Грант Моррисон, Дэйв Маккин «Бэтмен: Лечебница Аркхем. Дом скорби на скорбной земле»
В 1920 году доктор Амадей Аркхем сделал из своего поместья лечебницу. Много лет в неё сажали самых ужасных душевнобольных преступников, и теперь это место превратилось в один большой мозг, наполненный безумными кошмарами и мрачными тенями прошлого. А когда Джокер, пожалуй, самый неизлечимый из сумасшедших, устроил в этом месте бунт, на помощь как всегда явился он — Бэтмен, герой, ежедневно борющийся со злом Готэма.
И здесь Тёмному Рыцарю придётся столкнуться с самыми страшными кошмарами в его жизни.
Входит в:
— цикл «Вселенная Бэтмена» > Графические произведения > Бэтмен > Одиночные выпуски и Графические романы
Награды и премии:
лауреат |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2013 // Книги — Лучший комикс года на русском языке |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Alekcks, 17 ноября 2021 г.
После прочтения, ощущения ,что по телеку пять раз подряд, посмотрел «сказку сказок» Юрия Норштейна, а вместо рекламы показывали белый шум.....
Правда ещё перед этим, прочел « Клоун в полуночи», Моррисона и Ван Флита....
Ps: в старом, бабушкином доме, на чердаке, заросшем паутиной, зашевелился маятник старинных часов.......
Синяя мышь, 24 марта 2014 г.
Как лучше выразить безумие? Точным подбором слов, растворив его в сюжете, или точным подбором красок, сконцентрировав его на плоскости?
А что, если объединить оба способа, как объединили свои усилия писатель Моррисон и знакомый нам по обложкам «Сэндмена» художник Маккин?
Я открываю обложку, и…
Эй, что вы делаете? Я всего лишь читаю комикс про Бэтмена, того самого красавца-миллионера, которому так идет черный плащ, трагедия в прошлом, решительно выпяченный подбородок и кадры на фоне ночного неба!
Я просто пытаюсь следить за сюжетом, в котором Бэтмен отправился в лечебницу Аркхем, чтобы выручить заложников! Конечно, там его ждет толпа безумных суперзлодеев во главе с Джокером, и они вряд ли захотят поблагодарить Бэтмена за то, что он поместил их за такое удобное для хранения сухое, темное и прохладное место. Конечно, сама лечебница Аркхем – это «головоломка из камня и дерева, которую лучше не решать». Но, ребята, это ведь просто готический антураж с классическим «ужасом прошлого, навеки запечатленным в стенах» — историей о блестящем психиатре Амадее Аркхеме, чья мать сошла с ума и умерла в том самом доме, из которого он решил сделать лечебницу. О да, Аркхем руководствовался самыми благими намерениями, и как бы он мог узнать, что спустя несколько лет после открытия лечебницы будет беседовать в ней с маньяком, который зверски убил его жену и дочь? А потом превратится из главврача в пациента и умрет в стенах этого проклятого дома…
Тогда почему обломки моего разума летят рядом, подвешенные в невесомости падения в черный туннель истории Аркхема, и почему они совершенно бесполезны – хватайся не хватайся, а опоры не будет?
Может быть, потому, что нормальному миру супергероев принадлежит, да и то довольно условно, начало истории про лечебницу Аркхем и ее финал.
Бэтмен еще в том самом условно разумном начале признается комиссару Гордону, что боится идти в лечебницу. Он боится не Джокера, не Двуликого, не Страшилу и не Доктора Судьбу, которые нетерпеливо ждут его там, чтобы начать вечеринку – он боится самого сумасшествия. Боится, что, когда за ним закроется дверь лечебницы, он почувствует себя как дома. То есть – боится самого себя.
И, согласно неумолимым законам сюжета, — который все же по-своему логичен, — встречаясь с противниками прошлого, главное сражение он будет вести с самим собой.
А безумие благодаря таланту художника превращается из щекочущего нервы фона в саму сердцевину сюжета.
После финала самой истории остается еще две трети книги. Как и в геймановской «Стране снов», вторая треть — это сценарий комикса, а третья – примечания от издателей. Но, если в «Стране снов» эти две трети проходили в разряде необязательных приятностей, то в «Лечебнице Аркхем» сценарий становится ключом к сюжету.
Сколько намеков, аллюзий, парафраз вложено в сюжет, и какой мастерский сеанс психоанализа Бэтмена! В этом усилии втиснуть в книгу, как в чемодан перед поездкой, как можно больше смыслов и сведений и еще придавить сверху крышку, есть обаятельное литературное хулиганство, которое постфактум немного смягчает общий тон повествования.
А читать примечания совершенно обязательно, чтобы знать то же самое, что знал автор, создавая свой сюжет, который вырос не на пустом месте, а на довольно-таки тесно застроенном. Но финт с непривычной трактовкой образа главного героя удался Моррисону даже лучше, чем Гейману, который большую часть «Прелюдий и ноктюрнов» был вынужден оформлять главному герою прописку в мире комиксов. И, право, очень жаль, что издатели не одобрили намерение автора нарядить Джокера в костюм Мадонны.
В целом же «Лечебница Аркхем» — комикс, одинаково далеко выходящий как за рамки традиционного качественного комикса, так и за грань здравого смысла.
Читателю и Бэтмену удается вернуться – автор нас щадит. А в лечебнице Харви Дент подбрасывает монету, задумчиво глядя в окно на пятнистый лик Луны...
iRbos, 29 декабря 2013 г.
Нелегкая эта работа — из болота тащить бегемота. И как обычно еще сложнее писать текст на общепринятые шедевры, особенно когда издатель проделал отличную работу и лишил смысла привычные вступительные абзацы с рассказом о том «как это было сделано написано». Все можно найти в самой книге, поэтому отнимать свое и ваше время на это я не буду. Давайте лучше немного поговорим об Авторе. Это там тоже есть, но хотелось бы все же немного познакомить с ним читателя заранее. Подготовить почву, так сказать. Разумеется, люди, следящие за рубрикой Комиксов, о нем уже должны были знать из обзоров моего коллеги, а читающие комиксы и подавно, но я все равно расскажу. Итак, расцвет карьеры молодого паренька из Глазго, по имени Грант Моррисон, пришелся на так называемое «британское вторжение» (по аналогии с музыкальным, произошедшим в шестидесятых), когда DC comics в поисках свежей крови начало сманивать к себе многих британских авторов, что в последствие привело не только к выходу многих культовых работ, но и огромным изменениям во всем заокеанском медиуме в целом. Наряду с Аланом Муром, который и положил начало «вторжению» и Нилом Гейманом, был там так же и наш знакомый Грант. И хотя по комиксам Моррисона никогда не снимали фильмы, и автором мировых бестселлеров он тоже не стал, в том, что касается комиксов, Моррисон — фигура абсолютно равнозначная им обоим, а уж этих товарищей знают и уважают даже те, кто брезгливо морщится при слове на букву К. О чем говорят многочисленные голосования, опросы, награды, признание и на худой конец продажи. Да-да, та же Лечебница является одним из самых (если не самым) продаваемым комиксом в истории, но выходит у нас только сейчас. Пожалуй, единственное, о чем еще стоит упомянуть — это жанр. В отличие от многих других авторов вторжения, Моррисон в основном всегда тяготеет к суперегероике, поскольку сам от нее в безумном восторге. Так что помимо неординарного подхода в создание и нарративе, мистицизма и острого привкуса ЛСД, в его работах очень чувствуется, достаточно привычная уже сейчас, печать «фанатам от фаната». Поэтому, если вы все еще думаете, что комиксы про борцов с преступностью в обтягивающих костюмах — это «не круто», то возможно вы просто не знакомы с работами лысого волшебника. И вот теперь самое время закрутить краник «невероятного фонтана фактов» и перейти к самому комиксу. Тому, что находится практически в каждом топе и мастриде, а так же является первой по-настоящему успешной работой будущего мастера. И так, двери Лечебницы Аркхем отворяются...
Структурно комикс представляет собой две параллельные, но разделенные десятилетиями, истории. Первая — история Амадея Аркхема. Выдающегося психиатра, из-за душевной болезни матери посвятившего всего себя борьбе с этим недугом, и печально известного основателя не менее печально известной лечебницы. Вторая — непосредственно история Бэтмена, которому придется посетить эту лечебницу из-за бунта пациентов под предводительством Джокера. Разумеется, даже несмотря на существенную разницу во времени между историями, они тесно связанны. Сюжетно, психологически, эмоционально и, конечно же, местом действия. Аккуратно перетасованные, как колода карт (Таро?), две истории разворачиваясь перед нами, причудливо переплетаясь и создавая единое полотно. Вообще, создание из, казалось бы, несвязанных кусочков единого целого, является одним из примеров необычного на то время Моррисоновского нарратива и в дальнейшем станет одним из довольно часто используемых им приемов. В частности на нем полностью построена одна из самых знаковых его работ — Семь Солдат.
Сами истории густо замешаны на психологии, в особенности юнгианской, что не удивительно учитывая основное место действия, и представляют собой фактически зеркальные отражения друг друга. Постараюсь не сильно углубляться в спойлеры, скажу лишь, что история Аркхема — это долгий путь простого человека вниз. Углубление давнего надлома в человека под гнетом событий и низведение его в практически первобытное состояние. Не самая необычная история о том, как психиатр оказывается пациентом собственной клиники. Но исполнена она поистине мастерски и в своей кульминационной точке вполне может заставить вас серьезно понервничать. Ведь чем больше вглядываешься в бездну... В тоже время история Бэтмена — это история героя. (Помните про любовь Моррисона к супергероике и супергероям?) История сломленного героя, который проходит через все испытания и как сильная личность наоборот находит в себе какой-то внутренний баланс. Дело в том, что история написана в так называемую Темную Эпоху комиксов, фактически начатую Хранителями Мура, когда все комиксы о супергероях стали очень темными и мрачными, с уклоном в психологические, плавно переходящие в психиатрические, проблемы персонажей и прочую чернуху. Тот же Бэтмен стал просто ходячим примером всей посттравматической психологии, что хорошо видно в этом комиксе. Но из-за своей любви к жанру Моррисон вряд ли мог с этим смириться и так или иначе все делал наперекор этой моде. (Что впоследствии легло в основу идеологических разногласий между ним и Муром. И из-за чего они до сих пор друг друга на дух не переносят и как дети малые ругаются в разных интервью.) Так, даже несмотря на давящую атмосферу безумия и шизофрении, за создание которой во многом стоит поблагодарить Дэйва МакКина, ближе к концу все же можно разглядеть путь к свету и здравому рассудку. Собственно этот комикс и станет отправной точкой для очередного пересмотра фигуры Бэтмена и ее трансформацию в более привычный современный образ Темного Рыцаря. Правда, не только образ Бэтмена будут пересмотрен здесь. Получив фактически карт-бланш при создании Лечебницы, Моррисон задействовал, пускай и эпизодически, довольно многих его канонических врагов в довольно неканонических образах, создав не в последний раз свое уникальное видение привычных для многих персонажей. Но отдельно стоит отметить, разумеется, Джокера. Пускай совсем выйти за рамки Гранту не дали, но именно здесь звучит одна из самых интересных и во многом ключевых характеристик для этого персонажа, объясняющая его невероятные метаморфозы за все прошедшее с момента создания годы.
Даже при, казалось бы, не самом сложном сюжете подобное нагромождение и смешение различных деталей для неподготовленного читателя может быть несколько давящим, особенно учитывая, что обычно от комиксов о суперегероях такого и не ждешь, а ведь это еще и не все. Являясь давним поклонником учений Алистера Кроули и постмодернизма, Моррисон сделал настоящий пир для тех, кто сможет понять и осилить. Все-таки не просто так тут примечаний чуть ли не больше, чем самого комикса. Отсылки к масскультурным феноменам тут плотно перемешаны с Кроулианским мистицизмом, даже сам комикс во многом представляет собой старший аркан его колоды Таро. Что с учетом серьезной темы психологических расстройств и огромного количества намеков на Кэрролловскую Алису еще больше погружает нас в пучину безумия происходящего (Все страньше и страньше, не так ли?), за которую отвечает уже упомянутый выше Дэйв МакКин. Собственно именно рисунок МакКина как никакой другой больше всего подходит для этого комикса. Фактически он является тем цементирующим раствором, который не дает всем безумным и разнообразным идеям Гранта развалиться на составные части. Никогда фактически до коллабараций с Гейманом и Моррисоном комиксами не занимавшийся, МакКин имеет свой неповторимый, непривычный и во многом экстремальный для читателей комиксов стиль, сочетающий в себе искусство работы с коллажами и как будто выполненный цветными карандашами рисунок. Описать это лучше на словах у меня вряд ли получится, сказывается отсутствие хоть сколько-нибудь стоящего художественного образования, так что просто предлагаю (вдруг, кто еще не видел) оценить примеры.
Лично для меня МакКин очень близко подходит к Тэмплсмиту, которого я фактически не перевариваю, но какую-то невидимую черту он не пересекает, и я все еще могу его воспринимать, без ощущения, как куда-то со скрипом уезжает крыша.
Основными минусами произведения, пожалуй, являются довольно малый объем, из-за чего все происходящее спрессовано настолько плотно, что за одно прочтение есть огромный риск многое не уловить своими собственными рецепторами, даже с учетом костылей-примечаний. А так же то, что МакКина порой немного заносит. Пренебречь физическими возможностями человеческого организма для более красивого кадра? Нет проблем. С другой стороны мы все-таки в психушке, так что может быть, я просто слишком придираюсь. А вот привычные для Моррисона завершения сюжетных линий, которые в целом не плохи, просто слабее самих произведений, простить сложнее. Но, так или иначе, в целом температура по психбольнице у нас однозначно положительная. Поэтому давайте творить бесчинства и развлекаться. Только тише, тише, вдруг Джокер услышит.
Краткий анамнез: Вот так, совмещая, казалось бы, плохо совместимые вещи: фанатские штришки с намного более глубокими психологическими проблемами, постмодернистские веяния с супергероями, мистицизм с полным безумием и, лакируя все это неповторимым стилем МакКина, появляется на свет один из самых знаковых комиксов о Бэтмене и один из самых сильных комиксов Моррисона. Теперь и на русском. Читать обязательно.
P.S. Чуть более полный вариант находится в АК http://fantlab.ru/blogarticle28369
Deliann, 17 декабря 2013 г.
Ну и раз уже высказался про «Бэтмен. Тихо!», стоит сказать свое мнение про «Бэтмен: Лечебница Аркхем».
Первое, на что обращаешь внимание, открывая комикс, — рисовка. Очень мрачная, не всегда четкая, временами и вовсе пугающая, она сильно отличается от привычных работ про супергероев. И в данном случае это плюс комикса, т.к. картинка блестяще играет на сюжет и создает гнетущую атмосферу психиатрической лечебницы.
Сюжет, кстати, здесь не главное. Он просто предоставляет предлог для того, чтобы Бэтмен явился в Аркхем для встречи со своими самыми заклятыми врагами, а заодно и заглянул поглубже в себя. Борьба с внутренними демонами Темного рыцаря и есть то, ради чего все затевалось. При этом читателю дается возможность самостоятельно делать выводы о причинах безумств преступников, о психическом здоровье Брюса Уэйна и о том, что же такое лечебница Аркхем на самом деле. Кстати, именно истории психушки и ее основателя посвящена вторая сюжетная линия.
Если вы хотели взглянуть поглубже в душу Бэтмена и Джокера, а рисовка вас не отпугнула, то комикс однозначно рекомендуется к прочтению. Если же вам неприятны психологические триллеры с ноткой безумия, то от прочтения лучше воздержаться.
P.S. Комикс отлично смотрится на полке в одном ряду с «Песочным человеком», «Городом грехов» и «Хранителями».
Damacon, 28 октября 2015 г.
Хотите узнать цену безумия? Эта графическая новелла покажет вам ее в полной красе. И только тогда вы зададитесь вопросом, а кто еще безумнее в это мире, люди, живущие на свободе или же психопаты и убийцы сделанные такими этим самым обществом и быть может тогда лечебница и станет самым спокойным местом на скорбной земле.
Леночка мертва, 23 мая 2015 г.
Это не комикс. Это книга, каждая страница которой — произведение искусства. Оргазм для моих глаз и чувства прекрасного. И как все точно, как все правильно.
И сюжет, и исполнение, и ваще.
Купила же, конечно, не раздумывая, и погибла ххххх Такое читать только на бумаге, потому что сканы и мониторы не могут передать всего того великолепия, что теснится под обложкой.