fantlab ru

Стивен Эриксон «Дом Цепей»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.44
Оценок:
691
Моя оценка:
-

подробнее

Дом Цепей

House of Chains

Роман, год; цикл «Малазанская империя»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Мир много сложнее, чем кажется. С этим открытием сталкивается представитель варварского племени теблоров, юный воин Карса Орлонг. Карса вырос, мечтая о том, чтобы стать достойным подвигов и свершений своего деда, — и конечно же, достигнув положенного возраста, он со своими друзьями отправляется в набег на деревни нижеземцев, — и не подозревая, что это станет лишь первым шагом на долгом пути. Первым шагом, который потрясёт весь мир.

Впрочем, в ближайшие годы миру и без того хватит потрясений. И вот — в Семи Городах, в Священной пустыне Рараку ждёт и копит силы Воинство Апокалипсиса, возглавляемое пророчицей Ша’ик, некогда — дочерью малазанских аристократов. И вот — армия Малазанской империи, состоящая в основном из новобранцев и возглавляемая сестрой Ша’ик, отправляется в самое сердце Рараку, чтобы покончить с бунтом.

А тем временем пробуждаются представители древних народов, меняются расклады в магических силах, которые управляют миром, кренятся престолы божественных Домов. И Увечный бог, таинственный пришелец из другой Вселенной, принимает здешние правила игры и начинает формировать собственный Дом — Дом Цепей.

© аннотация издательства
Для этого произведения есть карты:

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2002 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 1-е место

Номинации на премии:


номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2002 // НФ/фэнтези книги - Выбор Редакторов. 6-е место

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2005 // Фэнтези (Канада)


Дом Цепей
2016 г.
Дом Цепей
2023 г.

Издания на иностранных языках:

House of Chains
2002 г.
(английский)
House of Chains
2006 г.
(английский)
House of Chains
2014 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Шедевр Владыки слитых концовок, верховного жреца Тени на Плетени и просто претенциозного, но одаренного графомана-археолога Стивена Эриксона. Внушительная толстая книга, издатели любят делить ее на 2 тома, высокий рейтинг, солидная предыстория из трех книг, что же получилось? Книга продолжает сюжет Врат Мертвого Дома, в силу необьяснимых, кхм.. да хрен ли автора жалеть... в силу неадекватных и тактически тупых причин, армия Дриджны отступает от практически обескровленной Анты, последнего невзятого города империи на имеющемся континенте, где укрылось всего 300 защитников и куча обессиленных беженцев, полностью отдав империи всю стратегическую и тактическую инициативу. Как я уже писал в других обзорах, на счастье врагов руководство империи часто страдает деменцией и шизофренией, по воле автора логику и мотивы империи читатель должен придумывать сам. На подавление огромного восстания, ужасающего своим масштабом и жертвами, была отправлена армия новобранцев... с новым адьюнктом... без военного опыты... но с антимагичным мечом (в садах луны от него было так много толка...)... без магов... без Когтей... и их еще и значительно меньше восставших... Странно, что не прислали армию из детей и котят, а стоп, дети то будут, ну один с костью (о боже какая находка, какой значимый и интересный символ). В общем враги равны по воинским талантам и общей идиотии, значит нас наверняка ждут эффектные и напряженные бои, героическое противостояние, святая война за справедливое возмездие? Да? Ну не просто так же нам намытывали героические сопли про собачью упряжку и все такое?? Ну даа.. да... нет, но про это ниже.

Что есть хорошего, единственный интересный персонаж таблокай Карса, ранее безымянный великан телохранитель старой Шаик из Врат Мертвого Дома, тут ему дали полноценную предысторию и приключения. Первоначально читая его мечты о трофеях с мертвых детей персонаж вызывал у меня омерзение и непонимание, но к счастью детьми его племя, как оказалось, называло всех обычных людей, ну знаете ли они сильно ниже ростом. Мы станем свидетелем духовного перерождения и становления героя, массу кровавых боев и к сожалению неоднократно повторяющихся сцен заковывания Карсы в цепи... Пожалуй только за счет Карсы книга выезжает в начале, но за неимением других интересных персонажей сильно провисает в середине вплоть до концовки (слитой в лучших традициях автора). Как и в лучших традициях автора Карса в конце остался героически крутым бомжом, всю книгу ему пророчили великую и ужасную судьбу, сам он мечтает вернуться домой и навести в мире шороха, но зная автора больше верится в то что его приключения будут долгими и из непобедимых поединщиков и рубак в лиге бездомных он вылезет нескоро. На этом плюсы шедевра закончились.

Персонаж адьюнкта Таворы это откровенный фэйл, придумать такую неинтересную персону надо уметь. Холодная, как рыба, лишенная каких либо плюсов, вроде спокойная и рассудительная, но больше скрытная и совершенно автором не раскрытая, при малейшем потрясении посылающая за своей любовницей (еще и лезбиянка... толерантно, модно, пахануло премией Хьюго современного уровня). Учитывая, что данный персонаж еще появится в следующих книгах от автора ожидалось более активное старание заинтересовать читателя ею. Ну нет, так нет... Вся часть романа со стороны армии империи не интересна совершенно, другое дело армия Шаик, настоящий шалман, человек-кот Геборий, угрюмый великан Карса, фанат женского обрезания дегенерат Битидал, и еще множество других уродов.

Как обычно в книгу автор закинул кучу новых существ, народностей, героев, за уши притянул ряд старых героев, нужны ли они были книге и истории, конечно чем же заполнять две трети книги, очень нужно же натянуть сову на глобус.... Отдельного упоминания достоин Котильон, его тут много, наконец то Боги проявляют хоть какое то активное участие, однако сразу возникли вопросы к автору, если Котильон так хорош, то на кой хрен он еще тянул ДВЕ ветки сюжета с Апсаралой-Крокусом и Каламом, которые в итоге оказались просто держателями свечек?!

Я конечно понимаю, что автор пишет очень красиво, бросается подробностями, ныряет в исторические флэшбэки, ведет кучу линий сюжета, создает впечатления значительного и мастистого романиста, НО по факту он просто усиленно пудрит читателям мозги чушью не влияющей на историю. Опять байки про мудреные магические Пути, то что было непонятным, но хотя бы простым раньше, тут уже усложняют ненужными подробностями.... Нужно ли в этом и подобном разбираться? Конечно, нет) автор каждую книгу зассывает читателям мозги кучей подробностей, а в следующей книге просто берет 80% этого и выкидывает, накидывая нового графоманского гумна на вентилятор. Что пока не меняется в этой серии это фетиш с Тлан-имассами, неупокоенными ходячими мумиями древних чукчей, тут они прямо двигатели сюжета. Автор не стесняется повторять сам себя, придумыв очередного тлан-имаса одиночника, питающего дружеские чувства к своему спутнику.

Пинать эту книгу можно бесконечно, находя новые и новые идиотские моменты (а вот этот момент со всей тактической системой в этом мире «Тавор холодное железо, а я горячее, это значит я не осилю» ... что? что ты несешь? покажи зрачки!), но перейдем к концовочке. Я спрячу спойлеры, этот шедевр с таким рейтингом страшно испортить.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Финальной битвы не будет, сотни страниц воспоминаний и нытья в армии Тавор, тупых интриг и тайн внутри лагеря Шаик, а в конце армию Корбола Дэма, главного злодея для Собачьей упряжки и как оказалось наивного интригана и дебила, внимание РОЯЛЬ размером с гору, просто убьют привидения... ну как в фильме Властелин Колец Возвращение Короля... вот пол книги одна армия шла а другая окапывалась и вот так все разрешилось, ни кожи ни рожи... А Богиня Вихря это тлан-имасска... вернее ее дух осерчавший из за сердечных ран 100 тысячелетней давности... вот вам и мелодрамму о женской мести и жестокости подвезли. И опять сюжет крутится про тлан-имасов... Концовка настолько неинтересная и неэффектная, что это сложно сделать еще хуже, но автор старается. Тавор заколит Фелиссин, сразу после того как Богиню вихря в ее телесной сущности в ее Пути заколят убийцы (ну эти нелепые интриги всех против всех), а Фелиссин останется без прикрытия. Должно было быть грустно, но нет, получилось глупо и неловко... совершенно не трогает, создавая персонажей без харизмы и обаяния сложно вызывать к ним сочувствие.
Скажу мягко автор не умеет писать про баталии, он это не любит, вот писать про мумий, древние слои истории, магические Пути и их, сука, слои истории, вот это за здорово! А вот это вся тактика, стратегия, интересный сюжет, реалистичные и живые персонажи, мотивация, суть, здравый смысл, эпик... ну это для плебса. Книга для истинных эстетов, как и сам автор. Все плюсы только за Карсу, на удивление в этой книге оказалось не так много соплей. Очередной напыщенный локальный кофликт, автор употелся множить второстепенную, пустопорожнюю ахинею собственного сочинения, чтобы хоть как то прикрыть крайнюю убогость и обрезанность концовки.

Железо у него горячее-холодное...

Постскриптум: Икарий, который появится тут на поллиста, шлем чтоли надевал бы... сколько сотрясов ему нужно словить, чтобы наконец оправдать все эти неподтвержденные пафосные авансы автора о его крутости.

Оценка: 5
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начиная четвертый том «Малазанской Книги Павших», я неожиданно столкнулся с необычной проблемой. Дело в том, что после всего пережитого в третьем томе, его персонажи стали мне почти родными, и к внезапному расставанию со всеми ради обстоятельного знакомства с новым героем, я не был готов от слова «совсем». А знакомство это, на минуточку, длится добрую четверть книги. А эпичность финала «Памяти льда» была настолько зашкаливающей, что почти камерный начальный квест в «Доме цепей» воспринимался как шаг назад. Но я терпел и преодолевал. И не зря.

По факту, четвертый том является продолжением второго. То есть сначала мы побегаем по лесам и степям вместе с Карсой Орлонгом, но затем нас вновь возвратят в пустыню Рараку, где дадут понаблюдать за противостоянием Ша’ик и адъюнкта Тавор, а заодно и попереживать из-за всей неоднозначности сложившегося конфликта. Правда, в этот раз мы знаем больше, да и многие интриги богов теперь стали понятнее. Более того, ряд новых персонажей, типа Карсы Орлонга и Трулла Сэнгара, сильно разбавляют основной сюжет, построенный на войне двух сестер.

Кстати, о персонажах стоит поговорить отдельно. Помнится, в отзыве на первую книгу я отмечал, что героям не хватает живости и раскрытия. Так вот, в следующих книгах этой проблемы уже не наблюдается. Множество непонятных персонажей второго плана получили свою «минуту славы» в продолжениях и их характеры обрели вполне себе выпуклые очертания. В «Доме цепей» всю первую четверть книги крадет Карса Орлонг, теломен тоблакай, который проходит впечатляющий путь развития от кичливого дикаря, рвущегося напролом, до мудрого, пусть и чрезмерно самоуверенного, воина. И хотя сам персонаж мне был не особо интересен, его личностный рост получился достаточно занимательным. Впрочем, гораздо больше радости мне доставил Смычок. Сначала, потому что приятно было видеть знакомое лицо среди орд чужаков, потом, потому что, как сержант, Смычок раскрывается с неожиданной стороны и его сюжетная арка прямо-таки пестрела необычными решениями.

По части сюжета – все как всегда. Вагон затравок на будущее, много ответов получено, еще больше вопросов задано. Четвертый том менее динамичный, нежели третий, но позволяет узнать историю мира чуть лучше, познакомиться с древними расами и богами чуть больше, а еще понять хотя бы примерную расстановку сил на данный момент. Тисте лиосаны, правда, пока не вызывают ощущения чего-то значительного, или хотя бы серьезного, как, например, т’ланн имассы или охотники К’елль, но посмотрим, какую роль им отвел автор в будущих книгах.

Четвертый том — полет нормальный. Мой Малазанский запой продолжается, пора браться за пятую книгу.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очередная томина дочитана... К четвертой книге я уже был готов к тому, с чем мне предстояло иметь дело. После первой книги я ожидал, что все остальные части цикла будут такими же огненными и интригующими. Все фаерболы будут как минимум размером со слона, а высшие боги будут строить козни жителям огромной империи. Но оказалось, что каждая книга цикла — это какая-то своя хитрая история, которая переплетается со старыми историями. При этом Эриксон так щедро расставляет по всем углам ружья, что о некоторых он даже забывает... Вроде история есть, а чем закончилась — не понятно.

В прошлой книге мы узнали о появлении нового дома. Но сюжет продолжает не третью, а вторую книгу (это совершенно нормально для цикла). Немногочисленная малазанская армия, состоящая из зеленых юнцов, пошла в пустыню усмирять стремную армию Ша'ик, пропагандирующую апокалипсис и хаос. По сути вся книга — это медленное приближение двух армий с ожиданием жесткой сечи. Но также это еще и интересное описание становления одного из героев — Карсы Орлонга — варвара-предводителя старого племени аборигенов. Пожалуй, ради истории Карсы и стоит прочитать «Дом цепей».

Книга удручила океаном воды. Вот мы все ждем битвы и ждем, вот скоро, вот еще чуть-чуть, вот уже маги приготовили свои чары, вот уже мечи блестят.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
А вместо битвы получили разочаровывающий пшик

И каждый мнит себя главой дом цепей. Всем чудится, что они к чему-то прикованы или кого-то приковывают.

Цикл, конечно, интересный, и «Дом цепей» на самом деле прочитался залпом и с интересом. Но воды много, к сожалению. Можно было все ужать до 400 страниц.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Впечатление от книги противоречивое. С одной стороны — очень бодрое непривычно линейное начало с новым героическим персонажем Карсой (хотя, как это бывает у Эриксона, вскоре окажется, что мы с ним уже были знакомы ранее) занимает значительную часть повествования. Эта часть дает совершенно новый ракурс на мир и события предшествующие всему циклу Малазанской книги павших. Фокус на судьбу Карсы не меняется на протяжении сотен страниц, что, по меркам цикла, нетипично, и из-за этого начинаешь привыкать к герою, который изначально, в общем-то, ничего кроме отвращения и ужаса не вызывает, а затем начинает постепенно трансформироваться в Супергероя, одновременно синхронизируясь по времени с текущими событиями предыдущих книг. И тут, внезапно, длинный остросюжетный кусок а-ля Конан-варвар прерывается, резко перетекая в рутинное течение событий с множеством новых, а также и уже знакомых персонажей, которые начинают свои не всегда объяснимые и нелогичные скитания по пустыням, морям и магическим Путям, управляемые всякими разными божественными и не очень силами, странным образам пересекаясь друг с другом, переодически сталкиваясь с различными фентезийными монстрами и аборигенами. Карса, конечно же, играет в происходящем далеко не последнюю роль эдакого Терминатора, у которого произошел сбой программы, как окажется в развязке.

Второстепенных персонажей настолько же много, насколько мало места им всем уделено на огромном пространстве романа, а главные настолько бледно изображены, что теряются на фоне описываемых закулисных событий заговоров, интриг и прочих метаний по странным местам отдаленно связанными с основной линией романа — военного похода под руководством адъюнкта императрицы Тавор нацеленного подавить мятеж в сердце пустыни Рараку, возглавляемой младшей сестрицей Тавор — Фелисинн (ныне скрывающейся под личиной воплощения богини Вихря — Шаик). Тавор ранее хитрым образом пыталась спасти Фелисин от смерти, причем сама Фелисин уверена, что старшая сестра, наоборт, хотела от нее избавиться, чтобы выслужиться перед императрицей. Тавор, в свою очередь, не догадывается, что Шаик — это ее сестра Фелисин, и надеется, что та скрывается где-то среди мятежников. Финальная разборка армий и противостояние сестер должны были бы стать кульминацией романа. Однако, как это бывает у Эриксона, что-то пошло не так, совсем не так. Внезапно вылез огромный «рояль в кустах» и загубил все надежды на масштабный заруб или хотя бы тонкий психологизм, оставив на последок мало внятную возню всех против всех, оканчивающуюся не очень объяснимым образом (боролись за одно, напоролись на нечто другое, а в итоге получилось нечто третье, мало понятное и доступное далеко не всем участникам событий). Все это припудрено некой псевдо-философией жизни, льющейся из уст представителей некоторых древнейших рас. Приходится изрядно напрягать извилины, чтобы соединить все Цепочки событий, которые должны были бы привести Дом Цепей ко вступлению в Малазанскую вселенскую игру без правил, но, видимо, не все так просто как хотелось бы... а тут еще и море воды под конец.

Оценка: 6
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Лики в тумане

***

«Дом Цепей» – четвёртый роман цикла «Малазанская Книга Павших» Стивена Эриксона, прямое продолжение «Врат Мёртвого Дома», но постепенно авто цепляет и другие книги, создавая общее полотно. Так, при чтении по хронологии написания (то есть «Дом Цепей» до «Полночного прилива») наводятся мосты к самой странной части цикла, то есть к «Полночному приливу». При том, что события «ПП» предшествуют «Дому Цепей», а посему читателю придётся ломать голову о том, кто же такой Трулл и зачем его Остригли. С другой стороны, при первом чтении цикла всё же стоит придерживаться хронологии написания, а не хронологии внутренних событий.

…Войско Ша’ик окружено непроходимым Вихрем. Адъюнкт Тавор выдвигается в Рараку, чтобы подавить мятежников. Её армия сыра, ей предстоит закалка боем, закалка Рараку. Что может быть серьёзнее? Тем временем теблор Карса Орлонг жаждет почтить память деда, напав на нижеземцев. В том он видит цель не только своего племени, но и всех теблоров. Карсе ещё только предстоит узнать, что мир куда сложнее системы «убей – победи», а голоса в голове – голоса богов – не то, чем кажутся. Имасс Онрак идёт по следу предателей, будучи и сам ренегатом. Ну а Крокус и Апсалар – протеже Дома Теней – оказываются невольно втянуты в хитросплетения Престола Тени и Узла. Эта же судьба уготована и убийце Каламу…

Итак, «Дом Цепей» – очередной объёмный роман цикла, он лишь немногим уступает по толщине «Памяти Льда». Начинается книга весьма необычно. Дело в том, что в начале «Дома Цепей» отсутствует частая смена ПОВов, присущая циклу Эриксона вообще. В какой-то момент даже кажется, что это будет чистая героика и уклоном в дарк фэнтези. Что ж, Эриксон любит удивлять читателя. Приём этот, скорее всего, вызван значением Карсы Орлонга, который впервые появился в «Вратах Мёртвого Дома». К концу цикла (который и не написан, давайте прямо) роль Карсы из второстепенных переходит в центральные. Благо центральных сюжетов у Эриксона и Эсслемонта полно!

Персонажи. В «Доме Цепей» полно героев, отчего выделить главных – та ещё затея. И если тот же Карса Орлонг сперва кажется самым главным, то уже со второй части он уходит с первых ролей. Теблор, к слову, будто отдаёт дань уважения саге про Конана. Карса – здоровенный, неотёсанный рубака, который сперва убивает, а потом задаёт вопросы. Эриксон влил в него столько брутального, что на его фоне померкнут почти все герои Малазана. Вот только вместе с тем Стивен показал, как же сильно может поменяться система ценностей даже такого варвара. Скрипач вернулся в армию под новым именем, он – бальзам на душу израненного читателя. «Мостожог», сапёр, умный малый. Скрипу тяжело заменить Скворца в сердце читателя, но он честно старается. И рано или поздно это ему удаётся. Апсалар и Крокус, который стал Резчиком, ныне делят одну ветку сюжета (и не только её) на двоих. Они – фигуры на доске Престола Тени и Котильона. Их приключение на острове оказалось весьма познавательным и интересным. Ша’ик и вся её братия – это отдельная сторона сюжета. Здесь достойны упоминания и Геборик (он стал более обособленным), и Фелисин младшая (умная девушка, способная покорить сердца незашоренных читателей), и Леоман (бравый военачальник, преданный и умный), и Л’орик с его твистом о происхождении героя. Линия Ша’ик – лоскутное полотно из интриг, предательства и ложных целей. Именно её ветка является антагонистичной. Хотя не стоит забывать о приставке «псевдо». Ветка Калама, знакомого читателю по «Вратам», напоминает Резчика и Апсалар. Чистый квест с обилием смертей и приключений. Наконец, Онрак. Читатель и без того неплохо знаком с имассами, но Онрак добавляет колорита в сведения о т’ланах. В итоге красной нитью по всему роману проходит сюжетка про имассов, надстраивая то, что мы узнали в «Памяти Льда».

Мир. В этом томе Эриксон несколько застопорился по ворлдбилдингу, став частить. Из новых локаций – Плавучий Авали, Ягг-одан. Кратко. Из новых рас\племён – теблоры. Вот по ним автор прошёлся здорово. Неплохо выглядит упоминание эресов. В остальном нового почти ничего и нет.

Минусы. В этом романе Эриксон отошёл от привычных ПОВов. Да, Скрип, Калам, Ша’ик, Резчик\Апсалар уже были. Но Ша’ик, Резчик\Апсалар подаются как-то отстранённо, сопереживать им почти не получается. Калам действует примерно так же, как во второй половине «Врат Мёртвого Дома», то есть понравится тем, кому понравилось в той части. Скрип несколько вытягивает повествование, в его ветке чувствуются зачатки «Охотников за костями» (один из лучших романов цикла!). Карса, конечно, весьма неплох. Трулл\Онрак скучные, бегают туда-сюда по пятам за отречёнными.

Заключение: ближе к середине цикла заметно провисание. Даже по повторному чтению «Дом Цепей» кажется слабее прошлых трёх частей, но всё же лучше «Полночного прилива». Финальная битва вышла в какой-то мере образцовой в рамках цикла. Привыкайте к подобным исходам, здесь на страницах действует механизм случайных чисел, ну прямо как в настолках, кои стали стартом для всего Малазана. И всё же это Малазан, а значит: твисты, интриги, пластичный мир, уморительный юмор.

9 книг павших из 10.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Предупреждение — Без спойлеров наверное не получится, на я постараюсь

Эта книга не только продолжает сюжет Врат мертвого дома, но и одновременно является условно «финальным» романом первого четверокнижия. Тут также сходятся и сюжетные линии Памяти льда. Конечно задел на продолжение есть, но у меня возникли именно такие мысли, что это такой вот условный финал

Сама книга мне очень понравилась даже больше предыдущей. Пусть тут мало битв, много маршей и рассуждений — так даже лучше получилось. Позволяет глубже проникнуться атмосферой. Также хочу отметить что Эриксон не устает открывать для читателей и наверное для себя самого, новые грани мира, новые расы, новых героев из этих рас, новые континенты(пусть тут есть только намеки в качестве задела на будущее но все равно). Кстати насчет героев. Очень понравилось как автор раскрыл Скрипача. В предыдущих томах это был не особо хорошо раскрытый персонаж, а тут прямо очень хорошо прописан. Книга невероятна атмосферна, и поскольку основное действие происходит в пустыне, советую читать ее жарким летом. Очень помогает проникнуться духом романа. Единственный минус, скорее даже не минус а так, незначительный недостаток, это линия Фелисин. Как-то ее автор оборвал резко. И неожиданно. 20/10.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пока на одной стороне Великой Малазанской империи войска Дуджека сражаются против опасности в лице Паннионского пророка и его приспешников, на другом остается нерешенной другая проблема. Пустыня Рарака по-прежнему хранит зародыш мятежа и в мире реальном, и мире высших сущностей. Да, Собачья упряжка прошла сквозь нее, сохранив множество жизней и оставив после себя множество героических легенд и новых имен в Малазанской книге павших. Но сама пустыня с ее кровавыми тайнами и безумными пророками никуда не делась. А значит, проблему придется решать малазанским войскам.

Мне не совсем понятны претензии к этой части. Разве что любители зомби- апокалипсиса могут быть разочарованы: глобальных схваток с участием тысяч и тысяч живых и неупокоенных, разрушенных до основания городов и гор трупов действительно немного. Как и описаний казней, пыток и страданий. Но в предыдущем томе норматив по этим показателям был перевыполнен с лихвой даже с учетом завышенных малазанских стандартов, так что можно и немного поубавить кровожадные ожидания. Хотя, к слову, схваток локальных и краткосрочных с количеством противников в десятки и сотни будет предостаточно.

Самой большой удачей романа стала несомненно частная история Карса Орлонга, которая обещает продолжение и, надеюсь, станет одной из главных линий в дальнейшем. Это как история лейтенанта Парана: сначала она терялась на фоне более ярких характеров Сжигателей Мостов, но постепенно шаг за шагом отвоевывала позиции. Тихо, тихо, и не заметили, как Паран стал одной из главных фигур, в руках которого может оказаться судьба и простых смертных и самих богов.

То же и с Карсой, только его эволюцию мы имеем возможность проследить детально в рамках одного романа. Грех жаловаться: история его путешествия и постепенного обретения собственного взгляда на прошлое и будущее полна и приключений, и схваток, и тайн, и эмоционального напряжения, и, когда очень уж становится тоскливо от пролитой крови, мрачного юмора. И для меня она оказалась более интересной, чем все терзания Фелисин и Тавор, интриги колдунов и богов, политические тайны и затхлые тайны вместе взятые.

Есть еще одна приятная черта у этой части: Мир Малазана, наконец, начинает обретать цельность и более четкую структуру. До этого романа все было фрагментарно: тут кусочек воспоминаний, тут факт или легенда. Теперь и мир, и его история все более наполняются деталями, от чего яснее становится подоплека происходящего. Даже боги начинают обретать определенные черты, и все четче вырисовывается главная проблема этого Мира.

А она достаточная ясна: его окутывают Цепи. И речь идет не только о Сломанном боге, на которого так изящно накинули еще одну цепь- необходимость действовать исключительно по определенным и очень строгим для богов правилам. Нет, Цепи разного рода сковывают всех — от рядового солдата до старых и новых Богов и Духов включительно. И самое первое звено этих цепей лежит где-то там, в самых дальних воспоминаниях и историях. Эти Цепи скованы из неизвестно кем установленных правил, старых обид, мести, невежества, вражды, обмана, глупости и прочих вещей. И очень и очень немногим удается даже понять, как эти цепи их крепко держат, как ограничивают в принятии решений и буквально тащат по дороге, проложенной невесть когда и неизвестно кем. И только единицам удается избавиться от них. Пожалуй, это удалось пока только Новому Повелителю Колоды Парану. И вот еще и Карса узнал о них все, принял их существование и научился даже пользоваться ими для достижения собственных целей. И, надеюсь, в будущем он сможет от них освободиться и освободить других.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эриксон остаётся верным своему стилю — сначала практически без всякого смысла и логики смешать в одну кучу множество мест, событий и персонажей, потом ещё добавить побольше скитаний по параллельным мирам и порталам, авось, что-нибудь да и выйдет. Временами бредовость происходящего просто зашкаливает. Ну и зачем, спрашивается, было посылать малазанское войско, в несколько раз уступающее качественно и количественно, в самый центр пустыни Рараку на верное уничтожение?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ответ — а затем только чтобы потом, внезапно, в самый ответственный момент произошло волшебное спасение, когда в самом центре вражеского лагеря, вдруг, сначала открылся портал, из которого явится чудесная подмога, потом на врагов набежит, непонятно за что сильно разгневанное на них целое войско призраков, а напоследок, всё это ещё и смоет нафиг морем-океаном (да-да, и это в самом центре пустыни, заметьте!).

Ну это же просто «гениальный» замысел, такой «талант» написать столь несусветная чушь!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вдобавок идёт совершенно бессмысленно и беспощадно слитая автором Фелисин, неведомо зачем только занимавшая столько места на страницах второй книги.

Хоть как-то всё это дело вытягивают только похождения Трулла Сэнгара и Карсы Орлонга, читать про которых было более-менее интересно, а остальное графомания.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

История вроде как в развитии, но по-прежнему логичность и последовательность ... хромает.

Лично для меня самое сильное, неожиданное, выдающееся и мозговыносящее что прочел пока во вселенной автора — начало этого романа. Как глоток свежего воздуха, такого естественного и будоражащего одновременно. История человека из первобытного мира, его стремление увидеть мир собственными глазами, явить собственную силу, непоколебимость и мужество; оставить свое имя, овеянное славой, в памяти многих поколений. Нет, я сам не разделяю взглядов этого героя, но они кажутся настолько естественными (несмотря даже на бессмысленную жестокость и откровенную самоуверенность), что Карса Орлонг пожалуй единственный персонаж, которому действительно сочувствуешь среди других многочисленных.

И после его истории, оставшаяся часть книги кажется пресной и местами откровенно унылой. Действий на самом деле предостаточно, но они практически все носят несущественный характер, т.е на развитие сюжета влияют мало. Идёт в большей или меньшей степени раскрытие персонажей, дается что-то из их истории, но интереса особого это не вызывает. Так, мало-помалу, и добирается мы до финала. А вот здесь вообще полное разочарование. Самое эпичное опять достается нашему тоблакаю. Остальные по-тихому самоустранились. Всё решили безымянные призраки, ну и парочка убийц (ход на самом деле интересный). Но не этого ожидаешь. Хотя, чего ещё ожидать от мира, где все погрязли во всевозможных интригах и заговорах? Даже не знаю. Явно не обыденной простоты и развязки.

И несмотря на все это, оценки «хорошо» книга заслуживает. Не могу припомнить, в какой ещё прочитанной книге было столько действий, но спустя совсем немного времени невозможно было бы вспомнить, что и как там происходило.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитав отзывы тех, кто поставил этому роману 6, я как-то более-менее охолонул и примирился с действительностью. Не я один, оказывается, заплутал в этом перепутье путей, обрывочных приключений ноунеймов и полубредовой достоевщины в диалогах.

Но итоги все равно удручающие. Сюжет романа (не метасюжет эпопеи, надеюсь) слит, половина героев слита, единого действия нет также — все движется какими-то мелкими рывками из ниоткуда в никуда — а интрига расщеплена на настолько мелкие части, что приходится прилагать титанические интеллектуальные усилия, чтобы понять какого ляда происходит.

И главная-то неприятность в том, что мир обжит и все в романе легко воспринимается. Понятно, сколько в этом романе лишнего и сколько не переваренного и не додуманного. Это «хреново темперированный клавир».

Один из лаборантов назвал этот роман персональным, но персон-то и нет. Нет живых характеров, потому что у них нет прошлого. Это даже на уровне сюжета проявляется (собственно, так в книгах и должно происходить — конфликт характеров провоцируют действия и фабульные ходы). Вот борьба двух сестер. Только Тавор не знает, что Фелисин ее противница, а сама Фелисин одержима богиней и ни в чем не участвует, кроме последнего акта, являющегося чудовищным сливом. Так что это не борьба, а имитация таковой.

Или вот центральный узел романа.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Тлан Имасс Онрак влюбился некогда в некую Килаву, написал ее портрет в пещере. Жена Онарка не простила такого предательства и отреклась от него, племя также отреклось и подвергло Онрака остракизму. И вот 100 000 лет спустя оказалось ,что Богиня Вихрь это и есть безымянная жена Онрака, а Килава стала прародительницей всего людского рода. Вихрь зла на всех за предательство мужа ,а потому хочет «сама царствовать и всем владети».
Помимо того, что вся это мотивирующая часть беспредельно натянута, так она еще и разбросана среди тысячи мелких стычек и споров, а потому ее приходится с тяжким трудом самому собирать в голове.

Прошлое есть только у троих. Карса Орлонг, Лостара Йил и Скиллара. У них есть и характеры, и только за ними и интересно следить. И это на тысячестраничный роман!

В этом и есть главная беда Эриксона. В скорописи. Никогда не доверял быстро пишущим авторам, и не зря. В декабре 2001 года выходит Память льда. А в следующем 2002-м Дом цепей. Написать 1000 страниц за полгода? Я вас умоляю! Ничего хорошего из этого и не могло выйти, сколько бы лет до этого Эриксон не обдумывал свою опупею. Писать много сложнее, чем фантазировать. Иван Гончаров и Лев Толстой были мастерами эпоса не из-за природной гениальности, а потому что писали тщательно и много переписывали.

В общем мучительными недельными усилиями был взят приступом этот роман. И семерку автору ставлю только за его не менее титанические усилия при написании книги.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

ВНЕЗАПНО не понравилось. Наверное, перечитал восторженных отзывов и завысил ожидания. Но представьте себе динамит. Фитиль зажжен. Ты ожидаешь взрыва, огонек добирается до самого центра и... Сноп искр. И всё. Вот примерно так с этим романом.

Я ждал мощнейшей — в духе Эриксона! — концовки, а получил какие-то рефлексии, нюни, океаны-пути и одиночную резню всех со всеми. Причем, этого сумбура с убийствами было столько, что я перестал что-либо понимать. С магией всё еще хуже — тысячи Путей, Тени, Тьма, миры, драконы... Короче, я считаю, что автор сверхнасытил четвертую часть ВСЕМ. Преклоняюсь перед его умением писать, оперируя десятками (если не сотнями) героев с внутренним миром, с историей МИРА, легендами, народами, культурами... Но этого было слишком много, чтобы насладиться.

По-прежнему самым крутым у Эриксона остается малазанская армия и их диалоги (в основном — саперы).

Я не понимаю, почему, но книга не вызвала никаких эмоций, а читать было не так увлекательно.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Значит так. Изначально, прочел много негативных (или около того) отзывов об этой части, приступал к прочтению без особых ожиданий.

Что понравилось:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Первая часть про теблоров (от начала, до его транспортировки работорговцами)

Интриги магов в лагере Ша'Ик

Отдельные трагедии разных персонажей ( Ф. младшая, Скилара, Онрак и тд)

Характер и темперамент Карсы Ордонга

Леоман Кистень (сложно сказать почему, но персонаж зашел)

Много новой информации о мире

Что не понравилось:

Тавор (какая--то всепоглащающая печаль и профнепригодность)

Воинство Малазанцев (пресно, не цепляюще)

Финальная битва (чё?!)

Лиосанны (возможно я плохо помню предыдущие части, но не пойму какой в них смысл здесь)

Но, в целом, как бы не ругали роман — он хранит в себе массу полезной, мирообразующей информации, интриг, побед и поражений... Примерно 8/10. Не гоните на Эриксона! Все тот же Топчик.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ух, вот и завершилось мое приключение по страницам очередного шедевра Эриксона. Последние 15% книги полностью вытащили все впечатление о романе, скрутили воедино почти все начатые линии и читались на одном дыхании. Но из минусов, все же отмечу чрезмерную вязкость середины романа.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Постоянно тут и там идут воспоминания и переживания о Колтейне, рассказы про Собачью Цепь, всяческое перемалывание событий второй книги. И это не просто небольшой отсыл к ней, а добрая сотня страниц, на которых упоминается, обсуждается, крутится под разными углами вторая книга. Я бы не имел ничего против, не будь это миром Эриксона! Ну он же архиогромен! Да можно было рассказывать про все, что угодно, про любой уголок прекрасного яркого мира и было бы намного интереснее, захватывающе!

И, конечно, нужно отметить героев! Очень классно в этой книге зашел в мир Малазана Карса. Он очень гармонично и лаконично вписался в историю. Очень интересно было следить за развитием безмолвных отношений Тавор и Фелисин. Неожиданно раскрылся ЛоРик. А уж бригада Мостожегов так и просто старые добрые закадычные друзья, за которых искренне переживаешь каждый раз, когда они в опасности.

Итого 8\10.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Его племя делало несколько различий. Были родственники, а те, кто не были родственниками, были врагом».

В северном Геннабакисе, незадолго до событий, рассказываемых в САДАХ ЛУНЫ,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
рейдовая группа диких племенных воинов спускается с гор в южные плоские земли. Их намерение состоит в том, чтобы нанести вред среди презираемых низменников, но для одного из них по имени Карса Орлонг это знаменует собой начало того, что окажется необычайной судьбой. Их трое и они отправились приносить смерть и кровь. Словно волы, они были впряжены в ярмо тщеславия. Великие дела, тяжкие кандалы клятв. Они пошли охотиться на детей. Детей — род мелких созданий, размножившихся, как личинки в гнилом мясе. Они хотели — нет, он хотел — очистить мир от этого рода: вырубающих леса, разрывающих землю, связующих свободу. Он был юным воином и искал великого и нашел слишком многое... И теперь он знает все о малых мирах. Он рожден в таком. Опыт успокоил его рвение. Больше нет желания очистить мир от человечьей скверны. Ох. Такое трудно вообразить одинокому воину, пусть даже и воину — Тоблакаю. Что случилось с ним и его спутниками?.. Одинокий воин не сможет сразить сотню тысяч врагов, даже и детей. Сотню тысяч? О, это едва ли население двух Святых Городов. Его враги насчитывают не сотни тысяч, а десятки миллионов. Так много? Даже десятки миллионов можно убить, город за городом. Ему потребовалась бы армия. У него есть армия. Она ждёт его возвращения. «Тоблакаи. Армия Тоблакаев. О, от такого зрелища даже Императрица упустит...» Хочется надеяться, чтобы он никогда не вернулся домой. Надейтесь, на что хотите! Он сделает все, что нужно, когда придет время. Никто его не остановит...»

Приключения юного воина из варварского племени Карсы Орлонга начались. Он ушел на поиски славы. Вот только мир оказался куда более сложным местом, чем думалось: все не такое, каким воображалось. Жестокая истина, которую спутники поняли гораздо раньше, хотя это он назвался Воеводой. Они, тем не менее, позволили увлечь себя — и погибли. Их поборола сила воли Карсы. Какой урок можно извлечь из этого?.. И это только первая ступенька в бурном потоке реки, с подводными течениями и ожидающих впереди потрясений. Он Избранный...

Отличный приквел, ну и дальнейшие прямое продолжение захватывающей истории, начатой во «Вратах Мёртвого Дома».

Приятного чтения!

PS: началась работа над новой трилогией Карса Орлонг: «Бог не готов» — книга первая. Это решение было принято после того, как Эриксон узнал о неожиданно низких продажах первых двух книг в серии приквелов «Кузница тьмы» и «Осень света». Как было предложено в названии, в новых книгах будет присутствовать Карса Орлонг, действия развиваются после событий «Увечный Бог».

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Дочитал 4-ю часть в новом переводе от Эксмо. Что хочется сказать: Книга пока-что по ощущениям — слабейшая в цикле. Если бы не линия Карсы, то было бы вообще все уныло и довольно банально. Где-то на уровне АМДМ Перумова. Типичное эпическое фэнтези с огромным миром и уймой хаотически слоняющихся по нему героев. Иногда пути этих героев пересекаются, и тогда они или объединяются (становятся компаньонами) или оголяют клинки друг против друга. Причем мотивация участников таких стычек и логика в их действии не всегда присутствует.

Стоит сказать, что последний недостаток также наблюдался и в предыдущей книге «Память льда», когда предводитель отряда сегулехов и Т'лэн (первый меч империи Тлан-иммассов) ни с того ни с сего начинали устраивать бессмысленные поединки. В «Доме Цепей» таких, кмк, идиотских боевых зарисовок ещё больше. Единственное что приходит на ум при этом — сравнение с психологией забияки третьеклассника, когда любой новый попадающий в его окружение ровесник представляет собой конкурентную угрозу и причину в очередной раз заявить о своей доминирующей позиции. Вот такой же психологический портрет у большинства персонажей книги. Но не смотря на названные недостатки, книга вполне хороша, особенно история становления героя Карсы Орлонга. — Одна из лучших историй становления и развития персонажей из читаных за последние пару лет.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх