FantLab ru

Джек Уильямсон, Фредерик Пол «Дитя звёзд»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.76
Оценок:
254
Моя оценка:
-

подробнее

,

Дитя звёзд

Starchild

Роман, год; цикл «Дитя звёзд»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Бойс Ганн расследовал анти-Плановую деятельность на космической станции Поларис и оттуда попал на Рифы. Некоторое время спустя его вернули на Землю, в самый центр Планирующей Машины. Вместе с ним на Землю пришел ультиматум от Дитя Звёзд. Он приказал прекратить всякое служение Плану, иначе на некоторое время погаснет Солнце.

© Ank
С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— журнал «If, February 1965», 1965 г.

— журнал «If, January 1965», 1965 г.

— журнал «If, March 1965», 1965 г.



Дитя звезд
1992 г.
Рифы космоса
1992 г.
Рифы космоса
1992 г.
Пришествие квантовых котов
1993 г.
Дитя звезд
1995 г.

Периодика:

If, January 1965
1965 г.
(английский)
If, February 1965
1965 г.
(английский)
If, March 1965
1965 г.
(английский)

Издания на иностранных языках:

The Starchild Trilogy
1977 г.
(английский)
Il fantasma dello spazio
2001 г.
(итальянский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Продолжение весьма новаторского романа о машинизированном обществе Земли. Вопреки оптимистическому финалу первой части, примирения человека с Планирующей машиной не произошло. Все старые персонажи сошли со сцены, не выполнив своей основной задачи, и на Земле всё вернулось к исходной точке. Только теперь Рифы заселены удачливыми беглецами из мира Машины, а за Плутоном появилась станция Поларис, призванная следить за ними. Одному из ее служащих — Бойсу Ганну — суждено сыграть в новой истории куда более значимую роль, чем была уготована герою первой части Райленду...

Чем же смог удивить нас второй роман трилогии? Честно говоря, весьма немногим. Основная часть его сюжета является калькой с первой части: Планирующая машина, порабощенное человечество, вынужденное работать на некий абстрактный План, маленький кусочек свободной жизни на Рифах, удивительные внеземные существа — пространственники и пироподы. Нет только орган-банка, но упоминания о нем присутствуют. Авторы, естественно, не могли расчитывать на успех, имея такой вот скромный набор сюжетных элементов. Пришлось кое-что добавить, чтобы роман не явился точным повторением пройденного. В первую очередь, это загадочный Дитя Звезд, имя которого вынесено в заголовок. До самых последних строк неясно, кто скрывается под этим именем — и это хорошо. Какая-никакая интрига... Второе — это новый способ взаимодействия Машины с человеком (нейронный интерфейс с тональным акустическим языком). По современным понятиям — явный анахронизм, как и общение через телетайп из первой части. Но не забываем, что роман вышел в середине 60-х годов, когда у ЭВМ еще не было дисплеев, а единственным языком общения с ними был двоичный код. Третье — новая форма религии, появившаяся на Рифах (церковь Звезды). Она связана с Денебом, Альфой созвездия Лебедь. И вообще: звезды в данной части играют куда более значимую роль, нежели машины. Четвертое — гиперпространственные тоннели, позволяющие в мгновение ока переместиться с Рифов в любую точку Солнечной системы. Правда, управлять таким перемещением человек не может. Пока не может... Пятое — необычная «фузоритовая» жизнь. Она появилась еще в первой части, но полностью раскрылась только здесь, во второй. К тому же, станет ясным, какую роль фузориты играют во Вселенной.

Набор неплохой, но у меня всё же неоднократно возникало ощущение deja vue, ведь, по сути, кардинальных инноваций в романе очень мало. Для нагнетания интриги авторам пришлось не только сразу же выдать основной секрет (ультиматум Дитя Звезд), но и добавить в историю цивилизации одиссею звездолета «Сообщность» с дубликатом Планирующей машины. Так сказать, важное уточнение к хронологии, которое сыграет ключевую роль в финале. Но бОльшую часть повествования составляют однообразные мытарства Бойса Ганна по всем земным инстанциям (исключая орган-банк, естественно). Однообразные — читай: скучные. Им далековато до приключений Стивена Райленда из первой части. Действие заметно оживляется только с десятой главы, когда статус Ганна кардинально изменяется Машиной. Но немного тяжеловатый язык повествования заметно снижает накал, нивелируя остроту происходящих событий. Правда, финал вышел просто эпический — с возвышенным слогом, огромным размахом и потрясающими следствиями. Честно говоря, даже затрудняюсь сказать, о чем пойдет речь в третьей части. Ведь уровень Бога уже пройден.

------------

РЕЗЮМЕ: вторая часть истории человечества, живущего под гнетом Планирующей машины, посвящена поискам загадочного Дитя Звезд, грозящего погасить ближайшие к Земле звезды. Менее впечатляюще, чем первая часть, но всё равно достойно чтения любителями космической фантастики.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Робкая мечта о свободе оказалась только слабой искрой и не ясно, сможет ли она зажечь пожар. Так, в сущности, завершается первая часть.

Ничего не получилось: все, что произошло — мучительные поиски, способные, не ввергая мир в хаос, отыскать тропу к освобождению — не только физическому, но главное – духовному, провалились. Мечта о свободе вспыхнула ярко, да и погасла, не дав ни тепла, ни света.

Прошло несколько десятков лет с момента, описанного в «Рифах Космоса». На Земле все по-прежнему: послушное людское стадо выполняет пункты машинного плана, прославляя свое рабство. Опасные Рифы надежно изолированы, как и те, кто смог пробраться через кордоны, променяв бездумное существование у гарантированной кормушки на риски и опасности Свободы. Все идет, как прежде — безумный План выполняется, Банки органов исправно пополняются — пока на сцене не появляется Дитя Звезд.

И снова главный герой — не бунтарь или тайный оппозиционер. Обычный обыватель, слепо преданный существующему режиму, сам обрекавший не раз людей на смерть в Банках органов. Именно его швыряет в гущу событий: то на Рифы, то в самый центр машинной цивилизации, то в центр обучения, то в вновь в глубокий Космос. На него устраивают настоящую охоту и обе стороны обвиняют во всех смертных грехах. Остановиться, подумать, проанализировать факты и сделать выводы нет никакой возможности, и от этого собственный путь приходится искать герою почти интуитивно.

Что тут сказать. Редкий вариант, когда приключенческая составляющая только навредила книге. Получились какие-то отдельные эпизоды, мало связанные друг с другом, сумбурные, более похожие на яркие нарисованные картинки, чем на реальную жизнь с ее полутонами. Порой, вообще, невозможно вычленить главное и важное из целой кучи вываленных на читателя фактов, событий, диалогов, не говоря о том, чтобы проследить логику поступков героев.

И на этом фоне выгодно смотрятся эпизоды спокойные, почти без событийные, наполненные неспешным созерцанием и размышлениями. Жаль, что их так не много: пребывание в клинике и центре обучения — всего лишь несколько страниц, наполненных глубокими переживаниями и идеями. Сцены обучения и постепенного преображения героя просто потрясают силой эмоций. Но именно на эти эпизоды ложится основная смысловая нагрузка. Не просто о Рабстве и Свободе, но и о Человечности и о Личности. О самой сердцевине, самой глубине, центе, делающем нас такими, какими мы есть.

Но даже эти потрясающие страницы не смогли исправить общее впечатление. Тем более, концовка показалась нереальной и нелогичной, излишне пафосной и чуждой, как бравурный марш, звучащий на похоронах.

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасный образчик развлекательной молодежной фантастики без особых претензий.

Оценка: 7
–  [  -3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хороший момент про центр наслаждений в мозгу. Я б не отказался соединиться с машиной в этом плане. Фактически лучшие наркотик из всех фантрастических произведений, который я прочитал.

Оценка: 6
–  [  -3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

через чур как-то фантастично, конец бредоватый.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх