Стивен Кинг «Обезьяна»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
Мерзкая игрушечная обезьяна с двумя медными оркестровыми тарелками долгие годы пролежала на чердаке одной семьи, пока дети не нашли её. Сначала им показалось, что механизм обезьяны сломан и она не работает, но потом оказалось, что она сама решает, когда ей бить в тарелки. Ну и пусть бы себе била, да беда в том, что каждый раз после этого кто-то умирал — или из членов семьи, или из их друзей и знакомых. Но любому терпению рано или поздно приходит конец...
Рассказ также печатался в газете «Литературная Россия» №1 от 04.01.1991 г. и № 2 от 11.01.1991г. в переводе Ю.Горулько-Шестопаловой. (© milgunv)
Входит в:
— антологию «Fantasy Annual IV», 1981 г.
— антологию «Horrors», 1981 г.
— антологию «Modern Masters Of Horror», 1981 г.
— антологию «The Year’s Best Horror Stories IX», 1981 г.
— сборник «Команда скелетов», 1985 г.
— антологию «Родословная тьмы», 1987 г.
— антологию «The Mammoth Book of Short Horror Novels», 1988 г.
Номинации на премии:
номинант |
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 1982 // Малая форма | |
номинант |
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1984 // Хоррор - Рассказ (США) |
- /языки:
- русский (21), английский (12), не указан (1)
- /тип:
- книги (33), аудиокниги (1)
- /перевод:
- И. Гурова (15), А. Медведев (1), В. Михалюк (1), О. Рудавин (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
darken88, 1 мая 2024 г.
В целом, даже когда начинаешь искать в содержании этот рассказ, и взгляд натыкается на его название, то в душе начинается смятение и неприятные ощущения. Обезьяна — этот демонический зверек, столь похожий на человека, словно его карикатурная копия, во многом стал архетипом демонического ужаса, еще со времен Киплинга и Эдгара По. Предполагаю, что во время написания рассказа «Обезьяна», Кинг сделал легкий реверанс в сторону «Убийства на улице Морг», а потом просто излил на бумаге свой личный неприязненный и волнующий опыт общения с обезьянами. Очень часто в рассказе появляются достаточно откровенные описания особенностей заводной игрушки, ее ухмылка, глаза, мех, почти тактильно ощущаемый читателем. Учитывая то, что игрушка механическая, то сразу вспоминаются истории, где именно заводные игрушки становятся отрицательными персонажами — например, «Стойкий оловянный солдатик». Кинг возводит отрицательность бездушной, но при этом совершающей движения игрушки в абсолют. не нужно вселять в нее демона, демоном является она сама. В этой связи, начинаешь переживать за героя, идущего навстречу финалу, и готовящегося и к собсвенной погибели, и к гибели близких, многочисленные флэшбеки и воспоминания об этому открыто говорят. Но, именно в тот момент ,когда он перестает переживать за себя, а преисполняется храбрости во имя близких, тогда и чары злой игрушки отступают. Рассказ получился захватывающим, а финал прямо говорит нам о том, что Зло не искоренилось до конца.
Darth_Veter, 27 августа 2023 г.
Наверное, именно данный рассказ и привнес в наш обиход такой мем, как игрушечную обезьянку с литаврами. Она часто появляется во многих американских фильмах, чтобы намекнуть зрителю на грядущие неприятности. Как ни странно, такой примитивный прием работает! Особенно, если зритель читал когда-то данный рассказ «короля ужасов». Сегодня он кажется уже не таким «ужасным», как это было 50 лет назад, но по-прежнему «царапает» душу своим маниакальным символизмом. Не исключаю, что у некоторых гиперчувствительных натур может даже проявиться боязнь детских игрушек: кто знает, может, все они обладают схожими способностями! На самом деле писатель реализовал один из детских страхов, широко распространенных в Америке — по известной причине разного рода «фобии» там редкостью не являются. Достаточно вспомнить еще один характерный пример — боязнь клоунов, который писатель реализовал в своем о-очень большом романе «Оно». А о чем еще писать в нашем сумасшедшем веке, как не о противоречиях внутреннего и внешнего мира человека? Ведь любая «потусторонняя» мистика довольно быстро утомляет и перестает пугать. Того и глядишь, что твои книги вообще перестанут покупать, пока ты не догадаешься сменить свое амплуа. Это Кинг понял еще тогда, когда работал в местной «психушке» — там и без всякой мистики хватало вполне реальных ужасов! Может, именно тогда к нему пришла простая мысль: по-настоящему испугать может только реальная бытовая ситуация, чья подоплека не совсем понятна и основывается лишь на смутных догадках. Ибо всё необходимое продолжение читатель додумает сам — в меру своей начитанности. Поэтому невеждам и дебилам чтение Кинга не нанесет никакого вреда. Но и удовольствия никакого не доставит.
-----------
РЕЗЮМЕ: рассказ об одной из детских фобий американцев — боязни игрушек. Чтобы ей случайно не «заразились» ваши дети, лучше не давайте им читать Кинга.
Стронций 88, 6 июня 2023 г.
Маленькая маразматическая теория. Кинг написал сценарий к «Секретным материалам» – «Чинга». Там речь о зловещей кукле, выловленной в каком-то водоёме (озеро, море?). И когда я читал этот рассказ, мне отчётливо казалось, что та серия «Секретных материалов» это непосредственное продолжение «Обезьяны». Это уже потом я вспомнил, что кукла была совсем другая… Но ощущение никуда не делось.
Так вот, гляжу я на дату написания сценария «Чинга», указанную здесь, и думаю: может быть тут какая-то ошибка? 1988? Тогда «Секретных материалов» и в помине не было. А может быть, это был всё-таки сценарий к «Обезьяне», который автор потом переделал под эпизод «Секретных материалов»? Или всё-таки 1998 год?
Но – к самому рассказу. Начало показалось мне сумбурным. Это чуть позже флешбэки героя показали, чем именно была страшна механическая обезьяна, бьющая в стальные тарелки, и стиль выровнялся, передавая ужас, почти гипнотический страх героя – взрослого и ребёнка. Герой понятен и близок – как многие из героев Кинга – простой парень, как ты и я, со своими понятными жизненными проблемами, вынужденный переход на менее оплачиваемую работу, имеющий конфликт со старшим сыном-подростком, по факту, теряющий его, и так далее; легко ассоциировать себя с таким.
Тревога героя и стиль рассказа удерживали внимание, даже не позволяя задаться естественным вопросом: а почему же герой так спокойно (относительно) хранил сатанинскую куклу, приносящую смерть, зная, что кто-то из детей может спокойно до неё добраться и завести, вместо того, чтобы пусть не так эффектно, но более верно и быстро избавиться от игрушки – сломать, сжечь, растворить в кислоте и т.д. и т.п. Но финал (невозможный в таком случае) был действительно эффектен и читался на одном дыхании.
Из относительных минусов (как и все другие, заметных не сразу) отметил бы как плавает возраст младшего сына. Изначально он представляется, как и должен быть – совсем уж ребёнком, но в конце ведёт себя и воспринимает, а, следовательно, и представляется в мысленном кино как подросток, даже взрослее чем старший непутёвый ребёнок героя.
Karnosaur123, 26 мая 2022 г.
БЛЯМ-БЛЯМ-БЛЯМ! Одна из жемчужин в творчестве Стивена Кинга, шедевр, наглядно дающий понять, чем он заслужил титул «короля ужасов». Как и Брэдбери (значительно на него повлиявший), Кинг плетет свой сверхъестественный ужас из нитей реальности. Только если у Брэдбери источником этого ужаса становится нечто обыденное, привычное — ветер, грудной ребенок или даже ваш собственный скелет, — то Кинг берёт за основу изначально кошмарную ситуацию — страх смерти. Очень реальный и очень осязаемый. В данном случае, как и в романе «Кладбище домашних животных» — ужас перед потерей близких. В детстве — приятно щекочущий нервы и будоражащий кровь. Как пионерские страшилки, в которых какие-нибудь Черные Руки сперва душат папу, потом маму, сестру... Содрогаешься, представляя на их месте своих близких, но ясно, что это все выдумки, ничего с папой и мамой случиться не может.
БЛЯМ-БЛЯМ-БЛЯМ! Пора взрослеть! Человек не просто смертен, но, что хуже, внезапно, смертен©
gamarus, 31 декабря 2015 г.
Было это, наверное, лет пять назад. Отправив детей на зимние каникулы в деревню, мы с женой остались в доме одни. В одну из ночей, меня разбудил механический голос напевающий детскую песенку. Звуки раздавались из спальни сына...
Да, всего-навсего что-то замкнуло в игрушечном зайце, но, чёрт возьми, как же я был напуган. Иррациональный страх, о котором так часто пишут в романах-ужасов, на какое-то время сделал меня безвольным и растерянным. Испуг быстро прошёл, всё-таки я уже давно не ребёнок, но неприятное чувство, что это предвестие какой-то беды меня не покидало целый день. Слава богу, всё обошлось (на всякий случай сплюну три раза).
Читая рассказ «Обезьяна», я вспомнил этот подзабытый случай и, наверное, потому, эта история Стивена Кинга, произвела на меня столь сильное впечатление. Все чувства и страхи Хэла Шелберна, были мне очень понятны. Ситуацию, когда подобное произошло бы со мной в детстве, а по стечению обстоятельств, какой-нибудь трагический случай не заставил себя ждать, представить совсем не трудно. Каким бы цветом тогда, распустились все мои фобии?
На самом деле в рассказе, по-настоящему мистическим, остаётся только один элемент, это возвращение обезьяны, так или иначе, в руки главному герою. Если отбросить его, то мы получаем историю бедного, запуганного ребёнка, подростка, а затем и отца семейства, который так и не преодолел своё чувство страха, да ещё и помноженное, на не менее сильное, чувство вины.
Стивен Кинг, кстати, нам намекает, что Хэл был изрядно трусоват, это видно по описанию того, как возвращаясь из школы без старшего брата, он боится машин, и, вжав голову в плечи, бегом добирается домой.
Что самое плохое, парень не пытается побороть свою слабость. Он настолько парализован охватывающим его ужасом, что не в силах по нормальному уничтожить обезьяну, не подумать как лучше это сделать. Да, он пытается от неё избавиться, но всё это на уровне самого лёгкого, быстрого и даже малодушного пути — выбросить в колодец, отдать старьёвщику...
Очень важная линия в рассказе, это взаимоотношения со старшим сыном. Отсутствие сильного характера, подчёркивается, неумением совладать с трудным подростком, притом своим собственным ребёнком. Опять же, долго спуская неприятную ситуацию на самотёк.
Как мне кажется, Кинг описывает самую логичную, с точки зрения психологии, развязку из этого положения. Боязнь не за себя, а за детей — самое дорогое, что может подарить судьба, заставляет главного героя взглянуть последний раз (читатель на это надеется) своему страху в глаза и победить его. Именно это чувство ответственности, за чужую, ещё более беззащитную жизнь, делает из Хэла настоящего мужчину.
Однозначно, рассказ отправляется в копилку любимых историй, которые можно перечитывать сколько угодно раз.
sawkaluga, 4 января 2020 г.
Жуткий мистический рассказ, ещё одна жемчужина от Стивена Кинга. Из обычной игрушки автор сделал исчадие ада, которое пугает уже только своим появлением. В каждый момент ты ждёшь этого звука от соприкасаемых оркестровых тарелок и с каждой страницей всё любопытнее следить за борьбой Хэла с этой демонической игрушкой. Грамотные флэшбеки, которыми автор показывает, что все смерти не совпадение, а закономерность, усиливают страх и отвращение перед детской игрушкой. Ты видишь перед собой этот оскал и яростные движения руками, бомс-бомс-бомс. Когда ты начинаешь думать, а как можно обхитрить эту обезьянку, сделать так, чтобы она не смогла играть похоронный бумс, автор говорит тебе, что уже пытался и не раз это сделать. И ты понимаешь, что даже если её сжечь, она вновь появится в той самой коробке на том самом месте. Вот уже после этого саспенс достигает максимума, ибо перед нами уже что-то древнее и неименуемое, то, что невозможно уничтожить, а обезьянка всего лишь оболочка. От одной мысли становится страшно, и ты бы не хотел оказаться на месте героев рассказа, так как просто не знал бы, что делать и как бороться. Но Хэл не сдавался, он решил поставить точку, и она ему далась большой ценой, он сильно рисковал. Но последние строчки, вырезки из газеты, кричат о том, что ничего не закончено. Страх с первой и до последней строчки, рассказ в рамочку и в музей, чтобы все авторы темного жанра лицезрели образец идеально отточенного мистического мурашкопробирающего хоррора.
SeverianX, 5 июля 2020 г.
В центре сюжета данного рассказа игрушечная обезьянка. Да вот только у неё есть одна интересная особенность: когда она бьёт в свои тарелки, кто-то умирает. Обычно это близкий человек обладателя странной игрушки. В далёком детстве она попадает в руки главного героя. Затем началась череда загадочных смертей, каждую из которых предсказывала обезьянка. Становится всё страшнее и страшнее, ведь не ясно, кто окажется следующей жертвой. Остановить или сломать игрушку не получается, и она всегда возвращается. Но перешагнув через страх и отчаяние, герою удаётся избавиться от неё. Точнее он так считал…
Спустя 20 лет его сын находит обезьянку, и всё возвращается с новой силой. Страх пронизывает весь рассказ: страх за близких, страх перед неизведанным, страх из-за собственного бессилия. Да и кто из нас не боится потерять родных? На что человек готов пойти, чтобы защитить своих любимых? Главному герою предстоит вступить в борьбу с таинственной сущностью. Выбора у него нет, ведь ставки так высоки. Да и возможно ли победить вестника смерти?
Orion-Seregil, 15 ноября 2019 г.
Отличный образец мистического рассказа с элементами триллера и ужаса. Задумка с детской игрушкой — обезьянкой с литаврами — как предвестника чьей-то скоропостижной смерти завораживает. Удивительно, как такой незамысловатый предмет как игрушечная обезьянка при должной подаче может стать ликом зла и злого рока. Этого у Кинга не отнять, умеет он и из обычной спички сделать Копье Лонгина!
Во время прочтения пришел к мысли, что с некоторыми вещами человек способен справиться, лишь достигнув зрелого возраста, когда борьба с детскими страхами выиграна, есть некий иммунитет против темноты и того, что в ней прячется. Но настойчивость обезьянки все же поражала, а ещё возникал вопрос — почему именно этот человек и его близкие. Игрушка упорна преодолевала любые преграды и расстояния, но добивалась новой встречи с героем.
Концовка истинно кинговская — зло на время побеждено, но надежда на возвращение все же есть.
Deliann, 30 апреля 2014 г.
Название рассказа вызывало смутные ассоциации с «Убийством на улице Морг» Эдгара А. По, поэтому, взявшись за чтение, в душе я надеялся, что никакие «шимпанзе-убийц» здесь не появятся. Надежды почти оправдались.
Это история вертится вокруг игрушечной обезьяны с литаврами. Такая заводная игрушка: поворачиваешь у нее на спине ключик, и животное принимается стучать тарелками. Вещь шумная и, признаться честно, сама по себе малосимпатичная. Даже в мультфильме «История игрушек 3» — это самый жуткий и пугающий персонаж, что уж говорить о рассказе признанного мастера ужасов? Я бы не удивился, если бы в рассказе эта обезьяна своими тарелками убивала людей, но Кинг поступил тоньше и это хорошо. В рассказе мы видим семью — мама, папа и двое сыновей. Папа столкнулся с обезьяной еще в детстве, открыв ее зловещее свойство: игрушка вызывает смерть, когда стучит в тарелки. С тех пор глава семьи не раз пытался от обезьяны избавиться, но зло, в конечном счете, его находило вновь и вновь. Как же защитить себя и своих близких от жуткой игрушки?
Рассказ — неплохой ужастик, способный напугать своей атмосферой и происходящей чертовщиной. Есть в нем правда и некоторые огрехи. Первое, что бросается в глаза, — не желание главного героя попробовать физически уничтожить игрушку. Серьезно, папа с детства пытается обезьяну спрятать, выбросить, убежать от нее. Но почему бы просто не раскромсать ее топориком? Второе, что не совсем понравилось, — незавершенность второстепенных сюжетных линий. Нет, главные герои выписаны прекрасно, они естественны, в их поведение и конфликты веришь, но эти самые конфликты просто не получают развития. Вот есть у нас проблема отцов и детей. Есть ее предпосылки, есть острый момент конфликта, а вот завершения ситуации нет. Или, например, напряженные отношения родителей. Конфликт есть, предпосылки есть, продолжения и разрешения его — нет. Это и не позволило мне оценить историю выше.
Рекомендую всем любителям страшных историй про жуткие куклы и прочие игрушки.
ash945, 27 ноября 2017 г.
Чем мне нравится Кинг, так это тем, что фактически не используя никаких прямых описаний каких-то ужасных вещей, он способен сотворить атмосферу саспенса буквально на ровном месте. Ведь по сути, обезьяна — всего лишь сломанная детская игрушка, у которой что-то переклинивает в механизме и она начинает бить в литавры. А смерти, которые за этим следуют — вполне могут оказаться совпадениями. Но из этого у автора получилось сотворить рассказ, от которого при прочтении пробирает дрожь и закрадывается мысль — а вдруг это и впрямь исчадие ада...
martinthegod9, 16 ноября 2014 г.
Рассказ очень сильный. Игрушка, которая описывается в нём, эта лохматая с лысеющей шерстью обезьянка, с грязными, желтыми зубами и с оркестровыми тарелками... Которые стучат, когда им вздумается, но не просто стучат, а предвещают Смерть... Ммм... Насколько же симпатичный образ!)
Помимо того, что данный рассказ динамично и грамотно написан, он ещё и с глубоким смыслом.
Дзынь-дзынь-дзынь-дзынь...
Кто же следующий? Твой сын? Твоя жена? Может быть, ты? Стучание тарелками знаменовало Смерть, символизировало скорый уход одного из твоих близких. А для любого человека тяжело понять и принять это, как данность. Принять тот факт, что все смертны, даже любимые тобой люди. Обезьянка лишь была символом того, что пришло чьё-то время. Но она была и Судьбой. Судьба неподконтрольна никому, и, метафорически, главный герой проклинал в первую очередь её, а не саму игрушку. И в конце концов, становится понятно, что игрушкой является не обезьянка в руках главного героя, а скорее наоборот, человек — это игрушка в руках судьбы.
Myrkar, 27 ноября 2014 г.
Так себе рассказик. Этакая квантовая запутанность, когда частицы остаются связанными между собой задолго после их взаимодействия. Тут этот закон вынесен на макрообъект. Но это если только Кинг вообще задавался научными вопросами. Если их не рассматривать, то в контексте американских реалий обезьяна сливается с образом оружия, попавшего в руки ребенка, а то и в руки не совсем адекватного человека (намеки на употребление валиума, наличие у детей марихуаны, двойная доза аспирина, головокружение от первой банки пива...). В связи с этим смерти рыб и мухи, видимо, являлись отвлекающими для нагнетания загадочности выбора объектов для убийства — не совсем работает теория территориальной близости... Хотя, почему обязательно должны быть какие-то закономерности? Вполне возможно, что звук бряцающих тарелок превратился в условный рефлекс, вызывая опасения о чьей-то смерти.
Специально читаю ночами, чтобы саму себя пугать. Не, не пробрало. Ну что за русская рулетка такая, когда заведенный механизм в любом случае кого-то убьет? Причем даже любое живое существо. Интересно, это после стинговского рассказа она стала появляться сквозным ужасающим образом в некоторых фильмах и мультсериалах?
Тимолеонт, 24 августа 2015 г.
Хорошая, качественная мистика и примесями ужасов. Есть интрига, есть неплохой сюжет, есть удачная развязка. Фактически — образец качественного ужастика. Очень понравилось. Единственное, что сильно напрягло — это нелогичность, нереалистичность всемогущей обезьянки. Её недоработка и неубедительность — единственная причина, по которой «Обезьянка» не считается одним из лучших рассказов Кинга.
NEPROSNENKOE, 2 августа 2012 г.
Хотите узнать на что способен человек, чтобы убереч свою семью, своих родных и близких от гибели? На каике меры в итоге он пойдет. На что решиться после многих лет страха и отчаянья в последний момент? И сможет ли он что-то изменить? Тогда читайте Обезьяну.
Уж не знаю, может я конечно оооочень впечатлительная особа, но это один из самых напряженных рассказов, что я читала у Кинга, и вообще… Не жутко страшный, а именно напряженный. Все время думаешь, Кто следующий… Когда она снова застучит в свои штучки… Уф… Жуть…
Вроде все так невинно выглядит… Игрушка как игрушка. Милая обезьянка. Но эта обезьяна.. она точно из чади ада! Она вестник смерти! Она страшная и символизирует УЖАС скорой смерти близких и друзей! Когда и где она стучит своими тарелками – умирают люди. И не просто люди, а родные и близкие, что делает этот страх еще жестче. По ходу истории атмосфера все больше и больше накаляется и начинает давить на психику, нервишки начинают сдавать. Хочется все быстрее… быстрее… быстрее дочитать чтобы успокоиться… И забыть про эту обезьяну… и про все что с ней связано!!! Не дай Бог такую лапочку-звурюшку кому-нибудь, даже врагу не пожелаю…
Каждый человек в глубине своей души все время боится за своих любимых и близких людей, боится и опасается, что с ними что-то может случиться, что может произойти какое-то несчастье. Кинг, прекрасно разбираясь в людских страхах и зная психологию человека, прекрасно умеет манипулировать этим. С помощью слов он давит на эту неотъемлемую прирожденную человеческую фобию, у него получается создавать невероятным образом именно то, чего простые люди больше всего на свете боятся. Он играет на самом больном. На самом сокровенном… Он умеет накалять атмосферу в своих рассказах до предела, пусть даже рассказ небольшой. Но в нем столько человеческого, живого, одновременно мистического и реального и ужасного! Прям страшно становится…
Кто ты Стивен Кинг? Дьявол, ангел ? Но я люблю тебя, кем бы ты не был…
Night Owl, 17 декабря 2014 г.
Один из типичных рассказов-страшилок своего времени. Читается легко, быстро. Цепляет оригинальностью и самобытностью.