fantlab ru

Макс Барри «Лексикон»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.54
Оценок:
179
Моя оценка:
-

подробнее

Лексикон

Lexicon

Роман, год

Аннотация:

В эксклюзивной школе, неподалеку от Арлингтона, Вирджиния, не обучают истории, географии, или математике – по крайней мере, не в обычном смысле. Здесь искусство убеждения считается наукой. Ученики пользуются тайной силой языка, чтобы манипулировать людьми и учатся подразделять личности по психографическим маркерам, чтобы управлять их мыслями. Самые лучшие ученики, уйдут из школы “поэтами”, адептами языка, которые принадлежат неназываемой организации, которая настолько же влиятельна, насколько и секретна.

Очень умная сирота Эмили Рафф зарабатывает на жизнь карточными играми на улицах Сан-Франциско, и привлекает внимание организации. Ее перевозят через всю страну, как раз вовремя к странным вступительным экзаменам, пройдя которые, она начинает учиться основам убеждения, под руководством Бронте, Элиота, и Лоуэлла – которые взяли имена известных поэтов, чтобы не раскрывать свои истинные имена. Ведь в организации нет ничего более опасного, чем раскрыть себя: поэты никогда не должны показывать свои чувства, чтобы ими не смогли манипулировать. Эмили быстро становится лучшей ученицей, пока она не совершает катастрофическую ошибку: она влюбляется.

Тем временем, невинного, на первый взгляд, человека, по имени Уил Джеймисон, избивают два странных человека, в туалете аэропорта. Хотя он не может вспомнить тех вещей, в которых они его обвиняют, оказывается, что Уил – ключ к тайной войне между враждебными фракциями поэтов, и он быстро, оказывается, втянут в нее. Преследуемый людьми с силами, которые он едва может понять и под защитой первого человека, который напал на него, Уил узнает, что все, что он знал о своем прошлом – это фикция. Чтобы выжить, ему предстоит попасть в заброшенный город Брокен-Хилл, в Австралии, где он узнает, кто же он и почему целый город был стерт с карты.

Когда две сюжетные линии сталкиваются, шокирующая работа поэтов становится известна, количество трупов растет, и мир несется к повторению истории с Вавилонской Башней, что сделает все языки бессмысленными. Самый захватывающий и амбициозный роман Макса Барри, “Lexicon” – это великолепный триллер, поднимающий темы языка, власти, личности и нашей способности любить – любой ценой.

© аннотация к печатному изданию (перевод: geralt9999)

Награды и премии:


лауреат
Ауреалис / Aurealis Award, 2013 // Научно-фантастический роман

лауреат
Премия "Алекс" / Alex Awards, 2014

Номинации на премии:


номинант
Ауреалис / Aurealis Award, 2013 // Роман фэнтези

номинант
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 2014 // Лучший НФ-роман

номинант
Список рекомендованного чтения от Американской библиотечной ассоциации / Reference & User Services Association - The Reading List, 2014 // Остросюжетная литература

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2015 // Книги — Лучшая необычная книга

Похожие произведения:

Марина и Сергей Дяченко «Vita nostra» (2007, роман) 
8.35 (5418) 369 отз.
Дэн Симмонс «Утеха падали» (1989, роман) 
7.55 (605) 37 отз.
Нил Стивенсон «Лавина» (1992, роман) 
8.02 (1452) 71 отз.
Дэйв Эггерс «Сфера» (2013, роман) 
6.90 (177) 16 отз.

 

 


Издания: ВСЕ (3)

Лексикон
2015 г.

Издания на иностранных языках:

Lexicon
2013 г.
(английский)
Lexicon
2013 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень я огорчился. Тем более, что начало романа впечатляло.

А в итоге «Еще раз про любовь». Никто не спорит. Любовь — это сила. И слово — тоже сила. Про первое говорили в 60-е хиппи, про второе намного раньше в Библии. Ну, а если не брать Библию, то можно взять Дяченко.:)

Так и получился любовный роман, замешанный на погоне, словах (почти библейских!), стрельбе, флэшбэках и прочих модных штуках. Но получилось не очень. Потому что у автора нет мастерства (надеюсь, что пока нет).

Это особо заметно, если сравнивать этот небольшой роман с «Утехой падали» Дэна Симмонса, справедливо перечисленного в разделе «похожие произведения». Симмонс виртуозно владеет смыслами и сюжетом, чего, к сожалению, нельзя сказать о Барри.

Много неувязок, многое просто пропущено «на авось», много роялей в кустах, много психологических недостоверностей. То главный негодяй холоден и безэмоционален (и это логично), то он вдруг начинает читать морали и проповеди на несколько абзацев (и это совсем против смысла). То один из героев непреклонен и невозмутим, то он вдруг весь прям расслабляется и самоубивается. Такого много, увы. И если бы это было бы оправдано замыслом, то хорошо. Но это все для того, чтобы автор смог прописать свой сюжет, «патамучта аффтор видит так» !

Это не очень профессионально и красиво. Те, кто сомневается, прочтите того же Симмонса.

Оценка: 6
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Words don't come easy to me,

How can I find a way to make you see...»

F.R. David, «Words»

Владеть даром убеждения – это прекрасно. Даже обычные коммуникативные навыки существенно облегчают жизнь, а представьте, что вы можете убедить в своей правоте кого угодно, причем не просто убедить, а подчинить своей воле. Какие горизонты открываются!.. Помнится, в университете мне довелось изучать несколько дисциплин, призванных привить студентам навыки и умения жизни в обществе: риторика, психология управления, психология общения, гендерология, нейролингвистическое программирование и т.д. А ведь у меня специальность не психологическая, что там у «мозгоправов» творится, вообще страшно представить. Тем не менее, в жизни все полученные знания не раз пригождались, так что, наткнувшись на книгу, в аннотации которой было указано, что центральную роль здесь играет идея манипулирования людьми одними лишь словами, я сразу заинтересовался.

В романе две основные сюжетные линии и, соответственно, два главных героя: Эмили и Уил (правда, Эмили немного главнее). У линий этих совершенно разные окраски: история парня является напряженным триллером с экшном и кровавым членовредительством, история девушки – роман взросления с привкусом Хогвартса, шпионских фильмов и драмы. Сюжет стартует с того, что на Уила в аэропорту нападают какие-то странные личности, спрашивают странное, требуют странное и в итоге похищают. А Эмили… Ну, в каком-то смысле также подвергается нападению, только ментальному, после чего ее отправляют в школу словесности и убеждения (наверное, так ее можно назвать).

Первый плюс книги – идея. Это блестящий триллер с громадной научной подоплекой, в лучших традициях М. Крайтона и П. Уоттса. Готовьтесь не только развлечься хорошей историей, но и узнать что-то новое. Хотя развлечения, конечно, будет больше.

Второй плюс – персонажи. Они очень живые, очень яркие. Забудьте о блеклых манекенах Крайтона, которых вы отличали друг от друга, и не более. Тут вы будете искренне переживать за Эмили и разбираться в её внутренних противоречиях, бояться вместе с Уилом и преодолевать свой страх, получите не один, а целых три различных взгляда на происходящие события (если захотите, конечно).

Третий плюс – сюжет. В меру интригующий, он держит в напряжении до самого конца. И хотя некоторые элементы предугадываются довольно быстро, это не портит общее впечатление.

Четвертый плюс – псевдореалистичные вставки после глав. Автор – известный сатирик, и элементы социальной сатиры здесь полностью исполняют свое предназначение, заставляя читателя задуматься об окружающей реальности.

Из минусов могу отметить разве что перевод с некоторыми огрехами да первую главу, в которой слишком ярко описаны ощущения человека от втыкания ему в глаз всяких игл.

В итоге я хочу посоветовать книгу всем любителям качественных фантастических триллеров. Книга действительно стоит прочтения.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Зачем такая длинная подробная аннотация? После этого краткого содержания сам роман можно и не читать.

Заклинания – типичный сказочный прием. Добрый или злой волшебник произносит какую-нибудь тарабарщину – и объект превращается в животное. Или в камень. Или просто послушно делает то, что нужно заклинателю. В «Лексиконе» этот сказочный прием стал научно-фантастическим, получил некое научное объяснение: определенные слова, точнее, бессмысленные сочетания звуков, воздействуют на мозг человека, после чего ему можно отдать любой приказ.

Поскольку в теме «Роман-рулетка» зашла речь о морали в романе Дяченок «Vita Nostra», который я не читала, сразу поясню, что в «Лексиконе» с моралью все в порядке, насилие над свободой воли автор осуждает, главный манипулятор = самый отрицательный персонаж. Правда, герои заваливают страницы кучей совершенно случайных трупов (ничего личного, спасаем свою шкуру и мир заодно), но этим грешит любой боевик.

Начинается книга двумя параллельными сюжетными линиями. В первой главного героя хватают, куда-то везут, его спутник от кого-то убегает, их преследуют люди с именами знаменитых поэтов. В общем, бешеный экшен: погони, перестрелки, загадки пока что без ответов.

Вторая линия поспокойнее – это по сути большой флэшбек, история Эмили. Девчонка с улицы, наперсточница (точнее, она орудует картами, а не наперстками, но суть игры та же) попадает в закрытую школу, где учат будущих «поэтов» − тех, кто с помощью особых слов умеет управлять волей любого человека, достаточно правильно определить его сегмент, коих насчитывается двести с чем-то.

Однажды Эмили в наказание за ослушание исключают из школы о отправляют в захолустный городок в австралийской пустыне, дабы она пожила там и подумала над своим поведением несколько лет, пока ее не простят и не разрешат вернуться. Странный педагогический прием, да?

Говорят, что под гипнозом человека все равно нельзя заставить сделать то, что противоречит его нравственным убеждениям. К «скомпрометированным» это не относится. Если «поэт» подбирает к человеку ключ, тот послушно сделает всё что ему прикажут – не задумываясь убьет родную мать или покончит с собой. Мало того, исследователи вывели элементарное слово, обладающее поистине разрушительной силой. В руки главного манипулятора попадает мощное оружие, дающее ему неограниченную власть.

Но как для каждого яда найдется противоядие, а так и на каждое оружие – оружие еще более мощное. А что может быть на свете сильнее, чем любовь? Вот так, довольно неожиданно для триллера с циничными прожженными персонажами.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Да, роман получился захватывающим.

Наверно, каждый мечтал о таком чудесном способе влияния: посмотрел на человека, сказал волшебное слово и покорил любого. В наше время предпочтения кратких сообщений и смайликов волшебником будет любой, красиво и связно излагающий свою мысль. А тот, чья карьера напрямую зависит от умения пользоваться Словом, просто вынужден расширять свой Лексикон и пользоваться новейшими методиками убеждения.

Мне понравилось, что автор не просто использовал свою идею для динамичного триллера, но и заставил читателя задуматься о возможном существовании подобной Организации, о проводимых исследованиях в «сегментировании» электората с целью нахождения простейших слов воздействия и управления толпой.

Таким образом, роман получился достаточной многослойный: обучение в необычной школе с соблюдением строгих правил; процесс самопознания и упорное достижение поставленной цели; расстановка приоритетов и сложный выбор дальнейших действий; намек на политику, большой вагон погонь с перестрелками и маленькая тележка любви... Да-да, любви в романе страшились и избегали как проказы, потому как, заболев ею, легко раскрыться перед любимым и оказаться «скомпрометированным».

В целом, я тоже осталась довольна романом и не жалею о потраченном на чтение времени — есть о чем поразмышлять, и о чем попереживать. Порой раздражали приводимые автором вставки из газет и докладов, немножко не хватило финальных разъяснений, но логика действий героев вполне понятна, и основная идея полностью раскрыта.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Действительно очень крепкий приключенческо-фантастический триллер с оригинальной сюжетной завязкой. Тема управления с помощью слова настолько реалистична, что редко встречается в фантастике. Мы сами воздействуем на других с помощью слов, другие воздействуют на нас. В «Лексиконе» возможность управления словом доведена до абсолюта. Где гарантия, что мы и наше окружение не «скомпрометированы»? И хотя многие воззренческие идеи в романе находятся в зачаточном состоянии, приключенческая и лирическая составляющая отработаны полностью. Да, роман кинематографичен, но иного от современного фантастического триллера и не ожидаешь. Отдых при прочтении гарантирован.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не очень люблю дистилированно жанровые вещи, в которых нет либо стилистического изобилия либо какой- то изюминки или сильно яркого персонажа. Этот роман прочел влет и впечатлен авторским мастерством изложить традиционную историю бодро и вкусно. Драйвовый дебют и дальше почти без провисаний, хороший параллелизм обстоятельной линии Эмили и лихой — в исполнении Уилла. Любофь, как водится, движет солнце и светила ( лично предпочел бы иную концовку),но автору дополнительный плюс, что не стал размазывать кашу на трилогию. Роман достоин экранизации и в умелых руках это может получиться интересно. Еще раз: сугубо такого жанра почти и не читаю, но эта вещица понравилась.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Почему: конспирологический триллер с неплохими отзывами

В итоге: в кои-то веки исчерпывающая аннотация.

Как часто водится у американцев, роман явно написан с прицелом на экранизацию. Две параллельные линии, любопытные персонажи, попытка «естественных» диалогов.

Проглотил роман за два дня! «Лихо закрученный сюжет» – банальность, но здесь она как нигде к месту. Просто ураган действия, сдобренный качественной, научно обоснованной конспирологией про Организацию современных магов-нейролингвистов, они же Поэты.

Сегментирование психотипов, подчиняющие волю слова-заклинания, тайные Лаборатории, погони, перестрелки и невероятная, прекрасно описанная Австралия!

И пусть это всего лишь триллер, своего рода дэнбрауновщина, но написано потрясающе!

Рекомендую!

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чего-то я отвык от современной фантастики. Мне показалось, что я читаю сценарий сериала, уже адаптированного от книги.

Конец грустный. Сюжет предсказуемый, но легкий и захватывающий. И идея годная, так что прочитал с удовольствием

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не секрет, что слово имеет силу. Именно такова идея взята за основу данного произведения. Она не нова, и начало романа у меня явно ассоциировалось с произведением М. и С. Дяченко «Vita nostra», в котором тоже имеется школа с необычными предметами и учениками/ученицами. Только в нашем случае еще приплетены убийства и жажда заполучить власть над миром. В общем, ничто не ново под луной.

Читать было интересно, хотя местами случались ляпы (надеюсь, переводчиков, а не авторские). Не знаю, какая концовка меня бы удовлетворила, т.к. имеющаяся, конечно, потешила моё сердце, но мой ум говорил — эййй, что за тонна сладкой патоки? Автор, ты устал и не знал, чем закончить? Хотя с другой стороны, пусть так. И продолжение можно придумать самостоятельно, слов для этого в лексиконе достаточно.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный научно-фантастический триллер. Причем, именно триллер почти что по всем параметрам, динамичный, яркий, наполненный экшен-сценами и напряженными страницами, когда прочитываешь за раз по половине книги, вместе с персонажами буквально перелетая сквозь времена и километры. Взяв за основу модель убеждения в чем-либо, манипулирование людьми в своих целях, автор проводит довольно интересную работу по доведению этой модели до крайности, сначала показывая, как легко это получается в сцене с попытками Эмили манипулировать массой людей на улице самыми разными способами – самые веселые моменты! от ее импровизаций я чуть ли не восторженно аплодировал, они одни стоят того, чтобы прочитать книгу! – а под конец вываливая на читателей такой поток грязи и жестких решений, что хотелось вернуться на первые страницы (не на те, где чуваку в глаз иглами тычут!) и снова пережить эти радостно-тревожные школьные главы, пройдя с Эмили все экзамены, анкетки, выбор «кошатница или собачница» и, конечно, вновь ту потрясающую сцену с толпой. Потому что чем дальше, тем больше понимаешь: если эти истории пересекутся – а они обязательно пересекутся, – начальное подозрение на то, кто кем является, перерастет в убежденность и больно стукнет по чувству привязанности к героине. Так и происходит, но Барри весьма хорошо держит интригу, регулярно подливая в сюжет вкусные добавки, ни на главу не снижая динамику и выстраивая по кирпичикам связь между многими годами и персонажами разных лет. При этом, на удивление, никакой запутанности или непонимания, когда происходит очередная глава, не наблюдается. Нет ощущения рваности, несмотря на расстояния и временные промежутки, весь сюжет стройно перетекает от одного к другому, то вводя организацию «поэтов» и разделение человечества на сегменты по определенной внушаемости, то раскрывая его принципы и обосновывая местную систему убеждения, то наделяя определенное Слово прямо-таки мистической силой, способной подчинить любого. А еще эти прелестные вставки в конце каждой главы, отчеты, рапорты, чаты, цитаты с интернет-сайтов… Скучать было просто некогда, и в этом плане книга очень хороша как сама по себе, так и для экранизации: ярко, смачно, персонажи все как на подбор со своими убеждениями и стремлениями убеждать других, действие в разных временах… Кинематографичность действия весьма и весьма. Но главное, тут есть идея, которая не дает превратиться в обычный беззубый блокбастер. И идея интересная, хоть и отдающая неким конспирологическим амбре.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

На удивление крепкий и захватывающий триллер с изрядной долей ужасов, приличной толикой НФ и элементами боевика. Написано очень динамично и «перемешивание» времени действия этому на удивление способствует (обычно наоборот).

Общая фабула дает разгадку почему Поэты (настоящие поэты) умирают очень рано (Пушкин, Лермонтов, Китс, Лорка...) — да у них там между собой замесы по круче чем в гонконгских боевиках :) И цена победы или поражения велика...

Ну а общая идея напоминает таковую из «Vita nostra» Дяченок — «В начале было слово» и именно слова управляют миром, повелитель слов может приобрести почти божественные силы и власть. Кхм, если бы Дин Кунц в соавторстве с Крайтоном писали бы «Vita nostra» у них получилось бы что нибудь на подобии «Лексикона» :)

Не стоит ждать от романа слишком многого, но это весьма качественное развлекательное чтение с несколькими интересными идеями.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Идея блестящая, хоть и не новая. Но сюжет подкачал. Книга фактически распадается на две части: завязку и медленное сведение двух сюжетных линий, встречу этих линий и финал. И вот как только они встретились – эти линии, сюжет начал пробуксовывать, ходить вокруг да около, читать стало откровенно скучно. Такое впечатление, что самому автору вдруг стало скучно, и он просто не знал, как вытянуть до нужного объема. Разбавить бы чем-то...

Оценку ставлю за идею и первую часть.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вполне приятное чтение – триллерное начало, интересная тема, на сто процев достоверно выписанный женский характер, прикольные параноидальные вставки из мнимого блога. Есть пара клёвых моментов, которые можно перечитать. Однако роман даёт такой большой крен в мелодраму, что местами по ходу пьесы начинаешь клевать носом. Все эти метания главной героини не придают никакой динамики повествованию. Опять же, золотой парниша Гарри – мечта домохозяйки-нимфоманки (шутка), и людей лечит, и из огня Эмили выносит, несмотря на её смертоубийственную истеричность. Всё это тут не к добру. Своя атмосфера есть, и это хорошо. Но как-то метафизика в романе отсутствует, а первородное слово выглядит как… хрень. Даже не хрень, было бы оно хренью – стало бы куда интереснее.

Получилось что-то вроде «Гарри на свою башку встретил Салли» или «Салли наконец-то встретила свою любяшку, и что из этого вышло». Так оно обычно и бывает, но это не делает роман более интересным – скорее наоборот. Хотелось в начинке словесного мясца, а получил грёбаный гамбургер.

Фрагменты романа скачут как кенгуру, к концу всё это начинает смахивать на подростковую идиотию – странные поступки героев и их постоянное блеяние превращают роман в какую-то несуразь. В общем, в процессе чтения книга для меня растеряла всю свою внутреннюю логику, превратившись в беллетристический фарш, отчасти оттого, что на доброй его половине меня клонило в сон. Все эти хождения туда-сюда с одной скудной мыслью на 50 страниц очень утомляют, особенно после рабочего дня. Слово должно впечатлять, но книга о нём и его адептах не впечатляет. Хотел поставить 7, но, вот ему: 6/10.

Вердикт: жаль потраченного времени.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неплохой триллер с интересной задумкой. Ничего особо выдающегося здесь нет, однако в процессе чтения затянуло — свой шарм в этих приключениях начинающей чародейки слов и бедолаги, который попал в этот мир не совсем с той стороны, с какой ему бы хотелось.

Мне очень понравилось, как всю эту магию убеждения вписали в мир. Мифология, принципы работы, социотипы, особенности проявления в различных эпохах... Да и вообще «школьная» арка удалась лучше всего. За всем этим было действительно интересно следить, и даже как-то жаль, что в итоге под красивой обёрткой скрываются стандартные «абракадабра» и полное подчинение воли/зомбирование.

Следует отметить, что две отдельные линии сделаны очень хорошо — с правильным темпом, очень своевременными и гладкими переходами от одной ветки к другой, и конечно же, не без пары нюансов и поворотов, которые пришлись весьма к месту.

А вот где «Лексикон» подкачал, так это с персонажами и с последней частью книги, которая, как это часто встречается, почему-то решила пойти по голливудским рельсам. Помимо Эмили и частично Уила ситуация по персонажам весьма печальная — особенно это касается Элиота, так и оставшегося безликим персонажем несмотря на свою роль в книге. То же самое касается и остальных персонажей, как важных, так и не очень. Там картина если и получается, то или неполная, или неправдоподобная, или же просто неинтересная.

Но даже несмотря на откровенно слабый финал впечатления остались положительные. Динамика бесспорно присутствует, как и атмосфера со своей изюминкой. Да, с глубиной вышло неважно, но в качестве чего-то лёгкого и не заставляющего заскучать книга подойдёт очень даже неплохо.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чтение нового романа Макса Барри под названием «Лексикон» я долго откладывал, опасаясь столкновения с чем-то похожим на «Человека-машину». Но «Лексикон» оказался годной книгой. Непредсказуемые повороты сюжета и продуманная концепция заставили меня забыть о макулатуре, которую я регулярно перерабатываю в поисках жемчужных зёрен для различных номинаций и конкурсов. Увлекательный и умный триллер с элементами фантастики, многие из нынешних книжек с НФ-составляющей рядом с ним кажутся легковесной пустотой, даже не клокочущей. Автор сумел соединить острый сюжет и почти документальную достоверность, мифологию и злободневность. О чём роман? Если совсем уж по-простому – примерно о том, о чём говорил Евгений Лукин в рассказе «Словесники» — о великой силе слова. Да, идея не очень новая, но преподнесена она свежо, добротно и профессионально.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация