fantlab ru

Джеффри Форд «Сотворение человека»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.68
Оценок:
380
Моя оценка:
-

подробнее

Сотворение человека

Creation

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 88
Аннотация:

То, что будоражит нас в детстве — не будет отпускать и всю жизнь...

Герой рассказа пронесёт свои воспоминания от первого столкновения с Ветхим Заветом сквозь несколько десятилетий, чтобы задать своему отцу единственный мучающий его вопрос...

Входит в:

«Модель для сборки», 1995 г.

— сборник «The Fantasy Writer's Assistant and Other Stories», 2002 г.

— антологию «Fantasy: The Best of 2002», 2003 г.

— антологию «Лучшее за год: Мистика. Магический реализм. Фэнтези», 2003 г.

— антологию «Fiction - tome 1», 2005 г.

— антологию «The Very Best of Fantasy & Science Fiction: Sixtieth Anniversary Anthology», 2009 г.

— антологию «Глубина. Погружение 4-е», 2018 г.

— сборник «The Best of Jeffrey Ford», 2020 г.

— антологию «Бумажные драконы», 2020 г.


Награды и премии:


лауреат
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 2003 // Рассказ

Номинации на премии:


номинант
Небьюла / Nebula Award, 2002 // Рассказ

номинант
Хьюго / Hugo Award, 2003 // Рассказ

Похожие произведения:

 

 


Лучшее за год: Мистика. Магический реализм. Фэнтези
2005 г.

Самиздат и фэнзины:

Бумажные драконы
2020 г.

Аудиокниги:

Модель для сборки
2004 г.

Издания на иностранных языках:

The Year's Best Fantasy and Horror: Sixteenth Annual Collection
2003 г.
(английский)
Fantasy: The Best of 2002
2003 г.
(английский)
Fiction - tome 1
2005 г.
(французский)
The Very Best of Fantasy & Science Fiction: Sixtieth Anniversary Anthology
2009 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Современный магический реализм («…литературный прием, для которого характерно вплетение фантазии и мифа в повседневную жизнь…). Кафка, Борхес, Маркес, Хоффман, Мураками и прочие иже с ними.

Сугубо на любителя, уважаемый потенциальный читатель. Ибо чтиво — более чем своеобразно. Худого слова про собственно литературные качества текста не скажу, поскольку как раз боллитры тут — досаднейший избыток. Она самая боллитра и есть. Чужероднейший элемент в стенах Светлого Храма Фантастики. Хотя, ещё раз, чисто формально, по канонам формальной систематики — как бы, да, составная часть Жанра.

Но, ежели с колокольни ИМХО — да, чужеродный элемент. Не стыкуется в моих мозгах, уважаемый потенциальный, Золотая Тропа Императора Вселенной, Дон Румата Эсторский, Дар Ветер — и… деревянный голем американского мальчика. Ничего более несуразного — в смысле оного насильственного единения — предмыслить себе не могу. Вот такая вычурная предвзятость склонностей и пристрастий

Оценка: 5
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Челлендж: прочитать все переведённые на русский «лучшие рассказы 21-го века из списка «Локуса»», благо их там всего двадцать и не все переведены на русский.

14 место. Лауреат Всемирной премии фэнтези и номинант Хьюго и Небьюлы.

Джеффри Форд известен как создатель странной, «больше-чем-фэнтези» трилогии «Отличный город». «Физиогномика», первая часть цикла, дожидается своей очереди на моём киндле уже почти десятилетие.

В «Сотворении человека» Форд» скатал в один клубок такое количество Важных Тем, что его не вдруг и распутаешь.

Бог, Смысл Жизни, Смерть, Любовь, Реальность, Воображение, Отец, отношения создателя и его креатуры.

Мальчик, герой рассказа, очень поверхностно и своеобразно понимает миф о сотворении человека и боготворит своего отца-атеиста. Со всей наивностью и серьёзностью детства пацан создаёт в лесу конструкта, скорей Буратино, чем Голема, так как материалом послужило дерево и ветки, а не глина. Вдыхает в него жизнь с помощью упрятанного в банку сигаретного выдоха отца. На следующий день создание исчезает. Это факты.

Всё дальнейшие можно рассматривать с двух диаметрально противоположенных точек зрения: реализма и креационной мистики.

У парня начинаются видения из жизни деревянного Адама в ближайшем лесу. То ли детское воображение, то ли полноценный инсайт создателя. Так же можно рассматривать и финальную сцену: перевозбуждённое воображение, настоящий диалог с созданием или мистификация отца, решившего подыграть сыну.

Написано гладко и атмосферно, похоже на Кинга и Брэдбери, когда они пишут о детстве.

Удивлён внушительным количеством рецензий на рассказ на фантлабе.

7(ХОРОШО)

P. S. Почитать что ли всё же «Физиогномику»...

Оценка: 7
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ — лауреат Всемирной премии фэнтези 2003 года, номинант Небьюла 2002 года, Хьюго 2003 года.

Смысл сюжета в одном лишь возгласе -крике голема: «Зачем...»?

Зачем ты создал меня? Без семьи и наследников соответственно, без друзей и общения, без знаний и истории.

Вопрос как бы автор адресует и нашему Богу -зачем создано человечество? Какова его конечная или бесконечная? цель?

Вся жизнь персонажей рассказа -суета.... и в этой суете человечества появляются философские вопросы бытия. Чем и интересна наша жизнь кроме суеты.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

А я думаю, что этот рассказ не о любви. И не о Боге. И даже не о смысле бытия. Всё это всего лишь декорации.

Это рассказ о лжи. О лжи из самых лучших побуждений. В этом рассказе лгут все: и сын, и даже отец. Но их неправда имеет благородные цели. Но нет лжи на спасение. Даже лучшие из людей лгут. Но за неправду всегда приходится платить. Ложь — это найжесточайшая из всех пыток во Вселенной...

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочёл рассказ. И всё никак не могу понять восторга отзывающихся о нём.

История ведь не слишком запутанная (просто хороший авторский слог) —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
мальчик сделал из найденных в лесу материалов голема и вдохнул в него жизнь от отцовской сигареты. Чудо-юдо ожило и ушло жить, пугающее и оттого одинокое. Кстати, мне одному кажется, что сюжет не совсем совпадает с аннотацией на фантлабе?

Идём дальше: линия отца и сына, проецируемая на Бога и человека, Создателя и Создания. Мораль: мы в ответе не только за тех кого приручили, но ещё и за тех, кого создали. Рассказ очень печальный, и держит, вроде бы, от начала до конца, но всё равно, нет в нём какого-то особенного дыхания, как в том големе.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Понравилось. Всем, чем только может понравиться. Тут и сюжет, и атмосфера, и философия, и мистика, и характеры (рассказ ведь короткий, и там прописать-то можно персонажей лишь парой штрихов, но у автора получилось), и язык хороший, и послевкусие после себя рассказ оставляет. Вот честно, я даже и минусов-то не могу найти.)

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Такое ощущение, будто этот рассказ написан в дополнение к роману «Год призраков». Тот же стиль, та же детская непосредственность героя, даже как будто те же географические места. На самом деле это здорово, потому что лично мне роман очень понравился. И к рассказу я отнеслась даже лучше, потому что он вобрал в себя несколько дополняющих друг друга идей и таким образом обрел целостность. Он одновременно красивый и грустный, серьезный и шутливый. Форд взял идею сотворения Богом человека и вложил ее в голову мальчика. И тот повторил действия Бога, пользуюсь, правда, несколько иным материалом. Форд предложил нам фантастическую историю, в которой немо заданы главные философские вопросы человечества: «Зачем Бог сотворил нас?», «Кто мы?» и т.д. Герой не задался целью найти ответы на эти вопросы, он просто сотворил. А зачем – это совсем другая история. Чтобы попасть в нее, нужно сказать правду. А мальчик своему человеку соврал.

+10. Блестяще.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный рассказ, в котором есть что-то о кинговских произведений о детях. Мальчик, начитавшись Библии, создает глиняного человечка. Тот оживает и начинает жить своей жизнью.

Всю историю рассказывает постаревший герой с высоты прожитых лет.

Очень красиво написано, неожиданный финал.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Замечательный рассказ! Настроение и интонация сродни Брэдбери, который, что и говорить, большой мастер описаний мальчишеской психологии.

Очень ярко, и как-то здорово «по-настоящему».

Переизбыток любви — по аналогии с рекламой пива; и ни малейшего ощущения святотатства, кощунства. Опять же, потому что — искренне.

Очень сильный образ отца. Собственно, ради него, по-моему, и написана вся история. Ведь это — абсолютный реализм. Вся мистическая составляющая суть фантазия/представления мальчика...

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересный и самобытный рассказ! Заставляет задуматься. А еще, в который раз, возникают вопросы: кто мы, зачем мы, для чего и т.д.???

Каждому человеку хочется примерить на себя роль творца! Всем людям это удается в виде своих детей. И только дети, а еще художники, поэты и писатели могут творить в то время, когда есть вдохновение и Божье благословение. А у детей, безгрешных созданий, это благословение есть всегда. Потому что они умеют видеть, потому что они не сковывают себя оковами тех догм, которыми оплетены взрослые с их вечным и неизменным:« Этого не может быть, потому что не может быть в принципе«!

Оценка: 7
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хороший, интересный рассказ. Сюжет, в целом, можно было бы назвать достаточно банальным, но великолепная концовка это исправляет. Да, написано отлично, каждое слово в итоге оказывается на своём месте.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Какая красота!» — первые эмоции после прочтения рассказа. Просто невероятной силы и прелести рассказ, цепляющий даже не на уровне текста, а где-то в подсознании, на уровне мыслеобразов. Читаешь буквы, а видишь картину, написанную гениальным художником. Причем осознание смысла приходит не сразу, а как волна набегает на берег во время прилива – постепенно заливая песок. Только здесь не песок впитывает воду, а наш мозг и сознание — замысел автора.

Наверное, каждый хоть раз задавал себе и богу этот вопрос:»А зачем мы здесь? Почему нас создали?». Форд дает нам простой, но очень емкий ответ. Так ли было на самом деле — нам не узнать, но хотелось бы надеяться, что именно поэтому – из-за любви.

И еще одна очень ценная истина проступает в рассказе – если человек не кричит о своей любви к нам, то это не значит, что он нас не любит.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ великолепный! Мне он напомнил некоторые творения Клиффорда Саймака, такой же глубокий, в самую точку местами ироничный, и написанный с той же верой и такой искренней и непоколебимой любовью мальчишки в своего отца.

Мальчик-создатель своего творения, — ведь он по сути-то вовсе и не желал и не ждал изначально, что бревно с берёзовыми ветками на замену ног и папоротником заместо волос вдруг «оживёт». Он ведь просто «иллюстрировал» свою любимую историю из Библии о сотворении Первого человека, просто-напросто подражал Создателю, пародировал даже, ведь все его старания были лишь мальчишескими потугами, некой игрой... Но вышло как вышло, и Кавано, этот лесной человек (хм, человек... не человек, конечно, но создание человеческое) зашагал по жизни. Занятно, что мальчишка чувствовал полную ответственность за своё творение, и душа его болела искренне за него, как он, где он, что он… Удивительное свойство, но вполне объяснимое, стоит лишь пару раз встретить образ его отца – крепкого, немногословного, уверенного в себе и в своих делах мужчины с большой буквы и с «десятым размером» сапога. Кстати, эта метафора, аллегория, даёт исчерпывающее понятие о личности этого персонажа, краткое, но такое ёмкое, оно заменяет сотни водянистых слов описания характера и личности вообще. Это очень привлекательный ход Дж. Форда, мне жутко понравилось.

В общем и целом, уровень рассказа даёт понять, что о современной литературе нельзя так уж безапелляционно говорить, что, мол, «так, как раньше уже и не пишут, вот прежде были времена, были писатели, а щас…». И хотя это первое моё знакомство с Джеффри Фордом, но аванс я ему даю, и аванс нехилый. Безусловно, я буду читать его и дальше, и очень надеюсь на отличные впечатления.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Есть авторы, которые обладают даром — даром находить в душе читателя какие то особенные струнки, и так их цеплять своими произведениями, что долго и долго после этого, произведение не забывается. Форд обладает таким даром.

Великолепный, блестящий рассказ, в котором рассмотрена тема возникновения жизни. «Как?», «Почему?», «Зачем?» Эти вопросы задаются в рассказе. Какова причина и цель возникновения жизни? Почему маленький мальчик решил вдохнуть жизнь в бездушные предметы? Ну, и в концовке мы слышим самый главный вопрос. А ответ....

Ну и как обычно, всё, что выходит из под пера Форда, рассказ безупречен стилистически. Как всегда, читая, не перестаёшь восхищаться языком и стилем автора.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Красивая сказка или притча! А может это городское фентези или реализм? Я вот до сих пор не могу понять к какому жанру отнести рассказ, да суть и не в этом. А суть в том, что рассказ умный, добрый и необычный. Он несет главную идею о том, что любовь — венец всего создания и существования не только любого живого существа, но и всего сущего/бытия. Редкий рассказ...

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх