Николай Гоголь «Тарас Бульба»
- Жанры/поджанры: Историческая проза
- Общие характеристики: Военное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Известная многим по школьному учебнику литературы, книга о том, что во все времена важно. О любви и предательстве, о долге и чести, а также о том, ради чего настоящему казаку и жизнь не жалко отдать — о любви к своей родной земле...
В 1909 году повесть была экранизирована.
В произведение входит:
|
рассказы графические произведения + примыкающие, не основные части
Входит в:
— цикл «Миргород» > Часть первая
— сборник «Н. В. Гоголь. Повести», 1986 г.
— антологию «Чтоб вовек едины были», 1987 г.
— антологию «Русская историческая повесть», 1988 г.
— «Словесность. Тексты», 2004 г.
Экранизации:
— «Тарас Бульба» / «Taras Bulba» 1924, Германия, реж: Владимир Стрижевский, Иосиф Ермольев
— «Тарас Бульба» / «Tarass Boulba» 1936, Франция, Великобритания, реж: Алексей Грановский
— «Тарас Бульба» / «Taras Bulba» 1962, США, Югославия, реж: Дж. Ли Томпсон
— «Дума про Тараса Бульбу» 2009, Украина, реж: Евгений Березняк, Петр Пинчук
— «Тарас Бульба» 2009, Россия, реж: Владимир Бортко
Аудиокниги:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
МаксХаронКаргин, 21 мая 2014 г.
Странно читать некоторые отзывы, еще большее удивление вызывает то, как теперь преподают это произведение в школе. Не так давно, дочка знакомой попросила помочь написать сочинение на тему « Андрей-тип нового человека!» . Задана вот такая вот тема. Спросил почему «нового», — ну те старые, они пили, грабили, вот воевать пошли, а Андрей хотел жениться на любимой, хотел мира ! Такое представление сложилось у ребенка !Ну да ладно, ребенок может не разобраться, у учителя может быть свое прочтение романа, но здесь же в основном пишут умные, думающие и сложившиеся. Но нет! Ах, пьяницы, изуверы, разбойники.!!!
С высоты высоко духовного человека 21 века очень удобно плевать в кровожадного дикаря, который с момента своего рождения рос в исторических, морально-этических и бытовых условиях 16 века. Когда в любой момент его дом мог быть сожжен, родные и он сам убиты или угнаны в рабство, имущество разграблено. Усмешку вызывают батальные сцены — ой прям терминаторы — как-то забывая , что жизнь этих людей напрямую зависела от умения обращаться с оружием, и если многие из них дожили до седин, пройдя десятки боев, то вряд ли они владели им плохо. Тарас Бульба -«помешался на войнушке» !!!!Если человек не желает сидеть и ждать, что его как барана либо зарежут, либо постригут, а берет в руки саблю и противостоит всем кто надругается над его народом , над его землей, над верой и обычаями, то он явно помешался на войнушке!! Да, казаки активно грабили и Турцию и территорию Речи Посполитой, в смутное время и Московию некоторые ватаги хорошо потрепали, но это фактически единичный случай. Вопрос в другом — а почему они не должны были этого делать? И турки и поляки были врагами, причем не в «холодной войне», а в самой что ни наесть «горячей», с морально-этической точки зрения того времени они были полностью в своем праве! Татары постоянно налетали из Крыма,пользовались поддержкой и покровительством Турции. Поляки занимали земли, превращая в холопов население, облагая податями и притесняли даже реестровых казаков, находящихся у них на воинской службе, через что и получили массу восстаний ! Гетман и полковники, которые должны были защищать право на Украине, порублены на киски или живьем зажарены, к кому за помощью и защитой прибежали , вокруг кого начало собираться войско, на кого возлагали надежду на защиту и отмщение за приченненые обиды??? Да и сейчас стенания по этому поводу выглядят нелепо на мой взгляд! Вокруг оглянитесь — наверно все просто прекрасно, никто не грабит целые страны и народы? И с религиозной точки зрения тут нет противоречия — православная церковь, как и любая другая выступала за борьбу против еретиков. Кстати на Украине тогда шел процесс насаждения католичества и униатства, причем огнем и мечем! Не должны были казаки бороться против этого! Последствия этих процессов мы сейчас и расхлебываем в полный рост! А тогда казаки наверно за стол переговоров должны были сесть при посредничестве ОБСЕ. Да казаки проливали кровь и не мало! Были жестоки ? Безусловно! Но как-то не берется в расчет , что и своей крови они не жалели!!! Все они прекрасно знали что каждая стычка или набег может стать последним.И прекрасно знали что будет , не дай Бог попади они в плен! Гоголь прекрасно описал сцену казни казаков и жадный интерес толпы всех возрастов и обоих полов , одобрительно взиравшей на это действо! Это не жестокость? Или кто -то уверен, что с пойманных украинских дивчин турки-татары-поляки пылинки сдували и цветы дарили!!??? Жестокость ВСЕХ сторон по отношению к врагам складывается в НОРМУ ПОВЕДЕНИЯ, которая конечно не красит ни тех ни других , с нашей точки зрения, но лично у меня вызывает понимание всех поступков Тараса. Тут есть еще один момент. Жестокость была по отношению к врагам. Да и как интересно поступил бы каждый из нас сотвори с его близким такое, с его друзьями, видя следы этой жестокости в хуторах и городках подвергшихся разорению.
Гоголю удалось мастерски не только описать природу, быт и события, батальные сцены и глубокие переживания героев, ему удалось показать , дать почувствовать все нравственные ориентиры, которые составляли мировоззрение и Тараса и окружавших его казаков. И отступление от них было не то что не мыслимо — это было попрание всего святого что было в душе, на чем стоял свет!!!! Андреи в глазах Тараса даже не предатель, а нечто противоестественное, противное самому мирозданию! То что он полюбил полячку, дочь врага, ( полюбил ли?) это ерунда! Не такое уж небывалое дело!! Но слова Андрея о том что отец не отец, брат не брат , товарищ не товарищ и то что начал он рубить тех с кем вчера еще ел из одного котла, кто готов был плечом к плечу рубиться вместе с врагами, кто доверился ему и принял в свое братство...... Не мог Тарас поступить иначе!! И на мой взгляд он прав!!!!! Хотя и не хотел бы я быть на его месте.
Что поделать — любит русский народ погулять да с размахом! Многие тут пишут — пьяный угар и буза! И , мол, ничего кроме этого делать не могли! Интересно, а многие сейчас могут лодку сделать, чтоб до Турции доплыла? Коня подковать? Сделать сотню дел без которых немыслим и обычный быт и ратное дело той эпохи? Думаю что многие из писавших и одежду при нужде не заштопают))) А насчет горилки.... Так не ведали они , бедолаги, что вредно это для здоровья, что полезны для здоровья фруктово-овощной фрэш и вегетарианская диета с обязательным подсчетом калорий!!!!!!!
Произведения Гоголя всегда поражали меня своей жизненностью, читая их будто наяву видишь хутор близ Диканьки и чувствуешь свежий воздух с Днепра! Но так же ясно я вижу и героев «Тараса Бульбы» — суровых людей живших в суровое время. Умевших и веселиться ,когда было на то время, и воевать, когда наставало на это пора, и умирать ,если уж на то пошло! Не боявшиеся рожать детей и воспитывать их войнами, гордых и независимых, ставивших эту вольность свою выше мнимого богатства и кажущейся спокойной размеренной жизни.Мужественного человека, который не сломался даже под давлением невиданной личной трагедии. И нельзя забывать, что за спинами этих людей , расселившихся не только на Украине, но по всем границам Руси сеяли хлеб, растили детей, строили города, осваивали земли миллионы людей. Что границы нашей страны, которой мы так гордимся размахивая флажками на парадах и смотря Олимпиаду по телеку, раздвинуты и сохранены их потом и кровью. И не надо вдаваться в бесконечный спор о патриотизме в повести и к какой стране он относится. Вряд ли Тарас Бульба понял бы само значение этого слова и зачем оно нужно. Сама его сама жизнь во всех ее проявлениях и была тем, что можно назвать патриотизмом. И уж совсем нелепы разговоры об отсутствии гуманизма и зверской жестокости. О гуманизме можно довольно безопасно рассуждать за столиком уютного московского бара , но при этом не надо его искать там где его не было, не могло быть, да и не должно было быть!!!
URRRiy, 18 апреля 2023 г.
Классическое и мощное по литературной красоте и раскрытым идеям произведение. Очень четко и исторически достоверно показан как уровень «общественных взаимоотношений» в бунташном семнадцатом веке, так и статус достойного человека, почти всегда выбирающего в то время мученический венец.
История старого авторитетного казака Тараса Бульбы и двух его сыновей, Остапа и Андрия, на фоне разноплановых казаков, ляхов и прочих жидов, татар и турок, походов на города Речи Посполитой и попытки подрыва из «крытки», казни запорожцев и последующего восстания оскорбленного народа — все изложено ярко и верно, с юмором в уместной ситуации и избеганием избыточного натурализма при изображении обыденностей тогдашнего сурового времени.
Безусловно, идеи автора — о вере, о товариществе, о том, почему никто и ничто не сможет пересилить русскую силу можно отливать и в бронзе, и в золоте, хотя этот литературный памятник не нуждается в таком материальном воплощении. Каждое слово автора за прошедшее немалое время с момента написания подтвердилось и подтверждается. К сожалению, абсолютно зеркально — и сейчас, спустя почти четыреста лет от событий романа.
Более того, за глумление жидов и ляхов над русскими людьми один Тарас Бульба «выжег восемнадцать местечек». Нынешние «жиды и ляхи» явно не восприняли предупреждение Гоголя всерьез.
PS. правилами сайта очень верно запрещается писать отзывы на комментарии, плюс установлен запрет на разжигание негатива текущей ситуации. Но тут вынужден отметить, что предыдущий комментарий лжив до последней буквы и провокационен.
Относительно лжи про Гоголя — в книге нет ни слова против любой национальности или веры, слово «жид» не является дискриминационным, это славянизированная форма германского корня джуде — иудей. Джус по-английски — до сих пор.
Достоверное описание жестокостей — это не поддержка этих методов.
Относительно казаков автор наоборот пишет, что казак был на все руки мастер, от кузнечного и оружейного дела до кораблестроения и подготовки продуктов.
И т.п.
Мое мнение — превращать сайт в гнилой блог и хайповать на откровенной провокации и лжи — недопустимо.
Airwind, 24 мая 2016 г.
Эх, «Тарас Бульба». Сама повесть-то великолепная — прекрасные описания, прекрасный язык, люди, места и события встают перед глазами как живые, и всё это воистину шедевр... если бы не главный герой.
Возможно, я просто что-то не понял, пропустил, не так и не там прочёл, но... я не вижу в Тарасе ни героя, ни патриота. Нигде, ни в чём, никак. Он одолел свирепого врага? Нет. Он принёс своей стране и своему народу славу, богатство, счастье и уважение? Нет, едва ли не наоборот — большинство его товарищей погибли и попали в плен, толком ничего и не сделав. Может, он героически сопротивлялся захватчикам, и в одиночку противостоял многим? Да нет, и казаки и сам Тарас от польских военных откровенно драпают, да и это они нападают на поляков (пусть и в ответ), а не наоборот. Он кого-то спас, кому-то помог? Нет и нет. Он не смог спасти даже своих сыновей — да и, честно говоря, практически не пытался. И никаким «в то время жестокость была нормой» нельзя объяснить и оправдать нападение на христианский (!) монастырь с жестоким убийством женщин и детей (!!), которым Тарас если и не руководил, то не мешал и не возражал точно. Зато у Тараса пафосные речи, задранный нос, страдания по родине и прочий набор артиста, играющего на публику.
Что же выходит в итоге? А в итоге Тарас не более чем бандит, который умеет драться, не сбежит с поля боя, много кого побьёт — но чего-то ещё, кроме как драться, и не умеет, а всем своим грехам и просчётам непременно ищет оправдания, а то и вообще не видит в них ничего плохого. Делать такого персонажа героем значит очернять других русских героев, в том числе и военных, которые заслуживают большего, чем встать в один ряд с лживым разбойником и подонком.
Итог: прекрасное произведение с отвратительным героем. И никакое «раньше так было» это не оправдывает.
Doerty, 26 марта 2020 г.
Человеческая природа непознаваема, и всё же, как мне кажется, даже самый пылкий патриот в минуты общения со своими детьми или отчаянных любовных мечтаний ощущает- воспользуюсь выражением Честертона, -что боги семейного очага более священны, чем боги государства. Однако мы с детства помним о том, чей акт детоубийства нам обычно преподносят как триумф патриотизма, самопожертвования и справедливости. Максим Рыльский назвал Тараса Бульбу «справедливым и грозным судьёй», в моём советском учебнике по литературе он воспевался как идеальный защитник родного края, доблестный и бескомпромиссный.
Изменилась ли в современной украинской школе подача этого едва ли не наиболее трагичного в отечественной литературе примера конфликта «отцов и детей»? Кажется, мои сограждане, обращающиеся к шедевру Гоголя, больше озабочены тем, сфабрикована ли вторая редакция «Тараса Бульбы» российским третьим отделением или он сам написал её, став агентом царизма, причём рассуждения на эту тему нередко дополняются занятными россказнями о том, будто первую редакцию скрывала от нас советская власть. Должен сказать, мне кажутся достаточно странными эти попытки настоять на украинской идентичности казаков, во второй редакции славящих на все лады русскую землю- можно подумать, столь уж завидна честь быть соплеменниками и культурными преемниками персонажей, изображенных Гоголем, как принявшая человеческое обличье саранча.
Я же уже после первого знакомства с повестью всей душой почувствовал правоту Тарасова сына, решившегося «на дело, неслыханное и невозможное для другого». Неслыханное и невозможное оно и для многих позднейших комментаторов и наших современников. Пускай отзывы об Андрие как об однозначном злодее всё-таки встречаются нечасто (один украинский критик называет его «вероломным, скрытным, похотливым и лицемерным»), общим местом стали фразы о торжестве эгоистического чувства героя, полюбившего дочь польского воеводы, над долгом по отношению к родине и боевым товарищам. Скорее же здесь уместно вести речь не о пренебрежении долгом, а о принципиально ином понимании, в чём этот долг заключается. В отличие от других казаков, Андрий способен увидеть в поляках себе подобных, а не «недоверков», подлежащих поголовному истреблению, способен сделать свой личный выбор, за что ему надлежит сражаться и за что умирать. Возможно, Гоголь создал первый в европейской литературе образ воина, который перешёл на сторону врага, руководствуясь индивидуальным пониманием справедливости, освободившись от навязанных окружением и самой эпохой представлений. Для сравнения можно вспомнить написанную через десять лет «Чёрную раду» Пантелеймона Кулиша, в котором главный герой по первому же отцовскому слову отказывается от намерения спасти возлюбленную, хотя для того, чтобы прийти ей на помощь, даже не нужно было становиться под знамёна неприятеля, и только просит передать обречённой девушке, что «не забудет её и на том свете».
Если бы я был способен испытывать священный трепет к тексту, лежащему за пределами Библии, я бы отнёсся как к Божественному откровению к словам Андрия: «…что мне отец, товарищи и отчизна! (…) Кто сказал, что моя отчизна Украйна? Кто дал мне ее в отчизны? Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя- ты!» Впрочем, по сути написанное Гоголем лишь художественно переосмысливает слова из Книги Бытия, заново утверждённые Христом: «…оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть».
ivan2543, 13 мая 2011 г.
Первый раз прочитал «Тараса Бульбу» в 5 классе, пропуская только развернутые описания. Это, пожалуй, единственное реалистическое произведение Гоголя, которое мне безоговорочно нравится.
Впрочем, о «реализме» говорить приходится только в плане отсутствия фантастических допущений – повесть относится к литературной традиции романтизма, а одним из источников вдохновения автора явился древнегреческий эпос. Да и достоверность исторических событий лишь приблизительна – автор указывает на XV век, в то время как исследователи отмечают, что в повести смешаны реалии XVI-XVII веков. Впрочем, такой подход позволил Гоголю показать вполне достоверный собирательный образ Запорожской Сечи и казаков, без привязки к конкретному историческому периоду.
Обычно, говоря о «Тарасе Бульбе», отмечают известные гоголевские пейзажные отрывки, но меня куда больше впечатляют описания битв – потрясающе реальные и в то же время мифологизированные, поэтичные, в которых несмотря на все подробности не возникает отталкивающего натурализма. Что-то совершенно жуткое и первобытное, почти сверхъестественное, какое-то дикое пиршество– поэзия смерти и подвига. Измененное сознание людей, убивающих и готовых умереть ради своей Родины, средневековые чувства, быть может, недоступные современному человеку.
О главном герое сказано много – сильный, яркий образ, выдающийся даже для своей суровой эпохи. Далеко не такой положительный, как иногда кажется – но все же честный человек и настоящий патриот, настоящий воин.
Остап – все же наименее продуманный образ персонажа – почти копия своего отца, и поэтому на фоне его не выглядит достаточно блекло. Все же он, скорее герой-функция, чем самостоятельный характер.
Что касается Андрия, здесь приходит в голову мысль – а настолько ли ужасен поступок Тараса, как это преподносит школьная программа? Ведь предательство Андрия – это не формальное действие, не что-то отвлеченное – он в военное время поднял оружие на бывших товарищей, и, вероятно, успел кого-нибудь лишить жизни. А если бы вместо Тараса ему попался брат – стал бы он колебаться, впал бы в ужас – или совершил бы еще более страшный поступок? Да и потом, поймай Андрия другие казаки – возможно, участь его была бы еще страшнее, уж если убийц запорожцы хоронили живьем, можно представить, какую бы участь они выбрали для предателя. Стоит ли жалеть человека, который был готов убивать бывших друзей и воевать против своей Родины из-за чувства, может быть, совсем недолговечного? Честно говоря, Андрий – это единственный персонаж в повести, который у меня не вызывает никакого сочувствия. Можно понять все – жестокость Бульбы, приспособленчество Янкеля, безрассудную храбрость Остапа, но вот предательства понять никак нельзя.
Что до описаний невероятной жестокости воюющих сторон – это дань правдоподобию, в те времена все это было совершенно в порядке вещей; да и в наше время в «горячих точках» творятся зверства не меньшие.
Итог: эпическая вещь, запорожская «Илиада».
indigenous, 22 ноября 2012 г.
Да, с классическим произведением всегда выходит особый разговор!
Прочитал книгу, а затем посмотрел фильм. Последнее первому вполне соответствует. Поддерживаю мнение, что надо иметь представление о времени, в котором автор рождает своих героев. Казаки народ отчаянный и смелый, как бы там их не осуждали. И за веру православную стояли твёрдо. Мы по сравнению с ними ни кто! Все неразберихи о правде я бы оставил, ссылаясь на смутное средневековое время. Лично для меня Гоголевская Запорожская Сечь даёт типичное лицо русскому (украинскому, белорусскому) народу. У нас и по сей день гуляют и пью, так что баяны рвутся и кулаки свистят над головой).
Тарас Будьба — старый, опытный казак и жизнь познал не через бабские ласки. За его плечами огромный опыт сражений, что выковал из него мужчину. Соответственно того же Тарас желал и своим сыновьям.
Конечно, вопреки эпохе, в этом романе есть личные переживания каждого персонажа. И я думаю что их не стоит мешать вместе с войной. Тарас изначально пошёл правильным путём и его сыновья были рядом на Сечи. Но, после погибели своей жены старый Бульба разволновался не на шутку, так что наломал дров и по ходу сюжета внёс свою лепту военных событий. Из чего следует, что Андрий променял казацкую честь на увлечение полячкой (кстати любовью здесь вовсе не пахнет!), предал свой народ и погиб от руки отца. А Остап пал жертвой неразумных действий старого Бульбы. Но безусловно он стал истинным казаком даже на эшафоте.
Последние события хоть и настроены лозунгом патриотизма, но всё же их корнем были эмоции. А эмоциям нет места на войне, т.к. они приглушают здравый смысл. От это и понеслась неразбериха в семействе старого Бульбы.
В конце хочется сказать, что не смотря на многие странности и превратности человеческой судьбы, повесть Н. В. Гоголя достойна внимания.
P.S.: Классика неповторима!
eladislao, 6 апреля 2009 г.
Перечитал эту замечательную повесть и впервые прочёл её первый вариант. С 1835 по 1842 год Гоголь сделал разительный шаг вперёд, превратив несколько сумбурное и, видимо, второпях написанное произведение в настоящий шедевр. Впрочем, разумеется, гоголевская мощь ощущается и в редакции 1835 года.
Что бросилось в глаза — слово «русский» ни разу не употребляется в первом варианте, тогда как во втором постоянно «Русская земля», «русская сила», а в финале и вовсе уже «подымается из Русской земли свой царь и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему!» Что ж, я давно читал где-то, что взгляды Гоголя прошли эволюцию от украинского национализма до российского державничества, а возможно были соединением того и другого. Но как бы то ни было, общерусский патриотизм выражен здесь так, как вряд ли кому ещё это удавалось.
Dark Man, 13 января 2010 г.
Самая впечатляющая из всего цикла. Повесть о настоящем мужестве, патриотизме людей. Главный герой, Тарас Бульба, несомненно, храбрый и сильный волей человек, он переживает смерть жены, предательство сына Андрия, казнь второго сына, и всё же сохраняет стойкость. Находясь на волосок от смерти, он не забывает о своих товарищах, помогает им спастись. Я считаю, что это книга на все времена.
Гоголь — писатель, обладающий гениальностью и неординарностью радует и удивляет нас каждым свои произведением.
андрос, 15 сентября 2007 г.
Замечательный героический эпос. Без лживой политкорректности, открытая и суровая жизнь настоящих людей, для которых общая свобода была дороже жизни и семейных связей. Стереотип поведения настоящего мужчины ослепительно ярок, люди служат долгу так просто и не раздумывая.
igor_pantyuhov, 24 мая 2015 г.
Я обожаю такие произведения, в которых полно описания не батальных сцен, ни каких-то там исторических событий, а которые полны описания быта того или иного народа, общины.. В данном случае казаков. Да, конечно в произведении полно ненависти и вражды к полякам (ляхам как их называли тогда). Я не думаю, что Гоголь кому-то хотел этим угодить(в данном случае правящему классу в Российской империи), у него полно произведений, за которые его бы могли запросто казнить, тот же правящий класс. Просто, наверняка такие настроения витали в обществе. А Гоголь он же тоже человек.. Так вот, произведение мне очень импонирует. В этом произведении еще заложена очень хорошая мысль — «Никогда не предавай своих» И вот это утверждение, оно проявляется, когда мы следим за судьбой Остапа и Андрия. Так же, мне понравилось то, что это произведение написано довольно реалистично.. Если это война, поход — то много крови, страданий.. Если это мирные какие-то «посиделки», то поведение людей описано соответственно той эпохи. Тут все показано без приукрас. Оценка 10.
Silena, 22 июня 2009 г.
По моему классное произведение! Захватывающий сюжет. А Андрия с Остапом жалко. :frown: В конце концов Андрий не виноват что полюбил девушку из враждующего с Русью государства! А ради любви все герои Гоголя способны на многое! Остапа жалко, потому что его жестоко казнили, но зато он даже умирая был верен своей родине.
be_nt_all, 18 октября 2007 г.
Эх. Не о любви к своей родной земле эта повесть. Да и вовсе не о любви. «Я тебя породил — я тебя и убью» — это не любовь. Как кто то здесь это уже написал — это трагедия, т.е. хроника дороги никуда. И судя по всему, вся эта Запорожская Вольница, так ярко, так привлекательно описанная Николаем Васильевичем — эта самая дорога и есть...
(только не надо политики, мои родители — из кубанских казаков, т.е. потомков сосланных запорожцев... Недавно годовщина этой ссылки отмечалась на Кубани как очень большой праздник :spy:)
Darinella, 16 июня 2007 г.
Читала в седьмом классе, потом, по настоянию сестры, перечитала в институте (ей надо было сочинение писать). Просто день и ночь. Вот что значит, читать из-под палки — в школе не удалось увидеть глубины этой повести. А ведь трагедия человека, убившего собственного сына, а перед этим пережившего его предательство — к сожалению, не редка и сейчас. А фраза главного героя «Я тебя породил, я тебя и убью», показывает, насколько важно вовремя замечать свои промахи и ошибки, чтобы не доводить до крайности. И вообще, Бог все видит — а быть детоубийцей, по любой причине, не позволено никому...
квинлин, 14 июня 2007 г.
Читал два «варианта» повести, которые довольно замтено отличюатся друг от друга. Но все равно, просто потрясающие: чего стоят одни только образы главных героев, Тараса Бульбы и сыновей. «Я тебя породил, я тебя и дью!» — вот та фраза, тот случай, который был долей нрода во многие междоусобные войны..
BULLDOG, 1 февраля 2011 г.
Это единственное произведение которое мне понравилось из всех которые я проходил в школе. Вызывает сильные патриотечесские чувства (я из Украины :biggrin:). Огромное спасибо за этот роман Николаю Гоголю :pray:.