Алексей Николаевич Толстой «Хождение по мукам»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Социальное | Военное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой | Для взрослых
Роман-эпопея повествует о судьбе двух сестер Булавиных и их любимых мужчин в период с 1914 по 1920 год. Но по большому счету это не просто роман о любви, а о судьбах людей на просторах разваливающейся и раздираемой на части Российской империи.
Содержание цикла:
|
||||
|
||||
|
рассказы графические произведения + примыкающие, не основные части
Награды и премии:
лауреат |
Сталинская премия в области литературы, 1942 // Художественная проза. Первая степень |
Экранизации:
— «Хождение по мукам» 1974, СССР, реж: Василий Ордынский
— «Хождение по мукам» 2017, Россия, реж: Константин Худяков
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
glaymore, 21 декабря 2020 г.
Книга такого уровня, что ревьюшку к ней надо писать долго и вдумчиво. Сейчас просто не готов.
Если кратко, то это эпик уровня «Тихого Дона», охватывающий жизнь России в период 1914–1919, от мира, через мировую войну, две революции и гражданскую, опять к миру.
Война, любовь, драма, сломанные судьбы, все на высшем уровне.
Гримдарк местами такой, что все Аберкромби с Мартинами на его фоне выглядят как резвящиеся дети.
А местами очень лирично и жизнеутверждающе.
Все как в жизни :)
В очередной раз убедился для себя, что «красный граф» Толстой безусловно величайший русскоязычный автор ХХ века, рядом и поставить некого.
vaz-1987, 28 сентября 2018 г.
С самого детства на меня с полки родительского шкафа смотрел толстый потрепанный дом со страшным названием. После взросления, развода родителей, свадьбы, двух переездов, рождения ребенка, этот том все еще смотрит на меня, но уже с моей собственной полки. Я решился. 1957 год издания. Подклеил. И понял, что зря боялся и много потерял.
Во-первых, Алексей Николаевич достоин носить великую фамилию. Роман в лучших традициях русской классической литературы. Язык бесподобен. Первая часть сродни Пастернаку и Булгакову. Была бы у меня шляпа — снял бы неоднократно. Не стану анализировать персонажей, чувства, мысли. Написано великолепно.
Во-вторых — история гражданской войны. Я больше 10 лет не решаюсь подступиться к мемуарам Деникина, и единственным источником представлений о Гражданской войне для меня являются упомянутые выше Булгаков и Пастернак, а также Шолохов, которого я боюсь перечитать. Алексей Толстой закрыл множество пробелов и сделал это очень аккуратно и точно. Я ничего не знал о Махно и командирах Сорокине и Шелесте. Я очень условно представлял себе фигуры Деникина и Корнилова. И встретив этих персонажей на страницах романа, я обрадовался. Вообще мировоззрение «белых» описано очень бережно и убедительно, что довольно неожиданно от «красного графа».
В-третьих: «красная» идеология появляется довольно незаметно. Выражается она в почвеннических настроениях, будто бы советское государство появляется из внутренних потребностей русского народа. Я лично никакого соцзаказа не почувствовал. До последних страниц мой тёзка — «белый» Рощин был достойным человеком и переменил сторону не как перебежчик, а по велению ума и сердца. Смущает только что в третьей части приоритет смещается в сторону совершенно посторонних героев — Латугина, Шарыгина, Задуйвитера и прочих из бригады Ивана Телегина. А главные герои порой на сотню страниц остаются забытыми.
Если кратко подвести итоги, это идеальная книга о гражданской войне. Перечитаю еще. Не раз.
yemets, 26 августа 2015 г.
Во второй книге романа талантливо описаны трагические события гражданской войны, прежде всего корниловский «ледяной поход», немецкая интервенция на Украине и «анархическая республика» в Гуляй-Поле. В этой части главных героев разметало по фронтам гражданской, причём Телегин воюет «военспецем» в РККА, а подполковник Рощин «чужой среди своих» в Добровольческой армии. Заметно, что если первая книга романа писалась ещё в эмиграции, то вторая — уже в Советской России. Здесь автор исподволь начинает подводить читателя к мысли, что высшая правда для народа, его спасение — в большевизме и большевистской революции, и представители «старой» интеллигенции должны осознать и принять это.
Блофельд, 10 декабря 2013 г.
«Хождение по мукам» — очень многослойное произведение. Тут и Даша Булавина, и Катя Булавина, и Иван Телегин, и Пётр Рощин, и реально существовавшие Колчак, Деникин, Махно. Множество сюжетных линий так причудливо переплетаются друг с другом.
vladimir66, 23 мая 2012 г.
Один из немногих(увы!) романов реально показавший ужасы гражданской войны.По силе восприятия можно только сравнить с написанными ,примерно в этот же период «Белой гвардией«Булгакова,«Тихим Доном «Шолохова, и, с некоторой натяжкой,изданного за «кордоном»,романом генерала Краснова «От двуглавого орла к красному знамени».
«Символично,что трилогия Толстого отражает не только кровавые вехи развала Российской империи и строительства советской государственности,но и показывает в этих же трех книгах этапы творчества самого Алексея Николаевича.
Первая часть «Сестры»- пример русской классической литературы.Глазами сестер Булавиных, инженера Телегина и царского офицера Рощина ярко передана атмосфера надвигающейся катастрофы.Русская интеллигенция мучается теми же вопросами,что и последние сто лет.Люди — мотыльки летящие на огонь. Тоска и безысходность . В моде — безнравственность , некрофилия и прочие человеческие пороки.Действие романа, вялое и тягучее,подчеркивает застой русской жизни этого времени.
« Восемнадцатый год» пишет уже другой Толстой.Впечатления от романа- как от паровоза взявшего разгон.Яркие ,стремительно меняющееся картины мировой войны, падения самодержавия, развала фронта, начало конца прежней старой жизни.Люди — щепки попавшие в шторм.«Как вы не хотите понять, что России уже нет, есть место,где была наша Родина!»- кричит Рощин. Ему оппонирует Телегин:« Россия пропала?! Да один уезд от нас останется , и оттуда пойдет Великая Россия!».
Видно,что и автор мечется, вкладывая в слова героев собственные сомнения и переживания.Заметно, так же, насколько плотно Толстой поработал с очевидцами этого времени,«красными» и «белыми«мемуарами. Историческая достоверность эпохи соблюдена.
Заметен контраст художественного качества первых двух частей,написанных в эмиграции, и последнего романа «Хмурое утро», сотворенного в Советской России. Последний роман пишет «красный граф» Толстой.Яркие , реальные герои превращаются в нарисованных персонажей.Вместо живых слов, произносятся лозунги.Взявшись за руки, две ,наконец,соединившееся пары идут на встречу светлому коммунистическому будущему.Начинается какая то Аэлита.«Хмурое утро»,уже можно ставить на полку рядом с Цементом,Разгромом и т.п. Обидно за большого писателя!
.
Hanter..., 14 ноября 2010 г.
Жестокий реализм времён гражданской войны. роман написан живым, понятным языком.
ii00429935, 18 сентября 2009 г.
Одна из моих любимых книг, несмотря на все смены политических режимов и все идеологическое давление, которое чем ближе к финалу, тем больше в этой книге (иногда кажется, что «Сестер» и последние главы «Хмурого утра» писали разные люди). К Толстому можно предъявить массу претензий, во многом справедливых: и реальный главком Сорокин был не такой, и махновцы у него выглядят как банда из оперетты «Свадьба в Малиновке» и т.д и т.п. А для меня это прежде всего роман о любви, которая сильнее всех политических бурь. И при всей минусах соцреализма, под требования которого автору приходилось подгонять свой роман, с оздавалось это с болью за судьбу Родины и любовью к своим героям.
glupec, 6 августа 2009 г.
Типичнейший образец литературы соцреализма. Много страниц занято словесной «водой», от которой книга разбухает на целый трёхтомник, а по сути-то, ничего и не сказано. Во всяком случае — ничего, что бы хоть что-нибудь говорило уму и сердцу.
И дело тут не в классовых пристрастиях автора. Даже про «хороших» красных можно написать талантливо. Тут дело именно в сознательно выбранной манере написания.
У Толстого есть хорошо написанные произведения — ранние «Сорочьи сказки», «Мишука Налымов», «Гадюка» (кстати, вот и пример талантливо написанного произведения «про красных» и с красной точки зрения!), да вот хотя бы «Детство Никиты» то же... Там он выкладывался на полную. А здесь — духовная самокастрация.
Про Бессонова-Блока и сведение счетов не будем, и без того изъезжено...
Wind, 24 декабря 2008 г.
Когда в наличии имеется исторический роман, это автоматически означает, что у такого произведения найдутся как множество поклонников, так и множество противников именно с исторической и политической точек зрения. Мне же не хочется рассматривать «Хождение...» именно так. По моему мнению, это прекрасный роман о любви, которая побеждает всё, которая приводит друг к другу возлюбленных даже сквозь хаос и боль. А Иван Телегин — один из моих наилюбимейших литературных героев!
vsvld, 12 октября 2008 г.
Это — НЕ роман. М.М.Бахтин писал когда-то, что автор романа неизбежно тяготеет к незаконченному. Иначе говоря, роман (особенно эпопея вроде этой) — всегда эксперимент, к-рый еще неизвестно чем окончится. Начатый, он пока даже не может быть додуман до конца, или это не роман! Вот так!
В этом же романе все известно заранее. Дореволюционный Питер 1914 года с первой же страницы удушающ, воздухом же могут дышать только те герои, кому удается приблизиться к животворному источнику большевизма. В 10-й гл. Сестер Телегин делается марксистом, вот и все. Все ясно, и добавить к этому автору нечего. Дальше — писанина по готовой схеме, без неожиданностей (запрещенных партией). Все это отразилось даже на языке — тут тоже гладь и... ничего. При том, что автор — талант. Но нет в этом опусе ни грана жизни. Позорная книга. Тем более, что сочинял ее не идейный марксист-фанатик, а белогвардеец-перебежчик, любитель собственной шкуры (и любимец). Читайте лучше «Тихий Дон».
LENA56, 5 сентября 2008 г.
:rev: В далекий тясяча девясот восемдесять бог знает какой год отправили меня на профсоюзную конференцию...
Что были профсоюзные конференции тогда — естественно долгая и нудная говорильня, но
— нас освобождали от работы с полной выплатой денег,
— нас обеспечивали приличной гостиницей, бесплатно разумеется,
— нас прилично кормили три раза в день, соответственно тоже бесплатно.
И самое главное — в перерывах работали различные лавочки, в том числе и книжные. А обеспечение там было, по тем временим, царское. И привезла я с той конференции чемодан книг... и трехтомник Алексея Толстого ХОЖДЕНИЕ ПО МУКАМ, мурманского издательства.
До сих пор стоит он у меня на почетном месте. Читала и перечитывала много раз. Даша и Телегин, Катя и Рощин сколько им пришлось пережить в то переломное время. Как такое могли напечатать тогда, когда за анекдот шепотом на кухне давали двадцать лет без права переписки!? А тут главные герои дворянского звания и положительные герои, заметьте. Да, в конечном итоге они выбирают советскую власть, но их выбор — это хождение по мукам.
kkk72, 7 августа 2008 г.
Отличный роман, на мой взгляд, лучшее из произведений А. Толстого. По своей масштабности, глубине и блестящему мастерству автора эту эпопею я поставил бы на второе место в русской литературе после «Войны и мира». Алексею, так же, как и Льву, удалось удивительным образом показать целую эпоху в жизни России и на фоне этой эпохи показать судьбы людей — удивительные и обычные по меркам того времени. «Хождение по мукам» я читал дважды. В первый раз лет в 13 — 14 и был очень впечатлен, хотя многого и не понял. Во второй раз лет через десять и восхитился еще больше.
Очень хорошо автору удались образы главных героев. За Телегина и Рощина, за Катю и Дашу действительно переживаешь всей душой, желаешь им прорваться через все передряги войн и найти и сберечь свое счастье.
Запомнились многие эпизоды — и австрийский плен, и махновцы, и санитарный поезд — да всего не перечесть!
В очередной раз поражаюсь, как автору удалось одновременно показать и масштабность военных действий и лиричность отношений главных героев.
Не могу не сказать, что в романе очень чувствуются размышления автора — почему же случилась революция и почему гражданская война закончилась именно так. И если в третьей части уже чувствуется социальный заказ, то в первых двух Толстой, мне кажется, вполне искренне показывает весь развал Российской империи.
Когда-нибудь обязательно перечитаю эту трилогию еще раз.