FantLab ru

Макс Барри «Лексикон»

Лексикон

Lexicon

Роман, год

Перевод на русский: М. Павлычева (Лексикон), 2015 — 1 изд.

Жанровый классификатор:


 Рейтинг
Средняя оценка:7.65
Голосов:107
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


В эксклюзивной школе, неподалеку от Арлингтона, Вирджиния, не обучают истории, географии, или математике – по крайней мере, не в обычном смысле. Здесь искусство убеждения считается наукой. Ученики пользуются тайной силой языка, чтобы манипулировать людьми и учатся подразделять личности по психографическим маркерам, чтобы управлять их мыслями. Самые лучшие ученики, уйдут из школы “поэтами”, адептами языка, которые принадлежат неназываемой организации, которая настолько же влиятельна, насколько и секретна.

Очень умная сирота Эмили Рафф зарабатывает на жизнь карточными играми на улицах Сан-Франциско, и привлекает внимание организации. Ее перевозят через всю страну, как раз вовремя к странным вступительным экзаменам, пройдя которые, она начинает учиться основам убеждения, под руководством Бронте, Элиота, и Лоуэлла – которые взяли имена известных поэтов, чтобы не раскрывать свои истинные имена. Ведь в организации нет ничего более опасного, чем раскрыть себя: поэты никогда не должны показывать свои чувства, чтобы ими не смогли манипулировать. Эмили быстро становится лучшей ученицей, пока она не совершает катастрофическую ошибку: она влюбляется.

Тем временем, невинного, на первый взгляд, человека, по имени Уил Джеймисон, избивают два странных человека, в туалете аэропорта. Хотя он не может вспомнить тех вещей, в которых они его обвиняют, оказывается, что Уил – ключ к тайной войне между враждебными фракциями поэтов, и он быстро, оказывается, втянут в нее. Преследуемый людьми с силами, которые он едва может понять и под защитой первого человека, который напал на него, Уил узнает, что все, что он знал о своем прошлом – это фикция. Чтобы выжить, ему предстоит попасть в заброшенный город Брокен-Хилл, в Австралии, где он узнает, кто же он и почему целый город был стерт с карты.

Когда две сюжетные линии сталкиваются, шокирующая работа поэтов становится известна, количество трупов растет, и мир несется к повторению истории с Вавилонской Башней, что сделает все языки бессмысленными. Самый захватывающий и амбициозный роман Макса Барри, “Lexicon” – это великолепный триллер, поднимающий темы языка, власти, личности и нашей способности любить – любой ценой.

© аннотация к печатному изданию (перевод: geralt9999)

Награды и премии:


лауреат
Ауреалис / Aurealis Award, 2013 // Научно-фантастический роман

лауреат
Премия "Алекс" / Alex Awards, 2014

Номинации на премии:


номинант
Ауреалис / Aurealis Award, 2013 // Роман фэнтези

номинант
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 2014 // Лучший НФ-роман

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2015 // Книги — Лучшая необычная книга

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)

Лексикон
2015 г.

Издания на иностранных языках:

Lexicon
2013 г.
(английский)
Lexicon
2013 г.
(английский)




Доступность в электронном виде:

 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 июля 2015 г.

«Words don't come easy to me,

How can I find a way to make you see...»

F.R. David, «Words»

Владеть даром убеждения – это прекрасно. Даже обычные коммуникативные навыки существенно облегчают жизнь, а представьте, что вы можете убедить в своей правоте кого угодно, причем не просто убедить, а подчинить своей воле. Какие горизонты открываются!.. Помнится, в университете мне довелось изучать несколько дисциплин, призванных привить студентам навыки и умения жизни в обществе: риторика, психология управления, психология общения, гендерология, нейролингвистическое программирование и т.д. А ведь у меня специальность не психологическая, что там у «мозгоправов» творится, вообще страшно представить. Тем не менее, в жизни все полученные знания не раз пригождались, так что, наткнувшись на книгу, в аннотации которой было указано, что центральную роль здесь играет идея манипулирования людьми одними лишь словами, я сразу заинтересовался.

В романе две основные сюжетные линии и, соответственно, два главных героя: Эмили и Уил (правда, Эмили немного главнее). У линий этих совершенно разные окраски: история парня является напряженным триллером с экшном и кровавым членовредительством, история девушки – роман взросления с привкусом Хогвартса, шпионских фильмов и драмы. Сюжет стартует с того, что на Уила в аэропорту нападают какие-то странные личности, спрашивают странное, требуют странное и в итоге похищают. А Эмили… Ну, в каком-то смысле также подвергается нападению, только ментальному, после чего ее отправляют в школу словесности и убеждения (наверное, так ее можно назвать).

Первый плюс книги – идея. Это блестящий триллер с громадной научной подоплекой, в лучших традициях М. Крайтона и П. Уоттса. Готовьтесь не только развлечься хорошей историей, но и узнать что-то новое. Хотя развлечения, конечно, будет больше.

Второй плюс – персонажи. Они очень живые, очень яркие. Забудьте о блеклых манекенах Крайтона, которых вы отличали друг от друга, и не более. Тут вы будете искренне переживать за Эмили и разбираться в её внутренних противоречиях, бояться вместе с Уилом и преодолевать свой страх, получите не один, а целых три различных взгляда на происходящие события (если захотите, конечно).

Третий плюс – сюжет. В меру интригующий, он держит в напряжении до самого конца. И хотя некоторые элементы предугадываются довольно быстро, это не портит общее впечатление.

Четвертый плюс – псевдореалистичные вставки после глав. Автор – известный сатирик, и элементы социальной сатиры здесь полностью исполняют свое предназначение, заставляя читателя задуматься об окружающей реальности.

Из минусов могу отметить разве что перевод с некоторыми огрехами да первую главу, в которой слишком ярко описаны ощущения человека от втыкания ему в глаз всяких игл.

В итоге я хочу посоветовать книгу всем любителям качественных фантастических триллеров. Книга действительно стоит прочтения.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 июня 2015 г.

На удивление крепкий и захватывающий триллер с изрядной долей ужасов, приличной толикой НФ и элементами боевика. Написано очень динамично и «перемешивание» времени действия этому на удивление способствует (обычно наоборот).

Общая фабула дает разгадку почему Поэты (настоящие поэты) умирают очень рано (Пушкин, Лермонтов, Китс, Лорка...) — да у них там между собой замесы по круче чем в гонконгских боевиках :) И цена победы или поражения велика...

Ну а общая идея напоминает таковую из «Vita nostra» Дяченок — «В начале было слово» и именно слова управляют миром, повелитель слов может приобрести почти божественные силы и власть. Кхм, если бы Дин Кунц в соавторстве с Крайтоном писали бы «Vita nostra» у них получилось бы что нибудь на подобии «Лексикона» :)

Не стоит ждать от романа слишком многого, но это весьма качественное развлекательное чтение с несколькими интересными идеями.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 ноября 2015 г.

Неплохой триллер с интересной задумкой. Ничего особо выдающегося здесь нет, однако в процессе чтения затянуло — свой шарм в этих приключениях начинающей чародейки слов и бедолаги, который попал в этот мир не совсем с той стороны, с какой ему бы хотелось.

Мне очень понравилось, как всю эту магию убеждения вписали в мир. Мифология, принципы работы, социотипы, особенности проявления в различных эпохах... Да и вообще «школьная» арка удалась лучше всего. За всем этим было действительно интересно следить, и даже как-то жаль, что в итоге под красивой обёрткой скрываются стандартные «абракадабра» и полное подчинение воли/зомбирование.

Следует отметить, что две отдельные линии сделаны очень хорошо — с правильным темпом, очень своевременными и гладкими переходами от одной ветки к другой, и конечно же, не без пары нюансов и поворотов, которые пришлись весьма к месту.

А вот где «Лексикон» подкачал, так это с персонажами и с последней частью книги, которая, как это часто встречается, почему-то решила пойти по голливудским рельсам. Помимо Эмили и частично Уила ситуация по персонажам весьма печальная — особенно это касается Элиота, так и оставшегося безликим персонажем несмотря на свою роль в книге. То же самое касается и остальных персонажей, как важных, так и не очень. Там картина если и получается, то или неполная, или неправдоподобная, или же просто неинтересная.

Но даже несмотря на откровенно слабый финал впечатления остались положительные. Динамика бесспорно присутствует, как и атмосфера со своей изюминкой. Да, с глубиной вышло неважно, но в качестве чего-то лёгкого и не заставляющего заскучать книга подойдёт очень даже неплохо.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 мая 2016 г.

Идея блестящая, хоть и не новая. Но сюжет подкачал. Книга фактически распадается на две части: завязку и медленное сведение двух сюжетных линий, встречу этих линий и финал. И вот как только они встретились – эти линии, сюжет начал пробуксовывать, ходить вокруг да около, читать стало откровенно скучно. Такое впечатление, что самому автору вдруг стало скучно, и он просто не знал, как вытянуть до нужного объема. Разбавить бы чем-то...

Оценку ставлю за идею и первую часть.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 мая 2016 г.

Вполне приятное чтение – триллерное начало, интересная тема, на сто процев достоверно выписанный женский характер, прикольные параноидальные вставки из мнимого блога. Есть пара клёвых моментов, которые можно перечитать. Однако роман даёт такой большой крен в мелодраму, что местами по ходу пьесы начинаешь клевать носом. Все эти метания главной героини не придают никакой динамики повествованию. Опять же, золотой парниша Гарри – мечта домохозяйки-нимфоманки (шутка), и людей лечит, и из огня Эмили выносит, несмотря на её смертоубийственную истеричность. Всё это тут не к добру. Своя атмосфера есть, и это хорошо. Но как-то метафизика в романе отсутствует, а первородное слово выглядит как… хрень. Даже не хрень, было бы оно хренью – стало бы куда интереснее.

Получилось что-то вроде «Гарри на свою башку встретил Салли» или «Салли наконец-то встретила свою любяшку, и что из этого вышло». Так оно обычно и бывает, но это не делает роман более интересным – скорее наоборот. Хотелось в начинке словесного мясца, а получил грёбаный гамбургер.

Фрагменты романа скачут как кенгуру, к концу всё это начинает смахивать на подростковую идиотию – странные поступки героев и их постоянное блеяние превращают роман в какую-то несуразь. В общем, в процессе чтения книга для меня растеряла всю свою внутреннюю логику, превратившись в беллетристический фарш, отчасти оттого, что на доброй его половине меня клонило в сон. Все эти хождения туда-сюда с одной скудной мыслью на 50 страниц очень утомляют, особенно после рабочего дня. Слово должно впечатлять, но книга о нём и его адептах не впечатляет. Хотел поставить 7, но, вот ему: 6/10.

Вердикт: жаль потраченного времени.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 ноября 2015 г.

Очень крепкий и динамичный боевик, замечательно зашел после последних моих муторных книжек. На мой взгляд , это очень хороший пример отлично подачи материала. Барри точно расставляет размеренные и динамичные эпизоды, во время подкидываает дрова в топку увлеченности, добиваясь такого эффекта, что тебе интересно на всем протяжении книги. Стоит школьной главе начать утомлять, как действие скачет в настоящее к другому пеосонажу, экшен-сцены могут показываться с нескольких точек. Здесь нет каких-то пустопорожних описаний, филосовской нудятины или еще чего, как говорится, тебя хватают за яйца и тащат до финала.

Что сапмое интересное, при чтении не оставляет чувство дежа вю. Что-то я видел в фильмах, идея, что тщательно подобранное слово может стать силой и оружием была у того же Никитина (уверен, что и до него и не раз), персонажей так же встречал тут и там. Даже интригами здесь является не то, что призойдет, а как. Но здесь это не воспринимается как штампы или заимствования, все элементы здесь работают как шестеренке в двигателе, четко, слаженно, выполняя свою определенную цель.

Итого, замечательно.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 ноября 2015 г.

На первый взгляд, книга являет собой крутой остросюжетный триллер, но на самом деле — она слаба, как поникший член…

В общем, после прочтения осталось двоякое впечатление. С одной стороны, это такой остросюжетный триллер с налетом фантастики и основанный на идее — что слово имеет большое влияние. Особенно в наше время — время, в котором есть интернет, а информация, возможно, является самой ценной валютой — эта идея является актуальной, что делает ее наиболее интересной. Тем более, когда автор так грамотно подает ее. Манера письма автора и все эти сравнения — вызывают калейдоскоп эмоций, в общем, только радуют. Есть еще легкий налет антиутопии, скажем так, заметно влияние того же романа 1984. Автор с первых же страниц дает пищу для размышления: на тему того, что творится в книге и на тему того, что творится в реальной жизни — и так на протяжении всей книги. И вот, потребляя эту пищу, ты строишь догадки, которые автор либо подтверждает, либо опровергает. Круто, в общем.

Но с другой стороны: почти все персонажи не вызывают никаких чувств, будто и правда роботы; несмотря на закрученный сюжет, автору не удается сей прием, и начинается каша, которая все портит и приходится с усилием дочитывать книгу.

Хотя минусы значительные, как видите, плюсов все же больше, так что с книгой определенно стоит ознакомиться.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 ноября 2015 г.

Больше всего понравилась идея показать язык и слова, как опаснейшие оружия в истории человечества. Запомнились эпиграфы в форме кратких лаконичных притч и научных исследований мифологических и библейских текстов, да и в течение всего повествования над книгой витает ореол исключительной важности лексикона. Сила слов и убеждения – это в каком-то смысле волшебство, которое существовало всегда.

Но потенциально интересный конфликт желания и дисциплины, любовь и религия и другие вопросы дрейфуют где-то в стороне на обломках главной мысли. Плохо воспринимается и стиль автора, где нагромождения менеджерских манипуляций раздражают не менее, чем перманентно желающие пописать главные герои, внезапно выскакивающие описания анальных отверстий и однообразные постельные сцены. Периодически автор напоминает о том, что «Big Brother Watching You» и на языке офисных планктонов декларирует и пропагандирует свои «откровения».

Содержание голов местных персонажей для меня осталось большой загадкой. Поступки Элиота не последовательны. Сцены с Гарри и Эмили напоминают фарс и спектакль. А больше тут никого и нет. Может, я был отвлечен и невнимателен, ибо пару раз переходил в режим чтения по диагонали, но я не сопереживал никому. Все качества, навыки и чувства, необходимые местным куклам, чтобы двигать сюжет, появляются у них ровно в критический момент, скупыми описательными порциями. Пара сюжетных поворотов несколько сглаживают общую несуразность действий, но описывать не возьмусь – слишком негативное впечатление осталось. Интрига неустойчива как ветхий дом при урагане, на одной странице хорошие бьют плохих, на другой – плохие хороших, на третьей уже не понятно кто есть кто, а заканчивается все внезапно...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
хэппи ендом

Повествование стремительно ведется в разных временных рамках, сходясь в одной точке лишь к финалу – не находка, конечно, но определенное напряжение создает. Есть школа мутантов, среди них есть ренегаты, и те, и другие умело пользуются психологическими вывертами и насилуют человеческое сознание. В целом атмосфера фильмов про людей икс выдержана неплохо – супер-способности, экшон, драма, эксперименты над разумом, личные трагедии, глобальные катастрофические последствия и еще раз экшон. Может получиться отменный экранный триллер с оригинальной идеей, если режиссеру и актерам удастся оживить своих протеже.

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 ноября 2016 г.

Чтение нового романа Макса Барри под названием «Лексикон» я долго откладывал, опасаясь столкновения с чем-то похожим на «Человека-машину». Но «Лексикон» оказался годной книгой. Непредсказуемые повороты сюжета и продуманная концепция заставили меня забыть о макулатуре, которую я регулярно перерабатываю в поисках жемчужных зёрен для различных номинаций и конкурсов. Увлекательный и умный триллер с элементами фантастики, многие из нынешних книжек с НФ-составляющей рядом с ним кажутся легковесной пустотой, даже не клокочущей. Автор сумел соединить острый сюжет и почти документальную достоверность, мифологию и злободневность. О чём роман? Если совсем уж по-простому – примерно о том, о чём говорил Евгений Лукин в рассказе «Словесники» — о великой силе слова. Да, идея не очень новая, но преподнесена она свежо, добротно и профессионально.

Оценка: 9
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 марта 2017 г.

Потрясающая книга! Перевод, правда, подкачал. Не вдохновился переводчик высказанной автором идей... А, жалко..

Впервые за многие десятилетия, в книге рождается совершенно новая идея, если мозг человека был сконструирован, значит существуют управляющие команды. Эти команды были искусственно стерты из человеческой памяти, но если их восстановить то мы окажемся совершенно в другом мире. Колссально, ДЕСЯТЬ БАЛЛОВ, грандиозная идея, которую можно обдумывать, проектировать на наш мир, вот так незаметно и мы, возможно, на пороге совсем новой эры!

Оценка: 10


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу