FantLab ru

Нил Стивенсон «Лавина»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.13
Голосов:
1095
Моя оценка:
-

подробнее

Лавина

Snow Crash

Роман, год; цикл «История будущего»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 64
Аннотация:

Мир недалекого будущего, расколотый на сотни мелких государств, соседствует с миром виртуальным, объединенным в компьютерную Метавселенную. И тут и там не прекращается война за «Лавину» — наркотик счастья в мире настоящем и старейший из вирусов, какой угрожал когда-нибудь миру виртуальному!

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Большая премия Воображения / Grand Prix de l’Imaginaire, 1997 // Роман, переведённый на французский / Roman étranger

лауреат
Премия "Озон" / Prix Ozone, 1997 // Зарубежный НФ роман (США)

лауреат
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2000 // Зарубежный роман года

лауреат
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2000 // Научная фантастика (США)

лауреат
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 2001 // Зарубежный роман (США)

лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2003 // Книги — Лучшая зарубежная фантастика

лауреат
"Сталкер" / Stalker, 2004 // Переводной роман (США, 1992)

Номинации на премии:


номинант
Прометей / Prometheus Awards, 1993 // Лучший роман

номинант
Премия Артура Ч. Кларка / Arthur C. Clarke Award, 1994 // Роман

номинант
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 1994 // Роман

номинант
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第30回 (1999) // Переводной роман

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2000 // Зарубежная книга (США)

номинант
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2000 // Книга года. 4-е место

номинант
Sky Awards, 2009 // Самая популярная переводная фантастика (США; роман)

номинант
Премия Геффена / Geffen Award, 2016 // Переводная книга НФ (США)

Похожие произведения:

 

 


Лавина
2003 г.
Лавина
2003 г.
Лавина. Алмазный век
2008 г.
Лавина
2019 г.

Самиздат и фэнзины:

История будущего
2015 г.

Издания на иностранных языках:

Snow Crash
1992 г.
(английский)
Snow Crash
2011 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Взялась читать, потому что в основу интриги положено фантастическое допущение из области лингвистики. Допущение — к чести книги — вполне здравое и научное. Современная лингвистика, действительно, не может дать подробного ответа на вопрос, как маленьким детям удается так быстро усвоить естественный язык, когда у взрослых людей на это уходит столько сил — а результат обычно более чем скромный. Поэтому естественно предполагать наличие некоторой врожденной языковой способности, каких-то «глубинных структур», которые срабатывают всего один раз. Пока остается без ответа и такой вопрос: как естественный язык развился до своего современного состояния. Так что второе предположение, согласно которому раньше язык сильнее обуславливал мышление и поведение, также правдоподобно. Другое дело, что если похожая ситуация и имела место, то гораздо раньше в истории человечества, чем в IV-III тысячелетиях до н.э. Шумер, с точки зрения эволюции, — это вчера, ну, в крайнем случае, позавчера. Но фантастическое допущение на то и фантастическое допущение.

А теперь про то, почему — несмотря на научные достоинства — не могу поставить больше 6. Композиция книги сразила меня наповал. Повествование собирается из текстов двух типов.

Первый тип — «движуха». Все куда-то бегут (или едут, или лезут, или стреляют. Или все одновременно). Подробно описываются интерьеры, на фоне которых происходит действие, и технические «примочки», а также звуковые, визуальные и деструктивные эффекты, которые они вызывают. Но ни фига не понятно, что же на самом деле происходит.

Второй тип — «пояснение». Это практически платоновские диалоги, в ходе которых постепенно выясняется, что происходит и в чем суть. Но по стилю это Википедия.

Куски первого и второго типа грубо склеиваются между собой. Единственный принцип — соблюсти баланс и вставить «пояснения» ровно тогда, когда читатель устает от необъяснимости «движухи» и вот-вот отложит книжку. А потом — вставить «движуху» ровно тогда, когда читатель заскучает над «пояснениями» и вот-вот отложит книжку.

Естественно, никакие сложные герои для этих типов повествований не нужны. От них требуется успевать за собственными девайсами, когда разворачивается движуха, и задавать «поощряющие» вопросы, когда разворачивается пояснение. GrandDuchess тут охарактеризовал ГГ как «апофеоз бродилок» и увидел в этом проявление авторской иронии и самоиронии. Я что-то не верю в подобную художественную изощренность Стивенсона. Думаю, оно само так получилось, потому что это не герои в полном смысле слова, а функции типов повествования.

Что же касается не-героев, второстепенно-условных помощников, то тут и вовсе развесистая клюква: добренькая мафия, последний оплот гуманизма, и кагэбэшники-сектанты на ядерной подлодке. Про байкера-алеута и пятнадцатилетнюю красотку, которую так и не изнасиловали, даже говорить не хочу.

И еще одно наблюдение, которого, кажется, никто еще не сделал. Вирусная концепция религий и передачи информации очень напоминает то, что Докинз пишет про мемы. У меня даже возникло предположение, что Стивенсон придумал всю книжку, обратив внимание на сходство термина «ме», обозначающего нечто невразумительное в шумерской религии, и термина «мем», введенного Докинзом в книге «Эгоистичный ген», однако подтверждения этой гипотезы мне сходу найти не удалось.

Оценка: 6
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот так- читаешь отзывы и начинаешь сомневаться в качестве перевода! Или безумная привлекательность этой книги «потеряна при трансляции»?

Начну с подзатыльников в адрес профессионалов. Почему если снег (Snow) и рухнул (Crash) то сразу лавина? а где воображение? этоже фантастика в конце-концов?

Со слов самого Автора — (В Начале Была ... Командная линия) ранние Макинтоши при сбоях начинали выдавать в тарабарщину которая напоминала технический снег или помехи на экране поломанного телевизора. отсюда название-Snow Crash (Snow/СНЕГ, Помехи и Crash/Крах,Сбой,Грохот Снег- кроме всего прочего — кокаин или героин и -Crash- в таком случае полный отъезд мозгов от оных снегов.)

А что если вы можете воспринимать эту тарабарщину как информацию? как в «полтергейсте»-«читать» экран? и переводя в аналог компьютерных терминов — в двоичный код 0=белый, 1=чёрный это была бы способность особый людей считывать такие помехи с экрана в двоичном коде.

Стивенсон поражает своей непосредственностью, а что если читатель не «панкует», кибер-терминов не поймёт и специфический юмор не оценит? Как и Анафема, книга рассчитана на... если вам понравился Диптаун вам понравится и Метавёрс. если вы не знаете о Диптауне, но порой с ностальгией вспоминаете как в Солярисе травили демонов то эта книга для вас.

История в основном о Хиро «Герое»(H-i-ro «Protagonist» / Г-и-рой «Герой», очь смешно), хакере, секретном внештатном агенте доставляющим пиццу по вызову, и делящим жилплощадь (рентованное отделение хранилища) с культовой звездой рока Виталием Чернобылем. у Hiro есть диван-кровать, два коллекционных Японских меча, и компьютер, к которому он практически всё время подключён чтобы находиться в Метавёрсе (Метавселенной), и где он самый лучший в мире боец на мечах.

Когда-то Hiro был основоположником или основным программистом участвовавшим в создании Метавёрс, и часто этим пользуется дабы добывать и перепродавать оперативную информацию. Он становится свидетелем того как его старый приятель Давид, неверящий в собственную уязвимость, при прочтении текста закодированного в двоичном коде получает порцию вируса Snow Crash (Снежный улёт или все таки Лавина). Снег сжигает его мозг в реальном мире и делает из него «овощ». Старая и новая подружки Hiro помогают ему начать расследование, а мафия и независимые заинтересованные корпорации время от времени обеспечивают либо группы поддержки либо интересными программками, либо пулемётом с ядерными иглами. в результате крах цивилизации будет предотвращён

Другие главные действующие лица:

эмансипированная курьерша Y.T. (yours truly Y.T.= искренне ваша И.В.) И.В.а — язвительная, блондая, сногсшибательная и умная, прежде чем стать партнёром Hiro и талисманом удачи, становится причиной его аварии(что тоже сrash)

Raven (Ворон) — антагонист лучший в мире гарпунист алеут с подозрениями на мутации. Он отомстил бы Америке за ядерные испытания на Амчитке, взорвав в америке ядерную торпеду которую украл с русской подводной лодки и таскает с собой, но, как мне кажется если бы от хотел отомстить, то уже бы это сделал. бам и всё. Больше всего по описанию Ворон напомнил мне Лин-Чу из «охотников». Такой кровожадный симпатяга, разве что на спицах не вяжет. В конце книги раненый Ворон удирает от мафии на украденном пицце-мобиле пока медики-мафии оказывают своему «дядюшке» помощь

С первых страниц, понятно что книга написана с немалой долей юмора, сатиры и уморительных аллегорий. Hiro Протагонист не просто герой- это апофеоз всех бродилок сыгранных автором, ныряющий из реальности в виртуальность и обратно и рубящий аватары на своём пути. Мир близкого будущего где городские кварталы самоуправляются Хозяином, и где «мафия- друг человека, выбирайте мафию», где корпоративная полиция делает вид что не видит машины несущиеся с мигалками по запасной линии (а вдруг там мафия), и где в чужой район лучше не попадать если не на броневике (вам ничего не напоминает? посмотрите внимательно на год выпуска книги)

До слёз хохотала над войной Джиков(таджиков), Hiro и У.Т. (Зачем смеёся насяльника).

Ну, киберпанк, но очень весёлый и живой, порой даже слишком. Заслуживает приличного перевода и чтения. Интересная деталь — герой рисует свою метавёрс не где-нибудь, а в флатландии. а кто знает где у нас флатландия, получает зачёт

Оценка: 10
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В старенькой, 1976 года выпуска, «молодогвардейской» антологии американского фантастического рассказа «И грянул гром», в предисловии к рассказу Роберта Шекли «Потолкуем малость» составитель заявил, что «лингвистическая традиция в американской научной фантастике стремится показать колоссальные возможности и силы, скрытые в языке, слове, знаке». Можно подумать, ну какие там возможности, какая там глубина у такой узкоспециализированной темы. Ан нет. Может быть, вершинами фантастического жанра как раз и являются произведения, так или иначе показывающие скрытые возможности языка: «Роза для Екклесиаста» Роджера Желязны, «Честность – лучшая политика» Джона Гордона, «Пассажиры с пурпурной карточкой» Филипа Фармера, «Вавилон-17» Сэмюэля Дилэни, «72 буквы» Теда Чана, «Декрет об отмене глагола» Евгения Лукина, «Бубен нижнего мира» Виктора Пелевина… [Кстати, в журнале «Если» (№ 5 за 2003 год) напечатана статья Надежды Маркаловой «Языки, что владеют людьми» – как раз о лингвистической НФ].

Не перестаю удивляться, как Стивенсону удается так ловко сочинить увлекательный сюжет, да еще и намешать в него всяческой технической-фантастической мишуры, и притом чтобы книга все равно читалась запоем?

Да, есть там еще виртуальная Метавселенная, сильно-сильно напоминающая так полюбившийся фэнам Диптаун производства Сергея Лукьяненко. Только вот «Лавина» лет на пять раньше написана была.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мир, как мы его знали, кончился. Теперь мира два. Дымящиеся руины государств и двунадесяти эллинов с иудеями разбились на жилые квартала с вооруженной охраной и сети франшиз, которые бьются за потребителей качеством продукции, скоростью доставки, отстрелом нерасторопных курьеров и ковровыми бомбардировками конкурентов. Выше руин царит виртуальная красота Метавселенной, куда при первой возможности юркают потребители, курьеры, менеджеры и хозяева франшиз. И эти два мира тоже кончатся вот-вот. Их снесет лавина, в виртуале выглядящая как экранчик с помехами, выжигающими мозги самым ушлым хакерам, а в реальности – как миллионы иммигрантов, впавших в довавилонскую простоту и целеустремленность, во главе с диким байкером-алеутом, в башку которого вживлен запал водородной бомбы. Спасти оба мира могут только два идейных лузера и по совместительству шустрых курьера в спецкостюмах – полунегр-полуяпонец-суперхакер с самурайскими мечами и белая нимфетка на скейте.

«Криптономикон» Стивенсона меня в свое время привел в буйный восторг. Дальше я решил проявить революционную выдержку: не бросаться на свежеизданного «Анафема» и прочую роскошь, а знакомиться с товарищем по порядку, с самых ранних книг. «Лавина» вышла в 92-м, вот и.

Я с юных лет люблю панк и с тех же примерно пор недолюбливаю киберпанк, который, как у нас, у дураков, принято, знал в основном в перепевах Рабиновичей типа Лукьяненко и Васильева. «Лавина» должна была эту нелюбовь укрепить. В пересказе она выглядит как возмутительный трэш, в большинстве извлеченных наугад фрагментов выглядит как совсем возмутительный трэш, гипернасыщенный к тому же сложносоставными телегами на тему мифологии, лингвистики и прочей психопатологии (которые я как раз обожаю, но в полемическом задоре обойду сей момент стороной). Герои тут архетипичны до издевательских пузырей: мафиозо сверкает ботинками, пробором и бритвой, американские федералы принимают душ в черных очках, таджики бегают толпой, из украинца сыплются соли стронция (тут я привираю, но совсем немножко), а главных героев зовут, соответственно, «Герой Протагонист» (это имя и фамилия) и «И.В.», что значит «Искренне Ваша» (это ник).

При этом написана «Лавина» преимущественно в настоящем времени («Он стреляет» вместо «Он выстрелил»), чего я вообще терпеть не могу.

В общем, чего тут круги нарезать. «Лавина» — роман невероятной насыщенности, крутизны и мастерского куража. Он здорово и ветвисто придуман, роскошно сделан, богемски точно раздут в необходимых местах и отрихтован брыльянтовым надфилем по всей поверхности.

Отдышусь – упаду в «Алмазный век».

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мир будущего Америки, мир франшиз, гиперинфляции и Глубины (шучу, Метавселенной). Хиро Протагонист, Главный Герой, негрокитаец-программист мастер вледения мечами, а также искренне ваша И.В., молодая девушка-курьер, разъезжающая на продвинутом скейте и гарпунящая машины, чтобы передвигаться по городу составляют основу сего произведения.

В книге много забавных моментов, начиная от доставки пиццы в определенный срок (иначе сам Дядушка Энцо полетит извиняться перед клиентом, а он этого не любит) и мужика разъезжающего на мотоцикле с ядерной боеголовкой в коляске заканчивая Плотом из тысяч кораблей, плотов и яхт, который движется течением по миру как большая помойка, перемещая вместе с собой мигрантов, и фондом туалетной бумаги с тысячей условий для большей толерантности в органе госкорпорации. Но об этом забавно рассказывать, читать далеко не всегда.

Понравилось представление мира, программистская составляющая книги вовсе не так дурна, иногда можно улыбнаться, интересная идея Вавилонского столптворения и сочетание умных людей с полнейшим абсурдом, который их окружает. Понравился диалог Хиро с Библиотекарем (этот момент на самом деле очень вытягивает всю книгу, там вся суть). Класный и продуманный мир Метавселенной.

Не понравилось представление об угловатых безумных русских, но это нормально для 1992 года. Ну не воспринимают программисты бинарный код на подсознании, даже если всматриваться в него не воспринимают, даже разобрать его нельзя без моральных затрат, так что не уверен, что вирус можно было бы внедрить вот так, показав сочетание нулей и единиц. Не понравилась какая-то несформированность людей. Хиро то мастер клинков, то забывает выворачивать кисть во время удара. Не понравилась затянутость, порой все описывается очень подробно и нудно, становится скучно читать и даже забываешь о чем сейчас речь, да и порой кажется, что автор взял список самых абсурдный вещей до которых он мог дотянуться во время написания книги и вставлял их в текст не задумываясь об их связности.

Оценка: 6
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Неблагодарное дело писать отзыв о произведении писателя, знакомство с которым, по факту, этим самым произведением и ограничивается. Тема киберпанка в литературе никогда особого пиетета у меня не вызывала. «Нейромант», несмотря на наличие увесистых литературных наград, в том числе дуплета из двух высших Небьюла и Хьюго, показался, чем-то заурядным и скучным. Да, в 1984 году произведение Гибсона читалось и виделось совершенно по другому. Однако, выросшим на культурном пласте Матрицы, сюжетные находки одного из её же (матрицы) литературных прародителей покажутся чем-то вторичным и пошлым.

В своем романе Стивенсон постарался выстроить картину мира будущего, где некогда могущественные государства ушли в тень, уступив место франшизам крупных корпораций, со своими органами правопорядка, законами и жесткими нормами корпоративной этики. Начинается история с почти гротескной сцены доставки пиццы главным героем Хиро Протагонистом. Имя главного героя будет бесить на протяжении всего повествования. Авторскую логику еще можно было бы понять, если бы вместо Л. Боба Райфа (о нем чуть позже) был Бэдгай Антагонист, а вместо И.В. (о ней тоже) Гудгай Гёрл. За оригинальность пятерка, но больше похоже на обычный выпендреж. Но вернемся к главному герою Хиро (ох, экономика должна быть экономной…), который работает на некоего дядюшку Энцо в качестве развозчика пиццы. Если данное занятие кажется вам чем-то задротским и недостойным для уважающего себя индивида – учтите, что доставить заказ дядюшки Энцо самое важное событие в вашей жизни. Опоздайте хоть на несколько секунд и вышеупомянутому хозяину франшизы придется лично извинятся перед клиентом, с последующим финансовым возмещением доставленных вами неудобств. Что же до вас, то самое важное событие в вашей жизни станет в ней же последним.

Но основная часть истории будет крутиться не вокруг доставки пиццы. В одном из клубов метавселенной, виртуальной реальности населенной аватарами реальных людей, появляется некий новый вид наркотика сноукрэш или лавина, попробовав который приятель главного героя теряет контакт не только с виртуальной, но и настоящей реальностью. Ровно до этого момента казалось, что перед нами увлекательнейший фантастический технотриллер, который словно новенький Bugatti Veyron рванет в пучину сюжетных поворотов. Увы, ничего подобного здесь нет и в помине. Скажу даже больше, крайне редко мне доводилось читать настолько занудный, вязкий и переполненный деталями текст. Увы, у меня уже не так много возможностей проводит за книгой по несколько часов к ряду. Читать приходится урывками по 30-40 минут, либо в метро, либо дома на пороге отхода ко сну. Тут и кроется одна из главных проблем романа Стивенсона, а именно эффект «выпадения из текста», когда буквально не понимаешь, почему герой пришел к тому или иному выводу или как оказался в том или ином месте. Честное словно, пересаживаясь с одной станции на другую, мне не раз приходилось отматывать книгу на 5-10 страниц назад, потому что я реально не мог понять, где и почему находятся в данный момент её персонажи. Частично виной тому явился и сам сюжет, где действие то и дело перескакивало от одного героя к другому. Да, чуть не забыл, помимо вышеупомянутого Хиро, в романе есть и другое действующее лицо, юная доставщица по имени И.В. Не буду раскрывать, что именно значат эти инициалы, к тому же, на сюжет это никак не влияет. Остановлюсь на том, что в данная девушка будет помогать главному герою в поисках ответов: иногда самостоятельно, а иногда в тандеме с ним.

Звучит смешно, но самая увлекательная и, без дураков, интересная часть истории – это серия диалогов Хиро и компьютерной программы Библиотекаря, помогающей главному герою выбрать правильное направление поисков. Раньше я очень сильно увлекался мифами народов мира, в особенности мифами древних цивилизаций. Читал я и мифы древнего Шумера. Энки, Энлиль, быстроногий Лугальбанда и блистательный Гильгамеш – эти имена уже были знакомы мне, как и библейский миф о вавилонском столпотворении. Но честно скажу, Нилу удалось удивить меня и заставить задуматься. Вирус, в общепринятом понимании имеющий биологическую основу и атакующий здоровый организм, здесь представлен в форме лингвистического кода атакующего человеческий разум. Слово, не как отражение мысли, а наоборот нечто её (мысль) формирующее. Очень интересно и любопытно. Одна беда, порой хотелось взять скальпель и буквально вырезать эту часть истории из того занудного болота, в котором она вынуждена находится.

Л. Боб Райф, тот самый злодей, что вознамерился использовать древнее знание для своих корыстных целей. Построив для этого настоящий библейских плот, он принялся вербовать адептов своей новой религии. Скажу честно, на словах это звучит намного интереснее, чем в романе. Помимо откровенного занудства Нилу удалось отметиться и не менее откровенной клюквой чуть ли не времен дедушки Рейгана. Да, те самые злые русские и, к тому же, православные фанатики непонятной национальности, будут составлять костяк злодейской свиты нашего плохиша. «Я узнала в нем русского по угловатой физиономии». Да, Нил, мы такие. Чем угловатее лицо, тем проще управлять запряженной тройкой бурых медведей…

Крайне интересный, в плане идеи, роман, который так и хочется подвергнуть существенной редакторской правке. Зануднейший, перегруженный деталями и махровым шовинизмом сюжет об истории вирусов древности. Природа мифа, как закодированного послания будущим поколениям. Читать или нет? Советую кинуть монетку.

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Как мы знаем, что небо существует и что оно голубое? Знали бы мы небо, если бы не было для него названия?… Язык и мышление два названия одной и той же вещи». Как мало мы задумываемся над тем, какие потрясающие возможности дала нам Природа, наделив даром Слова, и насколько наше восприятие мира и образ мыслей зависят о того, как и на каком языке мы говорим и думаем.

Но еще более удивительно, что Слово — этот главный инструмент Человека в его общении с миром и самим собой — так редко становится предметом исследования писателей, для которых это самое Слово, Язык — главный инструмент творчества. На ум сразу приходит, пожалуй, только «Вавилон-17» Самюэля Дилэни, но там все же акцент был сделан на структуру Языка и через нее — на возможности влияния на поведение человека.

Стивенсон идет много, много дальше, исследуя взаимосвязи поведения и языка на протяжении тысячелетий, углубляясь в историю Человеческой цивилизации и религий, когда только появились первые письменные памятники. Ему удалось разработать просто восхитительные трактовки возникновения всем известных историй о Рае и об изгнании Первых Людей, о Вавилонской башне и ящике Пандоры, и гармонично вплести их в современные лингвистические теории и теории компьютерного программирования. Трактовки, то уносящие нас во времена Шумер, то возвращающие в созданный Стивенсоном постапокалиптический мир мини-государств, мафиозных разборок и очередного всеобщего заговора, то выбрасывающие в виртуальную Метавселенную со странными законами и традициями, то отправляющие в глубины Космоса, где ищет новые жертвы таинственный Метавирус.

И все это происходит на фоне, выписанном отдельными размашистыми мазками: мчащиеся по реальным и виртуальным дорогам мотоциклы и скейты, совершающие абсолютно невозможные трюки, мрачные изолированные поселения, рок-концерты под разрушенными мостами, черные вертолеты, катера и яхты, оружие самого невообразимого вида и огромный, дрейфующий в океане Плот из полуразрушенных судов. Под стать такому фону и персонажи: «благородный» герой — секретный агент и, так по-современному, хакер Хиро, но с обязательным знанием боевых искусств и двумя самурайскими мечами за плечами, юная девица, решительная и самоуверенная, естественно, красавица и умница, маленькая секс- бомбочка И.В., взрывающаяся в самый ответственный момент в самом центре вражьего гнезда. И, конечно, главный злодей — Ворон, умеющий не только стрелять и гонять на мотоцикле, но и метать стеклянные ножи и бамбуковые копья, обгонять волну на примитивном каяке. И ведь это только основные герои, а есть еще очень много всяких других неприятных личностей — бандитов, наркоманов, религиозных фанатиков, мафиозных боссов. И все это порой больше напоминает комикс — погони, покушения, перестрелки, морские сражения вспыхивают, как отдельные картинки.

Но, самое удивительное, такое смешение научных теорий, боевика, шпионского триллера, психологической драмы, киберпанка и много чего еще, ничуть не вредит роману. Получается просто восхитительная смесь с богатым «вкусом» и калейдоскопом впечатлений. Причем с последним Стивенсону удалось не переборщить. Всего оказалось в самый раз: и действия, и размышлений, и тонкого юмора, и намеков. А также крови, секса и виртуальной реальности.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Истории про «крутых сукиных сынов» всегда были и будут в моде. И у каждого поколения они свои. Когда в конце 80-х — начале 90-х эпоха Шварценеггеров-Сталлоне стала понемногу перемещаться к своему закату, на сцену вышли другие герои. Полумифические хакеры, на которых переключилось внимание ФБР с наркобаронов и шпионов (тут я, конечно, утрирую, но трудно отказаться от такого сравнения), взламывающие все что можно и перегоняющие себе на счета миллионы — вот он, новый пример для подражания. Может и поэтому расцвет киберпанка пришелся именно на эти годы — кому не понравится герой, назовем его прямо — Хиро Протагонист, одной рукой создающий виртуальные вселенные, а другой — воюющий самурайскими мечами. Все это я написал к тому, что при всех недостатках романа Нила Стивенсона, его главный герой крут настолько, что не может не понравиться — к тому же, создать героя, на которого хочется быть похожим — это большая удача любого автора. А недостатков, при всей моей любви к Стивенсону, в этом романе куча — очень тягучий сюжет, затянутая теория информационного вируса, номотивированные, а попросту говоря, глупые поступки героев и так далее. По сути, для меня, этот роман держался только на противоборстве двух персонажей — Ворона и Хиро, все остальные, ну может за исключением И.В., лишь декорации, причем из дешевого театра. Если честно, это и главный вопрос романа — что сильнее — крутое добро или мегакрутое зло? Что бы это узнать надо всего лишь прочитать «Лавину» или посмотреть любой из американских боевиков двадцатилетней давности.

Оценка: 6
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман категорически не рекомендуется. Наличествует полный набор глупых подростковых анимэ-штампов, как то: супергерои-нинзя, мочилово на мечах, крутая девочка-скейтерша, мафиозный босс (лапочка и милашка), виртуальная реальность и крутой хакинг.

Но убивает не это, а астрономические количество фактологических ляпов. Такое ощущение, что автор поленился даже открыть энциклопедию, и сочинял сведения о лингвистике, истории и религии на ходу, высасывая из пальца.

Возможно, я что-то не понимаю, и анимешный жанр намеренно подразумевает фактологическую нелепицу и тупость, но в таком случае нужно честно предупреждать на обложке, что это книга-мультфильм.

Оценка: нет
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

1992ой год. Ещё недвано, Гибсон нёс ахинею про Виртуальную Реальность, Чёрный Лёд и вуду, горядсь тем, что не знает, как работает компьютер. А тут — образец того, как НАДО писать киберпанк. Одна из фраз в книге, которая очень хорошо её описывает, говорит о том, что настоящие хакеры, когда хотят что-то сделать, работают не в Metaverse, местной Виртуальное Реальностью, а с плоским дисплеем, просто редактируя текст, код программ. Стивенсон, как и в других своих книгах, разобрался в предмете, прежде чем начинать писать, и получился вполне себе научно-фантастический роман. Да, наука в романе местами может вызывать вопросы, но тем не менее она достаточно непротиворечива сама себе и реальному миру.

Впрочем, несмотря на то, что Snow Crash — один из самых известных романов Стивенсона, надо учесть, что это всё же его довольно раннее произведение, поэтому в нём присутствует некоторая неулюжесть изложения, как и в Криптономиконе, которая менее заметна в Diamond Age и совсем пропадает в Барочном Цикле.

И инфодампы. Да, Стивенсон любит инфодампы, нарочитые, и наверняка вызывающие у многих раздражение, особенн когда они страниц на 20 прерывают действие. Но меня они полностью устраивают, ибо достаточно интересны, и показывают, что автор изучал тему, а не просто слагал слова от балды, как большинство.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как всегда у Стивенсона, неровно. Местами читаешь с удовольствием, местами с раздражением. Поначалу сильно не понравился неудачный стиль повествования — но как только автор перешел к обычной манере изложения, пошло сильно лучше. Ну и с «дивным новым миром» автор сильно переборщил. Так что во многих смыслах получился «написанный мультфильм» — ярко, красочно и без особого смысла.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Из отзывов я вынес мысль о том, что Сергей Лукьяненко вдохновлялся «Лавиной», когда писал «Лабиринт отражений». «Лабиринт» я читал довольно давно, однако у меня не сложилось впечатления, что это близкие по духу книги. Хотя, безусловно, откуда что растет, видно хорошо.

Вообще, надо сказать, что «Лавина» — непростая книга. Я начинал ее читать с чувством недоумения, которое хорошо отражает замечание моего коллеги, которому на глаза попалась первая страница: «какой-то совершенно жуткий текст». И первое время именно такое ощущение крепко сидит в голове. Признаюсь, был момент, когда я собирался отложить «Лавину». Но не отложил.

И несколько внезапно роман не то чтобы изменился, а как бы приобрел фундамент и из «какой-то футуристичной витруально-реальностной хрени с ощутимым налетом дури» стал превращаться в серьезную книгу. Собственно говоря, автор добрался до изложения принципов своей идеи, раскрутил ее — и стало интересно. Теперь уже книга отталкивалась от этой идеи и, совершенно изменив мое к себе отношение, вполне бодро вырулила на финал. Детали я раскрывать не буду, скажу лишь, что получилось, на мой взгляд, вполне увлекательно.

В целом, Стивенсон пишет не без риска потерять читателя на пути к финишу, однако нельзя отказать ему в определенном, возможно, неочевидном на первый взгляд очаровании и способности сочно преподнести интересную задумку. «Лавину» можно назвать какой угодно книгой, но совершенно точно она не является книгой пустой и глупой.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я тоже хочу присоединиться к тем,кто выразил свой восторг по поводу этой книги!

Просто великолепно по моему!Особенно если учесть,что написана она в 1992 году,когда интернет ещё только задумывался.Возможно,что ныне существующая сеть только промежуточный этап и описываемая Метавселенная ещё и будет реализована именно так,как это показано у Стивенсона.

А насколько яркий мир он создал,вроде бы та же самая Земля и временной разрыв не так велик,но как всё изменилось! Укреплённые города-франшизы,Мафия в роли самого надёжного подрядчика у государства,гигантский Плот,видимый из космоса.Не менее ярки и колоритны и персонажи:один инфернальный алеут со своим гарпуном чего стоит! Ещё меня поразила сама концепция мегаоружия под названием «Разум»,это ж надо такую жуткую штуковину измыслить!!Вроде бы тот же пулемёт,но какой!!Будь такой у Шварценеггера,Хищник бы точно далеко не ушёл,несмотря на дьявольскую маскировку и прочие инопланетные штучки.

Лингвистическая составляющая,экскурсы к древним шумерам и сама идея о древних богах-программистах и хакерах одновременно,тоже выписана весьма увлекательно,и,что очень важно,логично...

Теперь я понимаю,почему Брюс Стерлинг,сам не последний автор в США,в аннотации называет Стивенсона «лучшим фантастом Америки».Один из лучших,это точно!

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Лавина» оставила двойственное впечатление. С одной стороны, книге присущ динамизм и неплохая идея. С другой стороны, в ней полно «ляпов» и нестыковок, что вызывает ощущение того, что книга была написана «в Попыхах». К тому же сам сюжет реализован с помощью банальных приёмов (неизвестный скейтер, прицепившейся к машине Хиро, оказывается (вот неожиданность!) молоденькой симпатичной девчонкой, «заклятый» друг Да5ид, когда-то увёвший любимую женщину, приносится в жертву вирусу для демонстрации возможностей оного (всё равно не жалко!) и т.д.). Известное правило «если в первом акте на стене висит ружьё, в третьем оно должно выстрелить» попрано: термоядерный заряд, связанный с жизненными функциями Ворона, которым (зарядом) читателя пугали в первой трети книги, в финале забыт и похоронен (Ворон беспрепятственно гибнет, но Армагеддец не происходит). Или, к примеру, по пути на Плот Хиро получает автоматный заряд «в плечи»: автор декларирует переломы ребер и повреждения внутренних органов, но это быстро забывается, и в дальнейшем герой прыгает «как новенький». Не всё гладко и с мифологией: в самом начале главы 30 указывается, что «богиня Ашера, она же Иштар». В главе 42 — «Инанна — персонаж шумерской мифологии. В более поздних культах изветна как Иштар, или Эстер», причем подразумевается, что Ашера и Инанна — антиподы. Но самый грандиозный «ляп» — в главе 3: «...кольцо Стрита охватывает по экватору черную сферу С РАДИУСОМ ЧУТЬ БОЛЬШЕ 1000 КМ. Получается, что ДЛИНА СТРИТА РАВНА 65 536 км...». Всякий, кто привык к классическому L=2*pi*R, оценит «юмор» автора.

Тем не менее, в книге хватает юмора и без кавычек. Только этим она и радует.

Оценка: 6
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Местами неплохо, но всё, что касается виртуальной реальности, не мог читать без смеха сквозь слезы. Начиная с неплохой завязки, к финалу скатывается в лютый, бешеный трэш.

Извините, что пнул вашу священную корову ;)

Оценка: 4


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх