Урсула К. Ле Гуин «Тёмная Роза и Диамант»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Этот рассказ не имеет четкой привязки по времени. Действия, развернувшиеся в нем, могли происходить в любой период от «Искателя» до основных романов. Ведь речь в нем идет о любви. Мальчик Диамант рос в зажиточной семье и с детства был разносторонне одарен. Девочка Роза была дочерью местной ведьмы и явно не была парой Диаманту. Но подружились они еще в детстве. А когда выросли, конечно же, полюбили друг друга.
Входит в:
— цикл «Земноморье» > цикл «Сказания Земноморья» > сборник «Сказания Земноморья», 2001 г.
— «Модель для сборки», 1995 г.
— журнал «The Magazine of Fantasy & Science Fiction, October-November 1999», 1999 г.
— антологию «The Year's Best Fantasy and Horror: Thirteenth Annual Collection», 2000 г.
— журнал «Если 2001'10», 2001 г.
— антологию «In Lands That Never Were: Tales of Swords and Sorcery from The Magazine of Fantasy & Science Fiction», 2004 г.
— сборник «The Books of Earthsea», 2018 г.
Номинации на премии:
номинант |
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2001 // Зарубежный рассказ года. 8-е место |
- /языки:
- русский (10), английский (6)
- /тип:
- книги (13), периодика (2), аудиокниги (1)
- /перевод:
- В. Гришечкин (1), И. Тогоева (8)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Тимолеонт, 2 августа 2023 г.
Неоднозначная работа... С одной стороны — неплохая история взросления и любви, вполне в духе Земноморья. С другой — не мог отделаться от смутного ощущения фальши, многие моменты здесь очень уж натянуты, начиная от романтических отношений и заканчивая новыми подробностями о жизни магов. Концовка вообще выбивается из общего духа — слишком уж ярко выраженный фальшивый «хеппи энд».
Ученик Дьявола, 17 декабря 2019 г.
«Темная Роза и Диамант» относится к числу поздних произведений о Земноморье. И, как это обычно для них, здесь много противоречий с первой, «настоящей» трилогией. Весь сюжет построен на постулате о том, что в жизни можно выбрать только что-нибудь одно, а в особенности для будущего волшебника: он должен отказаться в жизни от всего, кроме своих занятий магией. И первое противоречие заключается в том, что в первой трилогии ни о чем таком речи не шло. Там, к примеру, упоминается правитель острова Энлад, который, помимо исполнения своих прямых обязанностей, был и вполне себе неплохим волшебником, прошедшим обучение в школе на острове Рок. Одно там в общем-то не мешало другому; здесь же все подается совсем не так. Ну хорошо, магия действительно плохо сочетается с купеческим делом и бухгалтерией, которым старался научиться Диамант; но вот магия и музыка в первой трилогии вполне гармонично уживались друг с другом, а тут оказывается, что и они несовместимы.
Второе противоречие относится к тезису, назойливо повторявшемуся Ле Гуин начиная с 1990 года, когда вышел роман «Техану», начало второго цикла о Земноморье: «Волшебники не могут иметь ничего общего с женщинами!» А с чего бы вдруг? В «Волшебнике Земноморья» упоминается Борджер с острова Уэй, который превратился в медведя и разорвал в лесу собственного маленького сына. Откуда бы у него быть сыну, если он, согласно новым взглядам автора, еще в детстве должен был дать обет безбрачия? Самое интересное, что эта же история встречается еще раз где-то во второй трилогии (кажется, в «Техану»). То есть Ле Гуин ее запомнила и много лет спустя воспроизвела, а вот осознать, что она разительно не соответствует «новой философии» Земноморья, усиленно развиваемой ею во второй трилогии, так и не смогла. Или просто-напросто не захотела, стремясь во что бы то ни стало подчинить Земноморье своим сильно изменившимся принципам, невзирая ни на какие логические нестыковки?
Почему я так много внимания уделяю подобным несоответствиям как в этом, так и в других отзывах на поздние произведения о Земноморье? Да потому, что считаю: вымышленный мир, будучи созданным однажды со своими законами, историей, философией и т. п., далее живет, уже не подчиняясь произволу автора. Наоборот, это автору следует придерживаться всего того, что он придумал когда-то, чтобы не нарушать достоверность и естественность собственного замысла. И совершенно негоже вначале писать одно, а потом, пусть даже и много лет спустя, – совершенно другое.
Ну, а конец истории Темной Розы и Диаманта вышел откровенно слащавым (я написал этот эпитет, а потом оказалось, что он же был употреблен и в одном из старых отзывов) и в то же время бескомпромиссным. Слишком уж примитивно черно-белым был выбор, который по воле автора вынужден был сделать Диамант, и, соответственно, слишком уж невзрачной получилась его дальнейшая жизнь. А не было бы этой приверженности фальшивым догмам «новой философии» Земноморья, могла бы получиться куда более интересная и красочная история…
AlisterOrm, 25 мая 2021 г.
Милый пустячок, конечно.
Сама история простая и незамысловатая. Любовь двух неравных по социальному статусу ребятушек, скандалы, расставания, слёзы, мокрые платочки и счастливое воссоединение — всё на месте. Классическая любовная история, по всем правилам и канонам, сделанная настолько хорошо, что ты даже радуешься в конце тому, что всё кончилось хорошо... Робкий, слегка медлительный, но хороший парень по прозванию Диамант нашёл себе путь в жизни сам, плюнул на всё, и строит свою судьбу самостоятельно. Молодец? Конечно!
А вот правило одного дара меня немного смутило. Опять Ле Гуин подтравливает волшебников Земноморья, показывая их отшельниками в башнях из слоновой кости. Оказывается, нельзя одновременно заниматься и магией, и музыкой (Мастер Регент, ты слышал?), нельзя также считать деньги в купеческом деле — у тебя же магический посох, он, наверное, будет в руках мешаться, нет?
Я прекрасно понимаю, что хотела сказать автор, пусть даже и в несколько странной форме. Человек отвергает навязанные извне пути, и ищет свою дорогу в жизни. Быть может, Урсула вспомнила, что такое абсолютизм и категоричность юности?
jolly-fellow, 5 февраля 2018 г.
На мой взгляд этот рассказ выглядит как добротная мыльная опера. Действие движется очень медленно, в описании множество ненужных для сюжета деталей. Причины страданий героев малопонятны и надуманны. Герои не в состоянии нормально объяснить друг другу своё состояние и чего они хотят. Практически все проблемы героев происходят от элементарных недомолвок сделанных по непонятной причине. То есть в наличии весь основной набор мыльных шаблонов. Например совершенно непонятно почему ГГ был не в состоянии объяснить своей возлюбленной что его учитель тайно наложил на него защитные чары, которые препятствовали возможности магически общаться с ней. Главной трагедии ГГ можно было избежать просто сказав несколько слов. Но в лучших традициях мыльных опер ГГ убегает и начинает годами страдать и метаться.
Если судить здраво то возлюбленная ГГ его откровенно не любит. Парень уехал учиться всего-то за 40 миль. Она несколько месяцев безуспешно пыталась с ним связаться магически, а когда он, не выдержав разлуки, сам к ней пришел, устроила скандал и разорвала с ним все отношения навсегда. А просто письмо послать или пообщаться с его мамой, которая дружит с её матерью не судьба? Да просто съездить за 40 миль, чтобы узнать что там случилось никак нельзя? Может он ногу сломал или заболел сильно или ещё что-то произошло в чём он не виноват.
Остальные метания и страдания ГГ мягко говоря странные и непонятные. Вот этот упор автора на то, что совершенно никак невозможно для ГГ совмещать магию, музыку, торговлю, семейную жизнь, так как это разобьёт какую-то целостность его души выглядит совершенно безосновательным. Фактически ГГ занимается всеми этими делами но в процессе занятие каждое из них ненавидит, и во время занятий одним целенаправленно заставляет себя отказаться от занятий другим. Никакие внешние факторы не мешают ему эти занятия совмещать. Почему он так бесится и издевается над собой решительно непонятно. Непонятно что мешает ГГ пользоваться деньгами заработанными за годы торговли когда он решает заниматься только музыкой и он вынужден годы жить как бомж пока к нему не приходит слава. Непонятно почему его возлюбленная становится такой фанатичной бродягой-музыкантом, а не ведьмой как её мать, её страсть к музыке и бродяжничеству никак не описана автором.
В общем не стоит пытаться понять мотивацию и поступки героев этого произведения. Нужно просто расслабиться и насладиться красотой текста от автора который мастерски владеет словом и умеет гениально писать.
Аксолотль, 12 августа 2008 г.
Прочитал в сборнике «Сказания земноморья». Как история любви написано просто слабо и схематично. Опять же делается акцент на гендерных вопросах, похоже, позднее Земноморье Ле Гуин превратила в полигон для демонстрации феминистических устремлений. Да и черт с ним, было бы реализовано хорошо, но увы, эта короткая повесть совершенно проходная.
Показательно, что читал эту вещь еще в «Если», но не запомнил совершенно, а ведь «Хозяин колодцев» Дяченко из того же номера засел в душу очень крепко.
evridik, 13 сентября 2010 г.
Рассказ довольно коротенький, но вмещает в себя очень объемную идею — идею правильного выбора, выбора по желанию сердца.
К Земноморью этот рассказ почти не имеет отношения. Он больше о людях, о чувствах, о верности и о том, что нельзя быть двоедушным. Хотя в рассказе и высказывается мысль, что любовь одновременно к музыке и к выгоде не есть двоедушие, герой Диамант все же не может совместить разные для него вещи. Он делает выбор, которого желало его сердце. Это сделало его счастливым, хотя, по сути, он отказался от богатства. В какой-то степени этот рассказ высокоморален, хотя автор не дает нам понять, что ставила именно на мораль.
+9 за живость и внутреннюю солнечность
ZiZu, 26 июля 2007 г.
Что-то Диамант слишком много метался в выборе своего будущего. 3 раза менять своё мнение о своей же судьбе... Да и концовка уж слишком «слащавая»
Тиендомии, 15 марта 2008 г.
Была такая многообещающая история.. Конец вышел немного неопределенным. У Диаманта могла бы быть ТАКАЯ судьба, а закончилось все... Ничем таким, в общем то и не закончилось.
Трогательно. Романтично. :smile: