FantLab ru

Кристофер Прист «Сближение»

Сближение

The Adjacent

Роман, год; цикл «Архипелаг Грёз»

Перевод на русский: Н. Власова (Сближение), 2017 — 1 изд.
 Рейтинг
Средняя оценка:7.83
Голосов:30
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Тибор Тарент, вольнонаёмный фотограф, возвращается в Британию из Анатолии, где его жена Мелани была убита повстанческим ополчением. ИРВБ (Исламская республика Великобритания) — страна, оправляющаяся от последствий странного и ужасающего злодеяния террористов: сотни тысяч человек стёрты с лица Земли вместе с подвергшимся мгновенной аннигиляции треугольным участком территории в западной части Лондона. Власти полагают, что этот террористический акт и смерть жены Тарента как-то связаны...

Сто лет назад артист-фокусник отправлен на Западный Фронт с тайным заданием: сделать разведывательные воздушные суда Британии невидимыми для врага. По пути фокусник встречает мистика и провидца, верящего, что эта война положит конец всем войнам...

В 1943-м женщина-лётчик из Польши рассказывает молодому механику Королевского воздушного флота, как ей удалось сбежать от нацистов и как отчаянно ей необходимо вернуться домой...

В наши дни физик-теоретик, пребывая в собственном английском саду, создаёт первое Сближение...

«The Adjacent» — роман, в котором всё не совсем то, чем кажется. В котором выдумка и история пересекаются, любая версия реальности поставлена под подозрение, а правда и ложь близко соседствуют друг с другом.

© перевод аннотации: zarya

Примечание:


«Моя следующая книга на сегодняшний день носит название The Adjacent и уже наполовину написана. Это будет очень необычная вещь, даже в большей степени, чем The Islanders». (Блог автора)

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 2014 // Роман

номинант
Премия Артура Ч. Кларка / Arthur C. Clarke Award, 2014 // Роман

номинант
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 2014 // Лучший НФ-роман

номинант
Европейская премия "Страна Луары" / Prix Européen Utopiales des Pays de la Loire, 2015 // Лучший роман (Великобритания)

номинант
Премия Жюли Верланже / Prix Julia-Verlanger, 2015 // Роман. Особое упоминание: (Великобритания)

номинант
Премия «Боб Моран» / Prix Bob Morane, 2016 // Переводной роман (Великобритания)

номинант
Большая премия Воображения / Grand Prix de l`Imaginaire, 2016 // Роман, переведённый на французский / Roman étranger (Великобритания)

номинант
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第49回 (2018) // Переводной роман

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)

Сближение
2017 г.

Издания на иностранных языках:

The Adjacent
2013 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 марта 2018 г.

Я уже не раз упоминал, что очень люблю запутанные, многослойные киноистории с неожиданными сюжетными поворотами и концовками. И в поисках этих трудно предугадываемых финалов я обошел пару десятков сайтов, видеообзоров, воспользовался множеством советов знакомых и друзей. В итоге успел просмотреть уже четвертый десяток, если мне память не изменяет, подобных фильмов. Успел приноровиться в них, замечать мелкие детали, ложные лазейки и сбивающие места, специально сбивающие с правильного хода мысли, расставляемые режиссерами и прочими творцами кинематографических произведений. И за годы уже поисков и просмотров этих загадочных фильмов я понял, что есть такие, которые *во всяком случае, лично для меня* нельзя переплюнуть в атмосфере нераспутываемости правды, загадочности и элегантности в создании тайны. Конечно же, один из — «Престиж» Кристофера Нолана, идеально выверенный, продуманный до мелочей, красивый, яркий и глубокий фильм; кинокартина, которая, как мне думается, переплюнула свой книжный оригинал, что бывает достаточно редко. И да, я не читал оригинала тезки режиссера — прекрасного писателя Кристофера Приста, но по отзывам на роман все же могу судить именно таким образом. Так что дабы не обидеть достойного внимания британского фантаста, и быть справедливым, хочу рассказать о своих впечатлениях о другой запутанной, с неожиданной концовкой, и такой же красивой и глубокой истории — романе «Сближение».

Вновь вернувшись в мир вечной тысячелетней и, разумеется, как и в любом другом мире, бессмысленной войны, временных искажений, чудесного и экзотичного Архипелага Грез, Кристофер Прист создал вторую «Лотерею», хотя бы в плане целостности сюжета и снова используемого приема запутанности главных героев между мирами. Но это все равно не будет точным обобщенным описанием для нового произведения автора. Да, «Сближение» выглядит более цельным, нежели «Архипелаг Грез» и «Островитяне», но в нем почти, хех, нет самого мира Архипелага — он появляется лишь в заключительной части романа. По большей части сюжет движется вокруг старушки Земли, и то в разных временах и даже реальностях, превращая в итоге, казалось бы, биполярную систему устройства книжной Вселенной Приста в «классическую» Мультивселенную. Так что целостность сюжетного древа и соотношение места действий (Архипелаг/Земля, Англия) «Сближения» можно описать в следующем неравенстве: «Островитяне» < «Сближение» < «Лотерея».

Но это все отход в сторону — не в коэффициенте целостности или хаотичности повествования заключается талант Приста и красота конкретно данной книги. Персонажи, вопрос реальности-нереальности, извечные проблемы бытия, и то, как писатель раскрывает, показывает и в чем-то отвечает на них — вот самые главные достоинства его работ. Поначалу никак не связанные сюжетные линии [1) о гибнущем в пучине экологического апокалипсиса мира нашего будущего, где Туманный Альбион стал Туманным Халифатом, где фотограф Тибор теряет свою жену и отправляется на поиски ответов по исчезающей во всех планах Англии; 2) Некий фокусник пытается помочь сделать невидимыми самолеты британцев в далекую Первую Мировую; 3) Польская летчица Кристина Рошка встречает среди британских военных механиков удивительно похожего на свою потерянную в оккупированной Польше любовь юности] чудесным и изящным образом объединяются в одну пьянящую воображение панораму. И происходит это, кстати, хах, при помощи, как ни странно, еще нескольких сюжетных линий. В том числе и из мира Архипелага. И, казалось бы, чрезвычайно сложная, перегруженная и эклектичная текстовая структура становится в конце концов легкой и простой, понятной на своих глубинных и основных смысловых уровнях. Каких? К примеру, уровне, который доносит до нас силу и безграничность любви. Уровне, повествующем о такой же всеохватности и, к сожалению, неизбежности войны и пагубности ставшей уже аксиомой борьбы с насилием при помощи насилия. И, наверное, уровне, рассказывающем об одновременно как сложности, так и простоте жизни, мира, реальности, Вселенной... О бесконечной вариативности судьбы и мироздания, но вместе с тем и единых правил его течения, в чем-то шаблонности.

Подытожив, можно сказать, наверное, следующее. Кристофер Прист постарался действительно на славу, достигнув вершины «Лотереи». Он объединил все лучшее в своем литературном мире, добавив новые элементы и приемы, но все также постмодерново придавая главным, назовем их, наставлениям романа гротескные и чарующие сложность формы. И в этом полном хаосе и запутанных перипетий букв и абзацев, размытых смыслов понять суть можно лишь путем еще большего усложнения имеющегося. И да, возможно, дам подсказку для тех, кто только решается на попытку разгадать и прочитать «Сближение». Вернитесь к фильмам-загадкам, например, таким, как «Связь» 2013 года, «Идеальные незнакомцы» и «Облачный атлас», а также... Хотя, думаю, на этом все. Усложняйте, приходя в итоге к простоте, истине и красоте. Читайте Кристофера Приста, получая в итоге удовольствие, непередаваемое послевкусие и работу для ума.

PS. По поводу взглядов на наше ближайшее будущее, как мне показалось, Питер Уоттс и Кристофер Прист все же схожи. Будущее «ближнего прицела» — круговорот катастрофичных или как минимум не понятных для обычного (не пост-) человека событий и явлений; ужасающий своей вездесущностью хаос в разных сферах жизни общества и мира вообще. Наверное, я соглашусь с этим размытым, но пугающим своей высокой вероятностью пророчеством.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 марта 2018 г.

Действие романа “Adjacent” (2013)происходит в нескольких направлениях.В каждом из них ГГ ищет свою потерянную любовь.

-Англия близкого будущего.Основная религия-ислам(!).Мощные циклоны опустошают страну.Кругом террористы,их атаки непредсказуемы.Мытарства ГГ по коридорам власти отсылают нас к Кафке и “Фуге для темной земли” и “Бразилии” Терри Гиллиама.

-Англия и Польша времен Второй мировой .ГГ польская летчица.Такое упоение полетом я встречал только у Экзюпери.Как бы хотелось,чтобы он(как и ГГ )в своем последнем полете достиг Архипелага Грез а не сгинул в Средиземном море.

-Архипелаг Грез.Это не у нас,а на паралельной Земле.Множество островов,где люди заняты вообщем-то обычными делами с одним различием.Им никто не промоет мозги,не прозомбирует,не напялит военную форму и не отправит воевать за веру-царя-отечество,торжество пролетариата,мир во всем мире,”чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать” или демократию.Нужное подчеркнуть.Попасть из нашего мира и обратно можно.

В романе много вопросов, но не надейтесть,что получите ответы на все из них.Главное-это встреча возлюбленных после долгого расставания.Манера повествования поэтичная и немного отстраненная.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 мая 2018 г.

С одной стороны это один из поздних романов Приста, который по достоинству может быть оценен только давними поклонниками Приста:). Мне даже приходит на ум слово — квинтэссенция... Автор взял все лучшее (наверное все же с точки зрения критиков, а не читателей), что у него было взболтал, но не перемешал, и выдал на гора текст своего стандартного объема. Есть ли в нем что-то новое? Кроме самолетов и Второй мировой — наверное нет. Фокусники, личность мирового значения в небольшом камео (да-да как не вспомнить Престиж), Архипелаг- куда ж без него и недомолвки, скрытые смыслы, который каждый может заполнить сам...

В защиту автора можно сказать, что те люди, которые ищут в заведомо пустой темной комнате кошку — настроены ее найти, даже зная, что ее там нет. Веди главное сам процесс поисков. Но если Лотерея, Островитяне, Архипелаг обладали какой-то магией, когда автор являл читателю фокус, и тот понимая, что его обманывают все равно аплодировал и требовал продолжения представления, то Сближение — это просто представление, в котором фокусник терпит неудачу, на что Прист сам неоднократно указывает. Фокус может не состояться вообще или сорваться по каким-то причинам — главное то, что иллюзия волшебства пропала. И это чертовски обидно, что еще один писатель, которого я очень ценил заканчивает свою карьеру престидижитатора.

Оценка: 6


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу

Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх