Георгий Гуревич «Таланты по требованию»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | «Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Генетические эксперименты, мутации | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Что если научиться выращивать талантливых людей и менять направление их таланта? Что если написать фантастический рассказ о таких людях, которые будут счастливыми и добрыми, которым все будет удаваться, которых будет все больше и больше? Только вот будет ли в этом рассказе изюминка, а самое главное — фантастика?
Гуревич Георгий. Итанты: Повесть / Георгий Гуревич // Даугава.— 1986 — No 8.— С. 84—93; №9. -с.65- .
Подробный замысел произведения опубликован в 11-м номере журнала «Техника — молодёжи», 1981 г.
Входит в:
— антологию «Фантастика, 87», 1987 г.
— сборник «Ордер на молодость», 1990 г.
— антологию «Библиотека фантастики в 24 томах. Том 8/2. Советская фантастика 80-х годов», 1994 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
olpo70, 6 апреля 2019 г.
Да ходила в свое время мечта о переделке человека. Раз- укольчик или таблеточка и хоп перед нами гений. Здорово! Великолепно! Но на хрена нам столько гениев? Скучно будет. Или нет, наверное не скучно если сделают гениями всех. Будет обычно! Потомучто все вокруг окажутся на одном уровне развития. Тоесть( как не пародоксально звучит) в новом мире гениев, гениев то и не будет!
Но не это мне больше всего не понравилось в рассказе. Зачем же Луну загаживать и превращать в свалку? Вроде гении, а мыслят как вырвары.
Нескорений, 20 марта 2017 г.
Идея о том, что человек может взять на себя функции Бога, всегда волновала мечтателей. Так сложилось, что законы Природы установили и закрепили изначальное неравенство стартовых способностей людей — кто-то рождается умнее, кто-то сильнее. Однако, прогресс не стоит на месте, что если наука достигнет таких высот, что появится возможность ликвидировать эту заложенную Природой несправедливость, сделать всех людей одинаково умными и талантливыми? С одной стороны — это очень красивая и благородная мечта, почти утопическая, но всё же мы привыкли задаваться вопросом — а какова цена? Ничто не дается даром, и это также справедливо — какую цену запросит у человека Природа за полученные способности, за превращение в сверхчеловека, возносящегося над массой ординарного большинства?
В повести Г. Гуревича «Таланты по требованию» мы переносимся в мир ближайшего будущего, где открылась новая возможность для повышения интеллекта — после курса инъекций и обучения в спецшколе даже самый обычный и ничем не примечательный ученик становится гением в той или иной области науки. С главным героем, 16-летним подростком по имени Гурий (что недвусмысленно намекает, на то что перед нам альтер-эго автора), мы знакомимся когда он ещё обучается в обычной школе. В начальных главах, где перед нами возникают типичные школьные беты, альфы и омеги, повесть читается неплохо — автор раскрывает стандартные реакции коллектива на новичка, стадный инстинкт большинства, вводит линию первой любви. Однако впоследствии повесть приобретает чисто производственный характер, и живые люди превращаются в манекены.
Изначально мне казалось, что наделение главного героя природной склонностью к изобразительному искусству — потенциально хороший ход, который поможет раскрыть вероятный конфликт между врожденными и приобретенными способностями, что окажется сильнее — полученные способности к математике или тяга к творчеству. Однако, ни этого, ни какого-либо еще конфликта не возникает — героям всё даётся просто и естественно, а где же возможные осложнения, которые почти неизбежно возникают в ходе сложного инновационного эксперимента? Конечно, можно здесь сказать кучу красивых фраз про то, что автор верит в прогресс, в человека и пускай его вера чересчур идеализирована и не содержит темных пятен, но она идёт от сердца. Всё это было бы прекрасно, если бы не было так скучно, читать про сверхлюдей с которыми не случается неприятностей неинтересно.
Такое ощущение, что автор старался поместить в одной повести все волнующие его наблюдения и размышления касательно путей развития человеческой цивилизации — обилие экскурсов в отдельных эпизодах просто заслоняет основной сюжет — здесь и проблемы постройки орбитальных станций, и этапы колонизации Луны, и проблемы экологии. Взглянуть на перспективы приобретения таланта автор пытается с точки зрения ученика, преподавателя, практического специалиста и обычного человека, но каждый взгляд таит в себе поверхностность, явственно не хватает глубины раскрытия психологической подоплеки как главного, так и второстепенных персонажей. Местами интерес пробуждается, когда автор описывает отдельные типажи учеников школы сверхлюдей или говорит о незапланированном положительном эффекте развития таланта, но этого недостаточно.
Лишь в финальной главе автор вспоминает, что нужно быть ближе к народу и вновь акцентируется на чувствах и переживаниях своих героев, возвращаясь к любовной линии, размышляя о той самой плате за получение сверхчеловеческого дара и заставляя героя сделать важный выбор, который решит его дальнейшую судьбу. В целом начало показалось мне многообещающим, а концовка достаточно неплохой, но вот основа текста выглядит неудачно, рассыпаясь на отдельные мысли, идеи, слабо развивая генеральный сюжет. Вера в человека — это хорошо, но помимо этого необходимо дать читателю возможность переживать неудачи центральных персонажей и радоваться их достижениям, полученным через преодоление терний, следить за неожиданными поворотами сюжета, а не заставлять впитывать авторские рассуждения и плавно, лениво дрейфовать в направлении финала.
god54, 13 декабря 2014 г.
Понравилась первая глава и эпилог. Ибо там показаны живые люди, со своими характерами, проблемами, нелогичными поступками. А в остальном наукообразное рассуждение и искусственный сюжет на производственную тему. Такова она советская фантастика, у неё были свои законы, нас учили тому будущему, которое планировалось для нас, не спрашивая нас.
ArtTrapeza, 14 июля 2015 г.
В подростковом возрасте мне понравилась атмосфера оптимизма. Близка к сердцу была история любви главного героя. Было интересно читать об учёбе. Завидовал гениям математики. Думаю, понравится тем, кто её изучает.
Yazewa, 27 февраля 2008 г.
Не слишком интересной показалась мне эта повесть о «доращивании» мозга. Герои совсем невыразительные, литературно — очень средненько.