Андрей Валентинов «Я не вернусь»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Мифологическое | Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | С использованием мифологии (Античной ) | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Южная Европа ) | Азия )
- Время действия: Древний мир
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Первая книга историко-мифологического романа Андрея Валентинова посвящена Герою. А хорошо ли быть героем? Настоящим, с божественной кровью в жилах, да еще близким родичем самого Геракла? Наверное, хорошо, если не знать, что твое наследство — безумие, уже погубившее отца, делающим тебя пугалом для сверстников. Диомед, сын Тидея Непрощенного, — один из величайших героев Греции, воспетый в «Илиаде» Гомера. Но Диомед — герой романа — еще не знает об этом. У него другие заботы — кровная месть, преследующая егоза грехи предков, первая битва, первая победа, дружба с «дядей Гераклом» и Одиссеем, золотой царский венец. И — Троя. Диомед, сын Тидея, идет на войну. Он знает, что не вернется.
Входит в:
— цикл «Древняя Греция» > цикл «Микенский цикл» > роман-эпопею «Диомед, сын Тидея»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 294
Активный словарный запас: очень низкий (2364 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 35 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 31%, что немного ниже среднего (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Double Black, 3 июля 2022 г.
С моей точки зрения, это лучшая книга у Валентинова.
Субъективно.
Иначе и не бывает. Я читал ее параллельно с олдиевским Одиссеем, это ведь и два романа, написанные «параллельно» и перечитывал много лет спустя. И то, что мне нравится в книге и то, что не нравится, идут от одного корня. Персонаж — Диомед, быть может, он и должен быть именно таким: олицетворением мощи, силы, но это не мой персонаж. Меня он не зацепил. Персонаж похож на стрелу, выпущенную из лука, он летит в цель, пробивает ее насквозь и (после Трои) мчится дальше к своему предназначению, сметая на своем пути все, что может только ему помешать. Мне Диомед из романа показался человеком неглубоким, и прописанным неглубоко. В нем есть «как» и «что», но нет «почему» и «зачем» в отличие от олдиевского Одиссея. И это делает его слишком плоским.
Хотя, повторюсь, книга неплохая и свой кусочек удовольствия, не такой уж маленький, от нее я получил. Однозначно, если ее читать, то до «Одиссея», иначе она выйдет слишком пресной.
amak2508, 31 мая 2020 г.
Обыкновенный взрослый человек представляет Древнюю Грецию как нагромождение мифов и легенд вперемешку с «Илиадой» и «Одиссеей» — знать надо, а читать уже неинтересно. Но вот, оказывается, как показал Валентинов, и о жизни этих давно уже забронзовевших древних героев можно написать так, что они будут казаться читателю живыми людьми с их переживаниями, горестями и радостями. А когда автор к их жизни добавляет ещё один, совершенно непредсказуемый, фактор — богов-олимпийцев, да ещё связывает всё это с надвигающейся Троянской войной, получается и вовсе очень интересно. Здесь и многочисленные интриги, и полумистические неожиданные повороты событий, и яркие герои, и умное складное повествование без неприятных ляпов.
Ещё один несомненный плюс произведения — его постоянные пересечения с романом «Одиссей, сын Лаэрта» Олдей. Наблюдать за одними и теми же героями, за одними и теми же событиями с позиций двух различных писателей, отыскивать и пытаться объяснить совпадения и различия в трактовке ими тех или иных событий — это очень увлекательно!
curtrasselcrou, 13 апреля 2012 г.
Тяжеловато пошла. Скажу даже так,на любителя. Если в Сером коршуне меня захлестнуло с первых предложений,то в данном романе мне пришлось вчитываться страниц 100. Слог поменялся основательно,повествование совсем иное,как будто автора подменили.Но книга не лишена своей прелести. Интерпретация автора с древними героями,бытом,жизнью выше всяких похвал...
GerD, 9 февраля 2009 г.
Этот роман пронзил моё сердце, как и многие романы Валентинова. Андрей умеет затронуть в моей душе какую-то струнку, заставить прочувствовать своих героев. И в то же время его книги полны интеллектуальной игры, исторической достоверности, отличного стиля и интересного сюжета. Таков же и роман «Я не вернусь».
Роман повествует о Диомеде, сыне Тидея, потомке богов и царе Аргоса. Сюжет составляет несколько связанных друг с другом пластов: взросление героя, война и взаимоотношение богов и людей.
Валентинов написал удивительный роман о взрослении — на начало повествования Диомед маленький мальчик со своими мечтами и представлениями о мире, он дерётся с соседскими мальчишками, считается улицу, на которой живёт, своим «царством-государством» и вспоминает как впервые увидел «страшных гидр». Постепенно он взрослеет, теряет отца, мужает, превращаясь из мальчика в юношу, из юноши — в мужчину. То, как Валентинов стилистически обыгрывает размышления и понимание мира Диомеда в разном возрасте, безусловно заслуживает почтения — автору удалось показать внутренний мир человека в разном возрасте, и ни разу не сфальшивить. Таким образом «Я не вернусь» — превосходный роман взросления, замешанный на знакомых античных сюжетах, представленных в совершенно неожиданном ракурсе.
Отчасти «Диомед» связан с циклом Генри Лайона Олди о Геракле («Герой должен быть один») и Одиссее («Одиссей, сын Лаэра»). С последним он даже образует своеобразную дилогию. Но Валентинов не копирует ни стиль, ни сюжеты Олди, используя их наработки лишь как своеобразный плацдарм для своей фантазии.
Взросление Диомеда сопровождает война в Греции: Семеро против Фив, последующая гражданская война. И, стоит отметить, с описанием войны Валентинов также справился блестяще. Каждая битва не похожа на другую: разная тактика, разные решения, разные люди. Некоторые решения Диомеда и его противников по-настоящему изящны, другие же — результат большой крови. Мир древней Греции принимаешь, он описан так, что кажется реальным, а война переживается как что-то близкое и настоящее.
Стоит отметить, что чтобы сделать сюжет интригующим (напоминаю: всё это мы уже видели в мифах, всё это мы уже знаем — в том числе, кто и как умер из персонажей), Валентинову совершенно не нужны длинные описания битв и смакование жестокости. Автор использует множество стилистических приёмов, среди которых мне особо запомнился один: когда кто-то из персонажей по сюжету гибнет, нет описания его смерти, есть лишь одинокий абзац, в котором Диомед говорит «Хайре!», называя имя павшего друга и поджигает костёр. Казалось бы — всего одна фраза! — а пробирает сильнее многостраничных описаний. А уж когда провожать в царство Аида приходится всё больше и больше друзей...
В заключение могу сказать, что «Я не вернусь» произвёл на меня сильное впечатление, пожалуй, сильнее других вещей Валентинова. Жаль, что «Вернусь не я», вторая часть повествования о Диомеде, до первой книги не дотянул.
квинлин, 23 июля 2008 г.
Тяжело быть родственником богов-олимпийцев. С самого детства тебя поджидают опасность, предательство, чёрная несправедливость, которые не так-то легко преодолеть. Диомед изо всех сил старается изменить свою судьбу, стать своим, не пришлецом-изгнанником в уже родном городе, не потомком великих героев, не сиротой, потерявшим отца под Фивами, неЭпигоном,горящим жаждой мести, не одним из сотен женихов, приносящих клятву в доме отца богини-Елены...Но каждый раз судьба играет с ним по-своему, и кто знает, к добру это или к худу...
У Валентинова замечательно получаются романы с детективными линиями, вплетёнными в историческое -или мифологическое полотно. Эти нити оплетают сочных, по-настоящему живых людей, которые, кажется, и были такими в древней истории...
KERDAN, 5 ноября 2008 г.
Очень крепкий и прекрасно написанный исторический роман на мифологическую тему.
Завораживает литературный талант автора.
Ladynelly, 19 мая 2008 г.
Когда я в детсвте увлекалась легендами и мифами древней греции.. Сейчас интерес немного пропал, но книгу прочитала с удовольствием, попутно пытаясь выловить в куче незнакомых имен — знакомые в детсва и по школьной программе. Скажу честно — получалось с трудом....
Читая книгу узнаешь много нового интересного о повседневной жизни древвних греков, об их быте... А обилие незнакомых титулов придает книге неповторимый колорит...
LAN, 23 марта 2008 г.
Блестящий роман о взрослении. Роман о том, как мальчик становится юношей, а юноша — мужчиной. Динамично развивающийся сюжет скомпонован на фоне замечательно проработанных декораций античного мира (чувствуется рука профессионального историка).
ИМХО — лучшая сольная вещь автора.