FantLab ru

Баррингтон Бейли «Дзен-пушка»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.71
Голосов:
17
Моя оценка:
-

подробнее

Дзен-пушка

The Zen Gun

Роман, год

Аннотация:

Адмирал военно-космического флота Империи Человека Арчер готовится отметить свой двадцать первый день рождения взысканием накопившихся задолженностей с клептократов захолустной планетенки. Как не посочувствовать бедолаге, в чьем подчинении больше животных, чем людей, больше детей, чем взрослых, больше латаных-перелатаных кораблей, чем исправных, больше роботов-забастовщиков, чем боевых киборгов — а на горизонте событий проявилось оружие, способное уничтожить Галактику?

Награды и премии:


лауреат
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第16回 (1985) // Переводной роман

Номинации на премии:


номинант
Премия Филипа К. Дика / Philip K. Dick Award, 1984 // Лучшая НФ-книга в США

Похожие произведения:

 

 



Самиздат и фэнзины:

Дзен-пушка
2017 г.

Издания на иностранных языках:

The Zen Gun
1983 г.
(английский)
禅 銃 (The Zen Gun)
1984 г.
(японский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Неожиданное произведение , прямо скажем, и привлекательное, а в некотором роде даже философское с научно-исследовательским уклоном. Для знакомства с Бэйли роман можно назвать удачным и даже зачетным. Ведь он, действительно, пытался не только удержать лихой ударный сюжет с элементами легких эротических намеков ( на самом деле, здесь всё прилично, и Бэйли в «Фармеровские» дебри не углублялся! ), но вкрапления твердой научной фантастики придали роману своеобразной пикантности. Хотя эти «лекционные» нотации звучали , на мой взгляд, несколько заунывно, и тормозили сюжет ; хуже всего, что россыпь «диких» научных терминов простого читателя должны повергнуть в ступор или вообще в здоровый сон. Термины, к сожалению, очень специфичны и на ура пойдут только «лбастым» паренькам, витающих где-то в физико-математических материях. Но и для читателей попроще Бэйли тоже составил великолепную разносортицу: и Вам тут звездные войны с имперцами и повстанцами, и космические пираты, и тема очеловеченных зверей ( прям отголоски «доктора Моро» Уэллса и трилогии Свонна), и японские воины-одиночки «косё» упомянуты, и дети-адмиралы, и роботы-забастовщики, развернута тема фито-двигателя и перемещения в космосе и пространстве... Фантазия Бэйли разыгралась не на шутку , когда он описывал «дзен-пушку» — там вообще народный японский фольклор вышел наружу.

Можно рассматривать данную книгу, как сатиру на всю собранную вместе современную литературу, ибо всего здесь много, но все же присутствие коренных и глобальных идей и вещей, заставляет на все взглянуть с другого ракурса, и призадуматься о Человеке и его будущем, в которое он стремительно падает , даже не осознавая , насколько скоротечно время...

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сокращенная версия http://bit.ly/2j70O8w

Из британских авторов, сформировавших Новую Волну как направление сперва внутрижанровое, а затем синкретическое, Бэйли известен в Рунете хуже всего, хотя в начале 2000-х переведена и издана в серии “Координаты чудес” целая стопка его романов, включая две хронооперы, которые я без раздумий занесу в топ-10 за историю субжанра путешествий во времени. Причины этого, возможно, кроются в той же области, что и крайняя популярность Бэйли в… Японии, где он получил чуть ли не больше премий Сэйун за лучший переводной роман НФ, чем все остальные британские фантасты его поколения вместе взятые: для творчества Бэйли характерны довольно картонные, так и хочется сказать, комиксово-анимешные персонажи, которые служат только вспомогательными инструментами в исследовании и спецификации неизменно оригинального, внециклового сеттинга, чуть ли не единственной общей чертой которого с другими романами автора обычно выступает сцена распадающейся Империи, галактической или, как в «Падении Хронополиса», межвременной.

Данный роман, также удостоенный премии Сэйун, занимает особое место не только в творчестве Бэйли, но и во всей Новой Волне, ибо служит одним из самых важных переходных звеньев от нее через анабиоз НФ конца 1970-х и начала 1980-х к киберпанку и новой космоопере. При этом книга, как и последовательно демонстрирующее похожие, вплоть до титульного макгаффина, свойства «Устройство с Центавра», за истекшие годы хотя и порядком забыта даже в англосфере, но по объективным показателям совершенно не устарела, даром что кажется временами пародией не то на «Культуру» Бэнкса, не то на «Войну за Возвышение» Брина, не то на «Игру Эндера» Карда. А ведь все эти работы написаны заметно позже, поэтому если Бэйли на кого и опирался, так это на противостояние Тэтчер с профсоюзами и вторжение Наполеонов из палаты № 6 на Скотный двор.

Кстати сказать, действие «Дзен-пушки» происходит не в нашей Вселенной,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
но в альтернативной, где гравитация работает не по принципу притяжения между телами, а в режиме отталкивания, и кажущееся гравитационное взаимодействие является попросту эффектом экранирования.
В классификаторе это обстоятельство отразить не удалось.

На указанном допущении Бэйли соорудил весьма изящную и провокационную концепцию мироздания — и, что самое странное, пришел к результатам, отчасти напоминающим

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
сформулированную в 2010 г. энтропийную теорию гравитации Эрика Верлинде.
Впрочем, современных космологических результатов вроде ускоренного расширения Вселенной она не предсказывает.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень неплохой роман, но, увы, с разбалансированным сюжетом. Более ранние вещи автора были динамичными приключенческими триллерами с эпизодическим уклоном в боевик, то есть имели нормальную внутрижанровую балансировку, так сказать. В «Дзен-пушке» же Бейли шагнул немного дальше, и это у него получилось немного криво: среди нединамичного, напичканного забавными идеями текста в стиле стерлинговской «Схизматрицы» вдруг проявляются элементы боевика, и всё это — увы и ах! — на фоне стандартной для фантастов гигантомании (если что-то кому-то и угрожает, то всей Вселенной сразу, а не конкретному человеку или хотя бы планете). Лично меня такие странные склейки немного расстроили, поскольку эти сюжетные вставки не всегда выглядели гармонично. То же самое касается и научно-технических идей и концепций придуманного автором мироустройства, изредка транслируемых автором через многостраничные лекции внутри книги — они смотрятся несколько занудно среди незанудного текста. Однако все эти недостатки с лихвой окупаются антуражем и атрибутами: людей в Империи осталось мало, в армию в основном идут разумные животные (включая уменьшенных слонов и увеличенных мышей), дети уже к семи годам становятся взрослыми и могут командовать кораблями, обиженные роботы бастуют и не хотят работать и т.д., и т.п. В общем, книга неплохая, но, допустим, «Падение Хронополиса» мне понравилось больше, поскольку оно более сбалансированное. Однако если бы из «Дзен-пушки» убрать вышеописанные минусы, то это была бы НФ-сатира очень высокого уровня, этакая смесь «Скотного двора» и «Схизматрицы». А так, в отдельных местах получилось нечто вроде голливудских блокбастеров типа «Прометея» или экранизаций Дика, когда истории, имеющие вполне неплохой потенциал, оказываются испохабленными каким-то универсализирующим подходом ради охвата более широкой целевой аудитории...

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх