FantLab ru

Святослав Логинов «Многорукий бог далайна»

Многорукий бог далайна

Роман, год; цикл «Многорукий бог далайна»

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 179

 Рейтинг
Средняя оценка:8.45
Голосов:2291
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Эта книга — о возникновении и разрушении далайна — мира, который создал Творец, старик Тэнгэр, уставший от вековой борьбы с многоруким порождением бездны Ёроол-Гуем, ненавидящим все живое. Он решил сотворить мир специально для Многорукого — просто для того, чтоб тот не мешал ему думать о вечном. В этом мире, созданном по меркам дьявола и для обитания дьявола, человек, созданный по образу и подобию Божьему, изначально дьяволу в жертву обречен. Но по воле Тэнгэра раз в поколение в далайне рождается человек, который в силах изменить его так, что в нем не будет места самому Многорукому. Никому это не удавалось, пока не появился Шооран...

Роман Святослава Логинова «Многорукий бог далайна» интересен прежде всего тем, что созданный писателем-фантастом мир логичен от начала и до конца. Логичен настолько, что существование невообразимого Ёроол-Гуя от первой до последней страницы не вызывает недоумения, а весь быт этого искореженного мира, мытарства его жителей, фантастические похождения главного героя творца-илбэча — все это накрепко удерживает внимание читателей.

Примечание:


Реальный год выхода романа — 1995, хотя на титульном листе обозначен 1994.

Карту далайна можно посмотреть здесь

В произведение входит:

7.80 (25)
-

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 450

Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2732 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 72 знака, что немного ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 20%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Интерпресскон, 1995 // Крупная форма (роман)

лауреат
Беляевская премия, 1995 // Фантастическая книга

лауреат
Фанкон, 1995 // Крупная форма

Номинации на премии:


номинант
Бронзовая Улитка, 1995 // Крупная форма

номинант
Странник, 1996 // Крупная форма

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (6)
/языки:
русский (6)
/тип:
книги (6)


В планах издательств:

Многорукий бог далайна
2017 г.

Издания:

Многорукий бог далайна
1994 г.
Многорукий бог далайна
1996 г.
Многорукий бог далайна
1997 г.
Многорукий бог далайна
2001 г.
Многорукий бог Далайна. Свет в окошке
2004 г.




Доступность в электронном виде:

 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  35  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 марта 2009 г.

Ну вот... Прочитал... Непростое это занятие, читать «Многорукого бога..». Причём это сказано не в упрёк автору, а наоборот. Теперь попробую как-то более связно и подробно.

Прежде всего, не могу не отметить мир, созданный Логиновым. Мир уникальный. Уникальность этого мира в том, что там нет практически ни одного позитивного, светлого пятна. Против обитателей этого мира абсолютно всё. И бог, сидящий в глубинах, и обитатели, и природа/климат, и сами люди — тоже друг против друга. При различных социальных строях этого мира, ни в одной стране человек не может чувствовать себя свободным и полноценным человеком. Ну, разве что, за исключением небольшой привилегированной прослойки.

Несколько раз, во время прочтения, я сравнивал мир Логинова с миром Неукротимой планеты Гаррисона. Есть нечто общее между этими двумя мирами. Точно так же всё против человека, и точно так же, человек выживает, ежедневно ведя яростную борьбу за выживание. Разница только в том, что герои Гаррисона могут погрузить пожитки в космический корабль, и улететь искать место получше. У людей мира Логинова такой возможности нет. Да и не представляют они другой жизни.

И вот по этому миру ходит илбэч Шооран. Человек, чья миссия оказалась намного более значительна, чем показалось поначалу. Очень сильный образ удалось создать автору. Образ творца, страдающего за свои творения. Образ человека, который пытается сделать людей счастливее, и страдает за это.

В книге практически нет позитива (ну, за исключением концовки). События, описываемые в романе страшны и жестоки ( впрочем и мир — страшный и жестокий), но при этом не возникает ощущения чернухи и кровавости. И это очередная заслуга автора, сумевшего описать столь страшные события, избежав при этом впадания в крайности.

Язык романа превосходен. Несмотря на обилие в романе слов с монгольскими корнями, столь непривычных русскоязычному читателю, это абсолютно не напрягает, и смотрится очень органично.

Проработка мира великолепна. Легенды и притчи, приводимые автором, не просто добавляют достоверности. Они делают этот мир реальным.

Итак. Роман великолепный. Проработка мира превосходна. Идея романа замечательная. Реализация этой идеи — тоже замечательная. Ну вот. Все превосходные эпитеты закончились((

Кому не стоит читать этот роман — прежде всего, любителям рафинированного позитива. Любителям любовей прекрасных прынцев на белых конях, и красивых прынцес в белых платьях — роман противопоказан.

Герои Логинова не пьют нектар, и не писяют амброзией. Они ведут ежедневную и тяжёлую, точнее смертельную борьбу. И если вас это напрягает — не читайте эту книгу.

Всем остальным — читать обязательно.

Ах, да... Почему я поставил 9, а не 10? Неохота впадать в спойлерство. Но гибель некоторых персонажей хоть и была необходима по сюжету, но... Но жалко их. Вот потому и 9:smile:

Оценка: 9
–  [  30  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 октября 2013 г.

Книга не для всех. Не в том смысле, что книга для изысканных умов и плебеям тут ничего не понять, нет! совсем нет! Дело лишь в характере читающего и отношению к жизни. (...Н-да, как-то криво вышло с характеристикой...) Так и с этим романом — нельзя однозначно сказать о чем он.

Кто-то увидит необычный фэнтазийный мир времен каменного века, где ГГ мечется как угорелый по каким-то топям и пытается сражаться с болотным монстром, кто-то найдет аналогии со стратегиями времен Warcraft, кто-то может обвинить в рпг'ешности, кто-то увидит глубокую философию об отношении к жизни, долгу, о роли личности в истории. Тут нет четкого описания мира, лишь частые зарисовки штрихами. Тут нет инструкции по эксплуатации — куда пойти/что взять. Тут есть большое поле для понимания и фантазии, и каждый будет понимать по-своему. И это все не поддается обычной оценке и каждый может тут найти что-то свое. НО! ... да, есть большое «НО» и это «но» заключается в тяжелом слоге, даже не столько слоге, а тяжелой атмосфере мира. Добрая треть книги была прочтена (и с десяток раз через силу я все-таки продолжал читать) прежде чем я начал понимать этот мир, этот слог. И в награду за это — огромнейшее и самое положительное впечатление по завершению книги. И теперь, спустя более 10 лет после прочтения я помню не только о чем эта книга, но и название (для меня это очень большой показатель).

Очень и очень серьезная и достойная книга, которая, к сожалению, не станет классикой жанра. Но те, кто ее прочел уж точно не забудут.

Оценка: 10
–  [  29  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 декабря 2009 г.

Начнем с того, что я феерическая криведка :lol: Я давно слышала про этот роман. И всю сознательную жизнь думала, что он называется «Многорукий бог дедлайна» (deadline). А что, все вполне логично: во-1, если есть боги дня, ночи, а у Птерри так даже бог похмелья — почему бы не быть богу дедлайна? И кто из нас в дедлайне не страдал, что он не вполне Вишну (то есть необходимая синюшность лица уже приобретена, а пары-двух лишних рук все же хронически не хватает). Так что богу дедлайна вполне логично быть многоруким... Странице на 10 я поняла, что че-то не то :alles:

На самом деле, в романе никакого дедлайна, естественно, нет. Есть далайн — неясная масса «мирового океана», по природе своей вредоносная, которую лично я представляю себе как нечто вроде соляриса. И совершенно восхитительный фантастический мир, аналогов которых я не встречала больше нигде. Не то чтобы даже аналогов — я нигде не встречала такой степени абстрагирования от нашей реальной действительности. Ведь по сути, фантастические миры — всегда производные от нашего мира, либо в одну сторону (апогей технического прогресса, космические полеты, мутации, инопланетяне), либо в другую (назад к природе, феодализм, эльфы, гномы и волшебники). Мир Логинова очень сильно выбивается из общего ряда. Он настолько чужой, что когда об этом задумываешься всерьез, становится даже как-то жутко. В нем нет привычных вещей из физического мира, как микро (где люди живут, что едят, что носят, чем воюют), так и макро (земля, солнце, небо). Условия обитания людей воссозданы заново почти целиком; новое все: от макро-устройства мира до видов пищи и одежды.

Как ни странно, к этому полностью чужому миру очень быстро привыкаешь и начинаешь думать его категориями. Мне кажется, в этом и состоит прежде всего мастерство автора — не только изобрести сотню новых имен и названий, а еще сделать так, чтобы читатель не запутался в них. Иные авторы умудряются запутать читателя в простом около-феодальном мире, как в трех соснах, где несчастный будет блуждать, не в силах понять, кто чей вассал и кто с кем воюет. А у Логинова все очень понятно и логично, так что я даже постепенно начала визуализировать и эту странную растительность, и жутких хтонических жывотных. У этого мира есть своя история и мифология, свой миф о сотворении, который, как всегда, подтверждается, но лишь отчасти и как-то невнятно. Есть свои государства — не государства, но различные способы организации людей на определенной территории. Есть свои религиозные верования и фанатичные заблуждения. В общем, есть все.

Вторая сложная и с блеском решенная задача — сам сюжет. Создать мир — это еще полдела (хотя на мой лично вкус это самая важная половина), нужно еще, чтобы в мире что-то происходило. И вот медленно, а временами и мучительно, шаг вперед-два назад — мы видим, как рождается миф. Герой еще и не подозревает, что ему суждено стать эпическим героем в классическом литературоведческом смысле, хотя пока это дойдет до всего остального населения мира, разумеется, пройдет несколько поколений. Мне очень нравится с точки зрения обоснованности и логичности (и очень импонирует лично) то обстоятельство, что герой становится таковым не по «велению судьбы» или в силу везения, а упорным трудом. Изначально ему дана только возможность, некоторая инаковость — и он последовательно жертвует всем, что приносит ему судьба, следуя своему предназначению. Никакого «раз — и герой» нет и в помине, более того, в каждую минуту текста он не герой (а если уж честно, гораздо больше — усталый человек и по общим меркам неудачник), о героизме можно судить только по факту. И это, имхо, лучший способ написать о жизни эпического героя так, чтобы было не пафосно и правподобно; мифологическая, «эпическая» часть очень ловко вплетена в реальность, ее даже не замечаешь, пока не отойдешь на некоторое расстояние.

У романа есть две концовки. Одна — потому что это «очень эпическая» история, и концовка, соответственно, тоже эпическая. Новый мир, в очень библейском духе. Это красиво и вполне грандиозно и, пожалуй, это было бы вполне достаточно, чтобы объявить концовку удачной, а текст — состоявшимся..

Но есть и вторая. Потому что герой — не только «эпический герой», но и живая личность, пусть и неординарная. Герой не может сидеть без дела, и когда, кажется, уже совсем все успокоилось, новый мир перестал волноваться и начал наконец жить, герой понимает, что ему в нем нет места. Так появляется второе, безумно изящное решение в духе «убить дракона», и замыкается круг.

Оценка: 8
–  [  24  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 января 2014 г.

Я довольно скептически отношусь к отечественным авторам фантастики и фэнтези. «Многорукий бог далайна» доказал мне, что такое предвзятое отношение не всегда верно.

Начну с достоинств произведения.

Роман очень легко читается. Очень краткая, конкретная завязка, дающая понять читателю в каком мире будет происходить действие, как и кем он создан, а также для чего все это нужно. Язык произведения прекрасен (термины, имена — об этом немного ниже). Мир играет красками. Пусть этот мир весь серый, но благодаря описаниям ты четко представляешь себе вязкость нойта, внешний вид обитающих там тварей, и прекрасную голубизну жемчужин, на шее матери Шоорана.

Необычность. Необычность всего. Мир, который не встретится больше ни в одном произведении. Мир, построенный на основе пожеланий творца и требований его антагониста. Мир, в котором, казалось бы, нет никаких условий для существования, но тем не менее заселенный людьми, борющимися за свою жизнь и развитие.Мир, в котором люди загнаны в очень узкие рамки жизни, где малейшее изменение грозит разрушить привычный ход вещей.

Главный герой. через него подаются все основные мысли в романе. Насколько может изменяться человек, подстраиваясь под систему или идя против нее. Шооран, каким мы видим его в начале, и Шооран в конце книги — две абсолютно разные личности. У них очень мало общего — поменялись ценности, поменялось отношение к людям, к миру. Неизменной остается лишь цель.

О чем этот роман? Каждый читатель увидит свой посыл от автора, возможно не один, который будет отличаться от увиденного другими читателями. Мною были восприняты несколько нитей, прошивающих каждую страницу этого произведения.

Во-первых, автор показал, что человек может выживать в любых, самых ужасных условиях. Не всегда оставаясь при этом человеком, но всегда выживая. Также мы видим, что даже при небольшом количестве людей, они всегда образуют определенные группы, разбиваются на государства, в каждом из которых действуют свои законы, свои правила жизни, своя оценка происходящих вокруг событий.

Во-вторых, нам показано, насколько важна бывает цель. Цель жизни Илбэча — застроить оройхонами весь мир. В начале произведения мы четко понимаем, для чего это нужно и определенно видим все положительные стороны этого действия. Чем дальше мы продвигаемся по страницам романа, тем более сомнительные результаты предстают перед нами от этого строительства, и уже непонятно, добро или зло несет Илбэч. И как сложно перестать мыслить локально и продолжить добиваться глобальной цели. И уже неважно, свет ты несешь или тьму и разруху в свой мир.

В-третьих, роман пронизан настроением одиночества. Неизвестно, что больше влияет на состояние одиночества главного героя — проклятие илбэча или собственное, неосознанное отталкивание людей. Одиночество сдобрено приличным объемом страданий, от потерь любимых людей, предательств и вечной необходимости скрываться.

Из минусов — для кого-то будет высоким порог вхождения в язык, которым написано произведение. Наличие множества необычных имен и терминов (кстати, очень запоминающихся и ясно дающих характеристики, внешний облик зверей, растений, позволяющих представить, что и как выглядело) для меня не составило проблем, но, кого-то может оттолкнуть.

Как итог — читать этот роман начал благодаря списку рекомендованной литературы со страниц этого сайта и ни капли не пожалел о принятом решении. Могу лишь позавидовать тем, кто еще не брал в руки эту замечательную книжку.

Оценка: 10
–  [  24  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 апреля 2011 г.

Как сказал сам автор в интервью журналу «Мир фантастики», идея книги родилась из его детского увлечения — в школе он очень любил рисовать карты различных островов на листках в клеточку, представляя, что они окружены ядовитым морем. Этот принцип с незначительными изменениями и лег в основу вселенной «Многорукого Бога Далайна». Далайн — это одновременно и вся известная человеку ойкумена, представляющая собой прямоугольник, ограниченный огненными аварами и стеной Тэнгэра, в котором находится суша, состоящая из оройхонов (квадратных участков земли), и само море, омывающее эту сушу. Жидкость в этом море-далайне плотнее чем вода и ядовита для человека, как не пригодны в пишу и все обитающие в нем организмы. Крайние оройхоны, граничащие с далайном, называются мокрыми, потому-что покрыты смешанной с землей водой из далайна, называемой нойтом. Нойт так же ядовит. Но, не смотря на это, на них можно выжить, так как здесь есть вполне съедобные животные и растения. Оройхоны не имеющие выхода к далайну называют сухими, они вполне пригодны для жизни, на них растут злаки, деревья, есть источники пресной воды. Всё пригодное для жизни пространство заселено людьми, которые, часто в нечеловеческих условиях, пытаются там выжить. По легенде великий Бог Тэнгэр создал Далайн для своей темной противоположности — рроол-Гуя, который зародился из его отбросов и ненавидел Тэнгэра. рроол-Гуй пообещал Тэнгэру со временем растворить стены, ограничивающие Далайн и залить ядом все владения Бога. Но Тэнгэр построил так же и первые пять оройхонов -Крест Тэнгэра, на который поселил людей и дал им один губительный для рроол-Гуя дар: раз в поколение у людей будет рождаться человек, наделенный способностью усилием своей воли поднимать из далайна новые оройхоны, такого человека назвали илбэчем. рроол-Гуй же проклял этого человека, так как только благодаря его таланту можно застроить далайн и положить конец как планам мести рроол-Гуя так и ему самому. Вот в таком вот «веселом» месте и родился наш герой по имени Шооран — человек ставший очередным илбэчем.

С самого начала текст романа сбивает с толку обилием непривычных слов, значение которых становится понятным далеко не сразу. Как признается Святослав Логинов, он позаимствовал их все из монгольского языка, отбирая их без учета реального значения и руководствуясь лишь звучанием. Ему очень хотелось, чтобы все экзотические слова были в чем-то созвучными и вызывали ощущение, что они принадлежат к одному неизвестному языку. Выдумывать такое было слишком сложным, поэтому авторский взор обратился на уже готовую языковую конструкцию, к тому же достаточно экзотическую — мало кто из читателей знаком с монгольским языком. В начале книги я постоянно путался и возвращался назад, чтобы уточнить по мере «расшифровки» слов, что же на самом деле имел ввиду автор в том или ином случае. К тому же экзотическая прямоугольно-сегментированная география вносила свою долю сумятицы в мои мысли. Антураж у автора получился реально неземной и удивительный — с такого рода космологией я никогда ещё до этого не сталкивался. После прочтения первой главы образ Далайна в моей голове вполне устоялся и я с удивлением заметил, что текст очень быстро полетел: описываемые события, хотя и не претендовавшие на какой-то особый экшен, оказались настолько захватывающими, что оторваться от романа было сложно. В книге основной акцент сделан не на приключения плоти, а на приключения духа: автор всё своё внимание сосредотачивает на личности илбэча, показывая читателю его жизнь начиная с самого детства. Очень подробно описан процесс становления его личности, формирования характера и изменение его мировоззрения — если вначале Шооран мало осознавал, что и зачем он делает, то потом пришло понимание, а за ним и ответственность. Причем, чем дольше он занимался строительством оройхонов, тем сильнее изменялось его отношение к людям, переходя от жалости к полному безразличию, когда гибель очередной сотни или тысячи ничего не значат по сравнению с осуществлением намеченного плана. Много внимания автор уделил и социальным вопросам — даже на таком ограниченном пространстве как оройхоны сложилось целых три государства. Наиболее интересным из них мне показалось государство «добрых братьев», которое уж очень сильно напоминает гротескную и довольно злую пародию на СССР. Весь роман пропитан тревожным настроением, помноженным на некое чувство обреченности и предопределенности. Когда Шооран осознает своё предназначение он поневоле начинает исполнять свой долг, по крайней мере то, каким он его видит. Противостояние илбэча и рроол-Гуя выливается в схватку слепой хтонической силы с человеческим разумом, что приводит, в принципе, к предсказуемому результату. Я начал подозревать что-то подобное уже к середине романа, ведь архетип, использованный при построении данного сюжета довольно известен: «Герой, убивший дракона, сам становится драконом». Порадовало то, как и каким образом это всё произошло. Ведь если отбросить все многочисленные легенды и сказки, которые автор приводит в тексте, то ситуация с Далайном, с выходом из него и, особенно, с обнаружением ещё одного Далайна четко укладывается не в мифическо-магическое фэнтезийное русло, а в рамки НФ-произведения. О чём косвенно намекает читателю и сам автор, приводя в конце романа одну из «новых» легенд, появившихся после выхода людей из Далайна, где четко видно, как коротка память людская и как она склонна к искажению и даже полному отрицанию предшествующих событий. После прочтения этого «нового сказания» поневоле задаешься вопросом — а какой процент истины сокрыт в других легендах, рассказывающих о Тэнгэре, рроол-Гуе, древних илбэчах и многом-многом другом. Где тот критерий, который поможет отделить котлеты от мух и правду от вымысла?

Итог: неординарный, заставляющий задуматься роман, создающий определенное, несколько философское настроение. Его нужно читать не торопясь, вдумчиво, делая перерывы для осмысления, чего я, к сожалению, не сделал. Поэтому мне кажется, что многие интересные мысли и умозаключения я, по причине своей торопливости не заметил или не оценил по достоинству. Единственным минусом, который я могу записать на на счет «Многорукого Бога Далайна», будет минус за начало последней трети текста, где очень большое пространство отдано на долгое и нудное перечисление поставленных Шоораном оройхонов и на описание его бесконечных кругов вокруг сужающегося далайна. Автору из четырехугольников оройхонов удалось собрать удивительно многогранный роман, который многие считают вершиной творчества Святослава Логинова, недаром он получил три премии. Автор даже взялся за продолжение, но так и не дописал его. Может зря он так поступил, а может и нет. Ведь известно гораздо больше случаев, когда продолжение оказывается хуже оригинала, чем с обратным положением вещей. Пусть вас не пугает кажущаяся сложность начальных страниц книги. Постарайтесь перебраться через бурелом непривычных мест и необычных слов, потому-что тогда перед вами раскроется и заиграет всеми своими гранями просто чудесный текст. Однозначно рекомендую.

Оценка: 10
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 мая 2013 г.

Вот есть у многих наших авторов такая беда: склонны они считать себя намного умнее своих читателей, даже как-то презирать этих читателей. Склонны поучать и при этом тут же сомневаться, что эдакие глупцы усвоят их науку. И при этом еще они являются латентными большевиками. То есть даже тогда, когда заявляют о своей приверженности общечеловеческим ценностям, о своем либерализме или наличии правых взглядов, так и норовят грубыми словами изругать всех с ними не согласных, призвать искоренить что-нибудь из перечня общественных институтов, ежели те им не нравятся, при этом их аргументы никакой логической проверке не подлежат, а являются всего лишь догматами собственного изобретения...

Я роман сей прочитал из чистого любопытства. Внимание мое привлекла активность господина Логинова на ниве атеизма. И некоторые его фразы, возможно, вызвали бы нереальный восторг у Демьяна Бедного или Емельяна Ярославского. То Логинов заявит, что православие — это вредное явление вроде чумы или проказы. То порадует высказыванием, что «такую мерзость как православие следует повсеместно втаптывать в грязь». Прямо таки восхищает такая толерантность, такой неподдельный гуманизм, такой ленинский задор, и вот бы еще маузер в руки, чтобы собственноручно расстрелять всех пакостников, которые еще ходят в церковь...

Страшно жить на белом свете,

В нем отсутствует уют:

Ветер воет на рассвете,

Волки зайчика грызут.

Это Николай Олейников передает свой пролетарский привет писателю Логинову. Действительно, страшно: всюду бродят злые, невежественные, бесчеловечные христиане, которые прямо таки мешают человечеству порядком развиваться. Особенно тем, что верят в Бога. Логинов заявляет, что в него не верит, но при этом так сердится и ругается, так проклинает Того, кого с его точки зрения вроде бы нет, что даже сам начинает верить в то, что Бог есть, только он очень плохой и злой...

Но, поскольку вы можете меня упрекнуть, что я перехожу на личности, вместо того, чтобы высказывать свое мнение о данном романе, то попробую это сделать.

Хотя анализировать нечего. Это не литературный текст, а нечто близкое к беллетризации «Морского боя» для пущей занудливости нафаршированное монгольскими словами. Ну и исполненное презрения к человечеству. Тьма тьмущая каких-то недотыкомок, немогузнаек, ленивок и лживок сидит на бестолковых островах-оройхонах, разбросанных по краям колоссальной Вселенной размером со среднюю виллу олигарха, а их жрет кальмар-переросток по имени Ёроол-Гуй. А некто Шооран с усердием стахановца из эпопеи о монтажниках-высотниках бродит по этому карликовому миру, хмуря лоб, создает новые острова и дико страдает от всеобщей неблагодарности. Мерзкий мир, мерзкая фауна, мерзкая флора, серое небо, унылые и злобные людишки, Ёроол-Гуй уныло жрет их десятками, и нет этому однообразию конца и краю...

И начинает мне казаться, что кто-то когда-то сильно чем-то обидел писателя Логинова. И он дуется на все человечество и даже на те высшие силы, которых вроде бы нет, но и они Логинова раздражают. И хотя он пытается казаться бодрым безбожником и веселым циником, ему грустно, страшно, тоскливо. И весь окружающий мир похож на тюрьму-далайн, где все только и норовят друг друга сожрать. Только и остается веровать в картошку с котлетой ( это не поклеп, это Логинов сам так пошутил в своем дневнике)...

А я в картошку с котлетой веровать не хочу. Я лучше процитирую Джерарда Мэнли Хопкинса:

Славен Господь, сотворивший столько пестрых вещей:

Небо синее в пежинах белых; форелей в ручье

С розоватыми родинками вдоль спины; лошадиные масти,

Россыпь конских каштанов в траве; луг, рябой от цветов;

Поле черно-зеленое, сшитое из лоскутов;

Для работ и охот всевозможные орудья и снасти.

Все такое причудное, разное, странное, Боже ты мой!

Все веснушчато-крапчатое вперемешку и одновременно –

Плавно-быстрое, сладко-соленое, с блеском и тьмой,

Что рождает бессменно тот, чья красота неизменна.

А то заладили: далайн, оройхоны, чавга, уулгуй. В общем, нет этого и не было. И вообще я чуть не уснул от скучной книги скучного сердитого человека и его натужных шуток в духе совдеповского журнальчика «Безбожник у станка».

Оценка: 5
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 июля 2010 г.

Как ни странно, рецензий на роман не так уж и много. И большинство рецензентов сосредотачиваются на нескольких основополагающих и, откровенно говоря, лежащих на поверхности мотивах: об одиночестве творца, о расплывчатости границ добра и зла, о трагедии мавра, сделавшего своё дело. Иногда отмечают параллели с реальным миром. Например, настойчиво сравнивают логиновскую страну добрых братьев с Советским Союзом. В лучшем случае, добираются до мысли о том, что убийца дракона занимает освободившееся место и сам становится драконом (Наталья Резанова «Мир — это место, где жить нельзя»). И всё.

А вот о легендах, мифах и сказках, встречающихся в начале, конце или середине каждой главы книги, упоминают лишь вскользь. Нет, хвалят, разумеется, но как-то заодно со всем остальным. А ведь эта мифология несёт не меньшую смысловую нагрузку, чем основная сюжетная линия романа. Пожалуй, даже большую. Она не иллюстрирует какие-то авторские идеи, как это зачастую случается в фэнтэзи, а углубляет их, поворачивает иной стороной, помогает лучше понять смысл происходящего. Во всяком случае, мне — помогает. И если я в итоге понял не совсем так, как задумывал автор — тем лучше. Возможность разных трактовок ещё ни одной книге не навредила. В конце концов, пусть мои рассуждения «напоминают всем умеющим видеть, что мир делается не только умниками» — цитата, между прочим, из тех самых мифов.

Дело в том, что мы привыкли строить выводы по аналогии, по шаблону, выработанному множеством ранее прочитанных книг. Если там было так, то и здесь будет так же. Если герой борется со злом, многоруким чудовищем Ёроол-Гуем, стало быть, сам он служит добру. Если он стал илбэчем, приобрёл способность на месте ядовитого моря, далайна, создавать участки суши, оройхоны, значит, он — творец. Если герой изменяет мир, то он — бунтарь. Всё правильно, всё логично. Разве может быть иначе?

Замечательный пример такой линейной логики приведён опять-таки в мифах, в том эпизоде, где премудрый Тэнгэр объясняет человеку устройство мира:

«– Далайн я создал для Ёроол-Гуя, — ответил Тэнгэр, — но многорукий Ёроол-Гуй должен быть ненавистен тебе, поскольку он зло, а я — добро.

— Почему?

— Да потому, — загремел Тэнгэр, — что я создал тебя, а Ёроол-Гуй тебя съест!

— Не сердись, я понял, — сказал человек. — Ты добр, ибо создал меня на съедение Ёроол-Гую».

Найдите ошибку в рассуждениях человека. Не нашли? И вам по-прежнему кажется, что в этой книге всё просто и понятно?

полный отзыв можно рочитать здесь: http://fantlab.ru/blogarticle5997

Оценка: нет
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 сентября 2013 г.

После этой книги я зауважал жанр фентези, он позволяет ставить мысленные эксперименты, в других жанрах малодоступные. Мир прорисован на первый взгляд бредовый, с перекошенной логикой, но сам себе не противоречит. А люди обычные, узнаваемые. Да, зачастую ведут себя не по-людски — а чего еще от них ждать? Чтобы были добрыми, честными и смелыми? Такие тоже показаны, и им даже кое-что удается.

Роман получился с неизбежным мальтузианским подтекстом: места на сухом всем не хватит. А кому хватит, будут счастливы за счет тех, кому не хватило. А когда появится новое ничейное сухое место, начнутся настоящие проблемы.

Герой романа смелый, добрый, честный и разрушил мир. Вспоминается одно из определений настоящего героя — виновный в гибели других людей. И что же сделал бы на его месте какой-нибудь подлый трус? Пожалуй, то же самое. Ибелч строит острова просто потому, что умеет, значение имеют не намерения, а возможности, вот такая нехорошая, но жизненная мораль просматривается.

Оценка: 10
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 августа 2013 г.

Если у вас хорошее настроение, почитайте эту книгу — накроет такой невыносимой депрессией и безнадегой, что мало не покажется. А если настроение плохое, то узнаете, как может быть хуже. Dark fantasy — скорее dark, чем фентези — фентезийного тут только выдуманный мир и фауна. В остальном это постапокалиптическая антиутопия. Эта книга, безусловно, незаурядная и необычная, но повествование затягивает как болото — кажется, еще чуть-чуть и захлебнешься грязью, смрадом и тиной. Кому такое нравится — получит настоящее удовольствие. Прочитал эту книгу после романа «Свет в окошке» (который очень понравился несмотря на сделанные оговорки). Любовь автора к умозрительным социальным экспериментам видна невооруженным взглядом.

Оценка: нет
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 декабря 2009 г.

Роман прочитал по рекомендациям данного сайта и не пожалел. Признаю, это действительно находка , как в рамках отечественного так и мирового фэнтэзи.

Мир, представленный автором имеет две особые черты, которые делают его очень оригинальным:

-он сильно ограничен, причем ограниченность эта известна людям населяющим его, что накладывает сильный отпечаток на их взаимоотношение и культуру в целом.

- культура людей, населяющих мир несколько позаимствована из эпоса северных народов монголоидной расы , что сначала делает книгу несколько трудночитаемой , но потом привыкаешь к многочисленным «саурь-тэсэгам», «шаварам» и прочим терминам.

В целом, я не согласен, что представленный мир можно сравнить с адом, малопригодным для обитания, все опять же зависит от самих людей, на протяжении всего произведения весьма ярко выражена мысль, что невыносимой жизнь могут сделать прежде всего сами люди. Жизнь в мире «многорукого» с одной стороны тяжела по причине крайней недружелюбности самого далайна, тварей, выходящих из него , безумного бога и , как уже говорилось людей. С другой стороны, далайн и сухие земли дают все необходимое для жизни человека: кость, материал для одежды, еду и даже порох, при этом , все как в нашем мире – части людей , что бы получить все эти блага не надо шевелить даже пальцем, а другой части, несомненно большей, приходится влачить жалкое существование в тяжких трудах и довольствоваться лишь крохами. Несправедливость, жадность , равнодушие, злоба все эти тяжкие грехи делают невыносимыми жизнь в любом мире. Логинов в своем романе постоянно напоминает об этом читателю , и эта мысль является основной философской линией произведения Возможно, в этом нет ничего нового, но как классно все описано!.

Другая линия – повествование о «не таком как все». Да, главный герой изгой, от него постепенно отворачиваются все – и друзья и любимый человек либо он сам их избегает. Вообще, Шооран очень сильно описан, его поступки, характер, даже его необычная магическая сущность настолько натуральны, что как бы сливаешься с героем в этом, странном, но в конце произведения уже таком знакомом мире. Судьба Шоорана очень трагична, видно, что он не хотел жить так как живет, вскоре он начинает ненавидеть всех остальных, которые в отличие от него лишь прагматично заботятся о своей шкуре и хотят оторвать кусок побольше. Борьба за власть, за ресурсы не останавливается ни на день и что бы не делал Шооран, это не приносит добра, одно лишь зло. Главный герой в итоге остается сломлен всей этой несправедливостью, и продолжает делать свое дело только потому, что у него ничего другого не остается. Такая вот грустная история. Концовка тоже несомненно очень сильная и весьма неожиданная. И самым сильным ходом автора на мой взгляд является то, что он не «подогнал» эпос этого мира, его религию под его же, этого мира реальную жизнь, многие вопросы заданы, но ответы на них не получены. Это придает произведению очень серьезную убедительность.

К недостаткам можно отнести лишь некоторую затянутость и однообразие при описание строительства тех же островов, но скорее всего это было необходимо, т.к. автор по – видимому хотел, что бы читатель «прожил жизнь» вместе с героем.

Так как книга по настоящему понравилась, могу поставить только 10.

Оценка: 10
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 августа 2009 г.

Роман великолепен. И вот почему...

Авторство:

Непросто придумать мир для своего романа, особенно мир фэнтези. Поэтому большинство авторов просто используют нашу историю средневековья, добавив толику магии. Сложно придумать новый мир. Но это прерогатива авторов фантастов, описывающих будущее или другие планеты. Невозможно создать абсолютно уникальный, непохожий, новый мир со своей историей, религией, мироустройством... Со своим языком!!!

Вернее, я считал невозможным. Пока не прочитал «Многорукого...» . Причем с самого начала, преодолев пару глав, начинаешь вполне осознавать и какой такой «наыс», и чем пахнет «далайн», и каких размеров «оройхон». Хотя впрямую нигде нет описания каждого предметаявления этого мира, что создает полное погружение и слияние с персонажами романа.

За что автору большое спасибо и низкий поклон.

Сюжет и идея:

Сказать, что великолепно и удивительно, оценка 11? Это ничего не сказать.

В одиночку победить злого(или «злого») бога, выполнив невозможную для смертного работу...

Пытаться осчастливить всех, построив место для жизни. Понять, что от этого людям только хуже...

Пытаться выполнить свою миссию, понять что это убьет всех людей...

Возненавидеть людей и попытаться убить разом, и открыть спасение и свободу всем...

Дать свободу, и... Быть проклятым за это.

Персонажи:

Опустив подробности, просто скажу, что все характеры и действия полностью соответствуют друг другу, не вызывая противоречий. Чувтства основных героей прописаны глубоко и правдоподобно.

Ну и в заключении.

Больше всего тронули меня две притчи: первая заканчивается вопросом «Что у меня впереди, если по правую руку добро, а по левую зло?». Смогу ли я сам ответить?

А вторая про злобных шооранов, которые уничтожили далайн. Вот так и нас учат истории, переиначивая ее каждые 20 лет. А правда где?

Роман заставляет глубоко задуматься. Вопросов он ставит намного больше, чем дает ответов. А найти их — это уже дело каждого, и вечности для этого у нас точно нет. Да и не надо.

Оценка: 10
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 мая 2014 г.

«Многоруким богом далайна» Логинов убедительно доказал: создать яркий, гармоничный и живой мир можно даже на листке бумаги в клеточку. Можно сколько угодно рисовать многочисленные карты с горами Уушизмхаза и островами Перегнившего Рака, напихивать в мир эльфов, кобольдов и супервайзеров – и мир все равно получится, в лучшем случае, мультяшной поделкой, в худшем – мертвым! А можно расчертить квадрат на ойрохоны – и получить мир, в который веришь.

Почему так? Потому что Логинов знает про свой мир всё. У него нет белых ойрохонов на карте мироздания. И читатель знает все: географию, зоологию, геологию, мифологию, астрономию… Он знает, чем каждый житель Далайна питается, во что одевается, как он проводит немногочисленное свободное время. И, главное, все это подается не авторскими отступлениями в стиле Жюля Верна («Тукка – представитель семейства иглоспинных, ночной зверь, питающийся…»), а ненавязчивыми легкими штрихами. Да, рацион жителей скуден, зоологическая книга тонка, государств всего три… Но это лучше, чем три десятка рас, распивающие на Острове Пьяного Орка текилу и закусывающие брюссельской капустой. Как говорил Сальвадор Дали: «Сначала научитесь рисовать лошадь с четырьмя ногами».

Вдобавок ко всему, Логинов умудрился втиснуть в крошечный Далайн чуть ли не все возможные формы правления. Тут тебе и теократическое государство наподобие древнего Израиля, и монархия, и коммунизм, и условная (а где она не условная?) демократия, и анархия… Мне кажется, что яркими мазками нарисовав все эти государства, Логинов хотел донести свою мысль: идеальной (да и просто хорошей) формы правления не существует. Глобальной справедливости нет и быть не может. Что делать? Или выбивайся в правители, или ищи себе подходящую систему… Или становись гражданином мира (т.е. бомжем) как Шооран.

Шооран. Знаете, а вот главный герой у меня сопереживания не вызывает. Возможно, что так и задумывалось автором, чтобы читатели повторили слова Яавдай: а что, его тоже можно любить? Дело в том, что Шооран половину книги просто плывет по течению. Во второй половине он превращается в монстра, похлеще Ёоорол-гуя. Нет-нет, не в самом финале, где он сам становится Многоруким, намного раньше. Когда он решил для себя: чтобы делать что-то для человечества, нужно это человечество любить… Но бесконечно презирать каждого человека в отдельности. Что поделать, любой идейный революционер – это монстр, который завалит стану трупами и зальет морем крови ради своей идеи. Никакой даже самый кровавый садист-маньяк не сравнится с идейными Робеспьером, Лениным, Пол Потом.

Книга великолепна. Бал снижу только за излишнюю затянутость второй части – бесконечные хождения Шоорана вокруг далайна несколько утомляют.

Оценка: 9
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 декабря 2013 г.

Это законченное, логически и художественно цельное произведение. Из таких кирпичиков и состоит литература. Так же как мир состоит из гор, прудов рек океанов, пустынь итд

Это «болото».Читается очень тяжело. Отходняк потом на пару дней. А бросить не дочитав даже мысли не приходит. Засасывает так, степень погружения ощущение реальности мира на таком уровне что человеку слишком эмоциональному читать не советую. Придавит — мало не покажется. Это что ж должно быть на душе у человека что бы такое написать. Где он должен жить что бы написать такую безнадегу. Главный герой действительно ГЕРОЙ, всю свою жизнь отдал без остатка что бы сделать свой (до невозможности жестокий) мир лучше, как он хотел помочь людям и не только не сделал его лучше а может даже хуже?

Чтобы такое написать надо быть большим писателем который яростно любит свою родину Россию конца 20-го века.

Наиболее родственна по сути — Как закалялась сталь — только в 1000 раз страшнее.

Оценка: 9
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 августа 2013 г.

Эту книгу я не смогла прочесть за один раз – я ее читала в три приема с перерывами. Дело в том, что на меня она оказывала какое-то гнетущее впечатление, у меня от нее портилось настроение. При этом к истории обязательно хотелось вернуться, она все время сидела в голове, постоянно напоминая о себе. По всей видимости, Автор нашел верные слова, чтобы абсолютно точно передать гнетущую атмосферу мира Далайна со всеми его сухими и мокрыми оройхонами, миазмами запахов нойта, со всеми этими животными, которые населяют мир, такими же жуткими и неприятными, как сам мир и людьми, которые копошатся на небольших участках мокрой земли и отвоевывают, уничтожая себе подобных, сухие участки.

Мир Далайна страшен, странен, он рожден в соперничестве, в зависти, жить в нем сложно, очень сложно, особенно рядом с отравляющими все болотами. В этом мире все создано против человека, но люди приспосабливаются и умудряются жить рядом с многоруким Ёроол-Гуем, обитающим в бездне и, время от времени, очищающим территорию от всего живого. В таком сравнительно малом пространстве жизнь не имеет значения и уничтожается с легкостью, отнимается даже самое последнее и незначительное имущество, ради благополучия небольшого числа социально значимых людей.

Вот в таком мире и родился главный герой Шооран – он особенный человек, т.к. способен поднимать сушу со дна смертельных болот. Такие люди время от времени появлялись всегда, но их появление не приносило благополучия, т.к. вынужденно менялся уклад жизни, население разбегалось, проводились военные компании по захвату новых территорий и в связи с этим множество новых жертв. Такова же судьба и Шоорана – его дар это проклятие, илбэч приносит с собой несчастья, несмотря на то, что он создатель новых территорий. Он вынужден скрывать свой дар, т.к. люди проявляют свою агрессию и алчность по отношению к нему. Он старается сделать людей счастливыми, давая новые земли, но сам страдает от этого. В своей жизни Шооран видел больше потерь, чем приобретений.

Эта книга об одиночестве, об отношении человечества к чужаку, который не вписывается в привычное, да еще и способен к изменению, эта книга о даре, который несет в себе проклятие.

Стиль романа замечательный. Такое впечатление, что читаешь монгольский эпос – это подчеркивают легенды и притчи, созданные и приводимые Автором в конце глав. Книга мне показалась тяжелой для восприятия, но это не значит, что это плохо. Просто Автор в силу своего таланта смог отлично донести атмосферу созданного им мира. Должна сказать, что я впервые читала книгу с перерывами, обычно, если вещь не идет, я откладываю и забываю о ней. Здесь же ситуация совсем другая – эту книгу хотелось дочитать, очень хотелось узнать куда приведет Шоорана его незавидная судьба.

И все же я не смогла быть в восторге от книги, слишком она депрессивна и беспросветна, но производимый эффект нельзя не оценить. Последние страницы пропитаны одиночеством, тоской и безысходностью. Финал оказался совсем неожиданным. Не такого окончания я ожидала от столь мрачного повествования. Хотелось хоть немного позитива – даже огонь в руках человека не оживил картины.

Оценка: 8
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 апреля 2012 г.

Как известно, почти все фэнтезийные миры это нечто европейско — средневековое за редким исключением . На эти исключения и стоит обращать внимания, хотя бы за то, что автор не косплэит Толкиена.

Впрочем, за сей роман Логинова я взялась ни столько из-за мира (хотя это тоже было), сколько из-за самого автора – всегда приятно поговорить с ортодксальным материалистом, коим, автор по всей видимости является (эту информацию я уже не помню откуда почерпула, коли не права — исправлю).

К сожалению оказалось, что мир, это все, что заслуживает внимания…

В этой лит.вселенной испокон веков враждовали Бог и Дьявол, а точнее бог Тэндэр, восседавший на троне и думающий о вечном, и Многорукий Ёроол-Гуй, который всячески ему мешал. Долго это прдолжаться не могло, впрочем, что такое долго для тех, у кого впереди госпожа Вечность?), и Тэндер сотворил Многорукому мир — прямоугольный Далайн, заполненный ядовитым болотом и насленный всяческими жуткими тварями. Но болото покрывают островки орохайны (первы пять создал сам Тэндер), где есть пресная вода, и живут люди, подобия Тэндера – их сущсетвование было условие Многорукого, ибо за неимением возможности терроризировать божество, он хотел бесчетно измываться над его копиями. Однако было одно но: раз в поколение среди людей будет рождаться илбэч, строитель островов, и однажды весь далайн будет застроен, и придет конец владычеству Многорукого. С своей стороны Ёроол Гуй не остался в долгу и пообещал, что каждый илбэч будет проклят и гоним.

На этой счастливой ноте начинается роман.

Ита, знакомьтесь, главный герой Шооран, всеми гонимый, всеми нелюбимый, бедный несчастный замученный Избранный илбэч. В какой-то момент он вообще остается сиротой и уходит скитаться по миру. И каждый раз к чему бы он не привязывался рано или поздно он это потеряет. Однако Шоорана сломать сложно: у него задача, достойная всяческих похвал – застроить далайн. Погубить многорукое божество. И пусть строительство одного орохайна требует много сил, моральных и физических, и пусть над ним тяготеет проклятие илбэча. Пусть. Далайн надо застроить…

Вот честное слово, если бы не мир – то рейтинг у романа был бы точно не 8.59 из 1220 человек. Герой, Шооран, вообще никакой – моль бледная, впрочем, как и многие избранные. Проклятияе одиночества…Такой роман есть «Убить некроманта» за авторством Макса Далина (я на него отзыв как-нибудь напишу) – там эта тема действительно эмоциональна, и герою в прямом смысле соболезнуешь каждый раз, когда он кого-то теряет. Здесь же нет. Ну была у Шоорана мать, и погорела. Была у него жена, такая же моль бледная, как и суженый – и нету, и по фиг что нету. Разве что предыдущийй илбэч персонаж яркий, и его история очень яркое пятно в романе, прямо цветущий орохайн в далайне. Может и стоило рассказом о нем ограничиться? И мир был бы показан, и история рассказана.

Другой явный минус книги это её затянутость. Нет, она вовсе не большая, но раза в два её ужать можно было бы. Нет, не за счет легенд, упаси вас Тэндер! Красивейшие истории! Сам роман ужать надо бы…учитывая то, что кроме мира, там ничего нет — становится некоторой проблемой дочитать жто в здравом уме. У меня во второй половине уже создалось впечатление, что я сама завязла в далайне по самое не хочу. И за счет затянутости у романа теряются другие идеи (я у Логинонова сборник рассказов читала, не сказать что понраивлось, но мужик он умный это факт).

Итог: мир на десятку, все остальное на троечку, кроме истории старого ичбэна. Я бы к чтению рекомендовать не стала.

Оценка: 5


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу

  




⇑ Наверх