Надежда Попова «Конгрегация»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези ) | Детектив | Мистика
- Общие характеристики: Религиозное (Христианство (Католичество )) | Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Альтернативная история нашего мира (Земли) (Европа (Западная Европа | Центральная Европа ))
- Время действия: Позднее Средневековье/эпоха Возрождения
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Спецслужбы | Фантастические существа (Вампиры | Оборотни, метаморфы ) | Договор с нечистой силой
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Европа XIV века. История пошла другим путем. Одиозный «Молот ведьм» был создан на полтора века раньше, чем в реальной истории; Инквизиция появилась на сотню лет раньше, чем соответствующая организация в нашем мире. Раньше появились и ее противники, возмущенные методами и действиями насквозь коррумпированной и безжалостной системы. Однако существование людей, обладающих сверхъестественными способностями, является не вымыслом, а злободневным фактом, и наличие организации, препятствующей им использовать свои умения во зло, все-таки необходимо.
Пока католический мир пытается решить эту проблему или же попросту игнорирует ее, в Германии зарождается новая Инквизиция. Конгрегация по делам веры Священной Римской Империи создает особую академию, чьи ученики наряду с богословскими премудростями постигают азы следовательской науки, психологии и искусства ведения боя. Инквизиторы «старой гвардии» повсеместно заменяются выпускниками академии, работающими уже на основе иных знаний, убеждений и целей...
Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
ДИР, 11 апреля 2013 г.
Самое главное – это уяснить себе, что книга вовсе не относится к жанру альтернативной истории. И поэтому искать в ней явные «исторические ошибки» или несоответствия истории просто нельзя. То есть, можно, конечно – кто может запретить свободному человеку в свободной стране искать то, что ему хочется найти?
Но — некоторые подробности.
Шесть книг. Есть герои. Герои запоминаются. Некоторые участвуют только в одной книге, некоторые – появляются и исчезают, и снова появляются.
Есть цели и задачи, стоящие перед героями. Они – высоки и чисты. И опять нам показывают, что самые чистые цели зачастую достигаются самыми грязными методами.
Есть средневековая фентезийная Европа, в которой инквизиция борется с самыми настоящими ведьмами, вампирами-стригами, магами-малефиками, еретиками и колдунами. Кроме того, это не та инквизиция, которую мы знаем из истории. Это придуманный автором орден единомышленников – Конгрегация, который постепенно заменил все инквизиционные органы в Священной римской империи германского народа.
Есть император – богемский королек, взявший германское имя и пытающийся собрать, сшить воедино лоскутное одеяло из княжеств, королевств, герцогств и курфюрств, из которых тогда состояла страна.
Есть те, кто мешает ему в этом. В том числе как раз гонимые маги-малефики, еретики всех толков, колдуны и вампиры-стриги. Крепкое государство – крепкая власть. Не нужна им крепкая власть. Потому что они сами сильны. И чем слабее власть, тем сильнее, выходит, они – каждый в своем гнезде, в своем городе, в своей деревне.
Молодой инквизитор Курт Гессе, выпускник Академии, бывший беспризорник и убийца… Кстати, интересная Академия, интересные курсанты. Из безотцовщины выращивают «псов господних». Из ничему не верящих и все повидавших пацанов – семью инквизиторов, верящих в бога и в свою организацию, как высшую представительницу его на Земле.
Вернее, не на всей Земле. Конгрегация – только в германских землях. Рим – он сам по себе. Там папа. И есть еще папа во французских землях. То есть, сразу история вспоминается, сразу года, века… Но это, повторяю, не «альтернатива».
Как бы это назвать-то… Инквизиционное дарк-фентези в условном альтернативно-историческом мире.
Сюжет всех книг достаточно прост. Курт и помощник его Бруно раз за разом вляпываются в самую середку заговоров, предательств, измен. И раз за разом на последнем флажке, на последнем издыхании, израненные, но не сломленные, они оказываются победителями.
Конечно, есть аккуратно расставленные рояли. Конечно, не все логично. Конечно, кое-кому шестой том может понравиться меньше – он наиболее «романный» — с несколькими сюжетными линиями, с отсылками в прошлое, с географией и историей.
