Нил Гейман «Надгробие для ведьмы»
- Жанры/поджанры: Фэнтези
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Жизнь после смерти | Фантастические существа (Призраки, привидения )
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Маленький мальчик Ник живет на кладбище, где семьей, друзьями и наставниками для него являются призраки, вампиры и чудовища. В один прекрасный день он знакомится с Лизой, ведьмой, похороненной за оградой кладбища на неосвященной земле, и решает помочь и сделать ей надгробие...
Входит в:
— сборник «М значит Магия», 2007 г.
— антологию «Чёрная магия», 2007 г.
— антологию «The Best Science Fiction and Fantasy of the Year: Volume Two», 2008 г.
— антологию «The Mammoth Book of Best New Horror, volume 19», 2008 г.
— антологию «Year's Best Fantasy 8», 2008 г.
— роман «История с кладбищем», 2008 г.
— антологию «Witches: Wicked, Wild & Wonderful», 2012 г.
Награды и премии:
лауреат |
Локус / Locus Award, 2008 // Короткая повесть |
- /языки:
- русский (6), английский (8)
- /тип:
- книги (14)
- /перевод:
- Е. Кононенко (5), О. Степашкина (1)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vam-1970, 22 декабря 2022 г.
Лауреат премии Локус 2008 года.
Отличный сюжет — мой вывод из прочитанного ( не связываю с продолжением сюжета в романе): каждый человек имеет право на уважение и память, несмотря на настроения общества в разные эпохи. Женщин сжигали как ведьм, не имея никаких доказательств и тем более оснований. Убийство могли выдать за самоубийство. А таких не хоронили на общем кладбище. История очень трогательная — представьте себя после жизни в такой ситуации .
majj-s, 29 октября 2021 г.
Нил Гейман в представлении не нуждается. Все, кто есть кто-то знают его и любят. «Надгробие для ведьмы» (2007) год спустя, когда мир прочтет «Историю с кладбищем», окажется фрагментом романа о кладбищенском Маугли — живом мальчике, живущем на кладбище и взятом под опеку его мертвыми, но заботливыми и нежными обитателями. Это читерство, но дозволенное, изящно исполненное и по-настоящему интересное.
demetriy120291, 21 января 2016 г.
Эта короткая повесть была написана в 2007-м году, и получила награду Локус в 2008-м. Таким образом она послужила началу полнометражной книги «История с кладбищем». Сам фрагмент выглядит немного оторванным от общей истории, потому что поначалу вовлечение читателя в ситуацию в которой оказался мальчик происходит немного сумбурно.
Это история повествует о мальчике Никто Оуэнс, сокращённо просто Ник, которого словно Маугли приютили, только вот не жители джунглей, а кладбищенские персонажи. Они обучают мальчика потустороннему ремеслу, но тщетно, потому что сами не в силах понять, что от живого человека потусторонние возможности сокрыты.
Ник очень открытый мальчик с чистой душой, и немного наивный. Он настолько добр, что решается помочь некоей Лизе Хемсток, которая была жестоко убита и похоронена без надгробия. Это тяготит призрака, и Ник решительно настроен найти и поставить на могиле Лизы именное надгробие.
Мальчик приходит в мир людей, где, в отличие от кладбища, добра маловато, зато неприятностей в избытке. Вот такой вот парадокс, обитатели кладбища проявляют к живому Нику больше радушия, чем обычные люди, которые только алчут наживы да выгоды.
На самом деле это очень поучительная история, даже с учётом того, где именно происходят события. Некий контраст, когда в таких локациях, как кладбище, находится место человеческому состраданию...к призраку. История о преданности и человечности, об алчности и жестокости. Написано красивым языком в присущей автору ироничной манере. Теперь захотелось купить и прочитать книгу:)
ash945, 25 июня 2017 г.
Главный герой книги — маленький мальчик, живущий на кладбище, которого воспитывают различные его обитатели — призраки, вампиры и иже с ними. Однажды он попадает в беду и ему помогает призрак ведьмы, которую похоронили в неосвященной земле. В знак благодарности он решает поставить надгробье над ее могилой и для этого отправляется в полный опасностей, предательства и двуличия мир людей, что за оградой кладбища.
Что-то есть в этом рассказе. Что-то неуловимое, волшебное, мрачное и доброе. Доброе — в первую очередь... Прочитайте — не пожалеете!
Тимолеонт, 19 ноября 2017 г.
Небольшая история про наивного и доброго мальчика, идеально раскрывающая суть «Книги кладбищ». Просто маленьких ребёнок влекомый жаждой исследований познакомился с новым другом, а потом решил сделать для него что-нибудь хорошее. А потом началось... К слову, мой любимый эпизод книги, именно здесь Никт лучше всего проявляет свой характер и наиболее ясно показаны его взаимоотношения с окружающими.
Календула, 16 мая 2013 г.
Зарисовка для романа «История с кладбищем», в последствие ставшая одной из его глав. Здесь появляются ключевые персонажи этой истории, хотя еще сложно понять, кто есть кто и кто кем кому приходится. Но если рассматривать эту историю в отрыве от контекста всего романа, то стоит отметить ее стилистическую законченность — стилистическую, но не сюжетную, ибо сюжет вырван из контекста, и это чувствуется. Он словно выплыл из тумана, смазав начало и конец.
Перед читателем появляется мальчик по имени Ник — любознательный, общительный, открытый мальчик, не лишенный великодушия и сострадания. Он умеет сопереживать и помогать, он лишен эгоизма, свойственного юности. Он честен и бескорыстен. Именно таким его воспитали и именно таков он по натуре своей. Вместе с тем он далеко не самый прилежный ученик, а уроки, даваемые ему обитателями кладбища, в будущем весьма ему пригодятся. Перед читателем возникает и образ опекуна Ника — вампира Сайласа — терпеливого наставника, учителя, объясняющего маленькому Нику законы жизни и законы смерти. Он появляется словно из ниоткуда и исчезает в никуда. Приходит Нику на помощь в самые неожиданные моменты. Он не поучает, лишь мягко наставляет и подталкивает в верном направлении. Таинственная и весьма неординарная личность. В этом рассказе-зарисовке также появляется и ведьма — Лиза Хэмпсток — и читатель узнает историю ее жизни и смерти. Именно для нее Ник делает надгробие.
Рассказ о небольшом приключении Ника вышел светлым, динамичным, интересным. В нем прослеживается стиль Гемана — широкие мазки, сдобренные толикой юмора и приправленные фирменным юмором. Как проба пера, как некая задумка для более большого произведения рассказ имеет право на существование.
Yazewa, 14 апреля 2015 г.
Отрывок из «Истории с кладбищем», который вне основного текста несколько слабеет. Пропадает некоторая часть очарования. Поэтому мне кажется неудачной сама идея использовать отдельный эпизод в качестве самостоятельного рассказа.
А в романе, конечно, это одна из наиболее эмоциональных историй.
Dickens, 14 мая 2008 г.
«Надгробие ведьмы» — это вполне законченный эпизод из грядущего романа Геймана «The Graveyard Book», повествующий о маленьком мальчике, живущем на кладбище среди призраков и мертвецов, которые учат его жизни, правда, сами о ней помнят уже мало, подчиняясь причудливым извивам собственных воспоминаний. Вдобавок, на их оценку мира сильно влияет то, как они умерли. Мальчик знакомится с призраком ведьмы, просто девочки, сожженной еще в Средние века по ложному обвинению и хочет купить ей настоящий надгробный камень, так как даже ее могилу не найти и похоронена она, как самоубийца, за оградой. Мальчик приходит в мир людей, где, в отличие от кладбища, добра маловато, зато неприятностей в избытке. Чувствуется, что рассказ – это часть какого-то гораздо большего замысла, очень много странных, таинственных персонажей, а атмосфера тайны, загадочности просто льется со страниц, но все линии истории сведены воедино, в наличии фирменный стиль Геймана, легкая ирония, красивый язык. Рассказ запоминается, читается легко, и несмотря на кладбища, призраков и мертвецов, оставляет после себя светлое романтическое впечатление.
iLithium, 5 июня 2013 г.
Если отбросить мистический антураж и пару деталей вроде Джека, то получим довольно простую историю о мальчике, который взял без спросу
Если убрать кладбище, то можно читать на ночь детям. Красоты языка нет, какой-то особой концовки нет, единственный козырь это атмосфера кладбища и весь этот мистический антураж, который говорит «и на кладбище можно чувствовать себя как дома!» Но я этого не почувствовал.
Честно скажу что не скучал, однако желания читать всю книгу нет. Удалять, впрочем, тоже.
gato loco, 16 мая 2013 г.
Часть уже прочитанной повести «Кладбищенская история», великолепной вещицы, кстати. Как отдельное произведение, существующие само по себе, имеет гораздо меньше прав на жизнь, так как многие вещи и герои просто непонятны читателю, например, линия с Джеком. Так что всем советую, конечно же, читать непосредственно «Кладбищенскую историю» и получать от нее удовольствие!
AlisterOrm, 21 июня 2011 г.
Вторая вещь, прочитанная мной у Геймана, и, нужно сказать, она только возвышает его в моих глазах.
Кладбище. Склепы, могилы, призраки... и маленький мальчик — Маугли загробного мира, у которого даже имя — Никто. Но страшно ли это? Несчастен ли этот семилетний паренёк? Судя по рассказу — нет. В черте могильной ограды — его приёмные родители, друзья, наставники, когда как во внешнем мире, в мире живых, царит злоба, отчуждение и стяжательство. В этом плане Гейман сближается с Тимом Бёртоном — в его «Трупе невесты» загробный мир был куда ярче, нежели мир живых.
Не особенно оригинальный сюжет, нопрекрасная мифология происходящего. Видимо, Гейман заслуженно носит звание одного из лучших писателей современности.
Pupsjara, 3 июля 2011 г.
Роман не читал, поэтому могу оценивать рассказ только как самостоятельное произведение. И как самостоятельное произведение рассказ не совсем получился, уж очень много вопросов осталось к рассказу, ответы на которые наверное можно получить только на страницах романа. Но все остальное на самом высоком уровне: и сюжет, и замечательные персонажи, а также авторское мастерство и замечательная ирония. Рассказ написан для подростков, но взрослому читателю также будет интересно прочитать его, а затем, также как и мне захочется прочитать весь роман целиком, что я и сделаю в скором времени.
fvblsx, 26 января 2012 г.
Рассказ был бы совсем хорош , если бы не концовка. А так какая то незаконченность и размытость.