Кнут Гамсун «Виктория»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Социальное | С ярко выраженной любовной линией | Лирическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Северная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века) | 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Входит в:
— антологию «В мире гость», 2002 г.
- /языки:
- русский (14), украинский (1), белорусский (1)
- /тип:
- книги (16)
- /перевод:
- Л. Ёхансэн (1), Н. Иваничук (1), Ю. Яхнина (14)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Reystlen, 27 января 2021 г.
красивое произведение.Природа,чувства описаны прекрасно,образно и правдоподобно. Природа живет и пульсирует вместе нарастающими чувствами.Но чувства на меня произвели впечатления навязчивости и болезненной зависимости приводящие к упадку и смерти,чем возвышающие человека и объект его любви,дающие прощение,понимание и свободу.
Виктория сильная,способная на жертву ради благополучия родителей. Юханес тонкий и развивающийся, поведение его неоднозначно- обещание руки и сердца нелюбимой девушки для него важнее собственного счастья. В романе я увидел его нежелание бороться за свою любовь, выглядело это как обида или упрямство. Не заметны были его переживания из-за принятого решения быть несчастным с не любимой,хотя переживания ранее от неразделенной любви зашкаливали. Вот она твоя любовь -бери её «но я другому отдана и буду век ему верна». Снова жертва. Оба влюбленных — жертвы общества,родственных отношений,обстоятельств и обязательств.Такова жизнь,но все же ощущение, что все вокруг жертвы не оставляло до последней страницы.
Это уже 2е произведение прочитанное мною (читал роман «Пан»),этого писателя про любовь и я замечаю,что герои у него похожи, поведение похоже. В поступках любовников чувствуется подростковость — обиды,упрямство,провокация,месть, испытание и проверка чувств.Герои словно дети -не могут договориться,ведут однобокие диалоги,не понимают друг друга.В целом автор справляется,жизненно и и как ни странно современно- потому это и классика.
ant_veronque, 24 апреля 2019 г.
Эта книга стала для меня открытием нового писателя — Гамсуна читала впервые, да и вообще узнала о нем только примерно за год до прочтения книги. Но после прочтения его биографии, его мнения о Гитлере мне совсем не захотелось читать его книги. А теперь меня одолевает недоумение: как автор такой книги мог поддерживать Гитлера, неужели в голове у него помутилось на старости лет?
Сюжет книги прост, если не сказать банален, но исполнен он здорово. Есть такой тип отношений влюбленных: кто кого больней уколет — когда не получается быть одновременно друг с другом открытым, добрым. Только один открывается всей душой, так другой тут же от него вдруг отворачивается, а потом наоборот. И не сословные различия были преградой влюбленным, а их собственный страх друг друга, своего чувства. Куда приятней лелеять свою несчастную любовь и страдать, вдохновляясь тем самым на новые образы книг или представляя себя самоотверженной дочерью.
И вот мы видим его отношения с Камиллой. Вот для меня такие отношения между влюбленными и есть идеальные . Да только вот беда, между Юханнесом и Камиллой отношения таковы именно потому, что ни один из них не влюблен в другого, их связывает любовь совсем другого рода — дружеская, братско-сестринская.
А еще в этой книге много маленьких вставок, рассказов про любовь, и этот прием мне очень понравился. Какая она, любовь? Как она только себя не проявляет!
«Ах, любовь, ты превращаешь человеческое сердце в цветущий сад и грязную свалку, в роскошный и бесстыдный сад, где свалены таинственные и непотребные отбросы.»
«Знаете ли вы, что такое любовь? Это просто ветер, который прошелестит в розовых кустах и стихнет. Но бывает любовь — точно неизгладимая печать, она не стирается всю жизнь, не стирается до самой могилы.
И ту и другую любовь создал господь, и на его глазах любовь длилась вечно и любовь умирала».
Но все-таки на протяжении всей книги от всех образов любви веет грустью, потерей. Мне это напомнило настроение светлой печали «Русалочки» Андерсена и мрачность сказок братьев Гримм (не вижу здесь противоречий, у Гамсуна есть и то и другое).
Мета, 6 декабря 2015 г.
Книга хорошая, но не моя. Вероятно, надо было начинать знакомство с норвежским классиком с чего-то иного. Да, язык отличный, тонко показано формирование невыносимо больной любви. Переживания главного героя правдоподобны, и он действительно вызывает сочувствие. А вот его зазнобе ощутимо не хватает плоти, большую часть ее чувств приходится угадывать по внешним признакам. И... Я, конечно, понимаю всю сомнительность подобных претензий к сочинению более чем вековой давности, но история постоянно ассоциировалась то с «Бедной Лизой» и прочим сентиментализмом, то с биографией Франческо Петрарки. Ну было, сотню раз было до «Виктории» и столько же после. Да и просто неинтересно было наблюдать за попытками молодых да зеленых персонажей вслепую ухватить свое счастье и развитием их романтической влюбленности, нынче у меня в фаворе повествования о зрелых чувствах и отношениях. И я как-то никогда не доверяла внезапно вспыхнувшим влечениям, когда одна мимолетная встреча воспламеняет целую бурю страстей и страданий. Эмоции-то, разумеется, подлинные, а вот объектом их приложения, по-моему, является не реальный человек, а лишь его идеализированный образ в голове у самого влюбленного. Естественно, при продолжении знакомства происходит постепенное замещение прекрасного видения чертами конкретной личности, благодаря чему все встает на свои места. Вот этого преобразования мне обычно и не хватает в подобных сюжетах. И в бесконечных терзаниях по малознакомому человеку видится не трагедия, а фарс напополам с позерством. Меня просто не отпускает мысль, что в случае успешного заключения брака, главный герой разочаровался бы в своей возлюбленной буквально через месяц. Так же я не очень жалую подобные истории в коробке, где все действие заключается исключительно во взаимоотношениях персонажей, а время и место являются лишь рамкой, которую можно легко заменить на любую другую. Ну и обрубленный финал оставил в недоумении. Видимо, он должен символизировать собой, что без Виктории нет и самого романа. Кхм, нет, подобные скорбные сочинения сейчас мне совершенно не по душе.
Аудиокнигу слушала в прекрасном исполнении Авангарда Леонтьева. А вот музыкальные вставки оставили двоякое впечатление: фортепиано изящно подчеркивает нужное настроение, тогда как французские мотивы показались не слишком уместными.
Шербетун, 5 сентября 2015 г.
«Виктория» — это трогательная, певучая история мучительной любви неравных по социальному положению людей.
Сюжет очень простой, но в то же время полновесный — обстоятельства, гордыня, социальные нормы, непонимание, болезненная обидчивость, исковерканная мораль общества ломают души и судьбы героев — несчастных людей, скованных цепями предрассудков.
Во время чтения небольшого романа все время на ум приходили слова Максима Горького, сказанные о любви:
«Являясь для больного душой сильным ядом, для здорового любовь – как огонь для железа, которое хочет быть сталью» .
К сожалению, для героев Гамсуна любовь стала именно ядом.
В произведении изумительно ясно прописаны настроения, помыслы, тончайшие грани эмоций героев, сумятица в их душах, вызванная битвой долга и любви. Прелестны пронизанные чувствами и душевными порывами диалоги. Кнут Гамсун подарил миру очень печальное сентиментальное произведение о величайшей ценности человека – любви.