fantlab ru

К. У. Джетер «Доктор Аддер»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.80
Оценок:
5
Моя оценка:
-

подробнее

Доктор Аддер

Dr. Adder

Другие названия: Город Ангелов

Цикл


Содержание цикла:


7.41 (45)
-
5 отз.
8.38 (8)
-
1 отз.
6.92 (25)
-
1 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Похожие произведения:

 

 


Оружие смерти
1997 г.
Доктор Аддер
2024 г.

Самиздат и фэнзины:

Доктор Аддер
2017 г.
Город Ангелов
2019 г.

Издания на иностранных языках:

Dr. Adder
1984 г.
(английский)
The Glass Hammer
1985 г.
(английский)
The Glass Hammer
1987 г.
(английский)
Death Arms
1987 г.
(английский)
The Glass Hammer
1987 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

С использованием заметки для Medium (https://bit.ly/2T4uBA9).

Даже допрежь карантиновирусной аферы и «апрельских тезисов» об электронных повестках с презумпцией информированности рунетовским читателям несложно было догадаться, что киберпанк, конечно, не мертв, а, подобно року, хэви и дэту, возрождается в каждом поколении. Иногда он претерпевает перекрестное опыление с другими жанрами (чаще всего космооперой), но переход к новеллизациям кино, игр и прочим межавторским проектам — отнюдь не лучшая участь, какой можно пожелать автору этого направления, хотя и самая частая.

Чуть не постигла эта “малая смерть” и Кевина Джетера. С этим именем по справедливости-то и должен быть синонимичен ранний киберпанк, однако «Доктора Аддера», написанного еще в начале 1970-х, удалось с большим трудом опубликовать только через дюжину лет, и так получилось, что в тот самый момент уже вышел в рейс черный ледокол с экипажем из нейромантиков. Но мы-то не забудем, кто стал нулевым пациентом IBM-синдрома в 1972-м, когда Кевин Джетер передал Дику свою рукопись через Уиллиса Макнелли.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Она научилась преодолевать пропасть между кожей и металлическим корпусом телевизора. Напрямую подключаться к его электронной начинке. Вначале ощущения, порождаемые электроникой, ничего не значили для нее: случайные вспышки внутри черепа, цвета, запомнившиеся ей по детским годам, голоса и шумы, бессмысленные трески и щелчки. Она месяцами сидела в обнимку с телеком, пока не овладела своим новым чувством, как научилась бы видеть при помощи искусственных глаз. В общем-то недолгий срок — ей ведь больше нечем было заняться...

Она научилась прослеживать источники телесигналов. Весь маршрут их, по проложенным под землей проводам вплоть до округа Ориндж. И до баз данных в компьютерах центральной станции телевещания Мокса, где создавались, воспроизводились и хранились в записи телепередачи. Ее нервная система срослась с электронным организмом Видеоцеркви Моральных Сил. По желанию она могла проникать в любую часть сложно переплетенной сети коммуникаций, в фокусе которой располагалась штаб-квартира Мокса. Электронное продолжение личности Мелии сновало по накопителям данных, переваривая все подряд, вплоть до медицинской информации о других известных носителях синдрома IBM. Она осознала, что уже значительно превосходит их силой таланта. Ей стало скучно, и она решила проверить, как далеко может дотянуться.

Через несколько недель оказалось, что ей под силу не просто странствовать по сетям, но и до некоторой степени управлять ими. Приникая к экрану телевизора в Крысином Городе, она искажала, меняла изображение на нем.

Как знать, не случилось ли это во время пикника на обочине закольцованного хайвея, в костре для которого уже прогорело до черных дыр «лето любви»?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Лет двадцать назад или около того в покинутый город что-то прилетело и врезалось в землю. Почти никто не заметил его, еще меньшему числу было до него дело. Но в трущобах жила группа ученых и инженеров, которые потеряли работу после закрытия университетов. Они спустились по водопроводу посмотреть, что это такое. Они не вернулись на поверхность. Передали просьбу одному из племен канализации — выскрести из старых кампусов все оборудование, какое еще уцелело в лабораториях компьютерной лингвистики. Рассказывают далее, что ученые обнаружили в зоне падения нечто живое, погребенное в миле под землей. Пришелец со звезд, так-то. Они решили посвятить остаток жизни фиксации и попыткам перевода того, что говорит это существо. Долгая им предстоит работенка.

«Доктору Аддеру» предпослано восторженное предисловие Дика (https://fantlab.ru/work962304), но сам ФКД (диджей свободного постап-радио KCID в мире романа) в печати эту книгу уже не увидел — он умер в 1982-м, назначив Джетера душеприказчиком; на страницах «Стеклянного молота» Дик с теплотой выведен в ином образе, Бишофски, а вот его экс-женам, объединенным в персонаже Лины, порядком досталось.

Этим, собственно, и поясняется довольно быстрое переключение Кевина в режим новеллизатора и проектного координатора: кому, как не Джетеру, было разгребать багаж, забытый Бегущим по лезвию бритвы в накопителе земного министерства трансмиграции.

Термин Bladerunner, кстати, вредно калькировать: на американском жаргоне он означает незаконного торговца хирургическими инструментами и “стекловарными” наркотиками — в этом смысле персонаж Дика (и Вильнёва) ближе не охотнику за андроидами, а как раз доктору Аддеру. Название экранизации было подсказано Скотту и Дику именно Джетером.

Второй роман менее мрачен, нежели «Доктор Аддер» (впрочем, очень трудно себе представить более депрессивный сеттинг, чем в открывающей цикл работе), это философско-религиозный триллер с отчетливыми нотками нуара и мастерским использованием экспериментальных киносценарных техник субжанра roadmovie, который мог бы выйти из-под машинки Ремарка периода «Жизни взаймы». Он не получил такого культового, пускай и в узких кругах, статуса, а третий, «Death Arms» (надмозг. рус. «Оружие смерти»), и вовсе кажется заметно более тусклой светокопией первого. Но в известном парадоксальном смысле циклу как условному целому это пошло даже на пользу: его проще читать и высоко оценивать, рассматривая не как трилогию со сквозным сюжетом, но как антологию срезов соседних бран в мировой стопке (к примеру, Транспогодные Зоны «Стеклянного молота», порожденные сбрендившей спутниковой группировкой «умного» климатического оружия, практически невозможно совместить с нескончаемой засухой «Доктора Аддера», да и степень сохранности городской цивилизации Лос-Анджелеса во втором романе ощутимо выше). Этим «Город Ангелов» больше всего похож на выпускавшуюся одновременно Калифорнийскую трилогию Робинсона, действие которой разворачивается там же по соседству — в округе Ориндж, но в трех разных вариантах реальности.

Для корректного понимания «Доктора Аддера» важно учитывать, что округ Ориндж в 1970-е — 1990-е представлял собой самый надежный в электоральном отношении очаг республиканских симпатий в Калифорнии, которая в целом придерживается агрессивно либеральных воззрений. Уроженцем округа был, в частности, Ричард Никсон, президент США в период работы Джетера над книгой, которого в киберпанке и постапе любят не слишком завуалированно демонизировать.

Почти всегда на выборах разных уровней республиканский кандидат мог рассчитывать на поддержку консервативного населения Оринджа, и эта закономерность нарушалась считанные разы (к примеру, на губернаторских выборах — только однажды, в 1978-м); но постепенно историческое преимущество республиканцев размывалось за счет миграции в округ лиц латиноамериканского и азиатского происхождения, а также сторонников прогрессивистских взглядов.

На выборах 2016 г. оно впервые исчезло, и избиратели округа с тех пор не менее исправно голосуют за кандидатов от Демпартии, даже если эти кандидаты, по впечатлению, управляются с помощью перфокарт и телесуфлеров (президент Байден, сенатор Файнштейн). Однако этот случай был также предусмотрен Джетером, ведь «Доктор Аддер», в отличие от большинства ныне премируемых англосферными конвентами работ, обладает вневременной и внепартийной актуальностью — в нем не указывается, какая именно партия построила в округе Ориндж Биоархивный Отдел Департамента Образования.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
На экране смазливый молодой ведущий теперь сидел в профиль, обращаясь к пожилому коротышке:

- Доброе утро, мистер Кирие. Как приятно вас сегодня здесь видеть.

Лицо писателя не изменило выражения; он продолжал тупо смотреть в пустоту.

- Мистер Кирие? — повторил ведущий.

Ответа не было. Молодой человек, не глядя, нажал какие-то кнопки на столике рядом, полускрытом от камеры. Фигура Ларса Кирие тут же спазматически дернулась, глаза дико сверкнули, словно по телу его пробежал разряд дефибриллятора. Пожилой автор озадаченно огляделся в явной панике. Молодой ведущий успокаивающе потрепал Кирие по плечу.

- Все, все. Не переживайте, сэр, все в порядке. Мы тут, чтобы побеседовать о ваших книгах, помните?

Голова Кирие медленно кивнула; глаза его были как у загнанного в угол животного.

- Итак, — весело продолжил молодой человек, — какого вы мнения о современном обществе? Вы ведь были одним из самых продуктивных и тревожных наших голосов несколько десятилетий назад.

Старик облизал сухие, обметанные губы, нервно дернулся, словно вспоминая о чем-то. Рука интервьюера угрожающе зависла над скрытыми кнопками.

- Оно прекрасно, — быстро ответил Кирие. — Э-э... я искренне признателен за то, что... Америка приняла близко к сердцу, м-м-гм... предостережения писателей-фантастов моего поколения... и построила... построила...

Он замолчал, моргая в камеру.

- Да? — напирал молодой ведущий. — Построила ЧТО, сэр?

Он слегка коснулся одной из кнопок, что заставило Кирие вздрогнуть.

- Построила общество, свободное от взаимного отчуждения, — торопливо залепетал старик, — расовой ненависти, войны и... и... э-э... всех тех гадостей, про которые я... м-м... э-э... писал обычно.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх