Александр Громов «Наработка на отказ»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Планетарная фантастика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Контакт
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
...Это был век штыковой атаки человечества на новые планеты, век, когда была создана Лига Свободных Миров. Именно в этих мирах разворачивается действие романов «Наработка на отказ» и «Ватерлиния». Именно над этими планетами появляются загадочные черные корабли. Ни одна из попыток вступить с ними в контакт или уничтожить не принесла успеха.
Иная цивилизация? Сверхцивилизация?
Или люди, вернее, часть человечества, вышедшая на новый генетический уровень?..
Опубликован в журнале «Уральский следопыт» №№2-4, 1994 г.
Входит в:
— цикл «Галактическая империя» > цикл «Мир Капли»
— сборник «Мягкая посадка», 1995 г.
— сборник «Ватерлиния», 2005 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 216
Активный словарный запас: средний (2917 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 62 знака, что гораздо ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 27%, что гораздо ниже среднего (37%)
Номинации на премии:
номинант |
Бронзовая Улитка, 1995 // Крупная форма | |
номинант |
Интерпресскон, 1995 // Крупная форма (роман) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
yfnfkmz12041978, 22 января 2020 г.
Начало повести может показаться немного путаное, наверное, это потому, что читатель оказывается в центре самой завязки сюжета; вариадонты — точка отправления нашего путешествия. Но в целом получилось очень хорошо. У героев, как первого, так и второго плана, много размышлений, критики и анализа своего существования в данной повести. От чего Шабан, Менигон, Нуньес, Симо Муттик, Чернов и другие получились живыми и яркими. В книге нет скрупулезных и часто повторяющихся технических подробностей, которые в итоге занимают третью часть произведения, что сейчас, почти, каждый уважающий себя писатель -фантаст считает своим долгом описывать все космические составляющие до последнего винтика и болта.
В основу книги положены человеческие отношения; конфликты, ссоры, жажда иметь все блага любой ценой и прочее. А, что собственно еще заставляет человека двигать руками и ногами?. Вот, если отнять у него все подобные эмоции, тогда можно осваивать пространство и время. А пока для «Ореола» отбракованный человек — просто «мусор». Да-а, идея автора представить Землю местом для сбора «мусора» впервые попадает на мои глаза. Оригинально.
Сюжетных линий не одна. Люблю когда они существуют не обособлено, а переплетаются.
strannik102, 4 декабря 2019 г.
Буквально всё, что я люблю в современной научной социальной космической фантастике. Такая смесь определений как раз и оконтуривает жанр, в котором написана эта повесть (и, по всей видимости, и роман «Ватерлиния»). Потому что мы находимся в космосе на одной из осваиваемых планет, в повести как раз и возникают конфликты ксенологического, гуманитарно-гуманистического, социологического характера и нравственно-этического выбора. Причём вся эта ядрёная смесь замешана на великолепном современном научно-фантастическом языке автора и на безмерно любимом мной стругацком стиле. И помимо всяких приключений и происшествий, коих в повести вполне хватит на небольшой роман, запущена ещё авторами к концу повествования некая глобальная интрига, которая раскрываться, вероятнее всего, будет уже в романе, составившим вместе с повестью единый авторский громовский сборник.
VovaZ, 25 апреля 2018 г.
Большей частью, типичный «производственный роман» во вселенной Галактической Империи.
Бодания с начальством, личные драмы, бунт личности, несколько боевых сцен.
Некой единой идеи нет, кроме утверждения гнильцы в человеческом социуме, где бы он не собирался.
Ближе к финалу, роман переходит в жанр боевика, с Deus ex machina в финале, для обеспечения хэппи энда.
Сценизм невысок, и чрезмерно занудлив даже для Громова.
Роман прочёлся, но произвёл умеренное впечатление.
ash945, 2 октября 2017 г.
Дебют у автора получился сильный. Конечно написано немного тяжеловесно. Поначалу читается со скрипом — не сразу начинаешь разбираться в политико-экономическом устройстве описанного автором мира и ворох непонятных названий сбивает с толку. Но потом, когда все расставляется по своим местам, начинаешь получать от чтения удовольствие. Конечно, очень чувствуется влияние Стругацких. Так и напрашиваются аналогии не с одним их произведением («Трудно быть богом» — в первую очередь). Но, общего впечатления это не портит. Может быть многовато, конечно, внутренних переживаний героя — книгу они утяжеляют. Но это все несущественно. Книга получилась хорошая. По мне — так намного лучше обоих романов из Мира Тверди.
gaid, 10 мая 2012 г.
Начало романа немного «размыто», действие перескакивает с одного места на другое. Мы знакомимся с учеными из Межзоны, которые введены в роман только для того, чтобы познакомить нас с вариадонтами. Показать, не сильно развернуто, а так, чтобы дать понять основную мысль и проблему дальнейшего развития произведения. А мысль такова — на планете Прокна есть разумная жизнь, и не такая как человечество, к тому же «унылое», ни к чему не стремящееся, в большей своей массе (на данной планете и в данных условиях), а уникальная в своей неповторимости, да и к тому же находящаяся под угрозой в связи с деятельностью Редута. Так же мы знакомимся с полковником Нуньесом и его частью, охраняющей непонятно что. Не только я не понял, но и они сами не знают, чем занимаются — проблем нет, угроз почти нет — ну может растительность планеты. Разброд и шатание. Больше к ученым и базе не возвращаемся, тогда для чего они были? Как я уже сказал — ученые были для ознакомления с вариадонтами, а Нуньес появится в конце, хотя мог бы и не появляться.
Основная нить повествования завязана на разведчике, бывшем летчике Шабане. Странный он какой-то: болеет синдромом Клоцци, любит робота, которого создали для удовлетворения сексуальных потребностей персонала города Порт-Бьюно, учит ее говорить, и к тому же, переживает за...ВАРИАДОНТОВ! Вот вокруг чего бессознательно крутятся все. «Крутятся все» — я намного перебрал, там и без них (вариадонтов) у людей хватает проблем. Спросите, каких проблем? Да самых обычных — обогащение, борьба за власть, борьба за ресурсы, наркомания, борьба против агрессоров. Полный набор, с которым сталкивается человечество в силу своей испорченности и ненасытности на всех стадиях развития.
В сюжет вплетается местное НЛО — «щитоносцы». Загадочные корабли, которые проводят «ознакомление» с Прокной, иногда что-нибудь уничтожают, но не являются агрессорами. Как не трудно догадаться главный герой (Искандер) и с ними связан.
Мораль романа «затрагивает» недостатки человечества, которое думает только об обогащении и ни останавливается ни перед чем, даже перед уничтожением развивающего разума. Читается немного тяжеловато, особенно начало. Потом повествование выравнивается, но присутствует затянутость. Не зря ведь у Шабана синдром, который заставляет его постоянно думать)
Коровьев, 30 сентября 2011 г.
Прекрасная книга,несмотря на некоторую тяжеловестность повествования.:super:Конечно чувствуется влияние Стругацких,но это и радует!:glasses: Не всем же быть Орловыми,Бессоновыми да Ливадными.:lol:
видфара, 31 марта 2011 г.
Сейчас, когда уже вышел и прочитан «Человек отовсюду», полезно взять и перечитать ранний роман из «Вселенной по версии А.Громова».
Молодой по тем временам автор щедро рассыпал по тексту столько завязок, что и через 16 лет из них прорастают увлекательные и вполне зрелые книги!
И становится ясно, что при всей «стругацкости» и «пост-перестроечности» данный роман был вовсе не робкой пробой пера.
Да, в книге многовато сумбура. Да, ряд персонажей вырезан из не самого качественного картона. Сюжет вихляет, словно сомневается, в какую сторону ему двинуться.
И это при том, что судьбу ГГ и его бедной Лизы читатель угадывает уже с середины истории...Но!
Видно же, что «Наработка...» написана на высоком эмоциональном подъёме.
Словно Громов выкрикнул всё, что его тогда волновало. А теперь вот ловит эхо и заново задаётся вечными вопросами...
Сопряжение нового романа и давней истории получилось без грубого шва. По крайней мере, линия Винсента Менигона
удалась на все сто! Просто для читателя он, как контрамот, живёт наоборот — из будущего в прошлое. Хотя и тут всё зависит от порядка чтения...
morbo, 7 августа 2011 г.
Мне этот роман напомнил линию Переца из «Улитки на склоне» Стругацких — по-моему два брата-близнеца, как в идейном плане, так и в реализации.
Редут — это Управление, Прокна — Лес, Варидонты — боевые подруги, Перец — Шабан, люди и там и там одни и те же — не видят перспективы, живут одним днём, делают то, что «положено», руководствуясь в большей степени заведённым порядком, нежели разумом.
Единственное более-менее крупное отличие состоит в том, что главный герой этого романа не настолько одинок, ему есть с кем поговорить, пусть собеседники и не до конца разделяют его точку зрения на мир. Есть и единомышленники, с которыми, правда, ему не довелось встретиться. Мир не настолько чётко чёрно-бел, показаны все промежуточные слои людей, ясны их мотивы. Кому-то нужна власть, кому-то — деньги, кому-то — карьера, многим — жить в своё удовольствие... В общем — более жизненный и грубый, адаптированный к нашему времени, вариант «Улитки на склоне».
Если не ограничиваться одной только «Улиткой на склоне», то можно узреть некоторые аналогии с циклом «Мир Полдня» Стругацких. Например, Ореол — Людены, мусорщики — прогрессоры, Шабан — подкидыш.
Хотя, возможно, это мне только показалось и Александр Громов на самом деле писал всё от души, не пытаясь что-то заимствовать и плагиатить сознательно. В таком случае, прошу у автора прощения. Тут уж ничего не поделаешь, некоторые мысли могут настолько глубоко запасть в душу, что потом уже бывает трудно разобраться — откуда они там взялись, зародились ли самостоятельно, или кто-то заронил их зёрна, давшие впоследствии раскидистое дерево, составляющее основу мировоззрения человека.
Роман неплох, но излишне тяжёл, пересыщен размышлениями. Возможно этот роман — дитя своего тревожного времени. Стоит ли читать? Если вы уже прочитали какой-то из романов цикла, то прочитать стоит.
sham, 17 февраля 2011 г.
Дебютный роман автора. Из всего прочитанного мне он показался самым слабым у автора. Нет, Громов узнаваем и молодым. И его стиль и социальные вопросы, которые он поднимает. Всё в наличии, но вот чего-то не хватает. У романа, как мне показалась очень слабая сюжетная линия: несколько историй из жизни планеты Прокны, а единого целого как-то ненаблюдается. Чувствуется, что роман написан в начале 90-х: из него просто брызжут параллели с тем обществом. Громов писал свой роман в разваливающейся стране, и свои мысли, чувства и переживания он перенес на страницы этого небольшого романа.
Книга будет, в первую очередь, интересна поклонникам творчества Громова и тем, кому интересно иметь целостное представление о его Галактической Империи.
Ritta, 20 января 2010 г.
Книга действительно не принадлежит к числу лучших у автора. Первая книга у Громова, которая совершенно не понравилась.
Очень тяжелый язык, сумбурность изложения — если бы только это! Постоянно переключение линий повествования не дает сосредоточиться и проникнуться сочувствием к какому-то отдельному герою, идейная проблематика всеми ниточками уходит в Мир Полдня Стругацких (не только ТББ, но и «Волны гасят ветер», и вообще весь комплекс книг о люденах,
Понравилась только линия с моделью Лизой — искренне, очень чисто и целостно.
Все это тем более грустно, что следующая книга цикла, «Ватерлиния», написана на совершенно другом уровне.
ZiZu, 8 августа 2007 г.
Начал читать и понял, что нужно бросать. Ни чего не понимал в повествовании. Просто отдельные куски, которые так и не смог связать друг с другом. С трудом дочитал до конца и пожалел потраченного времени.
ObiVanSharingan, 26 июня 2009 г.
Интересный проект, НО.... за ним явно проступает ТББ Стругацких... похожесть сюжета, героев, способа подачи текста...
Плюс некий беспорядок в сюжетных линиях, начали с одного кончили совсем другим, я бы с радостью читал бы дальше непосредственно арку про вариодонтов.... видно метание автора в рамках книги.... но для начала, для первой книги это оченьт даже хорошо...
kkk72, 7 апреля 2008 г.
Неплохой роман. Жесткий и динамический фантастический боевик содержит достаточно глубокий философский подтекст. Хорошо показан внутренняя борьба главного героя, оказавшегося в непростых обстоятельствах. А вот другие персонажи несколько сливаются. События действительно разворачиваются достаточно сумбурно, но роман производит достаточно сильное впечатление.
drgre, 12 января 2008 г.
Смешанные впечатления о книге — с одной стороны умно и глубоко, с другой стороны сумбурно и непоследовательно.
Прочитать, думаю, стоит, но однозначно не лучшая из книг автора.