FantLab ru

Гиллиан Флинн «Тёмные тайны»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.44
Голосов:
198
Моя оценка:
-

подробнее

Тёмные тайны

Dark Places

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 29
Аннотация:

В 1985 году пятнадцатилетний Бен Дэй убил свою мать и двоих сестер. Единственная выжившая — младшая сестра Либби, со слов которой, Бена и осудили на пожизненный срок. С момента трагедии прошло уже двадцать пять лет, и всё это время Либби жила на пожертвования сочувствующих граждан Америки. Но наступил такой момент, когда эти деньги закончились, а привыкшая к бесплатной жизни девушка, вынужденна задуматься о нормальной жизни и работе. В поисках легких денег, она связывается с подозрительным «Клубом Смерти», который состоит из поклонников загадочных убийств и похищений. Как раз они вынуждают девушку разобраться, что же на самом деле произошло в роковую ночь, виноват ли её брат в произошедших событиях, как она привыкла считать.

Награды и премии:


лауреат
Чёрное перо / Black Quill Award, 2009 // Роман [Редакторский выбор]

Номинации на премии:


номинант
Премии "Кинжал" от Ассоциации писателей-криминалистов / Crime Writers Association Dagger Awards, 2009 // Стальной кинжал Яна Флемминга за лучший триллер

Экранизации:

«Темные тайны» / «Dark Places» 2015, Франция, Великобритания, США, реж: Жиль Паке-Бреннер



Похожие произведения:

 

 


Темные тайны
2013 г.
Темные тайны
2013 г.
Темные тайны
2014 г.
Тёмные тайны
2015 г.
Тёмные тайны
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Темні кутки
2017 г.
(украинский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Современный книжный рынок уже давно и основательно перегрет, особенно в поле развлекательной литературы. Книг вокруг очень много — в разы больше, чем самих читателей, — и дабы обратить внимание последних на себя, каждая из них принуждена издателем участвовать в своеобразной гонке вооружений. Как то: рядиться в стильный дизайнерский мундир, украшаться блестящими цацками-блёрбами, подвязывать себя пестрой лентой цитат от авторитетных изданий и Больших Имен, кичиться иконостасом выигранных премий или, если не свезло, хотя бы номинациями на оные. Встречают, как известно, по одежке, и очень хорошо, если на ней еще и штемпель известного и уважаемого человека.

Чаще всего за всей этой мишурой и громким сотрясанием воздуха прячется литературная посредственность, раздутый до неимоверных размеров мыльный пузырь («Девушка с татуировкой дракона» явный тому пример). Провожать подобное по уму удается не часто, за отсутствием оного, как такового. Впрочем, это мало кого волнует, главное — распроданные тиражи.

Роман Гиллиан Флинн «Темные тайны» тоже наряжен в эти самые яркие и броские одежки и цацки. О нем много говорят, много пишут, на обложке большими буквами красуются похвалы от Стивена Кинга и Кейт Аткинсон... Права на экранизацию романа уже выкупил Жиль Паке-Бреннер, снявший небезызвестный хоррор «Замурованные», еще одно произведение Флинн – «Пропавшую» — хочет режиссировать [сам] Дэвид Финчер. Словом, шум вокруг стоит изрядный. Впрочем, в этот раз он совершенно по делу. «Темные тайны» — то самое исключение из правил, которое всегда нужно держать в уме, и которое хоть как-то, но оправдывает те помпезные списки книжных бестселлеров «Нью-Йорк Таймс» или «Бук Ревью», что дурят своей репутацией читателя.

В центре читательского внимания здесь персонаж по имени Либби Дэй. В 1985 году она оказалась единственной выжившей в резне, устроенной её пятнадцатилетним братом на семейной ферме. Её свидетельские показания стали подтверждением вины последнего, отправив того в тюрьму на пожизненный срок.

Пережитая же трагедия глубоко исполосовала девочку своими лезвиями. За двадцать четыре года, минувших после той кровавой ночи, она превратила Либби в закомплексованную женщину с признаками прогрессирующей мизантропии, а заодно больную клептоманией и панафобией.

Разгадка «Темных тайн» начинается с того, что стесненная в средствах Либби соглашается на участие в любительском расследовании событий той ночи. Очень скоро она начинает понимать, что в этом деле до неприличия много темных мест и лакун, и что вина брата, в которой никто прежде не сомневался, на самом-то деле не такая уж и очевидная. В общем, одна сплошная темная тайна...

Жанровая принадлежность романа Флинн тоже своеобразная тайна. Темная, разумеется, — ничего другого от этой книги просто не ждите. Триллер, драма, роман взросления, старения; роман нравоописательный, детективный. Жанровых классификаторов внутри много, все они одного размера и формы, в равных пропорциях и в идеальной гармонии — настоящий калейдоскоп. Можно пощекотать себе нервы, можно испугаться, ощутить горький вкус беды, отчаяния или отвращения; можно примерить на себя роль накачанного гормонами подростка или дряхлеющей женщины, не способной удержать в руках поводья своей жизни; можно окунуться в людское равнодушие или, наоборот, в патологически нездоровый интерес человека к низкому, тайному, красному.

Структурно «Темные тайны» цикличны, время здесь последовательно делает оборот назад, раз за разом возвращая читателя к тем самым драматическим обстоятельствам из прошлого. Главы Либби, чередующиеся с главами ее брата и матери, идеально друг друга дополняют, развивают и, что особенно важно, — мастерски интригуют. Сюжет выверен до последнего слова, он словно винтовая лестница, что кружа спускает тебя куда-то вниз, в темноту. Поэтому чем ближе к финалу, тем сильнее беспокойство, напряжение, ожидание развязки. Саспенс, как он есть.

Вдобавок, Флинн одна из немногих женщин-авторов, кому по силам создавать по-настоящему мрачные, жуткие, но при этом достоверные литературные ландшафты, которые за счет своей убедительности и узнаваемости играючи оставляют за спиной творчество более агрессивных жанровых товарок. Ни Чери Стивенс, ни Сара Рейн, ни Патрисия Корнуэлл, ни Тесс Герритсен — никто из них по шкале достоверности, близости с читателем, да даже по простому послевкусию от чтения, не сравнится с Гиллиан Флинн. Флинн — это по-настоящему высшая лига, прирожденный мастер, достойный места в одном ряду с Донной Тартт или Джойс Кэрол Оутс.

Итог: Кинг не обманул. Очень зрелый и очень темный депрессивный роман, который может похвастать как формой, так и содержанием. Одна из лучших жанровых книг прошлого года. Умная, горькая, увлекательная вещь, которая мало кого оставит равнодушным, и которая целиком и полностью заслуживает те осанны, что поют ей издатели, рецензенты и Большие Имена. В кои-то веки.

Оценка: 10
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как нетрудно заметить, основу и мощь любой страны, прежде всего, составляют люди. Простые люди, которые живут, любят, работают, и воспитывают своих детей на родной земле.

Есть среди них и те, кто заботится не только о себе, но и о благе всей страны в целом.

Кого конкретно я имею в виду?

В данном случае, фермеров, тихо и мирно живущих вместе со своими семьями в больших фермерских домах, окруженных со всех сторон широкими, убегающими за горизонт, полями, на которых то тут, то там черными точками темнеют силуэты амбаров для зерна, загонов для скота и массивной сельскохозяйственной техники.

Если говорить о США, то подобную картину можно увидеть во многих штатах Среднего Запада, в том числе и в Канзасе, родном крае писательницы Гиллиан Флинн, который она и приглашает нас посетить в своем романе «Темные тайны».

А точнее, провинциальный городок Киннаки, в свое время отстоявший право называться (хотя и недолго) «сердцем Америки», поскольку он находится почти посередине центрального штата страны.

В ночь со второго на третье января 1985-го года на ферме семьи Дэй произошло жестокое убийство, в результате которого погибла мать семейства и две ее маленькие дочери, в то время как еще одной, самой младшей, по имени Либби удалось сбежать.

Утром полиция обнаружила в доме не только тела жертв, но и нарисованные кровью пентаграммы и грязные ругательства на стенах.

Ко всему прочему, давая показания детективам, семилетняя Либби обвинила в жуткой расправе своего родного брата Бена, который был незамедлительно схвачен, поспешно осужден и отправлен в тюрьму отбывать пожизненный срок.

Почему поспешно?

Что ж, здесь необходимо немного углубиться в историю.

Итак, на дворе середина 80-х годов. Уже почти 19 лет в США действует «Церковь Сатаны», созданная Антоном Шандором ЛаВеем, ее будущим верховным жрецом и автором «Сатанинской библии» (1969).

Именно в это время в обществе начинает набирать обороты массовая истерия («Сатанинская паника»), подогреваемая СМИ и вызванная сообщениями о существовании масштабного заговора, согласно которому на территории страны действует несколько миллионов последователей данной религии, постоянно совершающих человеческие и животные жертвоприношения.

Страх перед сатанизмом настолько сильно укореняется в сознании американцев, что практически в каждом преступлении стражи порядка того времени видят след рогатого Повелителя Тьмы.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что они не стали церемониться с Беном, с этим нелюдимым мальчиком из бедной фермерской семьи, который, по слухам, связался с компанией дьяволопоклонников и вместе с ними по ночам в свете луны режет глотки окрестному скоту.

Нет смысла сомневаться в вине этого, перекрасившего волосы в черный цвет и слушающего тяжелую музыку, раздолбая.

Нет смысла разбираться в странных уликах, во множестве оставленных на месте преступления, когда где-то рядом по улицам их милого городка бродят сообщники этого малолетнего выродка, вынашивающие новые кровавые замыслы.

Итак, со дня роковых событий проходит 24 года, часть из которых (до своего совершеннолетия) Либби проводит, переезжая от одних родственников к другим, а часть — живя самостоятельно на средства фонда, организованного сочувствующими ее горю людьми сразу после убийств.

Все это время она нисколько не сомневалась в виновности собственного брата и даже ни разу не навещала его в тюрьме.

Однако, внезапно, в ее жизни произойдут перемены, вследствие которых она будет вынуждена вплотную заняться делом гибели своей семьи и, в конце концов, докопаться до правды.

Собственно, такова завязка романа, который будет набирать обороты с каждой перевернутой читателем страницей.

Повествование в «Темных тайнах» ведется от лица сразу трех персонажей: Либби (в настоящем), Бена и их матери Пэтти (в прошлом, как раз накануне страшных событий).

Поэтому, было бы правильно сказать пару слов о каждом из них.

Согласно интервью Гиллиан Флинн для «Orion Books», изначально она написала примерно половину романа, в котором главная героиня была приятной молодой девушкой, но быстро поняла, что такой подход в корне не верен. Подобная милая всем особа просто не могла бы появится после всего того ужаса, что ей пришлось пережить в детстве. Поэтому Флинн переработала центральный образ будущей книги, явив миру настоящую, реальную Либби: циничную, пессимистичную особу, которая ничего не хочет от мира и не хочет, что бы мир, в свою очередь, хотел что-то от нее.

Иногда она целыми днями не встает с кровати, погруженная в глубокую депрессию из-за тяжелых воспоминаний о том, что, как она думает, сделал ее брат.

Сам Бен предстает перед читателем пятнадцатилетним подростком, без денег, без друзей, да еще и вынужденным жить в чисто женском обществе среди матери и трех младших сестер (отец оставил их одних с крупными долгами).

Поэтому, поначалу некоторые его новые странности в поведении не воспринимаются матерью с должным вниманием.

Ну, стал молодой парень закрывать дверь своей комнаты на замок, что такого?... Может он просто хочет, чтобы сестры без спроса не вторгались в его личное пространство.

Ну, протянул к себе в комнату еще один телефонный кабель, что тут плохого?... Может ему необходимо поболтать с подружкой подальше от посторонних ушей.

Ну, слушает на полную громкость тяжелую музыку... А кто из подростков ее не слушает?...

Кстати, замечу, что последняя деталь играет немаловажную роль в сюжете.

Дело в том, что если в 60-е годы сатанизм обрел лишь идейную оболочку, то с появлением блэк-метала в 1980-е, данная субкультура окончательно сформировалась.

Основателями стиля считается группа «Venom» (неоднократно упоминаемая в «Темных просторах»), выпустившая в начале десятилетия альбом под названием «Black Metal» (1982). Музыкальная составляющая в блэк-метале не главное, главное – это тексты песен, тематика которых наполнена антихристианским, сатанинским и оккультным значением.

Однако, не все так очевидно в отношении Бена, как это может показаться.

Флинн наделила своего героя очень противоречивым характером, отчего на протяжении романа он будет постоянно балансировать между любовью и ненавистью, мужеством и жалостью к себе.

Но в книге есть еще один не менее сложный персонаж. Это Пэтти — мать большого семейства, пытающаяся спасти ферму от разорения, а старшего сына от падения в пропасть.

На долю этой женщины, кажется, выпало так много несчастий, что и не каждый мужчина смог бы с ними справиться. Читая о ее многочисленных неурядицах, ты буквально чувствуешь всю ее боль и отчаяние.

Стоит заметить, что все, что связано в книге с внутренними переживаниями и мыслями героев, выполнено автором «на отлично».

Так же как и общая мрачная атмосфера романа и проработанность большого количества мелких деталей, каждая из которых будет иметь свое важное значение для развития сюжета.

Но, в особенности, поражает умение Флинн не просто придумать какие-то занимательные подробности, но и обыграть их от лица разных персонажей. Показать их, зачастую противоположное, отношение к одной и той же фразе, событию или явлению.

По-моему мнению, у книги нет ни одного существенного минуса, который бы смог испортить впечатления ее читателю.

Единственный недочет, как мне кажется, связан с переводом названия романа на русский язык, потому что «Dark Places» — все таки никак не «Темные тайны», а скорее «Темные просторы».

Ведь именно по ним, по темным просторам своего воображения, и приглашает прогуляться читателя Гиллиан Флинн...

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

3 января 1985 года. Маленький американский городок содрогнулся от ужаса, узнав, что произошло ночью накануне. Резня на ферме Дэев, в результате которой из пяти членов семьи выжили лишь двое: младшая семилетняя дочь Либби и старший, а заодно и единственный сын Бен. Сама ферма была превращена в кровавый ад: трупы матери семейства Пэтти и двух ее дочерей, повсюду кровь, на стенах кровавые надписи… Полиция крепко взялась за дело и, спеша посадить виновного за решетку, повесила всех собак на Бена, дескать, подросток странный, слухи о нем ходят, что он сатанист и растлитель малолетних, да и вообще он не имеет прочного алиби. Парню дали пожизненное, а Либби, которая была главным свидетелем обвинения, отправилась жить к родственникам.

2009 год. Либби уже 31, все эти 24 года она жила на деньги сочувствующих ей американцев, которые переводили на ее счет денежные средства. Но источник доходов уже почти иссяк: рядовые американские граждане гораздо охотнее сочувствуют новым девочкам, попавшим в беду, нежели старым, уже давно выросшим. У Либби нет образования, нет работы, зато есть глубокая психологическая изломанность, приступы безнадежной тоски, граничащие с депрессией, и клептомания. Неожиданно в ее жизни возникают обстоятельства, которые заставляют девушку начать сомневаться в виновности брата. Спустя 24, прошедших после трагедии, года Либби Дэй решает найти ответ на вопрос, кто же убил ее семью.

История состоит из трех переплетающихся сюжетных линий: Либби (2009 год), Бена и Пэтти (оба рассказывают о событиях, произошедших со 2 на 3 января 1985-го года). Линии эти оставляют очень приятные впечатления: огромное внимание уделено внутреннему миру персонажей, они живые и отличаются друг от друга как ходом мыслей, так и манерой их изложения, а не только полом и именем, как это часто бывает в большинстве современных книг. Живость персонажей вообще главный плюс книги. Они все скорее отрицательные, чем положительные, все проблемные и как будто немного сломанные, но в то же время за них переживаешь и им сочувствуешь. Они вызывают эмоции, события, происходящие с ними, вызывают напряжение, а это ли не показатель отличного детективного триллера?

Еще один огромный плюс книги – детали. Каждое слово и каждая мысль, все, что видит персонаж, и все, что он слышит, важно и играет свою роль. Пример:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Раздев свою девушку, Бен «уставился ей на живот». Затем следует постельная сцена, но вдумчивый читатель задастся вопросом, зачем парень, не единожды видевший свою девушку голой, будет пялиться ей на живот. Видимо, тут что-то не так. А что может быть не так с животом девушки? Вероятно, беременность. И через несколько страниц мы получаем прямое подтверждение этой теории.

Это не сильно меняет восприятие романа, но, согласитесь, очень приятно ощущать себя умным и внимательным при чтении такого, достаточно глубокого романа.

Еще один приятный момент в книге – взгляды разных персонажей на одни и те же вещи, фразы, события. Например, родители Пэтти в моменты особого разочарования или раздражения говорили дочери фразу: «Да что в тебя вселилось?». В какой-то момент эту фразу говорит Либби ее тетка и девушка смысла фразы не понимает, но читатель уже знает, что на самом деле творилось в душе у тетки. Или, например, Бен размышляет, что не знает как вести себя по-мужски, потому что рос без отца, а когда тот появлялся и чинил что-то для Пэтти, то лишь насмехался над сыном и говорил, что «это мужская работа», дескать, Бен слабак и маменькин сынок, который с этим не справится. Чуть погодя Пэтти будет вспоминать этот же эпизод, но для нее фраза бывшего мужа и его ухмылка будут означать не насмешку и оскорбление, а попытку вовлечения сына в общее мужское дело и демонстрация ему некоей общности с отцом. И из таких интерпретаций и различий восприятия состоит вся книга.

Увы, но в бочке меда есть две ложки дегтя: перевод и финал. Они небольшие, но легкую горечь все же ощущаешь. Финал какой-то чрезмерный, пусть и достаточно неожиданный. Я понимаю, что Гиллиан Флинн хотела сделать неожиданный поворот и в то же время следовать правилу хорошего тона в детективах, когда у читателя есть все данные, чтобы предугадать концовку, но надо извернуться и так перемешать эти данные, чтобы далеко не каждый смог увидеть разгадку. И в ее ситуации вариантов особо не было, но все же можно было разрешить проблему и поизящнее. Перевод же грешит переводом названий музыкальных групп («ЭйСи/ДиСи» вместо «АС/DC» и «Железная дева» вместо «Iron Maiden») и небольшими огрехами в смысловых оттенках, но при этом в плане интонаций, стиля и настроений текста переводчик, конечно, проделал огромную работу.

У книги есть экранизация, которая в целом неплоха, местами дословно повторяет оригинал, местами отходит от него. Главные ее минусы – общая унылось и растянутость действия, плюс иная подача материала. Хорошие актеры в лице Шарлиз Терон и Кристины Хендрикс в наличии.

В целом книга мне очень понравилась и знакомство с творчеством автора я обязательно продолжу. Уже приготовил себе томик «Исчезнувшей», осталось только открыть его и погрузится в новую захватывающую историю.

P.S. Либби описана как девушка хрупкого телосложения, ростом 1.47 и грудью четвертого размера. Какого-либо значения для сюжета размер груди не приобрел, так что для меня осталось загадкой, зачем автор наделил своего персонажа такой особенностью, часто вспоминал о ней по ходу произведения, но никак не использовал.

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Двадцать четыре года назад мать и две старшие сестры Либи Дэй были зверски убиты. Ей тогда было всего пять. За эти убийства осудили брата Либби, Бена, причем во многом на основании ее показаний.

Сейчас Либби тридцать один. Она не очень-то приятная личность: клептоманка без образования, без целей, без друзей, без весомых причин вставать с постели каждое утро. И за расследование обстоятельств убийства ее семьи Либби вынуждает взяться не жажда справедливости, не родственная любовь, а полное безденежье.

Она не хочет думать, что Бен может быть невиновен, но, погружаясь в прошлое, начинает сомневаться во всем, что знает и помнит о своей семье. История сюжетно делится на три линии: настоящее, в котором Либби пытается найти ответы на вопросы прошлого; 1985 год от лица матери Либби, Пэтти, и 1985 год от лица Бена.

Вышло это у Флинн просто мастерски — читатель складывает мозаику, находясь на шаг впереди Либби, иногда сгорая от желания подсказать ей ответ, но кто убийца, до определенной главы знает только автор.

Либби неглупа и обладает черным, извращенным чувством юмора. Она смотрит на себя со стороны, вполне понимая, что это не особо привлекательная картина, но и не собираясь что-либо менять. Зачем? Ради кого? Но расследование постепенно начинает менять что-то в ее душе. Здесь Флинн работает настолько тонко и точно, ни разу не сфальшивив, что «Темные тайны» — в том числе, — можно назвать романом о взрослении.

Пэтти, мать-одиночка четырех детей, безнадежно пытается сохранить разваливающуюся ферму. Она старается и вызывает неподдельное сочувствие и сострадание. Это повседневная беспросветная нищета со всеми ее мелкими деталями и массой будничных унижений — от бесплатных обедов в школе до дешевой одежды и старого-старого жутко дребезжащего холодильника, который не дай Бог сломается, — и женщина, которая должна быть опорой и защитой, потому что кроме нее некому.

Бен, ее сын-подросток, переполнен гневом и яростью. Его мучает и бесит постоянное безденежье, бесконечная работа на ферме, работа уборщиком в школе, насмешки одноклассников... Он постоянно задается вопросом «Зачем было заводить столько детей?» (А когда автор от лица Пэтти дает ответ, он оказывается таким...таким жутко будничным, нелепым и оттого таким правдивым...).

С Беном у меня были постоянные эмоциональные качели от сочувствия подозрению — то понимаешь, что его проблемы намного серьезней, чем проблемы обычного бурлящего гормонами подростка, и он действительно страдает; то видишь в его поступках начало того ужаса, в котором будет ружье, нож и топор...

И постепенно все трое подходят к одной точке — к тому дню, когда на ферме Дэев случилось жуткое тройное убийство.

Язык у Флинн просто великолепный: выразительный, сочный, яркий. Очень много внимания — на повседневные бытовые детали, но это не скучно, потому что каждая деталь на своем месте и встраивается в характеристику персонажа. И я вообще-то предпочитаю классический английский детектив, спокойный и логичный, но здесь ужас массового убийства растушеван временем, и подается без желания шокировать, накормить читателя мясом с кровью. Сюжет идеально сбалансирован в своих возвращениям от прошлого к настоящему и снова в прошлое. Редкий случай, когда детектив хочется перечитать, потому что, когда узнаешь финал, кажется, что по-другому и быть не могло; но до самого финала убийца неизвестен и неочевиден.

Очень непростой детектив. Возможно, потому что «Темные тайны», как любая хорошая литература, выходит за сугубо жанровые рамки детектива/триллера. Да, здесь есть тайна и ее разгадка, но главное — то, как тайны, большие и маленькие секреты, которые хищными черными тенями прячутся по углам темной комнаты, на протяжении долгих лет влияют, меняют, ломают и перекручивают жизнь тех, кто когда-то оказался участником «чудовищного убийства» из газетных заголовков.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Со времен «Исчезнувшей» очевидно, что у Флинн изображение неидеальных женщин и женщин-злодеев — особый тип феминизма, упакованный в мрачный детектив. Типа, да, женщины вполне могут убить, пока подливают вам чаек, don't mess with the bitches. При этом изломанность героев придает их голосу депрессивную приглушенность, в нем отсутствует кокетство, аффекты, слезливость и ненужная «вода», а это заставляет читать.

В общем, «Темные тайны» — это палп, но Флинн удалось найти правильный баланс между ее излюбленной темой о том, что женщины так же грешны, как все остальные, и показом ужасов маленького городка. Фееричность происходящего приглушена цинизмом и даже каким-то черным юмором, так что палп поднимается над собой.

Главная героиня — женщина, девочкой выжившая в дикой резне, которую устроил ее брат. Была убита ее мать и две сестры, и ту ночь Либби вспоминает с ужасом, хотя видела немногое. Теперь Либби 31 год, но она живет на пожертвования и влачит малоактивное и депрессивное существование. Однако деньги заканчиваются, т.к. она уже не маленькая бедная девочка, и приходится вертеться — женщина приходит в Клуб Смерти, где собираются люди, расследующие громкие убийства и завороженные известными запутанными преступлениями.

Во время выступления Либби доморощенные детективы явно дают понять, что показания ее-семилетней не стоят выеденного яйца, что Бен невиновен, она — врушка, а настоящего убийцу стоит поискать. Такое неуважение к травме сначала приводит Либби в ярость, но затем она начинает собственное расследование, результаты которого вскроют море безнадеги и жестокую правду. Рекомендую.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Есть такой старенький фильм с названием «Хороший, плохой, злой». В нем персонаж ,названный Хорошим, на деле отнюдь не хорош, таковым его можно считать лишь на фоне Плохого и Злого, а так то он тоже тот еще сукин сын...

Вот и «Темные тайны» можно переименовать в «Хорошая, плохие, злые». В этом романе масса плохих персонажей, многие из которых еще и крайне злы. И есть главная героиня, которой вроде как нужно сочувствовать, ибо она одна одинешенька на белом свете, чудом уцелела одна из всей семьи во время резни на ферме Дэев и стремится освободить брата и из тюрьмы, и от ярлыка убийцы-сатаниста. Однако, сочувствовать ей не выходит: перед нами фактически асоциальная личность, привыкшая жить за счет окружающих, подворовывая у них же по мелочи, а в крестовый поход во имя освобождения брата она отправляется не благодаря наличию теплых чувств к нему, а, опять же выражаясь названиями фильмов Серджио Леоне, ради пригоршни долларов...

И сама эта книга тоже хорошая. И плохая. И злая...

Хорошая потому, что написана весьма талантливо и убедительно, психологический мир персонажей проработан весьма детально, любая ситуация рассматривается с нескольких точек зрения, и даже рояли вмонтированы в текст деликатно и в глаза не очень бросаются...

Злая она понятно почему. На всем протяжении романа так или иначе мы возвращаемся к сценам массового убийства на ферме, равно как и к множеству дурных и весьма дурных поступков и помыслов, которые сплели сеть, в каковой и запуталось навсегда злосчастное семейство Дэев. И вообще весь описанный в романе социум весьма трудно отнести не только к добрым самаритянам, но и к раскаявшимся грешникам. Злые люди живут в злом мире маленьких депрессивных городков и дышащих на ладан фермерских хозяйств...

А почему плохая? Возможно потому, что прочтение сего текста способно ввергнуть в тоску и уныние, побудить преисполниться презрения ко всему роду человеческому от мала до велика, от ветхим старцев до грудных младенцев...

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пишу под сильнейшим впечатлением! Только закончил читать.

Детективный роман, скорее острая социально-психологическая драма. В центре сюжета женщина, пережившая в детстве страшную трагедию – жестокое убийство матери и двух сестер, самой же чудом удалось уцелеть. Во всем был обвинен старший сын семьи (ранее подозревавшийся в совершении сатанинских ритуалов), который уже 24 года отбывает пожизненный срок. Но всю жизнь героиню мучают сомнения, справедливо ли вынесен приговор, к которому сама она имеет непосредственное отношение (будучи еще семилетней девочкой). И наступает время вновь вскрыть былые шрамы и еще глубже опуститься в «черную дыру», как она сама называет память о той ночи. Очень ярко показана проблема «отцов и детей». То, как одно неправильно понятое слово или поступок, случайная детская шалость/глупость в дальнейшем могут иметь очень печальные последствия. Рассказано о том, на какие жертвы человек способен идти ради любви к детям. В конце, в самой развязке у меня ком в горле встал, еле слезы сдержал, честное слово. Действие разворачивается последовательно в двух временных рамках – в настоящем, когда главная героиня ведет свое расследование и в 1985 году – 2 и 3 января почти поминутно описывая все события того дня и ночи. Становится очень обидно и искренне жаль от несправедливости и неудач, свалившихся на это семейство, от того, как в один день рушится и ломается жизнь очень многих людей. Книгу отличает довольно легкий и стройный язык повествования, и при всем довольно остроумный. И главная героиня, очень саркастичная дама с чертями в голове. Автор ведет сюжетную линию очень стройно, при этом постоянно держа во внимании и напряжении. Возникает просто уйма разных вариантов – кто, как, зачем совершил все это? И простого ответа – «убийца садовник» вы не дождетесь! Автор просто беспощадна как к героям, так и к читателю. Причем, одна зацепка есть почти в самом начале, но я про нее и забыл вовсе. В итоге, я обрадовался, что хоть немного оказался прав, но то, как все оказалось на самом деле, просто выбило меня из колеи.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вторая книга Флинн — первая по очереди перевода на русский — заставляет безоговорочно согласиться с высокими ее оценками уважаемых людей. Пессимистичный детектив с мощнейшей социально-психологической составляющей, рассказанный с незаемными интонациями, качественно и с множеством подробностей, черточек, нюансов. Главы от имени матери и сестры собственно рассказчика читать было тяжело — настолько густо передано чувство тотального стыда, безысходности, обреченности. Сама по себе мясорубка — при всем ее очевидном ужасе — явилась чем-то вроде урагана, спровоцированного черной дырой на гниющей ферме, исковерковшим судьбы выжившим. В отличие от Аткинсон, с которой у Флинн кое-что общее и по структуре и по манере изложения есть, роман лишен юмора, в определенном смысле предельно бенадежен, а юмористические по идее сцены — с поклонниками преступлений — написаны без напрашивающегося пережима в сторону сатиры. Не вполне понравилась разгадка в виде двойного совпадения( не хочу спойлерить), зато с Кристалл автор поступила правильно.

Мощный текст, чуть ли не фолкнеровская тягость «Света в августе» причем без света в виде беременной девушки.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Форма триллера не должна обманывать — книга о white trash Америке, о сельских районах внутренних штатов, которые сделали Трампа президентом, о загнивающей провинции, не отличимой от любой другой загнивающей провинции — российской, к примеру. Хотя, конечно, элементы триллера и детектива здесь доминируют, особенно на поверхности.

Гиллиан Флинн хорошо растягивает интригу — почти каждая глава дает новую порцию фактов, которые можно вертеть так и эдак, примеряя к уже имеющимся теориям — каждая из которых (даже высказанная вскользь) вполне убедительна и возможна. Почти каждый эпизод, бросающий тень на кого-то из персонажей, получает правдоподобное объяснение. В общем-то почти до самого конца было трудно понять, какую же именно разгадку выберет автор (а то и вовсе укажет на того, кто уже сидит), мне было сложно.

Радует хорошо прописанная мотивация главной героини заняться расследованием. Никакого желания ворошить прошлое она не имеет, вообще не хочет ничего знать об этом, но вынуждена, потому как денег нет, работать не хочет и не умеет, и заработать немного бабла получается только на тайне своей семьи.

Очень хороший детективный триллер, я читал с большим интересом, за исключением каких-то мелких косяков и придраться-то не к чему (ну разве что почему-то у всех женщин в книге большая грудь; я бы понял, если б мужик писал — но Гиллиан Флинн точно не мужик), да и не хочется — роман держал меня в напряжении, дал немало возможностей поломать голову над разгадкой, эмоционально он очень насыщенный и даже концовка после всех этих экзистенциональных страданий почти всех персонажей получилась более-менее положительной, что очень требовалось после тотальной провинциальной безнадеги в духе Чака Паланика.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Гиллиан Флинн — модный раскрученный автор, чьи книги активно экранизируются и получают хвалебные отзывы якобы от самого Стивена Кинга. Но, разумеется, это абсолютно ни о чем не говорит.)) «Темные тайны» — очень средненький триллер. Мне доводилось читать и более остросюжетные, и более неожиданные, и лучше продуманные. Но главное — намного более атмосферные, а ведь именно мрачность считают одним из главных достоинств романов Флинн.

С первых же страниц ясно, что не тот, кого сочли сатанистом и посадили в тюрьму, расправился с семьей главной героини. Но сделав ее недалекой, эмоционально бедной девицей, Флинн заведомо лишила ее сочувствия читателя. Мне были совершенно не интересны ни ход ее имровизированного расследования, ни его результат. Единственная причина, по которой я все-таки дочитала до конца — жаль бросать книгу, в которой много персонажей, в тот момент, когда наконец разобралась, кто из них кто.)) Парочка совершенно омерзительных сцен, не несущих в себе никакой особой смысловой нагрузки и присутствующих в книге явно только ради того, чтобы шокировать читателя, не делает чести автору. Так же, как и совершенно неправдоподобная развязка.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Инсценировка собственной смерти с целью получения страховки — прием достаточно избитый для детективной литературы, но в то, что мать четверых детей в погоне за решением семейных проблем, сознательно заказала не инсценировку, а свое собственное убийство, я, извините, поверить не могу.
Думаю, те, кто поют дифирамбы Гиллиан Флинн, никогда не читали таких мастеров жанра, как Гранже, Леметр или Брюссоло.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В двух словах – книга очень интересная, но со слабым концом.

Гиллиан Флинн вообще удивительная автор. Вторую книгу читаю и вторая книга имеет интересную, необычную манеру подачи материала, интересный сюжет и потом никакой конец. Автор придумала хорошие истории, но потом не знает, как закончить книгу.

Мне «Темные тайны» понравились намного больше, чем распиаренная «Исчезнувшая» (Gone girl), по которой фильм с Беном Аффлеком снимают. По Темным тайнам тоже фильм уже снят и скоро выйдет. Я смотрела, какие актеры там играют, потом героев себе представляла такими как в фильме. Мне понравились, кого выбрали на роли Бена, Диондры, Трея, Лайла. Но я не поняла выбора Шарлиз Терон на роль Либби. Я рада, думаю, она будет смотреться хорошо. Но просто книжная Либби внешне совсем другая. У неё там вроде рост 1.60, она не уродина, но и не красавица. Шарлиз же имеет рост 1.77 и внешность кинозвезды, которую никаким гримом не спрячешь. Я видела фото со съемок и Шарлиз выглядит как Шарлиз. Это красивая женщина, за которой вьются все мужчины. Либби же обычная американка небольшого роста.

Также не знаю или справится с ролью Пэтти Кристина Хэндрикс (Джоани из сериала Безумцы). Как-то она обычно другая совсем, чем замученая жизнью Пэтти. А в остальном кастинг хороший.

По книге. Книга намного интереснее, чем Исчезнувшая, которую я даже хотела бросить пару раз, потому что было скучно. Здесь же нельзя было оторваться. Очень интересно было, кто всё это сделал. Очень интересна эта манера перескакивать в прошлое и показывать всё, что привело к той ночи.

Поспойлерю про финал, который не понравился.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
О том, что Бен всё же причастен к убийству я стала почти уверенна, когда из него вдруг стали так явно невиновного лепить. И Либбу в одну секунду решила, что он невиновен. Как раз подумала, что какой интересный ход получится, если нам всю книгу будут рассказывать, что он невинно осужденный, а потом окажется, что он всё же виновен. Примерно так и вышло.

Вообще авторша слишком много всего налепила на один день, когда убийства произошли. И то, и сё, и коровы и домогательства и папаша. А потом еще и этот дядя-убица. Это вообще такой лол и фэйспалм был. Нафига она туда этого непонятного дядю запхала, которого еще так удачно в нужный момент поймали в то же самое время и Либби с Лайлом всё узнали именно в тот день… Ну-ну.

Тем более никогда не поверю, что Пэтти бы добровольно согласилась на самоубийство и оставить своих четверых детей сиротами ради какой-то призрачной страховки. Тем более что их вообще бы отдали отцу и он бы заграбастал эту страховку и дети при нем были бы еще более несчастны. Она думала, что Диана бы их растила четверых? Когда сама Пэтти не могла справиться? Да они бы в приемных семьях скорее оказались. И не в таком Пэтти был отчаянии и депрессии, чтобы пойти на самоубийство. Считаю, что это был полнейший бред со стороны автора. И мне даже стыдно стало, что нам такую чушь впихивают.

Очень слабый и невнятный финал. Разочаровал. Но сама книга понравилась. Я с удовольствием прочитала.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Чёрствые читатели.

Когда я читал «Острые предметы», то уже тогда заметил эту странную тенденцию. Но в тот раз списал на дебют и желание быть замеченной среди множества других дебютанток. И вот, во второй книге снова этот приём с... не знаю даже, с каким образом сравнить. Вино, ставшее уксусом? Эта тенденция прослеживается в современных произведениях разных жанров и разных писателей, но Гиллиан Флинн смогла довести всё до абсурда. Я говорю о придании реалистичности художественному произведению за счёт жестокости и обречённости в противовес старым, слишком «оптимистичным» книгам. Я могу это связать только с тем, что современный читатель считается более чёрствым и пронять его уже не так-то просто. Мало написать, что герой книги умирал от раны в живот, смотря в небо. Это уже старо. Надо подробно написать, как кровь заливает всё вокруг, как вываливаются склизкие кишки сквозь зажимающие рану обрубки пальцев... Словно сама смерть и мучения от раны — слишком мало для сочувствия герою. «Правда жизни» как неизбежный спутник современных текстов. Откройте глаза: зло среди нас, оно в нас. Снимите розовые очки: жизнь — это боль.

Гиллиан Флинн решила идти дальше. Она не стала вставлять подобные эпизоды, она написала из них всё произведение. Если жильё — то развалюха с заплесневелыми стенами. Если человек — то мерзкий тип с застрявшим куском бургера между зубами. Если кто-то кому-то пытается помочь — то ради своей гордыни, денег или секса. Если стол — то покосившийся, стоящий ножкой в луже мочи. Каждая страница романа — это шаг по аду на земле. «Оставь надежду, всяк сюда входящий». Но так не бывает в жизни. Не может человек быть каждую секунду окружён чем-то плохим. Даже насильники устают. Даже убийцы пережидают. Даже маньяки находят время на семейную жизнь. Не надо настолько уж концентрировать зло и выдавать это за реальность. Это не правдоподобно даже на фоне современного стремления к физиологическому реализму. Не надо делать семью психов, живущую в окружении психов-соседей в психованном городке. Да ещё и с разными диагнозами. Это уже слишком. Это уже диагноз самому автору. Мне даже интересно, прочитанная ранее «Исчезнувшая» — это был шаг вперёд или же писательница оступилась? Следующая книга покажет.

Оценка: 4
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал данный роман с интересом, но не более того. Не слишком понимаю столь высокие оценки и хвалебные отзывы на этом сайте. Да, история захватывающая, персонажи довольно хорошо прописаны, атмосфера погружает в происходящее. Но на мой субъективный взгляд все же чего-то недостает. Вроде все на месте, и все-таки книге не удается стать чем-то большим, чем просто неплохим романом на одно прочтение. К примеру, прочитав первую книгу Жана-Кристофа Гранже, я тут же кинулся запоем читать остальные его вещи, настолько это было вкусно, сочно и потрясающе. Следующий роман Гиллиан Флинн меня читать пока что не тянет. Ну и поскольку я довольно хорошо знаком с миром металлической музыки, всегда несколько обидно, когда в глазах обычных обывателей (не думаю, что писательница является заядлой металлисткой, не пропускающей ни одного концерта упомянутых Venom или Iron Maiden) это музыкальное направление идет бок о бок с различными подростковыми проблемами исключительно в своих корыстных целях (в данной книге это создание необходимого антуража, всего лишь еще одна деталь)...

Но в целом книга хороша и прочесть ее, безусловно, стоит, хотя бы чтобы еще раз удостовериться, что не все так уж гладко и прекрасно в «звездно-полосатой».

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга очень и очень хороша. Практически все в ней выполнено на высшую оценку — характеры, психологизм, описания, язык, интрига, стиль, грамотно раскручивается интрига. Отлично выполнено действие одновременно в двух временах — прошлом и настоящем, при этом автор не повторяется и не рассказывает об одних и тех же вещах в обоих временах. В общем бы все было бы просто идеально, если бы не развязка. Она вызвала мое большое разочарование. Претензии под спойлером:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Убийство Мишель. Совершенно бессмысленное – Бен и Диондра и так собирались бежать в тот же день, их бы все равно начали искать, так что какая разница искали бы просто двух подростков, наверняка не просто так пропавших вместе в один и тот же день, или двух подростков, один из которых залетел. Никакой пользы оно даже теоретически принести не могло. Про ярость и аффект Диондры мне не напоминать – это не реальная жизнь, где могут убить в приступе секундного гнева, а вымысел, и я хочу, чтобы ключевая часть книги имела смысл.

Убийство матери и Дебби. Я не верю даже в теоретическое существование такого маньяка, тем более столь результативного. Один раз эвтаназию подобного рода провести – это да, ну два, ну три, но не тридцать два на протяжении кучи лет. Джек Ричер, натурально, куда ни придет всюду ему попадаются сговорчивые потенциальные самоубийцы. Я бы еще понял, если бы это был какой-нибудь сосед Дэев или еще кто знакомый, который мелькал бы в книге и которого мать попросила бы себя убить, но приписать ключевое убийство маньяку, который упоминается в книге один раз – это «бог из машины». Я такое не люблю.

Но даже это не самое плохое. Я бы еще понял, если бы Диондра убила Мишель, а потом в ужасе заставила Бена прикончить и мать с Дебби, а Либби убежала от них, полиция обвинила Бена, а он молчал, чтобы не подставить Диондру. Или маньяк убил и мать, и проснувшихся Дебби с Мишель, Либби убежала от него, Диондра с Беном пришли домой и наследили там, полиция обвинила во всём Бена, а он молчал, чтобы не подставить Диондру. Это б я тоже понял и принял. Но блин, ну не два же разных убийцы по двум глупым мотивам ОДНОВРЕМЕННО (почему глупым – я уже описал).

Если бы развязка была более вменяемой, я бы поставил «десятку. А так «восьмерка», поскольку всё-таки качество у книги очень хорошее, и я не пожалел, что купил её и когда-нибудь перечитаю.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

СТРАШНАЯ ЖИЗНЬ

...Средь кончин и печалей несметных,

Средь горящих дворцов и лачуг

Лишь они безусловно бессмертны

И не втиснуты в дьявольский круг...

Первая на моем читательском веку Гиллиан Флинн, от которой не плююсь ядом. Больше того — в восторге. Такого не было ни со «сделанной» «Исчезнувшей», ни с нарочитой демонизацией семейных отношений и назойливым селфхармом «Острых предметов».

И детектив не мой жанр, и нет ощущения, что «Темные тайны» написаны другим человеком. Все та же мастеровитая Флинн, умеющая напугать, растрогать, держать интригу, вовремя подбросить шокирующих подробностей. И... другая. Осененная в этом сатанинском романе сочувственной нежностью Стейнбека к маленьким людям, стоицизмом Шервуда Андерсона, яростью Фолкнера.

Как такое возможно, имея в виду прежний набор методов и приемов с кругом персонажей, включающих непременное преступление из прошлого, сложные отношения детей и родителей, героиню на роли следователя поневоле, простака с золотым сердцем и демоническую фам фаталь? Поди разбери. Если талантливый писатель обращает свой дар на защиту малых мира сего и говорит от лица тех, кто сам за себя сказать не может, чудеса случаются.

Это произошло четверть века назад, когда мама тридцатидвухлетней Либби была в ее возрасте, а девочка семилетней. Январской ночью членов фермерской семьи Дэй зверски убили. Всех, кроме малышки Либби, она убежала к ручью и до рассвета пряталась в камышах, та ночь стоила ей трех пальцев на ноге и фаланги безымянного на руке (обморожение, ампутация), и кошмара дальнейшей жизни.

Еще один член семьи, пятнадцатилетний Бен, отправился за решетку пожизненно. Поскольку следствие, опираясь на показания главного свидетеля обвинения Либби, установило, что именно он, отправляя сатанинский обряд, задушил одну сестру, изрубил топором другую, зарезал и снес полголовы выстрелом из ружья матери.

Вы уже догадались, что ничего здесь не будет таким, как кажется. Детские воспоминания выросшей, но так и не повзрослевшей Либби окажутся изрядно откорректированными. И столько непридуманной боли будет в истории женщины, которая бьется рыбой об лед, воспитывая в одиночку четырех детей, пытаясь сохранить заложенную-перезаложенную ферму — предмет своего пожизненного рабства.

Такая невыносимая правда в описании ее отношений с трутнем муженьком, который прежде разорил пустым прожектерством и кредитами, а после бросил семью. Периодически появляясь в их жизни, но от любых обязательств тщательно дистанцируясь. Столько боли в отторжении сына подростка, болезненно переживающего семейную скудость.

Детектив с ужасающей резней, который поднимается до уровня глубоко психологической и социальной прозы. Оставаясь блестящим образцом жанра, где интрига сохранится до последних страниц.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх