Э. Э. «Док» Смит «Трипланетие»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Космоопера )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Открытый космос | Планеты другой звёздной системы ) | Наш мир (Земля)
- Время действия: Далёкое будущее | 20 век | Древний мир
- Сюжетные ходы: Контакт | Ксенофантастика | Спасение мира | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Планета Земля — арена противостояния двух древних и могучих рас: жестоких эддориан и арризийцев, которые покровительствуют молодым цивилизациям Земли и далекой планеты Нивея. Усилиями эддориан погибнет цивилизация Атлантиды, падет Рим. Первая, Вторая и будущая атомная мировые войны сожгут Землю. Но пройдут тысячи лет, возникнет Трипланетный Союз планет Солнечной системы, и люди вместе с разумными существами с планеты Нивея дадут отпор агрессорам-эддорианам.
В произведение входит:
|
||||
|
Входит в:
— цикл «Вселенная Ленсменов» > цикл «Lensman Universe» > цикл «Сага о Ленсменах»
- /языки:
- русский (3)
- /тип:
- книги (3)
- /перевод:
- М. Нахмансон (2), О. Трофимова (2), Н. Эдельман (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Кропус, 30 августа 2022 г.
В своё время Саймак сказал о фантастике в духе «Дока» Смита «Если на героя наставляют большую пушку, то тот тут же делает ещё большую» Теперь сподобившись почитать самого «Дока» вынужден признать, что Саймак был абсолютно прав.
Теперь по книге. Обсуждать литературные достоинства текста бессмысленно из-за полного отсутствия таковых. Значит обсуждаем его внутреннею логику. Если с эрозийцами всё более или менее ясно, то стратегия Эрдора мягко говоря не ясна. Если главная их потребность власть, то почему они просто не захватили ту же Землю, когда она была на уровне, скажем, античности или раньше? Захватили бы и формировали любой социум, который бы захотели. Ведь о существовании Эразии они в то время не знали. Зачем им баловаться столько эонов тёмным прогрессорством? Чего хотели получить в результате? Лично я не понял.
Зачем в романе исторические главы, если они никак не влияют на базовый сюжет, и в большинстве вообще не имеют фантастического элимента, да и в той он очень условен. Такое впечатление, что автор захотел написать, что-то историческое и военное, но попробовать издать как самостоятельные рассказы почему-то не решился и вставил сюда.
Повесили кое-какие технические подробности, вроде лучей которыми звездолёт инопланетян цепляется за планету. А чего стоит идиотская система противоракетной обороны в третьей мировой: когда героические техи по сигналу тревоги лихо несутся от своих домов на мотоциклах к месту сбора, потом поднимаются в ракетах и отстреливают летящие атомные снаряды буквально в ручную. При этом почему нельзя иметь на местах просто дежурную смену, не то что бы не объясняется, просто объяснение очень глупое.
В главе об Атлантиде, говорится что сверхзвуковых самолётах вообще нельзя перевозить людей: мол погибнут из-за бешенного ускорения. Поэтому они все автоматические. Ну, объясните мне, зачем гражданскому самолёту в атмосфере вообще нужно такое ускорение. И как в более позднее времена вообще в эпопее-мире вообще в таком случае летают космические корабли?
Прибывшие в солнечную систему инопланетяне в начале опасаются причинить вред разумным, но потом решают: мол, раз люди сражаются с пиратами, то значит они неразумны. Ага, видимо предполагается, что космолёты могут строить лягушки. Если бы они хотя бы сами никогда не воевали. Но ведь пришельцы сами вспоминают, что покончили с войнами относительно недавно. При чём после того, как пришельцы разобрались с языком троих пленников их мнение почему-то не меняется. Странно как-то.
Утверждение, в главе о третьей мировой, что демократии сами не начинают воин, полная чушь. Ещё как начинают, вспомните хотя бы Вьетнам и попытки сокрушить Кубу.
Конечно многие вопросы отпали, когда я обратил внимание на год написания. Хотя некоторые моменты явно были вставлены позже. Для того времени «Док» явно обладал не слабой фантазией, но сейчас уже совершенно не то. Понравится его книги нынче могут только школьникам, да и то не из старших. Хотя сейчас есть много значительно более лучшей литературы для подростков.
keellorenz, 25 ноября 2022 г.
Роман начинается в поистине стэплдонском масштабе: миллиард лет назад из-за столкновения галактик в обеих из них возникли звёзды с планетами, зародилась жизнь, а вскоре и два клана враждующих миллионы лет внеземных инопланетных сил : плохой и хороший. Хороший клан состоит из людей и инопланетян, вшивающих в себя прибор (ту самую линзу) , дающий телепатические способности всем ее носителям вне зависимости от его вида.Плохой же клан обладает способностью к мимикрии. Ничего не напоминает? Конечно же «Звёздные войны» — они прямо обязаны своим происхождением данному роману. Звёздные крепости, дуэли, погони на сверхсветовых космолетах и посещение других планет — всего этого в романе в избытке. Не хватает лишь пары пустяков — стройного сюжета и литературности. Поэтому творение Смита — скорее набор типовых блоков лего, чем цельное произведение. Роман имеет только историческую ценность, к чтению не рекомендую. Оценка 1 балл — за более-менее подробное описание космической техники.
Р.S. любопытно, что слабо привязанный к сюжету романа «стэплдонский» пролог в стиле «Последних и первых людей» сплагиатил Лем в повести «Повторение»: в настолько точные совпадения не верю. Кстати пролог ценен сам по себе — это лучшая часть романа, Док Смит в потенции был «нормальным» фантастом, увы, не реализовавшим себя.
god54, 29 августа 2019 г.
Очень даже неплохое произведение. Во-первых, оно носит эпический характер, начало носит такой характер, где просторно мыслям, идея только зарождается, много психологии... Во-вторых, эпичность пропадает и уступает место стрелялке. Просто огромная часть романа отдана на откуп сценам стрельбы, бесконечной стрельбы, умению за несколько дней создать супероружие, действующее по новым законам физики, как они их открыли, и снова стрелялка... В-третьих, автор все же умеет управлять словом и чтение не затрудняет читателя, читал практически не пропуская строк. Одним словом первым было труднее, а нонешние читатели стали много более привередливыми, разбаловала нонешняя макулатура.
kirik, 31 июля 2014 г.
Довольно посредственное произведение, затрагивающее как далекое прошлое, настоящее, так и неопределенное будущее. Беда многих подобных произведений в объеме — он либо слишком большой и все до немоготы раздуто, скучно и неинтересно, либо как в нашем случае все кратко и ужато, что не понятно зачем вообще надо было отдельно упоминать те или иные моменты, проще и интереснее было выделить общие тенденции без попыток изобразить как было в действительности (атлантида, рим и т.д.). А в итоге мы то ползем сквозь время и события, то пролетаем с невиданной скоростью.
Достигнув «настоящего» роман становится не менее стремительным в повествовании, однако здесь уже очевидно бросается в глаза элитарность и непобелимость главных героев — им беспрестанно везет, из кучки мусора они с легкостью делают бомбы или передатчики, а смерть даже рядом не проходит. С одной стороны это привлекает — ведь «наши» побеждают, но с другой стороны из-за этого повествование становится скучным и прямолинейным, без интриг.
Безусловно стоит делать скидку на год произведения, но в целом оно все же приторно оптимистичное и неправдоподобное.
Kulpeo, 4 мая 2015 г.
Цикл интересен как прародитель космооперы, но с каждым годом читателей у него будет все меньше и меньше: кто читает Ньютона, изучая его закон?
Оценка — 6, но балл я добавила за главы «1918 год» и «1941 год», особенно за 1918 — отдельным рассказом, я думаю, он произвел бы сильное впечатление.