Джек Уильямсон «Принц космоса»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Космоопера )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Марс, спутники Марса | Открытый космос ) | Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Спасение мира | Вторжение «Чужих» | Пираты | Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Нью-йоркский журналист Уильям Виндзор оказался вовлечен в гущу событий, взбудораживших общество в 2131 году. Межпланетный пират, называющий себя «Принцем космоса» грабит космические корабли и похищает людей, так что за его голову назначена небывалая награда, а если посмотреть в окуляр телескопа на Марс, то можно увидеть что-то непонятное. Репортеру предстоит сражаться с пиратом, оказаться в плену, побывать на Марсе, — а потом зафиксировать все это в своем дневнике.
Входит в:
— сборник «The Collected Stories of Jack Williamson, Volume One: The Metal Man and Others», 1999 г.
— антологию «Космическая опера / Новая космическая опера», 2006 г.
- /языки:
- русский (2), английский (2)
- /тип:
- книги (3), самиздат (1)
- /перевод:
- О. Ратникова (1)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Manowar76, 4 февраля 2020 г.
Почему решил прочитать: наткнулся у себя в библиотеке на девятисотстраничный кирпич «Космическая опера», в своё время купленный и не прочитанный. Почитать решил больше в образовательных целях – жанр космооперы уважаю, решил ознакомится с самыми характерными произведениями из разных эпох, от конца двадцатых до начала нулевых.
Второй по порядку идёт повесть
ПРИНЦ КОСМОСА, Уильямсон, 1931
У Уильямсона, в отличии от Гамильтона, я раньше ничего не читал.
22 век, газетчики бегают с карандашом и блокнотом, основа экономики металл виталий, содержащийся в витаминах. Самодвижущиеся тротуары; сигаро- и карандашеобразные космические корабли, у которых роль дюз и орудий выполняют одни и те же трубки; злые марсиане-растения, похожие на зелёных осьминогов, питающиеся человеческой кровью; силовые поля у марсиан, упоминание атомного оружия. Так же есть нечто, сильно напоминающее гранотомёт «муха».
Основная фишка, из-за которой этот опус и попал в антологию — первое в фантастике предсказание о космическом городе, использующем вращение для создания силы тяжести для обитателей.
Принц Космоса, своего рода граф Монте-Кристо, или, скорее капитан Блад. Преданный женщиной, заботится о благе всего человечества.
Сильно устаёшь от наивности и шаблонности всего происходящего. Хотя, если вспомнить, что это было написано одновременно с первыми рассказами о Конане, понимаешь, что всё не так плохо.
Череда приключений и изобретений приводит, ни много ни мало, к полному уничтожению Марса. Очень по-американски. Они зелёные, пьют кровь обезьян и отправляют корабли на Землю. Давайте дезинтегрируем их с помощью витамата живым зелёным облаком. К физическим константам Уильямсон относится бережно и здраво – мог бы и просчитать, как исчезновение целой планеты скажется на орбите спасённой таким образом Земли.
Ну если читать это подростком в Америке тридцатых – выше всяких похвал. Для меня, читающего это спустя девяносто лет после написание – серьёзное испытание.
Вот странно, Жюль Верн и Уэллс писали ещё раньше, но их романы не выглядят такими наивными и примитивными. Всё-таки палп фикш накладывает свой отпечаток. А с другой стороны – то количество находок и изобретений, которое Уильямсон впихнул в коротенькую 90-страничную повесть, более консервативным авторам хватило бы на гигантский цикл романов.
4(ТАК СЕБЕ)
god54, 1 августа 2019 г.
Лично с моей точки зрения я бы не стал применять здесь термин «космоопера», ибо тогда практически всю космическую фантастику нужно включить в этот раздел. Космоопера — это короли и королевы, принцы и принцессы, императоры и империи, сражения в эпическом масштабе между королевствами, империями и федерациями, плюс это хороший текст, сюжет и привлекательные приключения, ну и так далее. В данном случае, это лишь сражение разумных жителей двух планет Солнечной системы с использованием, изобретенного оружия. При этом обращаю внимание на цитату одного умного человека: «Существенным отличием космической оперы от «твёрдой» научной фантастики является полный или частичный отказ от научного обоснования происходящего в пользу масштабности, многоплановости, колоритности и «эпичности»». Одним словом для подростков с их стремлением к эффектности и приключениям вполне будет интересно.
ash945, 19 апреля 2019 г.
Продолжаем с антологией «Космическая опера».
Повесть откровенно слабая. Персонажи одномерные и чересчур характерные (журналист-рассказчик, герой-изгнанник, профессор-гений, дочь профессора-влюбленная в героя). Сюжет нафталиновый (наверное даже для 1931 года) — трехглазые марсиане-вампиры со щупальцами, пьющие кровь людей и жаждущие захватить Землю. Ну и конечно же герой и компания встают у них на пути и рушат планы зла...
Скучно и неубедительно.
Опять же — читать только тем, кто хочет представлять себе историю становления жанра (космооперы то есть).
Нескорений, 31 марта 2017 г.
Казалось бы, если оценивать эту повесть с позиций современного читателя, то она состоит из сплошных недочетов — предсказуемый сюжет, обилие роялей, одномерные персонажи, черно-белое деление на плохих и хороших, устаревшая научная база. Однако, во время чтения обо всём этом забываешь и прощаешь автору все перечисленные недостатки. Тем не менее, речь не идет о двоемыслии, современным авторам мы таких ошибок не прощаем, но классика 30-40-х годов прошлого века отличается притягательным очарованием ретрофантастики, здесь это не баг, а фича, создающая определенную теплую атмосферу, передающую стиль ярких журналов, где публиковались исключительно истории о злобных пришельцах и героических суперменах. Подобные произведения позволяют вернуться в прошлое, ощутить ритм навсегда ушедшей эпохи.
И всё же не каждое произведение тех лет можно назвать достойным образцом жанра, в тех самых журналах печаталось множество проходных, однотипных историй, которые выветривались из памяти уже на следующий день. Здесь важно отделить зёрна от плевел, и на примере «Принца космоса» показать, чем отличается хорошая, годная ретрофантастика от ширпотребных однодневок. Первое, на что стоит обратить внимание — эта повесть не просто космоопера, но сплав приключенческой и твердой фантастики. Автор уделяет пристальное внимание техническим деталям, если он описывает Марс, то обязательно расскажет об атмосфере, ветрах, каналах, песках — всё на уровне научных представлений о Красной планете, бытовавших в его время. Пусть сейчас это кажется наивным и устаревшим, но цель не только развлекать, но и просвещать — налицо.
Достаточно сказать, что именно в этой повести впервые прозвучала идея космической станции, где искусственная гравитация создается в результате вращения. Что касается сюжетного наполнения, то источники вдохновения автора очевидны, главную роль здесь сыграла «Война миров» Г. Уэллса, этот роман даже напрямую упоминается в тексте в одном из диалогов. Определенные эпизоды воскрешают в памяти явные ассоциации с творчеством Ж. Верна и А. Дюма — далеко не самые худшие примеры для подражания, если мы говорим о приключенческой литературе, согласитесь. С динамикой развития событий здесь полный порядок, обилие мест действия, красочных декораций, сражений, как космических, так и наземных. Автор делает всё возможное, чтобы читатель не сумел заскучать ни на секунду.
Любовная линия выглядит довольно просто, акцентируясь вокруг мотива неразделенной любви, но её подача эмоциональна, развитие этой линии демонстрирует изменения в психологии персонажей, если не оживляя, то по крайней мере раскрашивая «картон». Также стоит отметить популярную в ранней космоопере тему Сверхоружия, здесь это ключевой элемент сюжета. Любые сражения здесь подаются не с точки зрения стратегии и тактики боя, а с позиций у кого на данный момент круче вундервафля. При этом герои способны совершать революционные открытия буквально на коленке, смотрится всё это безусловно надуманно, но некоторые изобретения обнаруживают недюжинную фантазию автора и технологическую увлеченность. У многих даже могут возникнуть ассоциации с «настолкой», где исход боя зависит от комбинации кубиков и удачной карты.
Тема космических пиратов, к сожалению, раскрыта слабо, изначально ожидаешь большего. Однако и здесь автора можно похвалить, походя нас заставляют задуматься над извечным балансом цели и средств — может ли быть оправдано нарушение закона интересами всеобщего блага. В финале героев ожидает необходимость тяжелого морального выбора, хотя особых рефлексий здесь ожидать не стоит, сделайте скидку на жанр. Противник подается максимально отстраненно, здесь это всего лишь объект для ненависти и отвращения. Примитивно? Да, конечно, хотя, чёрт возьми, иногда просто приятно поболеть за хороших парней, отставив в сторону постулат о том, что «у каждого своя правда». В целом, перед нами достойный образец приключенческой литературы, любителям ретрофантастики сей опус явно придётся ко двору.
Sekundomer, 24 октября 2016 г.
После прочтения задаешься вопросом. Неужели спустя лет так 50 все что мы сейчас читаем, смотрим и играем будет выглядеть так же архаично, нелепо, наивно и примитивно? Скорее всего да и только часть выдержит испытание временем. «Принц Космоса» испытанием временем не выдерживает. Повесть хороша лишь тем, что прекрасно иллюстрирует какой долгий путь должна была пройти космоопера. Через повесть приходится продираться сквозь дебри. Но тем не менее это все же часть истории, тем не менее это еще одно зерно в почву.
ksGhost, 4 октября 2010 г.
Читая подобные вещи, стоит попытаться абстрагироваться от себя-сегодняшнего. Представьте себя живущим в 30-е годы прошлого века. Представьте эту повесть в журнале с очаровательными иллюстрациями с изображением пышногрудой красавицы в разорванном платье, стреляющей лазерным лучом в осминогоподобного пришельца, героического репортера в плаще и шляпе, сурового Принца Космоса в сногшибательной униформе и глазами, глядящими в бесконечные дали космоса. Представили? И тогда «перлы» типа «...прятался где-то там в кустах... Он напал на нас с атомной бомбой. Смит и Уокер мертвы — их разнесло на куски» будут более читабельны.
OnegiN 4ever, 13 мая 2014 г.
А мне понравилась данная повесть! Да, конечно, есть много лишнего, но в целом приятное чтиво)
alex1970, 6 сентября 2011 г.
Прочитать было интересно только как образец массовой фантастики начала 30-х.
Слишком наивно.
Начинается как подражание Фантомасу, которое плавно переходит в капитана Немо, а затем в невероятные битвы за спасение Земли
clandestino, 7 февраля 2011 г.
Если сравнивать с рассказом Гамильтона из той же самой антологии, Уильямсон делает шаг вперед. Сюжет по-прежнему нелеп, научные представления опять достойны нерадивого школьника, герои снова произносят эмоции, но при этом сама эмоциональная палитра становится значительно богаче, да и стиль меняется – появляются хоть сколько-нибудь вменяемые описания и обороты... хотя фразы вроде процитированной ksGhost («Он напал на нас с атомной бомбой») и переполняют текст. Впечатлил характер рефлексии относительно
ermolaev, 11 марта 2010 г.
Классика жанра, которую нужно прочесть всем, кто хочет видеть эволюционный путь, пройденный фантастической литературой. Но, боже мой, как убого это смотрится! Хотя во многих отношениях писавший в то же самое время Александр Беляев был столь же наивен и так же не блистал красотами художественного стиля, но на фоне Уильямсона Беляев — гигант :smile:
Fyodor, 7 декабря 2010 г.
После прочтения возникло сильное желание сесть и переписать повесть «нормальным» современным языком. Сегодня, среди массы фантастической литературы, это произведение автора смотрелось бы неплохо (обычный середнячок, как и большинство космической оперы), если бы не стиль «бульварного романа начала 20 века». Смешно читать такие перлы Дж. Уильямсона: «Капитан Бранд пристально смотрел на своего собеседника, и на его красном лице с квадратным подбородком появилось странное выражение.» «Принц поднял взгляд, в его темных глазах мелькнули надежда и решимость:
— К черту мир! Если бы вы знали, как мне дорога Паула! Боже, каким я был глупцом! Довести ее до этого!
На его смуглом лице отразилась мука; он прикусил тонкую губу, и струйка крови смешалась с красной коркой грязи, покрывавшей его лицо.»
Nog, 30 июня 2010 г.
Практически всё, что можно сказать о «Похитителях звёзд» Гамильтона, можно отнести и к повести Уильямсона. По нынешним меркам «Принц космоса» действительно прост до примитивности и архаичен до невозможности. Но для тех, кому интересна история космической фантастики от самых истоков, он всё же будет небесполезен.