Алан Бейкер «Перевал Дятлова»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Контакт | Спецслужбы | Экспедиция/подготовка к экспедиции
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой | Для взрослых
Зимой 1959 года в горах Северного Урала при загадочных обстоятельствах погибают девять молодых людей. Начавшееся расследование через несколько месяцев закрыто, материалы дела засекречены в архивах КГБ.
Это происшествие так и осталось загадкой, объяснить которую пытались действием природных, мистических и сверхъестественных сил.
Американский писатель Алан Бейкер предлагает свою версию случившегося.
Герой истории, журналист Виктор Стругацкий, спустя пятьдесят лет после трагедии волею судьбы оказывается на перевале Дятлова и идет по следам погибшей группы со своей экспедицией.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Dentyst, 6 июля 2014 г.
Книга-загадка, причём загадка начинается с автора и переводчика.
Автор, который больше ничем не известен и переводчик, который больше ничего не перевёл. Хотя, может и не так, но по данным базы ФЛ это так и есть.
Сдаётся мне, что написал этот роман наш соотечественник. А что? — прецеденты известны. Ну, в крайнем случае, перевод очень качественный получился. Поэтому вдвойне странно, что услугами этого толмача широко не пользуются. Впрочем, многих хороших переводчиков тоже не используют по прямому назначению.
Но, собственно о тексте. Давно не попадалось ничего настолько же захватывающего и держащего в объятиях, как этот роман. Интерес подогревался ещё и тем, что про трагедию на перевале я практически ничего не знал. Поэтому увлекало меня ещё и само происшествие, сама фактология. Этот, так сказать вводный кусок уже с первых же страниц успешно начал нагнетать атмосферу тайны, тревоги, саспенса.
Дальше-больше, атмосфера начала скручиваться в тугую спираль, которая не преминула распрямиться в последней части. И распрямилась так, что концы спирали потерялись в бесконечности или ушли в воду.
Самое большое достоинство романа в том, что всему изложенному веришь. Ну, в том смысле, что ничего сверхневероятного тут не описывается.
Видимо, автора могут упрекнуть в некоторй сухости изложения, ведь перед нами просто действие, без глубоких психологических и философских размышлений. Ну и ладно — не Толстой и не Достоевский писали. А в ряду всевозможных дэнов браунов я бы поставил «Перевал Дятлова» на одно из первых мест.
Добавлю, что с таким же азартом я читал только «Похитителей бриллиантов» и «Капитан Сорви-голова» в 12-13 лет.
Для любителей тайн, приключений, желающих отдохнуть не без пользы.
ReReNa, 16 апреля 2013 г.
А мне произведение очень понравилось. Заинтересовалась историей с дятловцами уже давно, все читала, смотрела. Жутко. Загадочно. Наткнулась на роман, который понравился как раз тем, что автор соединяет множество различных фактов, домыслов в одно целое, пробуя создать единую картину события (чего многие люди, выдвигающие различные версии трагедии, не учитывают). А потом, не нужно забывать, что это все-таки художественное произведение, а значит и вымысел — само собой разумеющееся явление. Читатели, постарайтесь выходить за рамки узкого, банального мировоззрения, мироощущения, тогда и читать легче будет! Спасибо автору за книгу, провела незабываемые вечер и ночь. Удивительное и таинственное «послевкусие».
taipan, 26 декабря 2012 г.
Начинаясь как раздражающая попытка очередного ремесленника слепить «спекулятивный» бестселлер из реальной трагедии, произошедшей более 50 лет назад с советскими туристами на знаменитой теперь «горе мертвецов», этот роман развивается в духе крепкого западного «экотриллера» с научно-популярными отступлениями и скупо очерченными характерами, а заводит в итоге читателя в ТАКИЕ лавкрафтовские бездны и ужасающие вселенские глубины, что хочется идти к зеркалу и проверять — не прибавилось ли в ходе чтения седых волос?
Здесь даже мелкие недочеты первой трети книги — вроде неестественно-«западного» поведения героев-соотечественников в декорациях современного Екатеринбурга или ненавязчивых попыток иностранного автора произвести экскурс вглубь загадочной русской души и геополитики — работают на антураж. Потому что сразу делается не по себе («что с вами, ребята, черт побери, не так?» или «это он сейчас к чему вообще об этом речь завел?»). А этот роман не то чтобы страшный, он жуткий.
Не читайте эту книгу на ночь.
Знаете, лучше вообще ее не читайте. Ограничьтесь идеально подобранным, леденящим душу эпиграфом из тютчевского «Одиночества»:
С холма на холм скользит мой взор унылый
И гаснет медленно в ужасной пустоте
Лучше остановитесь на этом. Потому что дальше еще жутче.
GoldSwan, 21 апреля 2014 г.
Я бы отнёс эту книгу к жанру псевдодокументальной фантастики. Документальная часть написана очень добротно — читаешь и веришь. Заметно, что очень много материала взято из сети (в аудио версии даже есть мистические звуки) — это еще больше добавляет реальности происходящим событиям. Если бы не финал — поставил бы на балл выше, а так слишком фантастический конец портит впечатление от книги.
Присутствует:
+ документальные факты одного из самых трагических и необъяснимых событий прошлого века
+ документальная подача материала усиливается формой «от первого лица»
+ глубокая проработка материала и существующих версий
+ инопланетный разум
+ тайные правительственные программы
- отсутствие финала, что можно воспринимать как открытую концовку
Отсутствует:
+ маленькие зелёные человечки
+ уверенность, что все написанное — вымысел
Агроном, 15 июля 2013 г.
Весьма достойно. Автор здорово поработал над матчастью и знает о чем пишет, я имею ввиду, трагедию на перевале 1959 года. Но если вы начнете читать книгу, с целью получить очередную теорию произошедшего тогда — то лучше не надо. Это чисто фантастический роман, повествующий к тому же о событиях наших дней. Боялся ляпов и клюквы в описании автором-иностанцем повседневной жизни в России. Их нет. Что, конечно, же не может не радовать. Ляпов в тексте тоже нет не знаю чья это заслуга больше — писателя или переводчика. Вообщем есть впечатление, что автор много жил в нашей стране или очень дотошно её изучил по литературе. Что достойно уважения.
По тексту. Персонажи довольно симпатичные, хоть и несколько... схематичные. Нудятины нет из пустого в порожнее не переливается. Главное достоинство книги очень умело нагнетаемая атмосфера, которая в кульминации достигает, точки кипения и делает невозможным оторваться от романа. Но тут наступает развязка и становится понятно, что кое в чём клюквы избежать не удалось. А в чём это заключается, узнаете по прочтении.)
Вообщем, как бы там не было — книга запоминающаяся и гороздо выше среднего.
gato loco, 29 апреля 2013 г.
Мне роман понравился, несмотря на его некоторую неоднородность и фантастическую финальную часть. Читать очень интересно, тем более, в свете последней не очень удачной русско-американской экранизации случая на перевале Дятлова от Ренни Харлина. В то, что эту книгу написал Борис Акунин не сильно верю, разве что он изо всех сил пытался написать не своим стилем и намеренно писал так «технически-переводно». А в подобную версию произошедшего на Урале во время прочтения книги как-то невольно начинаешь верить, хотя чуть позже эта уверенность рассеивается. Думаю, к этой истории литераторы будет возвращаться еще не раз, и эта версия будет ничуть не хуже остальных. В целом, любителям всего необъяснимого и таинственного смело можно посоветовать прочесть этот роман, тем более много времени у вас это не займет. Ну а то, что автор в кучу свалил множество версий и гипотез, так это его право, и уже от нас зависит, как это воспринимать. В любом случае, раздражения чтение не вызывает.
И да, лавкрафтовские мотивы и атмосфера в книге очень чувствуются!
Dr. Sammael, 17 марта 2015 г.
Странная книга. Ни о чём и обо всем сразу. Книга откровенно вялая. Не в том смысле, что тоску смертную навевает и скуку, а как будто читаешь бесконечный форум, на котором собрано стопятьсот версий случившегося. Форум (книга) специфический: местами он околонаучный, местами наводнен упоротыми сторонниками теории заговора.
Персонажи плоские, как в коротком комиксе: они есть, к их лицам прилеплены облачка с репликами, которые и от лица автора вполне себе можно изложить. И скоро понимаешь, что ожидать хоть какой-то глубины в героях не стоит. Порой вообще не ясно, для чего присутствуют некоторые из действующих лиц.
При чтении ни разу не сморило в сон, поскольку изложение добротное. Однако каждый раз, берясь за книгу после перерыва, задавался вопросом: а нужно ли продолжать? Дочитывал из принципа, и если бы не дочитал, то абсолютно ничего бы не потерял.
Faust_II, 3 июля 2015 г.
Dr. Sammael все хорошо сказал об этой книге. И оценку такую же поставил, как и я. От себя могу только добавить, что единственным плюсом этой книги является неплохая проработка различных таинственных происшествий в необъятной Сибири, интересная задумка в плане объединения этих событий одной общей теорией. А так...сюжет ни о чем, в плане спекуляций на тему сродни фильму «Тайна перевала Дятлова» 2013 года — трэшевость сюжета иногда буквально совпадала что в романе, что в фильме.
Вот и все, о книге нечего больше сказать. Читать можно, только если совсем скучно, под рукой нет ничего более стоящего и вы являетесь фанатом всяческой необъяснимой чертовщины (каким я в большей или меньшей степени являюсь, иначе бы и не начинал эту книгу).
P.S. Вот жу лучше бы остановился автор на варианте
Zangezi, 12 марта 2013 г.
В сети ходят слухи, что эту книгу написал Борис Акунин. Всем известно пристрастие этого автора к инициалам А.Б. И тут у нас не только англо-американец Алан Бейкер, но и основной рассказчик — доктор Анатолий Басков. Иностранец отпадает сразу: во-первых, ТАК иностранцы про русских и Россию не пишут, а во-вторых, всезнающий Амазон не знает никакого Alan Baker, автора Dyatlov Pass. И эта книжка, продающаяся на Амазоне, записана на некоего Alan Beyker. Впрочем, если это Акунин, то стыд и позор мастеру: написано откровенно плохо, наспех, картонно, фразами, чуть ли не скопированными из Википедии (особенно там, где объясняются физические теории или вспоминаются аномальные феномены). Перевал Дятлова — это тайна, нет — Тайна, Аномалия, почему бы и языку, описывающему ее, не стать таинственным и аномальным? Эх, Хлебникова бы сюда..
Спешка повредила и логике сюжета. Не секрет, что перевал Дятлова буквально истоптан многочисленными туристами и экспедициями. Ничего аномального они, разумеется, не встречали. И тут приезжают наши герои, а им, как на блюдечке: и другие звезды, и медведь, и котлы, и озера, и инсталляции.. Допустим, это изобилие можно списать на то, что у них была антипризма, но ведь у группы Дятлова, которая, по мысли автора, тоже столкнулась с кучей аномалий, никакой антипризмы не было, как и у медведя, непонятно за что пострадавшего. Кто в Советском Союзе в тридцатые годы, в разгар антирелигиозной кампании, выберет для научно-этнографической экспедиции название «Сварог» и символ Перуна? Весьма вольно автор обходится и с обстоятельствами гибели дятловцев, добавляя одни детали и не упоминая другие, но это, впрочем, можно уже списать на фантдопущения..
И все же роман небезнадежен. Добавляя в копилку версий причин гибели дятловцев свою, автор исходит из мысли, что они (эти причины) не автономны, а крепко связаны с многочисленными аномалиями на земле, будь то Тунгусский метеорит, Таосский гул или Долина смерти в Якутии. Сюда же он подвязывает современные космологические теории о том, что наша Вселенная представляет собой четырехмерную (мем)брану в пятимерном пространстве — таких бран много, они сталкиваются «временами», что и вызывает аномалии, а заодно позволяет кое-кому путешествовать по мирам и измерениям. Таким образом, читатель вводится, пусть в популярном изложении, на передовую научной мысли.
Правда, практически все объясняя, наш автор убивает саму Тайну — тайну, до сих пор будоражущую всех, кто соприкасается с происшествием на перевале Дятлова — и делает это так легко и походя, что становится немного обидно за тех девятерых, что погибли жуткой и таинственной смертью. Временами автор, похоже, и сам вспоминает, что дело-то жуткое, и пытается нагнать страху лавкрафтианскими интонациями, однако в отсуствие аутентичной атмосферы получается, мягко говоря, не очень. В целом прочитать и забыть — но не о дятловской трагедии. Она еще ждет своего Лавкрафта и своего Джойса.
alex great, 4 января 2013 г.
Британский писатель на около научно-фантастическую тему решил подогреть интерес к событиям почти 50-ти летней давности .Рассказ ведется от лица доктора Анатолия Баскова работавшего психиатром в больнице в пригороде Екатеринбурга ,в свою очередь слушающий рассказ единственно оставшегося в живых члена научно-исследовательской экспедиции журналиста Виктора Стругацкого, отправившегося вместе с несколькими заинтересованными лицами по следам погибшей 50 лет назад экспедиции Дятлова. Уважаемый г-н Бейкер сумел прикрутить к роману все мало мальски неизученные феномены,вплоть до неясных пугающих шумов механизмов,случая с тунгусским метеоритом и тому подобными мистическими явлениями.Начинаясь как запутагная детективная история,коей по сути и является,роман постепенно перерос в мистическую с сильным креном в трансцедентно-нло-ную тему.Местами было интересно,но все имеет свои пределы и россказни о таинственных инсталляциях и озерах с нечто напоминающим ртуть в дебрях уральского леса явилось последней каплей в оценки данного произведения.И даже знание русской психологии в описании персонажей романа не спасает сложившуюся ситуацию.
Как итог слабый фантастический триллер с очень перспективными исходными данными и бездарной его реализацией.
P.S.Самое интересное что скоро выходит американский фильм с одноименным названием ,рассказывающий о событиях той роковой ночи.Хорошо что не по этому произведению)
Sciolist, 9 октября 2016 г.
Впервые я прочел о трагедии на Отортэне в начале 90-ых, в журнале «Вокруг света». Там тогда печатались главы из какого-то произведения об аномальных явлениях. Помню, как тогда меня, младшеклассника, пугали и привлекали эти рассказы об аномальщине: наверное, наших далеких предков так же пугали и привлекали легенды о злых духах, колдунах, бабах-ягах, кощеях... История группы Дятлова была там описано очень скупо, без каких-либо подробностей. Автор утверждал, что «дятловцы» умерли от страха. И приводил еще несколько примеров похожих смертей, и давал какое-то паранормальное объяснение. Меня это тоже тогда удивило и напугало: шутка ли — внезапно умереть от страха, хотя никакой явной причины для этого страха нет?!
Прошли годы. Я стал скептически смотреть на большинство рассказов об аномальщине (хотя не отрицаю, что некоторые странности действительно могут иметь место). Хотя передачи о паранормальном и сейчас иногда смотрю — обычно в качестве комедий. Книги и фильмы об экспедициях и путешествиях, особенно в холодных краях, я люблю не меньше, чем в детстве — сам-то я никогда ни в какие походы не ходил. Хоррор и загадки — люблю даже больше, чем в детстве. И потому неудивительно, что фильмы и статьи о трагедии группы Дятлова снова попались мне на глаза.
Эта история, страшная и трагическая, стала модной и беллетризированной. Из всех фильмов, просмотренных мной, только один был действительно серьезен и рационально рассматривал случившееся — старый, снятый еще в 90-ых. Кстати, версия, к которой в нем в итоге пришли, действительно правдоподобна и довольно проста. Не буду спойлерить — посмотрите и сами оцените. Влад Некрасов, «Тайна перевала Дятлова». Остальные фильмы, передачи и статьи оказались скорее художественными произведениями, рассматривающими самые дикие и фантастические версии. Появился даже фильм ужасов «по мотивам» — правда, никаких гипотез он не выдвигает, и с историей «дятловцев» связан лишь похожими декорациями.
Данная книга напомнила мне этот фильм: вроде как отсылает к истории, даже перебирает разные гипотезы и критикует их, но в итоге скатывается в довольно посредственную фантастику. Возможно мне кажется, но книгу явно писал русский под иностранным псевдонимом. И пытался при этом подражать иностранным описаниям России. Видно, что с Россией автор знаком не понаслышке: почти нет традиционной «клюквы» вроде ушанок, матрешек, водки и балалаек. Однако фамилии у героев несколько странные, неестественноватые: Басков, Стругацкий... Кстати, вторая фамилия выбрана не случайно — автор очень явно читал «Пикник на обочине».
Поначалу произведение интригует. Снова рассматриваются версии гибели туристов, затем добавляются несуществующие подробности, затем всплывает некий секретный проект... Вот с этого места я и насторожился. Неужели опять кошмарные эксперименты беспощадных советских властей?! Как уже ими задолбали! Далее автор приплетает еще ряд городских легенд, и российских, и зарубежных. Тут и Тунгусский метеорит (куда же без него!), и якутские «котлы», и «чертовы кладбища», и какие-то еще американские инциденты (кстати, никогда не слышал о них — надо будет погуглить)...
И вот персонажи отправляются на Отортен. Персонажи эти на редкость невыразительные. Плоские, как в комиксах. За таких не переживаешь, им не сочувствуешь, за них не боишься. Убили? Ну, убили и убили. Эмоций — как от простреленной ростовой мишени. Описания аномальной зоны очень сильно напоминают о «Пикнике на обочине», а рассуждения о нечеловеческом разуме — и «Пикник на обочине», и «Солярис», и «Лунную радугу». Но те-то произведения заставляют задуматься, они вызывают эмоции, они оставляют мысли и воспоминания... А здесь — просто сцены дешевого фильма, и не более. Заканчивается так же, как и американский ужастик: в общем, все умерли, ничего не прояснилось. Надо будет сравнить даты выхода: а не мог ли автор и этот «Перевал Дятлова» посмотреть?..
roypchel, 14 февраля 2017 г.
Очень странная книга, написанная англичанином, но выпустившаяся впервые в России. Автор знаменит книгами про НЛО, поэтому ничего документального — сплошная конспирология.
С художественной стороны это довольно жуткая история. Автор реально идет по следам знаменитой группы, описывает те увечья, с которыми были найдены тела, описывает странные обстоятельства гибели. Бейкер даже встречается с оставшимся в живых членом группы. Эдакая документалистика, приправленная бурной фантазией автора.
Книга интересна и загадочна ровно до того момента, когда мы узнаем причину гибели. Тот накал атмосферы, хмурые лица встречных людей, многозначительные взгляды и вздохи, таинственная природа — все это идет по одному месту, когда на сцену выходит зло. Читать только фанатам хорроров категории Б.
alex4577, 6 февраля 2013 г.
Вполне читабельно. Сначала удивило отсутствие развесистой клюквы, некоторые даже предполагали, что такое знание нашей специфики объясняется тем, что это наш автор пишет под псевдонимом. Но, по-моему, это связано с другим. Книга написана так, что всё действие, с теми же героями и тем же сюжетом, один в один можно было бы перенести куда-нибудь на Аляску или в Канаду. И паранормальное спецподразделение КГБ, и печальная судьба народа манси, если задуматься, не имеют ничего типично русско-советского. Короче, почти полное отсутствие русской экзотики, а жаль, меня это всегда забавляет.