FantLab ru

Нил Стивенсон «Лавина»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.09
Голосов:
1222
Моя оценка:
-

подробнее

Лавина

Snow Crash

Роман, год; цикл «История будущего»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 71
Аннотация:

Мир недалекого будущего, расколотый на сотни мелких государств, соседствует с миром виртуальным, объединенным в компьютерную Метавселенную. И тут и там не прекращается война за «Лавину» — наркотик счастья в мире настоящем и старейший из вирусов, какой угрожал когда-нибудь миру виртуальному!

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Большая премия Воображения / Grand Prix de l’Imaginaire, 1997 // Роман, переведённый на французский

лауреат
Премия "Озон" / Prix Ozone, 1997 // Зарубежный НФ роман (США)

лауреат
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2000 // Зарубежный роман года

лауреат
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2000 // Научная фантастика (США)

лауреат
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 2001 // Зарубежный роман (США)

лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2003 // Книги — Лучшая зарубежная фантастика

лауреат
"Сталкер" / Stalker, 2004 // Переводной роман (США, 1992)

Номинации на премии:


номинант
Прометей / Prometheus Awards, 1993 // Лучший роман

номинант
Премия Артура Ч. Кларка / Arthur C. Clarke Award, 1994 // Роман

номинант
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 1994 // Роман

номинант
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第30回 (1999) // Переводной роман

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2000 // Зарубежная книга (США)

номинант
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2000 // Книга года. 4-е место

номинант
Sky Awards, 2009 // Самая популярная переводная фантастика (США; роман)

номинант
Премия Геффена / Geffen Award, 2016 // Переводная книга НФ (США)

Похожие произведения:

 

 


Лавина
2003 г.
Лавина
2003 г.
Лавина. Алмазный век
2008 г.
Лавина
2019 г.

Самиздат и фэнзины:

История будущего
2015 г.

Издания на иностранных языках:

Snow Crash
1992 г.
(английский)
Snow Crash
2011 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Взялась читать, потому что в основу интриги положено фантастическое допущение из области лингвистики. Допущение — к чести книги — вполне здравое и научное. Современная лингвистика, действительно, не может дать подробного ответа на вопрос, как маленьким детям удается так быстро усвоить естественный язык, когда у взрослых людей на это уходит столько сил — а результат обычно более чем скромный. Поэтому естественно предполагать наличие некоторой врожденной языковой способности, каких-то «глубинных структур», которые срабатывают всего один раз. Пока остается без ответа и такой вопрос: как естественный язык развился до своего современного состояния. Так что второе предположение, согласно которому раньше язык сильнее обуславливал мышление и поведение, также правдоподобно. Другое дело, что если похожая ситуация и имела место, то гораздо раньше в истории человечества, чем в IV-III тысячелетиях до н.э. Шумер, с точки зрения эволюции, — это вчера, ну, в крайнем случае, позавчера. Но фантастическое допущение на то и фантастическое допущение.

А теперь про то, почему — несмотря на научные достоинства — не могу поставить больше 6. Композиция книги сразила меня наповал. Повествование собирается из текстов двух типов.

Первый тип — «движуха». Все куда-то бегут (или едут, или лезут, или стреляют. Или все одновременно). Подробно описываются интерьеры, на фоне которых происходит действие, и технические «примочки», а также звуковые, визуальные и деструктивные эффекты, которые они вызывают. Но ни фига не понятно, что же на самом деле происходит.

Второй тип — «пояснение». Это практически платоновские диалоги, в ходе которых постепенно выясняется, что происходит и в чем суть. Но по стилю это Википедия.

Куски первого и второго типа грубо склеиваются между собой. Единственный принцип — соблюсти баланс и вставить «пояснения» ровно тогда, когда читатель устает от необъяснимости «движухи» и вот-вот отложит книжку. А потом — вставить «движуху» ровно тогда, когда читатель заскучает над «пояснениями» и вот-вот отложит книжку.

Естественно, никакие сложные герои для этих типов повествований не нужны. От них требуется успевать за собственными девайсами, когда разворачивается движуха, и задавать «поощряющие» вопросы, когда разворачивается пояснение. GrandDuchess тут охарактеризовал ГГ как «апофеоз бродилок» и увидел в этом проявление авторской иронии и самоиронии. Я что-то не верю в подобную художественную изощренность Стивенсона. Думаю, оно само так получилось, потому что это не герои в полном смысле слова, а функции типов повествования.

Что же касается не-героев, второстепенно-условных помощников, то тут и вовсе развесистая клюква: добренькая мафия, последний оплот гуманизма, и кагэбэшники-сектанты на ядерной подлодке. Про байкера-алеута и пятнадцатилетнюю красотку, которую так и не изнасиловали, даже говорить не хочу.

И еще одно наблюдение, которого, кажется, никто еще не сделал. Вирусная концепция религий и передачи информации очень напоминает то, что Докинз пишет про мемы. У меня даже возникло предположение, что Стивенсон придумал всю книжку, обратив внимание на сходство термина «ме», обозначающего нечто невразумительное в шумерской религии, и термина «мем», введенного Докинзом в книге «Эгоистичный ген», однако подтверждения этой гипотезы мне сходу найти не удалось.

Оценка: 6
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот так- читаешь отзывы и начинаешь сомневаться в качестве перевода! Или безумная привлекательность этой книги «потеряна при трансляции»?

Начну с подзатыльников в адрес профессионалов. Почему если снег (Snow) и рухнул (Crash) то сразу лавина? а где воображение? этоже фантастика в конце-концов?

Со слов самого Автора — (В Начале Была ... Командная линия) ранние Макинтоши при сбоях начинали выдавать в тарабарщину которая напоминала технический снег или помехи на экране поломанного телевизора. отсюда название-Snow Crash (Snow/СНЕГ, Помехи и Crash/Крах,Сбой,Грохот Снег- кроме всего прочего — кокаин или героин и -Crash- в таком случае полный отъезд мозгов от оных снегов.)

А что если вы можете воспринимать эту тарабарщину как информацию? как в «полтергейсте»-«читать» экран? и переводя в аналог компьютерных терминов — в двоичный код 0=белый, 1=чёрный это была бы способность особый людей считывать такие помехи с экрана в двоичном коде.

Стивенсон поражает своей непосредственностью, а что если читатель не «панкует», кибер-терминов не поймёт и специфический юмор не оценит? Как и Анафема, книга рассчитана на... если вам понравился Диптаун вам понравится и Метавёрс. если вы не знаете о Диптауне, но порой с ностальгией вспоминаете как в Солярисе травили демонов то эта книга для вас.

История в основном о Хиро «Герое»(H-i-ro «Protagonist» / Г-и-рой «Герой», очь смешно), хакере, секретном внештатном агенте доставляющим пиццу по вызову, и делящим жилплощадь (рентованное отделение хранилища) с культовой звездой рока Виталием Чернобылем. у Hiro есть диван-кровать, два коллекционных Японских меча, и компьютер, к которому он практически всё время подключён чтобы находиться в Метавёрсе (Метавселенной), и где он самый лучший в мире боец на мечах.

Когда-то Hiro был основоположником или основным программистом участвовавшим в создании Метавёрс, и часто этим пользуется дабы добывать и перепродавать оперативную информацию. Он становится свидетелем того как его старый приятель Давид, неверящий в собственную уязвимость, при прочтении текста закодированного в двоичном коде получает порцию вируса Snow Crash (Снежный улёт или все таки Лавина). Снег сжигает его мозг в реальном мире и делает из него «овощ». Старая и новая подружки Hiro помогают ему начать расследование, а мафия и независимые заинтересованные корпорации время от времени обеспечивают либо группы поддержки либо интересными программками, либо пулемётом с ядерными иглами. в результате крах цивилизации будет предотвращён

Другие главные действующие лица:

эмансипированная курьерша Y.T. (yours truly Y.T.= искренне ваша И.В.) И.В.а — язвительная, блондая, сногсшибательная и умная, прежде чем стать партнёром Hiro и талисманом удачи, становится причиной его аварии(что тоже сrash)

Raven (Ворон) — антагонист лучший в мире гарпунист алеут с подозрениями на мутации. Он отомстил бы Америке за ядерные испытания на Амчитке, взорвав в америке ядерную торпеду которую украл с русской подводной лодки и таскает с собой, но, как мне кажется если бы от хотел отомстить, то уже бы это сделал. бам и всё. Больше всего по описанию Ворон напомнил мне Лин-Чу из «охотников». Такой кровожадный симпатяга, разве что на спицах не вяжет. В конце книги раненый Ворон удирает от мафии на украденном пицце-мобиле пока медики-мафии оказывают своему «дядюшке» помощь

С первых страниц, понятно что книга написана с немалой долей юмора, сатиры и уморительных аллегорий. Hiro Протагонист не просто герой- это апофеоз всех бродилок сыгранных автором, ныряющий из реальности в виртуальность и обратно и рубящий аватары на своём пути. Мир близкого будущего где городские кварталы самоуправляются Хозяином, и где «мафия- друг человека, выбирайте мафию», где корпоративная полиция делает вид что не видит машины несущиеся с мигалками по запасной линии (а вдруг там мафия), и где в чужой район лучше не попадать если не на броневике (вам ничего не напоминает? посмотрите внимательно на год выпуска книги)

До слёз хохотала над войной Джиков(таджиков), Hiro и У.Т. (Зачем смеёся насяльника).

Ну, киберпанк, но очень весёлый и живой, порой даже слишком. Заслуживает приличного перевода и чтения. Интересная деталь — герой рисует свою метавёрс не где-нибудь, а в флатландии. а кто знает где у нас флатландия, получает зачёт

Оценка: 10
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В старенькой, 1976 года выпуска, «молодогвардейской» антологии американского фантастического рассказа «И грянул гром», в предисловии к рассказу Роберта Шекли «Потолкуем малость» составитель заявил, что «лингвистическая традиция в американской научной фантастике стремится показать колоссальные возможности и силы, скрытые в языке, слове, знаке». Можно подумать, ну какие там возможности, какая там глубина у такой узкоспециализированной темы. Ан нет. Может быть, вершинами фантастического жанра как раз и являются произведения, так или иначе показывающие скрытые возможности языка: «Роза для Екклесиаста» Роджера Желязны, «Честность – лучшая политика» Джона Гордона, «Пассажиры с пурпурной карточкой» Филипа Фармера, «Вавилон-17» Сэмюэля Дилэни, «72 буквы» Теда Чана, «Декрет об отмене глагола» Евгения Лукина, «Бубен нижнего мира» Виктора Пелевина… [Кстати, в журнале «Если» (№ 5 за 2003 год) напечатана статья Надежды Маркаловой «Языки, что владеют людьми» – как раз о лингвистической НФ].

Не перестаю удивляться, как Стивенсону удается так ловко сочинить увлекательный сюжет, да еще и намешать в него всяческой технической-фантастической мишуры, и притом чтобы книга все равно читалась запоем?

Да, есть там еще виртуальная Метавселенная, сильно-сильно напоминающая так полюбившийся фэнам Диптаун производства Сергея Лукьяненко. Только вот «Лавина» лет на пять раньше написана была.

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мир, как мы его знали, кончился. Теперь мира два. Дымящиеся руины государств и двунадесяти эллинов с иудеями разбились на жилые квартала с вооруженной охраной и сети франшиз, которые бьются за потребителей качеством продукции, скоростью доставки, отстрелом нерасторопных курьеров и ковровыми бомбардировками конкурентов. Выше руин царит виртуальная красота Метавселенной, куда при первой возможности юркают потребители, курьеры, менеджеры и хозяева франшиз. И эти два мира тоже кончатся вот-вот. Их снесет лавина, в виртуале выглядящая как экранчик с помехами, выжигающими мозги самым ушлым хакерам, а в реальности – как миллионы иммигрантов, впавших в довавилонскую простоту и целеустремленность, во главе с диким байкером-алеутом, в башку которого вживлен запал водородной бомбы. Спасти оба мира могут только два идейных лузера и по совместительству шустрых курьера в спецкостюмах – полунегр-полуяпонец-суперхакер с самурайскими мечами и белая нимфетка на скейте.

«Криптономикон» Стивенсона меня в свое время привел в буйный восторг. Дальше я решил проявить революционную выдержку: не бросаться на свежеизданного «Анафема» и прочую роскошь, а знакомиться с товарищем по порядку, с самых ранних книг. «Лавина» вышла в 92-м, вот и.

Я с юных лет люблю панк и с тех же примерно пор недолюбливаю киберпанк, который, как у нас, у дураков, принято, знал в основном в перепевах Рабиновичей типа Лукьяненко и Васильева. «Лавина» должна была эту нелюбовь укрепить. В пересказе она выглядит как возмутительный трэш, в большинстве извлеченных наугад фрагментов выглядит как совсем возмутительный трэш, гипернасыщенный к тому же сложносоставными телегами на тему мифологии, лингвистики и прочей психопатологии (которые я как раз обожаю, но в полемическом задоре обойду сей момент стороной). Герои тут архетипичны до издевательских пузырей: мафиозо сверкает ботинками, пробором и бритвой, американские федералы принимают душ в черных очках, таджики бегают толпой, из украинца сыплются соли стронция (тут я привираю, но совсем немножко), а главных героев зовут, соответственно, «Герой Протагонист» (это имя и фамилия) и «И.В.», что значит «Искренне Ваша» (это ник).

При этом написана «Лавина» преимущественно в настоящем времени («Он стреляет» вместо «Он выстрелил»), чего я вообще терпеть не могу.

В общем, чего тут круги нарезать. «Лавина» — роман невероятной насыщенности, крутизны и мастерского куража. Он здорово и ветвисто придуман, роскошно сделан, богемски точно раздут в необходимых местах и отрихтован брыльянтовым надфилем по всей поверхности.

Отдышусь – упаду в «Алмазный век».

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман категорически не рекомендуется. Наличествует полный набор глупых подростковых анимэ-штампов, как то: супергерои-нинзя, мочилово на мечах, крутая девочка-скейтерша, мафиозный босс (лапочка и милашка), виртуальная реальность и крутой хакинг.

Но убивает не это, а астрономические количество фактологических ляпов. Такое ощущение, что автор поленился даже открыть энциклопедию, и сочинял сведения о лингвистике, истории и религии на ходу, высасывая из пальца.

Возможно, я что-то не понимаю, и анимешный жанр намеренно подразумевает фактологическую нелепицу и тупость, но в таком случае нужно честно предупреждать на обложке, что это книга-мультфильм.

Оценка: нет
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Надо сказать я не очень знаком с киберпанком и всеми его проявлениями в принципе и поэтому могу неправильно воспринимать те или иные допустимые огрехи жанра, которые мне встретились в этом произведении Стивенсона.

Мир не проработан от слова совсем. Как человечество дошло до такого? На чем зыждется пусть и хромающая,но экономика? Чем занимаются корпорации Мафии кроме продажи пиццы и подержанных автомобилей? Чем занимается корпорация мистера Ли, кроме продажи гражданства и отелей? Есть ли централизованное правительство, а если нет, то какое то соглашение между корпорациями? — какой то намек на список ограничений должен существовать, иначе франшизы,размеренная жизнь, Метавеленная не смогут существовать в полной анархии, которая неминуема при таком раскладе.

Кстати о Метавселенной. На момент прочтения идея подобного рода симулятора реальности обыденна — мы живем в веке,где ВР уже реальность. Но представляю эффект от такой фантазии в далеком 1992, когда обычный ПК был пределом мечтаний. И что же делает автор, вместо того чтобы красочно описать возможные локации Метавселенной, пошатать героя по различным 'зданиям', создать ему виртуальные приключения? Он скучнейше описывает Стрит,средство передвижения по нему и одно единственное здание. Ах да, в дальнейшем в повествовании появляется также автоматизированный 'Гугл' — что в принципе неплохо, нe веди с ним ГГ такой топорный диалог,что читать больно.

Прерывистый темп повествования; абсолютно рваная временная линия — между абзацами может пройти минута, а может две недели; ненужные детальные описания чего бы ни было; шаблонные герои,не особо вызывающие сочувствие или симпатию — все это черным ковром ложатся на единственное светлое пятно этого романа — идею лингвистического вируса,с ранних времен заразившего человечество.

Алмазный Век стоит на полке, и я не знаю браться за его чтение или нет.

Оценка: 3
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мир будущего Америки, мир франшиз, гиперинфляции и Глубины (шучу, Метавселенной). Хиро Протагонист, Главный Герой, негрокитаец-программист мастер вледения мечами, а также искренне ваша И.В., молодая девушка-курьер, разъезжающая на продвинутом скейте и гарпунящая машины, чтобы передвигаться по городу составляют основу сего произведения.

В книге много забавных моментов, начиная от доставки пиццы в определенный срок (иначе сам Дядушка Энцо полетит извиняться перед клиентом, а он этого не любит) и мужика разъезжающего на мотоцикле с ядерной боеголовкой в коляске заканчивая Плотом из тысяч кораблей, плотов и яхт, который движется течением по миру как большая помойка, перемещая вместе с собой мигрантов, и фондом туалетной бумаги с тысячей условий для большей толерантности в органе госкорпорации. Но об этом забавно рассказывать, читать далеко не всегда.

Понравилось представление мира, программистская составляющая книги вовсе не так дурна, иногда можно улыбнаться, интересная идея Вавилонского столптворения и сочетание умных людей с полнейшим абсурдом, который их окружает. Понравился диалог Хиро с Библиотекарем (этот момент на самом деле очень вытягивает всю книгу, там вся суть). Класный и продуманный мир Метавселенной.

Не понравилось представление об угловатых безумных русских, но это нормально для 1992 года. Ну не воспринимают программисты бинарный код на подсознании, даже если всматриваться в него не воспринимают, даже разобрать его нельзя без моральных затрат, так что не уверен, что вирус можно было бы внедрить вот так, показав сочетание нулей и единиц. Не понравилась какая-то несформированность людей. Хиро то мастер клинков, то забывает выворачивать кисть во время удара. Не понравилась затянутость, порой все описывается очень подробно и нудно, становится скучно читать и даже забываешь о чем сейчас речь, да и порой кажется, что автор взял список самых абсурдный вещей до которых он мог дотянуться во время написания книги и вставлял их в текст не задумываясь об их связности.

Оценка: 6
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Местами неплохо, но всё, что касается виртуальной реальности, не мог читать без смеха сквозь слезы. Начиная с неплохой завязки, к финалу скатывается в лютый, бешеный трэш.

Извините, что пнул вашу священную корову ;)

Оценка: 4
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Как мы знаем, что небо существует и что оно голубое? Знали бы мы небо, если бы не было для него названия?… Язык и мышление два названия одной и той же вещи». Как мало мы задумываемся над тем, какие потрясающие возможности дала нам Природа, наделив даром Слова, и насколько наше восприятие мира и образ мыслей зависят о того, как и на каком языке мы говорим и думаем.

Но еще более удивительно, что Слово — этот главный инструмент Человека в его общении с миром и самим собой — так редко становится предметом исследования писателей, для которых это самое Слово, Язык — главный инструмент творчества. На ум сразу приходит, пожалуй, только «Вавилон-17» Самюэля Дилэни, но там все же акцент был сделан на структуру Языка и через нее — на возможности влияния на поведение человека.

Стивенсон идет много, много дальше, исследуя взаимосвязи поведения и языка на протяжении тысячелетий, углубляясь в историю Человеческой цивилизации и религий, когда только появились первые письменные памятники. Ему удалось разработать просто восхитительные трактовки возникновения всем известных историй о Рае и об изгнании Первых Людей, о Вавилонской башне и ящике Пандоры, и гармонично вплести их в современные лингвистические теории и теории компьютерного программирования. Трактовки, то уносящие нас во времена Шумер, то возвращающие в созданный Стивенсоном постапокалиптический мир мини-государств, мафиозных разборок и очередного всеобщего заговора, то выбрасывающие в виртуальную Метавселенную со странными законами и традициями, то отправляющие в глубины Космоса, где ищет новые жертвы таинственный Метавирус.

И все это происходит на фоне, выписанном отдельными размашистыми мазками: мчащиеся по реальным и виртуальным дорогам мотоциклы и скейты, совершающие абсолютно невозможные трюки, мрачные изолированные поселения, рок-концерты под разрушенными мостами, черные вертолеты, катера и яхты, оружие самого невообразимого вида и огромный, дрейфующий в океане Плот из полуразрушенных судов. Под стать такому фону и персонажи: «благородный» герой — секретный агент и, так по-современному, хакер Хиро, но с обязательным знанием боевых искусств и двумя самурайскими мечами за плечами, юная девица, решительная и самоуверенная, естественно, красавица и умница, маленькая секс- бомбочка И.В., взрывающаяся в самый ответственный момент в самом центре вражьего гнезда. И, конечно, главный злодей — Ворон, умеющий не только стрелять и гонять на мотоцикле, но и метать стеклянные ножи и бамбуковые копья, обгонять волну на примитивном каяке. И ведь это только основные герои, а есть еще очень много всяких других неприятных личностей — бандитов, наркоманов, религиозных фанатиков, мафиозных боссов. И все это порой больше напоминает комикс — погони, покушения, перестрелки, морские сражения вспыхивают, как отдельные картинки.

Но, самое удивительное, такое смешение научных теорий, боевика, шпионского триллера, психологической драмы, киберпанка и много чего еще, ничуть не вредит роману. Получается просто восхитительная смесь с богатым «вкусом» и калейдоскопом впечатлений. Причем с последним Стивенсону удалось не переборщить. Всего оказалось в самый раз: и действия, и размышлений, и тонкого юмора, и намеков. А также крови, секса и виртуальной реальности.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Истории про «крутых сукиных сынов» всегда были и будут в моде. И у каждого поколения они свои. Когда в конце 80-х — начале 90-х эпоха Шварценеггеров-Сталлоне стала понемногу перемещаться к своему закату, на сцену вышли другие герои. Полумифические хакеры, на которых переключилось внимание ФБР с наркобаронов и шпионов (тут я, конечно, утрирую, но трудно отказаться от такого сравнения), взламывающие все что можно и перегоняющие себе на счета миллионы — вот он, новый пример для подражания. Может и поэтому расцвет киберпанка пришелся именно на эти годы — кому не понравится герой, назовем его прямо — Хиро Протагонист, одной рукой создающий виртуальные вселенные, а другой — воюющий самурайскими мечами. Все это я написал к тому, что при всех недостатках романа Нила Стивенсона, его главный герой крут настолько, что не может не понравиться — к тому же, создать героя, на которого хочется быть похожим — это большая удача любого автора. А недостатков, при всей моей любви к Стивенсону, в этом романе куча — очень тягучий сюжет, затянутая теория информационного вируса, номотивированные, а попросту говоря, глупые поступки героев и так далее. По сути, для меня, этот роман держался только на противоборстве двух персонажей — Ворона и Хиро, все остальные, ну может за исключением И.В., лишь декорации, причем из дешевого театра. Если честно, это и главный вопрос романа — что сильнее — крутое добро или мегакрутое зло? Что бы это узнать надо всего лишь прочитать «Лавину» или посмотреть любой из американских боевиков двадцатилетней давности.

Оценка: 6
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

1992ой год. Ещё недвано, Гибсон нёс ахинею про Виртуальную Реальность, Чёрный Лёд и вуду, горядсь тем, что не знает, как работает компьютер. А тут — образец того, как НАДО писать киберпанк. Одна из фраз в книге, которая очень хорошо её описывает, говорит о том, что настоящие хакеры, когда хотят что-то сделать, работают не в Metaverse, местной Виртуальное Реальностью, а с плоским дисплеем, просто редактируя текст, код программ. Стивенсон, как и в других своих книгах, разобрался в предмете, прежде чем начинать писать, и получился вполне себе научно-фантастический роман. Да, наука в романе местами может вызывать вопросы, но тем не менее она достаточно непротиворечива сама себе и реальному миру.

Впрочем, несмотря на то, что Snow Crash — один из самых известных романов Стивенсона, надо учесть, что это всё же его довольно раннее произведение, поэтому в нём присутствует некоторая неулюжесть изложения, как и в Криптономиконе, которая менее заметна в Diamond Age и совсем пропадает в Барочном Цикле.

И инфодампы. Да, Стивенсон любит инфодампы, нарочитые, и наверняка вызывающие у многих раздражение, особенн когда они страниц на 20 прерывают действие. Но меня они полностью устраивают, ибо достаточно интересны, и показывают, что автор изучал тему, а не просто слагал слова от балды, как большинство.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как всегда у Стивенсона, неровно. Местами читаешь с удовольствием, местами с раздражением. Поначалу сильно не понравился неудачный стиль повествования — но как только автор перешел к обычной манере изложения, пошло сильно лучше. Ну и с «дивным новым миром» автор сильно переборщил. Так что во многих смыслах получился «написанный мультфильм» — ярко, красочно и без особого смысла.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Из отзывов я вынес мысль о том, что Сергей Лукьяненко вдохновлялся «Лавиной», когда писал «Лабиринт отражений». «Лабиринт» я читал довольно давно, однако у меня не сложилось впечатления, что это близкие по духу книги. Хотя, безусловно, откуда что растет, видно хорошо.

Вообще, надо сказать, что «Лавина» — непростая книга. Я начинал ее читать с чувством недоумения, которое хорошо отражает замечание моего коллеги, которому на глаза попалась первая страница: «какой-то совершенно жуткий текст». И первое время именно такое ощущение крепко сидит в голове. Признаюсь, был момент, когда я собирался отложить «Лавину». Но не отложил.

И несколько внезапно роман не то чтобы изменился, а как бы приобрел фундамент и из «какой-то футуристичной витруально-реальностной хрени с ощутимым налетом дури» стал превращаться в серьезную книгу. Собственно говоря, автор добрался до изложения принципов своей идеи, раскрутил ее — и стало интересно. Теперь уже книга отталкивалась от этой идеи и, совершенно изменив мое к себе отношение, вполне бодро вырулила на финал. Детали я раскрывать не буду, скажу лишь, что получилось, на мой взгляд, вполне увлекательно.

В целом, Стивенсон пишет не без риска потерять читателя на пути к финишу, однако нельзя отказать ему в определенном, возможно, неочевидном на первый взгляд очаровании и способности сочно преподнести интересную задумку. «Лавину» можно назвать какой угодно книгой, но совершенно точно она не является книгой пустой и глупой.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я тоже хочу присоединиться к тем,кто выразил свой восторг по поводу этой книги!

Просто великолепно по моему!Особенно если учесть,что написана она в 1992 году,когда интернет ещё только задумывался.Возможно,что ныне существующая сеть только промежуточный этап и описываемая Метавселенная ещё и будет реализована именно так,как это показано у Стивенсона.

А насколько яркий мир он создал,вроде бы та же самая Земля и временной разрыв не так велик,но как всё изменилось! Укреплённые города-франшизы,Мафия в роли самого надёжного подрядчика у государства,гигантский Плот,видимый из космоса.Не менее ярки и колоритны и персонажи:один инфернальный алеут со своим гарпуном чего стоит! Ещё меня поразила сама концепция мегаоружия под названием «Разум»,это ж надо такую жуткую штуковину измыслить!!Вроде бы тот же пулемёт,но какой!!Будь такой у Шварценеггера,Хищник бы точно далеко не ушёл,несмотря на дьявольскую маскировку и прочие инопланетные штучки.

Лингвистическая составляющая,экскурсы к древним шумерам и сама идея о древних богах-программистах и хакерах одновременно,тоже выписана весьма увлекательно,и,что очень важно,логично...

Теперь я понимаю,почему Брюс Стерлинг,сам не последний автор в США,в аннотации называет Стивенсона «лучшим фантастом Америки».Один из лучших,это точно!

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Лавина» оставила двойственное впечатление. С одной стороны, книге присущ динамизм и неплохая идея. С другой стороны, в ней полно «ляпов» и нестыковок, что вызывает ощущение того, что книга была написана «в Попыхах». К тому же сам сюжет реализован с помощью банальных приёмов (неизвестный скейтер, прицепившейся к машине Хиро, оказывается (вот неожиданность!) молоденькой симпатичной девчонкой, «заклятый» друг Да5ид, когда-то увёвший любимую женщину, приносится в жертву вирусу для демонстрации возможностей оного (всё равно не жалко!) и т.д.). Известное правило «если в первом акте на стене висит ружьё, в третьем оно должно выстрелить» попрано: термоядерный заряд, связанный с жизненными функциями Ворона, которым (зарядом) читателя пугали в первой трети книги, в финале забыт и похоронен (Ворон беспрепятственно гибнет, но Армагеддец не происходит). Или, к примеру, по пути на Плот Хиро получает автоматный заряд «в плечи»: автор декларирует переломы ребер и повреждения внутренних органов, но это быстро забывается, и в дальнейшем герой прыгает «как новенький». Не всё гладко и с мифологией: в самом начале главы 30 указывается, что «богиня Ашера, она же Иштар». В главе 42 — «Инанна — персонаж шумерской мифологии. В более поздних культах изветна как Иштар, или Эстер», причем подразумевается, что Ашера и Инанна — антиподы. Но самый грандиозный «ляп» — в главе 3: «...кольцо Стрита охватывает по экватору черную сферу С РАДИУСОМ ЧУТЬ БОЛЬШЕ 1000 КМ. Получается, что ДЛИНА СТРИТА РАВНА 65 536 км...». Всякий, кто привык к классическому L=2*pi*R, оценит «юмор» автора.

Тем не менее, в книге хватает юмора и без кавычек. Только этим она и радует.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх