Р. Скотт Бэккер «Воин-пророк»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Эпическое фэнтези | Тёмное фэнтези )
- Общие характеристики: Военное | Философское | Психологическое | Религиозное (Религия, придуманная автором )
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Средние века
- Сюжетные ходы: Тёмный властелин | Путешествие к особой цели | Спасение мира
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Таинственный Келлхус вступает в Священное воинство, выступившее в поход против язычников с целью очистить святой город Шайме. Но у Келлхуса свои цели и виды на предстоящий поход, и постепенно в войске его признают как Воина-Пророка, а Великие имена начинают плести интриги и заговоры, чтобы вернуть себе былое влияние. Параллельно в рядах священного воинства и за его пределами действуют таинственные шпионы Темного Властелина... Честь и трусость, верность и предательство, любовь и искушение — это и многое другое лишь предстоит познать героям данного похода.
Входит в:
— цикл «Второй Апокалипсис» > роман-эпопею «Князь пустоты»
Номинации на премии:
номинант |
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2005 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 6-е место |
FantLab рекомендует:
— Р. Скотт Бэккер «Воин-пророк»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Slimper753, 3 июля 2024 г.
Как и первый отзыв, этот я написал сразу после прочтения книги, но хотел дочитать трилогию, чтобы узнать все детали и мелочи и понять, что вообще происходит. Как и в первом отзыве, текст этого отзыва практически не изменился с момента его первого написания.
Книга прямо продолжает историю, рассказанную в первой, и начинается с того, на чем должна была закончиться предыдущая — с краткого описания предыдущей части. Вся история, в итоге, укладывается в одну короткую главу. Тогда зачем я читал всю книгу? Тут как раз вышла «Мятежная Луна» Зака Снайдера, и там половина хронометража — это слоу-мо, и здесь практически то же самое, вырежи лишнюю воду, и книгу можно было бы сократить в два раза.
Я вообще не понимаю местных персонажей. Они ведут себя как герои какой-то пафосной пьесы. Автор не устает показывать, как герои плачут, даже Саубон, принц Галеота и командир галеотского войска и даже брутальный воин Найюр («В худшие ночи он сидел во тьме палатки, обхватив себя руками за плечи, кричал и плакал. Он молотил землю кулаками, тыкал ее ножом. Он проклинал этот мир. Он проклинал небеса»). Не могу представить, как здоровый бородатый воин истерично хныкает, как маленькая девочка, но автор так написал. И это не говоря уже о женских персонажах, которые, по сути, не играют в сюжете никакой роли, только ублажают героев и тоже плачут без конца. Это, возможно, было бы уместно на сцене, но в книге выглядит странно.
Текст все такой же сумбурный, через который приходится продираться, чтобы понять смысл. Мне понравилась вот эта цитата: «Тогда Келлхус подумал, что эта пословица — очередное бессмысленное обобщение, эксплуатирующее склонность людей путать невразумительность с глубокомыслием.» Путать невразумительность с глубокомыслием — будто автор описывает сам себя. Нет, конечно, в этих книгах полно глубоких мыслей, но они теряются на фоне запутанности текста, будто играешь в «Найди слово», где перед тобой квадрат 50 на 50 с кучей букв, и ты шаришь глазами в поисках знакомых слов. Мое любимое предложение в тексте: «По словам сапатишаха, сам падираджа, великий Каскамандри, выступил из Ненсифона с теми, кто уцелел при Анвурате, с грандами Чианадини — родины кианцев — и воинственными гиргашами, нильнамешскими фаним.» — можно читать как скороговорку, из 20 слов (не считая предлогов) 11 являются внутренними терминами. Хочется скопировать текст в ворд и автозаменой изменить все названия на известные страны и города, тогда, возможно, станет понятней, потому что я так и не запомнил, кто есть кто, где какие народы и кто с кем воюет, что особенно мешает в сценах битвы, где лично я просто прочитал и ничего не понял, какой народ с кем сражается на какой стороне. Да и фиг с ним.
Все еще продолжает поражать наплевательское отношение персонажей к своей безопасности. Император Ксерий встречается с Майтанетом в пустом здании, и рядом даже нет никакой охраны. Ладно бы Ксерий не стал так открыто убивать Майтанета, или Майтанет не решил бы убрать императора, предавшего Священное воинство, но если бы вдруг там оказался какой-нибудь убийца, посланный фаним? Всем плевать. Ахкеймион тоже ходит совсем один, из-за чего и оказался пойман.
Сражения иногда автор описывает неплохо, масштабно и детально, а иногда просто упоминает, и это понятно, иначе бы вся книга состояла бы из одних однообразных сражений. Но некоторые моменты мне кажутся странными. Когда айнрити перебирались через реку на самодельных плотах, почему фаним просто стояли на другом берегу и смотрели? Они же известные лучники, почему не обстреляли врага, когда тот был практически беззащитен? Будто автор иногда забивал на логику ради сюжета или просто не придавал значение происходящему. Как когда Найюр мыл свой палаш в море. Если это не аллегория, то, возможно, я чего-то не понимаю, но разве оружие от воды не ржавеет?
Найюр вообще какой-то тупой, хотя и пытается казаться иным. Знает, что Ананас Келлхус всех вокруг использует, но продолжает бегать за Серве, словно влюбленный в айдола прыщавый фанат. Почему? Только потому, что она красивая? И все? Идиотизм какой-то. Причем до такой степени, что он, в итоге, начал спать с чудовищем, которое приняло облик Серве. Ерунда какая-то. С тем же успехом он мог приклеить ее портрет к овце. И ведь он даже понимает: «Так что же она такое, что он согласился погубить себя ради нее? Что она такое, что он согласился в обмен на нее отдать войну? Со мной что-то неладно… Что-то неладно.» Он понимает, но только ноет и больше ничего. Возможно, потом объяснят (upd: нет!), но пока это выглядит бессмысленно. Он рискует жизнью, чтобы ее отыскать, бегает, как сумасшедший, но когда она умирает, как будто не так расстраивается, как должен бы. А сама Серве прям машина, пока в пустыне мужики дохли как мухи, она беременная все преодолела и родила здорового ребенка, пусть ей и помогали в пути.
Келлхус — это отдельная тема. Автор придумал гениального гения, но так и не смог объяснить, почему он такой. Что такого он говорит? Или дело в том — как? Потому что он не говорит ничего сверхъестественного. Люди будто стоят и спорят, идти им налево или направо, и тут появляется Келлхус и говорит, что можно пойти прямо, и люди падают на колени, пораженные его гениальностью. Почему? И вот вокруг него уже целая религия организовалась, и понятно, что автор активно описывает в нем Иисуса, но доходит это до абсурда: «Воины в доспехах становились в кружок, опускались на колени и молились. Они передавали друг другу вино, поспешно ломали и проглатывали хлеб.» Вино и хлеб — это же чисто христианская тема, мол, кровь и плоть Иисуса, но разве КеллИисус что-то подобное говорил? Нет, мне нравится, что он не плоский картон с одной характеристикой на всю книгу, он сложный персонаж, но иногда просто хочется, чтобы кто-нибудь дал ему леща.
Друз Ахкеймион такой же размытый, как и другие основные герои. Вот его схватили Багряные Шпили, но пару глав спустя нам цитируют «Компендиум Первой Священной войны», а значит, он точно выживет, чтобы это написать. Спойлеры же, нет? И несмотря на жестокость всей истории (темное фэнтези, ага), герои имеют мощную сюжетную броню. Вот Акку схватили и пытали, зная, что все равно ничего не добьются, и вот приводят к нему Ксинема, и сразу же вырезают ему глаза. Прям сразу. Почему подобного не сделали с самим Ахкеймионом? Когда он умудрился сбежать, то спокойно ходил на своих двоих, никаких последствий не осталось. Причинение боли — это понятно, но почему его не изуродовали? Даже ноготь один не выдрали. Это глупо. И вот когда Келлхус висит на дереве, а Акка узнает, что Эсменет беременная от него, он такой: «Как? Как ты мог предать меня? Ты… Ты! Два человека — всего два! Ты ж-же знал, насколько пуста моя жизнь. Ты знал! Я н-не могу понять… Я пытаюсь и пытаюсь, но не могу понять! Как ты мог так поступить со мной?» — почему они все такие тупые? Я себе раньше еще заспойлерил, что Эсменет будет с Келлхусом, и потому меня постоянно поражало, как Ахкеймион сам подталкивает ее к нему, и та поначалу не доверяет ему, но в итоге превращается в такую же восхищающуюся собачонку, так что выходит, что колдун сам виноват. «Ты сделал из нее шлюху, Келлхус… Ты сделал из моей Эсми шлюху…» — в этот момент я окончательно разочаровался в персонаже.
Эсменет начала сильно раздражать. Хотя тут вообще практически все раздражают, ведь ты знаешь, что Келлхус всеми манипулирует, и тебя бесит, как никто, кроме Найюра, этого не замечает. Но Эсменет прям особенно. Стоило Акке пропасть, как она погоревала и нашла себе новый член, на который присесть. И вот Келлхус первый раз ей засаживает, а она такая: «И это не было грезой. Это было на самом деле. Больше никто и никогда не назовет ее шлюхой.» Я назову. И Акка потом тоже: «Шлюха есть шлюха».
Консульт вообще непонятные ребята. На первый взгляд они вообще кучка идиотов. «Они убьют Анасуримбора Келлхуса, потом схватят скюльвенда и женщин, и узнают от них все, что нужно.» — а почему сразу этого не сделать? Учитывая, что они спят в простых палатках или даже под открытым небом, достаточно пройти к ним, как это сделала Эсменет в первой книге, и вонзить нож в сердце или похитить. Найюр вообще большую часть времени бродит непонятно где один. Что за дурацкая сюжетна условность, что сначала они хотят убить Келлхуса, а только потом все о нем узнать? Опять же, их мотивы во второй книге все еще остаются неясными, они почему-то хотят уничтожить Кишаурим, надеюсь, это нормально объяснят.
Самый невнятный сюжет был с поимкой Келлхуса, которого обвинили в том, что он лже-пророк, и повесили на каком-то колесе. Почему он это позволил? Он знал, что в итоге его отпустят? Откуда? Это уже бред какой-то. И почему убили Серве, но не убили Эсменет? Почему самого Келлхуса просто привязали к колесу живым, а не убили сразу? «Согласно Писанию» — очень удобно. Опять же, аллюзия на Иисуса, это понятно, но это будто на пустом месте возникло. Да, когда его потом сняли, он стал еще более могущественным, но это особо и не объяснялось, не было сказано, что он все спланировал и знал, чем все закончится. Зато он понял Тысячекратную Мысль, что бы это ни было. Но почему его последователи ничего не сделали? Почему не попытались его спасти? Но Найюр думает: «Если бы он умер, уже поднялся бы бунт…». То есть они тупо ждут, когда он помрет, и только после этого что-то предпримут? Разумно.
Поход Священного воинства описан сочно и жестоко, но в это время не происходит ничего сюжетно важного, кроме разве что смерти 200 тысяч человек. Но именно это немного портит общую картину. Понятно, что люди Бивня отбитые фанатики, но все равно, когда автор заявляет про две сотни тысяч трупов, это делает историю какой-то несерьезной, словно обесценивает как их смерть, так и смерть всех остальных статистов, из-за чего та же битва со скюльвендами выглядит как простая драка, а не какое-то важное событие в истории мира.
Итогом могу лишь подвести, что автор просто мастер софизма. Под горой противоречивых высказываний и философских рассуждений он частенько скрывает некую абсурдность происходящего, когда ради продвижения сюжета один герой даже не пытается убить второго, хотя очень этого хочет. Вроде того же Найюра, который знает Келлхуса и его способности, но по какой-то необъяснимой причине заводит себе «добычу» в лице Серве, через которую Келлхус и манипулирует самим Найюром. А сам Найюр постоянно за ней бегает. Будто автор не смог придумать, что делать с ним до поры до времени, и потому прописал ему какую-то номинальную роль в сюжете. Если Акку нужно оставить одного, ему выпадает шанс отправиться в библиотеку, куда он, конечно, отправляется один. Или та же Эсменет, которая отправилась в далекий путь, чтобы найти Акку и предупредить, мечтая об их счастливом будущем, но по пути не выдержала и легла под другого, а самого Акку почему-то избегала. А сам Акка молчал по поводу Келлхуса, придумывая глупые отмазки для Завета. Келлхус же молчал про оборотней... Так можно десятки странностей вспомнить, но большинство из них замаскированы за бесконечными тирадами и абстрактными размышлениями.
Несмотря на все это, мне нравится общая история. Келлхус не настоящий пророк, и его признают в итоге лже-пророком, но при этом он ведет себя как пророк и многие верят, что он настоящий, и ведь если бы читатели не знали правду, мы бы тоже могли решить, что он настоящий, ведь он видит, о чем думают люди, разгадывает их ложь, видит оборотней и так далее. Этот парадокс делает его и историю про него интересной, ведь ты не знаешь, болеть за него или наоборот, желать ему наказания, и если бы не сюжетная броня, можно было бы даже волноваться о его судьбе. Особенно учитывая, что и остальные персонажи не то чтобы праведники, здесь в принципе нет положительных героев, кроме разве что Ахкеймиона, поэтому его судьба волнует меня больше всех остальных, ведь он постоянно страдает и прям напрашивается на плохой финал, но посмотрим, хватит ли у автора жестокости на это.
6+/10 — лишь чуть-чуть лучше первой книги, но только потому, что я уже более-менее начал узнавать большинство важных терминов, хотя уже даже не пытаюсь понять, какие там народы, нации и языки. История раскручивается, и нас якобы ждет финал, но на деле лишь первая половина всей истории.
Selvaggio, 2 ноября 2024 г.
В принципе вся книга это один большой поход Священного воинства в земли Фаним . Вместе с армией Людей Бивня и нашими основными героями мы пройдём путь до города Карасканд и финальной битве под его стенами. Выскажу сразу большой респект стилю написания автора , при прочтении ловил себя на мысли , что как будто наблюдаю за каким то реальным историческим событием мастерски написанном в хрониках , а не какое то там фэнтези . Я под впечатлением от книги . Герои с которыми мы познакомились в первой части раскрываются всё больше : мы видим силу магии адепта Завета Друза Ахкеймиона , видим силу убеждения словом динианина Келлхуса , жёсткий скюльвенд Найюр на руках выносит из пустыни наследного конрийского принца Пройоса , ну и конечно же Консульт — Синтез и Сарцелл преследуют свои тёмные цели ...Самый пожалуй впечатляющий по своей реальности был переход через пустыню Каратай (Великая жажда) — даже читать это приходилось со стаканом холодной воды ... Ну , а концовка книги намекает , что вся самая жесть ещё впереди .
sergej210477, 8 декабря 2021 г.
На мой взгляд, вторая книга трилогии получилась удачнее, чем первая.
- Отлично задуманное вступление, где автор хоть кратко, но, очень доходчиво пересказывает события, произошедшие в первом романе. Сразу все становится на свои места, читатель получает более подробное представление о данной фэнтезийной вселенной, действующих лицах и политических фракциях. Этого очень не хватает при чтении предыдущий книги, особенно, в начале.
- Очень неплохо проработанные батальные сцены. Два крупных сражения, плюс, описания штурма городов.
- Наконец, появились битвы магов! Роман хоть стал похож на фэнтези.
- Да, и откровенных сцен прибавилось, а то, в отзывах пишут, что эти книги — почти сплошная порнография, а, я, прочитав первую, этого и не заметил. Но, в этом романе секса чуть побольше — соответствует канонам «дарк фэнтези».
- Интригующий финал.
Поэтому, по-моему мнению, эта книга вышла поинтереснее, поярче и чуть динамичнее первой.
Но, все недостатки, по-прежнему, присутствуют:
- Огромный мир, но, пустой и совсем не прописанный. Десятки государств — из описания которых только название. Несколько религий — но, практически, совсем не понятных читателю. Сотни героев, но, вместо человека читатель видит только одно труднопроизносимое имя. Огромные реки, горы, пустыни, степи — где все это? Опять, вместо красочных картин географические названия.
- Одна сплошная беда с главными героями. По-сути, центральных персонажей, действительно обладающих индивидуальными характерами — четыре-пять. Ну, казалось бы, уж их автор точно должен был тщательно проработать, сделать живыми. Нет, на мой взгляд, ничего такого не происходит. Герои получились невнятные. Не знают толком что им делать, что они хотят. Плачут много. Говорят, терзаются непонятно из-за чего. И — всхлипывают, вытирают руками слёзы, потом, опять рыдают. Могучие колдуны, жестокие вожди кочевников, религиозные лидеры — плачут, падают без чувств, терзаются душевными муками. Слишком много пафоса, экзальтации, выглядит это трагикомично.
- Мало атмосферности. Я могу на многое закрыть глаза, если книга легко и непринужденно погружает меня в выдуманный мир. С яркими или мрачными красками. Звуками и запахами. Елки-палки, фэнтези — это увлекательная и волшебная сказка, даже, если оно написано в стиле «dark». А тут, ну никак не удаётся мне погрузиться в мир Средневековья. Не чувствую я мрачной и гнетущей атмосферы надвигающегося Апокалипсиса. Опять сплошные политические игры и пустопорожние бесконечные беседы героев, претендующие на глубокий философский смысл.
- Где нечто своё, оригинальное? Опять же, это — фэнтези, выдуманный мир, не исторический роман ни в коем разе. Вот где бескрайнее поле для авторской фантазии! Но, я вижу лишь историю Крестовых походов, где автор поменял названия стран, городов.
- И, главное — огромное и бескрайнее море воды… Первый том — лишь подготовка к походу. Второй том — бесконечный поход. Когда уже эти «крестоносцы» дойдут куда нибудь? Вот, сначала первая, теперь и втора, две огромные книги прочитаны, а до сюжетной развязки ещё далеко. Более того, у меня в голове ещё никак не сложится ни целостная картина этого мира, ни то, к чему ведёт все повествование этот автор.
Не знаю, по-моему, с таким подходом, после двух «подготовительных», и, довольно пустых книг, финальный, третий том должен получится, прямо-таки, переполненным событиями, действиями и объяснениями. Посмотрим.
scafandr, 13 октября 2023 г.
Перед началом чтения этой книги у меня почему-то были не очень хорошие ощущения. Видимо, так повлияла первая часть трилогии, хотя, что удивительно, я поставил ей в итоге 7, как оказалось (хотя в голове почему-то застряла оценка 6). Первая часть казалась большим вступлением к большому действу (Священному походу против неверных) — море персонажей с трудно напоминаемыми именами, витиеватая иерархия, несколько школ магии, непонятная мотивация к территориальной агрессии... Вот в целом и сложилось впечатлением как о чем-то нудноватом.
В «Воине-пророке» Священное воинство наконец-то двинулось в поход. К воинству примкнул Келлхус, который занимает центральную часть романа. Честно говоря, необычный персонаж из первой книги (я имею в виду Келлхуса) прекратился в «Воине-пророке» в приторного идола, которому все поклоняются. А кто не поклоняется, считает его антихристом. Тут, как мне кажется, много общего с библейским сюжетом (Иисус Христом и его паства, отец-Бог, миссия). Правда, Келлхус ведет себя не совсем по-божески, занимаясь сексом с женами друзей... Секса много. Чересчур много. Даже демоны сексуально озабоченные. Чтобы узнать планы и замыслы своих врагов, они залазят в постели подруг врагов и на подступах оргазма задают нужные вопросы. Женщины тоже ведут себя странно и могут спокойно отвлечься на секс, отложив в сторону свои дела. Это оооочень странно для нормального человека. Мне оставалась только считать, что именно в этом книжном мире такое вполне нормальное явление и никто не против.
Книга условно поделена на три части, три крупных сражения, в которых слона пытаются заколоть булавками. У булавок получается не очень, поэтому слон начинает искать в проблемы в себе. А именно — Священное воинство все еще шито белыми нитками, а Келлхус с армией поклонников вообще сотона.
Друз Ахкеймион до сих пор мой любимый персонаж. Полный темнокожий колдун 47 лет, который плачет, как юная ранимая девочка, когда целует губы своей возлюбленной Эсменет, чьи губы пока еще не остыли от поцелуев других клиентов. Мне кажется, Друз должен выстрелить в последней книги трилогии, благодаря своей секретной темной магии.
Что же до женских героинь, то тут одно разочарование. Обе девушки, за которыми интересно было следить в прошлой книге, играют третьестепенные роли, отдав все внимание мужчинам. Очень жаль. что Бэккер решил, что женщины годны только для секса, а двигать сюжет будут грубые и злые мужики.
Где-то на этапе 2/3 книги мне казалось, что я готов уже ставить «Воину-пророку» 6 и мучительно начинать есть кактус в третьей книге. Но дальше пошло пободрее и чуть интереснее. Удивительно, но я перестал путаться в именах, мир стал более понятным, герои ближе и роднее. Это по-прежнему не самый захватывающий эпический фэнтезийный цикл, который я читал. Есть что-то похожее на Эриксона с его Малазаном, но Эриксон, на мой вкус, гораздо-гораздо интереснее пишет. А средние оценки примерно одинаковые...
Многостраничное продолжение эпопеи с походом «правильных» на «неправильных», в конце которого проснулись похотливые демоны, и у них один насущный вопрос знатокам — кто такой дунианин??? Минута пошла.
seeker120, 25 октября 2024 г.
Очень слабый сюжет. Я ждал намного больше от так называемого «темнее фентези не писали».
Почти все герои имеют иммунитет от гибели. Это уже какое-то пафосное фентези, не темное.
Описание битв занимает парочку страниц и все они имеют одинаковый сюжет.
Вот они Люди Бивня проигрывают битву и в середине они обретают веру и сметают язычников за час.
В конце второй книги они были в осаде 2 месяца и голодали. Но, потом вышли и уничтожили всю армию Падираджа за пару часов. Так как у них укрепилась вера после освобождение Келлхуса
Ottar, 30 мая 2020 г.
По сравнению с первой книгой изменений к лучшему мало.
Основной сюжет по-прежнему повторяет историю Первого Крестового похода, в измененных именах и названиях легко угадываются прототипы (Саубон — Боэмунд, Атьеаури — Танкред и т.д.). Скучно и предсказуемо.
Мир по-прежнему не имеет настоящей глубины. Придуманные автором фразы на разных языках не объясняются. Названия народов или отрядов (гесиндальмены, анплеи, нангаэльцы и пр.), имена и титулы палатинов/графов просто мелькают в тексте, создавая лишь видимость проработанного мира. Чем нангаэльцы отличаются от тех же анплеев? Зачем вводить в текст тех же палатина Аннанда Кушигаса и графа Скавги Инскарру, если у них нет ни реплик, ни действий, ни банального описания внешности? Автор просто сообщает, что они погибли в такой-то фазе боя. И таких непроработанных «персонажей» — десятки. У того же Мартина на третьем-четвертом плане мелькают такие колоритные персонажи, как Энгай Лучник, септон Мерибальд, Чернильница... «Воин-Пророк» нисколько не потерял бы от отсутствия абсолютно лишних народов и персов и однозначно приобрел, если бы автор потрудился хоть несколькими словами их раскрыть.
Фокальные персонажи стали лучше, теперь их слова и мысли можно различать (пока дело не доходит до философии). Возможно, заслуга переводчика. На их примере видно, что Бэккер может раскрывать своих героев, когда хочет. Жаль, что доля этих раскрытых от общего количества персов удручающе мала.
Магия — улучшение в том, что преимущество адептов Завета показано наглядно. Описание по-прежнему стандартное — огонь, свет. От кучи названий заклинаний (геометрия света, губительные абстракции и т.д.) ничего не меняется — читатель «видит» лишь огонь и свет. Печально, когда фантазии автора хватает только на сложные названия, а показать картинку он не в состоянии.
Тактика сражений стала гораздо логичнее, за это респект. Разве что пафосная гибель тысяч шрайских рыцарей удивляет — можно ведь было бросить на кишаурим только бойцов с хорами. Ну, пафос у Бэккера вообще зашкаливает, с этим нужно просто смириться — чего стоит финальная битва, где чуть не передохшие от голода Люди Бивня в меньшинстве, на голом энтузиазме победили сытых и хорошо подготовленных кианцев.
По стратегической части Бэккер уже явно страдает гигантоманией. 300к Людей Бивня выступают в поход через пустыню. Из них 180к — воины. Допустим, четверть из них — конница, а у дворян наверняка не один конь. Человеку нужно в сутки 2 литра воды, коню — 20-40 литров. Это примерно 2000 тонн воды в сутки. А ведь люди не на своем горбу это (и другие грузы) тащат — наверняка есть повозки, лошадям которых тоже нужно пить (накинем еще 40-50к тяглового скота). Снабжать водой всю эту ораву планируется по морю. Бэккер называет 2 типа кораблей Нансурии — галера и каррак. Грузоподъемность каррака XV века (что уже анахронизм, если Бэккер взял за основу Первый Крестовый поход XI века) — 40-70 тонн (при этом корабль нельзя забить одной водой — есть команда, еда, другие грузы). Воду нужно везти на несколько суток. Сами подсчитайте, сколько нужно кораблей, сколько займут погрузочно-разгрузочные работы (в обоих концах маршрута), как вся эта схема зависит от погоды на море (и действий вражеского флота)... Неверибельно, короче.
Добавлю +1 балл к предыдущей оценке за то, что сюжет стал двигаться пободрее, а в остальном ничего выдающегося.
vit_pepel, 14 мая 2023 г.
Книга мощна. Да, Беккер по стилю отличается от Мартина. На первый взгляд, Беккер проигрывает: названия стран, мест, наций сливается. Порой сливаются даже герои, просто путаешься во всех этих феодалах. Однако благодаря целям и задачам книги, стиль все же выглядит не багом, а фичей. Жесткое темное фэнтези с философскими идеями, повествующее про жестокие времена и должно быть таким, суровым и жестоким, как пустыни, где бьются герои.
SeverianX, 18 ноября 2021 г.
«Воин-пророк» — вторая часть трилогии «Князь Пустоты» из цикла «Второй Апокалипсис».
События романа стартуют с момента отбытия Священного воинства из Момемна. С самого начала понятно, что среди айнрити нет единства – они даже не могут решить какой дорогой идти. Ещё больше продвижение войск замедляют колдуны Багряных Шпилей, привыкшие путешествовать с максимальным комфортом. Правители и военачальники Людей Бивня постоянно борются за власть и влияние. Разумные доводы просто теряются в бесконечных спорах. Священному воинству нужен истинный лидер, но никто не хочет уступать это место.
Основные сюжетные события относятся как раз к военной кампании. Сражения между фаним и айнрити описаны детально и динамично. Образ колдунов, парящих над войском, выглядит по-настоящему эпично. Бэккер довольно важное место отводит тактике и стратегии сражений, что явно идёт роману на пользу. А вот от названий различных частей и отрядов, придуманных автором, вскоре начинает рябить в глазах. Не совсем понятно, зачем это нужно, если описания этих подразделений нет, а встретим мы их лишь пару раз за весь роман?
Помимо сражений в романе ещё немало эпичных моментов. Одним из самых ярких, на мой взгляд, является переход Священного воинства через пустыню. Корабли, которые должны были доставлять воду и провизию, исчезли, и люди остались один на один с горячим песком и беспощадным солнцем. Каждый день гибли тысячи людей, а выжили лишь самые стойкие или везучие. По итогу в пустыне погибло более половины войска айнрити и все те, кто его сопровождал.
Пережитое испытание не могло не повлиять на самих воинов – они ожесточились. Мы видим резню, которую устраивают Люди Бивня среди мирных жителей-фаним, как бы в отместку за павших товарищей. Например, население многотысячного города было вырезано за одну ночь.
Главным героям сопереживать довольно сложно. Среди них нет ни одного, кого можно было бы назвать хорошим человеком. Некоторую симпатию вызывает разве что Ахкеймион, но и он не лишён существенных недостатков. Вместо того чтобы сообщить своей школе, Завету, о грядущем Втором Апокалипсисе, он постоянно рыдает и терзается сомнениями то из-за своей возлюбленной Эсменет, то из-за бывших учеников, то из-за судьбы Келлхуса, который ему по сути никто. Найюр – свирепый варвар-скюльвенд, преследуемый призраками прошлого. Судьба даёт ему в руки власть над Священным воинством, но вместо того, чтобы стать несокрушимым военачальником, он постепенно сходит с ума от ненависти к дунианину и неразделённой любви к Серве. Наиболее противоречивая фигура в романе, несомненно, Келлхус. Благодаря своим сверхчеловеческим способностям, он быстро завоёвывает расположение и уважение Людей Бивня и вскоре становится новым пророком. При всём при этом, Келлхус хладнокровен, циничен и использует Священное воинство в собственных, лишь ему понятных, целях. Люди для него не более чем орудие. Далеко не всем нравится возросшее влияние Келлхуса, и главный его противник Икурей Конфас. Прославленный полководец сам мнит себя богом и хочет использовать воинство для собственного возвеличивания. Эсменет после исчезновения Ахкеймиона быстро попадает под влияние Келлхуса и становится его женой. Она умна, смела и решительна, что немаловажно для спутницы пророка. Серве же этими качествами не обладает, и поэтому исполняет лишь роль наивной секс-игрушки и орудия манипуляции Найюром.
Хотелось бы отметить особую атмосферу, которая появляется от близости Второго Апокалипсиса. Будто что-то тёмное и могущественное проступает сквозь века и грозит поглотить весь мир. И действительно, шпионов-оборотней Консульта становится всё больше.
Итог: Достойное продолжение первой части. Динамики стало несколько больше, а вот локаций, а, следовательно, и знаний о мире Эарвы меньше. Действие, хотя и довольно неторопливо, движется к своему финалу, а священное воинство к городу Шайме.
Deliann, 24 июля 2018 г.
«Воин-пророк» — пример идеального названия для романа. Все, что происходит на протяжении сюжета, так или иначе связано с Келлхусом, который все время воюет и пророчит. По сравнению с первой книгой, вторая часть сильно обеднела на интересные события и выглядит довольно посредственно.
Помимо сильного упрощения сюжетных линий упростились и персонажи. Почти все герои, которые взаимодействовали с Келлхусом сошли с ума, причем буквально. Колдун внезапно стал мягкотелым подкаблучником, варвар оказался человеком с тонкой душевной организацией, который развлекался насилием, блудница приобрела себе громадный запас ЧСВ и все они стали совершенно неинтересными и нелогичными персонажами. Сам воин-пророк предстает редкостным гадом, которому не то что сопереживать, за которым наблюдать попросту неприятно. Но все это вполне можно было бы перетерпеть, если бы не тонны страданий и слез всех и вся. Постоянно кто-то плакал, хныкал, стонал и даже в финале, важным моментом был тот факт, что Келлхус впервые заплакал. В романе всего три крупных сражения, а все остальное действие тонет в слезах и странностях. Временами нарратив ещё и сбивается на сухой пересказ фактов, будто из учебника истории. Ах да, чуть не забыл, дополнением к постоянным мукам служат бесконечные проповеди Келлхуса на всякие философско-религиозные темы, которые не убедительны, но почему-то все окружающие проникаются.
Вишенкой на этом торте стал образ Консульта. Таинственные и могущественные демоны резко измельчали до уровня похотливых оборотней. Они больше не вызывают ощущение тревоги или опасности, только жалость пополам с омерзением.
Очень мило, что автор в начале книги кратко пересказал события предыдущей части, благодаря этому я понял, что не все в первом томе интерпретировал верно.
На этом я бы знакомство с Бэккером и закончил, да третья часть уже куплена, и все знакомые, читавшие ее, говорят, что «Тысячекратная мысль» — это лучшая часть трилогии, которая все объясняет и наполняет смыслом. Что ж, посмотрим…
vfvfhm, 27 апреля 2019 г.
В этом романе Бэкккер показал нам сразу две войны. Одна — Священная с язычниками, другая — духовная за души собственно Священного войска. Плюс внутренние разборки между разными фракциями вождей айнрити-«крестоносцев». Да еще и слуги-биороботы Не-бога постоянно воду мутят, играя свою игру по повторению Апокалипсиса. Талант же Бэккера состоит в том, что он умеет всю эту сложную партию рассказать очень просто в прямолинейном сюжете.
Несколько замечаний. Нравится мне брутальность и абсолютная неполиткорректность эпопеи. Все персонажи — мерзавцы. Солдатня и ее вожди — похотливые и жадные сласто- и властолюбцы. Женщины тут имеют только одно «горячее» орудие войны и вовсю его применяют. Колдуны — омерзительные богохульники, хоть наши, хоть не-наши. Самый крутой богоподобный пророк — самая омерзительная сволочь, от которого ожидаешь все более изощренных лицемерных каверз. Персы все — сплошь рыдающие головорезы. Найюр — просто блестящий образец кровожадного и страстного дикаря, который мог бы быть своим в доску в ставке Чингис-хана. Короче, одна из самых чернушных фэнтези эпопей, которую только можно представить. Причем без натурализма, а больше давит на психику своей философской и моральной циничностью.
Кто-то сказал, что лучше бы прочитал книжку про реальные Крестовые походы. Но там не было бы такого великолепного фантдопущения. А вдруг Священное воинство возглавит циклопический по масштабам отвратительности Человекобог, ницшеанец самой мерзкой и чудовищной пробы? Что если Святое дело окажется в руках тоталитарной мрази, по сравнению с которой феодальные князьки и полчища демонов — это просто дети в песочнице? Пророк Келлухс настолько крут в своей Темности, что куда там жалкому клоуну Саурону или фигляру Тот-Амону. Об этом и говорит эпиграф из Канта. Ни инфернальные божества и не-божества, ни средневековая цивилизация не сравнятся в мощи своих абсолютов с кристальной чистотой разрушительной философии дунианина. Несчастное человечество Эарвы оказалось между молотом тотального нигилизма Не-бога и наковальней Абсолютного зла Келлхуса. Не удивительно, что все персы в книге постоянно ревут и рыдают, у них есть повод как следует поплакать. Им крышка.
Терпеть не могу магические битвы и колдунов в фэнтези, но здесь они отлично выписаны. И пофиг на систему магии, магия — это дурацкая выдумка суеверных и малограмотных людишек. Главное в этой эпопее с точки зрения колдунства — война амбиций и страстей между фокусниками-реакционерами.
Битвы и походы выписаны отлично и своеобразно. В духе хроник и эпических поэм. Отсюда их схематичность и постоянные списки ничего не говорящих имен массовки. Почитайте ту же Илиаду и, допустим, Саксона Анналиста. Сразу становится понятно, чем и кем вдохновлялся Бэккер. Вся вторая половина романа великолепная по своей драйвовости и атмосферности беспощадная резня.
Итог. Крайне своеобычная и любопытная эпопея. С запредельным уровнем цинизма, вульгарности и нечистоплотности. А ее лицемерный сентиментализм только оттеняет мрак еще более мрачными тенями. Только для граждан с крепкой психикой, желающих скуки ради пощекотать нервы и попровоцировать свои твердые нравственные устои. В голове у автора высокий интеллект и гниющие духовные помои.
Edifis, 11 декабря 2021 г.
Келхус... Келхус. Келхус! Келхус? Ах, Келхус... Ох, Келхус... Ух, Келхус! А что Келхус? А как же Келхус? Князь Келхус — кровь, тело и дух этой книги. Все вертится вокруг князя. Действие вертится вокруг него, и даже если вам кажется что это не так, действие все равно вертится вокруг него. ВСЕ! Все вокруг думают только о нем, желают, любят, ненавидят и прочее прочее все это только про князя. Слишком много Келхуса, передозировка.
Iriya, 21 марта 2019 г.
«Не бывает настолько хороших решений, чтобы они не связывали нас своими последствиями. Не бывает настолько неожиданных последствий, чтобы они не избавляли нас от решений. Даже смерть.»
*
«Война приносит ясность. Жизнь или Смерть. Свобода или Рабство. Война изгоняет осадок из воды жизни.»
*
«Люди всегда указывают на других, и поэтому я предпочитаю следовать за шляпкой гвоздя, а не за его острием.»
*
Мир Эарвы. 4111 год Бивня. Священное воинство начало свой путь в город Шайме на войну против язычников. Но каждая фракция воинства преследует свою цель, поэтому надо объединить силы и сплотить ряды всех его членов. Ведь среди них появились нелюди-шпионы Консульта, олицетворяющие тьму и стремящиеся возродить Не-бога, то есть привести мир Эарвы ко Второму Апокалипсису. И только одному человеку под силу распознать оборотней. Неспроста все зовут его не иначе как Воин-пророк.
*
Все дела забыты, ночи без сна. Вы спросите: «Что случилось?» Отвечаю: «Я читаю трилогию «Князь Пустоты», и она не отпускает. В отличие от первой книги, эта читается на одном дыхании. Уже произошло привыкание к сложным словам и языку повествования, который по-прежнему на высшем уровне. В романе огромное количество философских мыслей, фраз-афоризмов и метафор, которые заставляют о многом задуматься. Сам сюжет не перестает держать читателя в постоянном напряжении, которое поддерживается благодаря многочисленным интригам, наличию различных магических тварей и невероятно масштабным сценам сражений. Здесь надо отдать должное автору — он не загружает читателя батальными сценами. Те же немногие из них, которые присутствуют в романе, потрясают своей красочностью и непредсказуемыми поворотами. До сих пор перед глазами момент, когда словно из слепящего солнца на поле боя появляются практически непобедимые колдуны. Желтые шелковые рясы, змеи на шеях в виде канделябров свечей, слепой взгляд черных пустых глазниц, ослепляющий всех ярким голубым светом, от которого железо прикипало к телу, а сердца обугливались. Атакующие их шрайские рыцари с криками-рыданиями на устах: «Так хочет Бог!» и невероятное столкновение двух мощных магических сил! Такие моменты запоминались надолго!
*
Образы героев снова не вызывают однозначного отношения. На первый план выходят два главных персонажа, за противостоянием которых было очень интересно наблюдать. Каждый из них, как в шахматной партии, пытался предугадать маневр другого на несколько шагов вперед. Образ загадочного монаха эзотерической секты, притягивающего всех своим внутренним миром, мне кажется обманчивым. Я давно не верю в положительных людей, тем более на страницах книг, поэтому постоянно ожидала от его поступков скрытого подвоха, тайного стремления к манипуляции людьми в корыстных целях. Образ воина-варвара притягивал своей открытостью и отталкивал чрезмерно жесткой сущностью, граничащей с безжалостностью. Однако именно этот образ мне был больше всего приятен. Все его поступки были прозрачные, желания искренние, слова не шли в разрез с делами, знание военного дела восхищало, а жестокая натура была вполне объяснима в контексте окружающей его действительности. В финальной части романа этот образ был бесподобен! Не разочаровали и второстепенные герои, которые были яркими и незаурядными.
*
Линии повествования, посвященные женщинам и любовным отношениям между героями, не являются сильными сторонами сюжета книги. Женские персонажи, а их у нас всего два, не отличаются притягательностью. Представляя собой абсолютную противоположность друг друга, одна из них раздражает молчаливым бездействием, другая — чрезмерной активностью. Любовная линия не пропитана нежностью и трепетом проявляемых чувств. Любовь в мире Эарва — удовлетворение плотских потребностей, иногда граничащее с животными побуждениями на уровне абсолютно низменных инстинктов с немытыми телами и пошлыми эмоциями. Однако и в любовной линии были достаточно пронзительные моменты. Надо это признать.
*
Финальная часть романа настолько потрясла меня накалом страстей, что незамедлительно хочется читать продолжение этой истории. Кто же все-таки такой дунианин — лицемер, манипулирующий сознанием людей, или Воин-пророк, способный распознавать ложь, обретшую плоть...? Мы узнаем это в третьей части этой трилогии под названием «Тысячекратная мысль». Продолжение следует...
baroni, 24 июля 2007 г.
Точно так же, как и первая книга цикла, «Воин кровавых времен» оставил очень двойственное впечатление.Во второй книге действие приобретает поистине эпический характер, напряжение нарастает, пружина интриги сжимается все плотнее и плотнее. Однако внутренний мир, психологию, практически всех без исключения персонажей романа, можно охарактеризовать всего двумя словами: истерика и надрыв. Своими страданиями, терзаниями, бесконечными выспренными внутренними монологами, герои книги напоминают отнюдь не «воинов кровавых времен», а худший извод рефлексирующих по поводу и без повода интеллигентов из фильмов Тарковского. Автор, философ по образованию, видимо решил наделить своих персонажей нестандартным внутренним миром. Подобное благое намерение заслуживает похвалы, вот только воспринимать этот поток сознания на протяжении 700 с лишним страниц, ей-Богу, довольно утомительно. Столь же однообразным и утомительным выглядит авторский язык во многих сценах романа: во время перехода через пустыню кожа на лице героев постоянно сравнивается с пергаментом, все батальные сцены завершаются разгулом мародерства и насилия, написанным словно под копирку. Я отнюдь не против изображения насилия, убийство — это неотъемлемая часть книг подобного жанра. Я говорю о весьма низком литературном качестве изображения насилия. Отдельно следует отметить и совершенно косноязычный перевод романа — такое впечатление, будто уважаемый переводчик пыталась сознательно ухудшить качество текста. Забавно в книге, имитирующей средневековый мир, встречать такое слово как «стресс». Выходит парадоксальная ситуация: роман читается с интересом, но безо всякого удовольствия. «Подбивая бабки», можно сказать, что автору удалась «внешняя» часть романа: сюжет, интрига, действие можно оценить в 9 баллов. «Внутреннему» роману (психология персонажей, их чувства, авторские описания) с грехом можно натянуть 5. Суммируем и делим — итог перед вами.
PS. Забыл упомянуть еще одну, весьма важную, вещь: Бэккер попытался написать действительно философский роман- редкий гость не только в фэнтези, но и в литературном мейнстриме. Если «Властелин Колец» — католический роман, то «Воин кровавых времен» — роман гностический, своего рода ответ гностика Бэккера католику Толкиену. Для адекватной передачи всех смыслов, в т.ч. тонкостей гностического учения, необходим переводчик, хотя бы немного разбирающийся в теме.
NightMiRe, 20 января 2019 г.
В отзыве на первую книгу, я шутил, что в ней не просто литры воды, а целые бассейны, моря и океаны. Но в ней помимо этого было достаточно много сюжета. В первой половине второй книги, сюжет размазан по рефлексиям и самокопаниям героев таким тонким слоем, что его приходится искать под микроскопом. Вобщем-то это и есть главный недостаток второго тома – после сложной для чтения и полной интриг первой книги, мы получаем затянутый бразильский сериал о первом крестовом походе, щедро посыпанный сверху пустыми философствованиями. Основой сюжета служит военная кампания, посвященная отвоеванию у иноверцев земель, прежде исповедующих айнритизм, но бывших захваченными врагом и священного города Шайме, в котором родился главный святой и пророк веры айнрити. Некоторые детали по-прежнему взяты из реальной истории – например штурм местной Антиохии, с предательством и открытием ворот одним из защитников. Наверняка, хорошо знающий историю человек найдет намного больше аналогий (погибшее войско простецов в первом томе), но я увы к таким не отношусь. Во второй половине книги, начинает хоть что-то происходить, а в последней трети повествования сдвигаться с места. И при всей моей критике, чтение было увлекательным. Может быть, потому что, я сам склонен заниматься мучительным выворачиванием на изнанку своих внутренних переживаний, а может быть, по другой причине, но чтение этого произведение было для меня сродни медитации и погружению в безысходность, такую мерзкую, но такую родную.
Герои и в первой книге не были особо симпатичны мне, как читателю. Разве что Акхемийон – шпион, искренне пытающийся спасти мир от Второго Апокалипсиса. Тут он всю первую половину книги занимается только тем, что в каждой сцене с его участием, вытирает бегущие из глаз слезы.(На самом деле, тут постоянно кто-то плачет, но Акхемийон выглядит при этом наиболее нелепо) А его душевные терзания по поводу: “сообщать ли мне о Келлхусе, или не сообщать?! Вот в чём вопрос!”, далеки от реальной человеческой психологии. Шпион, занимающийся этим годами, не хочет выполнять свою работу, рискуя навлечь на себя санкции со стороны начальства, да еще на фоне страшных для мира событий, таких как Священная война и грядущий Второй Апокалипсис. Я понимаю его страдания по поводу Инрау, любовь к Эсменет, но кто-же ему Келлхус? Непонятный чувак, подминающий под себя войско айнрити? Конечно, зачем сообщать об этом, пусть все летит в тартарары. После плена, он преображается, но не успевает раскрыться в новом для себя состоянии.
В первой книге Келлхус предстал перед нами, как эдакий суперпсихолог, говорящий всегда то, что собеседник хотел услышать и умело манипулирующий людьми. Сдесь же он больше напоминает городского сумасшедшего, пристающего к прохожим со своей нелепой философией. В реальном мире от него бы просто раздраженно отмахивались, но в мире Эарвы все и каждый проникаются неистовым фанатизмом и почитанием к Келлхусу. Герой-бог, который может всё, просто потому что может. Не симпатичен ничем.
Эсменет плывет по течению и выбирает для себя место потеплее. Серве по-прежнему тупая секс-игрушка. Найюр вместо того, чтобы строить карьеру военачальника, едет кукушечкой и течет крышей. Оборотни, нелюди, шранки, инхорои, пока никак не раскрываются – за исключением Сарцелла, лишь мелькают в эпизодах. Неужели весь “срыв покровов” произойдет в третьей части, или Бэккер с самого начала запланировал настолько длинную сагу, что раскрытие нечеловеческих созданий состоится, только в пятом-шестом-седьмом томах? Читать, я их конечно буду, когда издатели наконец то удосужаться по новой перевести пятый том и начать издавать продолжения, но хотелось бы уже знать всех действующих лиц этой саги.
Sph, 5 декабря 2018 г.
Эх, начал читать вторую. Вода водяная. Вообще ничего не происходит, просто разговоры ни о чем и переливание из пустого в порожнее. Очень сильно отличается от первой книги. Это все выродилось в какое-то аниме-фэнтези среднего пошиба уровня Сапковского.
Вторая часть это настоящая графомания после первой. Просто физически ощущаешь, что ее действительно по-быстрому написали за год-два. И там нет абсолютно ничего, чем была ценна для меня первая часть — ощущение потустороннего, интрига с Консультом, загадочные способности Келлхуса, интересный мир и проч. Тут какой-то дебильный квест из точки А в точку Б, интересный мир? — в топку, все персонажи превратились в подкаблучников, а потом в раболепцев, Келлхус — супермен; Консульт — теперь они какие-то похотливые зверушки, которым режут головы направо и налево.
Ой, всё. Такая первая книга, и такой облом во второй. А скорее всего Бэккер еще больше разочарует меня в третьей.