Дмитрий Глуховский «Телефонное право»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Сатирическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Спецслужбы
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
В современной России вместо судей используют роботов. Такую систему легко контролировать — одно короткое сообщение и обвиняемый сядет на столько лет, сколько нужно. Но один из роботов начинает выносить те приговоры, которые ему подсказывает совесть и уголовный кодекс, а не сидящий за пультом чиновник. Оперативник Иванов пытается разобраться, в чем тут дело.
Опубликован в журнале «Русский пионер» № 2 (20) за 2011 г., стр. 90-98.
Входит в:
— цикл «Рассказы о Родине»
— сборник «Opowieści o Ojczyźnie», 2023 г.
- /период:
- 2010-е (1), 2020-е (4)
- /языки:
- немецкий (2), польский (2), венгерский (1)
- /перевод:
- П. Подмётко (2), К. Пёльман (2), А. Шопрони (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
страница всех изданий (5 шт.) >>
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Dobkachleo, 6 января 2025 г.
«Встроенный модуль»
Мини-рецензия на «Телефонное право» Дмитрия Глуховского*
Чем отличается фантастика обычная от сатирической? В обычной фантаст берёт идею и начинает её раскручивать в рамках сюжета. Роботы-судьи? Круто! Ща мы вам покажем киберпанк! Решаясь же на сатиру, писатель действует обратным способом: подводит сюжет под какую-то идею, да так, чтобы создавалось ощущение, что от реальности отличалось лишь слегка обозначенным гротеском.
Подобно нескольким предыдущим рассказам, после объявления автора иноагентом (*), и даже немного раньше, «Телефонное право» переводили на другие языки. Причём в более раннем венгерском переводе названия отражено именно фантдопущение, а не оригинальное заглавие. Как будто сам того не заметив, автор озвучил мысль, может ли быть душа у роботов? Да и есть ли она вообще — душа.
Из роботов-судей действительно могло бы получиться произведение в жанре киберпанка. Не проблема задуматься, насколько бездушная машина вправе вершить судьбы живых человеков. Однако автор прикручивает им телефонное право, и тут сразу вопрос: зачем такие сложности, если достаточно посылать код на телефон судье из плоти и крови? Фантастическое допущение оказывается ненужным. Я бы сказал, что получился рассказ с двумя разнонаправленными мыслями, и должного удовлетворения от такой двойственности не пришло.
tapok, 10 октября 2013 г.
Удивительный рассказ вышел у Глуховского.
Честно признаться, его короткий слог мне не нравится. Куда больше по душе романы Дмитрия. Но этот рассказ — уникален. Первую половину я не понимал ровным счётом ничего (какие-то службы, кого-то надо убить — вот и весь сказ по началу). Однако после разговора с Конструктором пошла ясность. Фантазия на тему судей уже сама по себе хороша. Но Глуховский продолжил выворачивать душу, вписать субсюжет со студентом. Казалось бы, завершением истории станет выстрел. Но последняя страница удивила ещё больше. Уместно поговорка «за что боролись, на то и напоролись». Жёстко, очень жёстко. Вот что с людьми делает любовь...
ПС: рассказ навеял ассоциацию с песней «Бабочка» группы Lumen.
ППС: отзыв на рассказы пишу редко. Но тут не сдержался.
god54, 29 июня 2014 г.
Много, очень много у нас говорят об отсутствии телефонного права. Я всегда удивляюсь почему так много. Ведь, если его нет, это и так видно и даже слышно. А, значит, надо много говорить, ибо оно есть и работает вовсю. Автор, как мне кажется, просто написал рассказ на злобу дня, даже не маскируя о ком он конкретно пишет, здесь даже между строк читать не надо. Все на поверхности лежит. А сюжет получился неплох, советский душок в нем явственно прослеживается, этакая ностальгия, которая сейчас все больше и больше берет верх, ибо ничего другого они не умеют. Хороший рассказ.