Но – читается! И мало того, ловишь себя снова и снова на мысли, что понимаешь инквизитора, сочувствуешь ему. И мысли, что лучше запытать одного невиновного, но спасти сотни и тысячи людей – они как-то вот и не вызывают отпора.
И желание крепкой власти. И крепкого государства. И преданности государству и церкви. Церковь – идеологический центр, так и ей должна быть преданность, понятно же…
Следует признать, что в своем жанре на сегодня – одно из лучших. По моему личному мнению, естественно.
Рекомендую. Пока еще лежит с согласия автора на всех известных нам сайтах.
Кстати, вызывают ли идеологические и литературные бои плохие книги? Мне кажется, нет.
aviraen, 23 июля 2017 г.
Никогда не пойму всеобщих восторгов по поводу этого цикла. Это не альт история. Это плохой детектив. Это плохой любовный роман.Я бросил вторую книгу ближе к половине когда экспериментально доказал что я могу читать не теряя сюжетной канвы пропуская по 10 страниц не читая. Безумно раздуты описания, воды больше чем в дипломе провинциального филолога.
Anahitta, 18 декабря 2013 г.
После прочтения шести книг, которые на данный момент опубликованы или выложены в открытый доступ, подвожу итог цикла.
Это не легкое развлекательное чтение, местами весьма даже мрачно, неформат в хорошем смысле слова. При упоминании об инквизиции в первую очередь на ум приходят пытки с их возможным подробным описанием. Это последнее, что могло бы меня заинтересовать в книге, но, к счастью, здесь на них не ставится акцента. Вообще, хотя в книгах цикла есть драки, местами даже экшен, психологического триллера здесь больше, чем боевика.
Главный герой цикла − молодой следователь Курт Гессе − очень сильный и интересный персонаж. Личность неоднозначная, он предан Конгрегации, он неподкупен и способен пожертвовать всем ради интересов дела. Его девиз − «Должен − значит, можешь». Он неоднократно заявляет, что не желает иметь никаких привязанностей, чтобы его нельзя было шантажировать. Проблема противоречия между рассудком и долгом с одной стороны и чувствами и человечностью − с другой проходит через все книги цикла.
Каждая книга имеет свою индивидуальность, это не однотипные расследования, все истории разные, даже жанрово отличаются. Книги вполне самостоятельны, на полуслове не обрываются и снабжены солидными эпилогами, но вместе с тем они очень четко выстроены хронологически и читать их следует по порядку.
Возможно, детективная составляющая не так сильна, как в классических детективах, где преступник остается вне подозрений до самого конца, но книги выходят за рамки детектива, это нечто большее. На первом плане здесь не «что», а «как». Как ведет расследование Курт, какие решения ему приходится принимать, на какие жертвы идти, какими последствиями это чревато. Ну и, конечно, как это описано и как подается.
И, кстати, после первой книги я ничего о ней сказать не могла. Просто было не вполне понятно, что это. Стилизованный под старину слог − и современная психология персонажей, обилие латыни − и цитаты из советских детективов. После второй книги реально понравилось, я приняла правила игры автора.
Я спокойно отношусь к смешению жанров и не считаю, что исторический роман должен быть отдельно, а фэнтези − отдельно. Кроме того, я не специалист ни в средневековой истории, ни в литературоведении, я просто люблю читать и для меня важно, чтобы книги эмоционально цепляли. Эти − цепляют.
olmi, 10 марта 2015 г.
Динамика есть, не отнять. Начав читать эту серию во время 10-часового перелета (пожалуй, нет обстоятельств, делающих читателя более лояльным тексту), я таки дочитала ее до конца. Несмотря на раздражение и накопившийся неприятный осадок.
Не из-за непростого слога и обилия латинских цитат – таким меня не испугаешь, особенно в самолете. Включается навык чтения по вертикали и умение распознавать текстовые массивы, не имеющие отношения к сути.
И любителем и знатоком истории средневековой Европы я не являюсь – как их, бедных, проняло от фактологических несоответствий, можно почитать в отзывах к 1 части цикла. Я же отделалась несколькими эпизодами легкого недоумения.
Но вот отсутствие психологической достоверности в романе – это что-то. Примеры? Пожалуйста.
Чернокнижник, много лет добросовестно умерщвлявший младенцев с узкопрактическими магическими целями, будучи пойман, раскаялся, послушав в течение какого-то там долгого времени плач ребенка. Во-первых, сам факт искреннего раскаяния такого доктора Менгеле – вещь, мягко говоря, спорная. Но бог с ним, а как вам побудительный мотив? Даже матери маленьких детей не всегда сочувствуют чужим вопящим детям, да что там говорить – и своих-то не все матери выдерживают в условиях долгого непрерывного плача… А тут – немолодой мужчина (отношения мужчин с младенцами в средневековье в целом понятны), много лет резавший «крестьянских котят» без зазрения совести, послушал – и на тебе! Разуверился в деле своей жизни и из колдуна превратился в пламенного борца с таковыми, потому как детку жалко стало.
Еще? Пожалуйста. Безумно, страстно, бесконтрольно влюбленный в некую даму инквизитор узнает о том, что любовь-то – не настоящая, а действие приворота. Во-первых, странно такое полное отсутствие рефлексий у взрослого человека: возникновение всепоглощающей страсти с первого взгляда как минимум должно было бы заставить его задуматься о причинах таковой. Тем более если этот человек – следователь. Ну да ладно, спишем на фант. допущение – пусть «приворотная» любовь блокирует критику. Но далее…
Герой обличил объект своей страсти в колдовстве и посадил в тюрьму, а потом сам и выпустил. Автор до определенного момента не раскрывает читателю истинных мотиваций своего персонажа. Представляет все так, как будто смерть в застенках инквизиции одной женщины, очень похожей на бывшую возлюбленную героя, столь впечатлила того, что он решил наплевать на принципы и профессиональный долг и спасти свою ведьму от казни. Из-за одной скоропостижно умершей женщины. Герой – бывший убийца (4 чел.) и нынешний инквизитор по профессии.
Ну хорошо, сделаем вид, что поверили, ведь на самом-то деле, друзья, герой работал под прикрытием! Пару ожидают несколько недель (если не ошибаюсь) сожительства, активнейшего секса и подготовки к магическому действу. Наш герой столь погрузился в роль, что уже не юная ведьма и опытная соблазнительница его не раскусила и посвятила в самые сокровенные колдовские тайны. В итоге наш инквизитор ее благополучно поймал с поличным на запрещенном колдовстве и отправил живьем на костер.
И вот тут-то началось самое интересное – ну никаких переживаний не отмечается у главного героя! Ни страданий в формате «прости, любовь, но долг сильнее». Ни ненависти и острой обиды (его, гения проницательности, поймали на привороте и пытались втемную использовать!) и мести за перенесенное унижение посредством участия в пытках. Ни тяжелого невроза и многодневных кошмаров – все-таки в его присутствии живьем сожгли женщину, с которой он довольно продолжительное время делил постель! Ни жалости. Ни сомнений. Ничего.
Так, пара неприятных снов – и более никаких переживаний. Потому что такой вот наш герой нечувствительный, это в тексте прямо так и объясняется. При этом – нет, он не аутист. У героя присутствует трогательная любовь к наставнику, дружеские привязанности, потом будет даже влюбленность. Просто в какой то момент чувства on, а в какой-то – off. Вероятно, это тоже такое фант. допущение.
Там много было еще всего (
Но от чего ж такой неприятный осадок в итоге? Анализируя, я поняла: причина не в искусственной психологии персонажей, исторических и стилистических странностях текста. Причина в целом в отношении автора к инквизиции в порожденном им формате. У меня сложилось впечатление, что описываемая Конгрегация автору нравится. Со всем этим бесконечным насилием, признаниями, вырванными под пыткой, и множественными сожжениями живьем.
А вот мне не нравится. Ну, не укладывается в мою этическую картину мира. Поэтому о прочитанном неприятно вспоминать, знакомиться с дальнейшим творчеством автора я не хочу и рекомендовать эти романы никому не буду. И вообще, надо быть осторожнее, приступая к чтению длинных циклов в самолете по дороге в отпуск. Вряд ли я бы стала это дочитывать в условиях обычной загрузки и хронического дефицита сна.
drenay, 21 октября 2013 г.
«Конгрегация». Знакомство с этим циклом произошло у меня по совету моего фантлабовского друга
Но само больше меня подкупил авторский стиль написания. Скажу честно, таких мастеров пера встречал не часто. КРАСОТА, именно так можно охарактеризовать стиль Надежды Поповой. Фэнтези-Ligt. Нет никакой чернухи, грубости или пошлости, хотя сюжет рассказывает и показывает жестокий средневековый мир. Сразу почему-то приходят ассоциации с любимой мной Ле Гуин. Но не сюжетом, а именно мягкостью, легкостью и мелодичностью повествования. По сюжету и атмосфере очень схоже с циклом «Мэтью Корбетт» Роберта Маккамона. Средневековье, инвизиция, детективная составляющая. Два таких похожих и таких разных мира. Но если Вы меня спросите какой цикл меня зацепил больше, «Конгрегация» или «Мэтью Корбетт», отвечу- «Конгрегация». Хотя обоим циклам поставил твердые девятки, но именно цикл Поповой стал мне ближе и роднее. Рад, что у нас появляются писатели мирового масштаба. А в том, что Надежда Попова скоро станет популярна на западе, я не сомневаюсь!
Рецензию на каждое произведение из этого цикла я буду добавлять в этот отзыв, чтобы получилась целостная картина для будущего читателя.
Рекомендация: высокая!
ton-tan, 24 сентября 2021 г.
Хороший цикл, которому многотомие пошло только на пользу. Начало у него, честно говоря, не особо впечатляющее. Пожалуй, лучше всего мое отношение к «Ловцу человеков» выразилось в том, что после прочтения первого романа, за второй я решил не браться. Однако прошло сколько-то месяцев — и «Стезя смерти» была все же прочитана, после чего я с нарастающим восторгом стал осваивать книгу за книгой.
«Ловец человеков» — роман несколько странный. У него не только антураж сельского детектива, у него на 90% текста и настроение с темпом соответствующие. Под стать им и герой — в его кровавое и лихое прошлое очень трудно поверить. Так изображают исправившихся преступников романтические барышни, которым хочется, чтобы их альтер-эго-героиня влюбилась в плохого парня. Ну не может же героиня ромфанта влюбиться в действительно жестокого человека. Зато ее возлюбленный может рассказывать о своем кровавом прошлом. Правда, поверить в это прошлое способна только героиня ромфанта. Вот и Курт Гессе таков — не просто молодой и неопытный инквизитор, а настоящий котик. И инквизиция его — не сборище боевиков-фанатиков, а зоомагазин «Пушистики и справедливость». Складывается ощущение, что Попова не очень хорошо себе представляла, куда ее цикл вывернет в дальнейшем. Однако самое забавное заключается в том, что после прочтения цикла целиком первый роман начинает казаться удачной стилистической игрой. Вот только намекать на то, что это игра, следует до того, как читатель переворачивает последнюю страницу. Я ведь мог и распрощаться с «Конгрегацией» после «Ловца».
«Стезя смерти», кажется, продолжает ванильную историю Курта, даже усугубляет ее — если в первом романе он успешно избежал всяческой романтики, то теперь Гессе угораздило влюбиться, причем от любви герой тупеет. Проседает и интрига — в «Ловце» она была, а в «Стезе» сюжет поворачивает в самые широкие повороты, которые читатель видит за версту. Финальный твист — это настолько ожидаемо, что даже не твист.
Отсюда вопрос: какого черта я вообще прочитал аж два романа, если я запросто книги, которые не зацепили, после одной главы дропаю? Ответ заключается в том, что Попова очень хорошо умеет изображать живых людей. Даже «котик» Гессе не заставляет отбивать фейспалм, даже отупевший от любви Гессе вызывает интерес. Допрос Рудольфа фон Аусхазена занимает пару страниц, но как же герцог Райнский хорош — я бы с удовольствием прочитал про него отдельный роман. А уж когда сам Гессе из слюнявого романтика превращается в жестокого палача — о, вот тут-то и начинается «Конгрегация» (да, в финале второго романа она начинается).
С этого момента мы имеем счастье наблюдать становление, пожалуй, лучшего инквизитора в фантастике. Он фанатичен и скептичен одновременно, беспощаден к себе, врагам и союзникам, но при этом не впадает в чернушный угар, а временами так даже позволяет себе человеческую слабость. Короче, живой человек, но человек из книги — про такого стоит писать.
«Пастырь добрый», «Ведущий в погибель» и «Природа зверя» переводят цикл на правильные рельсы — к нечисти, языческим обрядам, а также превращению Гессе в машину для убийств. То и дело попадаются шаблонные решения: чудесные спасения героя персонажами-роялями, любовь-соперничество с сильными и непокорными женщинами, тренировочный лагерь для инквизиторов-уберменшей. Однако все это воспринимается, скорее, как дань жанру, а не как писательская слабость. Из чего-то очень похожего на «женское фентези» цикл превращается в добротную историю о крайне суровом и беспощадном, но справедливом воине Господа, который живет в очень темном и опасном мире. Зло пробудилось и полезло из всех щелей. Короче, «Небесный эфир» Корнева и «Страж» Пехова, только пишет Попова лучше них — в отличие от Пехова и Корнева она не скатывается в совсем уж разухабистую фентезятину, когда за магией и махачами теряются характеры и реализм. «Конгрегация» стабильно держится на границе фентези, мистики и альтернативной истории.
Кстати о последней...
«Утверждение правды», «И аз воздам», «Тьма века сего» внезапно снова поворачивают цикл на новый путь — и снова удачно. Предыдущие романы были повествованием про Гессе, про инквизицию и ее врагов, но не про политику и историю. Художественный мир ограничивался теми локациями, куда заносило Курта, теперь же его линия жизни вписывается в исторический контекст. Империя начинает войну с Австрией, идет борьба за Италию и папский престол, мир узнал об Америке, гуситы ищут свое место на этом празднике жизни. На новый уровень выходит и фантастика — речь теперь не об оборотнях и вампирах, а о множественности миров и Апокалипсисе. Император сменился, руководство инквизиции сменилось, Курт уже не просто матерый — он старый, ударной силой Конгрегации стали его дети. Цикл стоило так растягивать, чтобы от сельского детективчика перейти к альтисторическому роману.
l_mikhailova, 4 августа 2023 г.
Было бы очень неплохо, если бы не безудержное графоманство автора. Почитаю, когда у ChatGPT появится функция отжима воды. Реально, в иных дипломных работах воды меньше.Первый рассказ еще прочитала, пролистывая особо водянистые места, но на втором сдалась. Автор, пощади!
ESIK1994, 6 сентября 2012 г.
Прочитала цикл «Конгрегация» на Самиздате, пожалуй, это лучшее, что я там читала. У автора прекрасный талант рассказчика. Неторопливым повествованием создаётся атмосфера средневековья, харизматичный главный герой, довольно-таки жестокий, но, по-моему, жестокость оправдана, детективная линия с неожиданной развязкой, мистика уместная и умеренная, постепенно так увлекаешься, что просто невозможно оторваться. Сюжет – главный герой, следователь конгрегации, расследует детективные происшествия с мистическим уклоном, каждая книга отдельный сюжет. Хочу выразить свою благодарность автору, и обязательно куплю эти книги.
skuzmin, 10 декабря 2022 г.
Исключительный цикл. Причем он исключителен в нескольких номинациях. Во-первых, это исключительная литературность, что не характерно для фантазийной литературы. Сюда включается и хороший литературный язык, интеллигентность, психологичность, цельное раскрытие сюжета с сохранением интриги. Это и развитие во времени главного героя и его мировоззрения. Это и безупречное следование канонов детектива, а в фэнтезийном детективе это вдвойне важно
Во-вторых, очень хороший разворот детектива, дающий данной серии высокую привлекательность. Исключительная проработанность сюжета. Все детали вносят свой мазок на холст повествования. Все очень по чеховски — если висит ружье на стене, то оно в конце-концов выстрелит. Нет каких-то подвешенных безличных деталей или гнилых веток сюжета — все к месту.
В-третьих, исключительно высокого ранга философичность и разумность канвы повествования. Этот опус интересен не только для развлечения, но и дает умному человеку пищу для размышлений. Кроме того, хоть роман не историчен, но дает интересную возможность окунуться в отношения людей средневековья, хоть и с точки зрения современного человека.
Очень достойный цикл. Но я ставлю 9, а не 10, так как 10 — это резерв для идеального произведения
Trokss, 11 августа 2020 г.
Ну очень много рассуждений, а действий практически нет. Даже озвучка Геннадия Коршунова не спасла для меня этот цикл. 0 книгу я прослушал полностью, но мне не нравится как других пытают. 1 Книга я прослушал 1/3. Решил перескочить на 2 книгу и прослушав 3 часа понял что данное произведение понравится тем кому больше нравятся рассуждения чем действия. Слог надо признаться хороший. Но сам сюжет меня не впечатлил. Но тем кто любит фентези, все равно советую попробовать осилить данный труд. Если вам зайдет вы на долгое время сможете окунуться в интересный мир.
Lunetta, 15 июня 2020 г.
Цикл один из моих любимых. Впрочем, как и Курт Гессе.
Он неоднозначный и цикл, и его герой. Каждая новая книга не просто продолжает цикл, она... другая. Есть и мистика, и любовный роман, и вампиры, и оборотни, всем посвящена своя отдельная, большая история.
Но если первая книга, почти разочаровывает своей «немагичностью», то в последней все так накручено, что...
Но всё же, качественная история охотников на демонов, на вес золота :) А тут ещё и история, и натуральное средневековье.
Рекомендую!
alena_korf, 3 ноября 2021 г.
Цикл отличный, захватывающие сюжеты, прекрасный слог живые персонажи. Единственно, что местами персонажи говорят и ведут себя как наши современники, а не как люди средневековья. Обильные вставки латыни недостаточны для придания аутентичности эпохи. А вот современные словечки проскальзывают часто и режут глаз. Хотя в целом это не испортило цикл.
valmour, 24 марта 2021 г.
Действительно отличная серия. Да, местами затянуто, да местами много латыни, да местами шаблонно. Но читается — ух как здорово. Видно, что автор любит свой цикл и своих персонажей, плюс любит поиграть с читателем, что очень радует.
Lunetta, 12 декабря 2017 г.
Цикл очень понравился.
На самом деле редкий случай в нашем фэнтези. Что бы и написано хорошо и сюжет, и ГГ не из картона.
Есть конечно свои недочеты и недостатки, но как без них? :)
Главное достоинство этого цикла, язык и сюжет. До пятой книжки я добиралась только на них, поскольку Курту мне хотелось воткнуть карандаш в глаз, при каждом удобном случае.
Но потом как-то втянулась))
Всем любителям Геральда рекомендую. Поскольку, кроме Курта да Стража, читать больше нечего(если вы ищите что-то похожее, конечно)
Ксанка, 23 марта 2021 г.
Один из любимейших циклов последнего времени.
Да, эта история местами неспешная, а местами события несутся стремительно. Честно говоря, у меня были опасения, что автор сдуется и после первой яркой книги история пойдет на спад. Но на мое удивление все книги цикла получились более менее интересными. При этом общая история о противостоянии Курта Гессе и «волхвов» развивается понемногу в каждой книге.
А уж выискивать отсылки к реальной истории было тоже весьма интересно. Большая часть героев имеет реальные прототипы в европейской истории. При этом они очень хорошо обыграны.
Читала я книгу по мере выхода. Но уже хочется всю историю перечитать единым махом.