Ярослав Гашек «О святом Гильдульфе»
Задолжав старосте Обервашберенталя — содержателю местного трактира — за еду и ночлег и не имея возможности заплатить, бродячий подмастерье-маляр получил предложение на выбор: либо отправиться в тюрьму, либо нарисовать какого-нибудь святого, грозящего проклятым соседям из Унтервашберенталя...
Первая публикация: «Дельницки календарж» («Календарь для рабочих» — издание чехословацкой социал-демократической партии), 1909 г.
Первая публикация на русском языке в журнале «Наука и религия», № 7 за 1962 год, стр. 58-61. Рисунки Ф. Терлецкого и Ю. Владимирова. Тираж 127 765 экз.
страница всех изданий (5 шт.) >>
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Vlad lev, 30 июля 2014 г.
Очередная блистательная зарисовка Ярослава Гашека на тему как создавались образы локальных (местных) святых. Всё до банальности просто — конфликт меж селениями, и на тебе — новый идол для поклонения...
«Тирольское селение Обервашберенталь раскинулось у перекрестка дорог. Само по себе это обстоятельство не представляло бы ничего достопримечательного, но на том перекрестке стоит столб, а на столбе висит образ святого с бичом в руке. А внизу подпись: «Heiliger Hyldulf, ora pro nobis!»
Образ этот не лишен занимательности, поскольку святой Гильдульф указывает своим бичом на селение Унтервашберенталь, будто грозит ему. Примечателен он и тем, что нарисовал его бродячий подмастерье-маляр, когда оказался в неоплатном долгу у старосты Обервашберенталя — содержателя местного трактира. Не в состоянии заплатить, он оказался перед выбором: либо согласиться на предложение старосты и нарисовать «какого-нибудь святого, который грозил бы бичом Унтервашберенталю, где все село сплошь мерзавцы и враги обервашберентальцев», либо отправиться в тюрьму.»