Термин Коммунистическая ...

Коммунистическая утопия


Фрагмент картины Р. Макколла «Пролог и обещание»

Коммунистическая утопия — условный жанр фантастической литературы, подробно изображающий эгалитарное устройство общества.

Описанное в произведении коммунистическое общество должно быть реалистичным, правдоподобным, при том, что у фантаста не так уж и много источников, от которых можно оттолкнуться в своих построениях. Ведь до сих пор в истории человечества подобных социумов построено не было.

Собственно, сама аутентичная теория Маркса, если говорить иносказательно, является настоящей политической футурологией, поэтому она, наверное, так удачно вписывается как в утопические построения, так и в социальную фантастику в целом. Сразу отметим, что лагеря, репрессии и другие негативные образы, взятые из опыта «реального социализма» и утвержденные в массовом сознании стереотипы об СССР как о «символе» коммунизма, не имеют никакого отношения к теме коммунистических утопий. Ведь под термином «коммунистическая утопия» в данном контексте понимается не какая-то фантастическая конструкция, где имеется патерналистское государство с соответствующей символикой, не идеологические агитки, а то самое светлое будущее, в котором нет денежного обращения, даже экономики в современном понимании, вместо казенного аппарата насилия существуют самоуправляющиеся общины. Общество основано на других принципах и состоит из универсальных, высоконравственных личностей. Конечно, такая утопия будет иметь свои противоречия (без которых, как известно, движение вперед не происходит), но они уже будут носить другой, диалектически высший уровень, чем существующие.

Коммунистическая утопия, как правило, должна отвечать определенным критериям (наличие всех необязательно)

  1. Охватывать всю планету (т.е. быть глобальной, без анклавов, стран, блоков с другой социальной системой);

  2. Отсутствие национальной розни, использование единого языка;

  3. Отсутствие понятия «платежное средство» (нет денег, принцип «по потребности»);

  4. Труд — не вынужденная необходимость, а творческая потребность; реализация талантов человека;

  5. Нет частной собственности, в ходу пользование вещами, которые производятся на автоматизированном производстве в избытке;

  6. Духовное совершенствование, альтруизм, самопожертвование ради общего блага. Высокие моральные качества;

  7. Материалистическое мировоззрение;

  8. Отсутствие или отмирание государства, местное самоуправление, прямое народовластие. Система советов;

  9. Технологический прогресс и освоение космоса.


Рисунок Г. Голобокова «Чаша с солнцем»

Поиск общественного идеала традиционен для русской литературы, искание правды человеческой и всеобщего счастья были лейтмотивом не одного русского писателя XIX века. Собственно, Россия, как и Великобритания, а позже США, была одним из мировых глобализационных центров, поэтому утопии стали идеологической реакцией на глобализацию, приобщение к межчеловеческому общению в имперском «котле» самых разных народов с рознящимися социальными укладами и культурными особенностями. Безграничные просторы, интеграционные и ассимиляционные процессы, распространение наднационального мышления в сочетании с дикой социальной несправедливостью, наследием крепостного права, отсталостью страны — вот факторы, способствовавшие появлению новых и новых утопий.

Уже в незавершенном романе князя Владимира Одоевского «4338-й год: Петербургские письма» (фрагментарно публиковался в 1835 и 1840 годах) видим поиски более оптимального общественного строя. Определенные утопически-фантастические мотивы содержал роман Николая Чернышевского «Что делать?» (1862), ставший главным произведением в наследии этого мыслителя. Находясь еще в пределах Великой литературы, им уже тогда был применен прием, который будут часто использовать фантасты ХХ века, когда во время сна главному герою является какой-то лучший мир.

Новый толчок появлению утопий дал 1917 год. Все утопии 1920-х полны революционного энтузиазма и искренней веры в радикальные общественные преобразования.

Период хрущевской оттепели стал новым этапом в развитии научной фантастики в СССР. Либерализация общественно-политической жизни, ослабление идеологического давления, запуск первого спутника, полет человека в космос, декларирование построения материальной базы коммунизма уже в ближайшем будущем — все это способствовало появлению более продуманных и менее идеологизированных произведений социальной фантастики. Атмосфера прогресса и космических путешествий прочно завоевала сердца фантастов этого периода. Конец 1950-х — 1960-е годы стали своеобразным золотым временем для появления советских утопий.

Настоящей революцией в жанре стало творчество русского фантаста Ивана Ефремова. Роману «Туманность Андромеды» (1957), совершившему большое влияние на развитие социальной фантастики в СССР и других странах «соцлагеря», посвящено немало критической литературы, поэтому ограничимся самыми существенными замечаниями. Главной заслугой Ефремова является скрупулезно-научный уровень постановки проблемы о будущем развитии общества. Гуманизм, доминант общественного над эгоистичным, коммунизм как необходимая предпосылка появления сверхразвитой космической цивилизации, мировое братство освобожденных от социальных пут народов, красота как проявление природной целесообразности, инферно, стрела Аримана — все эти идеи видим в произведениях Ефремова. Герои Ефремова — физически сильные, красивые люди, которые, впрочем, иногда напоминают холодных полубогов; мужественные мужчины-герои, и исполненные собственного достоинства красивые женщины. Писатель дает свои ответы на вопросы, составляющие извечную проблему авторов утопий — чем будут заняты люди, какими будут их помыслы и устремления в эпоху «светлого завтра», в котором нет места нынешним социальным противоречиям.


Фрагмент картины Р. Макколла «Подводные горизонты»

Соединение идей человеческого братства и идеалистической философии видим в ранних романах украинского фантаста Олеся Бердника.

Фантастические социальные утопии писали и на Западе. Произведения западных авторов не были похожими на советские утопии, поскольку отражали более широкую идейную базу (альтернативный эгалитаризм, биокоммунизм и т.п.), чем это было принято в СССР. С другой стороны, жанр утопий в англосаксонской фантастике был гораздо менее популярным.

Многие произведения в этом жанре имеют схожие сюжетные линии и идеи. В развитии коммунистически утопической фантастики были периоды взлета и падений, популярности и забвения. Все эти перипетии определенным образом отражают те общественно-политические обстоятельства, в которых они создавались.

Коммунистическая утопия нынче редкостный жанр. Снижению популярности подобных произведений послужил комплекс факторов, но прежде всего сюда можно отнести исчезновение советской фантастической традиции, для которой была присуща социально-эгалитарная направленность, а также отсутствие в последние десятилетия некоего социального заказа на утопическую или социально-критическую фантастику.


© 240580

Синонимы:
Утопия коммунистическая



  Список произведений, в которых упоминается термин:


Сортировка:

Романы-эпопеи

  •   Люди как боги [пятый век коммунизма, единое мировое государство со столицей где-то в районе Москвы, компьютеры-телепаты, следящие за жизнью и здоровьем каждого человека, межзвездные полеты] // Автор: Сергей Снегов  
8.35 (1432)
-
87 отз.
9.00 (1)
-

Романы

  •   Красная звезда (1908) [коммунистическое общество на Марсе построено на ценностях разума и социализма и обогнало в развитии Землю] // Автор: Александр Богданов  
6.94 (154)
-
9 отз.
  •   Инженер Мэнни (1912) [история строительства политических и экономических потрясений, объединения пролетариата и начала строительства социализма на Марсе] // Автор: Александр Богданов  
7.19 (26)
-
2 отз.
  •   Страна Гонгури  [= Открытие Риэля] (1922) [основные занятия людей в конце IV тысячелетия — искусство и наука. Они живут в утопическом обществе, путешествуют по другим планетам, создают всевозможные машины] // Автор: Вивиан Итин  
6.32 (75)
-
7 отз.
  •   Грядущий мир  [= Газ профессора Морана, Грядущий мир 1923-2123] (1923) [описание коммунистического общества будущего] // Автор: Яков Окунев  
6.08 (36)
-
3 отз.
  •   Через тысячу лет (1927) [описание коммунистического общества будущего] // Автор: Вадим Никольский  
7.20 (20)
-
2 отз.
8.40 (156)
-
12 отз.
  •   Следующий мир (1930) [герои попадают на планету Айю, народонаселение которой давно наслаждается благами зрелого коммунизма] // Автор: Эммануил Зеликович  
6.67 (24)
-
2 отз.
  •   Создатель звёзд / Star Maker (1937) [показаны коммунистические социумы и закономерность их возникновения во Вселенной] // Автор: Олаф Стэплдон  
8.46 (177)
-
16 отз.
  •   Магелланово облако / Obłok Magellana  [= Облако Магеллана] (1955) [на рубеже III и IV тысячелетий на Земле построен коммунизм, освоены межпланетные полеты, отправлен первый межзвездный полет, отсутствуют границы и деньги] // Автор: Станислав Лем  
7.55 (1272)
-
56 отз.
8.04 (3070)
-
167 отз.
  •   Внуки наших внуков (1958) [коммунизм на всем земном шаре в 2107 году] // Авторы: Юрий Сафронов, Светлана Сафронова  
6.59 (65)
-
8 отз.
  •   Каллистяне [2-я кн. романа “Каллисто”] (1960) [коммунистическое общество на далекой планете] // Автор: Георгий Мартынов  
7.52 (276)
-
7 отз.
  •   Гость из бездны  [= Встреча через века] (1962) [советский снайпер пытается вписаться в мир коммунистических потомков] // Автор: Георгий Мартынов  
7.51 (187)
-
15 отз.
  •   Море и звёзды (1962) [плавучие острова коммунистического будущего] // Автор: Гавриил Бирюлин  
7.22 (9)
-
  •   Гианэя  [= Гианея] (1971) [девушка-инопланетянка — гость в продвинутой утопии Земли] // Автор: Георгий Мартынов  
7.78 (323)
-
29 отз.
  •   Лачуга должника [роман случайностей, неосторожностей, нелепых крайностей и невозможностей] (1982) [философские размышления о бессмертии человека, попавшего в утопический мир потомков] // Автор: Вадим Шефнер  
8.20 (559)
-
25 отз.
  •   За перевалом (1984) [профессор просыпается от длительного сна в коммунистическом будущем] // Автор: Владимир Савченко  
6.86 (138)
-
7 отз.
  •   Бесконечность начала (1997) [коммунистическое будущее и место в нем нетипичного члена общества] // Автор: Любовь Щедрова  
6.33 (3)
-

Повести

  •   Cor Serpentis (Сердце Змеи)  [= Сердце Змеи] (1959) [классика коммунистической утопистики] // Автор: Иван Ефремов  
7.94 (1079)
-
57 отз.
  •   Зелёные двери Земли  [= Бремя равных] (1977) [цивилизация дельфинов контактирует с утопическим человечеством будущего] // Автор: Вячеслав Назаров  
7.64 (122)
-
5 отз.
  •   Таланты по требованию  [= Итанты; Итранты] (1986) [корректировка личности и генная инженерия в коммунистическом будущем] // Автор: Георгий Гуревич  
6.04 (88)
-
5 отз.
  •   Ордер на молодость (1988) [«списывание» лишних лет в утопическом будущем] // Автор: Георгий Гуревич  
7.10 (83)
-
5 отз.

Рассказы

8.00 (1)
-
7.72 (306)
-
18 отз.
5.44 (9)
-
1 отз.
  •   Садовник (сетевая публикация) (2014) [противопоставление городской общности и пасторальной уединенности в мире будущего коммунизма] // Автор: Ольга Смирнова  
3.50 (4)
-
1 отз.
  •   Светлое будущее (сетевая публикация) (2014) [невозможность встраивания в общество будущего коммунизма нашего ограниченного современника] // Автор: Яна Завацкая  
6.83 (6)
-
1 отз.
  •   Пять копеек (2017) [зарождение и эволюция чувства собственности, давно изжитого в обществе будущего] // Автор: Эдуард Шауров  
5.77 (30)
-
4 отз.
  •   Конституционное право (сетевая публикация) (2018) [коммунистические потомки трансформируют неприветливую природу, а потом и самих себя под уже существующую реальность] // Автор: Юлия Лиморенко  
8.00 (1)
-
1 отз.
  •   Человек (сетевая публикация) (2018) [в прологе к рассказу описан результат слияния в Единую сущность членов общества коммунистической цивилизации] // Автор: Юрий Симоненко  
5.00 (2)
-
1 отз.



⇑ Наверх