Г. Ф. Лавкрафт «По ту сторону сна»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Контакт
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
«Как мало знает земной человек о жизни и её пределах! Но больше ему, ради его же спокойствия, и не стоит знать». Невежественный горец Джо Слейтер, одержимый во сне сияющим неземным существом, оказывается в психиатрической клинике под наблюдением молодого врача...
Рассказ написан весной 1919 года и впервые опубликован в июне этого же года в журнале «Pine Cones». В «По ту сторону сна» продолжается формирование фирменного стиля Лавкрафта, и именно здесь его истории обретают подлинно космический масштаб. Но несмотря на все достоинства, рассказ выполнен топорно и до краев наполнен злостными классовыми предрассудками автора.
Входит в:
— журнал «Weird Tales, March 1938», 1938 г.
— сборник «Beyond the Wall of Sleep», 1943 г.
— антологию «The Other Side of the Moon», 1949 г.
— сборник «Dagon and Other Macabre Tales», 1965 г.
— антологию «Legends for the Dark», 1968 г.
— антологию «Summoned From The Tomb», 1973 г.
— антологию «Weird Tales: A Fascimile Of The World's Most Famous Fantasy Magazine», 1976 г.
— антологию «Сказки бессонных ночей», 1994 г.
— сборник «The Fiction: Complete and Unabridged», 2008 г.
— сборник «The New Annotated H. P. Lovecraft», 2014 г.
Экранизации:
— «За стеною сна» / «Beyond the Wall of Sleep» 2006, США, реж. Баррет Дж. Ли, Том Морер
- /языки:
- русский (23), английский (18), итальянский (1), украинский (2)
- /тип:
- книги (40), периодика (2), аудиокниги (2)
- /перевод:
- А. Афанасьев (1), В. Бернацкая (16), В. Дорогокупля (4), Е. Дудка (1), Д. Липпи (1), О. Українець (1)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 30 марта 2024 г.
Герой этой истории обретается в психиатрической лечебнице, но не как врач, а как пациент. У него вполне типичное для американца имя Джо — всё равно, что для русских Иван. А вот заболевание его очень даже необычное, если только сумасшествие вообще можно считать обычной болезнью. Дело в том, что во сне Джо видит себя совсем другой личностью, способной без корабля перемещаться в космическом пространстве. Эта личность очень могущественна и считает себя саму чуть ли не пупом Вселенной. Которая буквально звереет, когда кто-то утверждает обратное. В общем, все буйства Джо так или иначе связаны с этой личностью, которую все психиатры считают игрой его больного воображения. Иначе считает только молоденький интерн, который уверен, что этот «катскилланский деградант» никак не мог выдумать такие необычные сны в силу своей наследственной одичалости. Единственный способ убедиться в этом — самому взглянуть на тот мир, который Джо видит во сне. Как? С помощью специального аппарата, который интерн собрал еще за время обучения в колледже...
Как говорится, без «роялей» в сюжете не обошлось. Дело даже не в фантастическом аппарате, позволяющем подглядывать чужие сны — без него читатель не смог бы поверить в то, что Джо вовсе не сумасшедший, а просто носитель для более высокоразвитого интеллекта. «Рояль» относится именно к таким вот «прогрессорам», паразитирующим на чужих мозгах. Зачем это им вообще надо? Ведь у них имеется свое собственное тело, способное без скафандра перемещаться на огромные космические расстояния! И устраивать там своеобразные «звездные войны». К чему им посещать Землю в облике слабоумного дикаря? Только для того, чтоб пообщаться с кем-то типа перспективного интерна? Думаю, в психологии автор не разбирается от слова «совсем». Такому крутому интеллекту на самом деле не нужен никакой собеседник, поскольку он вполне самодостаточен и независим. Вспомните, хотя бы, талантливого изобретателя Эмметта Брауна из кинотрилогии «Назад в будущее»: он жил бобылем и не общался ни с кем, кроме юного школьника Марти Макфлая. И то не для того, чтобы похвастать своими достижениями, а просто для того, чтобы послать его за молоком в соседний магазин. А уж такому сверхразуму, что описан в новелле, даже мальчик на побегушках не нужен! Тем более, когда на повестке дня стоит вопрос о физическом уничтожении другого сверхразума. Тем не менее, читать рассказ интересно, ибо автор заставит вас задуматься: а не являются ли ваши сны на самом деле документальным репортажем из жизни могущественных небожителей, способных взрывать целые звездные миры?
---------
РЕЗЮМЕ: история лечения одного необычного сумасшедшего, который на самом деле был абсолютно нормален. По человеческим меркам, по крайней мере.
Ju Das, 5 марта 2024 г.
Очень интересная идея. Сон как некая вторая жизнь, для которой наша жизнь сон. Жаль, только, что эта вторая жизнь связанна с другими сущностями, а так же, не менее жалко Катскилльских дегенератов.
Их жизнь, кроме как иногда вторжением из вне, в их сны потусторонних сущностей, ничем не примечательна. А жизнь тех существ невероятна, ведь они взрывают иногда звезды, целые сферы, вспышки которых, затем иногда замечают земные астрономы, регестрируя эти невероятные наблюдения. На зло катскилльским дегенератам.
Интересна идея еще, тем что иногда действительно людям снится то, чего они возможно никогда не видели, и многое, произошедшее во сне, им затем сложно объяснить, как раз возможно из-за того, что аналогов подобного в привычной жизни нет, нет таких понятий, свойств. Впрочем это довольно большая и противоречивая тема. Которая здесь немного раскрыта.
Сущности кстати, немного напоминают, существ из рассказа Роберта Уилсона «Utriusque Cosmi» из сборника Потерянные Боги, название которого тоже отсылает к Лавкрафту
skela2982, 17 мая 2023 г.
И опять Лавкрафт лишь подразнил нас, но самой вкуснятины мы так и не получили. Да, атмосфера присущая автору, за которую мы, фанаты, его и любим, да, тот самый суховатый, немного устаревший язык произведения, да, намеки на что-то грандиозное, немыслимое, что невозможно понять нашими органами чувств, что заставляет в очередной раз задуматься об ограниченности наших знаний и представлений, всё это есть, но основное событие, из которого можно было навернуть такую грандиозную историю, уместилось в пол страницы, вот на самом деле, всё остальное я условно считаю обширным предисловием.
Мало, совсем мало, хочется ещё и ещё, и самого вкусного. Хочется, чтобы автор так дал по «щам» своей историей, своим видением вселенной и местом человека и человечества в ней, чтобы морально просто размазало после прочтения, и ты приходил в себя три дня, и твоя жизнь уже не была прежней, и ты все время думал, а что если..., а вдруг действительно...
Стронций 88, 23 ноября 2018 г.
«Знай только, что все мы странники, путешествующие через века и пространства».
Я знаю, что Лавкрафт может быть не только пугающим – он может быть завораживающе прекрасным, может нести в себе что-то запредельно-манящее, недосягаемое и удивительное. И этот рассказ из тех, в которых я чувствую притягательную красоту. Честно говоря, удивлён, что рассказ не входит в авторский «мир снов», ведь что-то есть созвучное с ним и не только в теме – загадочной, манящей теме снов и целых миров, что скрываются за их приделом – но и в ощущениях; так как, по-моему, именно в этом цикле автор добился особого изящества и образного великолепия. А тут ещё… ощущение одиночества? Я чувствовал тонкое пронизывающее ощущение одиночества – и в самом Слейтере, чахнущем вдали от известного и родного ему грубого мира, и в этом создании, что обитало внутри него, что томилось и грезило великой битвой с далёким извечным соперником, и в нашем рассказчике, на какой-то миг нашедшим на земле космическую душу-побратима, узнавшем всё и тут же потерявшем… В этом было так много запредельно-грустного, что на душе скребли кошки… Топорный рассказ? Да всем бы такой топорности. Да нет – красивый, проникновенный рассказ! Конечно же, в чём-то с ощущением времени, в котором оно написано – в примере с научными знаниями, что показывает рассказчик, и его «машиной» – но он очень ранний для автора, однако уже настолько прекрасный. И в чём-то это всё-таки «мир сна» – ещё до того как этот самый мир сна со всей его красотой полностью оформился, был окончательно создан. Но прекрасный рассказ. Один из немногих, что запомнился не только сюжетом и яркостью образов (особенно, почему-то, эти «насекомые-философы, которые горделиво ползают по четвёртому спутнику Юпитера» – я прямо-таки вижу их!), но и ощущениями – густыми и до хрустальности грустными.
sergu, 28 января 2018 г.
Что такое сумасшествие? Сон или реальность? Где границы между ними? И что скрывается за гранью сна?
Проникнуть сквозь кордоны сна, выйти за его пределы — в мир совершенной красоты, лишённый брена и земного часа, — и чистым духом экстатической мелодии исполнить Великую симфонию Безумия.
И тогда слабая искра сумасшествия способна стать космическим огнём и зажечь величественное пламя Сверхновой!
Orion-Seregil, 12 сентября 2019 г.
Как не дико это прозвучит, при чтении рассказа в голове рисовался образ из «Люди в черном», где в голове у человека сидел малюсенький пришелец. Но это так, лирическое отступление.
Фактически пришелец или его духовная составляющая была вынуждена выбрать в качестве вместилища слабое в некотором роде сознание, так как иное было бы доведено чуждым присутствием до умопомешательства. В этом прослеживается, на мой взгляд, некий гуманизм автора, не смотря на принижение человеческих способностей в большей части произведений.
wertuoz, 17 мая 2013 г.
Это еще одна частичка безмерной идеи — вселенной снов Лавкрафта. Прикасаясь к ней, я ощутил неописуемую глубину, глобальность, силу всего космоса, силу какой-то непознанной истины, которая сквозит на страницах данного рассказа.
Лавкрафт всегда писал и уточнял в своем эссе, что искал постоянно какую-то идею космического ужаса, сверхъестественности в истинном ее понимании, настолько чуждое человеческому рассудку и одновременно такое, которое можно запечатлеть на бумаге, обрамить словосочетаниями и вдохнуть хоть какую-то толику логики. Идея рассказать о мире снов, о параллельной вселенной, инородном образе жизни, о иной материи получилась у автора как нельзя лучше. Именно он смог передать это давление глубин неизведанного космоса. Сам космос стал ассоциацией сверхъестественного. Для читателя только на несколько минут откроется эта дверца в иное пространство, где он увидит множество чудес, понять которые будет очень сложно и чуждо. Мир снов, само значение сна приобретет для него иной более насыщенный смысл, а знания о возможностях человеческого рассудка расширятся до неизмеримых величин.
Сам сюжет довольно прост. Главный герой представляет из себя незаурядную личность. Он много и часто увлекается сверхъестественным, поэтому это дает возможность герою создать некий аппарат, в силы которого не верит даже сам создатель. Так или иначе это помогает персонажу окунуться в иное измерение, встретиться там с астральной проекции человека, которому изначально он и хотел помочь(который в реальном мире лежит рядом на больничной койке), а главное, узнать он него множество новой и завораживающей информации об этой скрытой, глобальной, космически непостижимой вселенной. Формы тела, предметов, движения — сама материя, все выглядит и воспринимается по иному в таком мире. Сама цель жизни, цель существования в таком мире искажена и непостижима человеческому разуму, привыкшему к земному бытию. И все таки иной и чуждый разум из этого фантасмагоричного измерения сумел достучаться до главного героя, поприветствовать и раскрыть истину. И все, что нужно было для этого невообразимого путешествия, это просто заснуть.
Мне самому не хватает слов, чтобы как можно понятнее и насыщеннее объяснить все эмоции, которые меня захлестнули. Ведь на этих страницах рассказано пусть и о придуманных вещах, но настолько фантастически мощных, что просто захватывает дух, а само сознание уносится вместе с полетом мысли — идеи, которая завораживает и завоевывает расположение любого приверженца фантастики и философии.
Vindermur, 9 октября 2017 г.
Лавкрафт всегда должен был добавлять частичку себя в свои произведения, как без этого. У Катскиллского дегенерата Джо Слэйтера нижняя губа был открыта и у Лавкрафта такое же фото можно найти, с вниз оттопыренной губой. Очень пришлось по вкусу открытие новой звезды после смерти, очень хорошо выверено.
azgaar, 18 октября 2010 г.
Третий рассказ, прочитанный мною у Лавкрафта. Очень понравился. От гнетущей атмосферы психушки до космических глубин всего за 10 минут:appl:
SlavaOsin, 28 февраля 2009 г.
Внутри плотского тела каждого человека живёт прекрасное существо — только сон и смерть могут освободить его истиную сущность от заточения в земном мире.
Для тех кто не разбирается в астрономии: Алголь ( по-арабски: Эл-Гуль, переводится как «Глаз Дъявола» ) — переменная звезда, из-за своей аномальной смены яркости её всегда осациировали с нечестью.
Светящееся существо, описаное Лавкрафтом, в эзотерической традиции принято называть «Астральным телом»
Nerve33, 18 ноября 2010 г.
«Как мало знает земной человек о жизни и её пределах! Но больше ему, ради его же спокойствия, и не стоит знать»
Очень люблю рассказы Лавкрафта, в которых у него получается находить необычное и мистическое в повседневных вещах. Таким образом даже после прочтения рассказа, его идея долгое время не выходит из головы. К таким рассказам можно отнести «Из потустороннего мира», «Гипнос» и «По ту сторону сна».
«По ту сторону сна» — одно из немногих произведений Лавкрафта не относящихся к жанру ужасов, читается довольно спокойно. Заставляет задуматься о том как же мало мы знаем о природе сна.
teamat_7, 14 октября 2010 г.
Вновь довольно средней рассказ, о том что в людях обитает некий потусторонний разум, в данном случаи в спятившем горце.
Рэндольф, 31 июля 2010 г.
Рассказ мистический, и не более того. Чувствуется стиль Лавкрафта, однако от этого произведения мороз по коже не продирает, и волосы дыбом не встают.