Владислав Крапивин «Лужайки, где пляшут скворечники»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое | Философское
- Место действия: Параллельный мир/вселенная | Альтернативная история нашего мира (Земли) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Артем после войны в одной кавказской республике возвращается в город детства. Случайная встреча с подругой детства Анитой определяет его дальнейшую жизнь. Где жить? В типичном российском городе времен «становления начального капитала» или в параллельном мире «безлюдных пространств»? И там, и там свои проблемы, свои трудности.
И призрак прошедшей войны не отстает от Артема...
Первая публикация в журнале «Уральский следопыт» — № 11 (стр. 29-55) и № 12 (стр. 19-52) за 1999 год, и № 1 (стр. 23-49) и № 2 (стр. 19-40) за 2000 г. С иллюстрациями Е. Стерлиговой.
Входит в:
— цикл «Безлюдные пространства»
— журнал «Уральский следопыт 1999'12», 1999 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 224
Активный словарный запас: высокий (3072 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 47 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 38%, что близко к среднему (37%)
Награды и премии:
лауреат |
Урания, 2001 // Малая Урания (роман) |
Номинации на премии:
номинант |
Урания, 2001 // Большая Урания (роман) | |
номинант |
Бронзовая Улитка, 2001 // Крупная форма добавлен решением Оргкомитета | |
номинант |
Интерпресскон, 2001 // Крупная форма (роман) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Тимолеонт, 21 августа 2024 г.
Наверно, в карьере многих писателей бывает такое, что либо в голове, либо в черновиках у него накапливается определённое количество историй, слишком мелких для отдельного издания. Раньше эта проблема решалась за счёт журнальных публикаций, гонорары за которые были для многих авторов вообще основным заработком, но уже в 90ые популярность литературных журналов трагично рухнула. При достижении критической массы таких историй только и остаётся, что белыми нитками связать их в формально единую историю и опубликовать как роман.
По отдельности каждая история пляшущих скворечников — более-менее хороша, несмотря на моментами ОЧЕНЬ сомнительные моральные посылы, странные сюжетные ходы и действия персонажей. Но они просто-напросто не складываются в единую историю, и никакими флешбеками, альтернативными временными линиями и «книгами в книге» это не прикрыть. Чего стоит только бесконечно бестолковый эпизод с очередным «спасением цесаревича», на которые я натыкался уже раз двадцать в разных произведениях художественной культуры.
В общем, честное слово, лучше бы это была какая-нибудь антология, вроде «Рассказы жителей лужайки, где пляшут скворечники».
strannik102, 1 октября 2020 г.
Кто-то же должен делать Весну...
В этом романе автор отходит от привычной для постоянных читателей Крапивина схемы. Потому что книга начинается не с рассказа о синеблузом и красногалстучном счастливом (или тревожном) мальчишечьем детстве. А перед нами предстаёт молодой, однако уставший душой (послевоенное проклятие всех воевавших и убивавших) мужчина. И хотя чуть позже Крапивин отправляет читателя в воспоминания Артёма о его пионерсколагерном подростковом детстве и о романтической дружбе с девочкой, однако мы всё равно помним о том, что это только подводка к жизненной ситуации Артёма. А вот дальше включаются знаменитые крапивинские Безлюдные пространства — правда на этот раз они не совсем безлюдные, и потому Артём попросту поселяется в них вместе со своей избранницей и её младшим братом. И тут возникает оригинальная ситуация: город вроде бы и знает обо всех этих площадях и территориях, и даже как-то пытается управлять ими (в смысле просто как бы давать разрешение на приобретение того или другого клочка земли на этой окраине города), однако же и совсем подчиниться городу эти Пустыри не хотят, о чём читатель узнает чуть ближе к концу повествования.
Конечно же происходят какие-то важные жизненно-бытовые события и происшествия, и постепенно Артём начинает всё более серьёзно верить и в само существование этих самых Безлюдных пространств и в существование особого города в междумирье — куда денешься, коли ты сам физически (физически?..) побываешь там и насмотришься всякого.
Вторая часть книги является едва ли не отдельным и независимым повествованием. Я имею ввиду встроенный в текст рассказ/пересказ неизданной (или всё-таки изданной?) книги о чёрных кирасирах, написанной одним из персонажей — содержание совсем отдельное и никак не связанное с основным сюжетом повести. Хотя как несвязанное — получается, что связанное.
Конечно же, Автор закручивает лихую пространственно-временную петлю, перемешивая события настоящего, прошлого и будущего в один гордиев клубок выборов — торчат из клубка несколько нитей, тяни за какую хочешь, но знай, что за каждым Выбором следует то или иное последствие. И выборы-то всё такие, что не каждому врагу пожелаешь встать перед такой дилеммой.
В результате, даже толком и не понимаешь, к какому читателю обращается Владислав Крапивин — к мальчишкам излюбленного крапивинского возраста в 10-12 лет, или к людям более старшего возрастного периода. Но совершенно отчётливо знаешь, и тому и другому читателю книга будет и интересна и полезна. Думать заставляет и приучает.
Грант, 19 мая 2015 г.
Соглашусь с tanny: любовная линия Артёма и Нитки — не совсем для детей... И вообще, эта книга произвела странное впечатление. Узнаваемый «крапивинский» стиль, но впечатление, будто книгу писал кто-то из отрицательных героев. И ещё — вот такой предложу ракурс.
Вот вы знаете, у нас в России есть такой писатель, пишет довольно известные фэнтезийные боевики в псевдославянском стиле. Достаточно грубые порой, с шуточками, с физиологическими подробностями. Ну, все поняли, о ком речь. Но, извините, даже у этого писателя страшная пытка не изображается в деталях, а намекается по реакции персонажа. Ну, что он там, увидав за кустами эту пытку, выбрался бледный и его подташнивало.
Так вот. Хорошие впечатления о прекрасном изменяющемся городе, о тёплой тишине Безлюдных Пространств — они останутся, но будут скомканы сценой той жестокости, пытки, о которой я узнал из этой книги. И зачем мне вообще о ней знать?
Разочарован. (Повторюсь, что такое, похоже, у всех книг цикла о Безлюдных Пространствах).
P.S. Кстати говоря, Пэтэушник тут чуть ли не единственный, кто предлагает другой взгляд на происходящее, и это правильно — господа, нужно иметь свою голову на плечах. Я, конечно, понимаю, что «у большого автора всегда найдутся злопыхатели», но для Крапивина иногда дети перевешивают, кажется, всё остальное. И тут перед нами конфликт — то, что готовились сделать Птичка сотоварищи, и то, что сделал Артём. М-да.
Пэтэушник, 7 августа 2011 г.
Книга интересная, но от некотрых моментов хотелось плеватся.
Когда читаеш сначала, думаешь что же там было в прошлом у главного героя, чего он так боится. Потом выясняется
«И был он, к тому же, не трус. Наоборот. В бою такой не подведет. Может, потому что на свою жизнь он давно наплевал, так же, как на чужие. Порой делался совсем как боевой товарищ. Так сказать, друг и брат. Один раз оглушило меня и царапнуло осколком, так он перевязал, дал глотнуть из фляжки.» — это про, так сказать, «антигероя» Птичку. После той сцены он у меня любимый персонаж, а то что он типа против «хороших» так любой бы хотел отомстить за предательство.),
Подумайте читатели — вы лично предпочли бы видеть на войне сослуживцем такого как Птичка, или интелигентика-соплю который может порешить вас даже не потому что вы не так посмотрели а ради врага и своих «гуманных» идеек??
Предлагаю аналогичный сюжетик: солдат армии Югославии перестрелял своих бойцов ради спасения америкашек. Да такой ещё хуже врага.
P.S. я конечно понимаю что моя точка зрения отличается от общепринятой «гуманистической», но я не могу положительно оценить тот поступок (предательство), что описал автор.
tanny, 28 декабря 2012 г.
не самая лучшая книга. Одна из худших. Отвращают садистские сцены, и даже любовная линия Артема и Нитки — пошло и противно, для детей это совсем лишнее. Крапивин упивается сценами, где над мальчиками издеваются. Читаешь и думаешь, а нормальный ли он вообще. В ранних произведениях — у него были такие персонажи второго плана, которые издевались над мухами, устраивали им похороны и облизывали красные губы. Потом, после 90-х когда можно стало писать всякую чернуху — он стал описывать, как над мальчиками издеваются, устраивают им поминки и облизывают губы... Этого много, чересчур много даже. Надоело.
У него есть замечательные книги, прекрасные, но есть такие, за которые начинаешь ненавидеть автора.
LAN, 24 января 2009 г.
По моему скромному мнению (ИМХО:smile:) одно из лучих поздних произведений Командора. Оригинальный сюжет, в котором тесно сплетаются миры (наш и знаменитых «безлюдных пространств»), живут, радуются, любят и ненавидят герои; где самые несбыточные желания вопреки всему становятся явью, а добро все-таки побеждает зло. Прекрасный «вкусный» крапивинский язык. А, главное, замечательная вставная героическая повесть «Черный кирасиры», цитату из которой я не удержусь и приведу: «- Надеюсь, вы сделаете все возможное. — Все возможное, — бесстрастно подтвердил полковник. — И невозможное. И сверх невозможного тоже...»
Кисейная Барышня, 21 марта 2009 г.
Ещё одно не по-детски серьёзное произведение от Владислава Крапивина. Даже главный герой Артём Темрюк здесь уже не мальчик, а вполне взрослый молодой человек, который уже много повидал, много чего пережил и даже прошёл через войну. Но он сумел сохранить в себе частичку беззаботного мальчишки, которым он когда-то ездил в летний лагерь. Это и помогло ему преодолеть жизненные трудности и невзгоды. Здесь есть любовь, смерть, дружба, одиночество, горечь потерь, призраки прошлого, которые никак не могут уйти и оставить в покое, и тут же — обычная жизнь в тяжёлые для нашей страны постперестроечные времена со всеми их трудностями и проблемами. Но есть возможность уйти от этих проблем в другой маленький мир — туда, куда могут попасть только хорошие люди, где весело и беззаботно играют дети, где действуют собственные правила и законы, на небе одновременн светят луна и месяц, а на лужайках пляшут скворечники.
Характерная особенность этого романа — «книга в книге» — повесть о чёрных кирасирах, которая вполне даже могла бы существовать как самостоятельное произведение, если провести некоторую доработку. Она не выглядит «заплаткой» на фоне основного романа, а является органичным дополнением, в конце даже оставляет свой вклад в действия романа.
Произвёл впечатление таинственный, вечно меняющийся и растущий город семи пятниц с его узкими улочками, фонтанами, погружённый в «добрую» темноту. Город описан шикарно. Такое чувство, как будто я увидела его собственными глазами.
Единственное, что в процессе чтения не совсем понравилось — связь между временами и мирами слишком зыбкая и непонятная, не очень логичная. В частности в том, что касается Птички — ощущение какой-то недосказанности, нераскрытости. Хотя, возможно, автор именно это и хотел — загадку. В конце концов, это и не так важно. Самое главное, что объединяет все миры — это любовь. Она даёт силы пережить беды и всевозможные неприятные сюрпризы, которые иногда преподносит жизнь. И за все наши сегодняшние поступки — хорошие и плохие — завтра нам придётся отвечать.
Письменник, 13 апреля 2009 г.
Класс! Самое приятное впечатление от книги с начала 2009 года! Этот роман познакомил меня с творчеством Владислава Крапивина и знакомство, скажу вам, преприятнейшее. Книга о жизни. Книга о дружбе и любви (первой и чистейшей). Читается на одном дыхании!
«Памяти Виталия Бугрова, который лучше всех понимал, что нет никакой фантастики, а есть только жизнь». Этот эпиграф как ничто лучше отражает смысл романа. Читайте!
Мне особенно интересно и ценно было это чтение, ибо события, описанные в «Лужайках..» совпали с моим детством. Книга, помимо радости пропитана горем. Но в конечном счете, добро все же побеждает!
amak2508, 26 марта 2009 г.
Типично крапивинская вещь: прекрасный слог, необыкновенная легкость чтения, симпатичные герои и, наконец, обязательное для лучших книг автора путешествие по загадочному, но с первого взгляда видно, что доброму и прекрасному городу. Вообще описание блужданий героев по незнакомым и при этом каким-то необычным, таинственным местам — это то, что удается Крапивину просто блестяще. Многие страницы повести безоговорочно понравились. Даже вставная повесть о черных кирасирах — хотя, в принципе, включение одного независимого произведения в другое, более крупной формы — это, наверное, не есть хорошо.
Но вот эта жесткость (если не жестокость), вошедшая в книги автора вместе с нашим непростым временем (здесь это эпизоды локальной войны, встречи с Птичкой, мафиозные разборки..) — радости и удовольствия читателям книг Крапивина она точно не добавляет... Если вспомнить более ранние книги писателя, то они однозначно были светлее и добрее. Даже первые повести цикла «В глубине Великого Кристалла», при всем их трагизме выглядят оптимистично... Эта книга — нет..
Оценка между 7 и 8: первые три четверти книги читаются просто великолепно, а вот заключительные главы автору явно не удались.