fantlab ru

Карл Эдвард Вагнер «Дорога Королей»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.08
Оценок:
166
Моя оценка:
-

подробнее

Дорога Королей

The Road of Kings

Другие названия: Конан-мятежник

Роман, год; цикл «Конан»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 26
Аннотация:

Будучи наемником в армии короля Зингары, Конан убил в поединке местного офицера и был приговорен к повешению. Однако в день его казни мятежники, обитающие в Преисподней Кордавы — развалинах старого города — спасая одного из своих, избавили от смерти и варвара-киммерийца. Чувствуя себя в долгу перед спасителями и к тому же не представляя, что делать дальше, Конан присоединяется к бунтовщикам, к которым как раз обратился стигийский колдун Каллидиос, предложивший свою помощь в свержении короля.

© Nog

Входит в:

— цикл «Конан»  >  Произведения американских авторов

— антологию «Сага о Конане. Том I», 1994 г.

— антологию «Пепел империй», 1996 г.



Конан-корсар
1992 г.
Конан-мятежник. Поход изгоев
1992 г.
Сага о Конане. Том I
1994 г.
Пепел империй
1996 г.

Самиздат и фэнзины:

Дорога королей. Карсон на Венере
1974 г.

Издания на иностранных языках:

The Road of Kings
1979 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как известно многим любителям разного рода мрачной, темной литературы, Карл Эдвард Вагнер — очень сильный, талантливый писатель. Самое важное его достижение на литературном поприще — цикл про неистового воина-колдуна Кейна. Это истинное темное фэнтези, возможно один из первых настолько густо выдержанных образчиков жанра. Когда-нибудь мы обстоятельно поговорим о Кейне, об этом рыжем хитром ублюдке, что творил от скуки такую чернь, что вам и не снилась. Но это будет не сегодня.

Что интересно, некоторые называли Вагнера настоящим идейным последователем Роберта Говарда. Но как выяснилось позднее, Вагнер открыл Говарда для себя уже после того, как стал писателем. Но когда открыл, оценил его по достоинству, и выпустил несколько сборников Говарда под своей редакцией, ибо у Вагнера было свое издательство «Carcosa Press». Более того, Вагнер написал и выпустил два романа по мотивам творчества Техасского Мечтателя. Один был про последнего короля пиктов, Брана МакМорна, а второй, о котором и пойдет речь в этой рецензии, про самого Конана из Киммерии. Еще из занятного — писатель был одним из сценаристов запланированного третьего фильма о Конане с Арнольдом Шварценеггером, который по итогу так и не был снят. Это конечно была большая потеря для кинематографа, ибо планировался фильм по шедевральному «Часу Дракона» Говарда, и ожидалось возвращение Джона Миллиуса в режиссерское кресло... но это я отвлекся.

Честно говоря, по ряду причин, я немного боялся браться за «Дорогу королей», ибо на одном известном литературном агрегаторе у романа стоит чуть выше 7/10, что является хорошей оценкой, но для работ Вагнера несколько ниже ожидаемой. К примеру, второй роман писателя по работам Роберта Говарда, «Легион из тени» про Брана МакМорна, набрал выше 8/10 и слывет отличной работой, великолепным продолжение «Червей земли». Произведения про своего воина-колдуна Кейна так же имею очень высокие оценки и обрели культовый статус в рядах ценителей жанра.

К тому же, до прочтения я уже знал, что работа над «Дорогой королей» была затруднена тем, что Спрэг де Камп и Лин Картер в том же, 1979 году, выпустили свой роман про одно ключевое событие жизни Конана, о котором и собирался писать Вагнер. Да, как многие уже догадались, он планировал свой роман про свержение тирана Нумедидеса, короля Аквилонии. Эта история не была рассказана Робертом Говардом, и многие писатели хотели заполнить этот пробел. И вот Вагнер уже всё продумал, написал черновики, озаглавил будущую работу как «День Льва», и тут выходит книга Спрэга де Кампа и Лина Картера «Под знаменем Льва / Conan The Liberator», и писатели как бы этим условно говорят Вагнеру, что эта страница истории Конана уже ими занята.

По итогу всех этих мытарств, Вагнер начал писать другую историю, «Дорогу королей». Но то ли сроки поджимали, то ли писателю так хотелось выразить некоторые свои уже наработанные идеи, он решает использовать свои же черновики из «Дня Льва», которые привели к тому, что история «Дороги королей» тоже крутится вокруг свержения еще одной зажравшейся задницы из своего уютного трона.

Место действия романа — Кордава, столица королевства Зингара. Время действия — Конан еще молодой, где-то 20 лет ему. После его воровских приключений в Аренджуне, и видимо совсем недалеко от событий рассказа Говарда «Сплошь негодяи в доме», потому как там действие проходило в неназваном городке на торговом тракте «Дорога королей», который заходит и в Зингару. Так что название романа тоже вполне может служить и подсказкой на хронологию событий.

В Зингаре, Конан поступает наемником в армию короля Римонендо. И как это часто бывает у нашего киммерийца, кто-то на кого-то криво посмотрел, и вот уже в честном поединке Конан выпускает внутренности своему командиру. Всё было сделано по чести — вокруг стояли солдаты, и могли это подтвердить. Но не гоже наемнику поднимать меч на своего командира — так решил генерал, и приговорил Конана к петле. Но петля в Зингаре никогда особо не провисает без висельника, поэтому в тот день, когда Конана должны были повесить, с ним могли болтаться еще семь таких бедолаг. Но болтаться будут не только лишь все — среди висельников имеется видный деятель-революционер Сантидио из повстанческой организации «Белая роза», которого его идейные товарищи будут вызволять из петли. А Конан что, он всегда за любой кипишь и движ, ибо как известно «Движение — это жизнь». В этот раз, в прямом смысле.

Так Конан попадает в местное, и весьма пестрое подполье. Точнее сказать, в «Преисподнюю» Кордавы. Это весьма колоритный район города, который ранее в следствие землетрясения ушел под воду (Кордава — портовый город у моря). Точнее что-то ушло полностью, что-то не до конца — в общем это настоящая «Венеция» из руин и затопленных тоннелей. И все «сливки общества» в лице воров, убийц, и прочих проституток ушли в эти тоннели, где их весьма сложно достать и выкурить. Конечно, там же прячутся и любые неугодные королю, к примеру, повстанцы из «Белой розы». А курирует всеми делами в этом экзотическом месте, местный «Робин Гуд», король воров — Мордерми. Он же весьма тесно взаимодействует с «Белой розой». Король Римонендо же на события в Преисподней смотрел спустя рукава — пусть там Мордерми наводит свои воровские порядки, главное что не покушается на королевский пирог.

Но пирог все же выглядел очень аппетитно, и наша бравая компания из воров и идейных аристократов решается на дерзкое ограбление на балу у короля. Такое король уже простить не мог, и маховик событий начинает крутиться с утроенной скоростью. К тому же, к событиям подключается некий таинственный стигийский чародей, так что уже всё завертелось — не остановить.

В общем, история очень добротная и ладно скроенная. К логике событий не придраться — все четко, лаконично и динамично. Есть и сражения, есть и заговоры фракций, колоритные персонажи, неожиданные повороты, есть и магия, ужас забытых склепов и наследие давно ушедшей эпохи. А какая эпоха была перед Хайборейской? Да-да, наследие той самой, не менее любимой :)

В общем, есть весь набор того, что мы любим в историях про Конана. Это очень компетентно собранный, интересный роман, проглатываемый на одном дыхании. Профессиональная работа талантливого писателя. Но почему же тогда у него не столь высокий рейтинг, как у ряда других работ Вагнера, или некоторых других продолжателей дела Говарда? Для себя я выделил несколько причин.

Вагнер мог писать гораздо более ярко, остро, непредсказуемо, и с большей выдумкой. Его цикл про Кейна — прямое тому доказательство. Притом, вплоть до последней главы, я был практически полностью доволен написанным, но поглядев, насколько мало осталось до конца произведения, я практически сразу понял, что конец будет таким, каким он и стал. И это станет для меня наибольшей, основной проблемой, ибо я её прогнозировал еще до того как начал читать, узнав какие события будут затронуты в романе. И что интересно, по ходу развития сюжета я видел, как можно было миновать эту проблему, и мне казалось, что Вагнер идет именно по этому пути. Но последняя глава пошла по пути наименьшего сопротивления. В рамках сюжета самого романа с последней главой всё хорошо — события завершились логично (за исключением одного финального, о чем ниже), хоть и весьма предсказуемо. Не хватило перчинки, не хватило эпика, какого-то форс-мажора — как будто Вагнера подгоняло племя диких пиктов, и он по-быстрому, дежурно завершил все линии, вставил вместо развернутого эпилога «глубокое философское изречение» и был таков.

Но не это является для меня той самой «основной проблемой». Ею является то, что благодаря такому финалу, я не могу никуда хронологически добавить эту историю в классическую сагу о Конане. Согласно «Дороге королей» культовый варвар уже в 20 лет должен был стать королем, только не Аквилонии, а Зингары. Но ведь его впереди ещё ждут все эти чудесные приключения из рассказов Роберта Говарда, которые по сути невозможны с тем бэкграундом, который заработал Конан в приключении Вагнера. То, что он отказался от короны не совсем логично и обусловлено лишь будущими его приключениями. Даже если учесть его молодость, и что он мог так взбрыкнуть по своей горячей крови, устав от постоянных козней и предательств последних месяцев, то все равно слава о его деяниях в Зингаре уже должна греметь на доброй половине Хайбории, и ему бы не приходилось снова кровью и потом зарабатывать золото и чины в своих следующих приключениях. Уж слишком масштабны события, которые были в «Дороге королей». Собственно после таких же, соизмеримо масштабных событий, Конан и стал королем Аквилонии. Так что «Дорога королей» и правда должна была быть о свержении Нумедидеса — тогда она бы по праву заняла свое законное место в Саге.

Поэтому, минуя таким образом первоначальную серию Роберта Говарда, и классическую сагу, сформированную Спрэгом де Кампом и Лином Картером, роман Карла Эдварда Вагнера официально причислен к глобальному, общему межавторскому циклу о Конане, где за множество десятилетий, десятки авторов разного калибра написали сотни историй. Естественно, в таком огромном наборе событий физически не хватит и тысячи человеческих жизней неугомонного варвара, чтобы все это уместить хоть в какое-то подобие стройного таймлайна. Как говорится: «Гуляй рванин... т.е. Конина!»

Но в любом случае, повторюсь, сам по себе роман замечательный. И стоит того, чтобы его прочитать или прослушать. Сам я слушал его в великолепной озвучке Дмитрия Оксанина, чего и вам советую, если решитесь тоже вместе с Конаном пройти по этой «Дороге королей».

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

По собственному признанию, Карл Эдвард не знал о Роберте Говарде в те годы, когда создавал своего таинственного героя-одиночку Кейна, который наделён некоторыми чертами героев Говарда. Однако когда узнал, то подробно ознакомился с творчеством Техасского Мечтателя. И однажды пришло время написать о самом знаменитом герое Говарда, по договору с издательством. Изначально у Вагнера был план написать роман о том, как Конан получает корону Аквилонии, — об этом сам писатель поведал в статье «День Льва» (таким было рабочее название самого романа, отсылающее читателя к похожему говардовскому названию — «Час Дракона»). Вагнер собрал фактологический материал из канонических произведений о киммерийце, расставил реперные точки, выписал основных действующих персонажей и распланировал базовую фабулу, однако в итоге не успел реализовать замысел, так как на это событие в биографии Конана положили глаз Лайон Спрэг де Камп с Лином Картером, написав и выпустив в 1979-м году свою версию под названием «Conan the Liberator» («Под знаменем Чёрных Драконов» или «Под знаменем Льва» в переводах). Поэтому Вагнеру пришлось переместиться по таймлайну и написать другое приключение киммерийца. Кое-что из первоначального замысла всё же перекочевало в новый сюжет, а именно момент со свержением узурпатора, вот только не в Аквилонии, а в Зингаре, и лидером восстания явился не Конан, но местный предводитель, к которому киммериец присоединился в знак благодарности за спасение от казни.

«Дорога Королей» — название не случайное: помимо того, что так в Хайборийскую эру назывался западный торговый путь с севера (Аквилония, Немедия) на юг (Офир, Аргос, Зингара), у Р. И Говарда есть ещё одноимённое стихотворение «The Road of Kings» («Путь короля» или «Дорога королей» в переводах), строфы из которого стали эпиграфами к «Алой цитадели» и «Фениксу на мече» — новеллам, в которых Конан предстаёт перед читателями уже королём Аквилонии. Всё-таки Вагнера не покидала идея показать развитие личности Конана, его рост и переход от авантюриста-наёмника к эффективному лидеру и политику. И поскольку восстание против Нумедидеса Аквилонского оказалось занято другими авторами, Карл Эдвард взялся за, можно сказать, репетицию низложения королевской власти варваром в другой державе (Зингара) задолго до событий новеллы «За Чёрной рекой» и последующих турбулентностей в Аквилонии, приведших Конана в итоге на престол.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Краткое содержание (можете пропустить этот абзац, если ещё не читали книгу и желаете избежать спойлеров). Конану здесь чуть за двадцать:«подвиги» в Аренджуне, Городе Воров, оставлены в прошлом, и, когда земля начинает гореть под ногами, киммериец вступает в армию короля Зингары, Риманендо, в качестве наёмника. Убив на дуэли офицера гвардии, капитана Риннову, Конан попадает на виселицу, но в день казни его, вместе с приговорённым зингарским мятежником Сантидио, спасают другие мятежники, повстанцы из организации «Белая Роза» во главе с бесстрашным Мордерми и его любовницей, сестрой Сантидио — Сандокадзи. Киммериец присоединяется к ним — ну не в армию же возвращаться, в самом деле — и погружается в перипетии революционной борьбы в Кордаве, столице Зингары. Всё довольно-таки сильно напоминает американский боевик, в котором благородный гринго-спецназовец помогает угнетённым борцам за свободу свергнуть мерзкого тирана вымышленной латино-американской страны. Тем более, что зингарские имена звучат по-испански. Конан с революционерами совершает налёты, экспроприирует королевские сокровища — в общем, ведёт нормальную, цивилизованную жизнь. Но только до тех пор, пока в судьбе повстанцев не появляется загадочный стигийский чародей Каллидиос. Тот убеждает мятежников заключить с ним союз — и вот, в решающий момент, когда восстание переходит в горячую фазу и, из-за усилившихся роялистов, едва не терпит крах, колдун приводит Последнюю Гвардию — каменных воинов из затонувшего города, поднятых и приведённых в движение древними заклинаниями. В результате неугодного властелина удаётся свергнуть, и корону получает один из предводителей повстанцев — Мордерми. Конан становится его военачальником и ездит с войсками по стране, громя оставшиеся армии непримиримых королевских лордов. Колдун Каллидиос тем временем становится советником Мордерми, и тот, попав под колдовское влияние, начинает устранять бывших союзников по «Белой Розе» — кого на плаху, кого в темницу — а народ угнетает ещё жёстче, чем предшественник, недовольных же устраняет Последняя Гвардия, управляемая Каллидиосом. Конан, приехав в столицу, тоже попадает в каменный мешок, где встречает также арестованного Сантидио. Но им помогает выбраться Сандокадзи, к которой всё ещё не охладел ставший королём Мордерми. Усыпив стражу и передав узникам ключ от темницы, девушка сообщает, что у них с Сантидио есть ещё сестра по имени Дестандази, изгнанная в малолетстве из Зингары и ставшая пиктской жрицей Джеббал Саг. К ней-то в Пиктские Пущи и отправляются беглецы, в то время как подлый чародей Каллидиос всё-таки убивает Сандокадзи. С помощью найденной Дестандази и её колдовства Джеббал Саг, дающего власть над разными животными, герои проникают в королевский дворец Кордавы и совершают ещё одну революцию, устранив стигийца и короля-узурпатора. В конце Сантидио предлагает корону Конану, но тот отказывается с формулировкой, что, мол, насмотрелся я на метаморфозы, происходящие с королями. «Я не передумаю. И не передумаю до тех пор, пока не пойму: человек развращает власть или власть человека». Эта глубокомысленная сентенция Конана и есть финальная фраза романа, и киммериец отправляется странствовать дальше, а королём Зингары становится Сантидио. Занавес.

Что можно сказать по итогу? Не лучший образчик прозы Карла Эдварда Вагнера, роман проигрывает сравнение с главными произведениями Говарда о Конане, но при этом неплохо выглядит в ряду опусов других продолжателей Саги. Характер Конана получает здесь дополнительную глубину. Помимо варварской удали, в нём проявляется особое благородство и верность своим, для «цивилизованных людей» непонятным, жизненным правилам. Например, идёт до конца, помогая людям, спасшим ему жизнь. Или, ещё в лагере повстанцев, отвергает сексуальные домогательства очень даже привлекательной зингарки Сандокадзи, объясняя, что приключения на одну ночь не получится, что он женщин с другими не делит, а раз она девушка Мордерми, то он не станет «убивать друга из-за бабы». И в финале, когда добровольно отказывается от королевства, рефлексирует на тему власти и как она меняет человека. Здесь, конечно, больше видно самого Вагнера, чем исконного говардовского Конана, но даже меняя киммерийца, писатель не искажает его сущнось в худшую сторону, чего не скажешь о многих других «продолжателях». И, справедливости ради, если бы оказался реализован «День Льва», а не этот вариант на замену, то, верю, что получилось бы лучше и органичнее. Так что я не назвал бы «Дорогу Королей» слабым продолжением Саги о Конане — скорее слабым романом для самого Вагнера. А почему? А потому что другие книги он писал гораздо круче.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неплохо продуманный роман, с интересными сюжетными линиями. Где можно встретить дружбу,предательство, гордость, честь, порядочность. Понятное дело роман не претендует на лавры какого нибудь особенного, уникального творения о Конане. Но сделано все вполне прилично.

Лично для себя из недостатков заметил лишь чересчур политизированный подтекст. Считай весь роман разговоры о том как одна политическая группировка обдумывает планы, а после сменяется на новую снова недовольную. Стоит отметить что и Конан больше представлен как политическая пешка, можно даже сказать мягковат в чем то и нерешителен.

Думаю роман больше ориентирован на истинных фанатов Конана.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

хотя Вагнер является одним из моих любимых фэнтези-авторов, следует признать, что написание романа о Конане для него было просто сторонней подработкой, к которой он отнесся довольно легкомысленно.

хотя роман и является крепко сколоченной работой, уверенно следующей по канве «пастиша о Конане, созданного авторами 70-х», в то, что он написан рукой человека, который создал «Месть Линортиса», «Темную богиню» и «Глубокое течение» верится с трудом.

думается, что в никак не относящихся к Конану произведениях Вагнера можно найти больше «духа Говарда».

Конан выступает в роли своего рода «революционного генерала» во время сверженния монарха в Зингаре.

король Риманендо изображенный, (как почти все фэнтезийные деспоты) не как «жесткий, авторитарный правитель, преследующий некие цели», а как одуревший от пьянства и вседозволенности, почти пародийный в своей развратности и трусости «Нерон», был свергнут с престола заговорщиками. в рядах последних есть и идеалисты из числа грамотных, и оттесненные от кормила власти представители старых дворянских родов, и преступные элементы, и один изгнанный из Стигии маг...

по завету отца-основателя серии «революция устанавливает худший режим, чем свергла» и события начинают развиваться по мотивам якобинского террора («революция пожирает своих детей»).

Конан, в версии Вагнера отчего-то приобретший никак не свойственную ему в оригинале религиозность (все время его тянет перед важным делом помолиться), но в общем поданный с достаточным уважением, выступает в роли военного вождя восставших и исполнителя «особых поручений».

к распрям в рядах мятежников примешивается зловещая древняя магия, поднятые со дна морского каменные (кто сказал терракотовые?!?) воины некоего древнего короля, которые некогда решили исход восстания, а ныне остаются абсолютным оружием в руках мага, преследующего свои, иные цели.

противопоставить что-то колдовству стигийца может только магия Пиктской Пустоши, куда Конан и отправляется, преследуемый кровожадным умертвием...

несколько схематичное изложение, ярко, но довольно условно обрисованные герои (если уж «молодой идеалист» так идеалист, если уж «деспот», так деспот, некая многомерность есть только в бандитском главаре, превращающемся в местный аналог Робеспьера), достаточно вольное обращение с говардовскими входными данными можно отнести к недостаткам романа.

в плюсах — прорывающаяся временами истинно-вагнеровская мрачновато-обреченная атмосфера, элементы хоррора, зловеще и неприглядно поданная некромантия, угрожающие именно своей правдоподобностью (несмотря на армию големов) описания гражданской войны, политических «чисток» и террора, приведших к запустению и разорению страны.

я поставил 7 из 10, из которых один балл накидываю именно за описания постреволюционного террора.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Недурной роман о похождениях молодого Конана в Зингаре. Написано неплохим языком, сюжет не бредовый, персонажи живые — читается легко. Роман, правда, стоит несколько в стороне от классического развития событий Саги. Всё-таки, свержение двух королей в Зингаре + два восстания и военные походы в которых участвовал Конан в роли главнокомандующего — это не совсем малозначимые события и они должны были получить дальнейшее развитие в Саге... В конце-концов, он почти стал королём Зингары!

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чем хороша книга с продолжением, так это, помимо описания очередного приключения главного героя, ещё и развитием характера этого самого героя. С Конаном для меня, к сожалению, пока обратная ситуация. Надёжный и нерушимый, как гранитная скала, символ постоянства в изменчивом мире меча и магии он стал невольным заложником традиции, основанной Говардом, и продолженной в данном случае Вагнером. Ну чем Этот Конан-мятежник отличается от предыдущего Конана-кем-бы-он-там-ни-был-раньше? По-моему, правильный ответ: ничем. А часто повторяемая буквально традиция превращается в рутину, независимо от количества отрубленных конечностей, полюбленных непризнанных принцесс и найденных заколдованных сокровищ. У Вагнера был шанс сделать историю более интересной и менее предсказуемой: в самом начале романа Конан оказывается на эшафоте с петлёй на шее, и верёвка уже почти натянулась, но...Конечно, можно долго любоваться гранитной скалой, но всё-таки и она подвержена изменениям, хотя бы в том смысле, что в разное время суток по разному освещается солнцем. В этот раз Конану с солнцем не повезло.

Оценка: 5
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересный роман. Судя по всему -попытки издания текстов Говарда без поздней

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
редакторских правок Л.С.Де Кампа и т.д., Вагнер пытался создать свою линию Саги, отличную не от Говарда, а от его «продолжателей». Жаль, что это не удалось. Роман своеобразен и интересен. Вагнер явно видел развитие Гибории (Хайбории) несколько по-иному, чем его соавторы по американской Торо-саге.

В Чехии издан интересный роман — прямое продолжение «Дороги королей» — Conan: Vrah králů — Конан и Убийца королей (Jaroslav Mostecký — Ярослав Мостецкий).

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Проходной для Вагнера роман. Рыдая и испытывая резь в желудке, Конан в надцатый раз спускает в воду очередного ходульно выписанного черного мага. День сурка нескончаем. В действе принимают участие ревалюцанеры, благородные и редиски, а также орда базальтовых големов, чарами поднятых со дна морского. По ходу пьесы Конан «стискивает руками обнаженную Сандокадзи», а черный маг Каллидиос «злобно усмехается». В Кордаве — греко-испанский колорит, жаркое солнце, терпкое вино и страстные женщины. :beer: сексуальность которых разбивается о малоприятные скребущие имена «Дестандази» и «Сандокадзи». В общем, создается впечатление, что Вагнер пытался следовать в русле потока «конины», не заботясь о том, чтобы разбавить его какими-нибудь нестандартными ходами или персонажами. С одной стороны — верность традициям хороша, с другой — скулы сводит.

Чтение только для истых фанатов Конана.

Оценка: 5
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читал в детстве, это был один из любимых романов о Конане. За те впечатления — 7

Оценка: нет
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Типичнейшая конина далеко не первой свежести. Конан в очередной раз спасает всех, кого может, и побеждает вообще всех. Как и подобает варвару, здесь он отличается также исключительным тугодумием и склонностью к единственному варианту решения всех вопросов — с мечом в руке. Это, разумеется, логично, но раздражает дико. Такой герой нам не нужен.

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх