Роберт Маккаммон «Песня Сван»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Постапокалиптика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Генетические эксперименты, мутации
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
Зло явилось в страну, которая некогда поклялась «жить по закону Божьему и людскому», но стала жить — по закону жадности и ненависти.
Зло явилось во облике человеческом — во облике Человека Многоликого. Человека, точно знающего, КАК воздействовать на каждого из встреченных им на страшном его Пути.
Ибо темная бездна ненависти, зависти и вожделения — есть душа человеческая. Душа всякого — кроме Того, кого ищет Многоликий. Кроме — ребенка, имя которому — Сван.
Погибнет Сван — и не остановить уже грядущий Кошмар.
Кто встанет на смертном пути Тьмы?..
В произведение входит:
|
Награды и премии:
лауреат |
Премия Брэма Стокера / Bram Stoker Awards, 1987 // Роман | |
лауреат |
Хоррор: 100 лучших книг / Horror: 100 Best Books, 1988 |
Номинации на премии:
номинант |
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 1988 // Роман | |
номинант |
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1992 // Хоррор - Роман (США) |
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
MistboreD, 30 июня 2021 г.
Не понравилось.
Во-первых, меня поразило то, насколько эта книга похожа на «Противостояние». Не фанат «Противостояния» (на мой взгляд, Кинг вы вытянул концовку, да и сама идея противостояния добрых деревенщин и злых технарей показалась глуповатой), но после прочтения «Песни» зауважал опупею Кинга немного больше.
Радиация. Ее нет. То есть, она есть, где-то за кадром выкашивает сотни и тысячи безликих статистов, но только не главных героев. Главным героям радиация не страшна, они прут прямо из эпицентра взрыва, при каждом движении на их телах лопаются сотни нарывов, из которых вытекают литры гноя, но эти Терминаторы как ни в чем не бывало продолжают движение к цели в раздолбанной обуви, в которой хлюпает кровь, вытекая через края. Автор бы попробовал походить хоть час с маленькой мозолью на ноге...
Картонки вместо героев.
Что тут есть:
Избранная девочка-подросток
Сумасшедшая бомжиха её спутники
Генерал Потрошиллинг и ряженые под Рейх
Огромный на лицо ужасный, но добрый внутри чернокожий борец Джон Коф... то есть Джош
Мне не понравились добрые-добрые и злые-злые герои в книге Кинга, но тут все еще хуже. Опять злые военщины, потому что военщины всегда злые. Оружие плохо, танки зло, сажать кукурузы, молиться, поститься — хорошо. Как же надоела эта ненависть к технике. Персонажи с самого начала либо кристально чисты, либо совершенно отвратительны. Естественно, ни о каком развитии персонажей речи не идет с таким стартовым набором. Куда им еще развиваться? Хорошим только остается отрастить нимб и крылья, плохим — рога на голове. Ничего подобного превращению наркомана Ларри Андервуда в ответственного лидера, или грехопадению Гарольда Лаудера (да, я буду сравнивать с Противостоянием) тут нет. Полкаш будет сумасшедшим еще до падения бомб, криповый тринадцатилетний ребенок будет убивать животных и быть сумасшедшим еще до армагеддона. Хорошие ребята родились идеальными. Так как же на них повлияла катастрофа? Вообще никак. По ходу сюжета изменится только сумасшедшая бомжиха...Да и то, она просто внезапно перестает быть сумасшедшей и, после одного параграфа текста, со словами «Я больше не безумна!» превращается в самого спокойного и здравомыслящего персонажа книги...и все. Плохо. Накинул бы балл за полковника, который все же не был испорчен до конца, плюс последствия травмы, и то на контрасте.
Дьявол. Мелковат. За все книгу не сделал ничего дурного (тут вышеупомянутый криповый ребенок с легкостью переплюнул самого Дьявола). Он не страшный, не злой, он просто некомпетентный. Он семь лет преследует на велосипеде сумасшедшую бомжиху с кольцом, о предназначении которого не имеет ни малейшего понятия (как и сам автор этой книги...), и не может догнать.
Предсказуемость. Не имею ничего против предсказуемости, если история хороша. Ведь, как написал Стивен перед тем, как слить концовку своей Темной Башни, Путь прежде Цели. Но не настолько же. Когда ты открываешь первые главы и понимаешь, кто тут кто, кто хороший, кто плохой, кто выживет, а кто умрет, кто что сделает, и как все это закончится, а впереди еще тысяча страниц...просто нет.
Для кого это книга? Детям еще читать нельзя из-за некоторого количества нелицеприятных подробностей. Для взрослых она ну очень наивна, сахарна да и просто глупа. Автор позаботился, чтобы ни дай Бог юные читатели не забыли, что эти персонажи злые, поэтому злые персонажи в книге носят нацистскую униформу. Серьезно. Спасибо, а то мы бы никак не разобрались.
Вот описанте второстепенного отрицательного персонажа : жирный (ядерная зима, все голодают) уродливый педофил, у которого на вешалке висит нацистский мундир.
Кольцо сил добра один из самых глупых макгаффинов видимых мною. Один из персонажей семь лет таскал его по всей стране чтобы передать другом персонажу. Когда долгожданная встреча случилась...вообще ничего не произошло.
Кстати о растущих рогах. Маска Иова одна из самых глупых вещей в книгах вообще. Как будто нацистской формы было мало, как будто мы за эту тысячу страниц не поняли, что вот он хороший, а вот он — нет. Автор решил идти до победного конца, с грацией асфальтового катка вдалбливая в голову читателя самые очевидные вещи. Маски спали за пару глав до финала, когда с персонажами было и так все понятно, поэтому роли никакой не сыграли. Уж лучше бы герои остались с опухолями, тогда бы они не казались иммунными к радиации Терминаторами, да и мораль «Не важно что снаружи, важно что внутри» гораздо лучше финального бреда. И почему у одних людей есть маски, а у других нет? Охотник Пол недостаточно хорош, чтобы стать красавцем? Плотник недостатлчно злой?
Из плюсов могу отметить неплохие масштабные сцены с участием армий.
По итогу, это ремейк Противостояния, который перенял все его недостатки, но не только их не исправил, а еще и усугубил.
Lawyer97, 17 октября 2024 г.
Неоднозначный роман.
Прочитав “Жизнь мальчишки”, я был в восторге. Редкая книга может найти такой отклик в душе и вызвать столько эмоций.
“Лебединая песнь” же оставила весьма прохладные впечатления.
Претензий на самом деле много.
Сюжет. Грянула ядерная война. США и весь мир лежит в руинах. Одна группа героев просто путешествует, стремясь выжить, вторая и третья делают тоже самое. Тем самым мы имеем три линии повествования, каждая из которых достаточно богата на события.
Одна из героинь- Сестра Жуть, находит некое кольцо, по форме напоминающее корону с головы статуи Свободы. Кольцо это, помимо своей красоты, может похвастаться “волшебным” свойством. Это свойство заключается в том, что оно показывает различные видения, будь то, что происходит сейчас или то, что было в прошлом. Помимо этого, оно оказывает успокаивающее воздействие на того, кто держит это кольцо.
Видения, которые видит именно Сестра, постепенно приобретают смысл- они указывают на неких людей. И она задается целью их найти. Она находит себе спутников в этом нелегком деле, и каждого из них ожидает незавидная судьба.
Другая героиня, маленькая девочка по имени Сван, обнаруживает у себя загадочные способности- дарить жизнь растениям и деревьям, а также “слышать их боль”. Причем сама Сван, до войны, когда жила с мамой, очень любила заниматься разведением цветов и различных растений. Судьба сводит ее с Джошем, огромным негром, обладающим внушительным телосложением и недюжинной силой, который до ядерной войны зарабатывал себе на жизнь подпольными рукопашными боями.
Третья и последняя линия повествования рассказывает нам о мальчике по имени Роланд Крониннгер и о полковнике Маклине, бывшем военнослужащем, который на момент начала действия сюжета, руководил охраной и безопасностью технологично обустроенного бункера “Дом Земли”, который находится под горой. Компания, владеющая им, предоставляет за внушительную плату всем желающим возможность пожить в этом комплексе, так сказать, на своей шкуре прочувствовать- каково жить глубоко под землей со всеми удобствами, на случай если случится ядерная война.
Постепенно, сюжетные линии начинают переплетаться, образуя один большой клубок.
Сам сюжет в должной мере интересен. Куча различных событий, будь то безумный коридор на выживание в магазине, будь то различные стычки и перестрелки с врагами или различные жуткие моменты, вроде убийства маленького ребенка, которые описаны очень живо и натуралистично. Вот сразу сходу веришь в происходящее. В этом плане повествование держит отличную планку, пожалуй один из лучших элементов во всей книге. Именно натуралистичность и правдивость многих событий, как будто ты все это видишь своими глазами в живую.
Но проблемы тут в другом.
Во первых- это интрига. Ее нет. Практически нет. Первую половину книги герои ходят от одной точки к другой, какие-то события происходят, кто-то умирает, а интриги то нет! Для чего это все? Зачем?
Во второй половине книги интрига появляется, сюжет становится более осмысленным. Но все равно этого мало. Ну да, видения Сестры приобретают смысл- она стремится найти Сван и Джоша. Но сама не знает, а зачем? Для чего?
Интрига в виде загадочного существа, умеющего менять внешность, поджигать людей и заглядывать им в душу, являющегося местным злодеем? Но и тут мимо. В сюжете ему уделено крайне мало времени, а все его проделки либо просто курам на смех либо не очень значительные, только под самый конец он умудряется напакостить нашим героям. Мотивы его не до конца понятны. Да, он хочет отнять кольцо, которая нашла Сестра Жуть и предпринимает к этому различные действия. Но и тут есть загвоздка. Не понятно, а зачем ему это кольцо и для чего? И автором так и не было дано внятных объяснений, даже в самом конце, когда, казалось бы, можно раскрыть все карты.
Во-вторых, радиация и ее последствия. Произошла ядерная война. Значит везде радиация и все вокруг ей заражено. Но главных героев это не касается. Никак. Абсолютно. Животные мутируют, второстепенные персонажи и персонажи-функции мрут как мухи, большинство городов и селений вымерло из-за радиоактивного заражения, но главных героев это не касается. Как будто у них врожденный иммунитет к радиации. Жрут что-то попало, пьют что попало, а им бы хоть бы хны.
Ну и третье. Роман очень скуп на вызываемые эмоции. Да, автор местами нагнетает, нагоняет жути, путем различных жутковатых моментов и благодаря очень натуралистичному описанию, но только местами. После “Жизни мальчишки”, которая выворачивала наизнанку, пробуждала весь спектр эмоций- на этом фоне “Лебединая песнь” очень пресно смотрится.
Если сюжет в какой-то мере Маккаммону удался, отчасти, то с персонажами все очень грустно.
Сразу стоит отметить, что автор разделил героев на два лагеря- однозначно хорошие и однозначно плохие. То есть, практически никакого второго дна, никакой неоднозначности и серой морали, прямо в лоб: вот эти хорошие, вот эти плохие и третьего ни дано. Это еще и убивают интригу: ты заранее знаешь, что хорошие обязательно победят, а злые злодеи получат по заслугам и помрут.
Проблема еще в том, что герои мало чем отличаются по характеру друг от друга. Добрые добряки, злые злодеи, у них мало отличительных черт характера. Добрые практически ничем друг от друга не отличаются, злые тоже.
Да, есть исключения, вроде того же полковника Маклина, бывшего военного, которого временами мучает совесть и под конец он вроде как осознает себя. Но, во-первых, не очень то убедительно это получилось показать и во-вторых, автор явно с этим запоздал.
Претензия к трансформации героев. А именно к еще ребенку Роланду Кроннингеру.
Он приезжает вместе с родителями в “Дом Земли”, живет там. Но потом в скорости случается ядерная война и в результате чего стены, потолки- все рушится в этом “доме”. Роланд теряет родителей. Они то ли пропали, то ли погибли. Потом спустя некоторое время мальчик убивает их в случайной перестрелке(даже сначала не поняв, кого он застрелил на самом деле), в борьбе за провизию и жизнь.
И ни с момента исчезновения родителей и ни после убийства- Роланд не испытывает никаких эмоций. Абсолютно. Ни страданий, ни сожалений, ни боль утраты, ни печали, ничего. Как будто и не было родителей. Словно ничего и не случилось. При этом, сам Роланд не особо то и вспоминает их. Ну случилось и случилось- подумаешь, проблема.
Да и сама ситуация в этом бункере после ядерной бомбардировки и разрушений вызывает недоумение. Слишком уж быстро люди оскотинились и начали сходить с ума, борясь за выживание.
В общем, по персонажам Маккаммон явно дал маху. Большинство либо скучные картонки, либо персонажи функции, либо не до конца раскрыты.
Пожалуй, похвалить его можно за детали в описании. Атмосфера постапокалипсиса, мрачное окружение, ужасы и мерзости переданы очень достоверно и натуралистично. Исключением является разве что момент с радиацией. Во всем остальном автор не поскупился на детали, отдельного внимания заслуживает язык текста, именно благодаря ему и удалось так передать жизнь в постядерном мире.
Итог. А он у нас такой.
Динамичный сюжет с натуралистичной описательной частью и детализированностью с одной стороны, граничит с другой стороны с нераскрытыми героями, которые зачастую являются картонками и весьма однобокими в плане характера, с нелогичными, недоработанными моментами и не раскрытыми мотивами главного антагониста. Ну и не стоит забывать про эмоциональную составляющая, с ней тут все весьма грустно.
Окончательный вердикт: могло быть лучше.
Фабио Стеффарден, 8 ноября 2024 г.
Всем доброго времени суток!
Постапокалиптика от Маккамона! Для 1987 года очень хорошо! Для 2024 года максимально вторично! Написано кинематографично и попсово. Высокий порог входа.
Думаю, что большинству людей понравится эта книга по выше указанным причинам.
Первые две трети книги для меня были хороши. Сюжет не разваливался, всё было чинно и благородно.
Но финальная треть.... это ужас. Подробнее в спойлерной части.
Я совершенно чётко осознаю, что книга была написана 37 лет назад и сильно разваливать её у меня нет никакого желания. Однако, есть моменты в этой книге с которых я просто сгорел!
Так же, у автора есть великолепнейшие книги (Кусака, Граница, Час волка и т.д.) и, надеюсь, что ...... когда-нибудь Роберт перепишет последнюю треть песни Сван))))
СПОЙЛЕРЫ!!!! ПОДРОБНО ПРО СЮЖЕТ И ПРО ВСЁ ОСТАЛЬНОЕ!
Главных герои:
Сван — ребёнок женского пола, которая колесит по всей стране со своей неудачницей мамашкой. Мамашка Сван полигамная самка человека, которая меняет «новых пап» как перчатки и поэтому никто не знает кто отец девчонки. Сван дружит с растениями (цветы там всякие) и охотно их выращивает — ГЛАВНОЕ РУЖЬЁ ЗАРЯЖЕНО!
Джош — афроамериканец, очень крупный, боец по профессии. Тут даже гадать не нужно, что он будет исполнять роль телохранителя Мессии.
Сестра Жуть — бомжиха, живущая в Нью Йорке.
Злодеи:
Человек с алым глазом — некое существо из (з)Ада, которое может принимать любое человеческое обличие, пакостит главным героям. Моя характеристика этому персонажу — ЛОШАРА.
Полковник Маклин — ветеран Вьетнама. На войне попал в плен, но остался жив ценой жизней своих братьев по оружию. Приехал с войны с «пулей в голове» — периодически на его действия влияет альтер эго «Солдат-Тень».
Роланд Кронингер — классический псих, маньяк. На момент старта истории 13 летний подросток. В последствии правая рука Маклина.
Всё начинается с того, что США и СССР бахнули друг по другу ядерными ракетами! И тут стоит отдать должное автору за то, что он не делает русских плохими, а чётко говорит, что ядерный БАДАБУМ следствие всего плохого, что есть в человеческой природе. Это просто закономерный итог. Виноваты обе стороны.
Президент США, отдавший приказ бахнуть ракетами по СССР, разбивается на своём передвижном воздушном офисе (самолёт) где-то в горах. Это важно, потому что в конце истории нас ждёт встреча с БОГОМ. Надеюсь, намёк понятен кто будет себя мнить Создателем?))))
Далее, нас знакомят с ГГшками, которые пережили уничтожение мира.
За считанные минуты до апокалипсиса Джош знакомится со Сван и её мамашкой на заправке. Неподалёку от них начинают падать ракеты и они спасаются в бункере, который был у хозяина заправки в его доме (КАК УДОБНО!). Выживают только двое: Джош и Сван. На момент обнуления Мира Сван девять лет. Джош замечает, что Сван каким-то образом может влиять на растения. Например, в бункере выросла трава на том месте где спала Сван. Ещё не догадались какая супер сила у неё и как это пригодится дальше?))) В итоге ГГшки выбираются из бункера и отправляются в семилетнее путешествие. В итоге они придут в какую-то деревушку, где и будут происходить значимые события их истории.
Сестра Жуть — бомжиха, жизнь которой покатилась под откос после (предположение) личной трагедии вязанной с потерей ребёнка. Поправьте меня, если я неправильно понял.
Сестра кое как переживает ядерную атаку. Находит волшебное кольцо, которое в итоге приведёт Сестру к Сван. Наверное, развитие этого персонажа показано более подробно, чем остальных главных героев. Итого: сестра из бомжихи вырастит в бой бабу, которая будет противостоять самому Дьяволу (но это не точно).
Дьявол: Автор на прямую не говорит, что Человек с алым глазом это Дьявол. И по поведению этого недоделанного Пенни Вайза так не скажешь. Ему очень нужно отобрать то самое кольцо у Сестры, но он каждый раз отхватывает от Сестры или Сван. Последнюю он люто боится и ненавидит. Сам признаёт, что эта малолетка вытягивает из него силы, делает его слабее. Почему? Потому что она его не боится! Ой, где я это уже видел/слышал/читал?)))
Маклин и Роланд становятся компаньонами после того, как выбираются из бункера где и встретились. Бункер уничтожен, родители Роланда (не без его помощи) мертвы. В итоге эти двое наркоманов организуют свою армию и будут кошмарить выживших людей, брать силой города, присваивать ресурсы и т.д.
Спустя семь лет все персонажи встретятся в одной деревушке. Сестра найдёт Сван и Джоша, на тот момент уже выяснится, что Сван может дарить жизнь земле, на которой можно будет выращивать овощи, фрукты и т.д. Например, в этой деревушке Сван посадила в мёртвой почве кукурузу и она выросла! Сван сразу записали в Мессию. Об этом узнал Алый глаз и, умыкнув несколько початков кукурузы, свалил искать Армию Совершенных Войнов, возглавляемую Маклином. В итоге, Алый глаз сумел достаточно замотивировать АСВ для того, чтобы те пришли и забрали себе урожай кукурузы и Сван для того, чтобы та выращивала для армии еду. Армия Маклина не без труда, но берёт штурмом деревню. Сван обещают большую ферму, где она будет реализовывать свой дар во благо армии.
..... и тут я хотел бы немного бомбануть! Последняя треть книги плоха. Точнее, начиная с момента, когда все положительные герои встречаются в одной локации (эта самая деревня) и начинается непонятная для меня хрень! Во-первых, повествование нереально становится медленным. Во-вторых, начинается какая-то мыльная опера: все друг в друга начинают влюбляться! Джош идёт по лесу и вдруг понимает, что любит женщину, которую знает пару недель! Просто ни с того ни с чего!!! Автор? почему у него появились чуЙства к ней??? Забыл написать, да?)) Далее, ещё больший кринж — Сестру в эту деревню привёл малолетний разбойник Робин!!!! Этот олух вообще с первого взгляда влюбляется в Сван!!! Но это не всё! Буквально через несколько дней Сван влюбляется в Робина!!! Как это работает? При том, что эти несколько дней была стычка с армией, потом Сван пленили и в итоге они (Сван и Робин) увиделись только после того как всё закончилось. До штурма деревни Робин и Сван не общались! КККАААААККК ТЫ, МЕССИЯ, ВТЮРИЛАСЬ В ЭТОГО ШЛЕПКА, КОНТАКТИРУЯ С НИМ ОТ СИЛЫ ПАРУ РАЗ И ПОЗНАКОМИВШИСЬ С НИМ НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ НАЗАД???? ГДЕ РАЗВИТИЕ? ГДЕ МОТИВАЦИЯ??? КАК???
Идём дальше! До штурма свановской деревни Маклин разбил армию святош. Один из них поведал, что на какой-то там горе живёт Бог и он может перезапустить весь Мир. Туда и направилась Армия после того как разбила деревню и пленила Мессию. Богом оказывается Президент США, который всё это время жил в очередном бункере. У него есть чёрная коробка, которая активирует САМЫЙ МОЩНЫЙ ЯДЕРНЫЙ УДАР по Земле. Так президент хочет перезапустить жизнь на планете. Туда-сюда, происходит финальный замес в бункере. Минусуют Маклина и Роланда, смертельно ранят Сестру. Таймер останавливают на двух секундах до конца отчёта. Вылезают из бункера и в это время впервые за семь лет появляется солнце!!!!! ХЭПП ЭНД!!!!! Кто бы сомневался. Но под конец автор навалил ещё и пафоса! Умирающую сестру вытаскивают на вершину горы и та начинает раздавать приказы: «Я типо умираю, но вы живите, ты знаешь куда идти. Иди. Ты умеешь хорошо это делать. Делай. Вы любите друг друга? Тогда будьте вместе!». Я просто сгорел от подобной литературной пошлятины)) Сестра заканчивается, а Робин с Сван живут долго и счастливо. Джош попёрся искать ту бабу , в которую почему то влюбился. Все хорошие остались живы и стали восстанавливать МИР!!!!
КАКАЯ ЖЕ ЭТА САХАРНАЯ ВАТА!!!!!!
Итог: Я согласен со многими людьми, которым не понравилась концовка. Мне не понравилась последняя треть. Достаточное количество глав я пробегал глазами лишь бы скорее добраться до финала. С другой стороны, финал ожидаемый. С первых страниц можно было уловить настроение этой книги. Сван это мессия, имба, не убиваемый персонаж, который всех победит и всех спасёт. Ну кто мне скажет, что этого не понял сразу?))) Джош — большой добряк, работяга, защитник. Два психа Роланд и Маклин — с ними тоже сразу всё понятно. Разочаровал меня только Алый глаз — это самый никчёмный, слабый, жалкий антагонист из всех.
Песня сван — это попсовая, шаблонная сказка на один раз. У Автора есть работы на много сильнее.
Советую? — наверное да!
Буду перечитывать? — точно НЕТ!
Маккаммон по прежнему лучше Кинга? — Однозначно!
Vishnya, 15 октября 2024 г.
Книга отличная, но перевод мне достался просто ужасный
Мне нравится описание того как происходил апокалипсис. Не знаю ни одного автора, кто бы так тщательно его описывал.
пунчик, 17 февраля 2023 г.
Мощное произведение. Цепляющее ум и сердце. Очень жесткое и, временами, жестокое. Впечатлительным подросткам даже не стану рекомендовать. После двадцати лет, мне кажется, самое время для «Лебединой песни». Если читать раньше, возможно, многое останется за «кадром». Книга о людях и НЕ людях которые когда-то были людьми. Персонажей великое множество, каждый со своими «мухами» в голове. И каждый герой на протяжении романа перерождается, становится абсолютно другим. Метаморфозы происходят неожиданно и, в принципе, сюжетно обоснованы, но предугадать куда заведет вас фантазия автора довольно сложно. Диалоги интересны и наполнены жизнью. Боевые сцены реалистичны. Мистика и сюрреализм вплетены в сюжет мастерски — ни больше, ни меньше, а ровно столько, сколько нужно. И когда нужно. Конец романа тоже получился очень неожиданным и интрига сохранялась до самого конца. Отличное произведение, ни похожее ни на что. Единственный минус, это, временами, не литературный слог. Хотя, возможно, это огрехи перевода или редактуры самого текста...
Deliann, 27 сентября 2015 г.
В жанре постапокалиптики уже сложно сказать что-то новое. Про все тенденции развития человеческого общества, пережившего конец света, блестяще рассказал Джон Уиндем в «Дне триффидов». По части психологизма очень сложно превзойти «Противостояние» Стивена Кинга. И я нигде не видел драматизма последствий апокалипсиса реалистичнее и глубже, чем в «Малвиле» Робера Мерля. Роберт Маккаммон показывает нам постапокалиптику как «экшн с человеческим лицом»: никаких супергероев, все персонажи глубокие, пусть и не как у Кинга, но по сравнению с большинством представителей жанра — все равно, что трехмерное изображение на фоне двухмерного.
По сути дела, «Песня Сван» и «Противостояние» – это одна и та же история, рассказанная разными авторами, которые очень постарались сделать свою книгу как можно лучше. Соответственно, Кинг наполнил ее толпой персонажей, бытовыми мелочами и внутренним миром героев. Маккаммон не стал пытаться откусить кусок больше, чем может проглотить, и потому у него не так много персонажей и психологизма, зато книга читается быстрее и действие в ней гораздо более яркое.
Итак, конец 80-х, ситуация в мире крайне напряженная. Америка из-за океана грозит кулаками России, но подойти опасается. Плюс еще на востоке что-то бабахнуло, и теперь Индии с Пакистаном просто не существует. В какой-то момент Америка собирает всю решимость в кулак и отправляет к «Иванам» свои подлодки. В ответ русские быстренько организуют скорейшую доставку ядерных боеголовок в стан противника, США тоже чем-то там выстреливает… Короче, Третья мировая война началась и закончилась ядерной зимой. Посреди этого безобразия по Штатам разгуливает местный аналог Сатаны и наслаждается происходящим. Конечно же, нам покажут немного плохих персонажей, которые Дьяволу помогают, и немного хороших персонажей, которые ему противостоят. В конце, как обычно, битва добра со злом.
Вроде бы банально, но чтение реально захватывает. Персонажи интересные и достаточно реалистичные, чтобы им сочувствовать. Даже плохиши получились такими, что их нельзя назвать полными подонками. Ситуации, в которые попадают герои, достаточно нетривиальны, что подогревает интерес к чтению. Недостатков у книги, строго говоря, два (если не считать общую предсказуемость финала, но ведь мы смотрим всяких «Мстителей» заранее зная, что хорошие ребята в конце накажут плохих): неправдоподобность условий ядерной зимы и затянутость повествования. На первое можно закрыть глаза, в конце концов персонажи и действие этот минус искупают. А вот с затянутостью все иначе. В какой-то момент понимаешь, что устал от этой истории, а до конца еще больше трети книги… Делаешь паузу, отвлекаешься, эффект погружения снижается, потом повышается, в итоге к финалу ощущаешь какую-то смазанность и смутную фрустрацию от недополученного удовольствия от книги, которое было у тебя в руках, внутри этих страниц, но ты не смог им правильно распорядиться.
Рекомендую всем любителям качественной постапокалиптики. К слову, это не единственный представитель жанра, написанный Маккммоном. Есть еще рассказ «Город гибели», который больше заигрывает с мистикой и антуражем, и потому его к прочтению я тоже рекомендую.
Marmazetka, 28 июля 2022 г.
Одна из лучших книг прочитанных за последнее время. Страшно становится что вымысел в книге, в любую минуту может стать реальностью. В процессе чтения поневоле задумываешься, а захотел бы жить после ядерной войны? Вечный холод, голод, радиация разъедающая тело. Счастливчик тот кто выжил после взрыва или блаженное небытие?
eXteSy, 6 апреля 2021 г.
Удивительная история, в которой воедино гармонично сплелись постапокалипсис и ужасы. Хотя удивляться здесь нечему: ведь хорош же для разнообразных жутких историй антураж постядерного мира с его атмосферой смерти, безнадежности, упадка, разочарования и разрушения. Что интересно, в книге ужас показан разный:
- это и реальные ужасы разрушенного мира с его отморозками, сумасшедшими и т.п. людьми (а могут ли такие и дальше называться людьми?), чьи самые садистские наклонности были посажены в плодородную и благодатную почву постапокалиптического континента и которые творят кошмарные вещи без какой-либо действительно важной цели;
- это также ирреальное воплощение Зла, которое преследует конкретную цель: погубить невинную девочку Сван, которая может спасти человечество, и не дать прозвучать в этом безнадежном мире лебединой песни.
Но какой же из этих ужасов хуже? Мистическое воплощение абсолютного Зла, которое древнее человечества, или такие бренные люди во всем разнообразии их пороков? Маккаммон не дает разжеванного ответа на эти и многие другие вопросы, а позволяет читателю самому делать выводы, лишь регулярно подбрасывая разнообразные намеки.
Но кроме Зла во всех его проявлениях в книге изображены люди. Разные и многогранные. Те, которые остались людьми, несмотря ни на что. Те, которые знают к чему стремиться. Те, которые знают, что защищать. Те, которые знают вкус жизни. Такие интересные и совсем не похожие между собой, но которые служат целям добра, такого призрачного и вроде бы утерянного. И которое на самом деле рядом с ними.
Маккаммону удалось соединить воедино сюжетные линии разнообразных ярких и живых персонажей. А других Маккаммон и не умеет прописывать. Все разнообразие характеров, видов деятельности, увлечений и чаяний можно увидеть и прочувствовать на страницах книги.
Но не стоит забывать и еще об одном важном персонаже — Надежде. Именно так, с большой буквы. И это не имя, не героиня романа. Это то светлое и животворящее чувство, которое сопровождает не только главных героев, но и читателя на протяжении всего произведения. И Маккаммон ненавязчиво говорит про то, что никогда не стоит его терять.
Как и другие романы автора, этот также отличается удивительной кинематографичностью, прекрасным описанием экшена и вниманием к деталям, глубокой проработкой внутреннего мира персонажей. Стоит заметить, что первые главы могут читаться довольно тяжело, но потом повествование набирает обороты и уже просто невозможно остановиться и вырваться из созданного автором мира, не дочитав книгу до конца.
VovaZ, 8 марта 2018 г.
Первое чувство, недоумение. Зачем, 10 лет спустя, автору понадобился литературный ремейк кинговского противостояния, причём гораздо более слабый, чем оригинал? Насколько я могу судить, Роберт Маккаммон, довольно сильный прозаик, способный и у хорошему, драматическому сценизму, и к интересным поворотам сюжета. Зачем понадобился столь «рабский» роман, да ещё и поистине грандиозных масштабов? Неужели у Маккаммона не хватило бы таланта на самобытную сюжетную интригу на тему победы добра надо злом?
Итак, сюжет по схеме Стивена Кинга – апокалипсис, проявление адептов зла и добра, громадный квест по их схождению, решающая битва. Если читали «Противостояние», особых находок не будет.
А вот сценизм Роберта Маккаммон подлежит изучению. Автор, как я уже отметил, прекрасный прозаик. Хороший, «жизненый» драйв событий, прекрасные антураж и колорит сцен и диалогов. Однако, на мой взгляд, в жанре мистического ужастика, автор проигрывает. Там, где Кинг блещет «повседневным ужасом», доставая наши нервы обыденными вещами, и делая чудеса именно из них, Роберт Маккаммон использует вполне обычный треш, и весьма примитивную мистику. Так же автора подводит громадный объём текста, утомляющий, как читателя, так и его самого.
Персонажи героев выписаны вполне на уровне таланта автора. Главный гад вышел злодейски плоским, но остальные весьма живы и динамичны. Вызвал любопытство уровень мизантропии автора. В принципе, вплоть до эпилога, хороших людей мы встречаем единицы, и все они имеют чисто функциональное назначение, по сюжету. Зато гады, до предела гадские и грязные, ходят толпами, и везде. Надо будет почитать ещё что-нибудь у автора.
Финал слабый, с уходом в слезливую мелодраму, и весьма примитивный по морально-нравственному посылу. Чтобы улучшить этот мир, автору понадобилась атомная бомба.
В результате, роман прочёлся с интересом. Однако, закончив, я вынужден признать, что интерес был не к самому роману, а к динамике авторских способностей, в процессе его написания. В конце осталось не ощущение удовольствия, а облегчение, от завершённой работы.
korsrok, 17 января 2015 г.
«Песня Сван»… Я прочитал далеко еще не все произведения гения Маккаммона, но этот эпичный роман, мне кажется, не только вершина его творчества, но и один из лучших фантастических романов ХХ века, который со временем, несомненно, станет классикой хоррор литературы, да и в целом – мировой классикой. Уровень динамизма и драматизма зашкаливает – ты испытываешь массу чувств и эмоций. Роман способный от радости, сквозь ужас, довести до слез. Безупречней стиль и настолько сильная подача, что и воображения не надо включать – картины сами возникают. А изобразил Роберт, не много, ни мало целую страну после ядерной бомбардировки! И эти первые дни, после того как упали бомбы – ужасно было и тяжело читать; страшно «смотреть» на горстку уцелевших, обгоревших и обезумевших людей, которые, обнаружив себя посреди полного разрушения – сплавившегося металла и человеческих костей – позавидовали мертвым. И не смотря на то, что почти все население страны уничтожено, опустошенными землями скитается «Меняющейся Облик» — дьявол танцующий на тысячах трупов. Небо после взрывов затянула пыль и мусор, после чего настала многолетняя зима. Казалось бы, все на земле уничтожено, и флора и фауна (только пережившие радиацию мутированные звери остались), и даже все источники воды заражены. Но в противовес всей этой тьме и безысходности, безумцам, формирующим новые армии, и самому дьяволу сеющему смерть – появляется девчонка, как символ света и добра. Девчонка, от прикосновений которых раскрываются увядшие цветы, и оживают деревья, в которых, казалось бы, не пульсировало больше и капли жизни.
Человечество и жизнь на земле уже никогда не будут такими, как прежде, но у людей есть шанс, и каждый сделает свой выбор: примкнуть к силам зла – армии разрушающей все, что осталось; или к добру зарождающемся вокруг чистого источника, отстраивающего маленькою деревню.
О сложном, разветвленном и многослойном сюжете можно много говорить, так как, каждая из 95-и глав оставила после себя впечатления. Читая книгу пережил много волнующих моментов, иногда просто прикрывал рукою рот, чтоб сдержать крик радости, ужаса или отчаяния. Все 1000 страниц роман держит в напряжении – и оно подобно волнам, немного отпускает, а затем накрывает головою. А герои! Господи Они настолько воодушевленные, что после недели проведенной с романом было такое чувство, как будто расстался с реальными друзьями. Это не просто мастерски прописанные характеры – а живые люби, слова которых и поступки навсегда останутся в памяти.
Также, роман кинематографичен. Это, наверное, первая книга, которую я читал под раскаты любимого Хеви-Метала, который абсолютно не отвлекал, а только дополнял атмосферу. Мне кажется, что, если бы после публикации романа его экранизацией занялся Дарио Арженто или Дон Каскарелли – фильм бы в том же году собрал 25 оскаров! Удивительно, почему книга получила только одну премию? Рейтинги для меня ничего на значат, но, «Песни Сван» в 87-м я отдал бы все, и «Барлога» и «Локус»!
Роман задел меня. Поглотил. Наполнил. Роберт Маккаммон заслуживает только высших похвал. А что касается перевода… настолько мне известно, роман был издан трижды в исполнении одного и того же Колесникова – «Наслаждение Смертью» и «Лебединая Песня» оба издания в двух томах, и «Песня Сван» одним томом, с сокращениями – что для данного романа недопустимо! Перевод не идеален, да — есть огрехи, но, простите, это не единственное издание «Войны в мире Призраков» Уитли, — где, без преувеличений, запятые встречались просто между слов.
Так что, ни перевод Колесникова, ни состояние книги (а «Песней Сван» я обзавелся первым изданием – «Наслаждение Смертью» — которое, возьмите на заметку, хоть и в твердой обложке, но книга не прошита! И книги я получил с растрескавшемся клеем, порванными корешками, и десятком выпавших страниц аккурат вложенных в середину. И прежде, чем приступить к прочтению, я две вечера те странички выравнивал, вставлял на места, и вырезав из обложки – заново проклеивал оба тома, после чего эти, еще недавно потрепанные книги стала намного приятнее держать в руках) не испортило впечатления!
10+
Я восхищен!
P.S. Сью Ванда, Сестра, Робин, Расти, Глория, Джош… — я вас не забуду!
Alex Sadov, 19 ноября 2021 г.
Персонажи какие-то не живые, то ли автор не смог вдохнуть в них жизнь, то ли переводчик исказил на столько. Но перевод в самом деле желает лучшего!
Angvat, 12 марта 2018 г.
Лично я не вижу ничего плохого в попытках смешивать те или иные жанры. Например, разбавить затертый до дыр сюжет постапокалипсиса щепоткой мистики. В какой-то мере такое смешение может быть не только оригинально, но и логично. Мол, силы тьмы долгое время скрывались в тени, а когда в мире начался бардак, то выползли на свет. Другое дело, каким образом такой фокус провернуть. Можно тонко, а можно топорно. Увы и ах, автор выбрал второй вариант.
Что касается постапокалипсиса, то говорить особо не о чем, ибо все это мы видели десятки раз и до, и после. Злые русские все разбомбили, хорошие и плохие персонажи начинают сбиваться в кучки и как-то выживать. К описанию автора действия ядерного оружия я даже придираться не буду, ибо если бы все авторы описывали его достаточно реалистично, жанра как такового бы не было (ибо «бум» и все умерли). Попытка вывести в качестве антагонистов тандем из вояки и мальчика, увлеченного настольными играми, поначалу выглядит хоть как-то оригинально, но в итоге мы все равно получаем достаточно плоских злыдней. Отдельные вещи выглядят совсем уж нелепыми. Например, в финале те самые злые русские переплывают океан, чтобы просить милости у добрых американцев. У меня сотня вопросов «почему» по поводу данного события, но учитывая, что ему посвящен целый абзац, задавать я их не стал. Просто очередная неприятная мелочь в общую копилку недостатков книги.
Что же касается мистики, то тут все прямо, все в лоб. И выглядит она не как приятное дополнение, а как нелепый костыль, на который опирается сюжет. Есть некая демоническая фигура, персонаж, который плохой, потому что плохой. И выглядит он на общем фоне не как эмиссар адских сил, а как какой-то мелкий пакостник, что гадит по мелочи да тешит свою темную сущность всеобщей разрухой. Есть некая избранная девочка, которая хорошая, потому что хорошая. А еще некая таинственная болезнь, меняющая внешний облик людей в зависимости от внутреннего мира, т. е. девочка становится красавицей, а все плохиши – уродами. Вот собственно практически и все. По большому счету автор просто местами облегчил себе задачу, например, избавив себя от необходимости прописывать мотивацию одного из злодеев, а также дав возможность героям сразу видеть, кто тут хороший, а кому пора на собеседование с апостолом Петром.
Что же касается сравнений данного произведения с «Противостонием» Кинга, то тут я особо сказать ничего не могу. Книгу не читал, видел лишь экранизацию, а экранизации Кинга – ну это так себе источник. Замечу лишь, что тамошний злодей все же смотрелся куда внушительней местного пакостника.
Вытягивают книгу из полной бездны разве что герои. Здесь их немало, и у многих из них достаточно прописанные характеры (но не всех, избранная девочка, демон и еще пара человек вышли достаточно картонными). Да, их истории достаточно банальны для жанра, но по крайне мере неплохо описаны.
В итоге имеем достаточно проходное произведение постапокалиптики, которое автор неумело попытался разбавить всякими мистическими штуками. Если вы осилили в данном жанре достаточно произведений, то это не принесет вам почти ничего нового, а значит, его вполне можно игнорировать.
sergej210477, 15 октября 2015 г.
Роман Маккаммона « Песня Сван» неоднозначная книга. Трудно сказать, понравилась мне она , или нет. В ней много ляпов, недоработок, несуразностей и несостыковок, книга переведена отвратительно, но в этом романе есть нечто , что заставляет его дочитать до конца, оставляя хорошее впечатление.
Начинается роман описанием предверия мировой ядерной войны, читатель знакомится с главными героями. Затем, взлетают ракеты и мир погружается в огонь атомного Апокалипсиса, за которым следует ядерная зима. Города разрушены, цивилизация погибла. И на этом унылом фоне мы читаем про приключения главных героев, вынужденных выживать в этом аду. Как всегда герои разделены на хороших и плохих, сюжет перепрыгивает к описанию то одних , то других.
Первая треть книги читается на одном дыхании, а затем начинаются однообразные описания путешествий героев по пустынной стране и книга начинает надоедать.
Да, Маккаммон повторяет сюжет « Противостояния» Кинга, написанного на десять лет раньше. Борьба «хороших» против «плохих» парней, и нечто демоническое, создание в образе дьявола или ещё какого злого духа , которой пришёл, чтобы окончательно уничтожить Добро, вместе с положительными главными героями. Только у Кинга в романе больше реализма, а '«Песня Сван» — это волшебная сказка, герои творят чудеса, все вертится вокруг девушки Сван, обладающей сверхъестественной силой и магического кольца , тоже способного творить чудеса.
Но в отличае от Кинга,(кстати,«Противостояние» тоже не самый сильный его роман)книга Маккамона полна несуразностей. Так и хочется сказать, ну не бывает такого!
А сцена разделки волка на обед? Взяли кровь и кишки, мясо бросили! Ну любой охотник , да и не только знает, что при разделке зверя внутренности бросают, мясо берут!
Лошадь, без труда убивающая несколько рысей- мутантов, кукуруза , посаженная в мерзлую землю и через день взошедшая!
Президентский реактивный самолёт был сбит взлетевшим от взрыва автобусом!
И такое на каждой странице
Понятно, что это сказка, но это не придаёт реалистичности книге.
Сравнить роман с «Дорогой» Кормака Маккарти- сюжет один , но «Дорога» реалистична , трагична, переживаешь за героев, а «Песня Сван» не тронула меня. Мне кажется она ориентирована на подростковую аудиторию.
После однообразной середины, роман наконец выруливает на финишную прямую. Пути всех групп главных героев пересекаются в главной битве. Что не отнять у мастерства Маккаммона, так это динамичности описания сражений. Танки, пулеметы, взрывы гранат и бутылок с бензином. Если бы романы автора экранизировали, то получились бы прекрасные зрелищные боевики.
Последние главы романа получились великолепными. Трогательно и грустно заканчивается книга, но оставляет надежду на продолжение жизни человечества.
megido, 21 декабря 2018 г.
Книга понравилась. Читал её два раза и прослушал в аудио формате. Настоящая фантастика, смешанная с мистикой и ужасом. Рекомендую всем.
MarchingCat, 27 июля 2015 г.
Перечитал роман в первый раз, с 1993 года, первого издания на русском языке под названием «Наслаждение смертью». И что поразило — я ОТЛИЧНО помню содержание романа. Настолько он врезался в память, настолько яркие оставил после себя впечатления.
Впечатляет всё. Сцены ядерной катастрофы, сцены выживания, работа и сбои человеческой психики в состоянии кризиса. Да что там говорить... на этот прекрасный роман написано много отзывов. Не хочу повторяться. Скажу лишь вот что. За последние пару десятков лет русскоязычная фантастика пережила несколько массовых волн произведений по жанрам. Лёгкое фэнтези, сталкеризм, попаданцы (это как раз сейчас очень переживаем), и в том числе была и мода на апокалиптику. И как же ничтожно мало автор смогли создать хотя бы что-то отдалённо близкое по силе воздействия на читателя. Да что там ничтожно мало — пожалуй, что и никто. Да и не только русскоязычных. Во всей мировой фантастике произведений апокалиптики такого уровня — единицы.