Станислав Лем «Хрустальный шар»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика ) | Реализм
- Общие характеристики: Психологическое | Приключенческое | Антивоенное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка | Латинская Америка ) | Европа (Западная Европа ) | Африка )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Неудачи ученых, ведущих разработки нового бактериологического оружия под прикрытием Энтомологического института в Принстоне, заставляют руководство американских спецслужб искать помощи у энтомологов Европы.
Во Францию отправляется психолог-энтомолог Веланд, чтобы «случайно» встретиться с известным французским профессором Шарденом, открывшим условия симбиоза муравьев и различных бактерий.
После научной экспедиции вглубь африканского континента профессор внезапно отходит от общественной жизни и научных публикаций, живя затворником в двухстах километрах от Парижа. Веланду предстоит сложная задача – разузнать об открытиях Шардена, не признающего ни прессы, ни коллег, ни гостей.
Два фрагмента повести вошли в состав романа «Фиаско» (главы «Совет» и «Найденыш»).
Перевод Шиманской сокращен почти наполовину. (Виктор Язневич. Примечания // Станислав Лем. Хрустальный шар. — 2012. — С. ~690.).
Входит в:
— сборник «Sezam i inne opowiadania», 1954 г.
— журнал «Неделя № 24 1960», 1960 г.
— журнал «Неделя № 25 1960», 1960 г.
— журнал «Неделя № 26 1960», 1960 г.
— журнал «Неделя № 27 1960», 1960 г.
— журнал «Неделя № 28 1960», 1960 г.
- /языки:
- русский (7), польский (1)
- /тип:
- книги (3), периодика (5)
- /перевод:
- И. Шиманская (5), В. Язневич (2)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
mputnik, 16 января 2022 г.
Нечто сумбурообрАзное. Форма — явно и бесповоротно довлеет над содержанием.
И не «метафорично» или «иносказательно», а — самым непосредственным образом: повесть представляет собой некую конструкцию из трёх совершенно различных текстов, куски которых чередуются самым, что ни на есть, витиеватым макаром.
Но — это ещё, как бы, не смертельно. Ибо — далеко не оригинально, многие авторы позволяют себе подобный выпендрёж. Почему-то оные авторы полагают, что потенциальному читателю так будет удобнее воспринимать тот умысел, который они (авторы) реализуют в текстах своих.
Смертельно — как бы, иное: полная каша как раз в оном умысле. Которого — фактически — нет. Вернее — есть целая каша различных умыслов, ни один из которых не является главенствующим. От люто политизированного «идеологического фронта» (на котором к позорному столбу «пригвождаиваются проклятые империалисты») и — до чистой развлекухи в стиле Индианы Джонс.
Согласен с автором, который относил сей текст к своим явным и досадным неудачам. Он вообще критически относился ко всем своим ранним текстам. Но — как сие ни парадоксально — прочесть порекомендую. Непоследовательности никакой нет: это — на секундочку — Лем. Как бы
wolobuev, 6 июня 2021 г.
Коварные американские империалисты засылают своего агента к французскому учёному, чтобы выведать секрет симбиоза муравьёв и болезнетворных бактерий — разумеется, с целью создать бактериологическое оружие. Но профессор оказывается готов к визитам зловредных янки. Этот незамысловатый сюжет обрамляют две полумистические истории о приключениях в Латинской Америке и Африке, которые ничего к истории не добавляют и выглядят как дорогой тюнинг к «Запорожцу». Потом эти истории Лем пристроил в «Фиаско», поностальгировав там над самим собой в молодые годы. Там они смотрелись не менее чужеродно, чем здесь. Зачем они вообще нужны? Да чёрт его знает. Видимо, Лем так и не придумал, как их развить, потому использовал где придётся, чтобы не пропадали.
god54, 30 сентября 2021 г.
Странная смесь, в которой фантастики с гулькин нос, элементы, а политики много больше. Хотя, отдельные части текста представляют интерес хорошим описанием приключений. В итоге нет идеи, нет сюжета, есть некий набросок, который не представляет никакого интереса.