Святослав Логинов «Многорукий бог далайна»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези | Тёмное фэнтези )
- Общие характеристики: Социальное | Приключенческое | Психологическое | Философское
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределенное время действия
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Возраст читателя: Любой
Перед вами суровый мир квадратных островов – оройхонов, располагающихся посреди бездонного океана – далайна. Здесь идёт бесконечная борьба многорукого бога Ёроол-Гуя со строителем суши – илбэчем.
Молодому илбэчу Шоорану предстоит обойти весь мир в поисках своего предназначения, увидеть жестокость и глупость простых смертных, познать ненависть и предательство. Закончит ли он свой путь? Найдёт ли то, что искал?
Содержание цикла:
|
![]() ![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
циклы (сворачиваемые)
циклы, сборники, антологии
романы
повести
рассказы
графические произведения + примыкающие, не основные части
- /языки:
- русский (8), болгарский (1), не указан (1)
- /тип:
- книги (10)
- /перевод:
- И. Тотоманов (2)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Shelob, 3 декабря 2023 г.
Далайн…
Многорукий бог, Илбэч и Тэнгэр. Три существа, три столпа, которые создавали мир, изменяли и разрушали его. Каков смысл мира, смысл жизни, смысл клетки, в которую заперт человек? Мир должен оставаться конечным? Нет, человеку в нем не хватит места. Тогда бесконечным? Нет, человек не может постичь вечности, только два бога, которые думать о ней и жить в ней. А еще илбэч, для которого святое дело – это проклятие.
Книга, при всей ее фантастичности и сказочности, вызывает экзистенциальный ужас. Кто мы такие, чего ищем, для чего созданы? Чего хотим мы и чего должны мы этому миру? Должны ли две эти вещи совпасть, или лучше умереть, так и не узнав своего предназначения или сойти с ума оттого, что ты не знаешь – добро ты делаешь или зло? Есть ли добро, есть ли зло? Будешь ли ты добрым, если не будешь творить зла, будешь ли ты добрым, если станешь творить добро? Кто знает ответ?
Одиночество, непосильная доля, непонимание других. Это – проклятие. Проклятие, которое дал тебе бог небесный и бог далайна. Через ненависть чужую, через ненависть к себе привел мир к погибели и к новой жизни. Создать новый мир, разрушив старый – правильно это? Особенно находясь в уверенности, что ты просто убиваешь старый мир, не желая нового. Так правильно ли делали люди, ненавидя илбэча? Он уже давно перестал быть обычным человеком. Когда тебя наделяют силой бога, в то время как ты хрупкий маленький человек, ты перестаешь им быть. Ты переходишь границы, конечности мира, но ты никогда не становишься частью вечного. Ты – полубог, безумец, который за пределами добра, зла. Но при этом за этими пределами ты не находишь смысла. И остаешься одинокий уже не просто без людей, а без смысла существования, при этом живя, ощущая в себе крошечный огонь, который уже не может тебя согреть. Огонь нужен, чтобы отдавать, но куда? В природе термодинамики должен быть нагреватель и должен быть холодильник. Если есть добро, то должно быть и зло. Если есть огонь, должен быть холод, куда нужно его отдавать. Если есть ты, то у тебя должен быть враг. Если у людей нет врага, то это будешь ты. Ты будешь монстром, ты станешь монстром, если не с кем бороться, то будут бороться с тобой. Новый смысл жизни, наполненной радости, злости, жестокости. Какая разница, если ты был человеком? Главное, чтобы у тебя был смысл. А иначе можно просто лечь и умереть. Но ты не можешь этого сделать.
Однако после всего этого экзистенциального ужаса наступает очищение, как вода очищает шавары на новых сухих оройхонах.
Manowar76, 20 мая 2019 г.
Почему: одна из немногих знаковых книг русских фантастов, написанных в середине девяностых, которую я пропустил. Достаточно частое упоминание данного романа в отзывах и разговорах.
В итоге: дебютный роман Логинова, и это заметно.
Есть хорошая, исчерпывающая рецензия Натальи Резановой: http://www.rusf.ru/loginov/rec/rec01.htm
Особенно впечатлило количество раскавыченных цитат из классиков, что вычитала в романе Резанова.
В своё время меня отпугнули все эти псевдомонгольские омонимы. Спустя четверть века я спокойней отношусь к удвоенным гласным в названиях. Но легче от этого не становится.
Повествование ровное, подробное, но язык несколько, самую малость, тяжеловесный. Читается медленно. На двадцати процентах восторги читавших роман непонятны.
Потом вживаешься, начинаешь понимать терминологию и уклад жизни. И начинается бесконечное путешествие илбэча по клаустрофобичному миру. Да, приключений и событий хватает, сюжет худо-бедно двигается, но как же медленно он это делает!
И только на последней сотне страниц начинают происходить действительно захватывающие вещи, а уж концовка хороша без всяких скидок. Всем сёстрам раздали по серьгам, история очень изящно закольцевалась.
Девяностые в России — время, когда создавалась традиция отечественного фэнтези. И, так как накатанных дорог не было, писатели Творили. В МНОГОРУКОМ БОГЕ практически отсутствует предсказуемая структура квеста. Больше всего роман мне напомнил, как ни странно, робинзонаду. То же подробное описание, как обустроить сносный быт из нойта и палок.
Четыре пятых времени я совершал подвиг, читая приключения Шоорана, и только в конце получал удовольствие.
Для более полного погружения – карта далайна http://www.fantlab.ru/images/editions/plus/big/1672_1