасность, он прет вперед и режет головы. Там, где кто-то пошел бы на соглашение, Йорг гадит в череп врага. И этот юношеский максимализм в оболочке из черного фэнтези в каком-то смысле прекрасен.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Назвать данное произведение оригинальным трудно, но старт вышел очень даже не плохой. Многие рецензенты отмечали схожесть романа с работами Кука, Аберкромби и т.д., на мой взгляд это больше «жанровая» схожесть. По мастерству Лоуренс немного до них не дотягивает, в основном из-за менее «живых» персонажей, про сеттинг не говорю поскольку считаю его второстепенным.

Что более всего не понравилось, так это возраст главного героя. Сам автор не даёт боле-менее внятных объяснений столь раннего взросления Йорга, трагедия конечно серьёзная, кусты колючие, мотивация железная, но этого мало. Только умудрённый опытом человек смог бы так себя вести, а вот на приобретение этого опыта автор годков и не предоставил. Некоторые коллеги объясняют этот факт средневековым антуражем, мол тогда женились в 13 лет (может и раньше) и всё такое, вряд ли это делало их (женатых) умнее. Во вторых, Йорг в произведении один такой 14-ти летний вундеркинд, так что сослаться на общие тенденции средних веков вряд ли получится.

Не понравился момент с подрывом бомбы (уж очень смахивает на финал «Первого закона» Аберкромби), хотя сделано всё было как раз на уровне 14-ти летнего...

Теперь о положительных моментах.

На многие вопросы, возникавшие в моей голове, автор даёт вполне внятные ответы, например, почему маги умеющие управлять людьми не пытаются влезть на королевский трон.

Понравились вкрапления юмора, правда с гулькин нос, но это хорошо, ведь не юмористическое же произведение. Кстати сюжет с лошадью, сыгравшей роль небольшого рояля, больше попахивает юморком чем поворотным моментом.

Стоит отметить наличие не совсем конченных второстепенных героев, таких как нубанец или капитан Макин.

Многие отметили отсутствие мотивации у персонажей, интересно, какая ещё мотивация кроме денег и насилия для бандюков, власти и насилия для феодалов нужна в средневековом антураже.

В заключение хотелось бы отметить, что высоких идей в произведении нет и ни в коем случае не стоит превозносить главного героя. Месть конечно дело хорошее, но не в том случае когда идёшь по трупам невинных людей, что тогда тебя отличает от провинившегося перед тобой. И этот принцип «слепого» отмщения с перемалыванием всех, кто попадает под руку, считаю губительным для человечности. Хотели бы вы попасть под эту руку? Если нет, то к чему все эти восторги псевдореалистичностью, или, благородству в реале места нет вовсе?

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книгу я так и не смог дочитать. Ну не могу я серьезно воспринимать мальчишку (в интерпретации Лоуренса) убивающего здоровых бугаев одним щелбаном. Иногда мне казалось, что я читаю пародию на темное фэнтази, но полное отсутствие юмора, быстро убеждало меня в обратном. Книга неубедительна и вторична. Лучше один Аберкромби, чем десять Лоуренсов.

Оценка: 3


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх