fantlab ru

Брайан Олдисс «Профиль увядания»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.14
Оценок:
57
Моя оценка:
-

подробнее

Профиль увядания

Blighted Profile

Рассказ, год; цикл «История будущего»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 16
Аннотация:

Человечество опять стоит на перепутье. Машины, долгое время царившие на Земле уничтожили друг друга или покинули планету, а жизнь начинает снова возрождаться на пепелище, оставшемся после опустошительных войн.

Человеку предстоит выбирать: снова идти по пути науки, развития и экспансии или вспомнить, куда привёл его этот путь в прошлый раз.

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— сборник «No Time Like Tomorrow», 1959 г.

— сборник «The Canopy of Time», 1959 г.

— сборник «Галактики как песчинки», 1960 г.

— сборник «The Complete Short Stories: The 1950s», 2013 г.



Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)
/перевод:
В. Лапин (1)

Долгие сумерки Земли. Галактики как песчинки
1992 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Старец , в молодости попавший в будущее на машине времени из эпохи самого первого рассказа серии, прожил долгую жизнь , за время которой он со своей женой (из числа местных технохиппи, «ходивших босиком по земляному полу», ездивших на лошадях и при этом владеющих технологиями перемещения во времени) преобразует мир ядерного апокалипсиса в мир оазисов-заповедников. Но вот беда — вместе с реликтовыми людьми прошлого в далекое будущее попали коммунистические психовирусы Ленина и Кампанеллы, вирусы утопизма с извечным Городом-Солнцем, вослед которых паровозиком приехало их же знаменитое «цель оправдывает средства». Поколение молодых автономно , исходя из логики прогресса (без совершенствования нравственности) приходит к идее убийства несогласных жить в коммунистическом технораю с патерналистским государством, для которых идеал совсем иной — гуманистически ориентированная роботизированная техноанархия. Жуткий финал романа заставляет задуматься об отставании прогресса духовного от прогресса научного и о хрупкости демократии и гуманизма перед мнимым величием мифических «строек коммунизма». Попутно автор проясняет в духе, масштабе и стиле Олафа Стэплдона, что же случилось за столетия с цивилизацией роботов и откуда на земле заново возникли люди (часть настоящих людей улетела в космос , люди теперешние Земли — порождение постбиологической эволюции ). Можно сказать, что Олдисс творчески развил несколько знаменитых эпизодов из «Последних и первых людей» и явно предшествует техноэволюционным фатурологическим изысканиям Лема.

Оценка: нет
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что не люблю в литературе, и в частности, в фантастике, это модернизм, сюрреализм, кубизм, черный квадратизм и иную чушь. Это не означает, что я не люблю сложные по разгадке произведения, требующие осмысления... Но, когда тебе подсовывают сверх заумный текст, как некий срез неизвестно чего, замешанного на обрывках фактов, неких эмоций, сверх переживаниях, где нет начала и нет конца... Когда читатель должен домысливать, развивать и строить собственную вселенную... Я свою уже давно построил, но мне интересна чужая Вселенная, как нечто целое. Одним словом, каждому решать самому, я останусь при своих.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очередной апокалипсис миновал: роботы, поднявшие в предыдущем эпизоде восстание против человека, передрались между собой, а затем покинули Землю на космических кораблях. Перед уцелевшими людьми в очередной раз встает вопрос: стоит ли восстанавливать цивилизацию в прежней форме или всё же изменить ее базовые принципы, чтобы повторно не наступить на те же самые грабли?.. Надобно отметить, что в этой новелле автор изрядно «напустил туману», изложив свою задумку чрезвычайно сложным и мудреным языком. Как говорится, без бутылки не понять, о чем тут говорится. Не знаю, зачем автору понадобилось так мудрствовать, ибо считаю, что доносить до читающего свои мысли нужно максимально просто и эффективно. Все эти штучки в стиле «новой волны» делают текст настолько неудобочитаемым, что отпадает всякое желание знакомиться с ним. Тем более, что заложенная в него философия не так уж и заумна и должна быть понятна каждому закончившему среднюю школу. А так совершенно непонятна роль шалопая Ялеранды (кроме того, что он банально подставил престарелого человека). Мне видится только одно объяснение: молодое поколение решило избавиться от стариков, чтобы те не мешали им наступать на прежние грабли. Правда, направшивается и двусмысленная аналогия: Чан Хва, когда-то давно попавший в будущее из прошлого, отправляется в обратном направлении (т.е. в небытие) из-за неспособности внутренне принять это самое будущее. Но это только мое предположение, которое не во всём подтверждается авторским текстом. Кстати, во время наблюдения за героем новеллы мне в голову пришла неожиданная мысль: путешествия в будущее возможны! Ведь именно так всё и произошло с Чан Хва: его забрала в свое время будущая жена, прибывшая на портматтере. Для нее это было путешествие в ЕЕ прошлое, так что с физикой и философией противоречий нет — дорога уже была «накатана». А вот для самого Чан Хва эта дорога была абсолютно новой, неизведанной, ведущей в ЧУЖОЕ будущее. Наверно, поэтому он так сильно мучился душевно. Тем более, что борьбе против войны предпочел постыдное бегство в относительно безопасную эпоху. Если исходить из такой трактовки его поступка, то постигшая его кара кажется логичной и справедливой, ибо она восстанавливает порушенное когда-то равновесие.

------------

РЕЗЮМЕ: рассказ о моральном конфликте между прошлым и будущим, который показан в форме противостояния отцов и детей. Слишком заумно, туманно и непонятно для среднего читателя.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне этот рассказ понравился больше других фрагментов цикла «Галактики как песчинки». В нём есть нечто от Олафа Стэплдона, эпическое ощущение длительности временных эонов и вписанности человека в эпоху. Старик, вырванный из своего времени и проживший, по сути, чужую жизнь, примиряется с тщетностью своего существования. Надежда, как ложь, предательство, как освобождение, убийство, как милость... Очень красивый вечерний рассказ. Даже странно, что Олдисс продолжил историю человечества после этой элегии.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если бы молодость знала, если бы старость могла.

Смысл рассказа лежит на поверхности. Это противопоставление мудрого старика и его юного нетерпеливого преследователя, двух сторон обожжёной горы и двух путей для человечества. Изящно, но как-то уж слишком медитативно и неторопливо. Понравилось меньше других рассказов сборника «Галактики, как песчинки», хотя для общей концепции сборника это существенный вклад.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх