FantLab ru

Нил Стивенсон «Лавина»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.08
Оценок:
1286
Моя оценка:
-

подробнее

Лавина

Snow Crash

Роман, год; цикл «История будущего»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 73
Аннотация:

Мир недалекого будущего, расколотый на сотни мелких государств, соседствует с миром виртуальным, объединенным в компьютерную Метавселенную. И тут и там не прекращается война за «Лавину» — наркотик счастья в мире настоящем и старейший из вирусов, какой угрожал когда-нибудь миру виртуальному!

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Большая премия Воображения / Grand Prix de l’Imaginaire, 1997 // Роман, переведённый на французский

лауреат
Премия "Озон" / Prix Ozone, 1997 // Зарубежный НФ роман (США)

лауреат
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2000 // Зарубежный роман года

лауреат
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2000 // Научная фантастика (США)

лауреат
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 2001 // Зарубежный роман (США)

лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2003 // Книги — Лучшая зарубежная фантастика

лауреат
"Сталкер" / Stalker, 2004 // Переводной роман (США, 1992)

Номинации на премии:


номинант
Прометей / Prometheus Awards, 1993 // Лучший роман

номинант
Премия Артура Ч. Кларка / Arthur C. Clarke Award, 1994 // Роман

номинант
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 1994 // Роман

номинант
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第30回 (1999) // Переводной роман

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2000 // Зарубежная книга (США)

номинант
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2000 // Книга года. 4-е место

номинант
Sky Awards, 2009 // Самая популярная переводная фантастика (США; роман)

номинант
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2016 // Переводная книга НФ (США)

Похожие произведения:

 

 


Лавина
2003 г.
Лавина
2003 г.
Лавина. Алмазный век
2008 г.
Лавина
2019 г.

Самиздат и фэнзины:

История будущего
2015 г.

Издания на иностранных языках:

Snow Crash
1992 г.
(английский)
Snow Crash
2011 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Надо сказать я не очень знаком с киберпанком и всеми его проявлениями в принципе и поэтому могу неправильно воспринимать те или иные допустимые огрехи жанра, которые мне встретились в этом произведении Стивенсона.

Мир не проработан от слова совсем. Как человечество дошло до такого? На чем зыждется пусть и хромающая,но экономика? Чем занимаются корпорации Мафии кроме продажи пиццы и подержанных автомобилей? Чем занимается корпорация мистера Ли, кроме продажи гражданства и отелей? Есть ли централизованное правительство, а если нет, то какое то соглашение между корпорациями? — какой то намек на список ограничений должен существовать, иначе франшизы,размеренная жизнь, Метавеленная не смогут существовать в полной анархии, которая неминуема при таком раскладе.

Кстати о Метавселенной. На момент прочтения идея подобного рода симулятора реальности обыденна — мы живем в веке,где ВР уже реальность. Но представляю эффект от такой фантазии в далеком 1992, когда обычный ПК был пределом мечтаний. И что же делает автор, вместо того чтобы красочно описать возможные локации Метавселенной, пошатать героя по различным 'зданиям', создать ему виртуальные приключения? Он скучнейше описывает Стрит,средство передвижения по нему и одно единственное здание. Ах да, в дальнейшем в повествовании появляется также автоматизированный 'Гугл' — что в принципе неплохо, нe веди с ним ГГ такой топорный диалог,что читать больно.

Прерывистый темп повествования; абсолютно рваная временная линия — между абзацами может пройти минута, а может две недели; ненужные детальные описания чего бы ни было; шаблонные герои,не особо вызывающие сочувствие или симпатию — все это черным ковром ложатся на единственное светлое пятно этого романа — идею лингвистического вируса,с ранних времен заразившего человечество.

Алмазный Век стоит на полке, и я не знаю браться за его чтение или нет.

Оценка: 3
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сразу оговорю, что киберпанк — не совсем мой конек. В багаже есть две трилогии Гибсона и его же рассказы, да и все на этом. И загадочная приставка пост- весьма интриговала, настолько, что я не раздумывая взял дилогию, первой частью которой и является этот роман.

И знаете, основные различия между поджанрами я, кажется, уловил. Там, где Гибсон серьезен до зубовного скрежета, Стивенсон напропалую разбрасывается тем, что сейчас принято называть «стёбом». Вроде бы и там, и там соблюдено правило «high tech, low life», правят корпорации, легализованы (или почти) наркотики, и вообще царит высокотехнологичный декаданс, но в «Лавине» у нас сицилийская мафия доставляет (почти буквально) пиццу, официальное правительство США параноидально в своем бессилии, почти стереотипные русские (и алеут!) и — целая очередь фриков. Хиро, И.В., Ворон, Рыбий глаз, Энг... Виталий Чернобыль!!! Кого мы тут только не видим. Кстати, Хиро как главгерой с одной стороны обезличен, с другой — карикатурно «переапан», И.В. типичная малолетняя бунтарка, Ворон — сверхпафосный гиперперекачанный антагонист. Все они яркие, но по большей части пустые. В действительности, мне показался более-менее человечным крестный папа Дядюшка Энцо, вот, наверное, и все.

Мир, пожалуй, лучшая составляющая романа. Хоть он и типичен для жанра, именно «несерьезности» автора делают его несколько оригинальным и интересным.

Сюжет, напротив, скачет, летает, подныривает под текстом. Был целый ряд ходов, предпосылки к которым я не увидел, возможно, по рассеянности, но, боюсь, что это все-таки авторские недоработки. Проверить можно повторным прочтением, но желания такого нет, и пока не предвидится. Вообще, насколько я могу судить, жанр подразумевает в большей степени визионерство, чем художественность. Нас заливают неоном, заваливают грудами пластика, мы ощущаем на вкус синтетическую пищу... но описывается это обычно очень простым (речь не о терминологии), невыразительным языком. Читая «Лавину» или «Нейроманта», трудно найти некие эстетичные художественные эпизоды или хотя бы отрывки. На дворе 21 век, мир катится в кибернетические тартарары, и в нем нет места для «красивостей» — только грязь, мрак, безысходность... и едкая ирония, если речь идет о посткиберпанке.

Еще хотелось бы упомянуть некоторые эпизоды, по большей части в заключительных главах, когда волосы на голове встают дыбом. Плывете вы себе в море саркастических оборотов, и вдруг выплываете в какое-то чуждое течение, пафосное и чересчур серьезное. Чуждеродное. Ворон, влюбленными глазами провожающий выкинувшую фортель в стиле Джеки Чана И.В. — это перебор. Черт с ними, с его ностальгическими воспоминаниями, но это... А как вам эпизод мотопогони Ворона и Хиро, сопровождаемый душещипательным рассказом об их родителях, волею судьбы оказавшихся... причем этот момент до этого вообще нигде и никак не всплывал — это бесполезный, бессмысленный, безжалостный deus ex machina. Причем такой, от которого жутко смердит Болливудскими фильмами. Интересно, задавался ли Стивенсон вопросом — а мечтают ли кибертеррористы о киберслонах, которые в эпизоде погони назойливо исполняли в моем больном воображении танец живота? И этот глупый, ненужный, пафосный эпизод, у которого все равно не вышло быть душещипательным — о Фидо, налаявшем на все законы робототехники и устроившем себе бессмысленный «Париж-Дакар». Или И.В., уделывающая половину местного ФБР... список большой и причудливый.

Ах да, конспирологам должна нравиться шумеро-нейро-вирусно-религиозная подоплека, хоть и она закручена несколько противоречиво.

Как ни парадоксально, но при всем вышеперечисленном книга затягивала. И пусть по большей части это объяснялось желанием узнать, чем все закончится, она все же свою роль выполнила — заняла читателя на несколько дней.

Странная, неровная, неограненная, непроработанная, но оригинальная и захватывающая книга.

Книга-фрик.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга далась мне непросто. У Стивенсона до этого читал только «Семиевие» и «Вирус «Reamde»».

Сейчас очень много говорят про метавселенную, Цукенберг и все дела. Решил, пора бы ознакомится с романом, в котором это словечко придумали и идею описали. При этом много читал в отзывах на Reamde, где люди говорили, мол, «Лавина» — в сто раз круче.

Ну, не знаю... Через начало пришлось продираться, т.к. завязка казалось очень уж абсурдной. В мире этого романа доставка пиццы стала одной из важнейших сфер в экономике США (!), поэтому её монополизировала мафия (!!). Если курьер опаздывает с доставкой, то глава мафии прилетает принести клиенту личные извинения (!!!), а ещё в спорных ситуациях мафия присылает к месту доставки огромный чёрный вертолёт с видеооператором, чтобы клиент не смог соврать и заказать бесплатную пиццу (!!!!). Очень уж абсурдно всё это звучит.

Особенно на фоне описания главного героя с самурайскими мечами (ещё и с прозвищем Хиро Протагонист), который и хакер и организатор рок-концертов, но и развозом пиццы зарабатывает. Было ощущение, что это какое-то аниме, причём стёбное.

Потом пошло как-то получше. Из главных персонажей очень понравилась И.В. — бойкая, смелая и не по годам шустрая девица. Кажется, сам автор почувствовал, что она получается более зрелой, чем Хиро и добавил эпизод где она учит его жизни и общению с противоположным полом:)

Огромный плюс — научно фантастическое допущение с «нейролингливистическим вирусом» и его привязкой к шумерским и иудейским мифам. Подача этой линии через некое подобие википедии с ИИ (Библиотекарь) местами утомительны, но самая идея того стоит.

А вот где абсурдно-пародийный стиль изложения сработал на 100% — так это в изображении работы гос.структур. Дурацкие правила, бесконечные проверки, инструкции о правилах закупки и использования туалетной бумаги — огонь. Это я как человек, много лет работающий в бюджетной сфере говорю))

В целом — роман не без недостатков, но интересный, с хорошим фант.допом и классной героиней (мужской Протагонист вышел похуже))

Поставил бы 6,5/10, но раз такой возможности нет — пусть будет 7.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Добрался наконец до одной из культовых книг киберпанка. Стало понятно чем вдохновлялся Лукьяненко, когда писал свой «Лабиринт отражений». Очень многие идеи и антураж очень похожи. А в целом это конечно Стивенсон во всей красе. Отличный экшен, все штампы и ходы киберпанка которые мы любим. Ну и Стивенсон не был бы Стивенсоном, если бы не воткнул в свой роман диссертацию по нужной теме. В Криптономиконе это, конечно, криптография, а здесь — лингвистика и шумерская мифология. Все отлично за исключением концовки. Все рояли выезжают из кустов и сюжет начинает напоминать индийский фильм. Разве что песен с танцами не хватает. А может это я так серьезно все воспринял, а это был такой тонкий стеб над штампами.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Лавина, которая накрывает в самом конце!

Итак, у меня в руках, а точнее в телефоне — книга, которая считается одной из столпов жанра киберпанк. Говорят, что Лукьяненко в своём Лабиринте отражений — пытался написать русскую Лавину. Эта воистину классика жанра, наряду с Гибсоном, Диком и Стерлингом заложившая... короче бла-бла-бла.

Я с уважением отношусь к обычной классике, той литературе, которую коллективным решением принято к ней причислять. Хотя некоторые произведения мне не заходят, вроде того же Над пропастью во ржи (возможно я читал не в том возрасте или перевод плохо передаёт её), большая часть классики — действительно достойна и прекрасно читается даже сейчас, несмотря на то, что она написана 70-100-150 или ещё больше лет назад. А вот с классикой новых жанров и субжанров у меня сложно, не знаю использует ли кто-то такой термин, но возьму на себя смелость назвать так фэнтези, научную фантастику, киберпанк, антиутопию и другие. Мне нравится Толкин, но кажутся наивными некоторые романы Золотого века фантастики. Мне нравится Замятин, но не  нравится Оруэлл. И так далее.

Вот и с одним из основоположников киберпанка, тем более столь распиаренным, вошедшим во всяческие списки маст-ридов — хочется быть аккуратным. Не воспроизвести чужой восторг и не создать общественно одобряемое мнение. Но при этом — не быть излишне строгим и предвзятым, в попытке объективно оценивать эту книгу. Я надеюсь вы не заснули на этом предесловии, так и быть я не буду его дополнять после прочтения, как я обычно делаю — иначе оно и вовсе растянется до нельзя.

Скажу честно, я уже немножко почитал Алмазный век, это вышло случайно — перед поездкой в Тагил к сестре в гости я скачал обе книги и просто открыл вместо Лавины его. Так что я чуть-чуть знаком с миром, но думаю, что в целом я никаких особых спойлеров не словил — ведь герои книг никак не связаны.

Хиро Протогонист. Главный герой, доставщик, хакер, бывший оперативники частной охраны и почти что самурай, у которого 2 острых катаны за спиной. Забавно, что в 2020 доставщики еды из ресторанов — стали действительно героями — не один Кодзима гений предрёк такое. Хотя наш Хиро не то чтобы прям герой, он скорее такой дауншифтер, не желающий работать на корпорации, ищущий острых ощущений и вкуса жизни. Для меня имя Хиро вообще вызывает ассоциации с культовым сериалом Герои, но представить милого толстячка в роли доставщика не выходит, поэтому мозг конструирует новый образ киберазиата. А ещё он наполовину негр, Стивенсон будто предвидел каким нужно делать персонажа, чтоб в конце 10х — начале 20х годов 21 века никто не обвинил его в том, что он пишет про белых цисгендерных мужчин.

Сразу скажу, что перед нами боевик с большим количеством юмора. Да, тут будет какой-то лингвистический вирус, про который в своём отзыве не написал только ленивый, но начало истории комично, до сюрреализма! Наш мастер на все руки выбрал работу на сеть франчайзинговых пиццерий Коза Ностра. Да-да, сеть реально мафиозная — чёртовы макаронники поняли, что крышевать, торговать оружием, грабить и держать бордели не столь выгодно,  как открыть франшизу. И главная фишка в том, что если доставщик не привёз пиццу за 30 минут, то его ждёт смерть, а клиента бесплатная пицца и извинения лично от Дона. Хиро такое по душе — ведь только риск смерти заставляет его ощущать себя по-настоящему живым! Тут я вспомнил Сушкоф, нашу екатеринбуржскую компанию, занимающуюся доставкой роллов и пиццы. Которая  одной из первых заявила, что привезет заказ во время или бесплатно, кстати,  весьма неплохо продаёт свою франшизу. Но надеюсь не убивает опаздывающих курьеров.

Почему в Калифорнии пиццу готовят абхазы для меня остаётся тайной... почему не армяне или грузины?

Ну а сосед Хиро по комнате — Виталий Чернобыль — это вообще бомбический прикол! Я бы сказал даже ядреный.  Украинские ядерные фазз-грандж группы — от одного этого термина мой ум зашёл за разум!

Правда из-за неудачного случая и эта карьера доставщика прерывается. Благо не смертью, а лишь увольнением. И чем же будет заниматься наш Протогонист? Ну, конечно, как истинный герой киберпанка — он будет лежать в своей грязной маленькой комнатушке, погрузившись в виртуальность — Метавселенную, как её назвал автор. High tech, low life! Всё по канону.

И.В. героиня книги, с которой наверно у нашего негроазиата что-нибудь закрутился. Она курьерша, а не доставщица — тут две большие разницы в мире Стивенсона. В отличие от вторых — первые ездят не на машинах. А на скейтбордах. Причём с хитрыми смарт-колёсами меняющими протектор для оптимального катания скейтера. Почему автор не догадался приделать к скейту литионные или, что ещё более футуристично — водородные энергетические элементы и не сделал доску самоходной — мне неизвестно, казалось бы — самое логичное, что можно придумать. Но нет — гораздо интереснее спецсредства для цепляния за машины, которые тянут скейтера вперёд. Загарпуненная машина, словно дикий зверь мотается туда-сюда, пытаясь сбросить прилипалу.

Мир микрогосударств и квазигосударств — кажется любопытным, но в него с трудом верится в наши дни, когда с одной стороны киберпанк в какой-то мере наступил, но никаких частных армий нет, криптовалюты так же осталось уделом узкой прослойки людей, да и среди владельцев не фиатных денег — многие никогда не использовали её как средство расчётов, а скорее как ценную бумагу, в которую надо во время вложить и во время слить, и мегакорпорации, которые должны были владеть миром — сейчас на грани раздела американским антимонопольным регулированием. Так что киберпанк оказался каким-то скорее госкиберпанком, как в Китае. Будущее, став настоящим с одной стороны оказывается чуть более интересным, но с другой чуть более скучным. Как говорится —  мы мечтали о левитирующих ховербордах, а получили электросамокат, как основное средство индивидуальной мобильности.

Метавселенная, по сравнению даже с Лукьяненковским Диптауном — выглядит немного наивной, менее проработанной. Хотя, понимая, что это писалось в начале 90х — надо сделать автору скидку и сказать, что в общем-то он технически грамотно подошёл к вопросу. Учтены такие детали, как прорисовка черт лица в Метавселенной, сложность передачи мимики и эмоций аватарами — какому-нибудь современному писаке, создающему очередной ЛитРПГ про игры — даже в голову не придёт задуматься об этом!

Мощный исторический подтекст вплетён в сюжет весьма изящно. Глоссолалия,  вавилонские боги, ессеи, фарисеи и сам Иисус! Всё это в киберпанковском мире недалёкого будущего среди корпораций, частной полиции, частных государств, и имплантов и виртуальной реальности — действительно интересный получается антураж.

Но да, по содержанию это всё-таки боевик, такой бодрый боевичок из 90х с погонями, перестрелками, пушками и бомбами. Включая даже водородную бомбу, которая у одного из персонажей в люльке мотоцикла! Потому, ощущение глубокого смысла местами есть, но в Терминаторе тоже ведь есть алармизм по отношению к ИИ, история о преданности и потере, да даже в бесконечном Форсажа, если уж говорить о современных работах — тоже какой-то смысл есть и может даже местами глубокий... Но никто не будет считать эти 2 фильма великими откровениями, после которых остаётся мощнейшее интеллектуальное послевкусие, появляются новые идеи и так далее. Так и Лавина, на протяжении долгого времени её чтения не кажется глубокомысленным киберпанком с мощной боёвкой, а скорее боевиком, пусть и со всеми этими научпоповскими и философскими моментами. Но потом, в конце нас таки накрывает. Все эти сопоставления кода, компьютера, программ с мирами и заклинаниями из древности — это заставляет крепко поразмыслить в перерывах между экшн-сценами!

Это определённо уже постмодернизм, иногда на грани театра абсурда. С одной стороны к концу мы видим, как линии сходятся, с другой — логика нам не всегда понятна, кто, что и зачем сделал, в чём мотивы, цели? Кто положительный, а кто отрицательный герой? И пусть боевик остаётся боевиком, за этим всем прослеживается не только киберпанковский антураж и научная составляющая. За этим всем есть жёсткая ирония на мир того времени, начала 90х,  рефлексия к его глобализации, капиталистическим ценностям. Ты начинаешь чувствовать, что у книги не двойное дно, а скорее тройное. И кроющееся между строк — оно даже более привлекательно! Кажется, что не все читатели этой книги его смогли увидеть и не потому, что не искали, может и пытались, но автор спрятал его на виду. Когда Ворон, один из ключевых персонажей, рассказывает о своей жизни, об истории, о том, что у него в общем-то нету долгосрочной цели, кроме одной, которую он, не очень и хочет исполнять — ты понимаешь, что вот оно. Это отражение апатичного общества, которое много чего пережило, но особенно и не горит желанием жить, просто существует себе и всё. Что-то делает каждый день, знает, куда пойдёт в пятницу, но даже и думать не хочет, где будет через год. Но даёт ли нам автор ответы в этом глобальном поиске смыслов?

На этот вопрос каждый для себя ответит сам, если между строк с экшн-сценами, всем этим сюрреализмом постгосударственного общества и другими вещами увидит что-то своё. Говорят, что фантастика должна быть в первую очередь литературой, а программист Стивенсон был всё-таки не совсем писателем, но не смотря на это — он сделал очень сильную книгу.

Я пока не знаком с другими патриархами киберпанка, но Стивенсон определённо заслуживает место в пантеоне классиков своего жанра!

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Чувствуется, что «Лавину» Нил Стивенсон писал примерно в том же расположении духа, что и «Вирус Reamde»: одинаковый градус безумия, вновь боевик с хорошим чувством юмора, опять безудержный экшн перемежается с научными лекциями. В «Вирусе», правда, был еще упор на технотриллер, в «Лавину» же завезли киберпанк. Много киберпанка.

В книге отмечается дисбаланс практически всего. Ураганное действие так резко переходит в научные лекции, что возникает ощущение, будто спотыкаешься на полном ходу. При этом описание перестрелок и погонь далеко не всегда четко можно вообразить. Лекции в свою очередь написаны суховатым языком, что создает сильный контраст.

При этом идея романа очень интересная: угроза всему миру посредством метавируса, созданного на основе шумерских технологий и поражающего не только компьютер, но пользователя. Тут вам и обилие исторических справок, и рассуждения о мифологии и библейских верованиях. Вот только на одной идее далеко не уедешь. От мировой угрозы не чувствуется напряжения, потому что с персонажами есть определенные проблемы.

Главный герой – Хиро Протагонист, имя которого сразу намекает на определенный уровень стебности персонажа. Хиро выглядит как лоскутное одеяло: он и крутой хакер, и боец на мечах номер один, и разносчик пиццы, и занимается музыкой, и много чего еще. Из всего этого цельный образ персонажа просто не складывается. Он словно герой компьютерной игры, аватар игрока, который сам по себе не особо впечатляет.

Чего нельзя сказать о его напарнице И.В. и об антагонисте Вороне. Первая очаровательна своей непосредственностью и безбашенностью. Второй вызывает интерес благодаря флеру безумия, его окружающего. Все-таки похождения гарпунщика-байкера-алеута, укравшего ядерную боеголовку у русских не каждый день увидишь.

Мне кажется, что «Лавина» более комфортно себя ощущала бы в формате аниме-сериала, там настоящее раздолье для всякого рода отвязных историй, а зрители видали и не такое. Между тем, отдельного упоминания заслуживает юмор романа: сцена разборок с джиками, а также момент с дентатой заставили посмеяться вслух.

В итоге роман увлекателен, но требует к себе особого подхода с особым настроением. Чувствуется, что автор еще только разогревался и решил немного похулиганить перед более серьезными работами.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Забавно, конечно, что до одной из первых книг Нила Стивенсона я добрался, только прочитав все остальное — от Барочного цикла до Д.О.Д.О. и Семиевия. И в результате этого кульбита мне хорошо видно, как сохранив свой узнаваемый стиль, Стивенсон стал писать гораздо лучше.

Вступление затянулось, и уже на трети книги я потерял интерес к происходящему — то ли перенасыщение информацией наступило, то ли этот подростковый пафос изрядно поднадоел. Однако Стивенсон спохватился и ближе к середине романа интрига воскресла благодаря оформившейся маргинальной теории, связавшей воедино шумеров, христианство, вавилонскую башню и компьютерные вирусы. Впрочем, здесь автор тоже затянул.

Развернутая Стивенсоном история о древних вирусах и аналогии между добиблейскими мифами и компьютерной терминологией волей-неволей вызывают ассоциации с Дэном Брауном и Андреасом Эшбахом — те мастера писать завлекательные и вроде бы аргументированные враки. Однако манера подачи этой информации, на которой, собственно базируется сюжет, напрягает своей монотонностью (хотя Стивенсон попытался сделать все через диалоги) и дидактичностью. Если впоследствии он подобные лекции стал писать о реальных вещах, то тут какое-то филологическое безумие. Сложно объяснить, почему о становлении финансового рынка в Европе (Ртуть) или деятельности Бенчли-парка (Криптономикон) читать интересно, а о байках про Энкиду и глиняные таблички — нет. Вся эта смесь нейролингвистики и библейских штудий вполне убедительна ( с оглядкой на жанр, конечно) — представленная автором картинка серьезней и глубже, чем любой аналог Брауна — но утомительна: ты уже все понял, а теперь продолжают капать на темечко. К тому ж дополнительной проблемой стал тот очевидный факт, что сюжет подчиняется логике шумерских мифов, а не использует их.

Временами автор разбрасывается: зачем, спрашивается, нужен был экскурс в меморандум об использовании туалетной бумаги в федеральном офисе? В ДОДО он бы зашел на ура — там вся книга издевательский гимн бюрократии, здесь же это выглядит откровенно инородным телом, да еще и написанное мозговыносящим канцеляритом, ничего не добавляющем ни истории, ни декорациям, ни урби, ни орби.

Мне было сложно понять, зачем было помещать события книги в ближайшее будущее, почти настоящее. Учитывая, что один из персонажей, хоть и старенький, но ветеран Вьетнама (грубо говоря, Джон Маккейн), получается развал государств и стремительная киберпанкизация случились буквально у нас на глазах. Однако ни причин, ни обоснований автор не приводит, что очень странно — как будто будущее выскочило внезапно, как черт из коробочки; легли спать при одной общественно-экономической ситуации, а проснулись при другой.

Чувствуется, что в этой книге автор себя еще нашел не до конца, не нащупал свою дорогу в литературном болоте. Несмотря на множество удачных находок и бесспорный писательский талант Стивенсона, полностью Лавиной (в отличие от других его книг) я так и не проникся, все было впечатление, что смотрю голливудский блокбастер с избыточном экшеном.

Оценка: 8
–  [  23  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Взялась читать, потому что в основу интриги положено фантастическое допущение из области лингвистики. Допущение — к чести книги — вполне здравое и научное. Современная лингвистика, действительно, не может дать подробного ответа на вопрос, как маленьким детям удается так быстро усвоить естественный язык, когда у взрослых людей на это уходит столько сил — а результат обычно более чем скромный. Поэтому естественно предполагать наличие некоторой врожденной языковой способности, каких-то «глубинных структур», которые срабатывают всего один раз. Пока остается без ответа и такой вопрос: как естественный язык развился до своего современного состояния. Так что второе предположение, согласно которому раньше язык сильнее обуславливал мышление и поведение, также правдоподобно. Другое дело, что если похожая ситуация и имела место, то гораздо раньше в истории человечества, чем в IV-III тысячелетиях до н.э. Шумер, с точки зрения эволюции, — это вчера, ну, в крайнем случае, позавчера. Но фантастическое допущение на то и фантастическое допущение.

А теперь про то, почему — несмотря на научные достоинства — не могу поставить больше 6. Композиция книги сразила меня наповал. Повествование собирается из текстов двух типов.

Первый тип — «движуха». Все куда-то бегут (или едут, или лезут, или стреляют. Или все одновременно). Подробно описываются интерьеры, на фоне которых происходит действие, и технические «примочки», а также звуковые, визуальные и деструктивные эффекты, которые они вызывают. Но ни фига не понятно, что же на самом деле происходит.

Второй тип — «пояснение». Это практически платоновские диалоги, в ходе которых постепенно выясняется, что происходит и в чем суть. Но по стилю это Википедия.

Куски первого и второго типа грубо склеиваются между собой. Единственный принцип — соблюсти баланс и вставить «пояснения» ровно тогда, когда читатель устает от необъяснимости «движухи» и вот-вот отложит книжку. А потом — вставить «движуху» ровно тогда, когда читатель заскучает над «пояснениями» и вот-вот отложит книжку.

Естественно, никакие сложные герои для этих типов повествований не нужны. От них требуется успевать за собственными девайсами, когда разворачивается движуха, и задавать «поощряющие» вопросы, когда разворачивается пояснение. GrandDuchess тут охарактеризовал ГГ как «апофеоз бродилок» и увидел в этом проявление авторской иронии и самоиронии. Я что-то не верю в подобную художественную изощренность Стивенсона. Думаю, оно само так получилось, потому что это не герои в полном смысле слова, а функции типов повествования.

Что же касается не-героев, второстепенно-условных помощников, то тут и вовсе развесистая клюква: добренькая мафия, последний оплот гуманизма, и кагэбэшники-сектанты на ядерной подлодке. Про байкера-алеута и пятнадцатилетнюю красотку, которую так и не изнасиловали, даже говорить не хочу.

И еще одно наблюдение, которого, кажется, никто еще не сделал. Вирусная концепция религий и передачи информации очень напоминает то, что Докинз пишет про мемы. У меня даже возникло предположение, что Стивенсон придумал всю книжку, обратив внимание на сходство термина «ме», обозначающего нечто невразумительное в шумерской религии, и термина «мем», введенного Докинзом в книге «Эгоистичный ген», однако подтверждения этой гипотезы мне сходу найти не удалось.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Чуть не умер, пока прочитал про шумерскую цивилизацию, хотя идея протолингвы очень хороша. Мне особенно близка, поскольку я слегка изучаю санскрит и читаю лекции по Кашмирскому Шивазиму. Но даже с такой подготовкой я не был готов к столь мощному окунанию в зиккураты и подробное описание «ме».

Мне не хватило в книге изящности в переключении между жёстким киберпанком и жирным цитированием Википедии. Чуть больше артистизма и детективности не помешало бы, но, видимо, тогда объяснить читателю столь глубокую и мощную мысль стало бы затруднительно.

Понравился киберпанк и трешники — как-то дохнуло «Deus Ex». Не понравилось резкое окунание в Википедию.

Сравнивая «Лавину» и «Диптаун» кажется, что последний более правдоподобно описан, но, возможно, это вкусовщина.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Странное ощущение от чтения складывается: с одной стороны много интересных идей и необычных взглядов на развитие технологий, с другой — ощущение постоянного стёба над происходящим, хотя вроде бы все серьезно. Я так и не понял, как надо относиться к героям и событиям. Сопереживать им не хочется, какие-то они фальшивые, как плохие актеры на сцене провинциального театра (орут, глаза пучат, руки заламывают — сплошная показуха).

Слишком много описаний. Любое мало-мальски простое действие утопает в куче ненужных деталей, никак не относящихся к происходящему, начинаешь уставать и отвлекаться, чтение не затягивает. Все происходит медленно, как в воде, хочется вырваться на нормальный темп, но не получается.

А еще в книге почти нет диалогов, все подается простыми абзацами текста. В какой-то момент создается ощущение, что ты читаешь энциклопедию фантастического будущего: необычно, но слишком много оторванных описаний и мало реальных действий.

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Приступая к чтению этой книги, я полагала, что речь пойдет об интернет-зависимости (или о чем-то еще в этом роде), а оказалось, что это еще одно научно-фантастическое произведение, научная часть котрого построена не на физике/астрономии/химии/биологии, а на законах и гипотезах из области лингвистики. Таким образом, «Лавина» встает на одну полку с «Вавилоном-17» Сэмюэля Дилэни. У Стивенсона, кстати, тоже много говорится о Вавилоне, его пресловутой башне, и, соответственно, о смешении и разобщенности языков. Также много говорится о шумерах и шумерских богах (с глубокими экскурсами в мифологии). Ну и о религии вообще.

В «Лавине» такой же чрезвычайно пестрый «пэчворк» локаций, что и в «Алмазном веке...», другом романе этого цикла. Но мне показалось, что здесь Стивенсон еще только примерялся к такому подходу к мироописанию, что некоторые придуманные им «реалии» вставлены в роман только потому, что писателю очень хотелось о них рассказать. А приключения главных героев напоминают одновременно и эко-триллер «Зодиак», и всё тот же «Алмазный век...». При этом «Лавина» понравилась мне меньше, чем эти два романа.

Забавно было прочитать в авторском послесловии о том, как Стивенсон какое-то время считал себя первопроходцем в использовании слова «аватар» относительно виртуальной реальности (не забываем, что роман писался в самом начале 1990-х), и как он с удивлением узнал, что в этом его уже опередили.

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ненавязчивые детализация и юмор, вшитые в весьма ироничную и бодрую историю, в которой поженились невероятные вещи: мифология и кодинг. Браво.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читал «Лавину» еще в начале 2000-х. Всех подробностей сюжета уже не вспомню, но впечатление от прочитанного свежо до сих пор. Написано здорово, изобретательно и захватывающе (пусть тема Метавселенной выглядит немного картонной и мультяшной), с прекрасным воплощением идеи психопрограммирования. Стивенсон от души поиздевался над всем написанным ранее киберпанком а-ля Гибсон или Стерлинг (уже успевший после них обрасти изрядным набором штампов и шаблонных сюжетных ходов), и одновременно подвел жирную черту под всем жанром в целом. Именно с выходом этой книги тот самый классический киберпанк с его скольжением в виртуальной реальности и нейроимплантантами закончил свой жизненный цикл. Замечательная эпоха завершилась (пожалуй, вовремя), и то, что вышло в этом духе позже читать стало уже или жалко или смешно. Отечественные поделки только начинали появляться, явно отстав от времени — они оказались даже не нужны.

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мир будущего Америки, мир франшиз, гиперинфляции и Глубины (шучу, Метавселенной). Хиро Протагонист, Главный Герой, негрокитаец-программист мастер вледения мечами, а также искренне ваша И.В., молодая девушка-курьер, разъезжающая на продвинутом скейте и гарпунящая машины, чтобы передвигаться по городу составляют основу сего произведения.

В книге много забавных моментов, начиная от доставки пиццы в определенный срок (иначе сам Дядушка Энцо полетит извиняться перед клиентом, а он этого не любит) и мужика разъезжающего на мотоцикле с ядерной боеголовкой в коляске заканчивая Плотом из тысяч кораблей, плотов и яхт, который движется течением по миру как большая помойка, перемещая вместе с собой мигрантов, и фондом туалетной бумаги с тысячей условий для большей толерантности в органе госкорпорации. Но об этом забавно рассказывать, читать далеко не всегда.

Понравилось представление мира, программистская составляющая книги вовсе не так дурна, иногда можно улыбнаться, интересная идея Вавилонского столптворения и сочетание умных людей с полнейшим абсурдом, который их окружает. Понравился диалог Хиро с Библиотекарем (этот момент на самом деле очень вытягивает всю книгу, там вся суть). Класный и продуманный мир Метавселенной.

Не понравилось представление об угловатых безумных русских, но это нормально для 1992 года. Ну не воспринимают программисты бинарный код на подсознании, даже если всматриваться в него не воспринимают, даже разобрать его нельзя без моральных затрат, так что не уверен, что вирус можно было бы внедрить вот так, показав сочетание нулей и единиц. Не понравилась какая-то несформированность людей. Хиро то мастер клинков, то забывает выворачивать кисть во время удара. Не понравилась затянутость, порой все описывается очень подробно и нудно, становится скучно читать и даже забываешь о чем сейчас речь, да и порой кажется, что автор взял список самых абсурдный вещей до которых он мог дотянуться во время написания книги и вставлял их в текст не задумываясь об их связности.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сначала я прочел 150 страниц и решил бросить со скуки. Вроде и круто написано, но вот сюжет и герои не зацепили хоть убейся.

И вот, не знаю почему, но я опять передумал и взял в руки книжку. И как же крупно я тогда ошибался. В середине книга превращается в золушку и от нее просто не оторваться. А все потому что автор наконец-то добавляет второй слой и разворачивает идею про язык как вирус. Мало того, что она невероятно оригинальна, так еще и весьма правдоподобно объяснена. Плюс сюжетная линия И.В. тоже преображается и начинаешь полностью сопереживать ее приколам и приключениям. С Хиро вот правда не особо задалось по большей части из-за его кретинского имени и внешности. Очень трудно серьезно относиться к ходячей карикатуре.

Как бы то ни было — больше всего я переживал за финал. Кругом в интернете начитался, мол, автор все слил и вообще все плохо. Но как бы не так! Финал тоже клевый, я бы даже сказал трогательный. Последняя сцена с мамкой и И.В. разбередила мою черствую душу.

Короче, роман отличный, значительно преображается в середине и крепко держит читателя за зад до самого конца.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх