FantLab ru

Аластер Рейнольдс «Префект»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.08
Голосов:
317
Моя оценка:
-

подробнее

Префект

The Prefect

Другие названия: Aurora Rising

Роман, год; цикл «Пространство Откровения»

Аннотация:

Блистающий Пояс вокруг планеты Йеллоустон состоит из десяти тысяч анклавов, обитаемых космических станций. Их население может выбирать себе любую форму власти, от диктатуры до полной анархии, но все анклавы до единого подчиняются общим законам, за соблюдением которых следят «Доспехи» — военизированная полиция с самыми широкими полномочиями.

Когда один из анклавов внезапно погибает вместе со всем населением, а еще на нескольких начинается бунт машин, у префектов «Доспехов» возникает подозрение, что Блистающий Пояс подвергся атаке очень жестокого, умного и изобретательного противника.

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2016 // Книга года (Великобритания)

Номинации на премии:


номинант
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 2008 // Роман

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2016 // Научная фантастика (Великобритания)

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (4)

Префект
2015 г.

Издания на иностранных языках:

The Prefect
2007 г.
(английский)
The Prefect
2008 г.
(английский)
Aurora Rising
2017 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

По-моему «Префект» — очень хороший образец современной космооперы и научной фантастики вообще.

Главное в романе, доказательство полной не состоятельности абсолютной демократии по канонам которой построен Блистающий Пояс. Рейнольдс почти с первых строк прямо говорит в опасной ситуации демократия вредна. И то, что префекты называют убийства эфтаназиями ничего не меняет. По сути конфликт между искусственным интелектом Авророй и «Доспехами» является просто борьбой за сферу влияния, ведь планы на Блистающий Пояс у них совпадают. Разница в том, что Авроре живые люди не нужны. Очень примечательно, что в определенный момент романа план озвученный «Доспехами» для решения кризиса совпадает с планом их противника. Но это философия.

Самое крутое в романе — это описание того самого общества абсолютной демократии. В Блистающем Поясе есть анклавы, где люди оставив от тела только мозг, решили погрузить свое сознание в виртуальную реальность сети (т.н. абстракцию). Есть анклав, где люди прибегая к генной инженерии кардинально меняют свою внешность, превращаясь, например, в панд или единорогов :). Но самый интересный анклав, это тот где люди живуть на зеленых улицах, в красивых домиках и занимаются только тем, что им нравиться (выращивают цветы, рисуют картины или что-то изобретают). В общем почти рай. Но тут возникает вопрос, за счет чего они живут, если ничего не производят. Все просто. В мире, где все решает голосование (т.е. демократия в абсолюте) жители этого анклава живут за счет того, что продают свои голоса тому, кто больше заплатит :).

Роман всячески рекомендую.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читая книгу, у меня было устойчивое ощущение, что автор — типичный американский писатель. Посмотрел биографию А. Рейнольдса — нет, он англичанин. А вот роман — написан со стереотипным американским взглядом на политику. Наивным. По-детски доверчивым. С непоколебимым убеждением, что демократия — основа всего, хотя, понимание того, что такое «власть народа», по-сути, нет. Вспомнил знаменитый шутливый лозунг, наверное, «нулевых» годов — «Вы все ещё не верите в демократию? Тогда мы летим к вам!». С бомбами и ракетами.

Далекое будущее. Человечество. (хотя, наверное, это уже и не человечество) обитает в Городе Бездны и в отдельных анклавах на астероидах и искусственных спутниках в Блистающем Поясе. Основа всего — демократия! Каждое сообщество живет независимо от других. Все вопросы решаются голосованием. А следить за тем, чтобы голосование проводилось честно (да, это — социально-утопический роман!) должна служба «Доспехов». Ее префекты и выполняют функции наблюдателей. Ну и, конечно, обеспечивают полицейский обязанности по обеспечению правопорядка. Есть нарушения? Подтасовка результатов голосования? Садимся в катер, вооружаемся и летим восстанавливать истинную демократию.

В общем, главное в этой книге, по моему разумению — социально-политический аспект. Сплошные вечные проблемы, риторические вопросы.

Стоит ли цель затраченных средств?

Можно ли пожертвовать несколькими миллионами обычных граждан, чтобы спасти сотни миллионов жизней?

Враг моего врага мой друг?

Несколько специфических особенностей романа:

- полное отсутствие атмосферности. (для меня, в такого рода фантастических книгах, зрелищность и кинематографичность очень важны. Тут, к сожалению, объемной и цветной картинки не получилось).

- герои скучные. ( опять, это только мое мнение, но, живых людей, с эмоциями — нет. Страсти на уровне роботов).

- весь роман построен на стратегической игре. Шахматная партия. Интересно, какой ход сделает игрок, как ответит его соперник.

Сюжет — здесь главное. Но, вся книга — подготовка к финальной битве. А ее нет. Вообще. Не состоялась. Вернее, противники просто отложили свою партию. На самом интересном месте. Вот так. Может, автор задумал писать продолжение. Не знаю, но, с моей точки зрения, концовка даже не слита, нет. Просто, книга не закончена.

Нет, не жалею, что прочёл роман. Неплохо написано. Легкий и приятный язык, особенно, для «твёрдой», научной фантастики.

Неплохо задуманная вселенная.

Роман не перегружен научными и техническими терминами.

Но, на мой взгляд, финал портит все. Ждёшь кульминации, а ее нет. «Обманули, обидели».

Правда, все равно, другие книги этого цикла попробую прочесть. Может, тогда и сложится целостная картина.

Оценка: 5
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Дочитал таки сегодня,по горячим следам скажу следующее,довольно бодренькое повествование с интересными поворотами сюжета,хотя и не дотягивающее по предыдущих книг Пространства Откровения,местами автор отвлекается на частности,всякие там рюшечки и сюсюканья ,я имею ввиду приключения Талии,в результате действие провисает,затем,мне хотелось бы ясности о том

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
зачем был нужен скарабей,каковы его функции и почему его удалось так сравнительно легко обезвредить
.Задумка с Часовщиком-несомненная удача автора.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

С огромным удовольствием я снова погрузился в мир «Пространства откровения». Мне почему-то казалось, что этот роман полностью самостоятельный и начинает какую-то новую арку. Но когда замаячил Йеллоустоун и прошлое Дэна Силвеста, сразу же градус интереса повысился.

Хотя на самом деле роман действительно самостоятельный, он не продолжает историю основного цикла про ингибиторов, а является неким вбоквелом. С другой стороны, знать прошлое мира все-таки немножко нужно, чтобы не чувствовать себя белой вороной, когда упоминается история о Восьмидесяти и затворниках.

Префекты — это не полиция. Это такая служба нравов, которая спасает демократию, если вдруг какой-то один из тысячи анклавов решит устроить саботаж и анархию. А так в принципе свобода слова и действий во всей красе — главное, не проявлять зачатки деспотизма и агрессии. Из оружия префектам доступен только хлыст (что-то вроде многофункционального электрошокера-меча-пилы) и никакого огнестрельного оружия.

Основной персонаж — полевой (в смысле тот, кто не сидит в офисе, а бегает по галактике) префект Дрейфус. Ему предстоит расследовать уничтожение одного анклава, который бел кем-то распилен на 2 части (все жители погибли). Цепочка за цепочкой появляются новые факты, мотивы, что-то всплывает из прошлого. Угрозы, погони, сражения, киборги, ультра, шпионы, предатели, убийства — все тут есть. По всех своих отзывах на книги Рейнольдса я пишу о том, что мне очень нравится все, что делает этот автор. Все плюсы и минусы Рейнольдса присутствуют и в этой книге: интригующая завязка, интересные персонажи, динамичный сюжет до 3/5 книги, а потом вдруг начинаются нудные разговоры, невероятное везение, сюжет провисает.

Этот роман практически ничем не уступает «Городу бездны». От книги получил огромное удовольствие и хочется поскорее новые истории про Дрейфуса, ведь это произведение в конце ставит жирное многоточие, так как по сути в нем финала нету как такового. Чем закончилась история о борьбе двух зол, так и не известно=)

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Человечество смогло наконец-таки расправить плечи только в созвездии Эпсилон Эридана. Перед нами либертарианская утопия: пояс из сотен орбитальных сообществ всех сортов социального устройства практически без какого-либо надзора извне. Государством — ночным сторожем тут выступает военизированная организация Паноплия (в русс. переводе — «Доспехи», но мне такой вариант не нравится; непонятно зачем это слово вообще понадобилось переводить, — почему нельзя было использовать существующее в нашем языке заимствование?) — единственная задача которой обеспечить гражданам свободу голосования по общим для сообщества вопросам. И уже с этого момента с верой в правдоподобность происходящего у меня начались проблемы. С учётом временных рамок досветовых межзвёздных перелётов, совсем недавно отгремела война с местным коллективным разумом — боковой ветвью развития человечества. Перемирие довольно хрупко, подозрительность густо пропитывает атмосферу взаимоотношений. Тут же имеем космических торговцев, многие из которых особо не скрываясь промышляют натуральным космическим пиратством, чьи корабли могут нанести довольно ощутимый вред орбитальным обиталищам. Добавим сюда совсем недавно вышедший из-под контроля эксперимент по созданию ИИ с кучей жертв, фатальные последствия от которого едва удалось локализовать. А также обнаружение следов существования нечеловеческой высокоразвитой цивилизации с совершенно непонятными психологией и, соответственно, намерениями в отношении братьев по разуму. И отсутствие вооружённых сил у этого сообщества начинает вызвать серьёзные вопросы. Да, у Паноплии есть небольшой космический флот и некий запас оружия массового поражения, но нет ни ресурсов, ни тренированных профессионалов, ни, самое главное, доктрины для хоть какой-то разумной в данных обстоятельствах степени контроля за вверенной территорией. Масла в огонь подливает сам автор. Он никак не может определиться с функциями придуманной им организации: то мы максимально не вмешиваемся (следим только за беспрепятственностью волеизъявления) и оставляем охрану правопорядка местной милиции, то расследуем всё вплоть до убийств. Тут же вспомнился роман коллеги Рейнольдса по британской новой волне космооперы — гамильтоновская Сага Содружества, к которому у меня были примерно те же претензии. Но там хотя бы стагнацию и безмятежность человечества можно было оправдать тучными столетиями его бесконфликтного развития. Тут же в рамках десятка-другого лет после инцидента с взбесившимся ИИ, возникает практически аналогичная ситуация. И снова к этому никто оказывается не готов. Даже известная ещё в древности неспособность прямой демократии нормально функционировать в кризисной ситуации и единственный известный человечеству путь обхода этой проблемы выходит за рамки разумения могучих людей будущего, покоривших бездны космоса.

Вообще раздражающая атмосфера некомпетентности сил правопорядка пронизывает весь роман. От общего отсутствия контроля за производством оружия и средствами коммуникации (вплоть до невозможности установить грубую полную блокаду связи отдельно взятого обиталища), до банальной неспособности отладить процедуры внутренней безопасности даже у себя, типа мероприятий по охране доков или заключённых.

Всё это, на мой взгляд, следствие того, что роман написан как сценарий для голливудского фильма с обязательным включением характерных штампов и клише. Тут есть всё: страдания с заламыванием рук по поводу чудовищных преступлений против человечности, типа отключения населения от интернета и, как следствие, демократии, картонные диалоги наполненные взаимными похвалами от которых сахар хрустит на зубах, спасение в последний момент, и драматичное преодоление трудностей, созданных в результате совершенно нелогичного поведения самих персонажей. Рейнольдс, в ответ на вопрос о степени приверженности законам физики при построении сеттинга, говорил, что эти законы вполне могут быть принесены в жертву нуждам повествования. На мой взгляд здесь он пошёл дальше, — в полном соответствии с кинотропом «Rule of Cool» в жертву были принесены и законы здравого смысла.

Придя к такому заключению, дальше обсуждать неисчислимые нелепости сюжета нет особого смысла — поговорим о хорошем. Роман читается очень легко, персонажи симпатичны, повороты сюжета увлекают. Рейнольдс смог избежать тяжеловесности упомянутой выше Саги Содружества. Если вспомнить, что произведение написано в жанре космооперы, — да, приведённом в соответствие с духом времени (без грудастых блондинок в обтягивающих скафандрах и резиноголовых страшилищ из космических пучин), но всё ещё весьма сильно отдающим «бульварностью», — и не предъявлять к нему особых высоколобых претензий, вполне можно получить от чтения ощутимое удовольствие.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первая треть книги настолько хороша, что не могли не появиться сомнения «до конца так не будет...» . И точно, с прибытием Талии в анклав Дома Обюссонов начались догонялки/убегалки с неизменным англо-американским «Все хорошо» под дулом пистолета. Описание сопротивления Талии заняло немалую часть книги, хотя сюжету это не давало ничего. Резко выздоровевший Гаффни, захвативший без каких-либо препятствий голову Омонье и субсветовик «Доспехов», тоже ход в духе американского боевика, а не интеллектуальной космооперы британского интеллигента Рейнольдса. Но! В общем книга все равно хороша, чтение захватывающее, хотя местами и по диагонали...

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Готово ли человечество ответить за свои действия?

***

Аластер Рейнольдс умеет удивлять. Перед циклом «Пространство Откровения» я прочитал несколько отдельных романов, рассказов и повестей, чтобы быть готовым к авторскому стилю. Надо сказать, что Рейнольдс – писатель, который достаточно долго выстраивает общую линию, оставляя многие ответы на вопросы напоследок. Иными словами, у его книг высокий порог вхождения. При этом потерпеть стоит. Ещё ни разу я не обманулся в своих ожиданиях относительно произведений Аластера. «Префект» в этом плане нисколько не выбивается из общей канвы.

Мир далекого будущего. О том, что стало с людской цивилизацией, к которой мы привыкли, практически ничего неизвестно. Понятно лишь, что прогресс скакнул вперед, люди вышли в космос. Действие романа происходит на планете Йеллоустоун. Вокруг неё располагается кольцо космических станций – анклавов. Каждый анклав – это нечто особенное. На одной станции, например, люди сознательно идут на трансформацию тела в нечто….крайне лаконичное, чтобы как можно меньше потреблять ресурсов. Представьте себе голову и тело. Вот это – лаконично. И таких занятных примеров (анклавов) хватает. Когда один из анклавов уничтожен, то это дело поручают префекту (полицейскому) Дрейфусу и его команде. Список его полномочий и средств для действий обширен. Он может, например, допрашивать бет. Беты – ещё одна авторская находка. Это что-то типа виртуальной личности. Помимо бет есть ещё и альфы. Они – отпечаток несуществующей личности. Пришельцев в мире Рейнольдса нет. Автору хватает и обычных людей. Они, к слову, делятся на две крупных категории – обычные люди и ультры. Про вторых практически ничего неизвестно. Понятно лишь, что ультры – это модифицированные люди. Вероятно, под воздействием условий (радиация и так далее), нежели игры с генами и прочим.

Главный герой – Дрейфус. В его команду входят двое – Талия и Спарвер. Оба – младшие префекты. Спарвер, кстати, вовсе не человек, а гиперсвинья. Рейнольдс вновь мало что рассказывает об этой расе. Почему именно свиней скрестили с людьми для выведения новой расы? Правда, заметно, что люди считают их чуть ли не вторым сортом. И на том спасибо (не за отношение, а за хоть какое-то описание действительности). Дрейфус, будучи префектом и главным героем, детерминирует ход повествования – это практически детектив в декорациях космооперы. Пожалуй, ближайший аналог в мире литературы – это «Звездная дорога» Питера Гамильтона. Но вот происходящее в «Дороге» случается на земле или других планетах, тогда как в «Префекте» основная масса событий имеет место быть на космических кораблях или в анклавах (по сути – на космических станциях). Однако, обе книги очень сильны, как с позиции мира, так и с позиции сюжета, интриг. Думаю, «Префект» даже сложнее. Рейнольдс почти 50% времени расставлял фигуры на шахматной доске, зато после расстановки начинается практически зубодробительное действие. И это не литьё воды. Аластер постепенно раскрывает мир (оставляя многие вопросы без ответов, увы), наращивает интригу. И пусть в итоге из всех персонажей выделить можно лишь Дрейфуса (и то относительно), и пусть многие вещи останутся нераскрытыми, итог получается великолепным. Откровенных минусов в романе нет. Кто-то не оценит долгое наращивание интриги. Кто-то будет недоволен малым описанием мира. С другой стороны, это лишь одна книга из цикла, будут еще. Возможно, какие-то ответы читатель найдет в них.

Заключение: сильный роман. Яркий, сложный по структуре. В плане какой-то глобальной мысли «Префект» определенно не пустой. Всё-таки Рейнольдс поднимает несколько важных тех – это шовинизм, это стремление выжить любой ценой. Наконец, это жажда прогресса не благодаря, а вопреки. Ведь зачастую ученые готовы на всё, чтобы добиться своего. Немудрено, что потом их творения выходят из-под контроля.

10 префектов из 10.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга неплохая, но ей чего-то не хватает. Вроде и мир оригинальный, и действия интересные, интрига имеется, но... Наверное, основной проблемой этой книги для меня стала малая эмоциональность ее персонажей, хотя они вроде и прописаны неплохо вместе со своими тараканами, но это не сильно влияет на их поведение. Оно у них не персонифицированное вышло. Ну вот «я не признаю цифровые копии сознания» и что? Может, будет как в «Я, робот», где на недоверии к роботам сыграли? Нет, он просто их не любит, но при этом «нелюбовь» никак не проявляется. И в других местах так же. «Мой отец предатель, а это мое первое задание, я должна его выполнить и доказать свою пользу, ой! Что-то идет не так, ну что ж, не повезло, не буду больше об этом вспоминать.»

«Я гипер-свинья (типа новая искусственная разумная раса), некоторые смотрят на меня косо и смеются за спиной. Я отщепенец?» Расизм галактических масштабов? Это как-то сыграет? Да тоже нет.

И таких интересных, но неразвивающихся моментов тут очень много. Вот есть тут искусственный интеллект-маньяк-убийца, собирающий хитроумные механизмы непонятной функциональности. Честно говоря, я бы лучше почитал про него,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
а не очередную историю Скайнета, мечтающего банально уничтожить человечество.

Короче, получается тут все не очень живое, декорации красивые, но пустовато. Автор много придумал достаточно оригинальных особенностей для мира, но не стал их использовать. Просто вываливает на читателя, ты удивляешься и ждешь продолжения, а они никак не раскрываются. Можно забыть. Даже то, что люди живут на астероидах замкнутыми анклавами со своими порой диким законами, ни на что не влияет. Не надо лететь пару недель до соседа в тесной шлюпке, и вместо космоса получилась одна большая деревня. Не чувствуется тут ни масштабов происходящего, ни пространства. А вы еще говорите «десяти тысяч анклавов»... Просто большая общага.

Ну и нельзя не отметить старания переводчика по уничтожению атмосферы книги, который любит придумывать идиотские названия. Секретный научный отдел называется ГОЛОВНЯ..? Еще тупее и архаичнее слова не мог придумать для далекого будущего, где и дровами то уже не пользуются? Или вот «долгоносики», ну какие ассоциации у вас возникают: безжалостная армия механических убийц или праздник на детском утреннике? Да и «Демократический цирк» в ту же топку.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд — один из лучших романов цикла «Пространство откровения». Сюжет лихо закручен, хватает действия; интриги, как в в матрешке, наслаиваются одна на другую — книга скучать не дает. Конечно, есть отсылки к другим романам цикла, но для новых читателей Рейнольдса, которые знакомятся с его творчеством именно с «Префекта» — они не критичны. Концовка же создает впечатление некой открытости, вроде главный бой выигран (Часовщиком? Человечеством?), но и Аврора не совсем сдала свои позиции... Крепкая 9 фантазии и мастерству автора

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Неплохой полицейский детектив о далеком будущем. В книге есть вменяемая интрига и нормальная спецслужба, которая пытается раскрыть преступление и защитить людей. В этой полиции будущего есть и коррупционеры, и люди, которые знают, как лучше и поэтому совершают преступления во имя светлого будущего, но в целом люди все-таки стараются защищать людей. Ну и мир будущего показан хорошо, технологии, разные пути эволюции человечества, искусственный интеллект. Читать было интересно

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это произведение формально относится к циклу «Пространство Откровения». Вообще, прочитав уже шесть книг Аластера Рейнольдса, я хочу отметить, что практически все они в какой-то степени взаимосвязаны, но не глобально. То есть, это одна большая вселенная, но разные герои, временные отрезки, масштаб насущных проблем.

«Префект» — еще один великолепный роман от британского писателя. Тщательно проработанный мир будущего, продуманный и вполне достоверный, по крайней мере, выглядит довольно реально и может когда-то именно такое будущее нас ждет. Фантастика Рейнольдса построена на нескольких важных аспектах: технологическая революция, изменения структуры человека на всех уровнях, контакт с каким-либо видом иного разума, взаимоотношения между разными группами людей.

Казалось бы, все предельно просто. Чем же автор привлекает читателей? На мой взгляд, писатель нашел проверенный рецепт создания своих произведений. Множество тайн и загадок, неожиданные сюжетные ходы, невероятные возможности науки и столкновение разных культур. Плюсом к этому, будут тщательно проработанные персонажи, с эмоциями, желаниями, стремлениями, по-настоящему живые и интересные. Подробные описания планет, космических кораблей, новых видов оружия, достижения в медицине, все это поможет создать полную картину задуманного писателем. Авторская фантазия поражает самое взыскательное воображение, даже искушенные читатели смогут найти массу нового.

Как и в предыдущих своих книгах, в этом произведении Рейнольдс смоделирует вероятность военного конфликта с каким-то чуждым человеку разумом. Сделано все с размахом, угроза вполне реальная и от действий людей зависит будущее тысяч планет. Стоит отметить, что в этом произведении будет четкий финал, чего не хватало другим книга автора.

Аластер Рейнольдс по праву является одним из самых успешных фантастов «новой волны». Его книги всегда несут что-то читателю, помимо увлекательных приключений и описаний далекого будущего. Каждая новая книга писателя, это событие в мире фантастики. Всем любителям жанра, покупать и читать в обязательном порядке. Тем более, что издательство «Азбука» издает книги Рейнольдса в великолепном качестве.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень и очень понравилось! Хочется сказать многое об этом прекрасном романе, но сдержусь, в предыдущих отзывах все подробно описано, плюсы и минусы. Не буду повторяться.

Скажу лишь — это потрясающе!

Несомненно прочитаю всю серию, т.к. очень зацепило.

Удивительный, многогранный сюжет, очень хорошо прописаны характеры персонажей.

Нравиться как идет повествование: сначала мы окунаемся в мир, о котором ничего не знаем, но вся информация подается так, буд-то мы сами живем в нем каждый день. Клубок загадок распутывается постепенно вовлекая нас все дальше и дальше.

О таком многогранном произведении сложно оставлять отзыв, в нем слишком много всего: и детектив, и приключения, и роботы, и высший разум(в итоге), и инопланетяне(как я поняла)

А так же социально-психологические вопросы затрагивающие человека. Точнее, что есть человек?

Оценка 10 из 10, за потрясающий труд.

(Кстати, читала как первую книгу серии)

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Лично для меня основная разница между «твердой Научной Фантастико» и «космической оперой» заключается прежде всего в различном взаимоотношении фантастического допущения с сюжетом. В твердой НФ фантдопущение лежит в основе всего, а сюжет логическим образом вытекает из него. В космической опере главную роль в этом дуэте играет сюжет, а фантастическое допущение подстраивается под его нужды. И если в таком ключе рассматривать роман Алистера Рейнольса «Префект» — он определенно является образчиком космической оперы.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Имеем первую полноценную технологию оцифровки человеческого разума... со встроенным запретом на копирование того, что получается в результате. Зачем? «В целях безопасности». Технология экспериментальная. Не безопаснее ли иметь в запасе копию? Нет, что вы, мы лучше рискнем гибелью наших потенциальных бессмертных, и вообще мы эту технологию придумали не для того чтобы их бессмертными делать (зачем нам бессмертие?), а для создания чего-то вроде супер-ИИ. А ну как они выйдут из-под контроля? Построить вместо этого нормальный «файерволл», видимо, было слишком сложно.

Технология создана людьми, а произвела создания, которые людей превосходят по мыслительным способностям. Главный антагонист имел доступ к значительным ресурсам (читай — вычислительным мощностям) в течении десятков лет. Неужели, если основным волнующие её вопросом было долговременное выживание, она не могла сломать это ограничение? Очевидно, не смогла — ведь иначе не было бы сюжета для книги.

Основным её оружием для захвата власти стали боевые роботы, способные «практически на всё, кроме самокопирования», которых она рассылает по обиталищам, обладающим производственными мощностями, которые эти роботы перенастраивают на производство копий самих себя и которые способны восстановить даже если их (производственные мощности) повреждают. Почему не нанороботы, способные к самокопированию? Почему они при существующих технологиях, которые позволяют собирать практически что угодно из чего угодно, не могут сами собрать нужные производственные комплексы, и потому атакуют только обиталища, на которых таковые уже есть? Очевидно потому, что иначе их было бы не остановить главным героям! Или...

Погодите, но ведь чертежи этих роботов украли из архивов той самой полицейской организации, которая с ними теперь борется. И в книге прямым текстом писалось, что «большинство боевых машин программировалось для борьбы с другими боевыми машинами». В результате мы слышим предложения уничтожать производственные мощности превентивными ядерными ударами (вместе с населением обиталищ), или начать производить оружие и вооружать им народное ополчение... но не слышим предложения достать из архивов технологии производства таких же (или похожих) боевых роботов и подавить проблему в зародыше за счет численного перевеса. Почему? Моральные принципы не позволяют? Или в полицию идут одни идиоты? Вряд ли. Но ведь «так по сюжету надо».

Может быть, я несколько утрирую и сгущаю краски. Наверняка есть и другие объяснения, логичные с точки зрения внутренней логики произведения. Но те, что приводит автор, кажутся мне натянутыми — а местами я их просто не вижу.

У произведения, безусловно, есть и положительные особенности. Например интересны мысли автора о том, как работает прямая демократия в состоянии кризиса. И всё же это не «твёрдая Научная Фантастика», как бы ни считала половина классифицировавших книгу пользователей, а средненького качества космоопера. Потому и оцениваю так низко.

Оценка: 6
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роману я поставил 10 баллов. Рейнольдс нарисовал интересный детальнопроработанный мир, в котором было все, ну или почти все – фантастические технологии будущего, искусственные интеллекты, многоуровневый детектив и глобальная загадка, человеческие интриги и предательства.

Роман описывает жизнь человеческого сообщества на орбите планеты Йелоустон. Неплохая идея заселить орбиту планеты самодостаточными и мало зависимыми от внешней среды городами-государствами или если выразиться точнее астероидами-государствами где правят бал технологии и виртуальная реальность. В центре повествования находится «детектив» Дрейфус, префект оперативник местной службы безопасности «Доспехи» со своими тайнами и загадками, который расследует сначала мелкое мошенничество, распутывая постепенно клубок неизвестностей и приходит к глобальным угрозам всей планетарной системе в лице сразу нескольких угроз. Произведение представляет собой классический детектив, встроенный в технологическую оболочку будущего и приправленный страхами перед таящимися в технологиях будущего явлениях, не под сильных обычным людям, пусть эта обычность претерпела существенные модификации.

В этом человеческом обществе реализованна модель управления, основанная на прямой демократии, где голосуют все. Не важно, что они для себя выберут, главное процесс голосования. Цель ничто – процесс все. Эта модель впоследствии и оборачивается против самих людей, не позволяя оперативно реагировать на кризисы. Организация «Доспехи» постулирующая себя как защитник этой демократии просто отбрасывает ненужную чепуху демократии, когда это считается необходимым и начинает мешать. Люди будущего Рейнольдса все такие же люди какими они и существуют на нашей грешной планете. Если правила мешают, зачем они нужны. Ну и конечно же куда без классического постулата «зло во благо». Эта идея так же присутствует в романе и является основой для мотивации одного из главных героев романа.

Концовка романа оставляет читателя в некой недосказанности. Главные угрозы «поясу» остались без контроля и сражаются друг с другом за право в дальнейшем одному из них делать с жалкими людишками все что пожелают. В цикле нет полного перевода всех произведений, возможно это тоже дает такие ощущения. Но даже и с учетом этого роман «Префект» как самостоятельное произведение хорош.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Префекты — это около 1000 сотрудников полицейской организации «Доспехи», которые обитают на астероиде возле планеты Йеллоустон. Символ «Доспехов» — поднятая перчатка, которая означает защиту и вместе с тем готовый сжаться кулак, способный раздавить врагов и предателей. Главная задача префектов — следить за безопасностью и соблюдением избирательного права на Блистающем Поясе. Проблема в том, что в юрисдикцию «Доспехов» не входит вмешательство во внутренние дела анклавов при соблюдении последними этого самого права. Так, казна анклава Ад-Пять пополняется за счёт продажи другим анклавам эксклюзивных прав просмотра и выбора пыток случайным образом назначенной жертвы. С таким положением вещей не может смириться глава Службы внутренней безопасности старший префект Шеридан Гаффни, который считает, что следует немного ограничить гражданские свободы и лучшее будущее — это Блистающий Пояс в руках милосердного, великодушного тирана. Другой герой романа — один из лучших полевых префектов Том Дрейфус, который расследует гибель от квантового луча анклава Раскин-Сарторий с населением в 960 человек.. Подозрения падают на сочленителей, субсветовик которых «Аккомпанемент теней» был замечен возле сгоревшего «пузыря». Все обстоятельства происшедшего Дрейфус выясняет, ведя допросы прошедших регенерацию бета-копий погибших. Ещё одна линия романа — история Часовщика, робота-носителя усовершенствованной технологии самовоспроизведения, из-за которого 11 лет назад в Силвестовском институте искусственного интеллекта погибла жена Тома. Таким образом, роман «Префект» — не продолжение и не приквел других произведений из «Пространства Откровения», а скорее, вбоквел, в котором есть, конечно, некоторые общие моменты (например, история Филиппа Ласкаля, Сивестовские институты, ультранавты, бета-симулякры, Восемьдесят первопроходцев альфа-сканирования), но основное внимание уделено жизни в анклавах на астероидах. В целом, неплохой роман, которому, на мой взгляд, не достаёт масштабности и глубины других произведений из цикла «Пространство Откровения».

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх