fantlab ru

Орсон Скотт Кард «Тень Эндера»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.11
Оценок:
970
Моя оценка:
-

подробнее

Тень Эндера

Ender's Shadow

Роман, год; цикл «Эндер Виггин»

Аннотация:

Это — не продолжение приключений Эндрю Виггина, величайшего полководца космической эры.

Это — нечто куда более интересное.

Перед вами — «роман-параллакс». История «Игры Эндера», пересказанная заново. История «тени Эндера» — мальчишки со смешным прозвищем Боб, плечом к плечу с Эндрю Виггином прошедшего и адову школу «специальной программы», готовящей из детей командный состав земных космических армад, и боевое крещение решающей битвы с жестокими негуманоидными пришельцами.

Предназначением Эндера было — побеждать.

Каково же предназначение того, кто шел к победе с ним рядом?..

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Премия "Алекс" / Alex Awards, 2000

лауреат
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2001 // Переводная книга НФ

лауреат
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, Ретроспектива - лучшее за 20 лет // Переводная книга НФ (США)

Номинации на премии:


номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 1999 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 5-е место

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2001 // Зарубежная книга (США)

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2001 // Научная фантастика (США)

номинант
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第32回 (2001) // Переводной роман

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (5)

Тень Эндера
2001 г.
Дети разума. Тень Эндера
2002 г.
Война Эндера
2003 г.
Игра Эндера. Тень Эндера. Голос Тех, Кого Нет
2003 г.
Тень Эндера
2015 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

По-прежнему некоторые идеи Карда меня очень раздражают. Автор явно любит историю, но вызывает недоумение его идея давать героям своих романов имена исторических персонажей. Улисс, Ахилл… Зачем это? С первого романа цикла этот тренд мозолил глаза: Локк, Демосфен… Интересно, сколько процентов читателей романа (один? три?) вообще помнят – кто это такие? А Гегемон, Полемарх… – автор серьезно думает, что этими древне-спартанскими терминами будут называть руководителей в будущем?

Сюжет книги построен вокруг некоего Боба, так сказать соратника Эндера, и события опять отбрасывают читателя во времена «Игры». Ну что можно сказать об этом? Иногда сюжет вроде бы захватывает, особенно злоключения Боба в Роттердаме, или его «исследования» вентиляционных систем Боевой Школы, и кажется вот-вот сейчас начнется… Многие авторы (и даже гораздо слабее Карда!) раскрутили бы интригу, держали бы читателя в напряжении до последней (по возможности) страницы, связали бы все нити повествования в один узел... Но Кард не таков, он не опустится до назойливой остросюжетности и примитивизма приключений! И в каждой последующей главе надежды на интригу тают, почти все разъясняется, раскрывается…

Под конец романа приходит понимание того, что это за литература. Это роман-фельетон! Не знаю, специально ли Кард выбрал такой жанр, или это бессознательные отголоски ранее прочитанных (возможно) им книг.

Очевидно, Кард – это явно «не мое», и комиксовый образ сестры Карлотты, этакого Джеймса Бонда в юбке, возможно у иного читателя вызовет восхищение. Но, то что действительно у меня вызывает отвращение, так это явная русофобская идеология, постепенно нарастающая к концу романа. Явно напрашивается заключение: бедные жукеры достойны сострадания, и слез и соплей, да и кто угодно заслуживает жалости, те же свинксы например, но только не русские!

Оценка: 3
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Взгляд на игру Эндера другими глазами, холодными и аналитическими. Мы видим Боевую школу под другим углом, мы видим немножко того мира, в котором все это происходит, и мы видим то, что было дальше, после окончания Игры и что в истории Эндера намечено только пунктиром.

Книга, конечно, в первую очередь предназначается для поклонников цикла, но в принципе может читаться как самостоятельное произведение

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Считается, что эта часть цикла больше похожа на «Игру Эндера», нежели прямые продолжения, так что за чтение я бралась с энтузиазмом. И как же жестоко разочаровалась!

Во-первых, в романе совершенно нет динамики. Он состоит преимущественно из многословных размышлений Боба, и только в последних главах появляется наконец атмосфера оригинальной книги.

Во-вторых, постоянное восхваление ума Боба и его невероятных способностей раздражало. Да, он генетически изменён и всё такое, но меру надо знать.

В-третьих, почти детективное расследование происхождения Боба, линия, интересная сама по себе, в контексте романа казалась абсолютно лишней.

И наконец, изобилие туалетной темы и вообще физиологических подробностей временами просто вызывало отвращение.

Поставила дополнительный балл только за раскрытие некоторой подноготной событий «Игры Эндера».

Оценка: 3
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я очень сильно люблю у Карда весь цикл про Эндера (собственно, это один из моих самых любимых фантастических циклов в принципе), но до Shadow Saga (вбоквеллный цикл) много лет не могла добраться, потому что когда я впервые читала «Игру Эндера», «Теней» в русском переводе еще не было, и я даже не подозревала об их существовании.

Как всегда с очень любимыми вещами, ко всяким сиквелам, фанфикам, вбоквеллам и прочим неканоническим текстам относишься очень скептически, подозревая, что они могут оказаться апокрифами, любимых героев и любимых тем там не будет и вообще все будет не то. Собственно, по этой причине я как-то не читаю у Карда ничего другого, боясь разочароваться в авторе. И вокруг «Саги Теней» тоже ходила очень долго, не зная, стоит к ней подступаться или нет. Особенно учитывая, что вся «Сага Эндера» и держится на самом Эндере — не только как персонаже, но как идее, некой совокупности личных качеств, отношения к себе, миру и другим, которая задает тон всем остальным героям и служит системой координат не только для них, но и для читательских оценок. «Что сделал бы Эндер» в данном случае приравнивается к «что будет правильным». Эндер в этом цикле является тем же, чем является фигура Христа в христианстве — всеобщей точкой отсчета. Все романы и линии повествования, даже те, в которые он напрямую не включен, проникнуты его присутствием.

В «Тени Эндера» самого Эндера при этом практически нет. И с самого начала нет этого «ощущения присутствия», которое дает другим персонажам в «Саге Эндера» странное чувство то ли причастности, то ли защищенности.

«Ender's Shadow» — это история мальчика из Роттердамских трущоб по имени Bean (Боб в русском переводе, что, имхо, довольно неудачно, потому что прикол именно в том, что у ребенка нет нормального человеческого имени, а только кличка, которая и звучит для других, как кличка). Мальчик выживает, вступает в детскую банду, а потом случайно попадает в Battle School и выживает уже в ней.

Bean изначально слишком отличается от остальных детей, и, поскольку он является единственным репортером (не считая полуанонимные переговоры верхушки Боевой школы, аналогично тому, как было у «Игре Эндера», отличается и сам текст, манера изложения. Кард идеально меняет свое письмо, приспособляя его к персонажу: в том, что видит, думает и описывает Bean, нет той мягкости, того вездесущего торжества гуманизма, что было во всех книгах про Эндера. Если во главе угла в «Ender's Saga» стоит гуманизм, то в случае Bean'а это интеллект. Ребенок развит интеллектуально (но не морально и не физически) не по годам в прямом смысле этого слова. Чуть позже из текста узнаешь, что он родился в результате некоего подпольного эксперимента по созданию интеллектуальных гениев, более того, с точки зрения именно интеллектуальных способностей в чистом виде он превосходит даже Эндера. Именно интеллект и позволил ему выжить на улице среди голодающих детских банд, а потом выбиться в первые ряды в Боевой школе — даже с учетом того, что в значительной части случаев именно интеллект служил препятствием для общения, построения социальных связей и прочих важных в этой жизни вещей.

Кард очень ловко ведет повествование — казалось бы, вся история, «страшная тайна» реальности войны с buggers уже известна из «Игры Эндера» — точно так же, как известна история противостояния Эндера с Bonzo Madrid, подбор команды для Эндера и тд. В «Игре Эндера» основная прелесть состояла именно в сюжете, в неизвестности следующего шага. В «Тени Эндера» все уже ясно и определено, но текст все равно каким-то магическим образом держит в напряжении ничуть не меньшем. Отчасти, конечно, потому, что Bean оценивает людей и события совершенно по-другому — с точки зрения более расчета, чем «чувства». Даже его, скажем так, социальные действия, взаимодействие с окружающими основаны на расчетах, а не на эмоциях — конечно, они на расчетах основаны у многих, но Bean, в отличие от остальных людей, очень четко это осознает. И весь роман продолжается забавная параллель: Bean'а все сравнивают с Эндером, причем Эндер о нем знать не знает, а Bean становится Эндером буквально одержим — в том именно плане, в котором люди бывают одержимы только своей первой большой любовью.

«He understood what this feeling was, welling up in him, filling his throat, making tears stand out in his eyes, making his face burn, forcing a gasp, a silent sob. He bit on his lip, trying to let pain force the emotion away. It didn't help. Ender was gone.

Now that he knew what the feeling was, he could control it. He lay down on the bunk and went into the relaxing routine until the need to cry had passed. Ender had taken his hand to say good-bye. Ender had said, «I hope he recognizes what you're worth.» Bean didn't really have anything left to prove. He'd do his best with Rabbit Army because maybe at some point in the future, when Ender was at the bridge of the flagship of the human fleet, Bean might have some role to play, some way to help. Some stunt that Ender might need him to pull to dazzle the Buggers. So he'd please the teachers, impress the hell out of them, so that they would keep opening doors for him, until one day a door would open and his friend Ender would be on the other side of it, and he could be in Ender's army once again.»

В итоге Bean следует за Эндером по пятам, на полшага сзади — и в прямом, и в переносном смысле этого слова. В итоге всех размышлений о людях и их взаимодействии мальчик приходит к логическому выводу, что Эндер действительно единственный, кто способен выиграть войну с жукерами, и поэтому задача остальных — создать Эндеру наилучшие для того условия. И если все остальные дети шли за Эндером просто по велению сердца, то Bean единственный нашел себе логическое оправдание — которое по сути, разумеется, было только прикрытием для того же веления сердца. Это очень тягостное и очень достоверное изображение странного чувства, которое представляет нечто среднее между любовью, уважением и идолопоклонничеством — когда ты тянешься к кому-то, при этом четко осознавая, что никогда-никогда не будешь ему ровней, даже если вылезешь из шкуры и формально превзойдешь его во всем. У тебя может быть своя, совершенно отдельная от этого человека жизнь, но у нее всегда будет двойное дно. Кард удивительно изящно и наглядно это показал — не знаю, сможет ли опознать такую ситуацию человек, с которым такого не случалось. У меня был подобный опыт в юности, и по эмоциональному фону это очень похоже на рассказанную Кардом историю. Bean по сути выведен в качестве противоположности Эндеру — но это как раз та противоположность, что притягивается; до встречи с Эндером он никогда не чувствовал за собой никакой ущербности, но, напротив, превосходство, и только после осознал, что Эндер обладает чем-то, чего нет у него и остальных, и именно за счет этого притягивает людей. Смутно подозреваю, что, возможно, непродолжительное общение с Эндером что-то изменили в характере Bean'а, и это будет видно в следующих книгах.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как говорится, давненько мы не брали в руки шашек!) Сердечно всех приветствую, дорогие лаборанты! Наконец, по прошествии года, я вновь взялся за чтение. Теперь хочу поделиться с вами впечатлением о второй части саги об Эндере.

Первое, что бросается в глаза: Кард повзрослел. Повзрослел в первую очередь над самим собой, да и читателя (аудиторию) начал воспринимать как сформировавшихся взрослых людей. Действительно, 15-летний перерыв между историями чувствуется буквально в самом начале. Повествование стало более жестким и мрачным. Таким, знаете, безжалостным, что ли... Вот такой проработки характера я ждал в первой книге! Но, как я писал в той рецензии, ее там не было. Здесь же я вполне удовлетворен раскрытием характеров всех нужных участников — никто не ушел обиженным. Это же касается и внимания, уделенного прочим персонажам. Хотя повествование вновь завязано вокруг центрального персонажа, все же иногда акценты немного смещаются и на других, заслуживающих внимания личностей, а также детали, дополняющие те или иные события.

Произведение более взрослое и рассчитано, в отличие от оригинала, на более взрослую аудиторию (первая часть, как по мне, придется впору средне-старшему школьному возрасту). Поднимаются моральные дилеммы и мучения, осознание последствий собственных действий и терзания персонажей. Читается книга уже несколько более тягуче нежели предыдущая, но всё же без видимых затяжек. К сожалению, это всего лишь параллельная линия сюжета, которым мы уже знаем (разумеется, если читали оригинал). А значит, кульминация и развязка известны заранее, что не может не сказаться на общем интересе и интриге. Как дополнение данное произведение отлично вписывается в канву и проясняет некоторые детали, неизвестные в первой части. Но как самостоятельное произведение или замена оригиналу, по моему мнению, уступает ему, несмотря на свой более взрослый и серьезный лад. Каждый, конечно, решит это для себя...

Напоследок отмечу, что если оригинал понравился, то «Тень» практически обязательна к прочтению. Если же «Игра Эндера» оставила вас более-менее равнодушными, рекомендую отправится прямиком к условной третьей части, благо она с «Тенью Эндера» не связана никак. В то же время ей я отдаю почетное первое место из данного цикла, но об этом — в другом отзыве!)

Спасибо за внимание.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ничего нового к «Игре Эндера» не добавляет. Тот же роман , но взгляд другого героя. Но как написан!!Сильнейший психологический роман. Здесь да и в «Игре Эндера» Кард пишет гениально. Ставлю его на один уровень с Достоевским Фёдором Михайловичем. Наверно, если бы не фантастический сюжет, получил бы Кард Нобелевскую премию в области литературы за весь цикл романов об Эндере Виггине.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Оценку поставить не могу в силу того, что произведение вызвало неоднозначные чувства. С одной стороны, оно, как минимум, интересно, поскольку расширяет полюбившуюся в «Игре Эндера» вселенную, позволяет взглянуть на неё с иной точки зрения. С другой стороны, именно это углубление, расширение, иная точка зрения сделали «Тень Эндера» глупее, а в иных местах просто противоречащей тому, что было изложено в исходном романе.

Кроме того, Кард больше времени уделил изложению своих политических взглядов. Мало сказать, что они вздорны и выдают зашоренность автора, это полноценное представление об иудоанглосаксонском воспитании, где Гитлер — необходимое зло и свой человек. В «Игре Эндера» также вылазит из всех щелей псевдогуманизма эти цивилизационные особенности «наших западных друзей», со рвением творящих культы

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
мёртвым
жукерам, да что там вылазит – прямо проговариваются главным героем и его сестрой ака самыми положительными персонажами. Но при меньшем количестве народа, при отсутствии детективных интриг и мылосериальщины
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
в виде генетических экспериментов, разлучённых родственников и неожиданным их приобретением
«Игра» захватывает намного больше за счёт верно расставленных акцентов в раскрытии характеров героев и обозначении выбора, стоящего перед ними.

Понятно, что Карду пришлось потрудиться, чтобы уместить новую историю в прокрустово ложе ранее выданной версии событий, но результат сделан топорно:

— несостыковки «Тени» с изложенными в «Игре» событиями (имеются ввиду именно события, а не восприятие этих событий теми или иными героями) пусть по мелочи, но накапливаясь, дают скептическое отношение к повествованию, ставят один из заслонов на пути к сопереживанию;

— концентрация истории на малоприятном персонаже. Безусловно, Боба жалко на улицах Роттердама, жалко, как любого ребёнка, оказавшегося в таких условиях. Но в дальнейшем, когда повествование перемещается в боевую школу, сопереживать ему получается с трудом. Это даже не история, «рассказанная» деревянным мальчиком, мечтающим стать настоящим, а скорее персонаж, лишённый эмоций изначально, но при постепенном эмоциональном взрослении выбравший в качестве главной эмоции обожание/поклонение/подражание/зависть и пр. своему кумиру, ставшему центром его вселенной. И это служение идолу неприятно. Причём во всех ракурсах: и когда Боб держится на расстоянии, анализируя, как стать лучше всепризнанного гения, и когда идёт постепенное сближение. Может быть яснее всего, по крайней мере, эмоционально ущербность мышления Боба видна при сравнении образа командующего армией Кроликов в восприятии тени и центра её вселенной: насколько интересно читать, как Эндер учится у Карби достоинству, настолько же отталкивающе звучит «похвала верный вассал» из уст Боба.

То есть сперва жалко, потом раздражает отсутствием обычных человеческих эмоций, вздорными размышлениями и суждениями (например, «бегство от контроля» со стороны руководства – это по сути та же самая зависимость от него, чего не может не понимать такой умный человек, каким желает представить Боба автор при всех его скидках на нехватку Бобу опыта), а затем равнодушно воспринимаешь эволюцию Боба к смирению и пониманию;

— постоянное сюсюканье и не то что разжёвывание, а даже пережёвывание того, что уже было в «Игре» или вообще там отсутствовало за ненадобностью, а здесь долго и нудно «анализируется» Бобом или выпячивается другими персонажами в стремлении доказать гениальность Боба и объяснить, почему эту феноменальную гениальность не было видно в «Игре»;

— всё это не только не вяжется с образом живого и умного Боба из первой книги, но до кучи ещё имеется оглупление остальных героев, уже знакомых по «Игре»: и Эндера, и Граффа, и Петры, и Динка и т.д. – через сюсюканья, разжёвыванья, несостыковки, надумывание проблем там, где их не было.

Таким образом, книга любопытна, даёт массу материала для размышлений и возможность оценить, насколько при всей занудности и несбалансированности в отдельных местах исходный роман хорош своей недосказанностью, сдержанностью, тонкостью в подаче героев, чего «Тень Эндера» лишена начисто, являясь неудачной попыткой Карда раскрыть персонажа по принципу затычка в каждой бочке или наш пострел везде успел, только главный приз не взял, чтоб не ломать игру Эндера по чисто семейным обстоятельствам.

А послевкусие от книги такое: да, мир не стоит слезинки ребёнка на улицах Роттердама, но стоит слёз, например, в боевой школе, поскольку мир нуждается в системах, делающих из людей людей, а не безвольных потреблятей, много знающих о своих правах, но не задумывающихся о своих обязанностях трудиться, нести ответственность, защищать Родину.

Оценка: нет
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ощущение от сего произведения: обманули! А уж какое было предисловие... объясните мне, невежде, если речь идет о будущем гениальном полководце — в чем выражается его гениальность? Хотя бы намекните... какие-то ворота, невнятные баллы, армии, звезды, боевые залы... крестики-нолики трехмерные... ибо не надо писать о военных людях «штафирке»... Если уж взялся — перечитай для начала Хайнлайна. Он, кстати, и не скрывал своего отношения к военным, ибо сам таким был (офицер ВМФ, если мне википедия не врет). Единственный персонаж, который мне пришелся по душе — сестра Карлотта. Мне показалось, что персонаж списан с натуры, а прочие высосаны, мягко говоря, из пальца. Зря потратил время... а все от того, что почитал тутошный отзыв!

Оценка: 3
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Они не дети . Слишком уникальны. И в тоже время дети. Слишком чувственны, только умеют хорошо прятать свои чувства. Жизнь научила, окружающий мир научил.

Параллельный роман к роману « Игра Эндера». Он дополняет его, делает более объемным и богатым на переживания, на чувства. Книга о Бобе. О маленьком мальчике, который выглядит на два года, считает, что ему четыре, думает, как очень умный взрослый , а чувствует , как Божье Создание. О Бобе, которого на улицах Роттердама среди беспризорников разыскала сестра Карлотта. Уникальный мальчик. Нужен был для спасения своего мира и гибели другого мира. Он будет другом Эндеру. Он такой на самом деле настоящий.

Уж я очень редко ( не помню даже такого) плачу над книгами из жанра научной фантастики. А тут растрогалась в конце книги. Финальная сцена просто запала в сердце. Боб в ней ( в этой сцене)- ребенок , настоящий ребенок , который счастлив быть в семье, быть любимым, иметь возможность самому любить. Ему так тяжко давалась его короткая жизнь, которая была просто борьбой за выживание. И это обретение наконец делало его жизнь полнокровной, цветной и радужной, просто счастливой.

Я желаю Бобу счастья , земного , человеческого , простого! Это все нужно даже гениям . Ага, гении не меньше других, а может и больше хотят любить и быть любимыми.

Для меня это книга о справедливости , об огромной силе воли, а еще она об огромном, тяжелейшем бремени, которое выпадает на человеческую долю — Знании. Такое бремя нес Боб , внешне маленький мальчик с Большим умом и Огромным Сердцем. Книга в любимых.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наивный читатель воспримет «Тень Эндера», как пересказ событий из «Игры Эндера» в альтернативном ракурсе. Хотя в такой интерпретации и есть доля истины — действие романа и правда разворачивается на фоне знакомого сюжета — главная идея романа всё же позаимствована у Александра Грибоедова и им же наиметчайше сформулирована: «горе от ума». Малыш Бин (Боб) — вовсе не тень Эндрю Виггина из названия, а прячущийся в тени Эндера аватар Александра Чацкого.

Подобно Чацкому, малыш Бин знает лучше окружающих — беспризорников, курсантов, преподавателей — как следует жить. Но если Чацкий активно критикует нравственные недостатки консервативного общества, Бин изучает своё окружение, но держит своё мнение о нём при себе, с целью использовать собранное знание для собственного максимально эффективного функционирования. Но и общество будущего далеко ушло от московского высшего света 19го века: распознаёт гений Бина и использует его в своих меркантильных интересах.

В то время как Грибоедов изображает Чацкого чуть умнее окружающей его московской знати (да и много ли надо ума, чтобы бубнить в противовес фамусовым вольтерщину, вольнодумщину и либеральные идейки подхваченные в европах?), Орсон Кард берётся за неподсильный, казалось бы, труд создания персонажа, который в силу генетических причин оказывается умнее всего человечества, а следовательно и собственного творца. Но, даже без генетической модификации, Кард — не прост, и находит выход: Бину четыре года, а он уже заставляет автора максимально напрягать воображение, сочиняя ему поведение. А уж экстраполяцию интеллекта Бина в будущее автор возлагает на плечи и усмотрение читателя.

В мире Эндера ум и горе — неразлучны. Создав вундеркинда-уберменьша Бина, Кард тут же пророчит персонажу печальный исход: безостановочный рост мозга и системы его жизнеобеспечения — остального тела, будто интеллект — сродни раку. Контраст между нынешним крохотным размером юного Бина и его грядущим гигантизмом придаёт его генетически-предопределённой судьбе высшую степень трагизма, достойную греческой драмы. И греческой она оказывается на поверку, вплоть до собственно греков, нераспознанных до поры до времени близких родственников, Ахилла с Демосфеном и неотъемлимой в классической трагедии ошибки благородного персонажа. То же раннее развитие, что позволяет Карду набросать суперинтеллект Бина, добавляет персонажу горестей, постоянно сталкивая его со старшими по возрасту и месту в человеческой иерархии, более развитыми физически, но уступающими ему интеллектом людьми: непонимающими, завидующими, а то и вовсе объявляющими его «нечеловеком» за какую-то статистически незначительную разницу в генотипах («Вы слышали об нём?... он сумасшедший»).

Излишек ума мешает и Антону — «закодированному» ученому, открывшему генетический ключ к суперинтеллекту: само кощунственное знание о возможности улучшить данный человеку природой генотип становится его пыткой и казнью. В рамках сюжета Антона закодировали спецслужбы, но в конечном счёте первопричиной его мучений является прихоть автора, будто мстящего человеку за стремление к совершенствованию лучшего из возможных миров.

Но умники — не единственные, кому достаётся в тени Эндера: незавидна здесь и участь девочки-женщины-старушки. Уже на первых страницах читатель сталкивается с жестокими юными проститутками. Предводительница шайки беспризорников — едва её жизнь начинает описывать Кард — теряет своё положение в уличной иерархии, послушав было совета Бина, но исполнив его на собственный лад; а позже падает жертвой Ахилла, едва его поцеловав. Сожительница уборщика-имигранта Пабло, спасшего было Бина, вынуждает малыша покинуть потенциальный приёмный дом. Сестра Эндера скрывается в сети за мужским псевдонимом — с чего бы это? Сильные же женские персонажи — Сестра Карлотта, Петра — зияют редкими островками в океане мускулинности: мир Эндера — «это мужской мир», в первую очередь.

Однако, было бы совершенно безответственно напрочь забыть об «Игре Эндера». В сочетании с «Игрой», «Тень» заставляет читателя переосмыслить роль личности в истории. Первый роман взвалил крест спасения человечества на Эндрю Виггина: не найди его вовремя Международный Флот, не разбуди врождённый стратегический талант, не закали хрупкую детскую психику — вряд ли землянам удалось бы победить жукеров. Или всё таки удалось бы? Пересказ знакомых событий с перспективы Бина подчеркивает комплексный характер победы: да, Эндер оказался старшим тренером и главным стратегом победоносной команды, но и роль Бина — как за кулисами, так и на сцене — не менее важна, а по индукции — роль каждого участника событий. Как и Эндер, Бин — человек особенный, экстраординарный, но эта его экстраординарность — в равной мере продукт истории, как и творящий историю фактор. И копни автор поглубже в жизнь любого другого персонажа, у каждого нашлась бы уникальная особенность — не ген, так какой-нибудь навык или черта характера — сыгравшая свою роль в формировании истории именно так, а не иначе; и не случись у Международного Флота под рукой Эндера, Бина, Петры — любому нашлась бы замена. Повторение сюжета здесь символизирует предопределенность судьбы и напоминает: история разворачивается согласно своим законам, а персонажи лишь ищут себе в ней место. И чем бы Бин не мотивировал своё поведение, чем бы он тайком не занимался, ему не изменить исхода войны, известного читателю заранее.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Возмутительный наглый обман. Я, конечнО, полагал, что эта книга будет перекликаться с «Игрой Эндера», но чтобы она настолько повторяла её?! Впервые я с таким в своей жизни столкнулся. Ну и объём — ладно бы Это было рассказом, но романом?..

За беспардонное впаривание тех же щей под видом другой книги — ставлю единицу.

Если читали «Игру Эндера» — эту книгу не читайте вообще, она не добавит к первой НИ-ЧЕ-ГО.

Резюме — НЕ ЧИТАТЬ.

Оценка: 1
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я думал, что автор уже не сумеет меня чем либо удивить после «Игры Эндера», но все оказалось до простого наоборот. Данный роман позволяет нам заглянуть на кухню первого романа и переосмыслить многие события совсем с другой точки зрения. Это, как в жизни, когда за красочной упаковкой скрывается гнилая сердцевина. Оригинальный сюжет, уникальный и тонко прописанный герой, реалистичные поступки, захватывающее повествование, все это позволяет выделить данное произведение в список особо значимых и с полной уверенностью в своей правоте рекомендовать к прочтению другим. Мне понравилось, даже очень.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Удивительная калька с точностью до эпизодов. Но в отличие от изначального романа с более цельным главным героем, каждые действия которого осмысленны и ведут к некоторой цели. Даже громогласные стенания Эндера из первой книги здесь заменены на более аккуратное чувство отчуждения и непонимания простых человеческих эмоций. С моей точки зрения, Боб куда более органично не понимает, что значит кого-либо обнять и довериться, чем Эндер не хочет быть похожим на своего брата.

Еще эта книга заканчивается вовремя — именно там, где должна закончится — не раньше и не позже. Что тоже хорошо. Даже отрицательный персонаж тут встречается чаще, прописан тоньше и действует коварней, чем в первой книге.

Общая глупость и надуманность происходящего никуда не делась, неясные мотивы игры и смысл действий командования — тоже. Конечно, глядя на сюжет, сие есть не более чем халтура по вытрясанию денег, основанная на старом багаже. Но мастерства у автора прибавилось, потому халтура в отрыве от оригинала очень даже ничего.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Еще одна книга, о которой даже и не знаю, что и думать.

С одной стороны, этот роман практически является римейком «Игры Эндера». Хоть и придумал автор хитроумный термин «роман-параллакс», но, тем не менее, перед нами те же события глазами другого персонажа. То есть сюжет повторяется полностью. Что, понятно, совсем не есть хорошо. С другой стороны, «Тень…» отличается от «Игры…» очень сильно. Принципиальное различие между книгами – в подаче одного и того же сюжета. В данном романе больше психологизма, чем в его предшественнике – и это очевидный шаг, поскольку подробные описания тренировок надоели еще тогда. Прошедшие между романами четырнадцать лет хорошо ощущаются – в «Тени Эндера» нет того композиционного дисбаланса, который чувствовался в первом томе саги, где наблюдались постоянные метания между подростковым «приключаловом» и серьезным политическим триллером. Здесь все четко – история Боевой школы и Эндера глазами Боба, в обрамлении диалогов второстепенных персонажей, разбавленная расследованиями тайны личности главного героя. Нет ни резких хронологических перескоков, ни «невыстреливших ружей».

Боб – очень похож на Эндера, и в то же время, во многом – его полная противоположность. Иногда кажется, что он полностью лишен эмоций – настолько он расчетлив; личность Боба представляет собой парадоксальный сплав хитрости и благородства. Иными словами, он почти идеальный командир, и только случайность не позволяет ему занять место Эндера – о чем он совершенно не жалеет. Ведь в отличие от Эндера он с первых мгновений сознательной жизни вступил в ожесточенную борьбу за выживание – и тщеславие в этой борьбе является лишь помехой. Его власть – это тайная власть. Боб легко отсекает ненужные цели и мнимые ценности, проявляя хладнокровие, несвойственное не то что ребенку, но и большинству взрослых.

Любопытно наблюдать, как сильнейшее стремление к выживанию постепенно отходит для Боба на второй план, уступая место чувству ответственности за окружающих. Боб принимает Эндера за идеал, к которому необходимо стремиться, если хочешь прожить жизнь во имя человечества. Но постепенно он возвращается к своим методам, поняв две вещи – стать вторым Эндером не получится, и у Эндера так же есть свои личностные проблемы и недостатки.

Антиподом Эндера становится Ахилл. Его жажда выживания любой ценой со временем только усиливается, перерождаясь в паталогическое стремление к власти и насилию. Весь мир Ахилла крутится округ него самого, и все являются для него или врагами, или расходным материалом. Ахилл становится личным кошмаром Боба, олицетворением эгоизма, лжи и предательства. Впрочем, слово «кошмар» применительно к психике Боба условно: он более руководствуется разумом, нежели инстинктами и хладнокровно устраняет угрозу, в то время, как его человеческое «я» в глубине него души корчится от ужаса. Образ Ахилла образует двойную антитезу – с одной стороны, он, как одноименный персонаж древнегреческого мифа, олицетворяет безудержный гнев и неконтролируемую жажду мести (и не случайно он убивает хулигана по кличке Улисс – другого мифологического персонажа, чьим эпитетом было «многоумный», персонажа, никогда не шедшего напролом). Вдобавок, Ахилл наделен определенными чертами демонизма – он хром на одну ногу, и как Сатана, восстает против своих «создателей» (в данном случае – людей, которые подобрали его с улицы и устроили в Боевую школу); и явно противопоставлен Эндеру, который в предыдущих романах не раз сравнивается с Иисусом. В любом случае, образ подростка-маньяка, безусловно, большая удача автора – следить за извращенной логикой этого персонажа – поистине пугающий аттракцион.

Неудивительно, что автору стал интересен именно такой герой – преждевременно повзрослевший, потрепанный жизнью, интеллектуально и эмоционально зрелый, в отличие от ранимого и немного инфантильного Эндера. Несмотря, на то, что у Карда получилось выполнить поставленную задачу — а он намеревался написать не заумный, не перегруженный философией, динамичный роман, непохожий на прямые продолжения «Игры…» — так вот, несмотря на это, «Тень Эндера» стала глубоко психологичным произведением, практически триллером, и за мыслями и чувствами героев следить не менее интересно, чем за их поступками.

Единственная, но крайне серьезная проблема этого произведения – использование все того же, четырнадцатилетней давности, сюжета. Из-за этого солидный кусок (примерно две трети книги), от поступления Боба в Боевую школу и до перевода Эндера в Командную, было очень скучно читать. И если бы не расследования сестры Карлотты – было бы еще скучнее. Именно вторичность сюжета превращает динамичный и живой роман в снотворное.

Достоинства произведения:

убедительный психологизм и проработка характеров;

интересный главный герой;

гармоничная композиция;

частично – интересный сюжет.

Недостатки:

по сути – на две трети римейк «Игры Эндера» с небольшими вариациями.

Итог: история Боба не менее интересна, чем история Эндера. Между ними мало общего – один вырос в трущобах послевоенного города, другого растили, как единственную надежду человечества. Эндер боялся не стать лучшим – Боб всего лишь хотел выжить и доказать свое право называться человеком. Боб действительно «тень» — в нем сосредоточена боль поколения, выросшего на руинах разрушенного жукерами городов, он появился на свет, будучи обреченным на уничтожение, и выжил, увидев к пяти годам больше зла и жестокости, чем некоторые люди видят за долгую жизнь. Но как бы темна ни была его жизнь, и как бы не было его стремление оставаться в тени и быть тенью – он уже стал Тенью Эндера. А тени всегда повторяют тех, кому принадлежат.

Все же ставлю более низкую оценку, чем первому роману — слишком уж автор эксплуатирует старый удачный сюжет. Хотя в остальном «Тень…» не уступает «Игре…», а в чем-то даже превосходит.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неплохо написано, если не сравнивать произведение с этими самыми... Ну, теми... Двумя, которые... А так, вполне себе бодро читающаяся серия Эндериады. Радует возможность взглянуть на события с другой точки зрения. Но так ли уж это было необходимо? Видимо автор решил что да, хотя тут можно спорить. Иногда надо уметь остановиться и это хорошо иллюстрирует следующая Тень Гегемона. Даже не обязательно форсировать развитие событий в исторической перспективе. Всегда есть возможность показать учёбу Виггина с точки зрения всех членов его армии по очереди. И даже с точки зрения каждого из преподавателей и обслуживающего персонала станции. А это уже добрый задел на будущее.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх