Уильям Тенн «Арендаторы»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Ироническое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Два «близнеца», Тоху и Боху, захотели арендовать тринадцатый этаж в небоскрёбе Мак-Гоуэна. Но в этом небоскрёбе нет тринадцатого этажа, там за 12-м сразу идёт 14-й. И тем не менее Тоху и Боху этот этаж сняли. Но как можно арендовать то, чего нет?
Входит в:
— журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction, April 1954», 1954 г.
— сборник «Из всех возможных миров...», 1955 г.
— журнал «SF Magazine Vol. 1 №7 (7)», 1960 г.
— антологию «Fiction spécial n° 23 : Futurs d'Antan», 1974 г.
— «Модель для сборки», 1995 г.
— сборник «Непристойные предложения», 2000 г.
- /языки:
- русский (5), английский (1), французский (1)
- /тип:
- книги (4), периодика (1), самиздат (1), аудиокниги (1)
- /перевод:
- К. Егорова (1), В. Серебряков (2)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vfvfhm, 21 апреля 2024 г.
Рассказ скорее не мистический анекдот, а притча о месте человека во Вселенной. Толкования могут быть разные — даже марксистские, как показали отзывы. А вот, что пришло в голову мне, увлекающемуся астрономией.
До сих пор жизнью и судьбой Вселенной управляют (и, видимо, всегда будут управлять) хтонические первоначальные силы, возникшие в самый момент ее рождения, когда континуум уже появился, а вещества как такового еще не было, полный хаос. Эти силы фактически и произвели разделение материи и пространства.
Но по-прежнему 95% процентов всего сущего во Вселенной составляют «темная материя» и «темная энергия». Одна создает галактики, в которых возможна жизнь, другая расширяет само пространство-время со все большим ускорением.
Обратите внимание, кто пользуется услугами господ Тоху и Боху? Все. А кто ими пытается управлять? Эффективный менеджер, живущий в мегаполисе. То есть, на взгляд антрополога Десмонда Морриса, человек находящийся на высшей точке нынешнего эволюционного развития.
Сидней Блейк слишком возгордился, вознесся, как Икар, в сферу сил, по сравнению с которыми само Солнце — ничтожный атом. И ему указали на его подлинное место самым жестоким образом.
Уильям Тенн предупреждает: будьте осторожны на тяжком пути познания. Будьте скромными и почтительными с теми, кто создал вас и в чьей полной и безраздельной власти вы находитесь.
vanishrap, 5 августа 2024 г.
Это история с непонятным сюжетом, рассказанная с точки зрения персонажа, который не понимает, что происходит. Главная тайна так и не раскрывается, но интересен сам механизм странной истории.
Он попал на тринадцатый этаж, который ничем не отличался от других этажей, хотя его не было в планировке здания. Ему предложили уехать с ними, но он отказался, решив остаться. Окна на тринадцатом этаже не открывались, и вскоре никому больше не нужно было туда ехать. Он застрял там навсегда.
Рассказ не о том, чтобы понять, чем занимались обитатели тринадцатого этажа, а о самой концепции тринадцатого этажа. История передана с небольшим юмором. Рассказ показался забавным и хорошо выполненным, но не более того.
Mishel78, 12 июня 2021 г.
Для того, чтобы понять этот мистический рассказ с оттенками сюрреализма и юмора, нужно помнить о двух вещах: в США почти повсеместно в высотных домах не указывается номер 13, а имена двух странных персонажей — Боху и Тоху имеют отношение к иудаизму и Ветхому Завету вообще. То есть, рассказ густо замешан на библейских аллюзиях, поэтому, возможно, для некоторых читателей будет представлять трудность понимание сюжета произведения.
Итак, к новому управляющему офисным небоскрёбом приходят двое странных людей, которые странно выглядят, странно говорят и имена Боху и Тоху — очень странные для людей, желающих арендовать тринадцатый этаж. Все эти странности не имели бы большого значения, кабы не тот факт, что этажа под номером 13 в небоскрёбе нет. Обходными путями Боху и Тоху заключают договор с арендодателем и 13 этаж начинает функционировать.
Автор, конечно, закрутил интригу, создав несколько весьма экстравагантных сюжетных поворотов. Особенно, меня удивила концепция, что на пресловутый этаж попасть может лишь тот, кому это действительно нужно. Управляющий сходит с ума от неизвестности, что же там находится, на 13 этаже? Это одновременно и комично и страшно.
«Тоху ва-Боху» — с иврита означает состояние земли в период перед сотворением Богом света, то есть изначальный хаос. Следовательно, наниматели этажа — мистические сущности, для которых главное — это хаос или неупорядоченное, поэтому становятся понятны их фразы и поведение. Чем более хаотичной становится жизнь управляющего, тем более упорядоченной становится деятельность несуществующего этажа. Финал же и вовсе ввергает главного героя в пучину безумия, а значит в изначальный хаос.
Рассказ интригует и заставляет искать ответы на вопросы. Он иллюзорен, полон намёков, но тем и хорош. Его трактование — занятие очень интересное, поэтому, если нравятся нетривиальные рассказы, в которых намёков больше, чем явных смыслов, то читать этот обязательно.
Stalk-74, 20 февраля 2023 г.
Разные измерения — это перспективное направление в фантастике, сколько ж можно зомби или попаданцев разрабатывать. Но, чтобы мало-мальски органически вписать сюда беллетристику, нужно автору хотя бы для себя четко построить необыкновенную систему координат. Как минимум ознакомиться с популярным пересказом теории относительности, теории струн или топологии. Тенн в середине прошлого века такими проблемами не заморачивался и пространственные изменения завернул в фольгу из библейских сказаний (а мистика объясняет всё) и обёртку из переживаний клерка.
В итоге перспективная завязка свелась к проблеме любопытной варвары, а остальные концы в воду, мол, было непонятное и сплыло. Кинг бы из такой преамбулы легко бы роман накатал, со флэшбеками из детства. Ну, а так получилось просто занимательное чтиво.
AlexPaul, 2 марта 2020 г.
Шедевр! Фантастика, юмор и глубокий смысл в одном флаконе. Если кому понравится этот рассказ, то рекомендую повесть «Неприятная профессия Джонатана Хога» Р. Хайнлайна.
mikereader, 14 февраля 2020 г.
Бессмысленная ерунда с закосом под философскую притчу. Не заинтересовало ни разбираться в этом, ни читать. Один плюс — короткий. Автор просто накидал каких-то намеков, тупого героя в сумасшедшем доме и ничего не объяснил. Типа думайте сами, но над этой ерундой думать не хочется, потому что является она вымученной чепухой про дураков.
jolly-fellow, 26 мая 2018 г.
Не люблю произведений в которых герои ведут себя как полные идиоты только для того чтобы втиснуться в авторский сценарий. Я понимаю что это юмористическое произведение но, как на мой вкус, тупость не выглядит смешно. Я не вижу ничего смешного в цирковых представлениях где клоуны бьют друг друга палками по голове или бегут-бегут и падают — сколько раз упал столько раз смешно. В этом рассказе юмор примерно такого же уровня.
Два человека приходят к управляющему офисным зданием чтобы снять этаж. В этом здании, как и во многих других где владельцы и потенциальные клиенты слишком мнительные люди нет этажа под номером 13. Но эти двое хотят снять именно тринадцатый этаж. Управляющий бьётся в истерике в попытках доказать всем окружающим, что в здании нет тринадцатого этажа и поэтому его нельзя снять. Хотя любой человек с каплей мозга понимает разницу между фактическими этажами и номерами которые им присвоены. Во многих реальных зданиях номера комнат и даже иногда этажей идут не по порядку а очень замысловатым образом, потому что у разных клиентов разные желания. По мнению автора любой претендующий на должность управляющего таким зданием должен сойти с ума если у него попросят поменять номер арендованной комнаты или даже всего этажа на тот который нравится? Короче говорят половину рассказа управляющий бьётся в истерике от того что от него хотят арендовать тринадцатый этаж, а такого числа в списке этажей нет. Блин ну так добавь её! Смени номер соседнего этажа если так надо и никто не против. Фактически то этаж с таким порядковым номером есть, раз уж их намного больше двенадцати. Истерики управляющего здесь изображают искромётный юмор.
Вместо этого автор начинает описывать мистику. Когда управляющего в лифте нет то все попадают на некий несуществующий этаж, а когда он есть то не попадают. И никого, даже лифтёра, который вручную должен передвигать рычаг номера этажа, который то появляется то исчезает, это совершенно не удивляет. Все недоумённо смотрят на управляющего и не понимают что тут особенного, а он от этого уже буквально сходит с ума. Это является юмористической основой произведения. Судя по средней оценке очень многим это кажется смешным. В конечном итоге по какой-то причине управляющий попадает на 13-й этаж в день конца аренды и задержавшись там не может оттуда выйти потому что лифт больше на этом этаже не останавливается. Здесь рассказ заканчивается.
Я не знаю, может я слишком тупой чтобы понять всю тонкость и красоту авторской задумки но по моему это весьма посредственное произведение.
Gourmand, 21 октября 2014 г.
Отличный рассказ, смешной и страшный одновременно. Чуть-чуть бы побольше страха (видимо, я не догнал, что там такого страшного в именах), и была бы твёрдая 10. Владелец небоскрёба — молодец, надо сдать в аренду несуществующий этаж — не проблема, только в договоре сделаем приписочку. Все персонажи, описанные даже двумя фразами, очень реалистичны и узнаваемы. «Сказали на тринадцатый — я везу на тринадцатый». И ГГ тоже. Конечно, ему хочется разгадать тайну. Только, видимо, до него в конце рассказа дошло, а до меня — не совсем.
Ну это мелочи.
ii00429935, 5 ноября 2011 г.
Увлекательный рассказ, который в то же время заставляет задуматься. За что пострадал главный герой «Арендаторов», управляющий большого офисного здания? Неужели из-за непомерного любопытства? Мне думается, дело в другом. Просто мистер Блейк не вписывается в американскую (или — капиталистическую) систему ценностей. В этом мире и древние еврейские боги — такой же «офисный планктон», как миллионы других американцев. И главное, все продается и покупается, были бы желающие это проиобрести. Продать (или сдать в аренду) в принципе возможно хоть Бруклинский мост, хоть несуществующий этаж небоскреба. А как думаете Вы?
Kuntc, 11 декабря 2006 г.
Ведь все-таки суеверные люди эти американцы, ни этажа тринадцатого у них нет, ни комнат в отеле и квартир с таким номером; думают, что это им поможет. Главному герою вот не помогло — этажа не было, а потом взял и появился. Но виноват не номер этажа, а сам мистер Блейк. Как говорится, чрезмерное любопытство до добра не доведет, незачем было Блейку на этот этаж подниматься. Интересно только почему только другие люди, помимо главного героя, не заинтересовались тайной тринадцатого этажа?
Ank, 7 декабря 2006 г.
Суть рассказа точно отражает афоризм: «Чем больше делаешь то, что не нужно, тем больше получаешь то, что не хочется». :haha:
Только я так и не понял, кто были эти Тоху и Боху и почему владелец здания постоянно перевирал их фамилии.
duke, 19 ноября 2007 г.
А я лично живу на тринадцатом этаже и никакого дискомфорта не испытываю. А если серьезно — рассказ веселый, но вызывает недоумение поведение главного героя. Зачем же так нервничать?