Майкл Флинн «В стране слепых»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика ) | Детектив
- Общие характеристики: Социальное | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век | Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования | Спецслужбы | Теория заговора, тайное общество, тайная история мира, конспирология, криптоистория
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
А что, если история — такая же точная наука, как скажем физика или математика? Что, если ею можно управлять? Сара Бомонт — чернокожий агент по недвижимости — волей случая оказывается на пути у могущественного тайного общества, которое не первое десятилетие ворочает историей в своих интересах...
По некоторым вымышленным реалиям, упоминаемым в этом романе, можно предположить, что его действие происходит во вселенной цикла «Firestar Universe» на ранних этапах её развития.
Входит в:
— цикл «Общество Бэббиджа»
Награды и премии:
лауреат |
Локус / Locus Award, 1991 // Дебютный роман | |
лауреат |
Прометей / Prometheus Awards, 1991 // Лучший роман | |
лауреат |
Мемориальная премия Комптона Крука / Compton Crook Memorial Award, 1991 // Дебютный роман |
Номинации на премии:
номинант |
HOMer Awards, 1990 // Дебютный роман |
- /языки:
- русский (5)
- /тип:
- книги (4), самиздат (1)
- /перевод:
- А. Иорданский (1), А. Круглов (3), С. Петухов (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 24 июня 2024 г.
Независимый риэлтер Сара Бомонд, занимающаяся перекупкой и продажей недвижимости, находит в одном из старых домов Денвера странный листок бумаги, оставленный кем-то из его прошлых хозяев. Странным он был потому, что в нем был представлен список известных в Америке личностей, погибших в результате разнообразных несчастных случаев — от банального убийства до таинственного исчезновения. На вершине списка оказался первый Президент США Авраам Линкольн, а в самом его конце — никому не известный Брейди Куинн (Квинн). Заинтересовавшись личностью последнего, Сара и ее архитектор Деннис неожиданно для себя узнают, что все персоны, перечисленные в найденном ими списке, на самом деле играли важную роль в американской истории, так что их убийство сильно повлияло на дальнейшее развитие событий в стране. В частности, разразилась братоубийственная Гражданская война, унесшая тысячи жизней. Продолжая свое расследование, героиня романа нападает на след некой могущественной организации, открывшей надежные способы прогнозирования будущего. И не только прогнозирования, но и управления обществом путем выбора одного из возможных путей развития. Раскрыв столь ужасную тайну, Сара и сама попадает в поле зрения неведомых «кукловодов», называющих себя Обществом Бэббиджа...
Пожалуй, роман — одно из самых удачных произведений «альтернативной» фантастики. Хотя в нем и описан наш мир с его хорошо известной историей, автор показывает читателю, каким он мог бы оказаться, если б не целенаправленное вмешательство Общества в ход исторических событий. Линкольн мог бы счастливо дожить до конца своего президентского срока, Гражданская война не испортила бы rennomee американских политиков, а германская империя вполне могла бы к концу ХХ века обзавестись собственным атомным оружием. Для ликвидации последнего, собственно, и было организовано клиологическое Общество Бэббиджа, названное так в честь известного конструктора и изобретателя, создавшего первую в мире автоматическую вычислительную машину. На ее расчетах и базировались те самые прогнозы будущего, которые Сара обнаружила на попавшем ей в руки листке. Идея манипулирования массами людей, конечно, не нова — о ней в свое время писал еще Юлий Цезарь, на практике показавший справедливость сформулированных им догм. Но автор романа показал нам совсем иную сторону данной проблемы: как из множества путей истории некто осведомленный и влиятельный выбирает строго определенный и, вместе с тем, хорошо известный нам по школьным учебникам. Получается, что вся наша история — это чье-то творение, так сказать, «личная вселенная», ставшая реальностью. По большому счету, каждый из нас творит собственную версию ее на протяжении всей своей жизни. Но только великие комбинаторы творят историю целых стран и народов, играя ими, словно марионетками. Причем, так незаметно, что люди считают себя полными хозяевами своей жизни, не замечая привязанных к ним ниток кукловода. Представьте себе такую ситуацию наяву — и вам по-настоящему станет не по себе. Неприятно осознавать, что тобой управляют извне отнюдь не в благих целях, а с целью получения власти и личного обогащения! Сама по себе такая постановка вопроса уже заставляет о многом задуматься... Но автор идет дальше и предлагает на наш суд ... конфликт разных клиологических обществ. Наивно было бы думать, что такая умная идея могла прийти только в одну голову! Только в Америке подобных организаций оказалось три, а в Европе... Сюжет вырывается на оперативный простор и начинает развиваться с бешеной скоростью — успевай только читать! Его кульминация, как и положено, достигается в самых последних главах, где фактически развязывается самая настоящая война за влияние над ничего не подозревающими массами.
Все действующие лица романа — самые натуральные живые люди, поступающих логично в соответствии с собственными убеждениями. И это откровенно подкупает. Начинаешь им сочувствовать и переживать за их будущее. Как, например, за архитектора главной героини, попавшего в руки одного из клиологических обществ. Его поиски продолжаются на протяжении всего сюжета, составляя одну из его многочисленных интриг. Неясна и судьба самой героини, поставленной перед дилеммой: либо ничего не предпринимать, наблюдая, как сотни людей по воле горстки отщепенцев идут на ритуальное заклание, либо наступить своей песне на горло и примкнуть к одной из противоборствующих сторон, чтобы творить более справедливый вариант будущего. Даже законченный негодяй из конкурирующей организации в самом финале проявляет истинно человеческие чувства ... и тем самым проигрывает свое личное Ватерлоо. Все мы люди, как бы говорит автор, и потому ошибаемся. А вот способность признавать свои ошибки присуща только по настоящему великим личностям. Таким, как героиня романа и ее тайный любовник (и это при том, что героиня — негритянка, а сам он — белый). Именно благодаря таким вот героям сюжет выходит на верную дорогу, ведущую к сотрудничеству, а не к противостоянию. Итоговая сцена, в которой представители разных организаций собираются в единый музыкальный оркестр и играют новую импровизацию хорошо известной мелодии, — яркое тому подтверждение. Может, у них и действительно что-то получится. А весь остальной мир от этого только выиграет. И тогда только название романа будет напоминать нам о былых раздорах и разногласиях: «В стране слепых даже одноглазый — король». Думаю, что и сам Чарльз Бэббидж, задумчиво и печально взирающий с книжной обложки на двух главных героев, был бы не против такой оптимистической альтернативы.
------------
РЕЗЮМЕ: история одного расследования, показавшая, что весь ход мировой истории направлялся группой избранных людей, открывших законы точного прогнозирования будущего. Фантастична не сама идея подобного прогноза, а реальная вероятность его исполнения: согласно теории вероятностей, ни одно событие, зависящее от множества параметров, не сможет со стопроцентной уверенностью превратиться в реальность.
neli mustafina, 29 июня 2024 г.
Джулиан Ассанж — журналист, программист, хакер, политзаключённый через 12 лет преследования наконец-то был освобождён.
Нынче быть честным журналистом опасно...в любой стране мира.
Вот и Ассанжа сломали. По видимому он теперь надолго исчезнет из информационного пространства (как, впрочем, и Сноуден).
Журналистка Сара Бомонт из Чикаго, — при покупке старого дома в Денвере находит странный список клиологического общества с датами и именами знаменитых людей Америки. На горе своё была она умной, цепкой и внимательной...в результате выяснила, что давным давно, во времена Линкольна была создана ассоциация, общество, которое вмешивалось в политические и экономические дела США, устраняло конкурентов, делало прогнозы и богатело на прогнозах...
(Ведь мало им масонов, кланов ротшильдов, АНБ и ЦРУ; нужно ведь ещё что-то более действенное!)
Её попытка опубликовать правду ставит под удар всех к кому она обратится...
Выясняется что не президенты правят Америкой.
»..каждый двадцатый из этих политических деятелей, постоянно выступавших с интервью, был членом Общества или контролировался членами Общества. Примерно столько же, несомненно, принадлежали к Ассоциации, хотя кто они, Кеннисон не знал...»
Всё это — фантастика, но так похожа на правду!
Как думаете — Джин Шарп, Збигнев Бжезинский, Стивен Манн — эти «столпы» американской демократии состояли в подобном обществе? Ведь их теория УПРАВЛЯЕМОГО ХАОСА работала и работает прекрасно.
Всё во имя Америки!
Прекрасный политический опус, написанный в 1990. Жаль, сейчас такого не пишут. В книге четко выделяются неспешные рассуждения автора. Он затрагивает вопросы истории, политики, социологии, критикует капитализм, коммунизм и нашу цивилизацию вообще.
Поразило то — как они боятся коммунизма... И эту идею, прекрасную в общем-то, — давно стараются заменить чем-то вроде «обогащайтесь все до среднего класса»
repaS, 27 июля 2018 г.
Погони да перестрелки на каждых десяти страницах, а вот из описаний принятых тайными обществами решений, их мотивов, последствий — только гражданская война в США. Темы — криптоистория, клиология — названы, но совершенно не раскрыты: как, почему, кто, что получилось и что могло-бы быть... — этого нету! Перечисление определенных исторических событий с называнием их подготовленными тайным обществом не делают книгу научно-фантастической. Члены тайных обществ, которых в результате оказалось множество (кто на что влиял?!..), мягко говоря, странноваты. При тотальном недоверии друг к другу, как они могли принимать решения? Детектива в прочитанном, как и многие читатели, тоже не обнаружила.
Из пяти прочитанных книг Флинна не понравилась только эта. Поэтому, совет тем, кому понравились «Танцор Января», «Эйфельхайм», «В пасти льва» — эту книгу пропустите, потратьте время на чтение чего-либо более интересного.
Manowar76, 8 сентября 2018 г.
Очень объёмная вещь. В процессе чтения узнал, что в 2001 году автор её переработал. Видимо, чтобы интернет смотрелся не так наивно, а может всё-таки приделал роману внятную концовку... В России переводили ревайзед эдинш, но в электронном виде его не оказалось.
Представьте себе: прядь за прядью, постепенно, из нескольких линий, сплетается сюжет крепкого конспирологического триллера... И к середине романа готово всё, чтобы роман выстрелил и стал шедевром. Но вместо этого туго сплетённая коса сюжета начинает мохриться, терять стройность и в итоге заканчивается по большому счёту ничем.
До последнего ждал, что тот пропавший, которого разными путями ищет пара главных героев, окажется основным злодеем, но даже этого не произошло.
При всех недостатках вещь интересная, просто могла бы быть, наверное, ещё лучше. Много адекватных размышлений про тайные общества, пути развития цивилизации и способы управления историей.
Короче, если в цикле СПИРАЛЬНЫЙ РУКАВ Флинн искрит и сияет на каждой странице, то В СТРАНЕ СЛЕПЫХ написана по ученически тщательно, но без лёгкости, сестры таланта.
7(ХОРОШО)
pilotus, 10 июля 2014 г.
— Ну давай же, начинайся «самое интересное» — кричал я книге. Она меня не слышит и не слушает. Как строптивая жена говорит то, что ей хочется. Флинну было что сказать: о прошлом, настоящем и будущем. Ворчание, одно ворчание. Каждый третий хочет мира – десятый, если считать лишь искренность – а все плохо. За этим кто-то стоит. Точно – тамплиеры. Или клиологи – какая разница?
Пытаясь возвести монументальный памятник в стиле общемирового ню – срывая одежду со всех тайных обществ – автору как будто все равно, что единственный зритель в зале спит. Он ему не нужен. Важна игра – рассказать идею, что историю можно корректировать. А сюжет, персонажи? Да на что они стались?!
Карандашный набросок Сары Бомонт: спортсменки, гения и латентного супермена, о чем нам сообщают практически с первых страниц, – случайно находит в заброшенном доме листок и начинает его изучать. А потом на неё начинают охотиться убийцы. Мотивация шита белыми нитками, киллеры и тайные агенты ведут себя как недоумки: первым встречным доверяют страшные тайны и галантно уходят, обещая вернуться. А потом наматывают сопли на чьи-то уши, ведя пустые, как бутылка алкоголика беседы: зачем я это все сказал и что теперь будет?
Будет война. Да, прямо сразу. Конспирация кончилась после третей главы. Автору стало скучно. Надо сразу раскрыть все карты: кто, когда, с кем и чего. Потом – бум, пиф-паф и «они убили Кенни». Типичный боевик 80-х категории B с унылыми псевдоумными беседами о том, позволительно ли людям что-то делать с историей.
К середине нелегкая вынесла телегу из кювета на трассу, да оказалось, что не ту: вместо серо-синего заговорческого триллера оказался водевиль. И тот без песен. Тайных организаций становится все больше, все воюют друг с другом и никому не понятно – а кто с кем именно? Как в глупых комедиях, герои бегают друг за другом, грозя пристрелить, все время ошибаются дверьми и корчат до смешного недовольные рожи. Что самое страшное: автор и не думал улыбаться.
Для разнообразия занятными выдались исторические миниатюры и удачные попытки приписать свершившиеся факты американской истории стараниям группы клиологов. В остальном: до отвращения унылая, надуманная и затянутая история, написанная сухим даже для публициста стилем.
P.S. А ещё в романе есть по меньшей мере двое героев-гомосексуалистов. Впрочем, этот факт читается между строк: начало 90-х – другие нравы.
Зинаида, 5 января 2013 г.
На книгу наткнулась в библиотеке, т.к. ничего нового там (в библиотеке) не нашла, решила почитать, хотя описание не слишком вдохновила, (ну не с пустыми же руками уходить, подумала я, и взяла её)....И не пожалела, уже в первый вечер прочитала первую главу. Очень увлекает! Я б даже сказала затягивает. Это не простой какой-то детективчик, а целый ДЕТЕКТИВ-ТРИЛЛЕР с погонями, перестрелками, интересный взгляд на историю, экономику, да почти на все аспекты жизни
Отдельное спасибо автору за место в сюжете отведённое коту, да не просто коту, а КОТУ! Я как кошатница, ещё больше зауважала автора :))
И ещё ГГ просто на удивление везучая. :))
Сюжет повествует о журналистке которая случайно находит в доме (который собирается перестраивать) странные записи 19 века с именами и цифрами, решив выяснить кому принадлежал этот дом, она наткнулась не просто на сенсацию, но и на то, что эти знания могут стоить ей жизни, как и её друзьям...
Таинственные организации, корнями уходящие в тьму веков...Таинственные преследования, куча загадок. В общем я осталась довольной. Советую всем любителям.
10-ка!
Error, 23 июля 2017 г.
Прекрасная книга, которая в своё время меня просто, ошарашила и поразила, что в моём возрасте уже происходит не так часто, а это, поверьте, незабываемо приятное чувство. Конечно же чувствуется небольшое послевкусие романа от Азимовской «Академии». Но повествование перенесено в нашу реальность и органично впаяно в него. Начинаешь думать о том, что подобные сообщества могут действительно существовать занимаясь означенной проблематикой, что можно корректировать не только ход истории и развитие общества, но и направлять социум с помощью определённых случайностей с воздействием на конкретные личности. И что каждый из нас, не по случайному стечению объстоятельств, а по математическому рассчёту может стать той главной слагаемой частицей, которая необходима в данный момент. И на неё можно воздействовать «случайностью» для неких чужих целей и неясных задач. Мы есть только частицы видящие часть и совсем не целое.
Да, роман где — то тягуч и хочется ускорить движение. Но от объяснений и не весьма активных действий книга не страдает, а только, скорее, выигрывает. Однозначно, прекрасный и знаковый роман.
nik_, 2 марта 2016 г.
Нормально показано, реальное положение дел , с предсказаниями и моделированиями будущего. Как только , вы получаете точную методику моделирования событий, нужно держать ее в тайне и использовать для зарабатывания денег, иначе вас убьют желающие « порулить « . Идеалистов , которые на основе ее захотят перестроить мир , толпы , и у многих из них, повреждены мозги, на почве , различных религиозных или философских учений . Поэтому, герои книги, принимают закономерное решение, не распространять свою информацию, среди остальных , используя ее, с минимальными последствиями воздействия, для собственной выгоды. « Академия « Азимова , на среднем Западе , но без идеи сверхспасения , очень грамотный подход , к управлению системами, первый принцип, минимизация воздействия твоих действий в системе, на окружающих, в рамках , твоей конкретной цели в системе. Зашел на фондовый рынок, забрал необходимую тебе сумму, и ушел, не оставив следов, и не занимаясь псевдогуманизмом. Использовать такие техники, для изменения векторов возможного будущего, опасно, для тех, кто их применяет, потому что, по балансу, вас убьет отдачей. Гомеостатическое мироздание , не любит попыток глобальной корректировки, со стороны отдельных клеток, как это показано у Стругацких , в их произведении « За миллиард лет до конца света « .
k2007, 18 июля 2016 г.
Неплохой конспирологический роман о тайных обществах, управляющих миром. Герой случайно открывает эту тайну, за ним начинается охота, он находит союзников и теряет друзей. Автору удалось не скатиться в примитивную конспирологию про всемогущество тайных повелителей мира. Тайные общества в романе — безусловно богатые, безусловно влиятельные, но они в первую очередь используют аккуратные непрямые воздействия, за счет которых и добиваются своих целей и своего процветания. Опять же герой выживает не за счет того, что он супермен или за счет совершенно неправдоподобного везения, а за счет мозгов и не менее могущественных организаций.
В общем, неплохо
Vimanly, 24 февраля 2015 г.
Наконец-то вспомнила название этой книги! Много лет её искала и вот нашла! Несколько лет назад совершенно случайно наткнулась на это произведение в книжном магазине, при чем отдавали её фактически даром. Честно говоря, не знаю, чем она меня зацепила — название обычное, об авторе тоже никогда не слышала. Но я так рада, что взяла именно её! Сюжет, триллер, довольно обычный, но мне понравилось в нём именно то, как Флинн преподнес историю как науку. До этой книги я рассматривала её исключительно как свод последовательных исторических событий и совокупность фактов. Однако автор закрутил всё так интересно: и древнегреческая богиня истории Клио, и общество Бэббиджа, и математические расчёты. Да, правды в этом может и не совсем много, но я посмотрела на историю как науку с совершенно другой точки зрения, начала понимать её по-новому. Кстати, прозвучит странно, но именно эта книга повлияла на то, что история заняла в моей жизни определенное место и стала любимым школьным предметом в прошлом.
kkk72, 20 августа 2010 г.
В то время, когда все прогрессивное человечество читает «Эйфельхайм» Флинна, я, наконец, добрался до его первого романа «В стране слепых» и остался очень доволен этим фактом. Перед нами — некий гибрид детектива с элементами боевика и научной фантастики, вот только наукой, о которой идет речь в романе, оказалась не традиционная физика, математика, астрономия, а история. Собственно говоря, главная идея романа и состоит в том, является ли история настоящей наукой, то есть можно ли точно предсказывать грядущие исторические события и влиять на них неким образом в свою пользу. Подобные идеи вообще уже успешно высказывались, например, Азимовым в Фонде/Академии, но в применении этих идей к реальной земной истории, да еще не с помощью перемещений во времени, а с помощью точечного воздействия на ключевые события и соответствующего формирования будущего, Флинн является одним из первопроходцев. Естественно, подобными воздействиями занимаются некие тайные общества и главная героиня романа Сара Бомонт совершенно случайно оказывается в центре их борьбы.
Наиболее интересна первая часть романа, которая выглядит как неплохо закрученный детектив. Едва ли не у любого читателя ёкнет сердце, когда Сара поднимается по лестнице заброшенного здания и обнаруживает на его верхнем этаже документы загадочной организации и удивительные протокомпьютеры, которые в нашей реальности были спроектированы, но так и не созданы знаменитым математиком Бэббиджем. Собственно, история тайных обществ и описание их попыток влияния на историю — пожалуй, самое интересное, что есть в романе.
Хотя и здесь Флинн, конечно, не обошелся без грубых ляпов и без явной америкоцентричности. Как вам, например, такая идея: Тайное общество спровоцировало гражданскую войну в США, чтобы ускорить развитие Америки и чтобы Америка обогнала Германию с созданием атомной бомбы 80 лет спустя?:wink: Перестарался автор и с количеством тайных организаций. Одно тайное общество, влияющее на историю — это действительно страшно. Десяток подобных организаций будут, естественно, только мешать друг другу. А уж идея о том, что подобные организации могут больше века не знать о существовании друг друга и только потом додумаются отслеживать и постороннее влияние на исторические события, не выдерживает никакой критики. Примитивны и представления автора о способах подобного воздействия. Далеко не всегда принцип: нет человека — нет проблемы, является оптимальным. Порой на ключевую историческую фигуру можно повлиять гораздо проще, с меньшим риском и затратами. Впрочем, первый блин всегда комом, а автор заслуживает большого уважения хотя бы за то, что поднял столь непростую и неоднозначную тему.
В самом же романе к второй части происходит постепенный переход от детектива к боевику. Погони, взрывы, убийства — всему этому найдется место на страницах книги. В итоге произведение явно стало более эффектным, но заметно проиграло в реалистичности. Впрочем, поклонники триллера наверняка будут довольны. Прямо хоть снимай по книге голливудский блокбастер.
За всеми этими внешними эффектами несколько потерялись герои романа. Сара и Ред старательно выполняют функции продвижения сюжета и даже вызывают определенную симпатию, но чего-то в них все же не хватает. Любовная линия показалась мне очень наивной. Злодеи и вовсе получились слишком схематичными. Зато второстепенные, порой даже эпизодические персонажи нередко радуют.
Несколько удачных эпизодов связяны с размышлениями на тему жизни под чужой личиной, изменения своей судьбы, попыткам приспособиться к обстоятельствам. Причем, далеко не всегда эти эпизоды связаны с главными героями романа.
В результате у Флинна получился достаточно крепкий конспирологический триллер, за яркими сценами которого несколько потерялась основная идея романа. Впрочем, спасибо автору за то, что он хотя бы поднял столь сложную проблему влияния на историю. Возможно, сказать больше ему не позволили бы тайные общества.:spy:
Родон, 27 ноября 2014 г.
Роман в «Стране слепых» издательства «Русич» является переводом с первой ( на мой взгляд более полной ) версии романа 1990 года . Потом автор в 2001 году внес значительные изменения, сократив часть текста (процентов на 15), а также в новой версии добавилась статья: Майкл Флинн. Введение в клиологию .
FixedGrin, 25 ноября 2011 г.
Если закрыть глаза на довольно забавную линию компьютерного шпионажа, получится очень неплохой фантастический детектив, местами отчетливо пародирующий азимовский цикл об Академии. Даже клиология — наука, впоследствии перекочевавшая в «Эйфельхейм» в качестве основной движущей силы изысканий Тома и Шэрон — первоначально, по признанию самого Флинна, называлась психоисторией. Специально посвященное клиологии приложение едва ли не круче основного текста. Некоторые примеры, приведенные там, использованы также в работах Мандельброта по фрактальной геометрии и Нефедова по исторической демографии.
Избранный масштаб событий делает их, по крайней мере, всяко реалистичнее, нежели расчеты судеб столицы Галактической Империи на программируемом микрокалькуляторе. Впрочем, спустя много веков именно из Страны Слепых раскрутится Спиральный Рукав.
VAI, 22 февраля 2011 г.
Итак, клиология. Вымышленная наука, история, поверенная математикой. Возможность предвидеть исторические события и даже влиять на них. Вначале именно клиология выглядит главной героиней, основой романа, ее рассматривают с разных точек зрения, обсуждают, критикуют и мечтают, и выглядит она абсолютно реальной, и описывается она как набор практических методов, расчетов, уравнений. Одно из уравнений даже приведено! В общем — серьезная заявка — уже полторы сотни лет нами управляет некое тайное общество. Интересно, загадочно, интригующе! И тайна этого общества совершенно случайно приоткрылась — главная героиня нашла какой-то листок с записями, показала его своим друзьям. И общество это всполошилось. И начало устранять всех, узнавших тайну. Даже не узнавших, а только прикоснувшихся, толком ничего не понимающих. Роман об истории стремительно перерос в детектив. И присутствуют здесь погони и преследования, драки и убийства, конспирация и шпионаж, и, конечно, любовь...
Но вот клиология как-то затерлась. Выяснилось, что общество «управляющих историей» — не одно. И даже не два. И они между собой соперничают, даже враждуют, друг за другом шпионят, в общем, классические пауки в банке, причем банок несколько. Да и в каждом из этих обществ — свои распри, борьба за лидерство, смертельная вражда. И все более странным кажется — как же они управляли историей, если единства у них нет практически ни в чем. И главное — цели, во имя которых изменяется история, у каждого свои. От спасения человечества (создание атомной бомбы было предсказано основателями клиологии еще до изобретения динамита и они пытались это предотвратить) цели опустились до банального обогащения. И не раз в романе говорится, что то, чем занимаются клиологи, делают политики и бизнесмены, промышленники и профсоюзы, все они творят историю, стараясь построить ее с выгодой для себя. В романе нет ни одного примера осуществленного клиологического проекта. Что ж, может быть, это и к лучшему — математическое описание истории не привело к диктатуре, к подчинению всей страны или всей планеты группе людей, а самое большее — к успешной игре на бирже и проведению политики инвестирования. Что и без всякой клиологии мы имеем в нашем мире.
Но фоном для детектива история взаимоотношений клиологов послужила вполне. Действующие лица вполне реалистичны, многогранны и интересны, приключения, через которые им пришлось пройти — увлекательны. То есть мы имеем весьма неплохой научно-фантастический детектив. Хоть и о несуществующей науке...
sk-joker, 3 мая 2010 г.
«Любая попытка понять историю требует осмысления фактов, а значит, также обречена иметь дело с вымыслами.»
М. Ф. Флинн
Вот уже лет 20 как просторы бывшего Советского Союза захлестнула волна популярности такого жанра, как криптоистория. Кого только не записывали авторы криптоисторических романов в вершители судеб: масонов, тамплиеров, каббалистов. Кто управляет миром? Политики? Бог? А может мы живем в мире случайных событий? Нет! Миром управляет горстка членов какой-то тайной организации — вот так выглядит основная идея таких произведений.
В 1995 году у нас выходит роман М. Флинна “В стране слепых”. В этом детективном триллере он показал тайное общество изнутри. В XIX веке, используя дифференциальную машину Чарльза Бэббиджа, оно корректирует историю, опираясь на математические прогнозы. Общество, вооруженное результатами расчетов, вмешивается в ход истории, влияя на ее ключевые точки, когда неизмеримо малое влияние дает непропорционально большое отклонение. Все это делается из благородных побуждений, но, как уже многажды доказано историческими фактами, все благие намерения могут иметь противоположный результат — в зависимости от того, кто принимает решения. Как правило на смену идеалистам приходят меркантильные личности — так случилось и в романе Флинна.
Действие романа происходит в двух временных пластах: в вышеупомянутом XIX веке и современности. В наши дни: бывшая журналистка, а ныне торговец недвижимостью, Сара Бомонт покупает старинный дом. В нем она находит загадочный список событий, в котором знаменательные исторические факты соседствуют с убийствами неизвестных людей. В списке ей бросается в глаза имя одного из бывших владельцев дома — Брейди Куинна и, любопытства ради, она начинает наводить о нем справки. Поиски информации приводят ее в полузаброшенное здание старой фабрики, где Сара обнаруживает зал, заставленный вычислительными машинами Бэббиджа и архивными шкафами. И вот когда разгадка уже близка, Саре и всем, кого она втянула в это дело, грозит опасность.
Итак, перед нами интересное произведение, посвященное клиологии — исторической науке, выдуманной автором. Флинн отстаивает позицию, что понять историю, изучением только ее фактов, невозможно. Этой же науке он посвятил свой недавно вышедший роман “Эйфельхайм”. По его мнению, современное образование обречено выпускать в свет “статистические единицы” вместо мыслящих людей. Ведь настоящие открытия происходят где-то на стыке наук, а школа (в широком смысле) нацелена на узкую специализацию с четкими границами между дисциплинами.
Детективная соствляющая романа откровенна слаба. Но роман хорош прежде всего тем, что на фоне всей этой беготни главной героини, тайных агентов и организаций, четко выделяются неспешные рассуждения автора. Он затрагивает вопросы истории, политики, социологии, критикует капитализм, коммунизм и нашу цивилизацию вообще.
Итог — умное увлекательно произведение, не претендующее на роль великого откровения музы истории, не изобилующее сомнительными фактами и громкими сенсациями. Произведение, в котором криптоистория не является всего лишь фоном для детективного сюжета.
Кому рекомендовать? В первую очередь любителям тайн и заговоров, но не ждите от Флинна грации бегемота, которой славится Дэн Браун — тут более тонкая идея. Также любителям детективов, для которых важен не только сюжет. А также всем, кто не прочь задуматься о своем месте в этом мире, ведь кем бы мы ни были, наши действия творят историю.