fantlab ru

Святослав Логинов «Многорукий бог далайна»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.44
Оценок:
2919
Моя оценка:
-

подробнее

Многорукий бог далайна

Роман, год; цикл «Многорукий бог далайна»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 221
Аннотация:

Эта книга — о возникновении и разрушении далайна — мира, который создал Творец, старик Тэнгэр, уставший от вековой борьбы с многоруким порождением бездны Ёроол-Гуем, ненавидящим все живое. Он решил сотворить мир специально для Многорукого — просто для того, чтоб тот не мешал ему думать о вечном. В этом мире, созданном по меркам дьявола и для обитания дьявола, человек, созданный по образу и подобию Божьему, изначально дьяволу в жертву обречен. Но по воле Тэнгэра раз в поколение в далайне рождается человек, который в силах изменить его так, что в нем не будет места самому Многорукому. Никому это не удавалось, пока не появился Шооран...

Роман Святослава Логинова «Многорукий бог далайна» интересен прежде всего тем, что созданный писателем-фантастом мир логичен от начала и до конца. Логичен настолько, что существование невообразимого Ёроол-Гуя от первой до последней страницы не вызывает недоумения, а весь быт этого искореженного мира, мытарства его жителей, фантастические похождения главного героя творца-илбэча — все это накрепко удерживает внимание читателей.

Для этого произведения есть карты:
Примечание:

Реальный год выхода романа — 1995, хотя на титульном листе обозначен 1994.

Последнее издание по издательским ценам можно купить здесь.



В произведение входит:


7.97 (65)
-

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 450

Активный словарный запас: средний (2737 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 72 знака, что немного ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 20%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Интерпресскон, 1995 // Крупная форма (роман)

лауреат
Беляевская премия, 1995 // Фантастическая книга

лауреат
Фанкон, 1995 // Крупная форма

лауреат
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2018 // Самый номинируемый автор

Номинации на премии:


номинант
Бронзовая Улитка, 1995 // Крупная форма

номинант
Странник, 1996 // Крупная форма

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (9)

Многорукий бог далайна
1994 г.
Многорукий бог далайна
1996 г.
Многорукий бог далайна
1997 г.
Многорукий бог далайна
2001 г.
Многорукий бог Далайна. Свет в окошке
2004 г.
Многорукий бог далайна
2018 г.
Многорукий бог далайна
2023 г.
Многорукий бог далайна
2023 г.

Издания на иностранных языках:

Многоръкият бог на Далайна
2001 г.
(болгарский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Трудно быть богом... далайна

Конечно, знаковая вещь в отечественном фэнтези и, по хорошему, книгу нужно было прочитать раньше. Эта такой фэнтезийный ответ Стругацким, где главный герой является своего рода богом для того мирка, в котором находится. И если у Стругацких Румата вынужден быть просто свидетелем разворачивающихся событий, то Шооран действует, и эти действия не направлены конкретно на людей. Однако восхождение каждого нового оройхона, т.е. нового квадратика земли, сразу же влияет на человечество в целом. Шооран и Румата особенные, и в этой особенности обречены на одиночество и непонимание со стороны других.

Казалось бы, есть какой-то далайн, оройхон, другие непонятные слова. Но порог вхождения у книги чуть ниже среднего — и это хорошо. Логинов объясняет правила игры уже со старта — ещё в предисловии, где описывается создание мира, суть конфликта между Тэнгэром и рроол-Гуйем. И это действительно похоже на некую игру, которая навеяна, возможно, шахматной доской, где каждый квадратик — это тот самый оройхон, который должен возводить каждый избранный — илбэч.

Логинов конструирует необычный, оригинальный и ни на что не похожий мир, в котором есть ворох уникальных наименований, но поданы оны просто и понятно. И в этой уникальности кроется как достоинства книги, так и её недостатки.

Огромным достоинством книги является то, что Логинов не просто создал мир, в котором есть свои реки, моря, горы, деревья. Он вплёл ещё и свою мифологию, легенды и даже добавил это в говор обычных людей:

«наглый, словно у него рроол-Гуй в приятелях» или «– А ну его к рроол-Гую! Пропал – и хорошо. Спокойнее жить.»

И это всё выглядит очень гармонично и классно подогнано. А наличие уникальных слов создаёт атмосферу, погружает в этот необычный мир.

Но в этом и кроется один из естественных недостатков книги. Дело в том, что автор не мог создавать безграничное количество уникальных слов, иначе роман превратился бы в непонятную кашу на непонятном языке. Поэтому целый ряд предметов, явлений из нашего мира сохранились. Но если слова, типа «нож», «вино», «хлеб» гармонично вплетаются в мир далайна и не вызывают диссонанс, то некоторые моменты выглядят неестественно и не к месту (земные значения времени, инквизиция и т.д.):

«Вот и все. Минуту назад он решил судьбу мира... Через полчаса Ээтгон заметил»

«блюстителей церковного благочиния и добровольных инквизиторов»

«немолодой апоплексического типа мужчина»

Эта самая ограниченность в уникальных словах приводила к большому количеству самоповторов, однако автор удивительным образом придумывал новые обороты с уже заезженными «тукка», «чавга», «нойт», «авары», что они каждый раз выглядели свежо, по-новому, в новых оборотах. И в этом, безусловно, заслуга мастерства писателя.

Но самый главный минус книги для меня в том, что все герои и события книги — схематичны. Ни один герой здесь не прописан глубоко и представляет собой лишь набросок. Все глобальные изменения, геополитика поданы очень схематично. Из-за этого слабая вовлечённость. Все отношения ГГ с другими персонажами носили отстранённый характер. Возможно, лучше было бы прописать эту часть, а не концентрироваться на описании рождения буквально каждого оройхона. Рождение оройхона происходило почти одинаково. Затем Шооран отправлялся в другое место, захаживая как в квестах в одни и те же локации. И жители этих локаций занимались всё тем же — собирали урожай, охотились на тукку, праздновали мягмар, сушили харвах т.д.. И это было невыразимо скучно читать. Благо, иногда сюжет выдавал новую сюжетную ветку, как будто щупальце рроол-гуйя вылезало из тёмных вод, однако эта ветка быстро заканчивалась и сюжет опять шёл по накатанной скучно-бытовой схеме. Это как смотреть в окно поезда и видеть только поля, поля, поля. Сначала любуешься каждым колоском, но потом всё сливается в один золотисто-жёлтый мазок, где есть что-то от Явдай, что-то Ээтгона, что-то Ай и т.д., вплоть до рроол-гуйя, который в конце и вовсе отошёл на второй-третий план.

Итог. Безусловно, знаковая вещь для отечественного фэнтези. И пусть в сюжетном плане она показалась мне скучной, но глубокие, серьёзные идеи, заложенные в книгу, оригинальный, продуманный мир, мастерский язык не позволяют мне поставить низкую оценку.

Оценка: 8
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга просто взорвет вам мозг! И не говорите, что я не предупреждала!

Многорукий бог Далайна — уж точно не лайтовое чтение. Именно на примере этой книге я доказываю, что 1) фантастика может быть просто лучшим на свете жанром и 2)есть обалденно крутые русские писатели-фантасты. И пока что 100% прочитавших эту книгу со мной соглашались.

Это просто must read для любого, кто любит продуманные интересные и необычные новые миры, кто умеет видеть двойные, тройные и тд смыслы в тексте, кто вообще любит хорошую литературу. Фантастика здесь — оригинальный сосуд, чтобы обдумать многие вопросы, воплощение в литературе игры го, лингвистическая головоломка с крышесносными фразочками на монгольском вроде бы (к ним привыкаешь, я обещаю).

Оценка: 10
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Появление на свет произведения, подобного «Многорукому богу далайна» — настоящее событие. Огромная редкость. Произведения, в котором каждый элемент так плотно и искусно подогнан друг к другу, так старательно выверен, что ты не замечаешь стыков между ними. Как можно не верить, что мир, показанный автором, существует, когда все сомнения тонут в пучинах далайна? И ведь он совсем рядом — стоит лишь протянуть руку и перелистнуть страницу! Произведения, которое после прочтения оставляет множество впечатлений, огромную почву для размышлений. И не таких размышлений, что забудутся через пару дней, как только ты начнёшь читать что-то другое; таких размышлений, что будут преследовать тебя всю жизнь.

Этот роман я читал, наверное, не меньше десяти лет назад, но помню его, как будто прочёл только вчера. Не могу даже привести в пример какой-либо другой фэнтезийный роман, который настолько крепко отложился бы в памяти, и оставил такие сильные впечатления. Обычно я избегаю терминов вроде «шедевр», ведь ничто в этом мире не идеально, и данный роман не исключение. Но, тем не менее, он стал для меня тем самым «шедевром» — одной из лучших книг, что я читал в своей жизни, своеобразным мерилом качества, на которое непроизвольно приходится равнять каждое прочитанное произведение.

Вместе с тем, роман получился настолько многогранным, что сложно даже объяснить, чем он так хорош. Необычным миром, похожим на шахматную доску, столь недружелюбным к собственным обитателям? Историей взросления и становления Шоорана как личности? Или, может, историей взаимоотношения людей в этом мрачном и жестоком мире? Сколько не описывай — едва ли это впечатлит потенциального читателя. Чтобы понять, нужно самому попробовать. Увидеть этот жестокий мир, побывать рядом с Шоораном в его приключения, поверить в происходящее, и почувствовать себя частью всего этого. Лишь тогда придёт понимание.

Настоятельно рекомендую ознакомиться с «Многоруким богом далайна» каждому ценителю фантастики и фэнтези.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Многорукий бог Далайна.

Святослав Логинов.

К своему удивлению, я о романе узнал только недавно, когда его переиздали. А ведь он считается культовым. Это первое крупное произведение автора, изданное примерно в 1995 году, сразу завоевало любовь читателей. Грубо говоря дебют.

Действие в книге происходит в необычном мире. Это гигантский прямоугольный бассейн, в водах которого обитает бессмертный монстр, Ёроол-Гуй. И земли вокруг состоят из небольших квадратов примерно 1 км на 1 км (в книге указаны примерно 1700 шагов), которые тут называются оройхонами. Периодически Ёроол-Гуй выбрасывает на берег оройхона свои щупальца, пожирая всё в рамках одного оройхона. Согласно легендам, мир, как и Ёроол-Гуя породил бог Тэнгер при споре с монстром, точнее мир отдан Ёроол-Гую на откуп. Сам мир занимает размер 45 оройхонов с востока на запад и 36 — с севера на юг. Мир этот и называется Далайн. Периодически в Далайне рождается человек под названием Илбеч, способный выращивать в Далайне новые оройхоны, тем самым влияя на этот мир к добру или худу. Таким человеком и является главный герой.

Шооран, парень из деревни, которая пострадала от нападения Ёроол-Гуя начинает свое путешествие. Он успеет найти старца, который научит его строить оройхоны, успеет побывать как солдатом, так и нищим. Пройдет огромный путь, обретет врагов и найдет в них же и друзей, исходит Далайн вдоль и поперек. Сквозь все свои приключения у него будет меняться философия восприятия мира и причина возведения тех же оройхонов. Если сначала, полный энтузиазма, как он думал он делает добро для людей, но ничего кроме войны и междоусобиц новые земли не приносили, то к концу романа он возводит оройхоны уже полностью противоборствуя самому океану и монстру в нем Ёроол-Гую, полностью отринув участие в людских судьбах.

Лично мне было читать одновременно интересно и скучно, в романе есть определенные просадки повествования, так как главный герой часто будет одинок. Но они с лихвой компенсируются либо действием, либо новым поворотом сюжета в рамках мира. Например, построив оройхоны, чтобы пройти с одного материка на другой, Шооран спровоцировал новую войну и тд. Так же интересны описания государств Далайна, у каждого свой строй, который по-разному реагирует на илбеча. Все они заинтересованы чтобы Илбеч строил земли только в рамках их границ, и это ведет к тому, что убить ГГ хотят все остальные. Было интересно наблюдать, как Шооран лавировал между разными государствами превозмогая тяготы и лишения. Везде есть место пороку. Возможно многие условия и ограничения на это влияют, но Люди тут показаны с не лучшей стороны. Сам Шооран будет периодически размышлять и экспериментировать, подстраиваться под систему или идти против нее.

Инструментами в написании романа послужили выдуманная Логиновым игра в детстве, похожая на морской бой и на Го, а также монгольско-русский словарь. Очень много слов обозначений взято именно с монгольского языка. Причем в текст они вплетены без какого-либо перевода. Да и определенные слова не переводятся с монгольского как обозначены в романе. В любом случае Вам быстро станет понятно, что такое жирх, оройхон, тэсег и так далее. Такое использование языка можно считать фишкой романа наравне с игрой, правила которой в самом начале вам повествует легенда создания мира.

Философия. Она определенно тут есть. Весь роман от начала до конца выглядит как философская притча. Например, конечно, Ёроол-Гуя не очень жалко, однако если присмотреться, то всё посвящено борьбе людей с этим монстром. Люди у него забирают жизненное пространство, и рано или поздно заберут полностью и он погибнет. Тут можно найти множество мотивов вплоть до вечной борьбы человечества и природы. Можно найти и религиозные мотивы. Тенгер, Многорукий бог Ёроол-Гуй и Илбеч. Три существа влияющие на мир Далайн. Два последних причем физически, А Тенгер самоустранился в самом начале. Тем не менее роль всех троих оказывает прямое влияние на человечество. Тэнгер как демиург, Ёроол-Гуй как зло и Илбеч как творец земли или добро. Однако Шооран не раз столкнется с тем, что люди хотят его убить, а Ёроол-Гуй им никак не мешает, ибо живут они не на крайних оройхонах, где монстр, что-то может сделать. Да и вообще, кто тут главное зло? Ведь Ёроол-Гуй это творение Тэнгера. Что если зло создано не Многоруким, но Тэнгером? А илбеч только и делает что поднимет земли, за которые приходится воевать, нападая либо защищаясь. Особенно если красной линией проходит идея, что каждое действие — имеет свои последствия?

Сам Шооран к концу книги ожесточается, у него есть только цель застроить Далайн и уничтожить монстра. В итоге, финал всё немного меняет. И финал очень резонирует как по мне с легендой в начале и оставляет вопросы про изначальную идею существования Ёроол-Гуя и Илбеча. Роман считаю отличным самобытным произведением, которое ощущается как глоток свежего воздуха. 9 из 10. Из Википедии: По просьбам как читателей, так и издателей Святослав Логинов начинал писать продолжение романа, «Сидящий на краю», однако идея не получила дальнейшего развития, и автор отказался от создания дилогии. По моему мнению, продолжение не нужно.

P.S. Многие могут сказать, что автор написал философскую мутную кашу, которую не смог адекватно закончить. Например, если не нашел смысл, то проблема не в читателе, а в авторе и его произведении и так далее. Отчасти такое мнение имеет место. Для меня же лично книга раскрылась как надо, я для себя там что-то нашел. И, если вы ее читали, то что нашли вы?

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Здесь все крайне просто:

1. Это ваша книга. Вы прочитаете раз, и слова вроде «чавга» или «жирх» останутся в вашей памяти навсегда, сколько бы тысяч подобных новых слов ни прочитали в других книгах (которые очень быстро сотрутся). Вы будете возвращаться к этой книге через годы раз за разом, прекрасно помня сюжет, но все равно перечитывая с интересом. И страдая, что автор так и не написал 2 часть, которую так хочется ...

2. Это не ваша книга. Просто прочитаете и 1) не поймете 2) отнесете к интересному, но странному чтиву 3) смешаете с другими, но особо не выделите. Магии не случится, здесь просто смириться: она не ваша или не совсем ваша.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Присаживайся, путешественник, и давай же вместе отведаем плоть этого вкуснейшего жирха под названием «Многорукий бог».

Конечно же самое примечательное тут это язык. Монгольские термины здесь ради вау-эффекта и создания чувства прикосновения к чему-то нестандартному. Это работает. Первую сотню страниц точно, пока не поймешь, что они значат. За этими терминами неприкрытая пустота. Люди этого мира не монголы. Я сперва навоображал, что это переосмысление каких-то мифов о сотворении мира. Увы, оказалось идея придумана автором в школе, на основе детской игры, и не сильно изменилась к моменту выхода из печати. Просто сравните, как добавлены термины Гербертом в Дюне. Люди забрали с собой в космос понятия из разных земных культур и языков, некоторые переиначены, а здесь в послесловии автор пишет, что язык для необычных слов выбран методом «и тут мне принесли русско-монгольский словарь…». Серьезный подход, смеялись всем улусом. В том же послесловии «разве изменится что-то, если вы узнаете что «одонт» это орденоносец». Конечно изменится. Треснет и развалится эта скорлупа мистичности, вместо загадочных слов окажутся вполне обыденные «море/пещера/креведко/солдат/царь/наместник», карета, ой простите, дасгалжуулагч снова станет тыквой.

Почему я так прицепился к монголизмам? А потому что это единственное оригинальное решение во всей книге. Убери их и останется банальное незапоминающееся фэнтези, с беготней, стычками, убийствами, поиском своего места. Единственный момент, который выбивался из всего этого тягучего нойта – жертва Маканого. Акт чистого человеколюбия, выше всех похвал. На этом с положительными сторонами всё.

Концовка оставляет не вопросы, она оставляет вытянутое лицо, начинающее напоминать формой лошадиное. Когда не знаешь, как закончить затянувшийся роман – делай максимально мутную кашу, чтобы даже самые придирчивые критики находились в прострации, думая «а может я и правда чего-то не понял?». Нет, всё я понял, тут нет смысла, это обыкновенное «каждый найдёт для себя смысл сам». В пользу этого говорят фразы из отзывов на фантлабе: «чтобы понять, нужно самому попробовать», «так и с этим романом — нельзя однозначно сказать о чем он», «слишком о многом эта книга», «самобытное и сложное для восприятия произведение», «автор поднимает множество философских тем», «перед нами шедевр. Причём с глубоким философским подтекстом». Всё именно так. Если не нашел глубокий философский смысл, то это не книга непродуманная, а мышление у тебя квадратно-гнездовое! «Не твоя книга».

В итоге — плохо, всё плохо. «Улитка на склоне» раскормленная до объема романа и поданная с важным видом, будто на блюде не пережаренная гренка, а самый настоящий крутон. Да немного отдает чавгой, но к этому привыкнешь, походив недолго по мокрому.

Поверь, тут не будет откровений и идей, которые заставят тебя хоть что-то переосмыслить.

Не ходи по земле Многорукого. Пускай твои ноги остаются сухими, путник.

Оценка: 5
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ещё никогда мой мозг и моё воображения не работало в таком напряге и перегрузе.

Уникальный, неповторимый мир, в котором так много нового и непонятного. Читать действительно очень тяжело. На неё я потратил времени раза в два больше, чем потратил бы на любую аналогичную по размеру. Нет, вовсе не от того, что не интересно, просто как-то объемно что ли. Ничего подобного я ещё не читал.

Жаль, что я не обратил внимания на эту книгу раньше, но очень хорошо, что прочел хотя бы сейчас.

Плохо, что так мало таких шедевров. Таким произведения надо выделять особый статус — «Чтение обязательно».

Лучшее из того, что я читал, без преувеличения.

Вся наша жизнь проходит в борьбе с самим собою.. Главное не утратить огонь..

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Почему решил прочитать: одна из немногих знаковых книг русских фантастов, написанных в середине девяностых, которую я пропустил. Достаточно частое упоминание данного романа в отзывах и разговорах.

В итоге: дебютный роман Логинова, и это заметно.

Есть хорошая, исчерпывающая рецензия Натальи Резановой :

Особенно впечатлило количество раскавыченных цитат из классиков, что вычитала в романе Резанова .

Ещё более глубокая, восторженная и проникновенная рецензия Дивова . В ней автор договорился почти до того, что «Многорукий бог далайна» фактически лучшая книга всех времён и народов. Читать обязательно.

В своё время меня отпугнули все эти псевдомонгольские омонимы. Спустя четверть века я спокойней отношусь к удвоенным гласным в названиях. Но легче от этого не становится.

Повествование ровное, подробное, но язык несколько, самую малость, тяжеловесный. Читается медленно. На двадцати процентах восторги читавших роман непонятны.

Потом вживаешься, начинаешь понимать терминологию и уклад жизни. И начинается бесконечное путешествие илбэча по клаустрофобичному миру. Да, приключений и событий хватает, сюжет худо-бедно двигается, но как же медленно он это делает!

И только на последней сотне страниц начинают происходить действительно захватывающие вещи, а уж концовка хороша без всяких скидок. Всем сёстрам раздали по серьгам, история очень изящно закольцевалась.

Девяностые в России – время, когда создавалась традиция отечественного фэнтези. И, так как накатанных дорог не было, писатели Творили. В «Многоруком боге» практически отсутствует предсказуемая структура квеста. Больше всего роман мне напомнил, как ни странно, робинзонаду. То же подробное описание, как обустроить сносный быт из нойта и палок.

Четыре пятых времени я совершал подвиг, читая приключения Шоорана, и только в конце получал удовольствие.

8(ОЧЕНЬ ХОРОШО)

Оценка: 8
– [  32  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга не для всех. Не в том смысле, что книга для изысканных умов и плебеям тут ничего не понять, нет! совсем нет! Дело лишь в характере читающего и отношению к жизни. (...Н-да, как-то криво вышло с характеристикой...) Так и с этим романом — нельзя однозначно сказать о чем он.

Кто-то увидит необычный фэнтазийный мир времен каменного века, где ГГ мечется как угорелый по каким-то топям и пытается сражаться с болотным монстром, кто-то найдет аналогии со стратегиями времен Warcraft, кто-то может обвинить в рпг'ешности, кто-то увидит глубокую философию об отношении к жизни, долгу, о роли личности в истории. Тут нет четкого описания мира, лишь частые зарисовки штрихами. Тут нет инструкции по эксплуатации — куда пойти/что взять. Тут есть большое поле для понимания и фантазии, и каждый будет понимать по-своему. И это все не поддается обычной оценке и каждый может тут найти что-то свое. НО! ... да, есть большое «НО» и это «но» заключается в тяжелом слоге, даже не столько слоге, а тяжелой атмосфере мира. Добрая треть книги была прочтена (и с десяток раз через силу я все-таки продолжал читать) прежде чем я начал понимать этот мир, этот слог. И в награду за это — огромнейшее и самое положительное впечатление по завершению книги. И теперь, спустя более 10 лет после прочтения я помню не только о чем эта книга, но и название (для меня это очень большой показатель).

Очень и очень серьезная и достойная книга, которая, к сожалению, не станет классикой жанра. Но те, кто ее прочел уж точно не забудут.

Оценка: 10
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Девяностые подарили нам много книг в жанре фентези, которые сейчас носят скучный штампик «Культовые» и «Шедевры».

Г. Л. Олди «Бездна Голодных Глаз», М. и С. Дяченко «Привратник» и много еще на разный вкус и взгляд.

«Многорукий бог далайна» как раз из этого списка.

Роман взросления в мире, который не приспособлен для жизни. Религиозные вопросы в мире без бога. История творения в мире разрушения.

С. Логинов подарил самый оригинальный мир в фентезийной литературе и населил его живыми и обычными людьми со всеми их страстишками и желаниями. И показал нам героя, который вопреки штампам не получил корзины печенья и банки варенья.

Сложно говорить про роман, который любишь уже не один десяток лет.

Тут может быть только-

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Бесконечно мала вселенная по сравнению с миром человека. Тесно и некуда идти.»

Вот и состоялось мое абсолютно неожиданное знакомство с творчеством мэтра российской фантастики. И я благодарна судьбе за это, потому что копилочка прочитанных мной шедевров пополнилась еще на одну книгу. Возможно кто-то скажет, что слово «шедевр» звучит слишком громко рядом с названием этого романа. Однако, пропуская через себя его финальные строчки, меня переполняли эмоции, схожие с теми, которые я испытывала 20 лет назад на страницах восхитительного произведения «Сто лет одиночества». Ворох важных вопросов самого различного характера, затронутый Логиновым здесь, нисколько не уступал в своей пронзительности Маркесу, Булгакову и Данте. А необычной способ выражения философских мыслей, аккуратно спрятанных в антураже странного мира, надежно увековечил данное творение на полках книг жанра фэнтези.

«Тяжкая доля — делать, не ведая, что делаешь.»

В качестве основы романа выступает интересный мир прямоугольной формы, со всех сторон закрытый огромной стеной, скребущей серое небо. Твердая поверхность мира поделена на квадратные участки, именуемые оройхонами. Центральная его область, не занятая оройхонами, заполнена холодной жижей с едкими свойствами, называемой Далайном. Именно в этой темной слизи и обитает Многорукий Бог — страшный монстр с тысячами щупалец и сотнями глаз, голод которого периодически утоляется живыми существами близлежащих к Далайну участков суши. И поначалу казалось, что у людей нет спасения от этого чудовища. Но по ходу повествования перед читателями раскрылись неожиданные особенности жизни в пределах замкнутой системы данного мира. Все эти нюансы я намеренно упущу — они более интересны не на уровне рецензии, а во время чтения. Скажу лишь, что именно они и оказались отправной точкой сюжетного действа данной истории. Надо отдать должное автору, он очень детально продумал мир, начиная от флоры-фауны и заканчивая потрясающей мифологией, очень интересно описанной посредством фольклорных вставок. Содержание каждой главы было украшено пронзительной философской мыслью, превращенной автором в небольшие притчи. Я очень полюбила эти курсивные части сюжета, после которых хотелось ненадолго отложить книгу в сторону и немного подумать о прочитанном. В контексте этих притч автор вел незаметную игру с читателями — одни из них намекали на дальнейшее развитие сюжета, другие неожиданно противоречили уже сказанному.

«К кому судьба неравнодушна, того она в щёку целует, а там, сколько ни мойся, — след останется.»

Мне очень понравился слог повествования, который оказался невероятно самобытным и иногда превращал роман в эпос, умиротворяя читателей напевным звучанием. По словам самого Логинова, во время написания данного произведения он пользовался словарем монгольского языка. Поэтому текст переполнен труднопроизносимыми именами (Ёроол-Гуе, Шооран) и сложнозапоминаемыми названиями. Нельзя сказать, что он читается на одном дыхании. Да и само содержание, обильно снабженное спецификой придуманного автором мира, заставляло вчитываться в каждое слово, а иногда и возвращаться к уже пройденным моментам. Сюжет был настолько уникальный, что с одной стороны легко превращался в увлекательную игру, а с другой — иносказательно преподносил читателям жизненную мудрость. Начертив прямоугольник 45х36 квадратиков, можно было смело вместе с героем совершать подвиги, как будто вышивая крестиком по клетчатой канве мира, перепрыгивая от одного участка к другому. Кому-то все это могло напомнить компьютерную игру. Но мое внимание больше всего привлекла межличностная составляющая произведения, которой было здесь предостаточно. Путешествуя по миру и выстраивая его, герой преображался и сам. Пересекая пути других людей, он непреднамеренно скрещивал их судьбы со своей. И они дальше шли каждый по выбранной дороге, но уже совсем иными внутренне.  

«Виновен тот, кто делает. Значит, будем виновны.»

Странствия главного героя позволили нам чуть ближе познакомиться с общественным устройством мира. Налицо оказалось несколько государств с разным политическим строем и вероисповеданием, но одинаково жестоким обращением к человеку разумному. Здесь была благопристойная знать, военные люди (цэрэги), чиновники (баргэды), ремесленники, земледельцы и изгои — отбросы общества, способные рано или поздно превратиться в преступников. Как же много мокрых оройхонов по колено в вонючем нойоте мы прошагали вместе с человеком-чудотворцем. Опасная охота в затопленных по грудь шаварах, бесконечное поедание безвкусной чавги и бесчисленные ночевки в люльке из кожи на холоде влажной земли — все это и многое другое нам пришлось разделить с ним. Отсутствие тепла и уюта делали роман еще более мрачным и пронзительным. Вместе с тем, были здесь и завораживающие своей красотой моменты невиданного зрелища появления новой суши — с плеском волн, водоворотами сверкающей влаги и фонтанами животворящей воды. А также очень страшные сцены, когда вершина вязкой жижи Далайна вихрилась пеной, оттуда вырывались столбы бесчисленных рук, и огромное тело выпрыгивало на сушу. Другими словами, фэнтезийная составляющая романа была более, чем интересная. Однако мне запомнилась в нем прежде всего смысловая нагрузка, которая междустрочно присутствовала на каждой странице, тем самым увеличивая его ценность в моих глазах.

«Не загадывай. О будущем могут говорить только боги. А нам его ждать. И, по возможности — делать.»

Чтобы понять хотя бы часть сути переданных автором мыслей, важно было дочитать данное произведение до его логического завершения. Тогда и только тогда становится ясным, что по большому счету и не было здесь никакой борьбы между Добром и Злом, как казалось на первых страницах. Логинов недвусмысленно намекнул, что эти вселенские понятия есть стороны одной медали. Очень проникновенной для меня оказалась тема одиночества. Она нашла в этом романе свое масштабное отражение и словно черной слизью затопила все его строчки. Пожалуй, такого страшного проявления этого состояния я давно не встречала в книгах. Также эта история мне неожиданно напомнила немного видоизмененные библейские мотивы о потерянном Рае. И в чем-то заключительная часть с уродливым нагромождением камня и страшной агонией мира подтвердила мои догадки. Финал же выбил оройхон у меня из-под ног, буквально окунув в холодную жидкость Далайна. Еще не дойдя до последних строк, я поняла, что не смогу уйти из этой истории прежней. Смех одного над бессилием другого с прозрачной мольбой: «Отдай» своей сумасшедшей безысходностью замкнули пространство и время, доказав тем самым неизбежную закономерность процессов мироздания. Браво, Святослав Владимирович! Просто до мурашек...

«И чем дольше он думал, тем яснее ему становилось, что вечность длится долго, и конца ей не видно…»

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Много всего уже сказано, но вот что хотелось бы сказать от себя.

Все, кто рассказывает, какая это страшная, мрачная и тяжёлая книга, прочтите что-то из реальной истории. И даже не про Россию, а например, про Руанду в то же время, когда писалась книга. Может увидете, что реальный окружающий мир это не белоснежные единороги, гадящие радугой.

А мир далайна не так уж и плох. В сухих оройнах все растет само собой. И мяско, и хлебная трава, и плоды, и грибы. При чем урожай 12 раз в год. И место где жить уже готово, и зимы нет. Расскажите про эти ужасы русскому крестьянину из позапрошлого века. Да и сейчас. Когда непогибший один урожай в год уже повод для счастья и гордости.

Так почему же там люди живут не в раю там? А все из-за власти. В условиях ограниченных ресурсов, власть и ее охрана забирает большую часть всего себе. И ни один строй не подходит обычным людям, везде все одно и тоже. Ну чуть похуже и чуть получше. Понятно, что земля добрых братьев самая ужасная, по-другому в то время невозможно было написать.

Герои не схематичны и банальны, а архетипичны, так же как и сюжет.

И сама книга похожа на калейдоскоп, в котором с каждым поворотом картинка становится другой. Даже в тех многим наскучивших местах, где ГГ нарезает круги по всем оройнам.

Прочла за сутки. Как давно уже ничего не читала. Скорее всего буду читать ещё раз. Сейчас это признание высшего качества книги.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Далайн…

Многорукий бог, Илбэч и Тэнгэр. Три существа, три столпа, которые создавали мир, изменяли и разрушали его. Каков смысл мира, смысл жизни, смысл клетки, в которую заперт человек? Мир должен оставаться конечным? Нет, человеку в нем не хватит места. Тогда бесконечным? Нет, человек не может постичь вечности, только два бога, которые думать о ней и жить в ней. А еще илбэч, для которого святое дело – это проклятие.

Книга, при всей ее фантастичности и сказочности, вызывает экзистенциальный ужас. Кто мы такие, чего ищем, для чего созданы? Чего хотим мы и чего должны мы этому миру? Должны ли две эти вещи совпасть, или лучше умереть, так и не узнав своего предназначения или сойти с ума оттого, что ты не знаешь – добро ты делаешь или зло? Есть ли добро, есть ли зло? Будешь ли ты добрым, если не будешь творить зла, будешь ли ты добрым, если станешь творить добро? Кто знает ответ?

Одиночество, непосильная доля, непонимание других. Это – проклятие. Проклятие, которое дал тебе бог небесный и бог далайна. Через ненависть чужую, через ненависть к себе привел мир к погибели и к новой жизни. Создать новый мир, разрушив старый – правильно это? Особенно находясь в уверенности, что ты просто убиваешь старый мир, не желая нового. Так правильно ли делали люди, ненавидя илбэча? Он уже давно перестал быть обычным человеком. Когда тебя наделяют силой бога, в то время как ты хрупкий маленький человек, ты перестаешь им быть. Ты переходишь границы, конечности мира, но ты никогда не становишься частью вечного. Ты – полубог, безумец, который за пределами добра, зла. Но при этом за этими пределами ты не находишь смысла. И остаешься одинокий уже не просто без людей, а без смысла существования, при этом живя, ощущая в себе крошечный огонь, который уже не может тебя согреть. Огонь нужен, чтобы отдавать, но куда? В природе термодинамики должен быть нагреватель и должен быть холодильник. Если есть добро, то должно быть и зло. Если есть огонь, должен быть холод, куда нужно его отдавать. Если есть ты, то у тебя должен быть враг. Если у людей нет врага, то это будешь ты. Ты будешь монстром, ты станешь монстром, если не с кем бороться, то будут бороться с тобой. Новый смысл жизни, наполненной радости, злости, жестокости. Какая разница, если ты был человеком? Главное, чтобы у тебя был смысл. А иначе можно просто лечь и умереть. Но ты не можешь этого сделать.

Однако после всего этого экзистенциального ужаса наступает очищение, как вода очищает шавары на новых сухих оройхонах.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочел «Многорукий бог далайна» Логинова. Крепкая 8-ка.

Что понравилось:

1. Очень специфический мир. Слова «своеобразный», «уникальный», «оригинальный» – все подходит, причем, сначала снимите с них тряпочкой налет заезженности и переиспользованности. Представьте себе ограниченную вселенную, поделенную на ровные квадраты островов, расположенных в ядовитом океане. Мироустройство заточено под местные реалии, которые обильно описаны автором с помощью придуманных слов, составляющих обширный лексикон. Остров здесь называется «оройхон», пещера – «шавар» и т.д. Как объясняет сам Логинов, слова он взял из монгольского языка, и многие из них действительно что-то значат в реальном мире.

2. История вертится вокруг избранного, способного силой мысли-магии создавать новые «оройхоны». Все бы было бы для него замечательно, если бы не ряд проблем, не позволяющих ему расслабиться. Во-первых, на творца тверди охотится многорукий монстр, обитающий в океане-далайне. Во-вторых, сами люди относятся к нему очень специфически – то от любви могут ненароком растерзать, то от негодования прибить. В-третьих, сама мотивация создавать новую землю под вопросом. Так что эта самая избранность представляется тяжким бременем, который и сбросить нельзя, и осознать до конца не получается.

3. Логинов очень правдоподобно описывает жизнь людей в относительно замкнутом пространстве – их самоорганизацию, выплывающую наружу греховность, разнообразие политических устройств, каждое из которых, рождаясь из стремления к лучшему, неизменно превращается в нечто темное и жестокое.

4. Возвращаясь к мироустройству, хочется отметить стильность и философскую наполненность мифологической составляющей. Даны вкрапления замечательных историй, повествующих о сотворении мира, о его эволюции, характерных выдающихся персоналий. Хотелось даже, чтобы эта сторона была еще более представлена в романе. Она дает мощный фон и глубину общего полотна.

Что не понравилось:

1. Однообразие и монотонность повествования. Часто ловил себя на мысли, что история ходит по кругу или по спирали – герой часто попадает в одни и те же локации, общается с теми же людьми, совершает одинаковые поступки.

2. Периодически пропадали сюжетные механизмы, толкающие сюжет вперед. Особенно это было заметно после первой трети книги – мало что происходило, а сам ГГ ничего не предпринимал, замер, решая, что делать. Потом это произошло примерно в середине – опять цейтнот и самотерзания, не приводящие ни к чему. Большая часть романа держалась на том, что автор показывал отдельные уголки мира, что могло бы подстегнуть наш интерес, но надолго Логинова не хватало, а размеры мира и ограниченность мест для посещения не позволяли размахнуться крупнее.

3. Обобщая, мне не совсем понравилась структура романа. Ну и в принципе я не совсем согласился с окончанием, которое оказалось лучше, чем могло бы быть, и хуже, чем я ожидал.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Спойлер. Логинов показал нам колесо реинкарнаций, когда старый илбэч-избранный сам превращается в монстра, но происходит это уже в другом мире. Процесс застройки островами начинается заново и так повторяется, видимо, бессчетное количество раз.

Я придумал (в кое-то веки) идею, которая понравилась мне даже больше чем та, которая представлена в книге: илбэч застраивает далайн островами, но приходит катаклизм, из-за которого илбэч вынужден уничтожать острова. Так, он начинает опускать их в далайн, парадигма мировосприятия меняется, все последующие илбечи вынуждены следовать ей. Они уничтожают острова и приводят мир к его началу – оставляют только крест первоначальной суши, ну а уже потом круговерть запускается заново, и так мир «дышит» и «живет», находясь в вечном преобразовании. Это может подтверждать истину, гласящую, что «движение – это жизнь».

После некоторого размышления (не мог успокоиться, не получив внятную трактовку) я больше склоняюсь к тому, что автор показывает нам «божественность» через искру/огонь. Причем этот дар не закреплен за внеземными сущностями, он кочует от илбэча к илбэчу (поэтому он и может создавать острова). Тэнгера потому и нет нигде – он бродит среди людей. А многорукий – это опять же темная ипостась Тэнгера, его доппельгангер. Он мотивирует светлую часть творить и созидать. Такая дихотомическая личность, раздираемая противоречиями, и является демиургом этой вселенной.

Итак, книга хорошая. Если я все же смогу когда-нибудь увидеть еще одно дно у истории, я с легкостью поставлю ей и «девятку», и даже «десятку», а пока ограничимся традиционной для меня «восьмёркой».

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот прочитала книгу Святослава Логинова “Многорукий Бог Далайна” и хочу сказать это удивительное произведение, хотя сама бы я не стала его читать, но так как мне посоветовали прочитать этот роман, я так и сделала. И не пожалела о прочтение. Книга повествует о судьбе человека по имени Шооран, которому суждено было изменить мир, либо его уничтожить.

В первую очередь хочется сказать про структуру романа. В романе описан удивительный мир, не похожий на наш, так как там все существует строго по правилам и каждый участок земли — это квадрат с острыми углами и разделенный поребриками. К тому же что мир нам не знаком это понятно с первых слов романа, все животные, места, имена, растения и оружия имеют названия из монгольского языка, но схожее по звучанию на то что это может быть. Поэтому привыкать придется первые несколько страниц, но потом нойт, тукка, татайцы, жанч, шавары и т.п. становятся вполне понятными местами, животными и прочим что в голове возникает представления всей это неразберихи в словах на первых страницах.

Автор поднимает большое количество вопросов в романе от семейной жизни, брака, родителей до политического управления. Однако главные темы романа, которые я отметила для себя это: тема изменяемости и ограниченности.

Во-первых, автор показывает весь мир ограниченным пространством и у каждого есть свои зоны, которые не стоит покидать и пересекать. Так и мы хоть и живем в хаотичном мире, но каждый человек, народ, мир и даже сознание человека ограничено. Мы способны жить и думать только в тех рамках, которые сами для себя сформировали. Мир Шоорана можно рассматривать как мир отдельно взятого человека, при этом сам далайн это весь мир и знания, которые не познаны и хочется познать о мире, людях, пространстве. Стена Тенгера – границы нашего сознания, за рамки, которого очень сложно выйти, лишь познав многое с разных сторон можно сломать барьеры сознания, но здесь тогда встречается новый мир, который тебе также не известен.

Земли, описанные в романе – это участки человеческого сознания, жизненные составляющие. Так, например, земли Вана – дом родной, ты здесь родился и вырос. Это связь с семьей – материю, отцом, братом, женой. Даже приход Энжина это доказывает, так как на землях изгоев он сразу же нашел жён, которые существовали как чисто экономическое образование – вместе выжить было легче. Земля старика – это наставник, учитель в самостоятельную жизнь, место угла мироздания, которая определяет кем ты будешь в жизни – она располагается между домом и индивидуальностью. Земли старейшин – внешний мир, земли добрых братьев – друзья и враги. Земли изгоев – это внутренний мир личности или индивидуальность. Эту землю построил сам Шооран и с развитием своим, земли становилось больше. Шооран постепенно узнавал мир и формировал себя как личность. При всей ограниченности мира он остается безграничным для изучения. И так на протяжении всей нашей жизни мы совершаем познание в каждой области существования и словно Шооран совершаем набеги строим кусочки земли. И только познав достаточно о мире можно разрушить стену, которая ограничивает нас в понимание мироздания.

Еще один вопрос в романе, который прослеживается на пути всего повествования – это вопрос изменяемости. Что меняется: мир вокруг нас, сам человек или все сразу. Шооран за свою жизнь менялся много раз, он рос и развивался, он любил и ненавидел, он терял и находил. За многие годы Шооран вырос – он был цэрэгом, изгоем и земледельцем, но главное он стал илбэчем и сумел изменить мир – он замкнул далайн, построил новую страну. Но при этом оройхоны остаются прежними. Затем Шооран не строит земли для людей, он строит их против далайна. Земли становится очень много и людей нельзя сделать счастливыми сколько бы земли у них не было. Если раньше они умирали от перенаселения и мечтали о землях, то теперь с приходом земель началась засуха и неурожай – поэтому все равно люди умирают от других причин, в частности от голода и доходило до людоедства. Мир менялся очень стремительно и люди просто не успевали к нему приспосабливаться. Но вот после падения стены они получили новый мир – земли хватает, еда есть, но они все равно чем-то не довольны.

Кульминацией изменяемости может конечно служить Шооран, то как сильно он боролся с Многоруким, как хотел искоренить зло приносимое им. Но все ли то добро, что он делал было добро, и борясь со злом берегись, чтоб самому им не стать.

Еще хотелось бы затронуть тему форм правления территорией и как видно ни одна из них не является идеальной. Сильно впечатлили земли добрых братьев, при их правлении равенства они обнищали и разорились в один миг. Моэртал и Ээтгон правили несколько схоже, но все-таки достижение одной цели шло разными способами.

Большое количество героев представлено в романе и каждый по-своему хорош! Например, можно найти героев таких как Мунаг и Турчин, которые все делают по совести или Боройгал и Тройгал, первый даже сильно насолил Шоорану, но все-таки дух его не сломал. Ээтгон — это зеркало Шоорана, они одинаково храбры и заботятся о мире, но каждый идет своей дорогой, однако учитель у них обоих был Чаарлах. И конечно же нельзя оставить без внимания Ай, маленькую карлицу, которая следовала везде за Шоораном, вначале он к ней испытывал накую неприязнь, но потом она заменила ему все человечество и весь мир. Маленькая уродинка становилась спасением и лучиком света для Шоорана, в то время, когда душа его уже столь сильно почернела, что спрашивается где же тот Шооран, что был раньше.

Роман однозначно стоит к прочтению и первый раз будет сложно читать, но стоит потом перечитать или делать пометки.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх